25.09.2019

Обязательно ли покрывать голову в церкви. Почему в церкви надевают платок


Покрывать голову в церкви или нет? Почему есть разница для мужчин и женщин?

    ВОПРОС ОТ ТАТЬЯНЫ
    Не могу понять как поступать правильно по Библии? Многие говорят, что нужно женщинам покрывать голову в церкви, а в некоторых церквях это не практикуется. И вообще не понятно, почему есть разница для мужчин и женщин?

Видимо, здесь речь идет о Первом Послании апостола Павла Коринфянам. В 11 главе Павел высказался о необходимости женщинам при молитве покрывать голову:

“Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову” (1 Кор. 11.5).

Ответ на подобный вопрос уже был дан ранее в материале . Однако сейчас мы немного с другой стороны подойдем к этой теме.

Сегодня во многих христианских церквях буквально понимают слова апостола и строго следуют его указанию. В ряде же конфессий женщины платки не носят, что вызывает вопросы у некоторых верующих: а как же поступать правильно?

Давайте вместе разберем слова апостола Павла.

Прежде всего, вспомним, что стихи Библии зачастую нельзя понимать как отдельные самостоятельные фразы, то есть, вырывать их из контекста повествования. Все послания являются целостными проповедями апостолов и пророков и состоят из законченных отрывков – частей проповеди. Причем эти отрывки (части проповеди) редко когда соответствуют делению по главам, которое было принято спустя столетия после написания книг Библии. Также при толковании Писания нужно учитывать историческую и географическую специфику.

В 11 главе Первого послания к Коринфянам со 2 стиха Павел начинает назидание христианам Коринфа о внутри церковных правилах жизни и поведения. Эта тема продлиться до 14 главы включительно.

Начал Павел с того, что пояснил “первенство”: глава жене - муж, глава мужу - Христос, а глава Христу - Бог. Здесь не идет речи о главенстве, как таковом, а о том, кто от кого происходит, и кто какую роль выполняет. Иисус Сын – от Бога Отца, жена из кости мужа. Муж на иврите звучит иш, а жена ишша, то есть имеющая общую часть с мужем. Нигде в Библии не сказано, что женщина – это человек “второго” сорта. Наоборот, Священное Писание сразу говорит, что и женщина и мужчина именуются Богом одинаково – человек:

“И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил ИХ (Быт. 1:27)

Но роли у людей, как и у лиц Божества разные. Христос – Сын сошел на Землю, то есть выполнял отведенную Ему роль… У людей же, женщина всегда являлась хранительницей очага, ухаживающей за домашним хозяйством и занимающейся воспитанием детей. Муж же отвечал за пропитание семьи и нес священническую функцию, так как имел больше сношений с внешним миром. Однако это ни прежде, ни сейчас не умаляет и не принижает статус женщины перед Богом и мужем. Согласно Библии, женщина пользовалась большой свободой и уважением. Она выступала не только как жена, мать и домоправительница, но и как судья (Девора), пророчица (Мариам), мудрая советница (2 Цар. 14:2; 20:16) и даже воплощение героизма (Есфирь).

Тем не менее, порядок должен быть во всем. Именно поэтому, Бог определенное первенство оставляет за мужем. Но это относится, повторяю, к ролям, которые предусмотрел для полноценного счастливого брака Господь. Сегодня есть семьи, где мужчины лежат на диване, а роль кормильца берут на себя женщины… Также сейчас в мире распространено феминистическое движение, которое ратует за равноправие женщин. Если быть внимательным и посмотреть на жизнь таких дам, то можно увидеть, что зачастую у них не счастливая жизнь... Вместо того, чтобы за ними ухаживал любимый мужчина, чтобы нежиться в его объятиях, скрываться за его широкой спиной… Эти дамы сами выполняют роль мужчин, но теряют при этом радость быть слабой женщиной, то есть преимущества представительниц слабого пола. Хотя, наверное, многие феминистки не раз желали найти "настоящего" мужчину, чтоб стать "настоящей" женщиной…

Итак, немного разобравшись в ролях, можно снова вернуться к теме покрывания головы. Павел отметил, что всякий муж , молящийся или пророчествующий с покрытою головою , постыжает свою голову” (1 Кор. 11:4), а к женщине у него было обратное требование… Очевидно, что причина такого наставления также заключается в ролях .

