21.12.2023

Конспект урока ИЗО на тему «Весна. «Цвет весны». Конспект занятия по ИЗО в старшей группе Изо на тему весна


Маметова Аида Аюпжановна - учитель начальных классов.

24.04.2014

г.Алматы

Конспект урока по ИЗО во 2 «Д» классе на тему:

"Весенний пейзаж"

Цель:

Расширить знания обучающихся о пейзаже, как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.

Задачи:

Образовательная:

    Закрепить представления детей о весне.

    Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.

    Обратить внимание детей на первые признаки весны: капель, кругом вода, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и с первыми листочками, первые цветы, яркое солнце.

    Научить составлять весеннюю композицию, используя краски.

Развивающая:

развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.

Воспитательная:

    Воспитывать у детей любовь к родному краю.

    Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

    Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

    Воспитывать заботливое отношение к природе, поддерживать чистоту в окружающей среде.

    Воспитывать эстетическое чувство к природе, вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Оборудование: бумага А3, А4, карандаши цветные, краски, кисти, репродукции картин с изображением пейзажей, стаканчики для воды, мелодия Чайковского «Времена года»

Методические приемы: беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

Словарная работа: активизация и обогащение словаря: капель, первые набухшие почки, пейзаж, художники-пейзажисты, линия горизонта, техника рисования.

Ход урока

Класс делится на 4 группы.

1.Организационный момент.

Учитель. Ребята! Давайте мы начнём урок с улыбки, посмотрите к нам пришли гости, улыбнитесь им и друг другу и пожелайте творческих успехов, а теперь посмотрим и проверим, всё ли у вас готово к уроку. На уроке изобразительного искусства я желаю вам хорошего настроения и творческих успехов в работе!

Сегодня урок необычный! Мы работаем в коллективе по группам. Вспомним, какие правила для групп мы с вами выводили? (Дети отвечают)

Правила работы в группе:

    Внимательно слушать друг друга.

    Не перебивать говорящего.

    Уважать мнение друг друга.

    Активность.

    Правило «стоп»

    Ставить перед собой цель и достигать его.

    «Разум человека проявляется в ясности его речи»(точность, выразительность, доступность, правильность и смысл)

    Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

2. Актуализация опорных знаний.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой улей, пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети: Весна (вывешивается наглядность-ВЕСНА)

Какое время года у нас во дворе?

Дети: Весна.

3.Сообщение темы и цели урока

Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (учиться, рассуждать, рисовать, оценивать, красиво говорить)

А ещё будем продолжать расширять свои знания о жанрах в изобразительном искусстве и рисовать весенний пейзаж.

4. Подготовка к изучению нового материала.

Какие весенние месяцы вы знаете?

(ответы детей) (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

Какой первый месяц?

Действительно, первый месяц весны - это март.

(Учительница демонстрирует иллюстрацию с изображением марта).

«Снег дырявым в марте стал,

И почти совсем опал.

Он уже не чисто белый,

Не пушистый, словно прелый».

ЗАДАНИЕ №1(Выполняется и обсуждается в группе, один из учеников защищает свою команду)

Подберите образное сравнение для описания мартовского снега.

А какая часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное)

- (Мнения учащихся) белый пористый шоколад, перина, лист пенопласта, серая вязаная скатерть, перламутровый, пух, облака, шуба.

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

(Апрель).

Какой сейчас месяц?

Назовите второй месяц весны.

- Действительно, второй весенний месяц носит имя Апрель. Весна в апреле напоминает заплаканную девушку, а слезы на ее лице – это бусинки талой воды. Умылась весной земля ручьями, еще больше разрумянилось весеннее солнышко.

Представьте себе нарисованный нами образ второго весеннего месяца.

- Вскрылись в апреле реки. Лед на реке весной тоже просыпался постепенно: сначала потемнел, затем нахмурился и покрылся трещинами. И только потом стал раскалываться, постепенно приходя в движение. Льдины поплыли по реке, постоянно сталкиваясь и разбиваясь.

- В народе говорят: «Апрельские ручьи землю будят». В апреле земля освободилась от снежного плена. Скинула с себя зимние лохмотья. Она обрадовано оттаяла и вдоволь напилась водой.

Какую картинку вы нарисовали в своем воображении?

Пригревающее солнце стало подсушивать верхний темно-коричневый слой земли. В апреле земля преет-прогревается. Журчат весенние ручьи.

Народная мудрость гласит: «Не ломай печи - еще апрель на дворе». Как вы понимаете эту поговорку?

(Мнения детей).

- Действительно, в апреле еще могут быть холода. «Апрель месяц - плут, лукавец, по-своему распоряжается», нелегко угадать холода ли ждать или тепла.

ЗАДАНИЕ №2

Выберите и отметьте приметы, по которым люди в апреле подмечают, что этот год будет теплым.

¨ Апрель ветром дует, небо синит - тепло сулит.

¨ Из березы течет много сока - к прохладному, дождливому лету.

¨ Синие облака в апреле - к теплу и дождю.

¨ В апреле днем жарко, ночью прохладно - к хорошей погоде.

А сейчас нам пора немного отдохнуть и мы с вами сделаем разминку.

5. Минутка здоровья.

Весна, весна! Пришла весна:

Тепло на крыльях принесла.

И вот на самом солнцепеке

С поднято гордой головой

Расцвел подснежник голубой.

Он весь пушистый, серебристый

На солнце маленький стоит,

Посланец он весны надежный

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,

Он первенец среди цветов.

