24.02.2019

Выглядит цветок иван да марья. Цветок Иван-да-Марья: виды растений, легенды, магические свойства




Добавить свою цену в базу

Комментарий

Традиция собирать целебные и магические травы на праздник Купалы существует очень давно. Некто игумен псковского Елеазарова монастыря Панфил писал Дмитрию Владимировичу Ростовскому примерно в 1505 году, что в канун Иоанна Предтечи (который совпадает в Купалой или летним солнцеворотом) мужчины и женщины ходят по лугам, полям, лесам и болотам в поисках «смертных цветов», «на пагубу человеком и скотом», «тут же и дивиа корение копают на потворение мужем своим: и сиа вся творят действом дьяволим в день Предтечев с приговоры сотанинскими». Что есть описание сбора целебных трав травниками и обычными людьми.

Славянские традиции

К травам, обладающим чародейными свойствами относятся: трава колюка, папоротник, или кочедыжник, тирлич-лихоманник, плакун-трава, дурман адамова голова, болотный голубец, ревенька, одолень-трава, земляника, перенос, на-сон, разрыв-трава, перелёт-трава, иван-да-марья, будяг, чертополох, подорожник, лопушок, купаленка, медвежье ушко, богатенька, чернобыльник, лютик, архилин, муравьиное масло, медяница, или курячья слепота и петров крест. По легендам, целебные травы выращивают русалки и мавки, которые знают все их лечебные свойства. Согласно белорусскому поверью, купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети – как наиболее чистые (не живущие половой жизнью, не имеющие месячных очищений и т. п.). Украинские девушки обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам.

Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей, червей. Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур.

Травы старались собрать рано утром в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце (болг, бел., укр.). Именно в это время «каждая травка просит сорвать её и сама раскрывает свою целебную силу». Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков и букетиков, растения для изготовления веников, мётел, корзин.

В «Разрядных книгах» находятся записи о целом ряде старинных судебных волокит о таких травоведах. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла. Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья».

Общие сведения о растении Иван-да-Марья

Марьянник Дубравный (Melampyrum nemorosum L.) – однолетнее травянистое растение с опушенным стеблем. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные. Цветки светло-желтые, двугубые, собраны в колосовидные соцветия. Плод – яйцевидная коробочка. Семена крупные, продолговатые, бурые или почти черные. Высота растения – 15-60 см.

Растение выделяется особо ярким контрастом прицветников синих тонов и ярко-жёлтых венчиков. Оно очень декоративно, поэтому часто привлекало внимание живописцев и поэтов, но сорванное в букеты быстро увядает. Цветы Иван-да-Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом.

Название Иван-да-Марья в разных областях могут давать нескольким (разным) травянистым растениям, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой. Чаще всего словом Иван-да-Марья называют именно марьянник дубравный, реже – фиалку трехцветную. Еще реже такое название дают шалфею луговому и барвинку – у них тоже ярко отличающиеся два цвета.

Марьянник дубравный встречается в северной, средней и юго-западной зонах европейской части России. Растет по лесным полянам (иногда большими массивами), опушкам, холмам, в зарослях кустарников, на болотистых лугах и меловых склонах. Самое обычное растение наших лугов, полян и опушек лиственных лесов, где цветёт с конца весны до начала осени (май-сентябрь).

Магические свойства

У восточных славян цветок иван-да-марья являлся символом купальских празднований. Во многих местностях у русских он известен также под названиями «цветок Купалы», «купавка», «купальница», «Иваньковский цвет». Белорусы называют его «брат и сестра» и «цветок плача», а украинцы – «братками».