Если внимательно почитать всю часть проповеди, посвященную покрытию головы и первенству, то не сложно заметить, что Павел ни разу не сослался на Ветхозаветное Писание и даже не намекнул, что это постановление от Бога и относится к Его закону – заповедям. Вместо этого, Павел ищет аргументацию в природе (ст. 13-15), что не свойственно богослову такого уровня… И в заключении он говорит, что просто не будет спорить на эту тему. Представляется, это было связано с тем, что у него просто не было богословских доводов, но он чувствовал, что мыслит правильно.

Действительно, во всем огромнейшем Священном Писании с его многочисленными заповедями (иудеями насчитывается 613 заповедей в Божьем законе) нет ни одного слова о молитве с покрытой и соответственно, с открытой головой, тем более по отношению к верующим разных полов. Как минимум, странно, что заповеди о покрытии головы нет, ведь если бы это было важным, то Господь обязательно оставил бы такое наставление для людей. Зато в Писании мы встречаем описание традиций, имевших место среди тех народов.

“Оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их” (Ис. 3:17)

Бог, предупреждая о наказании, использует здесь традиции народа, к которому обращается, чтобы на понятном людям языке донести до них Свою мысль.

Отличительной особенностью жизни на Востоке, является скромная, укрывающая почти все тело одежда женщин. А особая роль отведена головному убору. Так было и ранее, так осталось и до сего дня. Речь не идет о хиджабе, а именно о покрытии головы. Порядочные женщины Востока не могли выйти из дома с непокрытой головой, то есть с распущенными волосами. И наоборот, гетеры и публичные женщины при языческих храмах, в том числе и в Коринфе, ходили с распущенными волосами. Хочется отметить, что так было не только в странах Востока. И в России женщинам было не прилично снимать головной убор или распускать волосы вне дома, их нужно было как минимум собрать в пучок с вплетенным в него платком или лентой. Отсюда и выражение “опростоволоситься” - осрамиться, опозориться, оставшись на народе с непокрытой головой.

Теперь, я думаю, понятно, почему Павел настаивал на пребывании женщин в головном уборе в молитвенном собрании, где они молятся и пророчествуют (проповедуют). Церковные собрания являлись общественным местом, а не домом. И поэтому, когда какие-то дамы, возмечтав о проповедуемой свободе во Христе “нет уже … мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе” (Гал. 3:28), начали пренебрегать принятыми в обществе нормами морали, и не смотря на мнение окружающих, стали снимать с себя головные уборы, то встретились с противостоянием Павла! Что здесь защищал апостол, запрещая такое поведение женщинам?

Все очень просто. Павел проповедовал людям разных национальностей и различных вероисповеданий, и в распространении Евангелия пытался быть ближе к людям, не нарушая их устоев на сколько это не противоречило закону Божьему. Чуть ранее исследуемого нами отрывка он писал Коринфянам:

“Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом … Сие же делаю для Евангелия (1 Кор. 9:20-23)

То есть, Павел учитывал менталитет того народа, которому он хотел поведать о Боге. Представьте ситуацию, что сегодня юная девушка, надев легкую маячку и коротенькие шортики, распустив волосы до пояса, приедет в одну из стран Востока и будет ходить по улицам, рассказывая об Иисусе Христе.