Какой последний месяц весны?

(ответы детей)

Третий месяц весны - май. Май можно сравнить с красивой, улыбающейся девушкой, с широко открытыми глазами, в волосы которой вплетены яркие цветы. Она гордой походкой идёт по земле, покрытой зелёным ковром.

Представьте себе нарисованный нами образ третьего весеннего месяца.

- Май в народе не зря называют - травень, цветень. В этом месяце повсюду зеленеют и цветут кроны деревьев. Растут крокусы, сон-трава, лютики и другие весенние цветы. В садах зацветают нарциссы, тюльпаны, маргаритки и др. Поднимаются пионы, лилии, ирисы. Через месяц после зацветания мать-и-мачехи цветут шиповник, липа, крыжовник, смородина, зеленеют яблони.

ЗАДАНИЕ №3

Выберите и отметьте картинку, соответствующую майской природе.

(учащиеся в группах рассматривают картинки и выбирают нужную и вклеивают, ответы защищаются)

ЗАДАНИЕ №4
– В каждой группе по 3 репродукции художников, разделите их по жанрам
. - На какие группы разделили?

1-я группа - натюрморт.

2-я группа - портрет.

3-я группа - пейзаж.

Почему эти три картины отнесли к пейзажу?

Чем различаются эти три картины?

Что может быть изображено, когда рисуют пейзажи? ( Художник изображает поля, небо, леса, дом, природу.)
- Итак, сделаем вывод: пейзажи отличаются
временами года, временем суток, цветом (теплые и холодные, хроматические, ахроматические) - Колоритом. Колорит – это сочетание цветов в картине. А сочетание цветов что передаёт? (настроение)

Удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть его красоту помогут нам художники.

Картины, в которых они изображают природу, называются пейзажами.

А художников, которые пишут пейзажи, называют художниками-пейзажистами.

(показ нескольких картин)

Обратите внимание на эту картину Левитана.

И назвал художник эту картину «Весна-большая вода».

Художники показывают красоту родной природы в картинах, поэты в стихах, а композиторы в музыке.

Прослушайте стихотворение Федора Тютчева.

Чтец:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

(Мнения детей).

Назовите важнейшую примету этого весеннего месяца.

6.Прослушивание музыкальной пьесы.

Давайте прослушаем отрывок из Чайковского «Времена года».

Прослушайте внимательно эту мелодию и подумайте, какую бы весеннюю картинку вы нарисовали.

(прослушивание мелодии, ответы детей)

7.Практическая работа.

ЗАДАНИЕ № 5.

Рисование весеннего пейзажа. Показ сложных элементов учителем.

Ну, а сейчас вы художники и будете рисовать весенний пейзаж. Можно изобразить начало весны , когда природа только начинает просыпаться после зимнего сна, когда только начал таять снег и началась капель, но можно и изобразить весну в самом разгаре : голубое небо, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и первыми листочками, первые весенние цветы, яркое солнце. Но сегодня мы будем рисовать не только акварельными красками, но и цветными карандашами и мелками. С этими художественными материалами вы уже знакомы. Незабываем о линии горизонта , она у нас будет проходить на середине листа или чуть выше. Не забывайте, что предметы, расположенные на переднем плане они будут больше по размерам, чем те, которые позади. Ну, художники, давайте начнем нашу работу.

8.Практическая работа.

Теперь будьте внимательны, чтобы все сделать правильно и аккуратно. (Поэтапное выполнение задания).

(дети рисуют, звучит мелодия «Времена года». Учитель следит за детьми, как они рисуют, может делать словесные замечания по ходу работы)

Этапы изображения:
- Вы как художники знаете с чего начинается работа?
- С наброска.
-Тонкими линиями намечаем линию горизонта, дальний план, деревья, кусты.

Смачиваем кисть водой.
-Затем приступаем к заливке: ближе к горизонту светлее цвета, к краю – темнее.

А что по тону будет светлее: земля или небо? (Небо светлее и прозрачное)

9. Информации о домашнем задании (по выбору учащихся)

Ребята, как вы уже поняли, каждый из нас видит красоту природы по - своему.

Художники пишут картины.

Фотографы снимают красоту природы на фотокамеры.

Поэты сочиняют стихи о природе.

Композиторы сочиняют красивую музыку.

10. Подведение итогов урока (Огонёк общения)

Художник всегда организует выставку своих работ. А мы сейчас в классе устроим Вернисаж. Пожалуйста, прикрепите свои работы на доске.

Я хочу узнать, какие у вас чувства после выполненной работы?

Я рада, что есть радость, восторг, грусть.
- Молодцы, вы все хорошо потрудились.

(Оценка работ учащихся)

11. Рефлексия.

У вас получились замечательные работы, что помогло вам при рисовании?

Чему вы научились на уроке?

Что нового узнали? Ребята, на доске прикреплены смайлики, если вам понравился урок и вы узнали много нового то возьмите смайлик который улыбается, если вам урок не понравился и нового вы ничего не узнали то смайлик который плачет.

Молодцы, ребята, вы очень красиво нарисовали. У вас у всех разные рисунки. Но все они очень интересны и очень красивы.

Спасибо за урок! До встречи на следующем уроке!

Литература:

1.Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4кл.

М. ВЛАДОС, 2004г.-276 с.

