07.03.2020

Растительный мир, или флора земли. Разнообразие растений на Земле (3-й класс) Разнообразие растений на земле схема


Открытый урок

По познанию мира в 3 «Б» классе

На тему: Разнообразие растений на Земле»

Подготовила:

Мельникова Любовь Александровна

Учитель начальных классов

Образовательные : дать детям представление о многообразии растений на Земле, их роли в природе и жизни человека.

Развивающи е: развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.

Воспитательные : прививать бережное отношение к природе, формировать коммуникативные качества, культуру общения, чувство здорового образа жизни

Оборудование:

Учебник « Познание мира» К. Жунусовой

Презентация « Разнообразие растительного мира»

Раздаточный материал

Компьютер, мультимедиапроектор, экран

Кроссворд

Ход занятия

Организационный момент. (приветствие гостей, настроение)

Психологический настрой. (2 мин)

Я вижу у вас сегодня у всех хорошее настроение. Улыбнитесь и подарите свои улыбки. Я желаю вам сегодня удачи, чтобы вы обязательно узнали что-нибудь новое, и этот урок был интересным и увлекательным.

Покажите смайлики, соответствующие вашему настроению

А я хочу пожелать «ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи»

Проверка домашнего задания:

    Что такое почва?

а) поверхностный слой земли

б)кусок земли

в)верхний плодородный слой земли

    Из чего состоит почва?

а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве

б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей

в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве

    Перегной –это:

а) плодородный слой почвы

б) почвы с содержанием песка

    Какую роль выполняют дождевые черви в почве?

а) приносят вред растениям

б)рыхлят почву, снабжая её кислородом, перерабатывают перегной

в)никакой

    Чтобы лучше на огороде росли овощи, люди?

а) поливают почву

б) поливают почву, рыхлят почву, вносят удобрения, удаляют корни сорняков

в) ничего не делают, итак всё растёт

Организационно- психологический момент начала урока.

А начну урок наш урока с разговора одного ученика. И вот, что он сказал:

« Вот вырасту и открою какое – нибудь живое существо. Только бы не опоздать.»На что ему ответили: «Никогда не поздно что- то узнавать и открывать» Главное будь внимательным и наблюдательным и ты сделаешь много удивительных открытий.

Одно открытие уже ждет нас сегодня на уроке.

Актуализация знаний и постановка проблемы.

На доске слайд № 1

Что общего у предметов, изображенных на этих картинках (живые существа)

Докажите (они дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и погибают)

СЛАЙД № 2

Какая картинка лишняя? (волк)

Почему? (он относится к царству животных)

К какой группе вы отнесете остальные картинки?(царству растений)

Почему? (так как у них есть корень, побег, цветок, плод с семенами)

Можно ли перечислить всех представителей царства растений (нет)

Почему? (их очень много)

Куда бы вы не посмотрели повсюду растения. С глубокой древности человек собирая, а затем возделывая растения познавал их полезные и вредные свойства. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете разгадав кроссворд.

Ключевое слово зашифровано по вертикали.

1)

Дерево,дающее плоды – желуди (ДУБ)

Посмотрите- у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза.

А в шипах красотка ….(роза)

ЗЕЛЕНЫЙ КОВЕР ЗЕМЛИ (ТРАВА)

ХОТЬ НЕ ОГОНЬ, а ЖЖЕТСЯ. (КРАПИВА)

Знают этот фрукт детишки,

любят есть его мартышки (БАНАН)

6. О ней говорят плакучая (ИВА)

7.На окошке дикобраз стоит и веселится, но никто руки не даст боится уколиться (КАКТУС)

8. Красивый цветок красного цвета семена, которого используют в кулинарии (МАК)

Итак ключевое слово БОТАНИКА. Наука о растениях, получившая название от греческого слова БОТАНЕ – трава. Давайте вернемся к словам из кроссворда.

Дуб. Что это? (дерево) а какие деревья растут у нас. Роза – это что? (цветковое растение)

Посмотрите деревья, цветы, травы. Сколько растений растут на Земле. И они какие все? (разные)

Тему, которую мы начнем с вами изучать сегодня называется

« РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ НА ЗЕМЛЕ» СЛАЙД № 3

ТЕМА « РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ НА ЗЕМЛЕ»

СЛАЙД № 4 КАРТИНКИ РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ Давайте полюбуемся этим моногобразием

ВНИМАТЕЛЬНО посмотрите на эти картинки скажите чем различаются растения друг от друга? (размерами формой, окраской, условиями жизни, строением)

Давайте вспомним из каких частей состоят растения. Выполним задание в группах. Карточка № 1. Работаете прямо в карточке. Дописывая свой вариант ответа. Вам на это 3-4 минуты.

Карточка №1

Определите орган, который укрепляет растение в почве (КОРЕНЬ)

Часть растения, имеющая ответвления, несущая листья, почки и цветки(СТЕБЕЛЬ)

Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет- почернеет(ЛИСТ)

Часть растения имеющая вид венчика из лепестков(ЦВЕТОК)

Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка (Плод)

Из него вырастает новое растение (СЕМЯ)

Проверка

Каждой группе задается по одному вопросу, остальные группы проверяют.