Такую картину можно увидеть на улицах европейских городов… Но на Востоке эту девушку ждут неприятности. И конечно, ее проповедь о Христе не будет услышана. Более того, эти люди будут питать неприязнь к Иисусу, который разрешает так неподобающе одеваться молодым женщинам. Такие примеры можно продолжать долго, вспоминая об особенностях жизни народов Африки, Азии и т.д. В каждой местности есть свои традиции и свои понятия, что есть красиво, порядочно, а что напротив - безнравственно. И конечно, сложно у человека быстро поменять менталитет – воззрения, с которыми он вырос и жил десятки лет… Поэтому Павел призывал учитывать культуру народа при несении ему Евангелия, но в пределах рамок закона Божьего “не будучи чуждым закона пред Богом” .

Запрещая женщинам Коринфа снимать в собрании головной убор, Павел показывает, что не нужно христианам отвергать рамки приличия общества, даже если они не основаны на прямом слове Божьем. То есть, христиане не свободны от норм морали и должны быть примером и образцом в той среде, где они живут, чтоб как можно больше людей привести к Богу и спасти. Если христиан будут воспринимать в обществе как людей “некультурных”, бунтарей, попирающих общепринятые ценности, то от этого ни церковь, ни Бог не выиграет, впрочем, как и сами эти люди. Не сложно понять, что человека тогда будут слушать, когда он с точки зрения общества, будет являть собой высокий пример.

Теперь, что касается покрытия головы мужчинами... Рассуждая об этих текстах ясно одно – мы не имеем полной информации о данной ситуации. Но, по всей видимости, читатели – христиане Коринфа хорошо понимали апостола. Видимо, в то время, по этому поводу существовал какой-либо светский или религиозный спор. Возможно, Павел был против, введения иудеями традиции, сверх установленных Священным Писанием, молится, покрывая голову талитом или кипой. Проблема иудаизма в том, что письменный закон Божий верующие дополнили устным законом, который поставили наравне с откровениями Самого Бога. Поэтому Павел, как учил Иисус и пророки, был против преданий, приплюсованных к Писанию. И когда христиане стали перенимать такой религиозный культ у иудеев, вероятно, считая покрытие головы Божьим законом, Павел противостал этому.

Итак, можно сделать вывод: говоря о главенстве и разнице между одеяниями мужчины и женщины апостол имел в виду порядок в общине и в семье верующих. Павел хотел, чтобы христиане являлись образцом для окружающих язычников, пропагандируя в частности библейский идеал взаимоотношений в общине и семье. Также апостол пояснял, что обычаи, традиции и культурные особенности, не противоречащие заповедям Божьим, не должны отвергаться верующими, не затмевая, естественно собой, закон Господа.


Константин Чумаков, Валерий Татаркин


Коринф во время Апостола Павла был огромным городом. Его население насчитывало более семисот тысяч человек. Поскольку город находился на узком перешейке, соединяющем южную часть Греции с ее северной частью, все движение с севера на юг сосредотачивалось в Коринфе - другого пути не было. Такое географическое положение сделало Коринф одним из важных торговых центров древнего мира.

Коринф был самым богатым и самым большим городом Греции. Население жило в роскоши, а роскошь и материальное процветание всегда идут рука об руку с неправедностью.

Именно в этот город и пришел Апостол Павел в 51 году и в немощи и страхе проповедовал Евангелие. Спустя некоторое время Павел написал христианам этого города два послания. В первом он затронул ряд насущных проблем, одной из которых является требование к сестрам-христианкам покрывать голову.

Учение Павла - это не утверждение древней еврейской традиции. Покрытие головы отличалось от существовавших в то время традиций, оно символизировало великий принцип христианской веры. Повеление относилось именно к христианам. Рассмотрим принцип, на котором оно основано, а также появившиеся в связи с этим проблемы.

Апостол Павел излагает Божью точку зрения вполне конкретно: "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог" (1Кор.11:3).