2.Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Изобразительное искусство, 2 класс

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

пгт. Усогорск

План – конспект занятия по теме

«Весна»

Составитель:

педагог дополнительного образования –

Давоян Татьяна Евгеньевна

План – конспект занятия по теме «Весна»

Цель: формировать умения использовать нужную цветовую гамму для передачи эмоционального и цветового состояния весеннего пейзажа.

Задачи занятия: Научить детей распознавать изменения в природе с приходом весны; познакомить с народными приметами, весенними праздниками; развивать внимательность, наблюдательность и интерес к познанию нового; расширять словарный запас, используя эпитеты для описания красоты весенней природы; познакомить детей с творчеством И. Левитана; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: Магнитная доска, картины, плакаты с перечнем праздников, кроссворд.

Предварительная работа: начертить кроссворд на доске, повесить репродукцию и плакаты.

    Организационный момент

    Знакомство детей с новой темой

    Физминутка

    Практическая работа

    Закрепление материала

    Итог урока

Ход занятия:

1.Организационный момент . Приветствие...

Поприветствуем, друг друга, улыбнёмся. Техника безопасности: красками не баловатся, кисточками не махаемся, друг друга не пачкаем.

2.Знакомство детей с новой темой

Здравствуйте ребята. Давайте поприветствуем друг друга улыбнёмся. Проверьте готовы ли вы к занятию все ли принадлежности у вас есть. Молодцы. Все готовы, Мы можем начать работу. Для того чтобы узнать что мы с вами сегодня будем рисовать по какой теме будем работать посмотрите на доску скажите пожалуйста что изображено на картинках что вы здесь видите т.е. деревья, снег и т. д. И урок хочу начать с чтения стихотворения К. Кубилинскас.

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру,

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла,

Берёзового соку

Ребятам раздала.

В берлогу заглянула:

А ну, вставай, медведь! -

На веточки дохнула -

Пора зазеленеть!

Теперь весна - красавица

Зовёт со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

И так, как вы уже наверное догадались, тема сегодняшнего урока «Пришла весна». Сегодня вы узнаете какими дарами она нас балует, какие изменения приносит в жизнь людей, животных, растений, вспомним весенние месяцы и праздники, которые мы так любим отмечать в эту прекрасную пору года.

Детям предлагается рассмотреть картину Иссаака Левитана «Последний снег». Педагог задаёт наводящие вопросы:

Какое время года изобразил художник?

Какой именно месяц весны?

Какое чувство вызывает у вас эта картина?

Кто знает, когда в народном календаре отмечается первая встреча весны (15 февраля) правильно ребята, ещё не успела отступить зима, а весна уже напоминает о себе и уже в феврале наступают тёплые деньки (их ещё называют февральскими окнами). Далее дети перечисляют, как меняется природа и жизнь вокруг, с приходом весенних деньков (дни становятся всё длиннее, солнышко светит ярче и греет, происходит таяние снега, трава зеленеет, на полянках появляются первые цветочки, возвращаются перелётные птицы, подымается и зеленеет озимь на полях, на деревьях набухают почки, и появляются первые листочки, берёза даёт первый сок, просыпаются многие насекомые, происходит изменения в жизни животных и т.д.) Затем педагог спрашивает детей, знают ли они, что такое народная примета, для чего она нужна, может ли кто привести пример? (Разобрать с детьми каждую примету, привести пример из жизни)

Птица возвращается – дружная весна.

Птица вьёт гнездо на солнечной сторона – холодное лето.

Встретить весной зайца в белой шубе – быть ещё снегу.

Если рано снег тает – долгая оттепель.

Если пчела рано взлетела – быть яркой весне.

И сейчас мы познакомимся с весенними месяцами:

Март

Педагог читает детям стихотворение – загадку:

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц?

Кто узнает? (март). Детям предлагается вспомнить, каике праздники отмечают в этом месяце. (на доску вывешивается список праздников)

И в народе называли Март – протальник. Весна наступает, солнца прибавляет. Снежные завалы начинают таять от первых лучиков тепла. В проталинах появляются

Первые цветы – подснежники. И месяц получил имя – Протальник . Пора водить хороводы и весну красную встречать.

Апрель

Яростно река ревёт и разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (апрель).

Апрель – снегогон . Потоком со всех склонов как хлынет вода. Гонет снег апрель прочь зиму вместе с ним прогоняет, от того и «Снегогон» прозвали. Оголяется тёмная и сырая земля, почва готовится к цветению, лес просыпается от пения птиц.

Май

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай, что за месяц это? (май).

Май – травень. Весна одевает природу в новые чистые одёжки, радостно щебечут птицы. На земле быстро проростает трава, из почек на ветвях деревтев прорываются молодые листочки, каких – то несколько дней и лес не узнать – шумпт листвой. Месяц роста травы и зелени так и звали – Травень.

Молодцы, ребята, а теперь немножко отдохнём.

3.Физминутка. Дети встают друг за другом и повторяют за педагогом упражнения.

Дует ветер нам в лицо. (кистями рук машут в лицо)

Закачалось деревцо. (поднять руки вверх и покачать)

Ветер всё тише, тише.(присесть)

Деревце всё выше, выше. (встать и высоко потянуться)

При желании повторить, только в роли ведущего может быть ученик.

4.Практическая работа обучающихся .

И теперь переходим к творческой работе.

Мы немножко размялись, отдохнули, и сейчас ребята вам предстоит выполнить рисунок с изображением на тему «Весна».

