14.06.2019

Шелкография на пластике в домашних условиях. Как делать шелкографию в домашних условиях. Почему именно шелкография


Многим из нас знаком расслабляющий эффект от таких занятий, как вязание, приготовление домашней пиццы или чтение хорошей книжки. Возможно это покажется странным, но процесс нанесения шелкотрафаретной печати на кухонные полотенца также способен снять нервное напряжение, вызвать чувство успокоения и релаксации. Предлагаем вам попробовать себя в этом деле, постичь азы искусства создания трафаретной печати.

Любому неискушенному в этом деле человеку может показаться, что трафаретная печать (также называемая шелкографией) это невероятно сложный процесс, который под силу только специалистам вооруженным специальной техникой. Не правда! Оказывается, создавать шелкотрафаретные отпечатки без особых затруднений можно и в домашних условиях.

Итак, давайте познакомимся с основами технологии нанесения шелкотрафаретной печати. В общих чертах это выглядит следующим образом: вы покрываете сетку печатной формы светочувствительной краской и даете ей затвердеть, когда окрашенная фотоэмульсией поверхность подсохнет, вы размещаете изображение для отпечатка поверх слоя краски и выставляете всю эту конструкцию под яркий свет ламп. Трафаретная сетка, накрытая сверху изображением, не затвердеет, так как не подвергается воздействию света. Поэтому, после того как вы «засветили» и высушили вашу печатную форму, незасвеченная фотоэмульсия сетки, которая находится под изображением, легко и просто смоется водой. Этот участок в виде картинки или текста и есть ваш трафаретный рисунок. Пропустив сквозь него красящую пасту, вы получите четкий трафаретный оттиск на футболке, сумке или кухонном полотенце.

Все предельно понятно? Не совсем? Окей. Попробуем объяснить еще раз. При помощи фотографий...

Во-первых, нужно определиться с картинкой, отпечаток которой вы хотели бы получить. Мы в качестве примера решили остановиться на изображении силуэта елки. Для первого опыта работы с трафаретной печатью рекомендуем подбирать крупные сплошные картинки без тонких линий и мелких деталей. Изображения наподобие этой елки или надпись будут идеальными для новичков.

Вы можете распечатать выбранную картинку на обычной бумаге и затем аккуратно ее вырезать, либо скопировать изображение на специальную прозрачную бумагу. В любом случае следует помнить о том, что картинка должна быть СВЕТОНЕПРОНИЦАЕМА. Если вы не уверены в том, что ваш трафаретный рисунок не просвечивает, попробуйте посмотреть сквозь него на яркий источник света. Если лучи света проходят через изображение, то оно будет не достаточно светонепроницаемо для получения качественной шелкотрафаретной печати. В этом случае рекомендуем распечатать еще одну копию и наложить картинки друг на друга или закрасить ваш образец черным маркером.

Вам также понадобится рамка с натянутой на ней мелкоячеистой «шелковой» сеткой. На самом деле, в качестве шелка используется полиэстер. Такую сетку можно приобрести в специализированных магазинах. Убедитесь в том, что вы покупаете трафаретную полиэстеровую сетку с типоразмером «110».

На данном этапе предлагаем вам воспользоваться возможностью выбора: вы либо покупаете уже готовую рамку с натянутой на нее сеткой, либо приобретаете рамку и несколько метров полиэстеролового полотна и закрепляете материал на рамке самостоятельно. Если же вы увлекаетесь кустарными промыслами, то можете соорудить рамку самостоятельно.

Для того чтобы натянуть ткань на рамку можно воспользоваться обычным строительным степлером. Материал натягивается в тугую, но не настолько сильно, чтобы ткань расползалась в местах крепления скобами.

После того, как вы прикрепили ткань к рамке, обрежьте остатки материала по краям.

Для того чтобы краска не растекалась, проклейте края рамки лентой внутри и снаружи. Для этого можно использовать обыкновенную изоленту, если же вы не хотите тратить время на отскабливание остатков изоленты с поверхности трафаретной сетки, то лучше приобрести в художественном салоне-магазине специальную бумажную клейкую ленту и пользоваться ей.

Теперь, когда ваша трафаретная форма готова, самое время покрыть ее жидкой фотоэмульсией. Это особый состав, который реагирует на свет. Поэтому данный этап работы следует выполнять в затемненном помещении. Оставьте там же пропитанную фотоэмульсией сетку до полного высыхания. Внимание! Сохнуть трафаретная сетка должна в абсолютно темной комнате. Если вы решили высушить рамку в шкафу, убедитесь, что свет не проникает внутрь через дверные щели.