Глава - это руководитель, вождь. Христос является руководителем мужа, а муж - руководителей жены. Всякий мужчина, спасенный Иисусом Христом, должен подчиняться своему Спасителю и Господу. А каждая христианка должна с радостью признавать свою подчиненность мужу, установленную самим Богом.

Головной убор не делает женщину равной мужчине, как трактуют некоторые. Напротив, если женщина покрывает голову, то она признает свое неравенство перед мужчиной и выражает согласие на его главенство.

Покрывая голову, жена-христианка может с дерзновением, как и муж, подходить к трону Божьему и молиться непосредственно Богу. Муж и жена обладают равными правами в отношениях с Богом, но что касается устройства семьи, то они не равны.

В соответствии с Божьим законом, главой семьи является муж. Ему принадлежит последнее слово в принятии решений. Жена должна признать и согласиться с позицией лидерства мужа. Это Божественное установление не может служить оправданием жестокости и нетерпимости мужа к жене. Он не должен думать, что все в доме должно вращаться вокруг него и в угоду ему.

Главенство - не то же самое, что господство. Муж не должен становиться тираном. На нем лежит большая ответственность. Муж должен признавать свою подчиненность Христу, а жена - свою подчиненность мужу. Таков принцип главенства.

Порядок главенства - не вопрос превосходства, а вопрос власти. Когда эта власть руководима страхом Божьим, она производит гармонию, благословение и мир. Чтобы яснее понять значение главенства во взаимоотношениях мужа и жены, проследим взаимоотношения Бога и Христа.

Иисус сказал: "Я и Отец - одно" (Иоан.10:30). Это говорит о равенстве. В другом месте Иисус говорил: "Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне?.. Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела" (Иоан.14:10). Это говорит о сотрудничестве. В третьем случае Иисус засвидетельствовал: "Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодной (Иоан.8:29). Это говорит о подчинении Сына. Во взаимоотношениях Отца и Сына видно обоюдное понимание, или признание, что конечная власть принадлежит Отцу, Отец обладает приоритетом.

Если главенство и руководство нужно и полезно в Божественных взаимоотношениях, то насколько это важнее и нужнее в человеческом обществе! Муж и жена только тогда выполнят свое предназначение, когда с радостью займут то положение, которое Бог определил для них.

"Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая" (1Кор.11:4-5). Муж показывает свою подчиненность Христу тем, что во время молитвы или проповеди снимает головной убор. А жена показывает свою подчиненность мужу в том, что во время молитвы или пророчества покрывает голову. В таком виде жена должна идти в присутствие Божье, чтобы получить Его благословение. Покорная Слову Божьему жена имеет право на все обетования Божьи, данные человечеству при искуплении.

Сформулировав принцип, Апостол Павел излагает несколько причин, по которым женам-христианкам следует растить волосы и покрывать их.

Обнажать голову - стыдно

"Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается" (1Кор.11:6). В дни Апостола Павла люди понимали, что женщине стыдно быть остриженной или обритой. Короткие волосы повсеместно считались признаком бесстыдства и блуда, и только падшие женщины стригли волосы. Длинные волосы были признаком добродетели. Нежелание покрывать голову в знак подчинения мужу, по Писанию является таким же постыдным поступком, как и стрижка волос.

Бог нашел нужным употребить видимый знак для того, чтобы напоминать нам о Божественном порядке во взаимоотношениях между мужем и женой. Этим знаком должны быть длинные, необрезанные волосы у жены и покрытая голова.

Требование установленного Богом порядка

"Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа (1Кор.11:7-9). Павел напоминает, что при создании мира между мужчиной и женщиной была положена разница, в силу которой мужчина должен главенствовать над женщиной. Бог создал сначала Адама, а затем Еву. Покрывало на голове жены является символом того, что она придерживается установленного Богом порядка и чтит мужа как главу.

"Посему жена и должна иметь на голова своей знак власти над нею, для Ангелов" (1Кор.11:10). Ангелы ополчаются вокруг боящихся Господа и избавляют их, как говорит об этом псалмопевец (Пс.33:8). Бог посылает Ангелов на служение тем, кто наследует спасение (Евр.1:14).