Происхождение этого цветка у восточных славян и некоторых народов, соседствующих с ними – поляков, литовцев, связывается с фольклорным мотивом наказания брата и сестры за инцест – кровосмесительный брак. Так, у русских известно поверье о превращении брата и сестры, вступивших в запретную связь, в цветок, который, соответственно их именам – Иван и Марья, так и стал называться иван-да-марья. У украинцев и поляков широко распространены легенды с близким сюжетом: брат и сестра, разлученные в детстве, долго ходили по свету, а встретившись, не узнали друг друга, поженились и лишь позже узнали, что они брат и сестра. От стыда и горя они превратились в траву, цветы которой – синего и желтого цвета. В фольклоре всех восточных славян встречаются баллады и песни, в которых рассказывается о том, что брат и сестра едва не поженились или уже повенчались, но перед брачной ночью узнали о своем родстве:

А в вокресенье венчали,

В понедельник спать клали.

Стал пытати детина,

Якого роду девчина.

«Я с Киева войтовна, По батюшке Карповна!»

Стала пытати девчина,

Якого роду детина:

«Я с Киева войтович, По батюшке Карпович!»

«Ах, и где ж тому было,

Чтоб сестра за брата шла?

Сестра за брата не йдет,

А брат сестру не берет!

Мы пойдем у поле,

Мы скинемся травою

А что братец с сестрою!»

Эти баллады чаще всего использовались в качестве купальских песен. Невольное нарушение брачного запрета, встречающееся в обрядовых песнях на этот сюжет, соотносится с бытовавшими в народе рассказами о том, что в купальскую ночь в древние времена снимались запреты на любовные отношения между всеми мужчинами и женщинами. Этим обычаем объясняется и тот факт, что инцестуальные мотивы являются наиболее частыми именно в купальских песнях. Широко был распространен, например, купальский песенный сюжет о брате, который хочет убить свою сестру-соблазнительницу. В другой песне делается акцент на том, что инициатива в предложении инцеста принадлежит сестре:

Ходит коник

Вороненький.

На том коне <…>

Иван сидит,

За ним Марья <…>

Вдогон бежит:

«Постой, Иван <…>

Скажу нечто! <…>

Тебя люблю <…>

С тобой пойду!

Загадаю <…>

Три загадки.

А что растет <…>

Без кореня?

А что горит <…>

Без полымя?

А что бежит <…>

Без повода?»

В этой песне содержится архаичный мотив разгадывания загадок космогонического характера (в данном случае разгадка – камень, сажа, вода), который в мифопоэтических текстах имеет отношение к теме испытания на знания, свидетельствующие о готовности к браку.

Сопоставив фольклорный и обрядовый материал восточных славян с мифологиями других народов, исследователи пришли к выводу, что в основе легенд, поверий, купальских песен об инцесте, в том числе и текстов о происхождении цветка иван-да-марьи, лежит архаичный миф о близнецах, один из которых – Иван – связан с жизнью и огнем, а другой – Марья – со смертью и водой. Их отношения в обрядовых песнях соотносятся с древним мотивом брачного поединка огня и воды, то есть именно тех противостоящих друг другу природных стихий, которые имели первостепенное значение в купальской обрядности.

Песни о происхождении цветка иван-да-марьи, связанного с нарушением брачного запрета между братом и сестрой, исполняли в купальскую ночь, пока не сгорало колесо и не затухал обрядовый костер.

В украинских поверьях этот цветок является символом спасения от любви людей, близких по крови. У русских иван-да-марью наряду с некоторыми другими травами использовали для изготовления венков – девичьих головных уборов купальского праздника. Бросая эти венки в воду, девушки гадали о своей судьбе: если венок прибьется обратно к берегу, значит, в этом году остаться в девушках; уплывет к другому берегу – к замужеству; ну, а если венок потонет – гадающую ждет смерть. В Санкт-Петербургской губернии девушки, совершая ритуальное омовение в день Ивана Купалы, входили в воду с цветами иван-да-марьи и отпускали их: если цветок тонул, это предвещало смерть.

