24.09.2019

Социокультурная теория личности К. Хорни. Л. Хьелл, Д. Зиглер - Теории личности


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

на тему Социокультурная теория личности К. Хорни

  • Введение
  • Биография Карен Хорни
  • Личность
  • Социальнокультурная теория: основные концепции и принципы
    • Развитие личности
    • Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги
  • Три категории межличностных отношений
    • Ориентация на людей: уступчивый тип

Ориентация от людей: обособленный тип

Ориентация против людей: враждебный тип

  • Психология женщины
  • Заключение
  • Библиография

Введение

Среди всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе человеческого развития, вероятно, наиболее сложной является загадка природы самого человека. Основная трудность заключается в том, что между нами много различий. Мы отличаемся не только своим внешним видом, но и поступками, как правило, чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. На сегодняшний день проблема актуальна как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества -- стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, наркомания, нищета -- являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других, познаем теорию нашей личности.

Рассмотрим труды американского психолога - Карен Хорни. Она так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, - это решающая роль физической анатомии в обусловливании психологических различий между мужчинами и женщинами. Хорни считала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявления о том, что женщинами движет "зависть к пенису", являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также была против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации.

В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Хотя ее теория большей частью относится к больным неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.

Биография Карен Хорни

Карен Хорни (Karen Horney) родилась в Германии, неподалеку от Гамбурга в 1885 году. Большую часть детства и отрочества Хорни мучили сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой.

В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. В 1915 году Карен получила медицинскую степень в Берлинском университете. На протяжении следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте.

К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росли ее личные проблемы. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа - все это привело ее к совершенно подавленному состоянию. Однако после развода с мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Хорни работала в Берлинском психиатрическом институте и была крайне увлечена преподаванием, написанием научных работ и путешествиями.

В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переехала в Соединенные Штаты. Ее приняли на должность помощника директора в Чикагском психоаналитическом институте. Через два года она перебралась в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся противоречие ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквалифицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого она стала основателем Американского института психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти от рака в 1952 году.

карен хорни личность социальнокультурная невротический

Личность

Личность -- понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия -- лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) -- терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

В психологии личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность -- это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Социокультурная теория: о сновные концепции и принципы

Формирования социокультурного взгляда на личность началось под влиянием трех основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин, в особенности то, что их биологическая природа предопределяет "зависть к пенису". Это было первой ступенью в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она общалась и обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря этим людям укрепилась ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которые она вела в Европе и Соединенных Штатах, предоставили непредвиденные различия в их личностной динамике, что подтвердило влияние культурных факторов. Всё это привело ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Развитие личности

Хорни разделяла мнение Фрейда о значении детских переживаний в формирования структуры и функционирования личности у взрослого (Horney, 1959). Несмотря на общность основных позиций, мнение ученых разошлись, когда встал вопрос о специфике формирования личности. Хорни отвергла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что половая анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. По ее мнению, основным фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Так же Хорни подчеркивала значимость культурной основы. Она одна из первых оценила значимость общих социокультурных условий в развитии личности и её неврозов.

По мнению Хорни, для детства характерны две потребности: удовлетворении потребностей и безопасност ь (Horney, 1939). Удовлетворение потребностей включает в себя все основные биологические нужды. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. Основополагающий фактор - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни полагала, что в удовлетворении данной потребности ребенок полностью зависит от родителей. Если родители удовлетворяют ее, то это способствует формированию здоровой личности. В противном случае, если поведение родителей нарушает удовлетворению потребности в безопасности, наиболее вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут не удовлетворять потребность ребенка в безопасности. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка базальной враждебности . Ребенок зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. К сожалению, подавленные чувства, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми, как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога , «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира» (Horney, 1950, р. 18). Базальная тревога - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности. Данный фактор является одной из основополагающих концепций К. Хорни. Таким образом, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, причину невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. По мнению Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

Чтобы совладать с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей , или невротических тенденций (Horney, 1942). Они представлены в таблице вместе с их стилями поведения.

Таблица

Десять невротических потребностей, описанных Хорни

Избыточная потребность

Проявления в поведении

1. В любви и одобрении

Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отвержению или недружелюбию

2. В руководящем партнере

Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви - убежденность в том, что любовь может решить все

3. В четких ограничениях

Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим

4. Во власти

Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости

5. В эксплуатировании

Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь

6. В общественном признании

Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса

7. В восхищении собой

Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих

8. В честолюбии

Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи

9. В самодостаточности и независимости

Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся

10. В безупречности и неопровержимости

Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Хорни говорила, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они способствуют борьбе с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их не рационально. Он принудительно надеется лишь на одну из всех возможных потребностей. Хорни поясняет, что невротик, в отличие от здорового человека, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбора во всех социальных взаимодействиях. Здоровый человек, напротив, без труда заменяет одну потребность другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

В своей книге "Наши внутренние конфликты" (1945) Хорни сгруппировала список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий является стратегией оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Другими словами, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии соответствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип

Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу , руководит иррациональное убеждение: "Если я уступлю, меня не тронут" (Horney, 1937, р. 97).

