09.10.2019

Ролевое поведение личности в общении. Ролевые отношения и ролевое поведение личности


Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной Деятельности Личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной Деятельности и способ поведения Личности» (Буева). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей : он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение Личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют:

· - социальное происхождение;

· - этническая принадлежность;

· - уровень образования;

· - должность;

· - проф. принадлежность;

· - власть;

· - доход и богатство;

· - образ жизни и т.д.

Есть еще определение, что социальная роль – это социальная функция Личности.

Разновидности ролей:

· - психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;

· - социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.

· - активные или актуальные – исполняемые в данный момент;

· - латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент

· - конвенциональные (официальные);

· - стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.


Связь роли и поведения:

Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации Личности, непременное условие «возрастания» Личности в обществе себе подобных. В ролевом поведении могут возникнуть ролевые конфликты: межролевые (человек вынужден выполнять одновременно несколько ролей, иногда противоречивых), внутриролевой (возникают тогда, когда к носителю одной роли предъявляются разные требования со стороны разных социальных групп). Половые роли: мужская, женская. Профессиональные роли: начальник, подчиненный и т.д.

Ролевое поведение Ролевое поведение имеет свою специфику и сложную структуру. Его анализ дал известный американский социальный психолог Г. Оллпорт. Он предлагает следующую схему, выделяя четыре компонента ролевого поведения. 1. Ролевое ожидание связано с предписаниями в социальной системе. Они не зависят от сознания и поведения конкретного индивида и выступают как внешние, более или менее обязательные требования. Они исходят от общества или конкретной социальной группы и означают, какое поведение ожидается от человека, как должна быть выполнена роль, а также насколько поведение данного лица соответствует этим ожиданиям и служит критерием оценки исполнения данной роли (хороший - плохой педагог, врач, студент, отец, мать и т. д.). 2. Понимание своей роли человеком включает осознание им своих функций, прав, обязанностей, связанных с данной ролью. Это показывает, насколько полно усвоил индивид предписания, сложившиеся в общественной структуре. 3. Принятие или непринятие роли. Принятие означает готовность индивида выполнять все предписания в соответствии с ожиданиями общества. Степень принятия может быть различной: от полного слияния с ролью, идентификацией с нею (женщина вся поглощена своим материнством) до отклонения, игнорирования обязанностей, функций, присущих данной роли, отчуждения от нее (студент игнорирует требования преподавателей, не считает нужным посещать занятия и т. д.). 4. Исполнение роли. Это ролевое поведение, конкретные действия, поступки, предписанные ею. Ролевое поведение отличается от других форм деятельности тем, что оно предполагает наличие ролевого партнера и определенный навык социального взаимодействия с ним. Выполняемые человеком роли, каждая в отдельности и все в совокупности, имеют большое значение в формировании и развитии личности. Но наличие той или иной роли само по себе еще не определяет поведения человека. Для этого она должна быть усвоена, интернализована, принята. Интернализованная роль - это внутреннее определение, осознание индивидом своего социального положения и его отношение к нему и вытекающим из него обязанностям. Как будет выполнена роль, зависит от отношения к ней, от индивидуально-психологических особенностей (установок и ориентаций, склонностей, характера, способностей и т. д.), его жизненного опыта.

Установка (attitude). Этот термин впервые использовал философ Г. Спенсер, позднее – Н. Н. Ланге, русский психолог. В 1918 г. У. Томас (американец) и Фл. Знанецкий (поляк) определили социальные установки как психическое переживание значения, смысла, ценности социального объекта. В 1928 г. Л. Л. Терстоун совместно с Е. С. Богардусом разработали операциональный подход (измерительные шкалы), в 1931 г. Р. Парк отметил, что аттитюды обладают латентностью: у каждого аттитюда есть бессознательная стадия, на этой стадии поддерживаются одни реакции и затормаживаются другие. В 1935 г. Г. Оллпорт дал классическое определение аттитюда: установка – состояние умственной и нервной готовности, основанное на опыте, направляющее реакции индивида в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми она связана. В 1940 г. сформировалось два направления: изучение устойчивости структуры аттитюда и аналитическое направление. В 1950 г. А. Кемпбелл определяет аттитюды как прогнозируемый синдром реакций, последовательных по отношению к ряду социальных объектов. В 50-е годы Дж. С. Брунер, Л. Дж. Постмен подчеркивали творческую роль человека, роль мотивации, ценностей. В 60-е годы Катц определяет установку как предрасположенность индивида к оценке какого-либо опыта или его символа, которая может выражаться как вербальным (мнение, оценка), так и невербальным поведением.