Как и другие травы, цветок иван-да-марья в день летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, обладал, по народным представлениям, магической силой, которой крестьяне старались успеть воспользоваться. Повсеместно в день Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в лесах и полях собирали травы и цветы. Как правило, за ними отправлялись девушки и молодки – вышедшие замуж в текущем году. В Псковской губернии они, ходили по полю в «рядок» – взявшись за руки, пять-шесть человек – и, собирая растения, обязательно пели:

Пойдем, девки, лугом,

Станем, девки, кругом,

Сорвем по цветочку,

Совьем по веночку,

Куда их денем?

Невестам оденем.

В некоторых местах вместе с девушками за травами ходили и парни. Растения, среди которых цветок иван-да-марья встречался наиболее часто, приносили в деревню большими охапками. Их рассыпали по полу в храмах, жилищах и по земле во дворах, клали к окнам и около икон. Эти растения считались и лучшим средством от различных неприятностей. Во время грозы сохраненную травку бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии, то есть от стихии огня. Цветок иван-да-марья, сорванный в купальскую ночь, клали в углы избы: по поверьям, это помогает избежать кражи. Вор не войдет в дом, где есть иван-да-марья, потому что «брат с сестрой будут говорить; вору будет чудиться, что говорит хозяин с хозяйкой». В белорусской традиции этот цветок – «брат-сестра» – использовали как целебное средство: купальским утром его давали коровам, чтобы были благополучны. Здесь же считали, что он помогает от кашля. В Полесье вплоть до второй половины ХХ века с этой же травой, называемой здесь «братками», купали детей, чтобы они хорошо спали.

Цветок папоротника

Описание

Сначала факты. Папоротники – отдел очень древних растений, богатый своим разнообразием (более 10 тыс. видов). Размножаются папоротники спорами и

вегетативным путем (отростками). Споры находятся на тыльной стороне листка и вполне невзрачны. Некоторые виды папоротников выбрасывают стрелку со спорами, которая напоминает соцветие, но никак не одиночный цветок. А еще папоротники бывают ядовитые. Летом в жаркую погоду в лесу воздух насыщен испарениями. Возможно, именно они вызывают различные слуховые и зрительные галлюцинации.

Легенды о цветке папоротника

Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Он считались особыми, таинственным и затаённым растениям, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранили в себе какое-то тайное знание.

Людей привлекала таинственность этих растений, загадка их размножения пpи отсутствии цветков. Все растения цветут, а этот нет – значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг начинают возникать легенды о папоротнике, сказания, сказки. В них – скромный обитатель лесов и наделяет теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал – папоротник расцветает, но не просто, а волшебно.

Хоpошо известна легенда о папоротнике, в которой волшебный цветок pаспускается раз в году в ночь на Ивана Купала. В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение. Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветал папоротник и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады.

После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

Согласно легенде о папоротнике в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.

В повести «Вечера накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в «Вечерах накануне Ивана Купала» так описывает цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя». «Теперь пора!» — подумал Петро и протянул руку… Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло…».

Сорвав цветок папоротника и подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.

На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.

В России бытовала такая легенда о папоротнике: «Пастух пас быков недалеко от леса и заснул. Проснувшись ночью и видя, что около него нет быков, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на поросль, которая только что расцвела. Пастух, не замечая этой травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым и сразу нашел быков. Не зная, что у него в башмаке и не разуваясь несколько дней, пастух в это короткое время скопил деньги и узнавал будущее. Между тем в башмак за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытряхивать землю из башмака и вместе с землею вытряхнул и цвет папоротника. С этого времени потерял он свое счастье, потерял деньги и не стал узнавать будущего».

С этим растением связаны красивые легенды. Согласно одной из них, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды о папоротнике связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум — венерин волос.

Широко распространённое предание об огненном цветке папоротника, который нужно было найти в ночь на Ивана Купалу, связано с папоротником щитовник мужской, но и кочедыжник женский так же получил свою долю в этом древнем ритуале. Ещё с племенных первобытных времён кочедыжник женский считался «надёжным» и сильно действующим «ведьминским корнем».