Слайд ЧАСТИ РАСТЕНИЯ №4

Молодцы ребята вы успешно справились с заданием.

Подумайте, все ли растения имеют названные части?(нет)

Правильно. Именно поэтому ученые- ботаники делят царство растений на группы.

Как вы думаете какую цель мы перед собой сегодня поставим и будем искать ответы на нее?

Цель нашего урока – познакомиться с группами растений и особенностями их строения то есть по каким признакам ученые разделили все растения

Работа в группах. Изучение нового.

Итак ребята ученые разделили все царство растений на 5 групп. А на какие вы сейчас узнаете. Спикеры раздайте пожалуйста каждому номер. Учитель ставит в это время номера. Первая группа у нас будет изучать водоросли, вторая группа – мхи и т. д.

Гр. № 1 - водоросли

Задания по карточке

Пересказать в паре

-Где встречаются водоросли?

-Какого они размера?

-Какой вид они имеют?

Гр. № 2 - МХИ

Задания по карточке

Выбрать растение подходящее к вашей группе

Пересказать в паре

Ответить на вопросы по своей карточке

-Где растут мхи?

-Какие части они имеют?

-Много ли их на свете?

Гр. № 3 – папоротники

Задания по карточке

Выбрать растение подходящее к вашей группе

Пересказать в паре

Ответить на вопросы по своей карточке

- Как легко узнать папоротников?

-Какие части у них есть?

- Много ли их на свете?

Гр. № 4 хвойные растения

Задания по карточке

Выбрать растение подходящее к вашей группе

Пересказать в паре

Ответить на вопросы по своей карточке

-Назовите несколько элементов хвойных растений.

-Какие у них листья?

-Каких частей у хвойных растений не бывает?

Гр. № 5- цветковые растения

Задания по карточке

Выбрать растение подходящее к вашей группе

Пересказать в паре

Ответить на вопросы по своей карточке

-Какие части у них есть?

Где они встречаются?

Когда они зацветают ?

Водоросли – это низшие растения, живущие в воде, у водорослей нет корней, стебля, листьев, цветков и плодов с семенами. Все необходимое они поглощают всей поверхностью своего тела. Они могут быть совсем малыми, в виде шариков. Это хлорелла. Но и достаточно большими похожими на длинные нити или ленты, например « морская капуста» - ламинария.

Мхи. Во влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев можно встретить мхи. У мхов есть стебель и листья, но нет корней и цветков. Воду и минеральные вещества они добывают с помощью стебля и листьев. Обычно мхи образуют плотные скопления в затемненных местах и вблизи от воды.

Папоротники растения, обитающие во влажных тенистых местах. .У них есть корень, стебель, листья. Цветков и плодов они не имеют. Листья папоротников похожи на перья. Папоротники никогда не цветут. Папоротники бывают травянистые или древовидные. Есть папоротники – гиганты – это деревья высотой до 200 метров.

Хвойные растения - это деревья и кустарники с листьями- иголками. У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных деревьев – вечнозеленые. Хвойных деревьев насчитывают около 6оо видов. К хвойным растениям относятся – сосна, можжевельник, кедр, ель.

Цветковые растения - самая распространенная группа на всей Земле. Это растения, у которых есть цветки. Они имеют все органы – корень, стебель, листья, цветок, плод и семя. К ним относится деревья, которые дают плод (дуб, береза, яблоня) , кустарники – это шиповник, сирень, смородина, травы (одуванчик, земляника, ландыш) и все цветы.

У каждой группы были вопросы, давайте проверим как вы ответили на вопросы. Каждая группа зачитывает вопрос и отвечает.

Остальные группы могут задать вопросы

Молодцы ребята вы успешно справились с этим заданием.

Обобщающая беседа

На сколько групп ученые разделили все царство растений? (на 5 групп)

Назовите их. (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые)

По каким отличительным признакам ученые их разделили на такие группы? (по строению, условию произрастания)

На сколько внимательно вы слушали и узнавали новое о растениях,мы проверим, заполнив таблицу по данной теме по данной теме.


Проверка

Но прежде чем мы закончим наш урок мне бы хотелось, закрепить полученные вами знания.

Каждая группа составляет вопрос по теме и выбирая группу задает его, другие группы могут что то добавит если группа не полностью ответила на поставленный вопрос.

Давайте вспомним какие цели мы ставили на уроке.

Мы узнали об особенностях строения каждой группы?

Достигли ли мы поставленных целей?

Творческое задание

Работа в группах. Разукрасить картинки растений и приклеить на модели глобусов. И показать нам свое многообразие растений.

Выставка работ

Рефлексия. Радуга успеха. Каждый из вас сегодня плодотворно поработал оцените свою работу

Итог урока

Что новог о узнали на уроке?

- кому в группе ты бы хотел сказать спасибо?

- пригодятся ли вам полученные знания на уроке?

