15.02.2024

Культурология радугин читать. А. Радугина Х рестоматия по культурологии учебное пособие. Раздел i. сущность и предназначение культуры


Культурология … Орфографический словарь-справочник

- (лат. cultura возделывание, земледелие, воспитание; др. греч. λόγος мысль как причина) совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит… … Википедия

Наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и об ве и изучающая культуру как целостность, как специфич. функцию и модальность человеч. бытия. Хотя происхождение термина К. принято связывать с именем … Энциклопедия культурологии

культурология - КУЛЬТУРОЛОГИЯ (от лат. cultura возделывание, обрабатывание, почитание и греч. logos слово, понятие, учение) учение о культуре. Развернутое определение К. может быть дано, исходя из понимания культуры в ее антропном модусе «Человек в… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Гуманитарная дисциплина, изучающая культуру в совокупности ее цельных исторических форм. К., в отличие от философии культуры, не ставит перед собой задачи раскрыть сущностные основания и универсальные принципы культуры как таковой. Цель К.… … Новейший философский словарь

КУЛЬТУРОЛОГИЯ, и, жен. Наука о духовной культуре народа. | прил. культурологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Комплексная дисциплина, возникшая в 20 в. на стыке истории, философии, политологии, теории искусства, социологии, социальной психологии и др. наук о культуре и исследующая происхождение и сущность культуры, ее разновидности и типы, место человека … Философская энциклопедия

Культурологии, ж. Область знания, наука, теоретическая дисциплина, называющая своим предметом культуру. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 4 дансология (1) культурфилософия (1) … Словарь синонимов

КУЛЬТУРОЛОГИЯ - (культура + ...логия). Научная и учебная дисциплина, предметом которой является определенным образом отобранная и организованная совокупность сведений о культуре изучаемого языка, необходимых для общения на этом языке, включаемая в учебный… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

И; ж. Научная дисциплина, изучающая внутренние закономерности развития культуры, тенденции взаимодействия культуры и общества. * * * КУЛЬТУРОЛОГИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ, гуманитарное исследование явлений и законов культуры. (см. КУЛЬТУРА) От… … Энциклопедический словарь

Предисловие................................................................................................................6

Раздел первый. Сущность и предназначение культуры...................................................7

Глава 1. Культура как предмет культурологии............................................................7

1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека...........................................7

1.1. Понятие символа. Символические формы культуры. ...........................................8

1.2. Человек как творец и творение культуры............................................................9

1.3. Диалог культур........................................................................................................9

1.4. Основные формы духовной культуры....................................................................10

2. Культурология как гуманитарная наука....................................................................11

2.1. Истоки культурологии как науки............................................................................11

2.2. Единство понимания и объяснения в культурологии. Культурология как осуществление диалога культур...........11

ЛИТЕРАТУРА....................................................................................................................12

Глава 2. Основные школы и концепции культурологии.......................................................12

1. Философия Гегеля как теория культуры.........................................................................12

2. Философия культуры Освальда Шпенглера..................................................................14

3. Человек, творчество, культура в философии Бердяева..................................................17

3.1. Свободный человеческий дух как творец культуры. ......................................................17

3.2. Свободный дух и символические формы культуры: внутреннее противоречие культурного творчества.............17

4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда.18

5. Культура и коллективное бессознательное: концепция Карла Густава Юнга 20

5.1. Коллективное бессознательное и его архетипы...................................20

Хрестоматия по культурологии (Радугин А.А.)

Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов - извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы. В соответствии с требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” в текстах освещаются сущность и предназначение культуры, основные школы в культурологии, история мировой и отечественной культуры, вопросы сохранения мирового и национального культурного наследия.

Предназначено в качестве учебного пособия для студентов вузов, техникумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.

Предисловие

Раздел первый. СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

тема 1. Культура как предмет культурологии

Э. Дюркгейм 12

тема 2. Основные школы и концепции культурологии

И.Г. Гердер 27

Г.В.Ф. Гегель 43

А. Шопенгауэр 49

Ф. Ницше 51

О. Шпенглер 58

Н.А. Бердяев 81

Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда

З. Фрейд 104

Культура и коллективное бессознательное: концепция К.Г. Юнга

К.Г. Юнг 126

Й. Хейзинга 131

К. Леви-Строс 133

Ж. Деррида 137

тема 3. Культура как система

Н.П. Огарев 144

Р. Белла 145

М.М. Бахтин 155

С. Норман 156

К.Д. Кавелин 161

тема 4. Взаимоотношения идеологической и гуманистической тенденции в художественной культуре