Напоминаю, что вам предстоит изобразить весенний пейзаж, используя основные правила цветоведения, при этом не забывайте о передаче перехода плавности при изображении.

Ребята самостоятельно выбирают содержание и формат своих работ. В процессе работы я вам буду помогать избежать ошибок, прибегая к таким педагогическим приёмам как совет, педагогический рисунок, указание и наводящие вопросы.

5. Закрепление материала.

Педагог просит обучающего повторить весенние месяцы. Проведя занятие, в качестве закрепления разгадать кроссворд, Слова используются из ручной тематики.

Самое сильное насекомое (муравей);

Второй весенний месяц (апрель);

Перелётная птица (скворец);

Первый весенний цветок (подснежник);

Дерево, дающее вкусный сок (берёза);

Кто художник рассмотренной нами картины (Левитан);

Весенний разлив рек (половодье);

Лесной душистый цветок (ландыш);

В каком месяце празднуют международный женский день (март);

6. Подводятся итоги, педагог выясняет понравилось ли занятие обучающимся. Далее происходит оценивание работ детей.

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования Центр детского творчества

«Надежда»

«Весна пришла»

Педагог: Ибрагимова Эльвира

Илачитдиновна

Салехард

2015 г.

Тема: Весна пришла

Цель: Познакомить учащихся с изменениями в живой природе с приходом весны.

В процессе обучения развивать мышление, воображение, приучать детей к самоанализу, самонаблюдению.

Привить любовь к природе.

Оборудование: таблицы, репродукции великих русских художников, конверты с заданиями, кроссворд.

Ход занятия.

Здравствуйте. Тема сегодняшнего занятия вы узнаете отгадав загадку.

Знаю, знаю ждут меня повсюду.

Всем на свете я нужна,

Приношу я радость людям

И зовут меня … (весна)

Молодцы, отгадали. И так, тема сегодняшнего занятия «Весна пришла».

Вы уже знаете, что весна, как и другие сезоны состоит из 3-х месяцев, а каких вы должны отгадать.

  1. Яростно река ревет

И разламывает лед,

В домик свой скворец вернулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел. (Апрель)

  1. Дует теплый южный ветер,

Снег чернеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

  1. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

Белый свет оделся,

Пчелы первые летят

Гром грохочет, Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Хорошо. А кто назовет эти месяцы по порядку, т.е. как они идут друг за другом.

(март, апрель, май)

Март – первый весенний месяц. Но поглядите в окно; идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по – зимнему, и не веется, что зима уже позади.

А весна все таки приближается. Вспомните, как вы вставали утром в самый разгар зимы. В восемь часов было еще темно, приходилось зажигать свет. Теперь же солнце восходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера; день прибавила почти на пять часов.

Кто скажет 22 марта, что за день? 22 марта – день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь – уменьшатся.

В природе бывает три весны: весна света – март, весна воды – апрель, весна зеленой травы – май.

Ребята, а какие приметы весны вы знаете?

(Дети читают пословицы и приметы).

О марте.

Март – утро весны

Как в марте зима не злится, а весна покорится.

Синие облака к теплу или дождю.

Из березы течет много сока – к ненастью.

Ранний прилет журавлей – ранняя весна.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Об апреле.

Апрель – снегогон, водолей, соковик.

Апрель с водой – май с травой.

Не ломай печей, еще апрель за плечей.

Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.

О мае.

Май холодный – год хлебородный.

Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.

Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.

Соловьи поют всю ночь к сухой погоде.

Конкурс.

Ребята получили пять зеленых конвертов с заданиями:

  • Рассказать, как птицы встречают весну.
  • Какие изменения происходят в жизни растений.
  • Как животные встречают весну.
  • Труд в поле.
  • Весенние работы на огороде.

Конкурс отгадывание загадок.

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли на нос не садится?

Кто там за плугом носится вскачь? (грач)

Это птица никогда

Не строит для себя гнезда

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (кукушка)

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня, и полет

Вошли в стихотворения. (жаворонок)

Конкурс чтецов.

1 ученик. Весна – красна.

Ты, весна, весна – красна,

что с собой принесла?

Принесла для лугов

покрывало из цветов.

Принесла для елки.

Новые иголки

Для осин и для берез

свежих листьев целый воз.

2 ученик. Я – Весна - красна.

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки.

Погоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду в поле и в лесу

Людям радость я нес.

3 ученик. Первоцвет весенний

Жёлтенький цветок

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.

Первоцвет весенний –

Ключик от весны,

Не тебе ли снятся

Золотые сны?

Будь же осторожен,

Не сорви его,

Мелкого, душистого

Друга моего.

Разгадывание кроссворда.

(загадки)

  1. Под ногами шурава, под названием (трава)
  2. Без рук, без топорёнка, построена избенка (гнездо)
  3. Красная девушка по небу ходит (солнце)
  4. Синенько шубенка весь мир покрыла (небо)
  5. Фуршет, рычит, ветки ломает, пыль поднимает (ветер)
  • Кто может рассказать по своим наблюдениям о признаках весны в неживой природе?