Домашнее задание. На выбор

стр 108-109 прочитать и пересказать,

пересказать и составить кроссворд.

приготовить сообщение, выбрав любую группу растений

Заключение урока.

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.


Хвойные растения (голосеменные) Хотя общее количество видов хвойных растений относительно не велико, они играют очень большую экологическую роль. Хвойные преобладающие растения на огромных территориях суши. Многие хвойные растения выделяют смолу, предназначенную для защиты дерева от насекомых и грибков. Смола ископаемых деревьев янтарь. янтарь


Использование янтаря в древнем мире С незапамятных времён люди наделяли ископаемую смолу, чей возраст исчисляется миллионами лет, чудодейственными свойствами. Небольшое украшение из янтаря стоило зачастую дороже, чем молодой раб на невольничьем рынке, ибо доставка янтаря в Рим по Янтарному пути была сопряжена с большими трудностями. Лекарства и украшения из окаменелой смолы рекомендовались при самых разных болезнях. Ещё римский учёный Плиний Старший (2379 годы нашей эры) был убежден, что янтарные амулеты предохраняют от мужских болезней и душевных расстройств.






Кипарисовик горохоплодный – Chamaecyparis picifera. Из кипарисовиков сорта только этого вида можно безбоязненно приобретать для подмосковного сада, да и то стоит подобрать ему защищенное тихое местечко в саду. Это медленно растущие кустарники с изящной зеленой, голубой или желтой хвоей.






Микробиота – Microbiota decussata, чудесное, к сожалению, мало известное почвопокровное хвойное растение для тени и полутени высотой 0,5 м, расползается, к 10 годам займет 1,5-2 м. Хвоя летом очень красивая, темно-зеленая, весной и осенью – рыже-коричневая. Не требовательна ни к влаге, ни к почве, не ломается снегом. Плохо пересаживается.




Папортники В темном, тенистом уголке леса можно встретить крупное травянистое растение с темно-зелеными продолговатыми листьями и толстым корневищем, покрытым многочисленными сухими чешуйками. Это папоротник -- очень распространенное многолетнее растение.


Папортники Многие, наверное, знают о старинном празднике Ивана Купалы, или Ивановом дне. Существовало поверье, что в ночь накануне Иванова дня (24 июня) единственный раз в году цветет папоротник, сияя огненным пламенем и освещая все вокруг. Считалось, что цветок папоротника обладает чудесным свойством открывать клады. Многие пытались разыскать цветущий папоротник, но никому это не удавалось ведь папоротник вообще не цветет!


Водоросли У организмов, объединяемых в группу водорослей, есть ряд общих признаков. В морфологическом отношении для водорослей наиболее существенным признаком является отсутствие многоклеточных органов – корня, листьев, стебля, типичных для высших растений. Для большинства водорослей вода – постоянная среда обитания, однако многие их виды могут жить и вне воды. МОРСКИЕ МАКРОФИТЫ – самые крупные в мире водоросли. Эти многоклеточные организмы больше всех прочих водорослей напоминают зеленые растения.
















Местообитания мхов Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя. Мох в водосточной трубе зимой.


Зеленые мхи. Они встречаются повсеместно: произрастают на почве, стволах деревьев, скалах и крышах домов, но наиболее широко распространены в сырых лесах, образуя сплошной зеленый ковер. Один из наиболее известных и самых распространенных мхов кукушкин лен, образующий густые дерновинки из прямостоячих неветвистых стеблей, густо покрытых узкими линейно-ланцетными листьями.


Сфагнум Особенностью сфагновых мхов является беспрерывное нарастание стебля верхушкой и отмирание нижней части. Однако полного сгнивания отмерших частей не происходит, так как в переувлажненной почве мало кислорода. Образуется торф. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: «белый мох», «бурый мох», «красный мох» и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды.


Работа учителя начальных классов Назаровой А.Н

Проект занятия:
Предмет - внеурочная деятельность;
Цель урока: знакомство с разнообразием растений на Земле, формирование умения работать в парах, группах
Задачи урока:

  1. Познакомить с разнообразием растений на Земле.
  2. Расширить знания детей о растениях.
  3. Закрепить навыки постановки целей работы.
  4. Формировать навык самостоятельного изучения материала.
  5. Формировать навыки работы в парах, группах
  6. Формирование навыка выявления ошибок в своей работе и работе одноклассников.
  7. Воспитание взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия.
  8. Развитие речи, памяти, воображения

Планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):

  1. Развивать умение работать текстом учебника и дополнительной литературой.
  2. Развивать умения выделять главное.
  3. Учиться работать в парах и группах.
  4. Определять уровень своих знаний, проводить самооценку своей деятельности.

Ход занятия

№ этапа

Этапыурока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

Тему сегодняшнего занятиямы можем сформулировать, отгадав загадку:

Дышит, растет,

А ходить не может (растение)

Вспомните, что вы знаете о растениях.

Я предлагаю провести наш урок по следующему плану.

растение

живой организм, без него невозможна жизнь

Знакомство с темой и планом

Постановка цели работы

Каковы цели нашего урока?