Уступчивый тип требует, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди начинают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и, кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип

Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: "Мне все равно". Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу , руководствуются ошибочным убеждением: "Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке" (Horney, 1937, р. 99).

Для обособленного типа характерна цель - никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. Вследствие этого они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям - они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии свойственно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип

Ориентация против людей - это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, принадлежащий к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: "У меня есть власть, никто меня не тронет" (Horney, 1973, р. 98).

Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь - это борьба против всех. Из-за этого любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: "Что я буду от этого иметь?", независимо от того, о чем идет речь - деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни заявляла, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все связано с повышением собственного престижа, статуса или удовлетворения личных амбиций. Исходя из всего, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий служит для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-нибудь применяет каждый из нас. Более того, согласно Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта, как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых людей этот конфликт не несет в себе такого глубокого эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии в зависимости от обстоятельств. А невротик не в способен осуществить правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, в не зависимости от того годится она в данном случае или нет. Исходя из этого, невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

Психология женщины

Как упоминалось ранее, Хорни не соглашалась со многими утверждениями Фрейда в отношении женщин (Horney, 1926). Она полностью не поддерживала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Более того, она была не согласна с мнением Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подобного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчины испытывают зависть к матке , в чем выражается неосознанная ревность мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний.

Хорни упорно утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами потому, что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Веками сложилось, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав и воспитывали так, чтобы они признавали мужское "превосходство". Социальные системы, с мужским доминированием, заставляют женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни убеждала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из "зависти к пенису". Она рассматривала "переоценку" женщинами маскулинности скорее как желание власти и привилегий.

"В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными - такими как сила, смелость, независимость, успех, половая свобода, право выбирать партнера" (Horney, 1939, р. 108).

Хорни также акцентировала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей. Она считала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением. Хорни поддерживала стремительные изменения в ролевом поведении и отношениях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочисленные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные исследователи.

Заключение

Теория Хорни большей частью основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, считают наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее идеях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений. Но это не помешало ее теоретическим и клиническим идеям получить огромный спрос. Она много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги пользуются сегодня большой популярностью. Таким образом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.

Библиография

1. Larry Hjelle, Daniel Ziegler "Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications", 3th ed., 1992

2. Horney K. (1937). The neurotic personality of our time. New York: Norton.

3. Horney K. (1939). New ways in psychoanalysis. New York: Norton.

4. Horney K. (1945). Our inner conflicts. New York: Norton.

5. Horney K. (1950) Neurosis and human growth: The struggle toward self-realization. New York: Norton.

6. Википедия - свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теория конфликта Карен Хорни как синтез работ Фрейда и Адлера. Понятие "базисной тревоги", виды невротических проявлений. Стратегии поведения: движение к людям, против них и от них. Культурные факторы возникновения конфликта. Разрешение конфликтов.

    реферат , добавлен 05.02.2009

    Цель психотерапии Хорни. Стратегии межличностного поведения: ориентация "от людей", "против людей" и "к людям". Невротические потребности, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными тревогой.

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Типология личности в отечественной психопатологии. Взаимосвязь степени нервозности и типа личности в исследованиях Карен Хорни - мыслителя и основополагающей фигуры феминистского психоанализа. Формирование структуры характера на основе опыта детства.

    реферат , добавлен 12.10.2011

    Неофрейдизм как направление в социальной психологии. Основные представители неофрейдизма. Формирование адаптации и развитие направленности личности подростков. Диагностика социально-психологической адаптации. Три типа направленности личности по К. Хорни.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Влияние ортодоксального психоанализа Зигмунда Фрейда на взгляды Карен Хорни. Отражение концепций психолога в произведении "Невротическая личность нашего времени": объяснение противоречий культуры и последствий невротизма для определенной личности.

    реферат , добавлен 25.06.2011

    Сущность внутренних конфликтов. Их признаки у нормальной и невротической личности. Взгляды Карен Хорни на природу внутренних конфликтов и конфликтов между полами. Причины возникновения неприязни к партнёру. Расхождение между ожиданиями и осуществлением.

    реферат , добавлен 10.12.2009

    Предпосылки формирования Карен Хорни как психоаналитика: краткий биографический очерк и этапы творческого становления данного ученого, направления ее исследований и оценка значения наследия. Отношение к комплексу кастрации. Женский мазохизм, его причины.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2013

    Теоретические аспекты исследования психоаналитической концепции К. Хорни. "Новые пути в психоанализе" - системное описание невроза. Обоснование роли культуры в формировании невротических конфликтов и защит; применимость теории Хорни к женской психологии.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2012

    Личность–человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. Эрих Фромм. Карен Хорни. Гарри Стек Салливан. Исследования в области шизофрении. Курт Гольдштейн. Конституциальная психология Шелдона.