Обычно фотоэмульсия поставляется в двух частях. Это контейнер, который вы можете увидеть на фото, и небольшая бутылочка с химическим реагентом, который нужно добавить в контейнер, чтобы активировать его содержимое. Ничего сверхъестественного. Инструкция по использованию прилагается. А вам просто нужно несколько раз энергично встряхнуть бутылку с раствором.

Фотоэмульсия наносится при помощи резинового скребка. Можно использовать имеющийся скребок или купить новый.

Находясь в темном помещении, нанесите фотоэмульсию на трафаретную сетку. Рекомендуем наносить химический состав по направлению сверху вниз, тщательно прокрашивая все участки поверхности формы.

При помощи резинового скребка эмульсия наносится на поверхность всей сетки. Старайтесь нанести состав хорошим ровным слоем, не забывайте, что данный вид работы нужно проводить аккуратно и очень быстро. После нанесения фотоэмульсии поставьте форму в темное место для просыхания. Рамку следует установить горизонтально, не вертикально. В зависимости от толщины положенного слоя фотоэмульсии просушка займет от одного до трех часов.

Пока подготовленная трафаретная сетка сохнет, вы можете заняться устройством участка для экспонирования. Технически вы можете засветить свою форму просто на солнце, но это сопряжено с некоторым риском. Дело в том, что рамка должна облучаться в течение определенного времени. Если вы передержите сетку на свету, то не сможете смыть фотоэмульсию с незасвеченных участков. Если недодержите, то ваше изображение не зафиксируется, а смоется с рамки вместе с незатвердевшей фотоэмульсией.

Лучшие всего проводить экспонирование при помощи света от 150 ваттной лампочки. Обычно в инструкции к фотоэмульсии указывается время ультрафиолетового облучения сетки, в зависимости от ее размера. Так же в инструкции приводится информация об оптимальном расстоянии между источником света и экспонируемым объектом. Для экспонирования очень удобны лампы для фотографирования. Обычно они оснащены специальными купольными отражателями, которые помогают сфокусировать свет на нужном участке. Если у вас нет такой лампы, можно попробовать направить свет с помощью металлической чашки или банки с блестящим покрытием, или же немного увеличить время выдержки вашего изображения на свету.

Кроме того, для экспонирования необходима матово черная подставка, на которую вы поместите вашу трафаретную сетку. Можно использовать старую доску. Черный кусок картона тоже подойдет.

После того, как участок для экспонирования подготовлен, можно заняться вырезанием напечатанных на бумаге образцов для шелкотрафаретных оттисков. Можно вырезать контур картинки при помощи специального ножа с поворотной головкой или же использовать ножницы.

Когда ваша трафаретная сетка подсохнет, накройте ее темной тканью, чтобы предотвратить попадание света, и поместите на подготовленный участок для экспонирования.

  1. Поместите рамку с сеткой на черной матовой поверхности подставки. Расположив поверхность с нанесенной эмульсией «лицом» к источнику света.
  2. Поместите ваше изображение на сетку в ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ. Возьмите картинку в руки, повернув ее так, как вы бы хотели разместить ее на футболке, затем переверните картинку и положите ее на сетку трафаретной рамки.
  3. Плотно прижмите изображение к сетке при помощи чистого куска прозрачного стекла.
  4. Включите источник света.

Время экспонирования нашей сетки (размеры 60х60 см) составило 35 минут, при воздействии лампы мощностью в 150 Вт, размещенной на расстоянии 45 см от рисунка. В зависимости от размеров рамки и самого изображения время выдержки на свету может быть другим. Возможно, ваш первый опыт экспонирования будет неудачным. Не стоит отчаиваться. Определение правильного времени выдержки изображений может занять некоторое время.

Установите таймер и оставьте ваше изображение в покое. Не нужно нажимать на стекло или поправлять картинку. По истечении необходимого времени, уберите стекло и вырезанный бумажный образец. Слабый отпечаток картинки, проявившийся на сетке трафарета, вы заметите сразу же.

Отнесите вашу рамку в ванную комнату и промойте под хорошим напором теплой воды. Просто направьте насадку душа на трафаретную сетку, и вы увидите как постепенно, по мере вымывания фотоэмульсии, контуры изображения станут четче, а сам рисунок ярче. Вы только что создали свой первый трафарет для шелкографии . Впечатлены?

Поместите футболку или любое другое изделие, на которое вы желаете нанести печатный оттиск, в предварительно подготовленную рабочую зону, защищенную от возможного разбрызгивания краски.

Положите ваш только что изготовленный трафарет на футболку. Внешняя сторона рамки с натянутой сеткой должна соприкасаться с тканью футболки, а бортики рамки окажутся наверху.