Установка состоит из трех компонентов: описательное знание; отношение; планы, программы поведения. Функции установки: адаптивная, защитная, экспрессивная (выражает индивидуальную значимость культурных ценностей), познавательная и функция координации всей познавательной системы психических процессов.

Занимаясь структурой ценностных ориентации, В. А. Ядов разработал диспозиционную концепцию личности, в которой отдельные установки связываются в определенную уровневую систему диспозиций:

1) элементарные установки (формируются на основе витальных потребностей, в простых ситуациях не осознаваемы);

2) социальные установки (формируются на базе оценки отдельных социальных объектов и ситуаций);

3) базовые социальные установки (определяют общую направленность личности);

4) система ценностных ориентации.

Для измерения установок чаще применяется шкалирование; широко известны шкалы Терстоуна и способы их конструирования. В результате длительного отбора и сортировки большой группой экспертов собранного банка суждений относительно объекта установки оставлено 11 утверждений, которые должны располагаться в качестве шкалы от максимального одобрения до максимального неодобрения. Правила отбора утверждений таковы: утверждения должны быть обращены к настоящему времени, отбрасываются нелестные, они должны содержать не более одной мысли; нельзя использовать слова «все», «никто», «всегда», иностранные слова, имеющие двойной смысл, просто констатирующие, не связанные прямо с объектом, а также те, в которых отражается общее согласие. Измерение установки возможно также по поведению, хотя необходимо учитывать, что поведение и установка часто расходятся по вербальному компоненту, в качестве которого выступает мнение.

Изменение установки обычно имеет цель добавить знания, изменить отношение, показать последствия изменения взглядов, мнений и т. п.

Установки более успешно меняются через изменение отношения, что достигается, например, внушением. Под гипнозом измененные установки принимают вид твердых убеждений. На формирование установки оказывают влияние родители (важно сходство установки родителей и детей по отношению к социально значимым объектам) и авторитетные личности, а также средства массовой коммуникации.

Стереотипы являются одним из видов социальной установки. Знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представлений – стереотипов. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания. Термин «социальный стереотип» введен в социальную психологию У. Липпманом для обозначения предвзятых мнений и представлений. Таким образом, речь идет прежде всего об оценочных стереотипах, а не о поведенческих привычках.

Стереотипы – регуляторы поведения. Наиболее изучены национальные стереотипы. Они фиксируют отношения между этническими группами, являются частью национального самосознания, имеют выраженную связь с национальным характером. Стереотипы – духовное образование, сложившиеся в сознании людей эмоционально окрашенные образы, передающие значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания. По мнению известных исследователей, сумма истинных знаний в стереотипе всегда больше суммы ложных знаний, однако в силу своей большой обобщенности они значительной информации не содержат.

Существуют стереотипы профессиональные, физиогномические (в основе лежит связь черт внешности и личности), этнические и др. Национальный стереотип есть инструмент политики.

Национальный стереотип, обозначая целиком этническую или национальную группу, предполагает наличие определенной черты у всех ее представителей. Это недифференцированное суждение неизбежно содержит в себе – скрыто или явно – определенную как положительную, так и отрицательную оценку.

Имидж – образ, подобие. Имидж наделяет социальное явление (человека, группу, организацию, товар) новыми характеристиками. Имидж – «полуфабрикат», требует домысливания, стимулирует воображение, имеет более регулирующую роль, требует от человека или организации умения «жить на уровне своего имиджа» и, следовательно, имеет достаточную мотивационную и мобилизующую функцию. Он обладает внушающим воздействием и может превратиться в стереотип. Вместе с социальными мотивами имидж направляет и обусловливает все виды социального взаимодействия, в которые вступают индивиды и группы.

Сущность ролевого поведения

Определение 1

Роль – нормативный образец поведения, одобряемый коллективом и выражающий социальную позицию человека.