У крестьян Вологодской области издавна существовало такое поверье, что если в ночь на Ивана Купалу найти большой женский папоротник, терпеливо посидеть около него, не шевелясь и накрывшись плотной тканью, то можно узнать все тайны лесных трав и целебных растений. Якобы, спустя какое-то время можно будет увидеть в полумраке не очень тёмной северной ночи, как мимо папоротника женского пробегут одна за другой все лечебные травы, каждая назовёт себя и скажет, от какой болезни помогает.

Когда искать цветок папоротника?

Тут все выглядит просто. Цветет он в ночь на Ивана Купала. А значит искать его следует ночью с 6 на 7 июля. Не тут-то было! Некоторые утверждают, что Купала празднуется 7 июля, а искать нужно в ночь праздника, следовательно, нужная ночь – с 7 на 8 июля. Кроме того, по старому стилю этот праздник приходился на 23-24 июня, что соответствует легенде про Перунов цвет. Примерно на этот период, с 20 по 26 июня, приходится день летнего солнцестояния, и именно в эти дни в других странах отмечают Ивана Купала. С переходом на новый стиль праздник сместился на 2 недели, а солнце, видимо, забыли предупредить, поэтому

днем летнего солнцестояния так и считается 22 июня. Мало того, нужно учитывать, что праздник Ивана Купала возник вследствие объединения языческого праздника Купала и христианского празднования дня рождения Иоанна Крестителя (22 июля). Так что когда искать – придется решать самим.

Где искать?

Это понятно. Там, где растет папоротник. Но вряд ли для этого подойдет папоротник в вазоне с вашего подоконника или с дачного участка. Нужен дикорастущий папоротник. Внешний вид у него достаточно характерный, так что вряд ли вы спутаете его с каким-то другим растением. Папоротники достаточно неприхотливы, им лишь бы было тепло да сыро. Поэтому растут они в лесах, на болотах, возле рек. Но идти все-таки придется в лес, причем в самую глухую его часть.

Как искать цветок папоротника?

Ответ напрашивается сам собой – тщательно. Хотя некоторые варианты легенды утверждают, что нужно возле папоротника очертить ножом магический круг, который будет защищать вас от нечисти, расположиться в нем и терпеливо ждать появления цветка. Расцветет он ровно в полночь и будет цвести… какое-то время. По разным источникам – от одного мгновения до целой ночи. Непонятно только как выглядит этот цветок. Одни говорят, что это крупный красный, «огненный», цветок, другие – серебристый, третьи – маленький беленький цветочек. Все сходятся только в одном – цветок этот светится. Отсюда пошли другие его названия: светицвет, горицвет, жар-цвет, цвет-свет. Значит, разглядеть его ночью будет не так-то сложно. Только, говорят, будет страшно. Нечисть будет всячески стараться напугать вас видениями, различными звуками, могут даже окликать вас по имени. Представления наших предков об этом описаны Гоголем в «Майской ночи». А еще утверждают, будто у цветка этого есть страж какой-то особенный, цель которого – не дать вам сорвать заветный цветочек.

Что делать потом?

Цветок нужно быстро сорвать. Вдруг он все-таки цветет лишь одно мгновение. Потом, по различным источникам, спрятать и бежать, или бережно нести в ладонях. Главное – не оглядываться. Или же, по другим данным, сидеть в очерченном круге, дожидаясь утра. Что с ним делать дальше – непонятно. Видимо, засушить и хранить в домашнем гербарии. В одной из легенд сказано, что цветок вообще нужно бросить в реку и загадать желание.

Для чего вообще он нужен?

Обладатель цветка папоротника обретает массу сверхспособностей. Он будет уметь фактически все: понимать язык зверей, видеть клады сквозь толщу земли, становиться невидимым, мгновенно переноситься с места на место (телепортироваться), быть неуязвимым, повелевать духами, кроме того, все его желания будут исполняться. Все это будет длиться до тех пор, пока цветок папоротника будет находиться в ваших руках. А охочих отобрать у вас этот цветок будет достаточно и среди людей, и среди представителей нечистой силы.