Выложите краску в верхней части трафарета. В нашем случае использовалась смесь черной и белой красок для получения глубокого темно-серого оттенка. Помните, что просохнув, краска приобретет более темный оттенок, чем во время окрашивания. При помощи резинового скребка нанесите краску на ваше изображение. Не нужно надавливать на скребок пытаясь протолкнуть краску через трафарет на поверхность ткани.

Затем, надавливая, проведите скребком по изображению еще раз в том же самом направлении.

Если надавливать на скребок с небольшим усилием, то получившийся трафаретный оттиск будет выглядеть слегка выцветшим.

Чем сильнее давить на скребок, тем более насыщенной получится отпечатанная картинка.

Просушите изделие с нанесенным изображением.

После того, как отпечаток просох необходимо закрепить изображение, прогладив его горячим утюгом. Шелкотрафаретный оттиск готов. Согласитесь, что нанесение трафаретной печати не такой уж и сложный процесс и затраченные на создание оттиска усилия окупаются полученным от работы удовольствием.

В последнее время большое количество желающих попробовать себя в самостоятельном бизнесе значительно увеличилось. Начинающие предприниматели, естественно, в первую очередь обращают внимание на наиболее распространенные виды деятельности, которые, как им кажется, способны принести хороший доход. При этом не стоит забывать, что большинство сфер и ниш бизнеса уже достаточно насыщены, и для того, чтобы иметь успех наряду с давно работающими юридическими и физическими лицами нужно приложить достаточно усилий и потратить немалую сумму средств.

С другой стороны, менее известные и развитые отрасли также могут иметь право на успех. Одним из таких видов деятельности, который стремительно набирает популярность и обороты, является нанесение на футболки и другие виды одежды печати при помощи метода шелкографии.

Наша оценка бизнеса:

Стартовые инвестиции - 100 000 рублей.

Насыщенность рынка - средняя.

Сложность открытия бизнеса - 5/10.

Почему именно шелкография?

Выбирая любой вид бизнеса для возможности получения хорошего дохода, необходимо осознавать, какие положительные стороны он имеет. В предпринимательской деятельности, связанной с нанесением печати методом шелкографии, имеются такие явные плюсы:

  1. Конечная продукция, получаемая после нанесения печати, на данный момент пользуется большим спросом среди покупателей.
  2. Шелкография на футболках обеспечивает хорошее качество нанесенного рисунка, а также его долговечность по сравнению с другими видами и способами печати.
  3. Технология шелкографии достаточно проста и позволяет осуществлять нанесение рисунка даже в домашних условиях, что, как следствие, убирает такую значительную статью расходов, как на оплату аренды помещения;
  4. Подобный метод печати позволяет наносить изображения на различные ткани, в связи с чем ассортимент выпускаемой цехом продукции может постоянно расширяться и изменяться, ориентируясь на потребительский спрос и модные тенденции.
  5. Возможность нанесения на футболку или другую ткань изображения, состоящего из нескольких цветов.
  6. Высокое качество печати. Одежда, рисунок или изображение на которой нанесен таким способом, отличается более высоким спросом у клиентов, поскольку даже после большого количества стирок принт остается все таким же красочным и ярким.
  7. В процессе развития бизнеса имеется возможно выпускать продукцию в том количестве, которое вы считаете нужным, для привлечения клиентов на первых порах. В дальнейшем, по опыту уже работающих цехов, целесообразнее применять изготовление шелкографии на заказ – такой способ практически полностью убирает перерасход сырья и простои готовой продукции.
  8. Обладая достаточными средствами, можно купить оборудование для шелкографии в любой специализированной фирме, каких сейчас достаточное количество. В то же время, в самом начале работы, имея не такое уж большое количество средств, вполне реально изготовить станок своими руками в домашних условиях.
  9. Стоимость шелкографии несколько выше, по сравнению с другими типами печати, но при этом высокое качество изделий обеспечивает постоянно растущий спрос на такие изделия.
  10. Невысокая цена расходных материалов, а также их доступность для покупки практически в любой точке Российской Федерации.
  11. Сравнительно небольшой уровень конкуренции – такой вид бизнеса только набирает обороты и при достаточном количестве усилий возможно достичь хорошего уровня дохода и составить конкуренцию уже работающим фирмам и организациям.
  12. Метод шелкографии позволяет наносить рисунок на разнообразное количество материалов. В связи с таким фактом в дальнейшем, при желании расширить свое производство, можно выпускать и другую продукцию, такую как:
  • Рекламная продукция коммерческого рода (визитки, конверты, фирменные бланки);
  • Наклейки, которые печатаются на или бумаге (с последующей возможностью их нанесения на любые твердые поверхности из различного материала);
  • На мелкие сувенирные товары (зажигалки, брелоки и т.д.);
  • Упаковку из картонного материала;

Такой фактор еще может и являться своеобразным преимуществом в том случае, если вы решите полностью отказаться от и одежде и перепрофилироваться на выпуск такой продукции.