Ролевое поведение представляет собой определенные социально одобряемые действия индивида в обществе, которые соответствуют занимаемому им положению. Роль человека в социуме зачастую определяет его поведение. При этом роль выполняет две ключевые функции:

  1. Демонстрация необходимого ролевого поведения в общем смысле и по отношению к окружающим;
  2. Ориентир для индивидов, взаимодействующих с исполнителем определенной роли.

Замечание 1

Таким образом, роль является индикатором приемлемости поведения индивида для него самого и окружающих.

Каждый из сотрудников в организации может принимать на себя несколько социальных ролей – он может являться одновременно руководителем и подчиненным, коллегой и товарищем. Социальные роли можно классифицировать по ряду различных признаков:

  • По половому признаку – мужские и женские;
  • По степени формализации – формальные и неформальные;
  • По форме – активные и пассивные;
  • По способу проявления – явные и скрытые;
  • По значимости – доминирующие и второстепенные;
  • По степени стандартности – стандартизированные и свободные.

Для характеристики любой социальной роли обычно используют две базовых характеристики – права и обязанности индивида, который принял на себя данную роль.

Определение 2

Права – совокупность ожиданий индивида от других участников общества, которые побуждают его к определенным действиям.

Определение 3

Обязанности – совокупность ожиданий других участников общества от индивида, которые побуждают его к определенным действиям.

Необходимость ролевого поведения

Каждый сотрудник в организации принимает на себя определенную роль (или несколько ролей). Реализация этой роли определяет поведение каждого сотрудника организации, его взаимодействие с другими сотрудниками и внешней средой. В зависимости от того, насколько успешно реализуется роль и насколько сам сотрудник удовлетворен принятой им ролью, в организации возникают (или не возникают) различные противоречия, связанные с взаимодействием организации и индивидов.

Успешное ролевое поведение индивидов в организации определяется такими условиями, как ясность и приемлемость роли. Каждый индивид должен осознавать требования роли, которую он реализует, и принимать их. Иногда неопределенность ролевой позиции может быть причиной внутреннего или внешнего конфликта, влияние которого на деятельность организации неизбежно.

Замечание 2

Именно ролевые конфликты делают ролевое поведение индивидов в организации значимым социальным феноменом, которому следует уделять внимание в деятельности, например, при распределении задач между сотрудниками.

Ролевые конфликты и их виды

Ролевые конфликты являются результатом ролевого напряжения – феномена, возникающего в результате неприятия роли индивидом или его окружением. Ролевой конфликт представляет собой столкновение различных ролевых требований, которое вызвано множественностью социальных ролей индивида. Каждый человек исполняет несколько социальных ролей, каждую из которых он некоторым образом воспринимает. Принято выделять два основных типа ролевых конфликтов:

  • Межролевой конфликт – возникает при одновременной реализации нескольких ролей. В рамках межролевого конфликта в поведении одного индивида сталкиваются различные, несовместимые друг с другом ролевые ожидания. Во избежание межролевого конфликта каждый индивид должен прилагать специальные усилия для создания оптимальной комбинации своих ролей;
  • Внутриролевой конфликт – возникает при реализации сложных противоречивых ролей. Ярким примером такой роли является роль руководителя в организации, который должен одновременно соответствовать ожиданиям своего начальства и подчиненных, которые противоречат друг другу.

Особенности ролевого поведения личности


Введение

Заключение

Список литературы


Введение

Необходимость кем-то быть, играть определенные роли, является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна самореализация индивида.

В 60-х годах отечественные социальные психологи начали активно разрабатывать основанную на Западе ролевую теорию. Это было обусловлено тем, что понятие "роль", по Е. С. Кузьмину, является "центральным для социально-психологической науки, т. к. роль является звеном связи социальных явлений с психологическими особенностями" (Кузьмин, 1977, 122).

Существует также определение, что ролевое поведение – это поведение индивида в соответствии с задачами роли и ожиданиями окружающих. Необходимыми условиями ролевого поведения являются ясность и приемлемость роли.

Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, но и связь его деятельности с другими людьми.

Приемлемость роли состоит в том, что человек готов ее выполнять осознанно, поскольку поведение в соответствии с данной ролью будет приносить ему определенное удовлетворение.

При этом А. Л. Свенцицкий (1999) указывал на то, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Поведение человека начинается с выполнения определенной социальной роли. Человек познает себя, оценивает свою роль и свое место в социальной среде и в соответствии с этим направляет, контролирует и корректирует свое поведение.