На основании вышеприведенных мест, Ангелы на небесах заинтересованы в физическом и духовном благополучии Божьих детей. Женщины, которые добровольно носят на своей голове знак власти, подлежат небесной охране. О, как это нужно в наши дни! Кому не хочется жить безопасно в современном обществе? Это возможно для тех жен, которые повинуются Божьему порядку главенства и видимых образом показывают это.

Покрывало на голове является знаком, который равным образом относится и к земной жизни, и к небесной. Он показывает, что жена занимает определенное место в порядке Божьего мироздания. Если же она не хочет признавать власть мужа, отказываясь носить знак его власти над собой, она пренебрегает повелением Бога.

Требование приличия

"Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?" (1Кор.11:13-15). У всех людей есть врожденное чувство того, что хорошо и что плохо, и наш здравый смысл свидетельствует, что длинные волосы - честь для женщины.

Мы с женой никогда не стригли своих дочерей, искренне желая, чтобы они приняли Христа, когда вырастут. Нам хотелось, чтобы им не было трудно следовать Его учению. Однажды мне пришлось услышать, как какая-то женщина сказала нашей дочери: "Никогда не разрешай маме с папой подрезать тебе волосы!" Несмотря на то, что наша культура развивается в совершенно другом направлении, противоречащем установленному Богом порядку, и у многих нет никакого уважения к Божественному закону, - все же у людей достаточно здравого смысла, чтобы понять, что длинные волосы - честь для женщины.

Так учит сама природа

Природа - хороший учитель. Она подсказывает нам, что женщина должна иметь длинные волосы, а мужчина - короткие. Многие искренне заявляют: "В Писании не говорится, какой длины должны быть волосы у женщин!" В рассматриваемом нами тексте Писания Павел использует три слова для описания длины женских волос: обритые, остриженные и длинные. Какие волосы считаются длинными? - Те, которые не брили и не стригли.

"А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии" (1Кор.11:16). Если кто-то остается глух к здравому смыслу и не может убедить себя в силе данной аргументации, ему надлежит просто молчать, в силу апостольской власти. Павел говорит, что ни он, ни основанные им церкви не позволяют женщине молиться или пророчествовать с непокрытой головой.

Покрытие головы - повсеместная практика апостольской церкви. Римские катакомбы, скульптурные барельефы на стенах зданий, ранние исторические документы - все свидетельствует о том, что жены в древности покрывали голову. Это было повсеместной практикой во всех церквах Греции, Рима, Антиохии, Африки.

Некоторые считают, что Павел позволяет не соблюдать данные им указания в случае несогласия, если это учение вызывает споры. Но это неверно. Разве может Святой Дух вначале говорить о том, зачем и почему жена должна покрывать голову, а потом сказать, что это не нужно делать, если появятся споры?

Многие утверждают, что покрытие головы - устаревший обычай и не относится к ним сегодня. Однако такой оговорки нет в Слове Божьем. Все Писание богодухновенно и актуально лично для нас. Апостол Павел говорит: "Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни" (1Кор.14:37).

Истинное счастье приходит от правильных взаимоотношений с Богом Отцом и Его Сыном Иисусом Христом. Эти взаимоотношения поддерживаются при нашем исполнении воли Бога, выраженной в Слове Его. Оно учит, что жена должна быть подчинена мужу. Ей заповедано носить на голове видимый знак подчинения. Этот знак влияет на молитвы жены, потому что Бог рад ответить на просьбы той женщины, которая в смирении, с радостью покоряется Его установлению. Такая жена получает благословение и находится под защитой Самого Бога.

Покрывало на голоде жены говорит также о ее чистоте и скромности. Оно является видимым свидетельством действия благодати Божьей, которая произвела в сердце свою работу. Жена, которая покрывает голову и в то же время проявляет гордость, самолюбие и господствующий дух, - бесславит Бога и церковь.