    контрольная работа , добавлен 24.10.2007

    Человек - субъект общественно-исторической деятельности. Понятие личности. Индивидуальные свойства характера. Деятельность как основание личности. Психические свойства индивида и межличностные отношения. Психоанализ Фрейда. Психология начала ХХ века.

Социокультурная теория личности (Карен Хорни)

Автором социокультурной теории личности является Карен Хорни немецко-американский психоаналитик, последователь идей Фрейда. Толчком для формирования социокультурного подхода послужили три основных соображения:

1. Хорни считала, что физическая анатомия не играет решающей роли в психологических различиях между женщинами и мужчинами. Она утверждала, что заявление Фрейда о «зависти к пенису» являются нелогичными.

2. Хорни была убеждена в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивида.

3. Существуют огромные различия в личностной динамике, что явилось результатом влияния культурных факторов.

На основании этих трех предпосылок Хорни делает вывод о том, что в основе патологии личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Развитие личности

Хорни соглашалась с Фрейдом в том, что детские переживания играют важную роль в формировании зрелой личности. При этом она отвергала мнение Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий. Хорни считала, что решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения ребенка с родителями.

По Хорни, в детстве у человека существуют две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение включает все основные жизнеобеспечивающие функции ребенка: еда, сон и т.п. Хорни считала, что эти потребности не играют основной роли в формировании зрелой личности.

Главной в развитии личности ребенка является потребность в безопасности. Для маленького человека главное - быть любимым, желанным и защищенным от опасностей внешнего мира. В удовлетворении этих потребностей ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинное тепло и любовь в отношении к ребенку, то его потребность в безопасности будет удовлетворена. Если у ребенка происходит фрустрирование этой потребности по разной причине, то главным результатом будет формирование патологической личности - у ребенка появляется установка базальной враждебности . Ребенок как бы психологически разрывается - он зависит от родителей и в то же время испытывает к ним чувство обиды и враждебности.

Такой конфликт приводит к срабатыванию такого защитного механизма, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины. Эти мотивы играют роль психологической защиты, цель которой - выживание через подавление враждебных чувств по отношению к родителям.

Подавление чувства негодования и враждебности, изначально направленные на родителей, проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. Таким образом, у ребенка наблюдается базальная тревога , т.е. ощущение одиночества и безопасности перед лицом опасного окружающего мира. Хорни считала, что именно базальная тревога является главной причиной формирования неврозов.

Невротические потребности

Чтобы справиться с базальной тревогой человек может использовать особые защитные механизмы, причем бессознательно. Эти механизмы получили название невротических потребностей.

1. В любви и одобрении - ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других, повышенная чувствительность и восприимчивость к любой критике.

2. В руководящем партнере . Чрезмерная зависимость от окружения и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве. Переоценка любви - уверенность в том, что любовь может решить все.

3. В четких ограничениях . Человек предпочитает такой жизненный стиль, когда главное значение имеют ограничения и запреты.

4. Во власти . Доминирование и контроль над другими, как самоцель, презрительное отношение к слабости.

5. В эксплуатировании других . Человек боится, что его «кто-то» использует, поэтому боится выглядеть «тупым» в глазах других. При этом не желает предпринять что-то, чтобы их перехитрить.

6. В общественном признании . Человек хочет быть объектом восхищения со стороны других, формирует свое мнение о себе в зависимости от социального статуса.

7. В восхищении собой . Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений, потребность в комплементах и лести со стороны окружающих.

8. В честолюбии . Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия. Очень сильный страх неудачи.

9. В самодостаточности и независимости . Человек избегает любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств, дистанцируется от всех и всего.

10. В безупречности и неопровержимости . Человек пытается поддерживать впечатление совершенства и добродетели, пытается быть непогрешимым и безупречным во всех отношениях.

Хорни считала, что перечисленные потребности существуют у всех людей. Они помогают нам справляться с чувствами отверженности и беспомощности, неизбежными в жизни. Здоровый человек легко меняет одну форму поведения на другую, в зависимости от обстоятельств. Невротик же принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей.

Заключительные комментарии

Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния вза имодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формиро вания личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура ха рактера (типы личности) связана с определенными социальными структурами.

254 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.

К сожалению, большинство теоретических убеждений Фромма, особенно его теория развития характера, были сформулированы настолько глобально, что они недоступны эмпирическому изучению. Фактически, было сделано очень мало подобных попыток . Изучение клинических случаев и на блюдения над другими культурами представляет собой единственный источник подтверждения его концепции. Тем не менее, книги Фромма не утратили своей популярности как в профессиональной среде, так и среди простых читателей во всем мире. Бесчисленное множество людей считают его убедительные и наталки вающие на размышления комментарии по широкому спектру социальных проблем созвучными современности.

Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополага ющим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она

дискутировала с Фрейдом, -это решающая роль физической анатомии в обус ловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни

полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявле ния о том, что женщинами движет ≪зависть к пенису≫, являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более ши рокой социокультурной ориентации.

В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных

влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным

неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным

открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Карен Хорни (Karen Homey), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, не подалеку от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко веру ющим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе

своего мужа. Большую часть детства и отрочества Хорни мучали сомнения в сво их достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности.



Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой.

Позднее она призналась: ≪Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной≫ .

В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой жен Карен Хорни: социокультурная теория личности 255

Карен Хорни (18854952).

щиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила

Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. Хорни

получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В тече ние следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитиче ском институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых приступов де прессии и однажды, как сообщают ее биографы, была спасена мужем при попытке

самоубийства .

К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее

личных проблем. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа все это при вело ее к совершенно подавленному состоянию. Тем не менее, после развода с

мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она рабо тала в Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподава нием, написанием научных работ и путешествиями.

В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в Соединенные

Штаты. Она была принята на должность помощника директора в Чикагском психо аналитическом институте. Спустя два года она переехала в Нью-Йорк, где читала

лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхож дение ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквали фицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого

она основала Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого

института до самой своей смерти от рака в 1952 году.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три

основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда

относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая

256 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка в ее расхож дениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания

в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учены ми, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла

ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние

на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюде ния над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали

поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением

влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межлич ностных отношений.

Развитие личности Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для фор мирования структуры и функционирования личности у взрослого .

Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по

вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений

Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейше го развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии

личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности [Ногпеу, 1939]. Удовлетворение

охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хорни

придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического

выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В дан ном случае основополагающий мотив -быть любимым, желанным и защищен ным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении

этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей.

Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем

самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероят нее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родите лей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно

патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей мо гут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сума сбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а так же оказание явного предпочтения его братьям и сестрам [Ногпеу, 1945]. Однако

основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей явля ется развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребе нок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время

испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт

приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате

поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направля ется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психо Карен Хорни: социокультурная теория личности 257

логической защиты, цель которой -подавление враждебных чувств по отноше нию к родителям, чтобы выжить [Ногпеу, 1950, р 18].

К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной

возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они про являются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базаль ная тревога, ≪ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциаль но опасного мира≫ [Ногпеу, 1950, р. 18] Базальная тревога -это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности -является одной из осново полагающих концепций Хорни

Базальная тревога: этиология неврозов

В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым ком понентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В об щем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощуще ние безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге Соответственно, этио логию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях меж ду ребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и Согласно Хорпи, базальная тревога

развивается на основе чувства

одиночества, беспомощности и заброшенности во враждебном

окружении.

(Е. Budd Giay Jeioboam)

258 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться

нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце

концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждо го. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к фор мированию невроза у взрослого.

Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получив ших название невротических потребностей, или невротических тенденций

Они представлены в табл. 5-3 вместе с соответствующими стиля ми поведения.

Таблица 5-3. Десять невротических потребностей, описанных Хорни

Избыточная потребность

1. В любви и одобрении

2. В руководящем партнере

3. В четких ограничениях

4, Во власти

5. В эксплуатировании других

6. В общественном признании

7. В восхищении собой

8. В честолюбии

9. В самодостаточности и не зависимости 10. В безупречности и неопро вержимости Проявления в поведении

Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со сто роны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к крити ке, отверганию или недружелюбию

Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться

в одиночестве; переоценка любви -убежденность в том, что любовь

может решить все

Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное

значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребователь ность, довольствование малым и подчинение другим

Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное

отношение к слабости Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть ≪тупым≫ в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их Желание быть объектом восхищения со стороны других; представле ние о себе формируется в зависимости от общественного статуса

Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостат ков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны

окружающих

Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия;

страх неудачи

Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких либо обязательств; дистанцирование от всех и вся

Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отноше ниях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Карен Хорни: социокультурная теория личности 259

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они по могают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, ис пользует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возмож ных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если

этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потреб ность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает

потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни

поясняет, что невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потреб ность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. ≪Если он

нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви≫ [Ногпеу, 1942, р. 39]. Короче говоря, потребность определен но имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить

ее удовлетворение в способ жизни.

Ориентация на людей, от людей и против людей

В своей книге ≪Наши внутренние конфликты≫ (1945) Хорни разделила список

из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий пред ставляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью дос тижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие

заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жиз ни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешитель ность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому

типу, руководит иррациональное убеждение: ≪Если я уступлю, меня не тронут≫ [Ногпеу, 1937, р. 97].

Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защища ли и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажет ся, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим

поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стра тегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуу мов, которые придерживаются защитной установки: ≪Мне все равно≫. Такие

люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибоч ным убеждением: ≪Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке≫ [Ногпеу, 1937, р. 99].

Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя

увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они

утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным

наслаждениям -они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии

характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

260 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей - это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждеб ность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, ис ходя из иллюзорного убеждения: ≪У меня есть власть, никто меня не тронет≫

Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь -это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он

рассматривает с позиции: ≪Что я буду от этого иметь?≫, независимо от того, о чем

идет речь -деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враж дебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге

всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на

повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций.

Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать дру гих, получать общественное признание и восхищение.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных

стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного соци альными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие

стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас.

Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии

конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых

этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у

больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он спосо бен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сде лать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встаю щие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только

одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из

этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

Психология женщины

Как упоминалось выше, Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением

Фрейда в отношении женщин [Ногпеу, 1926]. Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают сво их матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение

Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и та ким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подоб ного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчи ны испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность муж чин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к

заключению, что психоанализ был создан ≪мужским гением, и почти все, кто раз вивал идеи психоанализа, были мужчинами≫ [Ногпеу, 1926/1967, р. 54]. Надо

отметить, что оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала

большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу и в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного на правления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, Карен Хорни: социокультурная теория личности 261

чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в кон тексте социокультурных влияний.

Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполно ценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на эконо мической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически

сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не

признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они

признавали мужское ≪превосходство≫. Социальные системы, с их мужским доми нированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несо стоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала ≪переоценку≫ жен щинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилеги ям. ≪В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маску линными -такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобо да, право выбирать партнера≫ [Ногпеу, 1939, р. 108].

Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают

многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст

между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной

ролью, как выбор карьеры или достижение других целей [Ногпеу, 1926/1967].

Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо

согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением .

Хорни приветствовала стремительные изменения в ролевом поведении и отноше ниях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочислен ные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные

исследователи.

Заключительные комментарии

Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяс нение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся опи санием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно

к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу

применения ее теории. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется

также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений. Но, не смотря на это, ее теоретические и клинические идеи имеют огромный отклик. Она

много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги пользуются сегодня большой популярностью. Таким обра зом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.

262 а Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности РЕЗЮМЕ

Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая психоана литическую теорию, придавали особое значение эго и его функциям. Эрик Эрик сон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику раз вития эго на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как

объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от Фрейда, у Эриксо на эго предстает как автономная личностная структура. Его теория сфокусирова на на качествах эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни. Значение

социальных и культурных влияний в формировании личности характерно и для

теорий Эриха Фромма и Карен Хорни.

Эриксон утверждает, что эго проходит в своем развитии через несколько универ сальных стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каж дая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное

развертывание жизненных стадий -результат взаимодействия биологического со зревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.

С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосо циальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или

решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах ведущих психоло гических конфликтов: 1) базальное доверие -базальное недоверие; 2) автоно мия -стыд и сомнение; 3) инициативность -вина; 4) трудолюбие -неполно ценность; 5) эго-идентичность -ролевое смешение; 6) интимность -изоляция;

7) продуктивность -инертность, застой; 8) эго-интеграция -отчаяние. Инди видуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.

Теория Эриксона опирается на его исходные положения о природе человека.

В его психосоциальной теории нашли выражение:

Сильная приверженность принципам холизма, инвайронментализма (преоб ладание влияния социальных факторов) и изменяемости;

ш умеренная приверженность принципам детерминизма, рациональности, объективности, проактивности, гетеростаза и познаваемости.

Исследования, посвященные оценке эмпирической валидности теории Эриксона, рассматривались в аспекте таких понятий и явлений, как формы эго-идентичности, достижение идентичности и способность к интимности. Было отмечено, что теория

Эриксона послужила стимулом для очень небольшого количества исследований.

Применение теории Эриксона обсуждалось в связи с проблемой понимания

поведения подростков в американском обществе. Разные аспекты поведения под ростков -проблема выбора карьеры, членство в группе сверстников, употребле ние алкоголя и наркотиков -объяснялись как частичное отражение кризиса

идентичности.

Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в персонологии, уде ляя особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов.

Он утверждал, что пропасть между свободой и безопасностью дошла до такого

предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчуж денность стали определяющими признаками жизни современного человека. Опре деленной частью людей движет желание бегства от свободы, которое осуществля Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни ш 263

благодаря спонтанной активности.

Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключитель но человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стрем лениях к свободе и безопасности: потребность в установлении связей, потребность

в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности и потребность

в системе взглядов и преданности.

Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием

способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого соци альными, экономическими и политическими условиями. Непродуктивные типы

характера -рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный.

Продуктивный характер, согласно теории Фромма, представляет собой цель раз вития человечества; в его основе лежат разум, любовь и труд.

Карен Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия опре деляет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим факто ром в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потреб ности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует

удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной

враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная трево га -ощущение беспомощности во враждебном мире -является основой невроза.

Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с

целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными

базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на раз личные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни

объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация ≪от людей≫, ≪против людей≫ и ≪к людям≫. У невротиче ской личности обычно преобладает одна из них.

Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу о зависти женщины к пенису;

она предложила вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к

женщинам из-за способности последних рожать и кормить детей. Она также

считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие

своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин.

Хорни уделяла особое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому

доминированию и дискриминации женщин, в объяснении развития личности жен щины.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Каким образом теория Эриксона модифицирует и/или расширяет психоаналитиче ский подход Фрейда к личности?

2. Согласны ли вы с Эриксоном в том, что главным кризисом в подростковом возрасте

является эго-идентичность-ролевое смешение? Как вы полагаете, вы сами в какой-то

степени испытывали этот кризис? Если да, то как, по-вашему, он мог повлиять на

другие сферы вашей жизни (например, выбор карьеры, отношения с родителями, любов ные отношения)?

264 Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности 3. Эриксон утверждает, что достижение эго-идентичности -это борьба на протяжении

Социокультурная теория личности Карен Хорни

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни.

Во-первых, она отвергала высказывания 3. Фрейда относительно женщин, и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Когда 3. Фрейд , анализируя развитие и формирование женственности, утверждал, что основной движущей силой в развитии женщин является желание стать мужчиной, вне всякого сомнения, при этом речь шла об эмансипированных женщинах, у которых действительно присутствует внутреннее желание сравняться с мужчиной, достичь его духовной и нравственной свободы. Но женственная женщина не испытывает ни малейшей потребности в эмансипации. И поэтому, когда американский психоаналитик К. Хорни отвергает взгляд 3. Фрейда на психологию женщины, на ее стремление приобрести атрибуты мужского пола, стать мужчиной, то она говорит, что женщина, физически созданная для специфически женских функций, в психологическом аспекте не может быть детерминирована желанием иметь атрибуты другого пола. Можно предположить, что при этом она говорит об истинной женщине, имеющей небольшой процент мужественности или вообще не проявляющей таковую. Желание взрослых женщин быть мужчиной, утверждает К. Хорни , характерно лишь для невротичных женщин. Такие проявления, как склонность к диктаторской власти, честолюбию, к тому, чтобы завидовать другим и бранить их, – это элемент неврозов нашего времени как у женщин, так и у мужчин.

Равным образом А. Адлер полагает, что желание женщины быть мужчиной может быть связано с желанием иметь все привилегии, которые в нашей культуре считаются мужскими, такие как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбора партнера.

И если во время Фрейда считалось, что женщине свойственны также мазохизм и боязнь потерять любовь, то К. Хорни отрицает подобный взгляд на женщину, она говорит, что мазохизм не является изначально женским феноменом. К. Хорни считает, что причины не в биологии, а в культуре.

Мазохизм, утверждает она, это проявление попытки достичь безопасности и удовлетворения в жизни благодаря собственной незаметности и зависимости, такой способ помогает достичь господства над другими через слабость и страдание. Боязнь потерять любовь также заложена в культуре. На протяжении веков труд женщин ограничивался семейным кругом. Любовь и преданность стали рассматривать как специфические женские добродетели. К. Хорни считает, что существуют две причины недовольства женщины своей женской ролью: в обществе, где нарушены человеческие взаимоотношения, трудно достичь счастья в жизни; подобная ситуация и порождает чувство неполноценности, а значит, недовольство собой как женщиной. Пока ведение домашнего хозяйства считалось серьезным делом, количество детей не ограничивалось, женщина чувствовала себя конструктивным фактором экономического процесса. Эта основа исчезла, и женщина утратила свой фундамент. Любой человек чувствует себя недостойным, если его не любят и не очень ценят. Подобное обесценивание изначальной женской роли мы наблюдаем в настоящее время и в нашей культуре. У женщин, выброшенных из социума по различным причинам, появляется чувство ненужности, снижается самооценка, развиваются депрессивные состояния.

Во-вторых, Хорни была убеждена, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.

В-третьих, клинические наблюдения над ее пациентами показали глубокие различия в их личностной динамике в зависимости от культурной среды, в которой они жили (Европа, США), что было подтверждением культурных факторов в развитии личности. Отмечая, как и 3. Фрейд, значение детских переживаний в формировании структуры личности взрослого человека, Хорни утверждала, что детству характерны две потребности:

Потребность в удовлетворении;

Потребность в безопасности.

Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. И хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной, по ее мнению, в развитии ребенка является потребность в безопасности. Основополагающий мотив при этом – быть любимым, желанным, защищенным. Если родители и ближайшее окружение не удовлетворяют эти потребности, то подавленные чувства обиды, негодования, враждебности проявляются во взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем (базальная тревога – «ощущение беспомощности перед лицом потенциально опасного мира») .

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности, беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует эти потребности негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый же человек легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

Хорни впоследствии разделяет все потребности на три основные категории, каждая из которых представляет собой стратегии оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип личности. Эта ориентация предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность, беспомощность. Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали, руководили им.