Н.Г. Чернышевский 203

Ж.П. Сартр 205

К. Маркс 206

Ф. Энгельс 206

В.С. Соловьев 207

С.Н. Булгаков 210

М.М. Бахтин 213

М. Хайдеггер 214

Раздел второй. РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

тема 5. Миф как форма культуры

А.Ф. Лосев 218

С.А. Токарев 219

А.А. Потебня 223

Д.Д. Фрэзер 232

Э. Кассирер 236

А. Белый 244

тема 6. Культура Древнего Востока

Бхагавадгита 249

Махабхарата 250

Рамаяна 255

Типитака 258

Нирвана 259

Лао-Цзы 261

Конфуций 263

тема 7. История античной культуры

Платон 266

Аристотель 276

Гораций 283

тема 8. Христианство как духовный стержень европейской культуры

Библия 288

М. Вебер 292

тема 9. Культура Западной Европы в средние века

Августин 305

Ценность как основополагающий принцип культуры

П.А. Сорокин 308

Р. Генон 311

Ле Гофф Ж. 319

тема 10. Культура западноевропейского Возрождения

Гуманизм - ценностная основа культуры Возрождения

Л. Валла 335

Д. Пико Дела Мирандола 345

Д. Бруно 353

М. Монтень 355

тема 11. Реформация и ее культурно-историческое значение

М. Вебер 373

тема 12. Культура эпохи Просвещения

Н. Буало 386

тема 13. Кризис культуры ХХ века и пути его преодоления

Н.А. Бердяев 404

тема 14. Художественная культура ХХ века: модернизм и постмодернизм

Технический манифест футуристической литературы 416

Первый манифест футуризма Ф.Т. Маринетти 421

Манифест сюрреализма 1924 год. Андре Бретон 426

Манифест дадаизма 446

Хаусман и другие 448

Манифест сюрреализма. Иван Голль 449

Ю. Хабермас 451

Ж.-Ф. Лиотар 467

Раздел третий. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ России

тема 15. Становление и развитие культуры России

С.М. Соловьев 472

П.Н. Милюков 480

Л. Шестов 487

Г.П. Федотов 488

В.И. Иванов 495

Д.С. Лихачев 498

В.В. Вейдле 505

Д.С. Лихачев 517

Н.А. Бердяев 521

И.А. Ильин 528

М. Горький 529

В.И. Ленин 546

тема 16. "Серебряный век" русской культуры

В.Я. Брюсов 552

В.И. Иванов 558

тема 17. Советский период развития культуры России

А.А. Жданов 556

Название: Культурология.

Пособие написано в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». В нем рассматривается сущность и предназначение культуры: основные школы, концепции и направления в культурологии, история мировой и отечественной культуры, сохранение мирового и национального культурного наследия.
Предназначено в качестве учебного пособия для студентов ВУЗов, техникумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.

В настоящее время в России осуществляется реформа всей системы образования. Основная направленность этой реформы состоит в его гуманизации. Гуманизация образования означает для нашей страны коренную переориентацию ценностных установок, нормативных регуляторов, целей и задач учебно-воспитательного процесса. Во главу угла образования отныне должны ставиться интересы каждого конкретного человека, личности. Образовательные учреждения должны обеспечить такие условия учебно-воспитательного процесса, чтобы выпускник школы мог стать самодеятельным субъектом общественной жизни. Такая ориентация означает создание необходимых предпосылок для развития всех творческих способностей студентов: гармоническое развитие их интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств. Иначе говоря, задача высшей школы - готовить не просто специалиста в какой-то узкой сфере производства и управления, а личность, способную к различным сферам деятельности, осознанно принимающую решения по политическим, мировоззренческим, нравственным, эстетическим и другим вопросам.
Значительную роль в реализации такой цели призвана сыграть гуманитаризация образования. Ключевую роль в гуманитарной подготовке студентов призвано сыграть освоение новой дисциплины - культурологии.
Разработанные Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в области культурологии ставят следующие основные задачи.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 6
Раздел первый. Сущность и предназначение культуры 7
Глава 1. Кулътура как предмет культурологии 7
1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека 7
1.1. Понятие символа. Символические формы культуры 8
1.2. Человек как творец и творение культуры 9
1.3. Диалог культур 9
1.4. Основные формы духовной культуры 10
2. Культурология как гуманитарная наука 11
2.1. Истоки культурологии как науки 11
2.2. Единство понимания и объяснения в культурологии. Культурология как осуществление диалога кулътур 11
ЛИТЕРАТУРА 12
Глава 2. Основные школы и концепции культурологии 12