Библия не говорит конкретно, как сделать покрывало или как носить его. Но она учит, что голова жены должна быть покрыта. Следовательно, покрывало должно быть достаточного размера, чтобы покрыть природную славу женщины, то есть ее волосы, и чтобы окружающим было видно исполнение Божественного принципа подчинения жены.

Сегодня много жен-христианок, которые не покрывают голову. Они преподают в воскресных школах, свидетельствуют другим о Боге. Не кажется ли вам странным, что многие, называя себя христианами, хотят делать великие дела для Бога, но не хотят исполнять небольшие Его повеления и этим доставить Отцу радость? Будем же помнить предостерегающие слова нашего Господа: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного?" (Матф.7:21).

Взято из альманаха для родителей

Почему женщина надевает платок в храме? Многие прихожанки, заходя в храм и по традиции надевая платок, задаются этим вопросом. Поговорим сегодня о традиции ношения этого атрибута.

Откуда пошла традиция ношения платка в храме?

Еще в древности, во времена Ветхого Завета замужние женщины на Востоке покрывали голову. Это означало смирение и покорность перед своим супругом. Считалось неприличным замужней женщине выходить на улицу с непокрытой головой, ведь волосы мог видеть только муж. Сегодня эта традиция также сохранена в странах Востока.

В христианстве обычай женщине покрывать голову при входе в храм возник ещё в апостольские времена, благодаря словам апостола Павла : «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5).

Апостол Павел как бы одобрил и утвердил обычай, который был в то время в Иудее. Но здесь же, кроме подчинения своему мужу, возникает и другое значение: смирение перед Богом и стремление выглядеть как можно скромнее и неприметнее, когда находишься в храме, дабы не отвлекать окружающих и не вводить в смущение.

С принятием христианства обычай покрывать голову пришел на Русь вместе с другими церковными обычаями. (Кстати, на Руси в те времена отличительной чертой замужней женщины был не только платок, но и наличие двух кос, которые заплетались между собой, а у незамужних девушек была одна коса).

Девушкам дозволялось в храме стоять с непокрытой головой.


С.И. Грибков «В церкви» (1860-е)

В нашем языке можно найти примеры, отображающие традицию ношения платка. К примеру, слово «опростоволоситься» означало оказаться с непокрытыми волосами, оно было равносильно слову «опозориться» , т.к. замужние не ходили с непокрытой головой, это считалось неприличным.

По тому, как завязан платок, можно было узнать о его обладательнице: например, представительницы купеческого сословия завязывали платок на лбу (по-купечески), девушки завязывали платок спереди (по-девичьи), а замужние женщины перевязывали концы платка за спиной (по-бабьи).

Почему мужчина снимает головной убор при входе в храм?

А что же мужчины?Почему они, заходя в церковь, снимают головной убор? Эта традиция в христианстве, опять же, утвердилась благодаря посланиям апостола Павла . К слову, иудеи покрывали головы в знак смирения во время молитвы. Но апостол Павел пишет: "Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. [...] Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия" (1 Кор. 11:4, 11:7). В другом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал.4:7).

Таким образом, с утверждением христианства ветхозаветная «покорность раба» заменяется на «сыновство».

До наших дней сохраняется традиция мужчинам снимать головной убор во всех жилых помещениях или учреждениях, не только в храмах. Связано это с тем, что в прежние времена, заходя в избу, мужчины кланялись святым образам, которые находились в красном углу напротив входа. Сняв шапку, гость показывал свое почтение к иконам и уважение к хозяевам.

Монахи и священники имеют головные уборы, являющиеся частью их облачения, которые не снимают в храме. С одной стороны их уборы символизируют терновый венец, который был надет на Спасителя во время казни, а с другой - шлем воина (ежедневная борьба с темными силами).