Такие люди завязывают отношения с единственной целью – избежать чувства одиночества, беспомощности, ненужности.

Ориентация от людей: обособленный тип. Эта ориентация обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки «мне все равно». Такие люди руководствуются ошибочным убеждением: «если я отстранюсь, со мной будет все в порядке».

Для такого типа личности характерна установка – никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям. Для них характерны стремления к уединенности, независимости, самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип. Для этого стиля поведения характерны доминирование, враждебность, эксплуатация. Этот человек действует исходя из иллюзорного убеждения «у меня есть власть, никто меня не тронет». Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции «что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь – деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что этот тип личности способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все его потребности вращаются вокруг желания повысить собственный престиж, статус, удовлетворить личные амбиции. То есть основная потребность этого типа – эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.

Вопросы лекции:

    Развитие личности

    Этиология невроза.

    Невротические потребности и ориентации.

    Базальный конфликт.

Карен Хорни (1885 – 1952), выдающаяся женщина-психоаналитик, вошла в историю психологии как автор оригинальной теории личности, в которой она анализирует социкультурные факторы, определяющие развитие ребенка. Как и В. Райх, Хорни во многом расходилась с точкой зрения ортодоксального психоанализа на проблемы психического развития человека; как и Райх, за свои расхождения она была подвергнута осуждению со стороны психоаналитического сообщества (дисквалифицирована как инструктор по психоанализу в 1941 г.). Дисквалификация не смогла помешать Хорни далее развивать свою теорию. Она основала Американский институт психоанализа и была его первым деканом вплоть до своей смерти.

Можно выделить несколько основных положений, являющихся основой социокультурной теории К. Хорни. Во-первых, она отвергала идеи З. Фрейда относительно психологии женщины, особенно его утверждение о том, что ведущим фактором женского психологического развития является зависть к пенису. Во-вторых, ее общение с рядом выдающихся психологов и антропологов (Э. Фромм, М. Мид, Г.С. Салливан) привело ее к мысли, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивида. Клинические наблюдения за пациентами, которых она вела в Европе и Америке, показали значительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов на развитие личности. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Развитие личности. К. Хорни поддерживала основные идеи Фрейда относительно решающей роли детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности взрослого. Однако относительно специфики формирования личности их мнения расходились. Хорни не принимала утверждение Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальность ребенка диктует особую направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и его родителями.

Согласно Хорни, ребенку присущи две основные потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение подразумевает все биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хорни признавала, что удовлетворение этой основной потребности играет важную роль в обеспечении физического выживания ребенка; однако, она считала, что ведущую роль в формировании личности играет другая основная потребность – в безопасности. Потребность в безопасности подразумевает стремление быть любимым, желанным и защищенным от опасностей окружающего мира. В удовлетворении этой потребности (впрочем, как и в удовлетворении первой основной потребности) ребенок полностью зависит от родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношениях к своему ребенку, то они удовлетворяют его потребность в безопасности. Это способствует формированию здоровой личности. Наоборот, если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, возможно патологическое развитие личности.

Неудовлетворение потребности в безопасности приводит к возникновению у ребенка чувства обиды и гнева по отношению к родителям (базальной враждебности). Это чувство вступает в конфликт с детской зависимостью о родителей. В результате этого конфликта негативные чувства вытесняются. Но и будучи вытесненной, базальная враждебность оказывает влияние на психику ребенка, наполняя ее ощущениями беспомощности, страха, любви и вины. Данный комплекс чувств получил название базальной тревоги (ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира).

Этиология невроза. В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым психическим состоянием. Она считала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. По мнению Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого человека. Чтобы справиться с ощущением недостаточной безопасности, беспомощности и страха перед окружающим миром, ребенок прибегает к различным защитным стратегиям. Выраженные в поведении, эти стратегии “ориентируют” человека на достижение, “приобретение” чего- либо, поэтому для их описания Хорни еще использовала термин невротические потребности. Хорни описала 10 таких стратегий/невротических потребностей.

    Потребность в любви и одобрении проявляется в постоянном неутолимом желании быть любимым и получать восхищение со стороны окружающих. Связана с повышенной чувствительностью и восприимчивостью к критике, которая может расцениваться как отвергание и проявление недружелюбия.

    Потребность в руководстве выражается в чрезмерной зависимости от других людей и боязни отказа (в близких отношениях) или одиночества. Связана с переоценкой любви и убежденностью в том, что любовь может решить все проблемы.

    Потребность в ограничениях выражается в предпочтении четких указаний и ограничений, переоценке роли порядка в жизни. Связана с нетребовательностью по отношению к условиям жизни, довольствованием малым, стремлением подчиняться.

    Потребность во власти выражается через доминирование и стремление контролировать действия окружающих как самоцель; презрение к человеческим слабостям.

    Потребность в эксплуатировании других выражается в боязни быть используемым другими или боязни выглядеть глупо в их глазах. При этом в отличие от случаев “нормы”, не наблюдается попыток изменить себя или ситуацию.