Появление сосулек и капелек – это первый признак прихода весны. Надежной защитой снег служит для растений. Многие растения живут и зеленеют на дне мертвого снежного покрова (земляника, одуванчик и т.д.) Многие животные (глухарь, рябчик, куропатка) нашли свои зимние квартиры. Вся толщина снега пронизана ходами переходами маленьких зверюшек, которые добывают в снежном покрое себе еду. Мыши – полевки добывают здесь корешки, а хищные землеройки, ласки, горностаи охотятся тут за этими грызунами, птицами. Но сейчас снег из друга превратился в смертельного врага. Под его непосильной тяжестью ломаются ветки деревьев, кустарников. С наступлением оттепелей снег покрывается ледяной коркой, что становится очень опасно для многих зверей и птиц, которые на ночь зарываются в него, а утром нередко не могут вырваться из плена и погибают.

Снег сейчас стал рыхлым, темным. Из под него вытекают сверкающие водяные струйки.

Они соединяются в быстрые ручьи и бегут по лесам,по полям, превращаясь в бурные потоки. По дорогам они подхватывают семена различных деревьев (осины, ивы, березы, клена, сосны и т.д.), травы и относят их далеко от родительского дома.

Солнце стало светить светлее и дольше: раньше рассветает, позднее смеркается, день сравнялся ночью и начал обгонять её. Иногда лучи солнца греют руки, лицо. Этот период времени в народе называют переломным периодам зимы.

В природе произошли следующие изменения: образовалось снежная корка, выдерживающая человека без лыж, потемнел снег, появились проталины, первая капель, сосульки, воронки, затоки у стволов одиноких деревьев, появились ручейки первых весенних вод, и т.д.

В корнях деревьев вода растворяет сахар, который был специально летом в их «кладовых», и вместе с ним отправляется по коре деревьев так же вверх, к тем же почкам, чтобы подкормить их и поэтому кора деревьев: ив, осин, клена, малины, яблонь, а особенно берез – стала сладкой.

Лес еще не одет в зеленую листву, но ива, осина, береза уже готовится к цветению.

Все растения рады приход весны, но для многих её появление оборачивается горем. Так как у нас в Сибири наблюдается чрезмерный сбор лесных и полевых цветов, что является одной из причин исчезновение запасов ярко - цветущих и лекарственных растений. Так 19 видов из них (горнецвет, зверобой, подорожник, мать – и – мачеха, медуница, сон – трава, колокольчик, багульник. Редко можно встретить ландыш) уходят от нас.

Весну всегда открывает песня большой синицы, первая дробь большого дятла. Значит зверей леса: белки, лисицы, медведя, лося, косули и других животных началось линька, они все меняют теплую густую шубу на более легкую. В марте просыпается медведь в своей берлоге. Барсук просыпается ещё раньше, в феврале. Бурундук уже проснулся и часто бегает поглядеть на первую оттепель.

Начинают выходить из нор суслики, скоро появятся первые насекомые.

Немного о растениях.

  1. Какие деревья и кустарники цветут ещё до распускание листьев? (ива, орешник, ольха)
  2. Какой вред приносит сбор сока деревьев? (дерево без сока засохнет, погибнет)
  3. Почему мать – и – мачеху называют лекарственным растением? (из её листьев и цветов готовят настойку для лечения простудных заболеваний)
  4. Очень изящное небольшое растение с приятным запахом, цветки маленькие, белые душистые. Название растения связано с названием месяца, в котором оно появилась . (майник)
  5. Растение с ярко – желтыми блестящими цветками. На ночь и в ненастную погоду цветки закрываются. В народной медицине используют для выведения бородавок. (чистяк)
  6. Зеленовато – желтые цветки похожи на маленькие мини, собранные на верхушке стебля в зонтиковидное соцветие этим растением любят лакомиться гуси. (гусиный лук)
  7. Это дерево – особый род ивы. У него пушистые, словно меховые, серёжки. Ветви цветущего дерева люди приносят в свои жилища. (верба)
  8. Кудри в речку опустила

И о чем – то загрустила.

И о чем – она грустит,

Никому не говорит. (ива)

Итог.

О каком сезоне сегодня говорили?

Назовите признаки весны?

Что нового ты узнал?

Назовите несколько пословиц или примет связанных с весной?


Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Весенние цветы. Нарциссы»

Цель: учить любоваться красотой, яркостью красок различных цветов,
воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы.

Задачи:
Образовательные:
Активизировать познавательный интерес к искусству и природе.
Формировать умение самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике.
Развивающие:
Развивать память, внимание кругозор учащихся.
Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазии.
Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком.
Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
Способствовать эстетическому восприятию учебного материала
Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: альбом для рисования, простой карандаш, ластик, гуашь, акварель, цветные карандаши, кисти, вода, ключевые слова урока (табличка) схема сборки цветка (табличка), фото цветов и весенний пейзаж, схема «основные формы головок цветов», конверт с письмом от весны, компьютер, проектор.
Оформление доски:
План урока
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Психологический настрой учащихся. 5 мин.
Строение цветка.
Различные виды первоцветов.
Легенда о цветке нарциссе.
3. Постановка целей и задач урока. 1 мин.
4. Основной этап урока (актуализация знаний). 5мин.
Демонстрация учителем образцов. Вспоминают, что знают о данном цветке.
5. Анализ образца. 5мин.
Учитель у доски показывает, как правильно нарисовать цветок «Нарцисс», различные композиции (цветы в вазе или просто один нарцисс)
6. Физкультминутка. 1мин.
7. Практическая работа учащихся. 20мин.
8. Итог урока. Рефлексия.
Выставка рисунков.