Растение Иван-да-марья (марьянник дубравный) относится к роду Марьянник семейства Заразиховые. Также его называют в народе желтяницей, желтушкой, меткой травой, липняком, Ивановой травой, луговым звонцем. Род Марьянник объединяет однолетние травянистые растения, которые имеют слаборазвитую корневую систему и прямостоячий стебель, достигающий в высоту от 15 см до 50 см.

Марьянник цветет ярко-желтыми цветами с начала лета до осени, после чего на растении появляются плоды в виде коробочек. Растение отличается большой декоративностью, кроме того, его цветы являются хорошим медоносом. Некоторые виды марьянника, в частности, марьянник дубравный, издавна применяются в народной медицине.

Иван-да-марья — виды и места произрастания

Марьянник дубравный является растением с европейским ареалом. Основными местами его произрастания являются лесостепная и лесная европейская части России, северо-западные и западные лесостепи Украины, Кавказ, Сибирь. Лучшими условиями для этого растения являются лиственные леса, меловые склоны и сырые торфяные луга.

Всего род марьянник насчитывает до 35 видов, среди которых для нашей зоны наиболее характерными являются марьянник дубравный (иван-да-марья), марьянник полевой, марьянник луговой, марьянник лесной и марьянник разрезной.

Иван-да-марья — лечебные свойства

Иван-да-марья оказывает противовоспалительное, инсектицидное и ранозаживляющее действие. В народной медицине его отваром лечат болезни сердца и желудка; используют его для ванн при лечении диатеза, экземы, туберкулеза кожи, ревматизма. С помощью свежей измельченной травы марьянника дубравного эффективно заживляют раны.

Интересно, что в народе с давних времен цветы ивана-да-марьи наделяли особыми магическими свойствами, считая, что, собранные на Ивана Купалу, они могут отводить от дома злое воздействие и хранить между супругами хорошие отношения.

Иван-да-марья — лекарственные формы

В качестве лекарственного сырья используют надземные части растения иван-да-марья в виде цветков, стеблей, листьев, а также плоды. Время сбора травы и цветков — период цветения (с мая по сентябрь). После сбора их сушат в хорошо проветриваемых помещениях, затем хранят отдельно от других растений. Срок хранения сухого сырья — до 10 месяцев. Плоды марьянника дубравного собирают с июля по сентябрь.

Иван-да-марья — рецепты

Настой травы иван-да-марья используют как эффективное средство для ванн и местных обмываний при лечении золотухи, различных сыпей и чесотки. Для его приготовления 3 ст. л. марьянника заливают 1 литром кипятка и, настояв около 2 часов, процеживают.

При лечении гипертонической болезни, головокружения, болезней сердца, невралгии, эпилепсии, заболеваний желудка и желудочно-кишечного тракта применяют другой настой марьянника дубравного. Для его приготовления 1 ст. л. травы заливают стаканом кипятка, затем настаивают полчаса и, процедив, принимают дважды в день по половине стакана.

С помощью свежей измельченной травы и ее порошка ускоряют процесс заживления ран, а отваром плодов уничтожают вредных насекомых.

Иван-да-марья — противопоказания

При применении растения иван-да-марья следует помнить, что оно весьма ядовито, поэтому применять их внутрь следует с большой осторожностью. В семенах растения содержится ядовитый глюкозид ринантин (аукубин), который оказывает наркотическое и местное раздражающее действие, проявляющееся слабостью, сонливостью, ослаблением сердечной деятельности. Появление этих симптомов после употребления препаратов марьянника дубравного — это повод для немедленного обращения к доктору.