Негативные стороны бизнеса на шелкографии

Есть ли какие-либо недостатки у такого типа бизнеса? Как и любой вид предпринимательской деятельности, нанесение шелкографии имеет такие отрицательные стороны:

  • Опасность не выдержать конкуренции. Хоть такой вид бизнеса и недостаточно развит, но при наличии большого количества аналогичных цехов в вашем населенном пункте есть некоторый риск застоя изготовленной продукции по причине перенасыщенности рынка. Чтобы избежать такой проблемы, перед открытием ИП или ООО стоит тщательно изучить имеющихся конкурентов, их объемы производства и продаж, виды выпускаемых изделий, цены;
  • Изготовление форм для печати окупается только в том случае, если вы используете их не однократно – к примеру, трафарет для шелкографии имеет смысл изготавливать только в том случае, когда вы планируете нанести при помощи него определенную печать не менее 50 раз. Разумеется, такой факт уже не является значительным при наращивании оборотов, поскольку, наработав определенное количество клиентов, уже можно использовать и трафареты по индивидуальным заказам, несколько повысив цену на оригинальные товары.

Принцип технологии печати методом шелкографии

Нанесение шелкографии представляет собой способ осуществления печати, при каком краска остается на поверхности (ткани, пластмассе, картоне и т.д.) при помощи продавливания по трафарету через специальную сетку, которая имеет большое количество мельчайших ячеек. При этом, единственным требованием, предъявляемым к поверхности, на которой в дальнейшем будет находиться печать, это его максимальная толщина – до 50 мкм.

Основной его особенностью является интересный способ нанесения краски на материал. Она выдавливается по трафарету через мелкие ячейки специальной сетки.

Шелкография - что это такое? Это широко востребованная и уникальная технология, позволяющая производить нанесение рисунков на любые сувенирные товары (подушки, ручки, футболки и т. д.).

Преимущества

Метод шелкографии позволяет не просто создавать уникальные предметы. Востребованная в современных условиях технология значительно расширяет предоставляемый спектр услуг. Узоры при применении шелкографии получаются намного сочнее и ярче, цвета - четче. Основным преимуществом уникального метода является возможность производить изделия малыми тиражами, нанося изображения на любые поверхности. Работа при этом довольно проста и имеет низкую себестоимость.

История появления

Шелкография - что это такое? Термин «serigrafia» включает в себя два корня. В переводе с греческого они означают «шелк» и «изображение» (писание). Само происхождение слова «шелкография» говорит о работе, которая связана с декорированием шелковой ткани или ее использованием. По одним данным считается, что эта технология впервые появилась в Китае. Основывается версия на том факте, что именно в этой стране еще за тысячу двести лет до н.э. стали производить шелк. Однако конкретных подтверждений этому пока не найдено.

Некоторые исторические факты указывают на то, что основы шелкографии были открыты финикийцами. Этот народ добывал пурпур из секрета железы одного из видов моллюска. Вещество, имеющее красный цвет, и служило для украшения материалов. Технология при этом основывалась не на ручном способе. Она была ускоренно повторяющейся. Древний метод в корне отличается от современного. Его можно описать как нанесение простых рисунков при помощи специальных штампов (матриц).

Совершенствование технологии

Значительные улучшения метода шелкографии произошли в последующих столетиях. Дело в том, что печать при помощи штампа обладала рядом недостатков. Главным из них был малый слой пигмента при применении впитывающих и толстых тканей. Приблизительно в период с 1185 по 1333 год в городе Камакура, который был в те времена умельцы декорировали украшения для коней и Первоначально для нанесения узоров использовался простой трафаретный способ. Затем в ход было пущено гениальное новшество - наносимое изображение наклеивалось на специальную сетку, сделанную в виде рамки с закрепленными на ней человеческими волосами. Такой метод позволил полностью переносить рисунок на ткань. Человеческий волос, прижимаемый тампоном, смоченным в пигменте, на материале был абсолютно незаметен.

Мировая популярность

Ко второй половине XVIII в. уникальная технология отображения на ткани красящего вещества стала популярна во многих странах. Нанесение шелкографии получило распространение в Европе. Во Франции и Англии стали производиться уникальные обои. Американские умельцы декорировали металлические изделия, стены, мебель и ткани.