    Потребность в общественном признании выражается в желании быть объектом восхищения других людей; самооценка чрезмерно зависима от социального статуса.

    Потребность в восхищении собой выражается в стремлении создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений. Связана с потребностью в комплиментах и лести со стороны окружающих.

    Потребность в честолюбии выражается в сильном стремлении быть самым лучшим, невзирая на последствия; связана со страхом неудачи.

    Потребность в самодостаточности и независимости выражается в избегании любых отношений, предполагающих какие-либо обязательства, дистанцировании от людей.

    Потребность в безупречности и неопровержимости выражается в постоянных попытках быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях, стремлении поддерживать впечатление непогрешимости и совершенства.

Хорни считает, что эти стратегии присутствуют у всех людей. Они помогают нам справляться с неизбежными в жизни огорчениями и разочарованиями, чувствами враждебности и отверженности и беспомощности. Но, если здоровый человек легко заменяет одну стратегию на другую в изменившейся ситуации, то невротик стремится реализовать лишь одну из имеющихся стратегий, причем во всех возникающих социальных ситуациях. То есть, мы можем сказать, что стратегия/потребность имеет невротический характер, если личность превращает ее удовлетворение в образ жизни.

Хорни разделила данный список потребностей на три более общие категории. Каждая из этих категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений; каждая направлена на снижение чувства тревоги достижение чувства безопасности. Каждой стратегии соответствует определенная ориентация в отношениях с людьми.

    Ориентация на людей (уступчивый тип) предполагает зависимость, нерешительность и беспомощность как стиль взаимоотношений. Такому человеку необходимо, чтобы в нем нуждались, любили, защищали и руководили им. Цель отношений, в которые они вступают – избежать чувства одиночества и ненужности. Однако под маской любезности и зависимости могут скрываться подавленная враждебность, стремление вести себя агрессивно.

    Ориентация от людей (обособленный тип) характеризуется отсутствием заинтересованности в людях, отстраненностью, избеганием тесных межличностных отношений. Для таких людей характерны стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

    Ориентация против людей (враждебный тип) это такой стиль поведения, для которого характерны доминирование, враждебность к другим людям и стремление их эксплуатировать. Жизнь при этом рассматривается как борьба всех против всех. Все поведение направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций.

Как и невротические потребности, данные межличностные ориентации в различной степени использует каждый человек в различных жизненных ситуациях. Однако, как и в предыдущем случае, здоровый человек способен гибко менять ориентации сообразно меняющимся обстоятельствам и в зависимости от своих целей. Невротик не может сделать адекватный ситуации выбор и стремится использовать только одну из имеющихся ориентаций. Более того, и у здорового человека, и у невротика эти ориентации находятся в противоречии между собой. Однако у здоровых это противоречие не несет такого эмоционального заряда, как у невротиков, благодаря гибкому использованию всех трех ориентаций. У невротиков оно становится основой базального конфликта.

Базальный конфликт. Базальный конфликт невротика заключается в противоречиях в отношениях, которые у него складываются с другими людьми. Порождается этот конфликт несовместимыми типами ориентаций, составляющих ядро невроза. Напомню, ориентации невротика негибки, не соответствуют изменяющейся ситуации; одна из ориентаций регулярно используется, остальные подавляются.

Человек пытается преодолеть этот конфликт, используя различные пути. Во-первых, он может подавлять определенные стороны своей личности, актуализируя противоположные подавляемым черты. Во-вторых, человек может создать такую дистанцию между собой и другими людьми, которая не даст возникнуть конфликту. В-третьих, человек может создать идеализированный образ самого себя, который будет восприниматься как реальное “Я”. Идеализированный образ придает реальную уверенность в себе и реальную гордость. Следующий вариант избежания базального конфликта – экстернализация его (восприятие внутренних процессов, как если бы они имели место вне человека), проекция собственных недостатков, перенесение ответственности за отношения на других людей. Другие варианты избегания конфликта – избирательная “слепота” в отношении наиболее явных противоречий, фрагментация жизни на отдельные части, строжайший самоконтроль и т.д.

Последствиями неразрешенных базальных конфликтов могут быть страхи. Один из наиболее распространенных – страх разрушения защитных образований (боязнь умопомешательства, гибели и т.п.). Другие виды страхов, связанные с базальным конфликтом, - страх разоблачения (защитных уловок), страх собственных изменений и т.д. Страхи образуют препятствия на пути разрешения базального конфликта и интеграции личности, поэтому при лечении неврозов, считала Хорни, обязательна работа со страхами пациента.

Еще одно следствие неразрешенного базального конфликта – “обеднение личности”. Хорни подразумевала под этим термином ощущения слабости, нерешительности, опустошенности, внутреннее напряжение, отчуждение от собственного “Я” и т.п. Это приводит пациента к уменьшению искренности и возрастанию эгоцентризма.