М.В. Нестеров «Монах» (1913)

Традиция ношения платка сегодня

Сегодня женщины также покрывают голову в храме, девочкам и девушкам делать это не обязательно.

Как и в древности, в наши дни существует благочестивый обычай надевать платочки в храм разных цветов. Цвет платка может зависеть от того, какой праздник отмечается Церковью (про цвет церковных облачений мы писали в ). Например, белый платок многие женщины надевают в праздник Рождества Христова, красный - на Пасху, зеленый - на Троицу, в голубых платочках бывают в праздники, связанные с Пресвятой Богородицей и т.д.

Напоследок скажем, что не стоит удивляться, когда в некоторых балканских православных странах вы увидите, как женщина, заходя в храм, наоборот снимает головной убор. Связано это с тем, что эти страны долгое время были под властью турок, и местным жителям хотелось отличаться от традиций захватчиков.


Будем также помнить, что не следует приходить в храм в слишком

коротком платье или платье с открытыми плечами

Основные каноны православной церкви, связанные с головным убором при посещении храма.

Людям, входящих в храм впервые, следует знать, что в церкви существуют определенные правила поведения. Духовные основания устанавливают все нормы православного этикета, которые обязаны координировать взаимоотношения между верующими, обращенными к Богу.

Много вопросов возникает по поводу головного убора у прихожан, при нахождении в церкви.

Об этом правиле этикета поговорим в предлагаемой статье.

Христианские традиции в храме
Такой обычай появился в глубокую христианскую древность, а точнее еще в апостольские времена. В ту эпоху, каждая женщина имеющая статус замужней и добропорядочной, покидая стены дома, прикрывала голову покрывалом. Этот головной убор свидетельствовал, о том, что женщина замужем и она принадлежит мужу.
Супруг мог развестись с женой не возвращая приданого, в случае появления ее на улице без платка. Такой женский вид, считался оскорбительным для мужа.
На Руси сохранилась эта благочестивая традиция - женщина в церкви должна проводить молитвенный ритуал прикрыв голову покрывалом.
Это способ выражения уважения и почтения к первохристианской церковной традиции.
Поскольку речь идет только о замужней женщине, или женщине потерявшей мужа, к молодым девушкам это требование не относится.
Как красиво завязать платок, палантин, платок-накидку и шарф на голову в церковь, храм?
Существует огромное количество способов ношения платка, но не все они уместны для посещения церкви.
Головной убор должен соответствовать ситуации, поэтому замысловатые банты и узлы необходимо исключить из варианта завязывания, для посещения храма.

Простое решение - это купить готовый головной убор.

Накиньте его на голову и застегните под подбородком булавкой

2 вариант
Если палантин или шарф не будет соскальзывать с головы, перекиньте концы крест на крест вокруг шеи, и отбросьте их назад

3 вариант
Достаточно просто накинуть любой шарф, при желании закрепите его брошью в районе шеи

4 вариант
Если нет уверенности в плотном расположении платка, завяжите его сзади на слабый узел

5 вариант
Завяжите палантин или косынку на узелок под подбородком

7 вариант
Можно подвязать платок вокруг головы, таким образом

8 вариант
Для обряда венчания подойдут самые простые способы

Как правильно завязать платок на голове по-православному?

Требования древних обычаев в православной церкви по завязыванию платков
Единственным правильным вариантом, по канонам православной церкви, считается завязать концы головного убора в районе подбородка или закрепить платок булавкой под ним.
Но в современной церкви, стараются не обращать внимание на то, каким образом покрыта голова, самое главное наличие любого покрывала на голове.
Обязательно ли одевать платок и покрывать голову в церковь?
Только блудницам и порочным женщинам позволено афишировать свою принадлежность к особому рода занятиям не покрывая голову.
Делайте выводы сами

Девочкам нужно ли одевать платок в церковь?