Мы будем использовать здесь и далее названия скорее народные, чем строго-ботанические. Народные названия: марьянника дубравного - иван-да-марья, иванец, иванова трава, марьянник, брат с сестрой, анютины глазки, двуцветник, желтяница, золотушная трава, огнецвет; марьянника лугового - петровская трава, сорочьи стружки, васильки полевые, кушарка, люкрец, желтуха; марьянника лесного - гнетуха, кобылья трава; марьянника полевого - позвонок, звонец, иван-да-марья, желтоголовик, полевая трава.

Свойства и применение Иван-да-Марья

Список обозначений


Фото Л.Головневой - Марьянник дубравный

Общие сведения о растении Иван-да-Марья

Марьянник Дубравный (Melampyrum nemorosum L.) - однолетнее травянистое растение с опушенным стеблем. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные. Цветки светло-желтые, двугубые, собраны в колосовидные соцветия. Плод - яйцевидная коробочка. Семена крупные, продолговатые, бурые или почти черные. Высота растения - 15-60 см.


Фото Л.Головневой - Марьянник дубравный, разновидность

Растение выделяется особо ярким контрастом прицветников синих тонов и ярко-жёлтых венчиков. Оно очень декоративно, поэтому часто привлекало внимание живописцев и поэтов, но сорванное в букеты быстро увядает. Цветы Иван-да-Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом.

Название Иван-да-Марья в разных областях могут давать нескольким (разным) травянистым растениям, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой. Чаще всего словом Иван-да-Марья называют именно марьянник дубравный, реже - фиалку трехцветную. Еще реже такое название дают шалфею луговому и барвинку - у них тоже ярко отличающиеся два цвета.

Марьянник дубравный встречается в северной, средней и юго-западной зонах европейской части России. Растет по лесным полянам (иногда большими массивами), опушкам, холмам, в зарослях кустарников, на болотистых лугах и меловых склонах. Самое обычное растение наших лугов, полян и опушек лиственных лесов, где цветёт с конца весны до начала осени (май-сентябрь).

В нашей зоне растут пять видов марьянника: марьянник дубравный (М. nemorosum L.); марьянник полевой (М. arvensis L.); марьянник луговой (М. pratense L.); марьянник лесной (М. silvaticum L.) и марьянник разрезной (М. laciniatum Kosh).


На фото - Марьянник луговой


На фото - Марьянник лесной

Наиболее часто встречается марьянники: луговой и разрезной. Марьянник луговой очень похож на иван-да-марью, но только фиолетовых листочков у него нет, а цветки почти белые. Данный вид марьянника характерен для хвойных лесов, хотя имеет видовое название "луговой".


На фото - Марьянник полевой

Легенды и предания

Много преданий, связанных с Иваном-да-Марьей, посвящено символике запретной любви. Это трагическая история Костромы и Купалы (Ивана и Марьи), которые полюбили друг друга, даже не подозревая, что они брат и сестра. Когда они узнали об этом, то Купала бросился в костёр (жёлтый цветок растения), а Кострома утопилась (синий цветок), после чего возродились в виде этого растения. По другой версии: у Ивана-Купалы лиловая рубаха, а у Марьи-Костромы жёлтенький платочек. Раньше эта трава называлась Купала-да-Мавка. (иногда Навка, т.е. русалка - В.С.) - утопившаяся Кострома, которая превратилась в русалку.

История эта прямо приурочена к празднику Купалы. Именно в этот день и рвут растение иван-да-марьи, которое обладает особыми свойствами.

Особенности Иван-да-Марьи

Иван-да-Марья (Марьянник дубравный) и его лечебные свойства

Растение ядовито. Внутреннее применение марьянников, как ядовитых растений, требует большой осторожности. Известно, что растение содержит следы алкалоидов, глюкозид меломпикрит (дульцит), а в семенах - весьма ядовитый глюкозид ринантин (аукубин), обладающий наркотическим и местным раздражающим действием. При отравлении семенами наблюдается слабость, сонливость, ослабляется сердечная деятельность.