Ход урока:

1. Организационный момент.
Приветствие, готовность учащихся к уроку.
-Здравствуйте, дети! Садитесь. Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество – это источник доброты, истины и красоты. Сядьте поудобнее и улыбнитесь друг другу. У нас на улице светит солнце, поют птицы, весна, давайте порадуемся этому времени года!
2. Психологический настрой учащихся.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо всем рядом с нами? (обводят всех руками)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в школе родной? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо тебе со мной? (поворачиваются друг к другу)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)

Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо быть балахнинцем? Хорошо! (выставляют большие пальцы)

Ребята, нам пришло письмо-загадка, прочитаем? (Учитель открывает конверт).

Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
А зовут меня (Весна!)
В письме написано: «Здравствуйте, дорогие мои третьеклассники!
Да-да! Это я, Весна! Догадались?
Я давно уже гуляю по улицам вашего города, а сегодня заглянула к вам в
школу - хочу поднять вам настроение.
Жду красивых рисунков от вас!
Пока! Удачи!»

3. Постановка цели и задач урока.
- Ребята, а какие приметы весны вы знаете?
- Какие вы знаете весенние цветы?
Отгадайте мои загадки: (работа с иллюстрациями)
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький
Прячется в валежник
Синенький (подснежник)

Их в Голландии найдете
Там везде они в почете
Словно яркие стаканы
В скверах яркие (тюльпаны)

Он цветочный принц – поэт
В шляпу белую одет,
Про весну стишок на бис
Прочитает нам (нарцисс).
-Что вы знаете про цветок Нарцисс?
-Дети, догадайтесь, какой теме мы сегодня посвятим урок?
-Какова цель урока?
4. Актуализация знаний.
- Нарцисс – об этом красивом цветке мы сегодня поговорим подробно! Нарцисс – одно из любимых растений садоводов. Нельзя остаться
равнодушным к его красоте. О нарциссе создано множество легенд.
Самая распространенная повествует о превращении прекрасного юноши,
по имени Нарцисс, в дивный цветок.
«Нарциссу было предсказано, что он будет жить до тех пор, пока не увидит себя. Однажды юноша решил напиться из чистого, спокойного, как зеркало источника. Наклонившись к воде, он вдруг впервые увидел свое собственное отражение. Оно было так прекрасно, что навсегда пленило бедного юношу. Нарцисс перестал есть, пить, спать, потому что не в силах был отойти от источника, он стал чахнуть и вскоре умер. На том маете возник удивительный цветок».
- Каких только соцветий нарциссов не получили садоводы. Самые разные
расцветки.
(Обращая внимание на фото цветов).
- А давайте, ребята, попробуем ответить на вопрос, из каких частей состоит цветок? (Из стебля, листьев и головки цветка).
Стебли: тонкие и толстые, длинные и короткие, гладкие и колючие, прямые и
изогнутые.
Листья: Крупные и мелкие, резные и простые, плоские и завернутые разных
форм.
Головки цветов также разные:
Чашечка (тюльпан)
Бутон (роза в бутоне)
Тарелка (подсолнух)
Зонтик (василек)
Шарик (астра)
Сверток (распустившаяся роза)
Цепочка (ландыш)
- Какие же листья, стебель и форма головки у нашего героя Нарцисса?
- листья длинные и узкие
- стебель длинный и тонкий

Ребята на дворе уже весна. Думаю, вам уже так хочется после зимы,
чтобы быстрее наступил май – последний месяц весны. Месяц, когда зацветут цветы. Сегодня мы попробуем нарисовать этот красивый цветок. Нам нужно будет узнать, как же правильно нарисовать Нарцисс. (Слайд)
Анализ рисунка: (образца)
Итак, в первую очередь необходимо нарисовать серединку цветка. У нарциссов она выступает вперед, поэтому рисуем фигуру, похожую на колокольчик, только смотреть она должна не вниз, а в сторону.
1 Этап. Обводим широкую часть колокольчика по кругу волнистой линией. Серединка цветка готова!
2 Этап. Теперь приступаем к рисованию лепестков. Их начинают рисовать от узкой части колокольчика. Каждый лепесток по форме напоминает сердечко, но без выемки посередине. Таким образом рисуем 5-6 лепестков.
3 Этап . После лепестков рисуем стебель растения. Он представляет собой две параллельные линии, идущие от цветка вниз. Не стоит делать стебель слишком толстым, иначе рисунок будет выглядеть тяжелым.
4 Этап. После этого нарисуем листик. Его начинают с нижней части стебля вверх, рядом проводят еще одну линию и соединяют ее с первой. Обводим контуры цветка более четко и удаляем ластиком лишние линии.
5 Этап. Теперь можно приступить к раскраске рисунка. Сам цветок раскрашивают в желтый цвет, а стебель и листочек делают темно-зеленым.
Наш рисунок готов. Как видим, следуя инструкции, можно легко и просто нарисовать это удивительное растение.
Учитель показывает на доске как правильно рисовать цветок. Также цветы можно нарисовать в вазе, для этого вы должны определить, сколько цветов вы будете рисовать. Затем нужно нарисовать стол на чем будет стоять ваза с цветами, после этого прорисовываете контуры цветка, так как мы это проговаривали при анализе рисунка лишь рисуя уже не один цветок, а несколько.

Работа с готовыми работами, а также опора на схему, которая представлена на слайде.
5. Физкультминутка
С физ-минуткой я дружу
Свою спину разогну
Руки к верху подниму,
А потом их опущу,
А потом попрыгаю
Раз, два, три.
Ножками подрыгаю
Раз, два, три.
Ручками похлопаю,
Ножками потопаю
Раз, два, три.
Сяду я за партой стройно,
Чтоб вести себя достойно.