Со временем материалом для изготовления «печатной рамы» стали не человеческие волосы, а Большим шагом в развитии шелкографии стал патент, зарегистрированный в 1907 году неким Симоном. Он изобрел новый метод трафаретной печати. Согласно новому изобретению, нанесение рисунка стало осуществляться через Это гарантировало большую устойчивость натяжения, стабильность размеров, а также позволило использовать резиновые валики.

Современный вид технология трафаретной печати приобрела в период с тридцатых по пятидесятые годы прошлого века. С этого времени шелкография стала использоваться для нанесения рисунка на любой вид ткани. С помощью уникального метода начали создаваться плакаты и открытки, этикетки, и даже номерные знаки на автомобили.

Широко используется шелкография и в настоящее время. Возможности данного способа печати многогранны. Это позволяет применять шелкографию в типографии, а также в электронной и текстильной, стекольной и керамической, автомобильной и многих других отраслях промышленности.

Новые возможности

Шелкография - что это такое? Это уникальный способ получать многоцветные и высококачественные фото и изображения на металлических, фарфоровых и тканевых изделиях. При использовании традиционного способа необходимо дорогое, громоздкое оборудование и достаточно большой опыт работы.

Сравнительно недавно в из Америки была ввезена новая технология, которая тут же стала весьма востребованной. При этом способе доступна шелкография, своими руками выполненная в домашних условиях.

Что понадобится?

Оборудование для шелкографии включает компьютер и принтер, сканер и цифровой фотоаппарат, а также специальные комплектующие. В том случае, если вы умеете хорошо рисовать, компьютерная техника не понадобится.

Нанесение рисунка

Весь процесс состоит из двух этапов. На первом из них следует подготовить негатив изображения. Следующий шаг - перенос рисунка на изделие.

Для первого этапа технологического процесса необходимо распечатать нужное изображение на принтере или нарисовать его на листе бумаги. Затем на эскиз наклеивается трафаретная пленка. Подготовленная таким образом заготовка кладется на несколько минут в специальной рамке на солнечный свет или под УФ-лампу.

На следующем этапе технологического процесса пленку помещают в воду, ополаскивают и удаляют с ее поверхности мягкой кисточкой лишнее покрытие. Полученный влажный негатив подлежит сушке на ткани или салфетке под лучами солнца или ультрафиолетовой лампы.

На следующем этапе изображение переносится на выбранную вещь. При плотно прикладывается к изделию, а специальной лопаточкой из пластикового материала наносятся краски. Для работы понадобится приобрести комплект, в который включена экспонирующая рамка, пять обычных листов А4, такое же количество бумаги для нанесения изображения с более высоким разрешением, а также пластиковая лопаточка. Если вы захотите использовать шелкографию для получения прибыли, то потребуется организовать более масштабное производство.

При этом понадобится приобрести специальное оборудование. Помимо компьютера и черно-белого принтера предстоит покупка шелкографического станка (в целях экономии он может быть сделан самостоятельно), экспонирующей камеры, а также резака. Понадобятся и некоторые комплектующие (ракель-кювета и рамки, краски и др.).


Материалы для печати

Краски для шелкографии в настоящее время производятся на предприятиях России централизованно. Их классифицируют по типу пленкообразующего и запечатываемого материала. Для номенклатуры таких красок используют цифровые и буквенные обозначения. Маркировка красок зарубежных производителей отличается от отечественной. Однако она также выражается при помощи цифр и букв. При применении красок для шелкографии следует придерживаться рекомендаций, которые дает фирма-производитель.

Какие же условия существуют для качественного нанесения уникальной печати? Краски должны обладать хорошей текучестью, но при этом не быть слишком жидкими. Это позволит материалу с легкостью наноситься на изделие, проходя через ячейки ткани. При этом краска должна действовать таким образом, чтобы не происходил процесс склеивания подложки и трафаретной формы.

В шелкографии существует еще одно важное понятие. Оно называется «покрываемость краски». Что под этим подразумевается? Например, при нанесении на черное изделие белой краски первоначальный (черный) цвет не должен просвечиваться из-под рисунка. Это понятие напрямую связано с матовостью, то есть непрозрачностью краски.

Желание нанести эксклюзивное изображение на одежду или предметы однажды возникает у каждого. Одни решают вопрос легко, обращаясь в салон по изготовлению полиграфической продукции, другие не ищут легких путей и решают организовать «мастерскую» по нанесению изображений на носитель способом домашней шелкографии, используя трафарет.