1. Философия Гегеля как теория культуры 12
2. Философия культуры Освальда Шпенглера 14
3. Человек, творчество, культура в философии Бердяева 17
3.1. Свободный человеческий дух как творец культуры 17
3.2. Свободный дух и символические формы культуры: внутреннее противоречие культурного творчества 17
4. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда 18
5. Культура и коллективное бессознательное: концепция Карла Густава Юнга 20
5.1. Коллективное бессознательное и его архетипы 20
5.2. Культура и проблема целостности человеческой души 21
6. «Вызов и Ответ» - движущая пружина в развитии культуры: концепция Арнольда Тойнби 22
7. Ценность как основополагающий принцип культуры (П. А. Сорокин) 23
8. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.) 24
9. Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк).25
ЛИТЕРАТУРА 26
Глава 3. Кулътура как система 26
1. Структурная целостность культуры 27
1.1. Материальная и духовная стороны культуры. Человек - системообразующий фактор в развитии культуры 27
1.2. Культура как нормативно-ценностная и познавательная деятельность 28
2. Многомерность культуры как системы 31
2.1. Предназначение культуры 31
2.2. Взаимодействие природы и культуры. Экологическая культура деятельности человека 32
2.3. Взаимоотношение культуры и общества 33
ЛИТЕРАТУРА 36
Глава 4. Организационная культура и культура предпринимательства 37
1. Понятие культуры предприятий. Ценностный аспект организационной культуры 37
2. Основные элементы и особенности функционирования знаково-символической системы на предприятии 40
3. Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях 41
ЛИТЕРАТУРА 43
Глава 5. Массовая и элитарная культура 43
1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры 43
2. Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры 44
3. Философские основы массовой культуры 45
ЛИТЕРАТУРА 48
Глава 6. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в художественной культуре 49
1. Понятия «идеология» и «гуманизм» в современной социальной философии и культурологии 49
2. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в современном художественном процессе. Общечеловеческое в системе художественной культуры 50
3. Эволюция взглядов на взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций 52
ЛИТЕРАТУРА 54
Раздел второй. Развитие мировой культуры 54
Глава 1. Миф как форма культуры 54
1. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа 54
2. Миф и магия 56
3. Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы 57
ЛИТЕРАТУРА 58
Глава 2. Кулътура Древнего Востока 59
1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока 59
1.1. Восточная деспотия как социальная основа древних культур 59
1.2. Миф, природа и государство в культурах Древнего Востока 60
1.3. Совмещение человечности и государственности как проблема конфуцианской культуры 62
1.4. Даосизм: свобода как растворение в природе 63
1.5. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия 64
ЛИТЕРАТУРА 70
Глава 3. История античной культуры 70
1. Характерные черты древнегреческой культуры 70
2. Основные этапы развития, эллинской художественной культуры 74
3. Художественная культура Древнего Рима 77
ЛИТЕРАТУРА 80
Глава 4. Xристианство как духовный стержень европейской культуры 80
1. Коренное отличие христианства от языческих верований 81
2. Исторические предпосылки христианства 81
3. Основы христианской веры. Открытие личности и свободы 81
4. Почему христианство стало мировой религией 83
5. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди 83
5.1. Противоречие между Духом и миром 83
5.2. Парадоксы христианской морали 84
6. Значение христианства для развития европейской культуры 85
Литература 85
Глава 5. Культура Западной Европы в средние века 85
1. Периодизация средневековой культуры 86
2. Христианское сознание - основа средневекового менталитета 87
3. Научная культура в средние века 88
4. Художественная культура средневековой Европы 89
4.1. Романский стиль 89
4.3. Средневековая музыка и театр. 91
5. «Духовные леса» культуры Нового времени 93
ЛИТЕРАТУРА 93
Глава 6. Культура западноевропейского Возрождения 93
1. Гуманизм - ценностная основа культуры Возрождения 93
2. Отношение к античной и средневековой культуре 95
3. Особенности художественной культуры Ренессанса 96
3.1. Итальянское Возрождение 97
3.2. Северное Возрождение 98
ЛИТЕРАТУРА 98
Глава 7. Реформация и ее культурно-историческое значение 99
1. Культурно-исторические условия и предпосылки Реформации 99
2. Духовная революция Мартина Лютера 100
3. Духовные основы новой морали: Труд как «мирская аскеза» 101
4. Свобода и разум в протестантской культуре 101
ЛИТЕРАТУРА 103
Глава 8. Культура эпохи Просвещения 103
1. Основные доминанты культуры европейского просвещения 103
2. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия 104
3. Расцвет театральной и музыкальной культуры 105
4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей 106
ЛИТЕРАТУРА 108
Глава 9. Кризис культуры XX века и пути его преодоления. 108
1. Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры 108
2. Диалог культур как средство преодоления их кризиса. 111
ЛИТЕРАТУРА 112
Глава 10. Художественная культура XX века: модернизм и постмодернизм 112
1. Мировоззренческие основания модернистского искусства. 112
2. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма 113
3. Попытки создания синтетических форм искусства. 119
4. Постмодернизм: углубление эстетических экспериментов XX века 120
ЛИТЕРАТУРА 121
Раздел третий. Основные этапы развития культуры России 121
Глава 1. Становление культуры России 121
1. Языческая культура древних славян 122
2. Принятие христианства - переломный момент в истории русской культуры 123
3. Культура Киевской Руси 125
ЛИТЕРАТУРА 127
Глава 2. Расцвет российской культуры.. 128
1. Культура Московского царства (XIV-XVII вв.) 128
2. Культура императорской России (начало XVII - конец XIX века) 132
ЛИТЕРАТУРА.. 135
Глава 3. «Серебряный век» российской культуры 135
1. Особенности русской культуры на «стыке веков» 135
2. Художественная культура «серебряного века» 136
ЛИТЕРАТУРА 140
Глава 4. Советский период развития культуры России. 141
1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре 141
2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России. 142
4. Социокультурная ситуация 60-70-х годов XX века в России. 144
5. Советская культура 80-х годов XX века. 145
ЛИТЕРАТУРА 145
Глава 5. Охрана национального культурного наследия. 146
1. О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия 146
2. Русская усадьба - важнейшая часть культурного наследия. 147
3. Возрождение религиозно-культовой культуры 148
4. Программа Российского фонда культуры «Малые города России». 149
5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел России. 150
ЛИТЕРАТУРА 151
Заключение 151