6. Практическая работа учащихся.
7. Итог урока. Рефлексия.

Выставка работ.
- Что вам больше всего запомнилось с урока?
- С каким настроением вы уходите с урока?
- Вы очень хорошо работали. Спасибо, урок окончен!

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ИЗО в 3-м классе на тему: "Весна пришла. Весеннее настроение"

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков (по Кузину).

Вид занятия: рисование на тему (по представлению, по памяти, с натуры (вид из окна)).

Интеграция предметов гуманитарного цикла (межпредметные связи): изобразительное искусство, литература, МХК.

Цель: выполнить законченную композицию на предложенную тему, проверить и скорректировать умения и навыки детей в изображении весенней композиции и работе в различных техниках.

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Образовательные:

  • Активизировать познавательный интерес к искусству и природе
  • Учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы
  • Формировать умение самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике

Развивающие:

  • Развивать память, внимание кругозор учащихся;
  • Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазии
  • Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком.
  • Обогащать словарный запас детей
  • Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем .

Воспитательные:

  • Способствовать эстетическому восприятию учебного материала
  • Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности
  • Воспитывать бережное отношение к природе

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

К концу урока дети должны знать:

Особенности изображения весенней композиции, различную технику, способы и последовательность работы над композицией в выбранной технике.

уметь:

Выполнять законченную композицию, используя полученные ранее знания. Соблюдать последовательность выполнения работы, при необходимости используя инструкцию учителя (словесную или письменную).

Оборудование, необходимое для урока:

Для учителя:

  • Магнитофон, записи(по возможности)
  • Оформление доски
  • Плакаты, иллюстрации, репродукции на тему весны
  • Мольберт для фронтального показа учащимся

Для учащихся:

  • Альбом или листы А4
  • Памятки по последовательности выполнения работы (или инструкционные карты и карты по ТБ)
  • Карандаши простые и восковые
  • ластик
  • Гуашь, акварель
  • кисти, поролон
  • ведерко с водой
  • палитра
  • бумага с восковой основой для работы в технике граттаж
  • ножницы, цветная и бархатная бумага, природный материал
  • Трафареты зверей.

Ход урока

I. Орг.момент.2 мин.

II. Основная часть:

Вступление (цель).3мин.

Ознакомительная беседа с объяснением темы и проверкой домашнего задания. 5-6 мин.

Беседа о сюжете на заданную тему, о правилах построения рисунка 4-5 мин

Самостоятельная работа детей над темой и композицией весеннего сюжета (набросок сюжета и прорисовка деталей) 20-25 мин

Оформление работы в цвете, графике, аппликации, гратаж

Физ.минутка.(1-2 мин в процессе работы).

Обобщение. Домашнее задание

III. Заключение.

Подведение итогов занятия, анализ удачных работ. 5-6 мин

Вступление.

– Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество – это источник доброты, истины и красоты.

Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните свои обиды, беспокойство, раздражение. Забудьте о них.

Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха…. И все то прекрасное, что вы услышали и вдохнули, пусть согреет ваше сердце.

А радость, зазвучавшая в вашем горячем сердечке, станет слышна людям. И мы с вами закроем глаза, прислушаемся к ее звучанию, и попытаемся понять смысл того, что я вам сейчас прочитаю - Притча “КРАСОТА” В.А. Сухомлинский См. приложение 1. п 1

Чтение учителем (на фоне музыки П.И. Чайковского “Времена года”).

Теперь вы поняли, почему мы прислушивались именно к вашим горячим сердечкам?

Что удалось услышать? (Ответы детей)

Только человек с горячим сердцем может творить прекрасное и дарить людям радость и красоту.

– А вам приходилось видеть красоту на своем пути? (Ответы детей)

– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает? (Ответы детей)

– Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне? (Ответы детей)

– А что ему помогло?

– Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем уроке. Сегодня мы с вами постараемся разглядеть красоту весеннего дня или ночи, красоту живой и неживой природы весной. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной!

II. Основная часть – групповая работа детей.

(При делении на группы учитываются возможности учащихся и их интересы)

– Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Мы с вами читали стихи замечательных поэтов-классиков о природе в разное время года. Вспомните авторов и их произведения о весне, которые вы изучали на уроках чтения

(Необходимо создать настроение, включить музыку о весне, почитать стихи, поговорить о тех радостях, которые доставляет детям весенняя природа. Поговорить об особенностях весны: в чем ее отличие от других времен года.)

Вы любите отгадывать загадки? Отгадайте:

А вы что знаете о весне? - Стихи

– Красота весенней природы не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими! Многие картины и рисунки вы уже видели, учились описывать их, определять настроения и характер. (давайте вспомним, что это за картины – хотя бы те, что есть на доске)

Внимание на опорный ряд на доске:на выбор учителя репродукции картин К.Ф. Юона “Конец зимы. Полдень”, “Мартовское солнце”, И.Левитана “Март”, “Половодье”, “Весна. Большая вода”, А.Саврасова “Грачи прилетели”, И.Грабаря “Мартовский снег”, Н.Ромадина “Весенний день”, “Цветущий бугор”, А.Кокорина “Тарусы. Март”, С.Герасимова “Лед прошел”, Ф.Васильева “Оттепель” и др. Для более полного и яркого представления природы, особенностей весеннего леса и луга необходимо рассмотреть несколько репродукций картин.