Может наблюдается отравление овец и лошадей, когда их кормят зерном и мукой, засоренными семенами марьянника. Больные животные становятся сонливыми, дрожат, у них в моче появляется кровь, отмечают сердцебиение. Первая помощь заключается в назначении сначала слабительных средств, а потом в проведении курса симптоматической терапии (возбуждающие, сердечные и др.).

В настоящее время Иван-да-Марья применяется только в народной медицине.

Настой Иван-да-Марьи

Настой травы Иван-да-Марья используют как эффективное средство для ванн и местных обмываний при лечении различных сыпей, диатеза, экземы, туберкулеза кожи, чесотки, демодекоза, ревматизма. Для приготовления настоя 3 ст. л. марьянника заливают 1 литром кипятка и, настояв около 2 часов, процеживают.

При лечении гипертонической болезни, головокружения, болезней сердца, невралгии, эпилепсии, заболеваний желудка и желудочно-кишечного тракта применяют другой настой марьянника дубравного. Для его приготовления 1 ст. л. травы заливают стаканом кипятка, затем настаивают полчаса и, процедив, принимают дважды в день по половине стакана.

Отвар плодов Иван-да-Марьи

Отваром плодов уничтожают вредных насекомых. В т.ч. можно использовать для обеззараживания земли комнатных растений. Внимание! Отвар плодов этого растения - ядовит.

Измельченные части Иван-да-Марьи

С помощью свежей измельченной травы и ее порошка ускоряют процесс заживления ран (обеззараживание).

Особые и магические свойства

Считается, что магические свойства этого растения, которое сорвано в летний день солнцестояния, заключаются в том, что оно помогает уйти от погони тому, кто держит его при себе. Так же существует поверье, что человек, у кого есть этот цветок при себе, может ездить быстро даже на старой кляче. Раньше Иван-да-Марью носили при себе гонцы и лазутчики (разведчики). Кроме того, свежий сок, выжатый из этого цветка, давали пить потерявшим слух или ум, память, рассудок (Осторожно - растение ядовито - В.С.). Цветы Иван-да-Марьи, собранные на Купалу и хранящиеся в доме, защищают дом от людей с плохими намерениями, злых духов (антидемоническая трава) и восстанавливают лад между супругами. Цветы этого растения вкладывают в углы дома. Такой ритуал помогает защитить жилище также и от воров.

Иллюстрации ботанические


Марьянник дубравный


Марьянник луговой


Марьянник полевой


Марьянник лесной

Иван-да-Марья - народное название растений, имеющих контрастные соцветия. Аналогично называется ряд других травянистых многолетников: фиалка трехцветная, шалфей луговой, барвинок. Однако чаще так именуют марьянник дубравный, относящийся к семейству Заразиховые. Растение декоративное, медоносное, но ядовитое. Применение - исключительно в народном целительстве. Природная среда произрастания: Европа, Сибирь, Украина, Кавказ. Растет на торфяниках, скалистой территории, в лесах и степях, заболоченных лугах.

Цветет желтым цветом, групповыми кистевидными соцветиями верхушечного расположения. Прицветники округло-заостренные, зубчатые, с пушком вдоль жилок. Цветовая гамма прицветников изменяется по восходящей линии: зеленые, сине-сиреневые, фиолетовые. Период цветения: май - сентябрь. По завершении созревают плоды продолговатой формы с семенным наполнением. Для лесных жителей это настоящее лакомство.

Род Марьянник включает до 35 разновидностей. На нашей территории чаще встречаются: марьянник дубравный, полевой, лесной, разрезной и луговой.

В лечебных целях используют всю надземную часть растения: стебель, листья, цветки и плоды. Собирают во время цветения, срезая острым инструментом. Листву обрывают вручную. Плоды созревают в конце лета. Сушат сырье на открытом воздухе под навесом. Срок годности травяного сбора - не более 10 месяцев.