Замечательные цели вы поставили перед собой.

Целеполагание.

  1. Познакомиться с разнообразием растений на Земле.
  2. Совместное изучение свойств групп растений.

Знакомство со схемой.

Совместное изучение материала по плану

Рассмотрим схему «Разнообразие растений на Земле».

Какие группы растений представлены в ней?

Сможете ли вы назвать представителей каждой из этих групп?

Рассматривание схемы.

Перечисление представителей каждой из представленных групп

Знакомство с темой изучения.

Рефлексия 1.

Вывод.

Что вы узнали о первой группе растений?

Подведение итогов работы.

Динамическая пауза.

Упражнения для снятия напряжения с глаз.

Изучение нового материала

Работа по «маршруту». Инструкция к работе.

1.Знакомство с темой изучения.

Для лучшего изучения материала я предлагаю провести тщательное изучение каждой группы растений.

Но такой большой материал трудно будет изучить самостоятельно, поэтому мы разделимся на группы и проведем работу по маршруту.

Каждый из вас имеет своё задание.

Прочитаем тему изучения для каждой групп

1 группа: С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,
Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.
Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

2 группа: Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,
Всегда на влажной почве мой родственник растет.
Он может быть зеленым или почти седым,
Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.
В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,
Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

Догадайтесь, о каких растениях идёт речь?

3 группа: Лесная трава - резная листва,

Не хвалится ветками, но гордится предками -

великанами могучими с кронами дремучими

Ещё 1 подсказка :

Люблю я тоже влагу.
В тени, в лесной глуши,
Мои резные листья, конечно, хороши.
Но я горжусь не ими!
Наш очень древний род
Из прошлого планеты тепло и свет несет.

4 группа:

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем

5 группа:

Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде

Водоросли.

Папоротники

Хвойные растения

Цветковые растения

2. Изучение плана работы над темой.

Любая работа должна идти по строго определенному плану.

Прочитаем план работы «по маршруту», приведенный на индивидуальной карточке и на экране

Есть ли у вас вопросы по этому плану?

Желаю вам плодотворной совместной работы.

Изучение плана работы «по маршруту».

(Приложение 1).

  1. Самостоятельное изучение темы.

Работа по группам с использованием карточек.

1. Водоросли

3. Папоротники

4. Хвойные растения

5. Цветковые растения

  1. Взаимообучение

Ребята, скажите, а где мы можем встретить растения? Давайте составим кластер.

Работа «по маршруту», определенному на карточках (приложение 3)

Рефлексия 2.

Вывод:

Что вы узнали о группах растений?

Удалось ли вам изучить материал?

Что помогло вам в этом?

Подведение итогов работы.

Самооценивание.

Оценивание работы одноклассников.

Динамическая пауза.

Упражнения для снятия напряжения с мышц рук и туловища.

Экспресс - тест.

Для подтверждения успешности работы на уроке предлагаю провести экспресс - тест с самооцениванием.

Выполнение экспресс - теста (приложение 2).

Самооценка работы

Рефлексия № 3.

Чему мы научились на уроке?

Достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой?

Что помогло нам её достигнуть?

Обсуждение записи на доске.

Высказывания детей о форме проведения урока.

Оценивание работы

Сегодня мы провели прекрасную совместную работу.

Оценивание работы команд и отдельных учеников.

Оценивание работы отдельных учеников.

Приложение 1

План работы «по маршруту»

  1. Прочти статью.
  2. Подготовь пересказ.
  3. Задай свои вопросы, выслушай ответы соседа.
  4. Перескажи свою статью соседу.
  5. Внимательно послушай рассказ соседа.
  6. Ответь на его вопросы.
  7. Оцени свою работу.

Приложение 2

Экспресс - тест «Проверь себя» по теме «Растения в жизни человека»

Приложение 3

1) Водоросли.

У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей. - Багряные и бурые - древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.
- В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками - "цветет", говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе - зеленая страна).

Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

Древнейшие

пересекавшие Атлантический океан, недалеко от берегов Америки с удивлением и страхом встречали целые поля плавающих буро-желтых водорослей.

2) Мхи. На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум - это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох”, “бурый мох”, “красный мох” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка

Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги.

3) Папоротники. Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает — папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники — влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни.

У славян легендарным растением был папоротник - ему приписывали колдовскую силу. - Папоротники - растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). В эту таинственную ночь устраивались гуляния, хороводы, прыгали через костры и ходили искать «огненный папоротников цветок», открывающий клады. Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок - тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав.

4) Хвойные растения

Хвойные - высшие растения. Встречаются по всей Земле, приспособлены к неблагоприятным условиям. Существуют более 600 видов. Имеют шишки с семенами и пыльцой. Прочную древесину используют для строительства и в мебельной промышленности

Хвойные - представляют собой древесные формы, реже кустарники. Это: ель, сосна, пихта, кедр, кипарис, лиственница, секвойя. Их листья в виде иголок называются хвоей. Есть и листопадные хвойные, это - лиственница. У хвойных есть шишки с семенами, из которых получают витамины, кедровое масло. Хвойные леса - хранители вод, выделяют много кислорода. Из древесины готовят шелк, бумагу, пластмассы.
- Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.Гигантская секвойя может вырасти примерно до 95 м, а диаметр ее ствола может колебаться от 5 до 11 м. Самому большому из этих деревьев, около 4000 лет.