Если в классе большинство детей с высоким уровнем умственного развития, то описательные рассказы по картинам они могут по ходу просмотра составить сами, а если уровень умственного развития средний и ниже, то лучше, если описание картине выполнит или зачитает сам педагог, а дети определят к какой из предложенных репродукций подходит описание. Этим же приемом можно воспользоваться, если необходимо сэкономить время на уроке.

Давайте с вами вместе попробуем выбрать предложения, подходящие к каждой из картин на доске, точно и поэтично описывающие состояние природы на них.

Что общего в изображении всех этих пейзажей? (проведена линия горизонта, заполнен передний и задний планы, и на земле, затопленной водой: деревья, голые, как в марте, или одетые листвой, как в мае, разлившаяся река, тающий снег, и на небе: облака, солнце, летящие птицы, … капающие с крыши сосульки, и т. д.)

Ответь на вопросы: (необязательно - при наличии времени) См. приложение 1. п. 4

Мы уже рисовали раньше сюжетные картины на темы времен

года. А сегодня мы с вами будем создавать красоту весенней природы своими руками.

Дома вы должны были подготовить все необходимое для этого урока творчества по своему желанию.

Поэтому у нас получилось несколько (4) групп:

1группа: В этой группе ребята выбрали технику граттаж. Они будут рисовать весну на специальном листе. Какая предварительная работа была дома?

Гратаж - работа на восковой основе: бумага для работы заготовлена заранее: альбомный лист, а лучше – для черчения растирается тщательно свечкой (обычной хозяйственной), затем закрашивается гуашью (какой цвет лучше использовать для весенней картины?), сушится. На таком листе “выцарапывается” рисунок.
– Нанесен фон: небо, воздух. Затем просушили, для того чтобы можно было выполнять основную работу – нарисовать “выцарапывать” солнце, деревья, дом, тающего снеговика и т.д.

2 группа: Вторая группа будет работать на альбомном листе – в технике “по-сырому”.

– Что для этого нужно?

– Альбомный лист смачивается водой (кисточкой). Наносится фон – небо, облака, снег, земля. Когда высохнет, основные детали рисунка. Заканчивается работа прорисовкой деталей концом кисти, подправляются контуры предметов, накладываются блики и тени, цвет стараются передать так, как мы видим его в жизни

3 группа Ребята в третьей группе рисуют ластиком. – Объясните, как это вы будете делать? – Альбомный лист закрашивается простым карандашом, затушевывается (растирается), бумагой и ластиком вырисовывается графическая картина.

4 группа В четвертой группе разные виды работ. (Учитель может выбрать только один вид – например, только ватой на бархатной бумаге).

Аппликация ватой на бархатной бумаге, аппликация из цветной бумаги, из природных материалов (по желанию и при наличии подходящих).

Каковы основные правила для аппликации ватой на бархатной бумаге? – Из ваты скатываются тонкие жгутики и обводят ими контуры рисунка, предварительно выполненные на бумаге и там, где снег еще не растаял, накладывается тонкий слой ваты (без клея).

Можно напомнить правила работы при выполнении аппликаций, ТБ при работе с ножницами и т.п. (можно просто раздать инструкционные карты и предложить выборочно зачитать) См. приложение 1. п. 5

Дети приступают к самостоятельной работе, решив вопрос с сюжетом.

(Учитель медленно проходит по рядам, обращая внимание детей на средства, которыми можно создать пространство в рисунке: расположение оснований ближних и дальних деревьев; изменение величины деревьев в зависимости от того, близко оно или далеко, учитывая, что деревья сами по себе бывают различной толщины. Учителю следует много работать индивидуально, помогая учащимся в развитии сюжета в рисунке, предлагая или подсказывая дополнения в выбранном детьми сюжете).

Физ.минутка в ходе работы по мере необходимости. (можно с народными закличками и приговорками, можно с обыгрыванием народных песенок и игр о весне. Например “Ой, бежит ручьем вода”)

Стоит еще раз напомнить особенности работы красками: большие пространства, такие как фон неба, земли, требуют наведения красок в палитре. При прорисовке деталей более густыми красками, мазками следует наводить цвет непосредственно на краске, еще раз поговорить о цветах и запахах весны, повторить, что краски должны быть яркими, сочными, должны передавать радость, тепло солнечного весеннего дня, когда вся природа пробуждается от долгого зимнего сна и все радуется жизни, все цветет, благоухает, живет, порхает и летает.)

Работа закончена.

III. Заключение. Выставка работ, демонстрация и краткая характеристика.

Желательно разложить листы в ряд (или выставить на доске) и совместно рассмотреть, порадоваться удачным работам, сделать замечания по ошибкам в форме советов. (посмотрим, что у нас получилось, кто справился с техникой выполнения, а кто-то может, сделал какие-то ошибки)

Д/задание:

Посмотреть мультипликационный фильм “Незнайка на Луне”.

Подготовить затонированные листы для работы на следующем уроке “Космос. Полеты на другие планеты”

(это задание дается на усмотрение учителя, т.к. может быть выполнено вместе с детьми во внеурочное время, например, на кружке)

Итоги урока, оценка

Давайте вместе полюбуемся нашими весенними работами. Пригласим полюбоваться и наших гостей. И, я думаю, за такую дружную и плодотворную работу на уроке можно нам всем поставить “5”. Убираем за собой рабочее место. Урок окончен. Спасибо всем!