Процесс вхождения в роль и обладание ею у каждого человека протекает по-разному. Качество ролевого поведения зависит от состояния психических параметров личности, которые подвержены влиянию социальной и производственной среды.

Таким образом, постоянно существует необходимость заботиться о создании такой производственной и морально-психологической обстановки, которая бы благоприятно влияла на качество выполнения социальной роли каждым работающим, способствовала бы повышению его трудовой инициативы и общественной активности.


1. Понимание личности в психологии

Личность - сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития - с другой.

Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин "личность" означал маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении. Впоследствии термин "личность" стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.

В определении личности следует выделить, прежде всего, ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Термин "личность" употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность животного" как "личность новорожденного". Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Таким образом, психология социальное и биологическое в человеке рассматривает в диалектическом единстве, выделяя в этом единстве в качестве основных и определяющих социальные факторы.

Отношение к пониманию "личности" у различных исследователей было и остается различным.

Психоаналитические теории личности. Уже в начале века венский психиатр и психолог З. Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и на культуру во всем мире. Дискуссии, связанные с анализом и оценкой фрейдистских идей длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, и, прежде всего, полового инстинкта, и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, так как общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, "цензуре", что вынуждает человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, "уходят в подполье", но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности. В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в различные "комплексы", которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно, одной из задач психологии признается выявление бессознательных "комплексов" и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин, например, относили "эдипов комплекс".

Все дальнейшее развитие личности мыслилось как столкновение между вытесненными в сферу бессознательного различными "комплексами".

Внимательное рассмотрение концепции личности Фрейда, позволяет заметить, что активность человека понимается как биологическая, природная сила. Она аналогична инстинктам животных, т.е. такая же бессознательная, при всех ее изменениях, "сублимациях" и конфликтах с внешне ей противопоставленным обществом. Функция последнего сводится только к ограничению и "цензурированию" влечений. Подобная трактовка личности и ее активности фактически превращает личность в существо, по сути, биологическое. При этом предполагается, что человек и общество принципиально чужды друг другу, что их "гармонические" отношения возможны лишь при подавлении одного силой другого, вечном насилии одного над другим, при постоянной угрозе бунта бессознательного, прорыва в агрессию, невроз и т. д.

Гуманистическая психология (преимущественно американская) в понимании личности и ее активности на первый взгляд кажется чем-то противоположным психоаналитическому направлению. Однако, как это далее станет очевидным, они смыкаются в своих основных характеристиках. В отличие от психоаналитиков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к "вытесненным в бессознательное" впечатлениям и переживаниям ребенка, "гуманистическая психология" главным фактором активности личности считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации). Ее развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта и др.

Топологическая психология. Используя принятое в физико- математических науках понятие "поле", К. Левин объясняет поведение личности тем, что различные точки и районы "жизненного пространства" (поля), в котором существует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что он испытывает в них потребность. Когда потребность в них исчезает, то и значение объекта утрачивается. В отличие от психоанализа, К. Левин не видит в потребности биологической предопределенности. Мотивация детерминируется не природными свойствами человека, а его взаимодействием с "полем", в котором объекты по-разному притягательны: обладают либо положительной, либо отрицательной валентностью.

Наличие трех-четырех ведущих направлений в понимании личности, сложившихся в мировой психологической науке, и несовпадение их исходных принципов вполне закономерно порождало постоянную полемику.

В отечественной психологии понимание "личности" также не однозначное.

Как справедливо отмечает И. С. Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности "в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей", в то время как другие понимают личность "как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения". (Кон, 1967, 7).

Все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную общественными отношениями и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Собственно социально-психологические проблемы личности начинают решаться на этой основе.

2. Механизмы социализации личности. Ролевое поведение

Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений.

Как было сказано выше, выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.

Социальный статус - это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение - это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Джордж Герберт Мид в конце XIX-XX вв. Человек становится личностью, когда обретает навык входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

  • · Модель поведения человека со стороны общества
  • · Система представления человека как он должен вести себя
  • · Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт. Ролевой конфликт - это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию.

Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход.

Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.

В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола.

В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей. Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж - высокой самоотдачи дома.

В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами, в результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, переступать через самих себя.

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах, поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности, один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие, так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго, разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество.

Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности» (Буева). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли.

Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют социальное происхождение, этническая принадлежность, уровень образования, должность, проф. Принадлежность, власть, доход и богатство, образ жизни и т.д. Исполнение роли носит индивидуальный характер, но обусловлено социокультурно.

Разновидности ролей:

  • · психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;
  • · социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.
  • · активные или актуальные - исполняемые в данный момент;
  • · латентные (скрытые) - человек потенциально является носителем, но не в данный момент
  • · конвенциональные (официальные);
  • · стихийные, спонтанные - возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Ф. Зимбардо (1971 г.) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение человека. Ролевые предписания формируют поведение человека. Может возникать явление деиндивидуализации - феномен поглощения личности социальной ролью. Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример - тюремщики).

Ролевое поведение - индивидуальное исполнение социальной роли - общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие «возрастания» личности в обществе себе подобных.

Юнг отождествляет понятие персоны и роли (эго, тени, самость). При социализации важно не слиться с «персоной», чтобы не потерять личностное ядро (самость).

Реальное ролевое поведение личности (рис. 1, Шв) - это фактические действия индивидов, обладающих определенным статусом, использующих свое «Я» и способности к проигрыванию ролей для эффективного взаимодействия с другими индивидами путем выполнения определенных ролевых экспектаций.

Реальное ролевое поведение личности характеризуется, с одной стороны, типичными, повторяющимися, предсказуемыми чертами (иначе это не роль, а отклонение от роли), а с другой стороны (ввиду наличия множества экспектаций, различий в проигрывании ролей, своеобразия личностной интерпретации экспектаций, а также различного жизненного опыта и темперамента), - индивидуальными чертами.

Ни один учитель не похож на другого; все официанты обслуживают клиентов по-разному, но ролевые требования, которые гарантируют выполнение социальных функций учителями, официантами, должны быть соблюдены.

Но есть один нюанс в анализе ролевого поведения - концентрация внимания на внешней, поведенческой стороне (которая, казалось бы, наиболее важна для тех, с кем индивид находится во взаимодействии): важно, чтобы человек независимо от его «Я», способностей интерпретировать свою роль выполнял определенные ролевые предуказания.

При подобном рассмотрении общество, система социальных взаимодействий предстает как театральная сцена для поведения людей, как драматическое ролевое представление, заключающееся в том, чтобы создать желательное (ожидаемое) впечатление у других.

Американский социолог Э. Гоффман делает особый акцент на внешнем фиксируемом поведенческом аспекте ролевого поведения, анализируя различные аспекты взаимодействия людей на основе производимого ожидаемого впечатления, выделяя защитное и охранительное («такт») действия, которые включают различные методы, обеспечивающие гарантию сохранения определенного впечатления, методы маскировки, раскрытия, ложного откровения и др.

Так, индивид постарается управлять впечатлением, которое создается у людей, чтобы убедить их в надежности своей информации. «Характерный пример может быть взят из жизни Шетландского острова. Например, сосед заходит на чашку чая, его лицо выражает обычно, по крайней мере, намек на ожидаемую теплую улыбку, когда он входит в дверь дома... Но хозяин дома может следить за гостем задолго до того, как он подошел к двери, и тем самым увидеть как гость «надевает» на себя улыбку... Некоторые же гости, предвосхищая эту возможность, будут на всякий случай придавать лицу приветливое выражение задолго до подхода к дому, обеспечивая тем самым проецирование постоянного образа» .

Проблема, на которой акцентировал внимание Э. Гоффман, выходит за рамки анализа хитросплетений процесса оказания приятного впечатления на партнеров. По сути задевается более существенный и глубинный вопрос: природа социально-ролевого поведения личности в обществе. Что это - лицедейство, мимикрия, притворство? Как соотносятся нравственный мир человека, устойчивые нравственные принципы, нормы, ценностные приоритеты и реальное ролевое поведение?

Толкование ролевого поведения как драматического, в чем-то притворного, приводит известного социолога П. Бергера к утверждениям типа «...социальная личность не есть некая устойчивая данная сущность, переходящая от одной ситуации к другой. Она скорее представляет собой процесс постоянного порождения и перерождения в каждой ситуации... Внутри понимаемой таким образом структуры нельзя найти что-то устойчивое... Вот почему в рамках социологического рассуждения на вопрос, кто есть реальный индивид в этом калейдоскопе ролей и идентичностей, можно ответить лишь простым перечислением ситуаций, в одних из которых он - одно, а в других - другое» .