5) Цветковые растения

Цветковые - наиболее распространенная группа растений, насчитывает около 250 тыс.видов. Среди них много деревьев, кустарников, трав. Встречаются повсеместно. Многие цветковые - культурные и используются человеком в качестве пищи, лекарств. Дикорастущие являются кормом для животных. Цветковые господствуют в растительном мире. И если вас восхитит какой-нибудь красивый цветок - знайте, что растение наверняка относится к цветковым.

Растения в нашей жизни играют огромную роль. Они являются пищей, промышленным сырьем. А травы играют в нашей жизни и другую важную роль. Издавна люди познавали их целебную силу. Среди дикорастущих всемирно известен «корень жизни» женьшень. Не менее известны и крапива, подорожник, зверобой. Однако, в нашей стране 500 видов растений находятся на грани исчезновения. Чрезмерный сбор лесных и полевых букетов послужил оскудению растений. Уходят от нас купальница, сон-трава, ветреница. Редко встретишь возле города ландыш. На помощь растениям пришла «Красная книга» Многое зависит и от нас с вами. Отдыхая в лесу, удержись от соблазна сорвать цветок.

Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим

Кластер



Мы узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. На каждом столе лежит таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на полученные знания, заполнить ее.

Список использованной литературы

1. Виноградова Н.Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир. 3 класс. Ч.1.- М.: «Вентана-Граф», 2012.
2. Исакова О.А. Поурочные планы по учебнику Виноградовой Н.Ф., Калиновой Г. С. - В.: «Учитель», 2006.
Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/

Класс: 3

  • познакомить учащихся с группами растений и их признаками, обобщить знания детей о разнообразии растений на Земле;
  • учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;
  • воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: таблицы для каждого ребёнка, гербарий растений, рисунки с ядовитыми и лекарственными растениями, карточки с названием растений.

Ход урока

I. Организационный момент,

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

Растения на Земле встречаются повсюду. Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.

На какие группы можно распределить растения? (Деревья, кустарники, травы).
- Почему растения относятся к живым существам? (Питаются, дышат, растут, размножаются).

Вопросы и задания:

Разделите данные растения на две группы:

Вороний глаз, зверобой, вех ядовитый, крапива, белена, ландыш, подорожник, пижма, чистотел.(лекарственные и ядовитые)

Почему лекарственные растения получили такое название?

Викторина “Лесная аптека”

Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
- Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту.)
- Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник.)
- Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из цветков и листьев –хорошее средство от кашля.)
- Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах и бессоннице.)

Повторите правила обращения с ядовитыми растениями.

  • Нельзя есть и даже пробовать ягоды, плоды, корневища растения, если ты не знаешь, съедобно ли оно!
  • Не оставляй без присмотра маленького брата или сестру в лесу, в поле, на лугу!
  • Не бери в рот травинку, стебелёк, колосок растения. Ты случайно можешь сорвать его ядовитую часть!
  • После сбора растений в лесу, на лугу обязательно вымой руки! Собирая растения, старайся не трогать лицо, не тереть глаза.

Какие части растения вы знаете? (Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.)

III. Знакомство с новым материалом. Работа в группах.

1. Работа по схеме “Разнообразие растений на Земле”. Стр 54

Учёные изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп. Рассмотрим внимательно рисунок – схему. Посмотрите, сколько разных групп растений. Попробуйте сформулировать тему урока

Сегодня мы будем говорить о разнообразии растений. Расскажите, какие растения живут на нашей планете?

А как вы думаете, по каким признакам ученые разделили группы растений? (По особенностям строения разных групп)
- Значит, для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений.

2. Характеристика каждой группы растений.

1) Водоросли. стр. 54

1 экскурсовод:

С головой, уйдя под волны, зеленеем меж камней,
Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.
Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

1 экскурсовод: У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, хотя у некоторых крупных морских представителей этой группы организмов есть образования, внешне напоминающие эти органы. Почему водорослям не нужны корни? Водоросли не нуждаются в корнях, так как живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей своей поверхностью

Некоторые водоросли, по преимуществу морские, имеют пластины, по форме напоминающие листья, Морские водоросли используются уже давно и довольно широко в пище людей, в качестве корма для животных, как удобрение, как сырье для изготовления лекарств, а также в виде ингредиентов хлеба, пирожных, мясных консервов, мороженого, желе и различных эмульсий. Йод можно добывать из недр земли, однако почти во всем мире его продолжают добывать из морских водорослей.

Этот удивительный мир

Морская капуста как лекарственное средство была известна еще в XIII веке в Китае. В XIII веке китайский император издал указ, обязывающий население систематически употреблять ее в пищу как диетическое и профилактическое средство и доставлять ее для этих целей в населенные пункты за счет государства.