Шелкография как способ печати

Сегодня уже никому не нужно объяснять, что такое шелкография. Эта технология печати , позволяющая наносить изображения на разнообразные поверхности из тканей, пластика, стекла, керамики, кожи, картона и др. Для нанесения качественного и яркого изображения, состоящего из множества сложных деталей, особенно если нужно изготовить целую партию продукции с одинаковым изображением, обычно необходимо громоздкое дорогостоящее профессиональное оборудование и те, кто имеет опыт работы на таком оборудовании.

Салоны берутся за изготовление любой партии изделий с рисунком, но именно от количества зависит итоговая стоимость единицы. Наиболее оптимальным тиражом для шелкографии является кол-во в 100 единиц. На его изготовление потребуется не так много времени, а себестоимость будет в разы ниже, чем, например, при заказе одного изделия. При желании сэкономить и проверить свои способности можно попробовать организовать мастерскую прямо дома. И для того, чтобы нанести на одну сумку, толстовку или футболку достаточно простую картинку, вам потребуется только специальный набор, в составе которого – трафаретная пленка, десять листов формата А4 (пять для обычных рисунков, пять – для изображений высокого разрешения), экспонирующая рамка и пластиковая лопатка. Все эти инструменты продаются в свободном доступе в специализированных полиграфических магазинах, но их использование требует особых навыков и мастерства. В этом случае может помочь «домашний» способ трафаретной печати.

Технология домашней шелкографии пришла к нам из Америки, и потихоньку завоевывает популярность. Для работы с ней помимо основного понадобится немного: Принтер и компьютер, возможно (но не обязательно) – цифровой фотоаппарат и сканер. В общем все, что есть практически в каждом доме. А если вы хорошо рисуете, то и принтер с компьютером не понадобятся.

Несколько нюансов о шелкографии

Используя шелкографию, как способ переноса изображения на носитель на дому, необходимо тщательно изучить все ее плюсы и минусы.

К преимуществам способа печати относятся:

  • Возможность использования любого оттенка цвета.
  • Получение яркого четкого рисунка на выходе.
  • Возможность нанесения изображения на любую поверхность.
  • Стойкость готового изделия к воздействию внешних факторов: температуры, погоды, ультрафиолета.

К минусам домашней шелкографии можно отнести:

  • Большой расход краски и возможность появления запечаток, на местах которых изделие теряет слой краски.
  • Необходимость затрат на материалы и инструменты.
  • Длительная просушка.
  • Необходимость затрат на инструменты, стоящие дороже, чем изготовление термотрансферов для наклейки изображения.

Если недостатки «исторического» способа переноса изображения на носитель не смущают, и вы готовы заплатить ими за шикарный эксклюзивный вариант – смело включайтесь в работу.

Этапы работы

Печать изображения в домашних условиях потребует особой внимательности и усидчивости. Но в целом не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Сперва нужно изготовить негатив изображения. Для этого:

  1. Нарисуйте на бумаге или распечатайте на принтере эскиз желаемого изображения в зеркальном отражении;
  2. Сняв контрольку, наклейте на эскиз трафаретную пленку;
  3. Поместите эскиз с пленкой в рамку и положите на солнечный свет (или под ультрафиолетовую лампу);
  4. Спустя несколько минут (в инструкции к пленке должно быть указано точное время) положите пленку в воду, сполосните, удалите мягкой кисточкой остатки покрытия;
  5. Высушите готовый негатив, положив его на ткань или салфетку – опять же, на солнечный свет или под ультрафиолетовую лампу.

«Изображение» подготовлено. Теперь переносим его на носитель:

  1. Подложив под носитель что-нибудь твердое и ровное (желательно, пластиковое), положите негатив на носитель – в то место, где должно быть будущее изображение;
  2. Плотно приложите негатив к носителю и нанесите на негатив пластиковой лопаткой краску для шелкографии – подойдут любые трафаретные краски.
  3. Засеките время, также указанное в инструкции к краскам.
  4. Тщательно просушите готовое изделие с изображением на ровной поверхности.

Кстати, промытый негатив можно использовать несколько раз. Этот факт и снижает стоимость массовой шелкографии, так как основная часть средств уходит именно на создание негатива.

При желании еще больше удешевить себестоимость изделия, можно попробовать изготовить краску самостоятельно. Но не стоит сразу рассчитывать на идеальный результат. Не рискуйте сразу наносить изображение на «чистовой» носитель, лучше потренируйтесь на «черновой» поверхности.

Изготовление краски для шелкографии

Сам процесс приготовления краски не так сложен, сложнее поиск всех необходимых элементов.

Для изготовления красителя нужны:

  • офсетная краска,
  • настой казеина (одну столовую ложку казеинового порошка разводят в холодной воде – восемьсот миллилитров),
  • хозяйственное мыло, натертое на терке, смешанное с водой и на водяной бане сваренное до состояния солидола,
  • олифа,
  • сиккатив,
  • прозрачный лак и
  • уайт-спирит.