По сути личность трактуется как совокупность ролей, которая лишь адаптируется к окружающим условиям, подражает, покорно следует предуказаниям, духовный мир которой фрагментарен, конъюнктурен.

Существует ли нравственный мир личности как целостность? Есть ли мораль как система более или менее устойчивых принципов, норм, опирающаяся на ценностные приоритеты?

Безусловно, человек втянут в самые разные социально-статусные ситуации, выполняет множество социальных ролей, но которые в конечном счете интегрируются в целостную систему ценностей, норм. Поэтому разведение нравственных принципов, норм, ценностей и ролевого поведения в принципе необоснованно. Что такое роль как не совокупность социокультурных норм? В нормальном (бесконфликтном, бескризисном) варианте развития общества ролевые экспектации не могут иметь существенных расхождений с нравственными принципами данного общества, поскольку они формируются в едином ценностно-нормативном пространстве, в едином поле данной культуры. Единые ценностные приоритеты, моральные нормы и принципы, традиции, обычаи обеспечивают единую генеральную логику поведения, логику предпочтений и т.д. Приведенный ранее пример об особенностях образца ролевого поведения американского учителя довольно точно свидетельствует о ценностных приоритетах американского общества, приоритета личности, недопустимости авторитарности.

Где же здесь притворство?

Вопрос о мимикрии становится особенно острым, когда анализируются расхождения в поведении человека в различных конкретных ситуациях - например, искренность, высоко ценимая как общечеловеческий моральный принцип, в гостях не всегда уместа. Можно ли в этой ситуации назвать лицедейством заранее «надетую» на лицо улыбку?

Подобные нестыковки прежде всего обусловлены дифференциацией и автономиназицией социальных институтов, пророждающими специфику и определенную автономизацию нормативной регуляции в различных конкретных (функциональных) ситуациях. Возникает подчас ощутимое своеобразие иерархии ценностей, норм, обслуживающих специфические аспекты жизнедеятельности. (Известно, что ролевой стандарт поведения предпринимателя не может предусматривать в качестве приоритетных сочувствие, сострадание, однако в домашней обстановке приоритет подобных принципов очевиден.)

Следует учесть еще один момент. Люди часто с трудом переключаются с одной иерархии принципов, уместной в их профессиональной деятельности, на другие, адекватные иной статусно-ролевой ситуации. Поэтому нередко роль принуждает их делать то, что они сами не очень одобряют. Роль молодого учителя заставляет недавнего (возможно, даже нерадивого) студента быть строгим, тщательно контролировать посещаемость учеников, их дисциплину и т.д. Но здесь нет притворства в полном смысле слова - речь идет скорее о необходимости привести свои представления в соответствие с новыми функциями, ролями. Те принципы, которые были более или менее адекватны предыдущему статусу и роли студента, оказываются неадекватными в новой социальной позиции. В целом же нравственный мир и специфическая роль человека в конкретной статусно-ролевой ситуации соотносятся как общее и особенное, специфическое.

Новая роль, новые социальные позиции, ситуации буквально принуждают перенимать еще недавно чуждые (неизвестные) вам моральные требования.

Невестка после свадьбы начинает вести себя со свекровью совсем не так, как еще два-три дня назад, - здесь нет притворства, а есть спецификация моральных приоритетов, норм в рамках единого ценностно-нормативного поля, характерного для данной культуры.

Человек, заходя в гости, стремится выразить приветливость, даже если и не очень уважает хозяина, - это не лицедейство, а соблюдение приличий, специальных нравственных норм поведения гостя, а значит, и проявление уважения к этим норам, традициям своего народа.

Функции, статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому поведение человека становится предсказуемым, надежным для общества, а сам он становится носителем его культуры.

Социальные статусы и роли как средства описания взаимосвязи личности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные «осязаемые» научнологические механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям, и в этом немалая заслуга социологической статусно-ролевой теории.

  • Гоффман Э. Представление себя другим. В кн.: Современная зарубежнаясоциальная психология. - М., 1984, с.192; см. также: Кравченко Е.И. Э. Гоффман. Социология лицедейства. - М., 1997.
  • Бергер П. Приглашение в социологию, с. 100.