2 экскурсовод:

Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,
Всегда на влажной почве мой родственник растет.
Он может быть зеленым или почти седым,
Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.
В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,
Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

На болотах растет мох сфагнум. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: “белый мох ”, “бурый мох ”, “красный мох ” и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. У мхов нет корней, и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду Слово сфагнум в переводе с греческого языка означает губка

Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа Торф - ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений.

Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги, превышая свойства лучших сортов гигроскопической ваты. В мировой практике мох сфагнум используют в основном для выращивания комнатных растений. Мох не имеет питательных веществ, но он придает земле необходимую рыхлость, благодаря своей гигроскопичности, способствует равномерному увлажнению земляного кома

3) Папоротники.

3 экскурсовод:

Люблю я тоже влагу.
В тени, в лесной глуши,
Мои резные листья, конечно, хороши.
Но я горжусь не ими!
Наш очень древний род
Из прошлого планеты тепло и свет несет.

Древовидные папоротники почти вымерли, а вот травянистые чувствуют себя неплохо и в современных условиях. Слово “фужер” заимствовано из французского языка и означает - папоротник Листья достигают порой до полутора метров, но растут очень медленно. Только весной третьего года они достигают полного развития. Осенью листья наших лесных папоротников, как правило, отмирают. Папоротники - влаголюбивые и теневыносливые растения. Кроме стеблей и листьев они имеют корни.

4) Хвойные растения стр. 57

4 экскурсовод:

Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.

Почему эта группа получила такое название?
- Эти растения называют еще голосеменные, потому что кроме корня, стебля и листьев, они имеют еще семена, которые расположены, открыто (голо) на чешуйках шишек.

Этот удивительный мир.

Гигантская секвойя может вырасти примерно до 95 м, а диаметр ее ствола может колебаться от 5 до 11 м. Самому большому из этих деревьев, "Генералу Шерману", около 4000 лет, весит оно около 2995796 кг.

5) Цветковые растения. стр.58

Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде.

Почему они так называются?
- Чем они отличаются от других растений?
- Приведите примеры цветковых растений.
- Почему цветы красивы и душисты?
- Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важна лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят одних насекомых соком-нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим.

Это интересно!

Самое важное место в рационе древних камчадалов занимало это растение, темно-фиолетовые цветки. Его луковицы, толченые с голубикой и другими ягодами, заменяли ительменам хлеб.

Ответ: общее название – сараны; к ним относят рябчика камчатского и лилию слабую (оранжевые цветы).

IV. Работа в группах.

Мы, узнали признаки различных групп и видов растений, и теперь можем проанализировать и обобщить новые знания. У каждой команды на столе таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на учебник, и полученные знания на уроке, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.

Каждая команда защищает свое мнение о какой-либо одной группе. Другие дети обсуждают.

По каким признакам учёные разделили все растения на разные группы?

стебли листья цветы корни плоды и семена
цветковые
водоросли
мхи
папоротники
хвойные

Проверка:

стебли листья цветы корни плоды и семена
цветковые + + + + +
водоросли
мхи + +
папоротники + + +
хвойные + + + +

V. Закрепление знаний.

На какие группы делится царство растений? (Водоросли, папоротники, хвойные- растения, цветковые растения.)
- Где растут водоросли? (Жители воды)
- Где можно встретить мхи? (Во влажных местах.)
- Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перъя.)
- Назовите представителей хвойных растений. (Сосна, ель, кедр, можжевельник…)
- Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения)
- Как называется наука о растениях? (Ботаника.)

VI. Картинная галерея Репродукция картины П.П.Кончаловского “Сирень в корзине” уч.стр. 59

Петр Петрович Кончаловский очень любил сирень, ей он посвятил немало полотен: “Сирень в корзине”, “Сирень” и другие.

Посмотрите внимательно на репродукцию картины. Как будто, пахнуло весной? Букет свежий, пышный, красивый, ароматный, большой...
- Каких оттенков эта сирень? (сирень белая, розовая, светло-лиловая, темно-красная, фиолетовая. . .)
- Можно разглядеть отдельные цветочки? (нет)
- Почему? (их очень много, плотно прижаты друг к другу, цветы-звездочки, цветы-гвоздики, крестики, звездочки).
-Что напоминают по форме кисти сирени? (тяжелые грозди винограда, крупные кисти сирени).

Кончаловский о букете: “В этом букете все цветет, живет и радуется”. Мы чувствуем его восхищение природой, любовь к сирени. Сирень и у нас вызывает хорошее настроение, напоминает о весне, о красоте природы.

VII. Итог урока.

Что было самым интересным?
- Что нового для себя вы узнали?