А также любая банка из жести и весло-рейка с сечением двенадцать на три миллиметра.

Для приготовления красителя офсетная краска кладется на дно банки двухсантиметровым слоем, в нее вливается столовая ложка сиккатива - перемешивается, затем добавляется пара столовых ложек жидкого хозяйственного мыла – и снова перемешивается. Теперь мелкими порциями вливается казеиновый настой, профильтрованный сквозь марлю. Сперва краска станет чересчур жидкой, но вскоре загустеет снова.

Футболки и куртки с красочными рисунками и задорными надписями, спортивные вымпелы и флажки, модные эмблемы - как наносится на многоцветный рисунок? Наверное, это возможно только па специально оборудованных предприятиях, с помощью сложной техники?
Представьте себе, есть способы, которые позволяют делать это вручную! 11 оборудование - самое простое, вполне посильное домашнему умельцу. Один из таких способов — шелкография.
Это сравнительно новый вид трафаретной печати. Сначала изображение наносится на сетку из шелка, натянутую на раму. Отсюда и название «шелкография». Участки сетки, которые соответствуют пробельным местам рисунка, покрывают непроницаемым для краски материалом. После этого краска наносится на сотку и продавливается на поверхность, которую хотят по крыть рисунком, специальным инструментом ракелем.
Этим способом можно получить большое число оттисков.
Вот несложное оборудование, необходимое для такой работы.
Во-первых, нужен небольшой столик, у которого верхнюю крышку заменяет толстое стекло. Под столик ставится лампа для подсветки (рис. 1, а). Подойдет и обычный раздвижной обеденный стол. Раздвинув его, положите вместо дополнительной секции толстое стекло.
Во-вторых, не обойтись без хорошего резака для бумаги. Конечно, можно использовать специальные ножи из набора для инкрустаций, которые бывают в продаже. По можно и самим сделать хороший резак из обломка ножовочного полотна (рис. 1, б).

В-третьих, понадобится прочная деревянная рама, па которую туго натянута очень топкая шелковая ткань. Рама не должна перекашиваться, поэтому самое лучшее соединенное ее деталей — «в шип» (рис. 2). Натянуть на раму можно и тонкую синтетическую ткань, например выцветший платок из синтетического шелка, лучше прозрачный. Годится п тонкий капроновый чулок. Отрежьте его верхнюю и нижнюю части, разрежьте чулок вдоль - получится почти квадратный лоскут. Чтобы не «побежали» петли, проведите вдоль краев лоскута нагретой на огне металлической полоской.

Натягивать подготовленный материал па раму нужно, предварительно смочив его горячей водой, тогда, высохнув, он плотно сядет. Края материала закрепляют с боков рамы гвоздиками с большими шляпками и дополнительно клепкой лентой. Сверху рамки шелк прижимают тонкими деревянными планкам п.
Очень ответственный инструмент — так называемый ракель. Это пластина из твердой толстой (С-8 мм) резины, для жесткости укрепленная полоской из жести на заклепках (рис. 3). Рабочий край ракеля должен быть тщательно выровнен. Желательно иметь несколько таких инструментов разной ширины. За одни проход ракель должен перекрывать всю ширину рисунка, по но выходить излишне за его пределы.

Для сушки готовых оттисков изготовьте многоярусные рамки п натяните на них марлю (рис. 4).
Технологию шелкография рассмотрим па примере изготовления эмблем п вымпел св. Лучший материал для этого - атлас, белый пли цветной. Раскроите его па куски нужного размера.

Краску нужно готовить заблаговременно. Используется обычная масляная художественная краска в тюбиках. Причем ее цвета выигрывают в яркости и сочности, если разводить краску на основе цинковых белил.
Краска добавляется к белилам в отношении. 1: 2 или 1: 3 (по объему); к черной краске тоже лучше добавить белил.
Смешивайте краску на толстой оберточной бумаге. Готовую смесь выдержите некоторое время (от половины до трех суток для разных красок). Это необходимо, чтобы избыточное масло впиталось в бумагу. Иначе нанесенная на ткань краска образует вокруг себя масляный ореол.
Когда смесь готова, выложите ее па кусок стекла, добавьте пентафталевый лак ПФ-28 или ПФ-28С и сиккатив (другое его название - резинат кальция жидкий). К «лепешке» краски диаметром 12-15 см добавляется примерно три пластмассовые крышечки сиккатива (такими крышечками закрываются обычно бутылки с сиккативом). И тоге краска должна приобрести консистенцию густой сметаны.
Смесь готовят и впрок. Краска со временем покроется пленкой, которую перед работой снимают п добавляют одну неполную крышечку сиккатива.
Все готово - можно приступать к делу.
Сначала разрабатывается рисунок. Например, вы решили изготовить эмблему наподобие той, что изображена на рис. 5. Она выполняется двумя красками — оранжевой и коричневой. Третий цвет - это цвет ткани, на которую будет нанесен рисунок. Это полается не только для красоты, благодаря краске края ткани станут жесткими и не будут осыпаться.