Требования современной церкви
При посещении храма девочки голову не покрывают.
Древние условности, приписывают головной убор к исключительному знаку замужней женщины.
Поэтому девственнице, не имеющей мужа, дозволено входить в церковь не покрывая платком голову.
Современная бытность внесла в давний обычай собственные изменения. Легче надеть палантин, чем навлечь на себя гнев не сведущих «бабушек».

Почему мужчины не покрывают голову в церкви?

Требования для мужской половины, согласно давних традиций
Посещая любое помещение, мужчине надобно освободиться от головного убора
Делается это для того, дабы отдать дань почтению и уважению хозяина
Хозяин церкви - Господь
Таким образом мужчина, проявляет не только уважение, но и подчеркивает свою беззащитность перед лицом Господа, и показывает истинную веру
Важно быть внимательными к чувствам людей, и помнить, что церковь они посещают, для того чтобы открыться перед Богом, попросить его о самом сокровенном и ценном, молятся о прощении за грехи. Поэтому необходимо одеваться и вести себя в этом месте в соответствии с церковными канонами.

Полезно будет ознакомится со словами апостола Павла по этому поводу:

11.09.2014

Женщина издревле ходит в храм с покрытой головой - это древний обычай, который зародился на основе слов апостола Павла. Апостол говорил, что жена должна на голове иметь символ, который обозначает власть над ней. Это необходимо, прежде всего, для Ангелов.

Отсюда зародилась традиция покрывать голову при входе в церковь. Согласно апостолу, если женщины молится и при этом ее голова открыта, это является постыдным. Непокрытая голова приравнивается к обритой. Этими словами апостол подчеркивал постыдность одежды современных женщин, которые показывают свое тело. Мужчина имеет право ходить в церковь с открытой головой.

Кстати, в античной культуре голова прикрывалось как знак скромности. Волосы в то время считались наиболее ярким атрибутом женской привлекательности и красоты. Семейные женщины не имели возможности ходить с распущенными волосами, и обязаны были носить такой головной убор, как платок. Платок являлся показателем того, что женщина занята и принадлежит мужу. Покрытие головы платком тесно связано с еще одним моментом. В древности, прорицательницы и жрицы, впадая в исступления, распускали свои волосы.

Таким образом, они показывали свой мистический экстаз, символизируя абсолютную отрешенность от общественного мнения. Однако, Апостол не связывает данный факт с требованием посещать церковь в платке. Он обуславливает такую необходимость тем, что общение с Богом должно быть чинным и чистым. Женская одежда должна находиться в определенном согласии с христианским учением.

Учение трактует, что женщина не должна подчеркивать свою фигуру и украшать одежду. Если вся остальная одежда выглядит неприлично, то платок на голове не имеет никакого значения. Наоборот платок в таком случае подчеркивает еще большее бесстыдство женщины и вызывает соблазн у других людей. Апостол Павел подтверждает свое отношение к женщинам, как к подчиненным перед требованиями мужа и перед Богом.

В наше время одежда несет совсем другое смысловое значение. Женщины одеваются, отдавая дань моде, которая не основывается на христианских учениях. Женщины равняются друг на друга, красуясь приобретенными новинками. Согласно христианскому учению, не стоит стесняться скромных одеяний и обращать внимание на внешний облик других, беспокоясь о том, что люди не так поймут и буду иметь плохое мнение.

Апостол гласил, что одежда верующего человека не должна быть вызывающей, а выглядит скромно, сдержанной и не является предметом привлечения всеобщего внимания. Если сохранять все обычаи, предложенные церковью, то человеку гораздо легче настроится на молитву и остаться наедине с самим собой и Богом.

Если человек посещает церковь, значит, он верует и поэтому ему необходимо придерживаться определенных требований, несоблюдение которых считается постыдным. Следовательно, исходя из вышесказанного, верующие считают нецелесообразным ходить в церковь без использования платка.