VIII. Домашнее задание:

  • прочитать текст учебника с.54-58;
  • по выбору, подготовить сообщения о заинтересовавших растениях, пользуясь энциклопедией, или выполнить задание№ 43 в рабочей тетради N°1

Литература:

  1. Н.Ф. Виноградова, Окружающий мир. учебник для 3 класса. - М.: Вентана-Граф, 2008.
  2. О.А. Исакова, Окружающий мир, поурочные планы для 3 класса. – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”3 класс.-М.:ВАКО,2008

Растительный мир, или флора Земли - совокупность всех типов ядерных, многоклеточных, фотосинтетических растений, найденных в . Большая часть организмов - это , которые синтезируют свою пищу с помощью солнечной энергии, но есть и растения-гетеротрофы и очень мало видов, являющихся как автотрофами, так и гетеротрофами. История жизни на Земле и существование многих организмов буквально зависят от жизни растений. Поскольку животные не могут получать энергию непосредственно от Солнца, они должны есть растения (или других животных, которые имеют травоядный рацион), чтобы выжить. Растения также обеспечивают кислородом людей и животных, потому что поглощают углекислый газ в и выделяют кислород в атмосферу.

Разнообразие растительного мира

Растения распространены на суше, в океанах и в пресной воде. Они существовали на нашей планете миллионы лет. Количество видов ныне существующих зелёных растений представлено в следующей таблице:

В таблице приведено суммарное количество различных видов зеленых растений (Viridiplantae ). Предполагается, что существует около 300 000 видов живых Viridiplantae , из которых 85-90% являются цветущими растениями. (Примечание от автора: поскольку данные взяты из разных источников и имеют разные даты, в некоторых случаях подсчеты подвержены некоторой неопределенности)

Отличия растений от животных

Австралия

Эвкалипт царственный

Флора Австралии характеризуется наличием большого количества эндемичных видов - растений, которые не встречаются больше нигде. Тем не менее с появлением переселенцев, на материке прижились многие другие "не родные" виды. Австралийская растительность характеризуется преобладанием двух типов растений - эвкалиптов и акаций.

Азия

Азия имеет наибольшее разнообразие растительного мира из всех частей света, поскольку занимает самую большую площадь, находится в различных климатических поясах и природных зонах. Здесь можно встретить более 100 тыс. видов растений, от тропических до арктических, что составляет около 40% флоры Земли. На материке также есть большое количество эндемичных растений.

Антарктида

Колобантус кито

Антарктида является самым негостеприимным местом на Земле как для , так и растений. Здесь нет деревьев, а только присутствует два вида цветковых растений и множество мхов, лишайников, водорослей и т.д. материка очень хрупкая и страдает из-за изменений климата и деятельности человека.

Африка

Молочай колючка

Африка - второй по величине континент мира, служащий домом для многих уникальных растений. Флора материка распределена по трем основным - , и . При этом не имеют широкого видового разнообразия, ведь этот биом характеризуется сложными климатическими условиями, включая высокие температуры и засухи. Пустыня Сахара, расположенная на севере Африки, является одним из самых сухих мест на Земле. Тем не менее африканские влажные вечнозеленые , содержат большое разнообразие растений.

Европа

Несмотря на то, что Европа находится на одном материке с Азией, называемом Евразией, здесь нет такого богатого видового разнообразия растительного мира, как у восточного соседа. На флору Европы в значительной степени повлиял горный хребет Альп, простирающийся с запада на восток.

Северная Америка

На территории Северной Америки находятся основные биомы планеты, от пустынь до арктических тундр. Каждый биом характеризуется совокупностью определенных видов растений, которые приспособились к росту в тех или иных условиях окружающей среды.

Южная Америка

Южная Америка, как и Азия стала домом для огромного разнообразия видов растений. Здесь находится - огромная экосистема, поддерживающая жизнь множества и растений.

Значение растительного мира

Значение растений в жизни человека

Растения служат фундаментом всей жизни на Земле и важным , необходимым для благосостояния людей. Подумайте о том, как ваша повседневная жизнь зависит от растений.

  • Воздух: Кислород поступает к нам от растений, как побочный продукт фотосинтеза.
  • Пища: Все, что мы едим, происходит прямо или косвенно от растений. На протяжении всей человеческой истории приблизительно 7 000 различных видов растений использовались людьми в качестве пищи.
  • Вода: растения регулируют - они помогают распределять и очищать . Они также участвуют в перемещении воды в процессе, называемом транспирацией.
  • Лекарства: одна четверть всех отпускаемых по рецепту лекарств поступает непосредственно от растений или является их производными. Кроме того, четыре из пяти человек во всем мире сегодня полагаются на установки первичной медико-санитарной помощи.
  • Витамины: растения являются крупнейшим источником витаминов, необходимых для организма человека.
  • Одежда: растения выступают крупным источником сырья для текстильных материалов.
  • Культура: изображения некоторых растений используются на национальных эмблемах, включая деревья и цветы.
  • Мебель и жилье: древесина растений используется при строительстве домов, а также для изготовления мебели.
  • Эстетическое удовольствие: присутствие растений в жизни людей позволяет получать удовольствие от их вида и снимает стресс. Поэтому многие люди выращивают декоративные растения в домах и на приусадебных участках.