Название: Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие
Автор: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А. (сост.)
Издательство: М.: Центр
Год: 1998
Страниц: 592
Формат: PDF
Размер: 2,78 Мб
Качество: отличное
Язык: Русский
ISBN 5-88860-044-Х
Серия: Alma mater

Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов - извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы. В соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в текстах освещаются сущность и предназначение культуры, основные школы в культурологии, история мировой и отечественной культуры, вопросы сохранения мирового и национального культурного наследия.Предназначено в качестве учебного пособия для студентов вузов, техникумов, учащихся колледжей, гимназий, старших классов школ.
Содержание
Предисловие Статья c. 10-10
Культура как предмет культурологии Статья c. 11-26
Основные школы и концепции культурологии Статья c. 27-80
О культуре Статья c. 81-104
Культура и бессознательное начало человека. Концепция Фрейда Статья c. 104-126
Культура и коллективное бессознательное: концепция К. Г. Юнга Статья c. 126-130
Homo Ludens Статья c. 131-133
Структурная антропология Статья c. 133-137
Письмо японскому другу Статья c. 137-142
Культура как система Статья c. 144-145
Социология религии Статья c. 145-154
Литературно - художественные статьи Статья c. 155-156
Социология науки Статья c. 156-161
О задачах искусства Статья c. 161-202
Взаимоотношение идеологической и гуманистической тенденций в художественной культуре.
Этническое отношение искусства к действительности (Диссертация) Статья c. 203-205
Экзистенциализм - это гуманизм Статья c. 205-206
Немецкая идеология Статья c. 206-207
Шаг первый к положительной эстетике Статья c. 207-210
Чехов как мыслитель Статья c. 210-212
Искусство и ответственность Статья c. 213-213
Взаимоотношение идеологической и гуманистической тенденций в художественной культуре Статья c. 214-216
Миф как форма культуры Статья c. 217-231
Миф об Адонисе Статья c. 232-236
Определение человека в терминах человеческой культуры Статья c. 236-244
Пути культуры Статья c. 244-248
Культура Древнего Востока Статья c. 249-265
История античной культуры Статья c. 266-287
Христианство как духовный стержень европейской культуры. Библия Статья c. 288-292
Протестанство, этика и дух капитализма Статья c. 292-304
Культура Западной Европы в средние века. Об истинной религии Статья c. 305-308
Кризис нашего времени Статья c. 308-310
О смысле `карнавальных` праздников Статья c. 311-319
С небес на землю Статья c. 319-334
Культура Западноевропейского Возрождения Статья c. 335-355
Опыты Статья c. 355-372
Реформация и ее культурно - историческое значение Статья c. 373-385
Культура эпохи Просвещения Стихи c. 386-403
Кризис культуры XX века и пути его преодоления Статья c. 404-415
Художественная культура XX века: модернизм и постмодернизм.
Технический манифест футуристической литературы Статья c. 416-421
Первый манифест футуризма Статья c. 421-426
Манифест сюрреализма 1924 года Статья c. 426-448
Что такое дадаизм и какие цели он ставит Статья c. 448-449
Манифест сюрреализма. Художественное произведение должно создавать
сверхреальную реальность. Лишь это поэзия Статья c. 449-451
Модерн - незавершенный проект Статья c. 451-467
Заметка о смыслах `пост` Статья c. 467-470
Основные этапы развития культуры России Статья c. 471-551
`Серебряный век` русской культуры Статья c. 552-565
Советский период развития культуры России Статья c. 566-571
Коротко об авторах Статья c. 572-589