Полезные свойства

Цветок иван-да-марья пока не закрепился в традиционной фармацевтике, но исследования в этом направлении ведутся. Для лечения различных заболеваний используют отвары и настои. Спектр лечебных свойств следующий:

  • противовоспалительное;
  • ранозаживляющее;
  • успокоительное;
  • противосудорожное;
  • антисептическое;
  • нейролептическое;
  • инсектицидное.

Показано при проблемах сердечно-сосудистого характера и сбоях в работе пищеварительной системы. Запаренные и настоянные цветки могут помочь в лечении следующих заболеваний: эпилепсии, невралгии, гипертонии. Травяные ванны избавят от экземы, дерматита, псориаза, кожного зуда и прочих заболеваний подобного рода. Они уменьшают ревматические боли, снимают воспаление. Листву, измельченную в кашицу, накладывают на раны и порезы. Благодаря регенерирующим свойствам происходит быстрое заживление. От золотухи, как вспомогательное средство, пьют травяной чай.

В давние времена семена растения использовали для окрашивания тканей в желтый цвет. А также как средство от насекомых.

Спиртовые настойки используют не только при хронических заболеваниях, но и как общеукрепляющее средство для сердечно-сосудистой и нервной системы. Отвары и настои полезны женщинам при стрессах и депрессиях.

Противопоказания и побочные эффекты

Перед началом лечебного курса надо получить консультацию врача. Это связано с ядовитостью растения. При неправильной дозировке появляются побочные симптомы:

  • понижение тонуса, расслабленность;
  • отсутствие концентрации внимания;
  • рвотные позывы;
  • помутнение зрения;
  • жидкий стул;
  • редкий пульс;
  • повышенная сонливость.

В подобной ситуации срочно промывают желудок и принимают активированный уголь. После этого следует пить кислые соки или крепкий чай с сахаром.

Явных противопоказаний растение не имеет, но нежелательно употреблять беременным и кормящим женщинам, маленьким детям, людям с аллергией.

Лечебные рецепты

Рецептуры лечебных настоев пришли с давних времен. Главное в рецепте - соблюдать точность вносимых ингредиентов, чтобы не нанести вред организму.

Настойка для лечения кожных заболеваний: 3 столовых ложки сухой травы заваривают кипящей водой (1 л) и настаивают 1,5–2 часа. Добавляют в ванны, обтирают проблемные участки. Травяные примочки помогают при чесоточном клеще, размягчают опухолевые новообразования.

При сердечных сбоях, усиленном сердцебиении, частых головокружениях, начальной стадии эпилепсии и повышенном давлении готовят более концентрированный настой. На то же количество травы берут стакан кипятка и настаивают. Принимают два раза в день по половине дозы после еды.

Отвар при гипертонии: 15–25 г сухой травы залить 200–250 мл воды и нагреть на водяной бане. Довести до кипения и держать 30–40 мин. Очистить от травянистых включений, долить кипятком до первоначального объема. Дневной прием разбить на несколько раз. Пить по одной столовой ложке. Также этот настой принимают внутрь по 150 мл утром и вечером при легкой стадии эпилепсии. Он помогает снять судорожный синдром, повышенную возбудимость.

При щемящей боли в сердце, обусловленной спазмом сосудов, применяют спиртовую настойку из марьянника. Соединяют 1,5 большие ложки сухой травы с 0,5 л водки либо спирта 40% крепости. Настаивают 14–16 дней в темном месте, периодически взбалтывают. Курс лечения рассчитан на 14–20 дней: 15–20 мл перед каждым приемом пищи. Дальше сделать перерыв не менее 1 недели и повторить.

Иван-да-Марья, как и все лекарственные растения, имеет сложный химический состав. Перед использованием в лечебных целях следует внимательно ознакомиться с инструкцией и возможными побочными проявлениями. Для каждого заболевания существует своя дозировка и способ приема. Растение не является панацеей, но в комплексе с лечебными препаратами дает хороший результат.