Значение растений в природе

Дождевые леса Амазонки

Окружающая среда и климат в значительной степени взаимосвязаны с флорой. Наличие осадков, влажности и температуры зависит от присутствия и характера растительности. Сокращение растений также нарушает равновесие в и косвенно влияет на жизнь человека.

  • Пищевые цепи: В каждой пищевой цепи растения находятся у их основания и ведут цепочку как источник пищи. Например: Трава → Корова → Лев; Трава → Насекомое → Лягушка → Змея → Орел. Здесь растение начинает цепь, и другие животные зависят от него прямо или косвенно. Без растений на Земле не может быть жизни.
  • Среда обитания: Конечно, помимо огромного количества людей, растения составляют основу всех сред обитания.
  • Климат: растения накапливают углерод, который выделяется в атмосферу при сжигании .
  • Эрозия почвы: растения, произрастающие в почве, в достаточных количествах, предотвращают ветровую эрозию (когда во времена ветров, плодородный верхний слой почвы уносится воздухом).
  • Экологический баланс: растения помогают уменьшить тепло и предотвращают испарение влаги. Таким образом, они являются экологическими полезными.
  • Поддержка осадков: растения и деревья оказывают охлаждающее воздействие на атмосферу, приводя к осадкам. Поэтому дожди в пустынях - крайне редкое явление.
  • Плодородие почв: растения поддерживают плодородие почв. Опавшие листья, плоды и т.д., перегнивают в почве и образовывается гумус, который в свою очередь повышает плодородие почвы, так как он благоприятен для микроорганизмов.
  • Среда обитания : растения - лучшие места обитания для птиц и животных, включая обезьян, белок и т.п. Птицы строят свои гнезда на деревьях для кладки яиц, сна, охоты и безопасности. В лесах, животные могут укрыться под деревьями в сильную жару и дождь. Они также обеспечивают питание для многих (дождевых червей), насекомых, грызунов и т. д.

Угрозы растительного мира

Вырубка леса

Есть огромное количество видов флоры на нашей планете, как зарегистрированных, так и не изученных или даже не названных. Тем не менее, хотя угроза существованию многих диких животных в настоящее время широко признана, мало кто знает, что растения также находятся в большой опасности. В феврале 2015 года Центр биологического разнообразия заявил: «Из более чем 300 000 известных видов растений МСОП оценил только 12 914 видов, установив, что около 68% оцениваемых видов растений находятся под угрозой исчезновения».

Огромные площади пустынь по всему миру свидетельствуют о разрушении растительности людьми. Большая часть Ближнего Востока теперь пустыня или возобновляется за большие деньги. Когда-то в Средиземноморье было много лесов, сейчас эти земли оголенные и размыты. Во многих частях Африки и Индии, крупный рогатый скот и козы блуждают по каменистым равнинам, съедая любой клочок зелени, появляющийся на бесплодных землях, которые когда-то были хорошими пастбищами. Чрезмерный выпас домашних и диких животных является, по сути, самой большой угрозой для растений, хотя «налеты» ботаников и других энтузиастов на некоторые красивые растения иногда влекут за собой серьезные потери для редких видов.

Возможно, люди забывают, что все наши культурные растения и садовые цветы происходят от дикой флоры. Не менее важен тот факт, что растения обеспечивают высокую долю лекарственных средств в современном мире. Кто знает, какие секретные ценности для человечества все еще заперты среди растительности, ожидающих открытия. Тропические дождевые леса относятся к наиболее уязвимой среде обитания на планете, в которой содержится 63% видов растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Одной из самых серьезных угроз для флоры, является превращение естественных мест обитания в участки для сельскохозяйственного использования и животноводства, например, когда тропические леса уничтожаются для выпаса скота или выращивания сои, кормов для животных, или масличных пальм. Древние лесные массивы являются особенными, потому что произрастают, по крайней мере, 400 лет и служат основой биологического разнообразия, а также поддерживают обильную дикую природу.

Охрана растений

Охрана растительного мира - комплекс мероприятий, направленных на защиту существующих растений и особенно видов находящихся под угрозой исчезновения. Основным документом, в котором перечислены растения, подлежащие охране, выступает Красная книга МСОП (Международного союза охраны природы).

Красный список МСОП установлен по четким критериям для оценки рисков исчезновения тысяч видов и подвидов. Эти критерии актуальны для всех видов и регионов мира. Цель состоит в том, чтобы донести актуальность вопросов сохранения до общественности и правительства стран, а также помочь международному сообществу попытаться сократить исчезновение видов. Согласно МСОП, официально сформулированные цели Красного списка состоят в том, чтобы:

  • предоставить научно обоснованную информацию о состоянии видов и подвидов на глобальном уровне;
  • обратить внимание на масштабы и важность исчезающей флоры;
  • оказывать влияние на национальную и международную политику, а также процесс принятия решений;
  • предоставлять информацию для возможных действий по сохранению растений.

Одним из самых важных охранных действий выступает создание национальных парков, заказников, заповедников, ботанических садов и т.п. Эти природоохранные объекты позволяют сохранить естественную среду обитания растений и защитить их от чрезмерной эксплуатации со стороны человека.