Справа и слева от готового рисунка поставьте метки, которые помогут правильно совместить цвета. У вымпела пли флажка не забудьте разметить подгиб для подвески.
Теперь возьмите небольшой кусок кальки (лучше всего той, что предназначена для тунги), наложите ее на эскиз и обведите все детали оранжевого цвета (рис. 5б). На другом листе кальки обведите коричневые детали (рис. 5в). Причем учтите, что та краска, которая будет накладываться второй, должна немного перекрывать рисунок, нанесенный первой краской. Так вы избежите нежелательного разрыва линии п пустот.
Заостренным кончиком резака вырежьте из обеих калек все детали рисунка.
После этого возьмите небольшой кусок толстого стекла и натрите очку его сторону кусочком мыла, макая его в воду. Это для того, чтобы потом калька могла легко отделиться от стекла.
Подготовленное стекло наложите на основной рисунок обработанной поверхностью кверху. Па стекло - кальку с вырезанными деталями, совместив их с рисунком. Рамку с натянутым шелком наложите па кальку, стекло и рисунок под ним и прижмите на время (рис. 6). Если в задуманной композиции есть детали, которые вырезаны отдельно, то после того как наложена рама, их точно совмещают с рисунком прямо через шелк, двигая каждую деталь кончиками двух иголок.


Теперь начинайте топкой кисточкой наносить через шелк па кальку лак IIЦ. Лучше наносить лак точками и потом осторожно растирать. Прихватив кальку к шелку, наносите лак на рабочий край ракеля и через шелк проведите им но кальке. Эту операцию надо повторить четыре раза, давая лаку высохнуть. В результате лак должен тонким ровным слоем покрыть всю кальку, лежащую под шелком.
На толстый деревянный брусок положите промокательную бумагу. На нее поместите перевернутую раму с шелком так, чтобы калька оказалась сверху. Кисточкой, смоченной в ацетоне, осторожно снимите лак с шелка на вырезанных участках и промокните кусочком хлопчатобумажной ткани.
Вот наконец кальки, соответствующие одному цвету, наклеены лаком на шелк и лак удален с открытых участков шелка.
Приготовленную атласную ткань тщательно разгладьте утюгом. Раскроите ее по размеру с некоторым запасом. Па стол положите вырезанный лоскут, а сверху раму - так, чтобы калька оказалась между атласом и натянутым на рамку шелком. Резиновый ракель обмакните в краску а проведите по рисунку сверху вниз (рис. 7). Проводя ракелей первый раз, следите, чтобы его плоскость находилась под углом 43° к поверхности. При этом краска остается на открытых участках рисунка. Второй раз проведите ракелем но рисунку, держа его под углом 80° к поверхности шелка. Этой операцией с оттиска снимается лишняя краска. Нажим ракеля должен быть таким, чтобы не растянуть шелк, но продавить краску.

Подняв раму, отделите ткань от шелковой сетки. Кончиком иголки осторожно отлепите приставшие к шелку волоконца ткани.
Сделав нужное число оттисков, промойте шелковую сетку тряпочкой, смоченной скипидаром. Лоскутки с оттисками (пока одноцветными) разложите сушить.
Через сутки можно приступать к наложению другого цвета. Вторую кальку тщательно совместите с цветным эскизным рисунком, используя метки. На этом этане работы вам понадобится нижняя подсветка. Вся процедура наложения краски повторяется, как уже было описано. Еще через сутки, если потребуется, можно наложить третий цвет.
Когда краска высохнет, обрежьте края эмблем или вымпелов так, чтобы срез проходил но окрашенным участкам. Тогда ткань не будет осыпаться.
Способом шелкографии можно наносить многоцветные рисунки п надписи также па одежду -это сейчас в большой моде. Лучше всего подходят для этого хлопчатобумажные ткани. Нанесенный па них рисунок выдерживает осторожную стирку. Что касается трикотажных вещей, то описанный здесь способ мало для них подходит, нужны другие красители. Недостаточно эластичная масляная краска про растяжении трикотажа может осыпаться. Возможно, позже мы вернемся и к другим, более практичным способам нанесения на одежду рисунков.