22.09.2019

Зарождение письменности в древнем мире. Древняя письменность



Возникновение письменности, появление документа

1. Возникновение письменности

1.1 Основные этапы развития письма

Письмо прошло длинный путь развития, который охватывает период в несколько тысяч лет. Представляя собой дополнительно к звуковому языку средство общения людей, возникающее на базе языка и служащее для передачи речи на большое расстояние и закрепления ее во времени при помощи начертательных знаков или изображений, письмо появилось на сравнительно поздней ступени развития человечества. История письма тесно связана с развитием языка, историей народа и его культурой.

Появление письма было вызвано практической потребностью расширения связей между людьми при их общении на больших расстояниях и необходимостью хранения и передачи знаний будущим поколениям.

Собственно письмо, т.е. начертательное письмо, - это письмо, связанное с использованием графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка.

В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих этапов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения.

Обычно последовательно устанавливаются четыре типа письма:

· пиктографическое;

· идеографическое;

· слоговое;

· буквенно-звуковое.

Это деление в известной мере условно, так как ни один из указанных типов не выступает в «чистом» виде. Каждый из них включает в себя элементы другого типа письма. Например, в пиктографии уже содержатся зачатки идеографии, а в идеографическом письме обнаруживаются многочисленные элементы слогового и буквенно-звукового письма. В свою очередь, буквенно-звуковое письмо часто совмещает в текстах идеографические знаки – цифры, математические, физические и химические формулы и т.д. Но такое деление дает возможность увидеть последовательность основных этапов в истории письма, выявить своеобразие формирования его основных типов и тем самым представить себе общую картину становления и развития начертательного письма.

Существуют и иные классификации типов письма. Согласно одной из них устанавливается пять разновидностей:

· Фразография – наиболее древний тип письма, передающий символическими и начертательными знаками содержание целых сообщений без графического расчленения их на отдельные слова;

· Логография – последующий тип письма, графические знаки которого передают отдельные слова;

· Морфемография – тип письма, возникший на базе логографического для передачи графическими знаками наименьших значимых частей слова – морфем;

· Силлабография , или слоговое письмо, знаки которого обозначают отдельные слоги;

· Фонография , или звуковое письмо, графические знаки которого обозначают обычно фонемы как типовые звуки.

В соответствии с другой классификацией эволюция письма представлена в виде следующей схемы:

1. предписьменности: семасиография, включающая древнейшие условные знаки, пиктографию и примитивную идеографию;

2. собственно письмо: фонография, которая выступает в таких разновидностях:

· словесно-слоговое письмо;

· слоговое письмо;

· буквенное письмо.

Однако эти классификации пока не получили широкого распространения в учебной литературе, где чаще пользуются традиционно установившейся классификацией.

Из того, что в истории письма последовательно устанавливаются четыре основных этапа, вовсе не следует, что каждые народ, вступив в стезю цивилизации, должен был непременно пройти все эти этапы развития письма. Дело здесь обстояло гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Тот или иной народ в силу разных причин, связанных как с особенностями грамматического строя его языка, так и с обстоятельствами исторического характера, мог остановиться на каком-нибудь из этих этапов. Так, например, произошло с китайцами, остановившимися на использовании идеографического письма, или с японцами и корейцами, применяющими наряду с идеографией национальные слоговые системы кана в Японии и кунмун в Корее. С другой стороны, многие народы смогли шагнуть непосредственно от низшего этапа в развитии письма к высшему, например от пиктографии прямо к буквенно-звуковому письму, минуя идеографический и слоговый этапы. Речь идет о чукчах, эскимосах, эвенках, ненцах и других народах Крайнего Севера, получивших возможность совершить такой скачок после Октябрьской революции.

1.1.2 Пиктографическое письмо

Древнейший, самый первоначальный тип письма – это пиктографическое письмо (от лат. pictus «картинный, нарисованный» и греч. grapho «пишу»). Основными средствами этого письма были более или менее сложные рисунки сюжетного, повествовательного характера или же серии рисунков. Оно представляет собой преднамеренное изображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий и т.п. с целью общения. При помощи таких рисунков передавались на расстояние различные сообщения (например, военные, охотничьи) или же закреплялись во времени какие-либо памятные события, например, условие торгового обмена или сообщения о военных походах (на надгробных памятниках вождей).

Пиктографическое письмо посредством рисунка, которое называется пиктограммой, передает высказывание в целом, не расчленяя его на отдельные слова графическими элементами пиктограммы. В соответствии с этим отдельные элементы пиктограммы выступают как части единого целого и могут быть правильно поняты только в связи друг с другом. Иногда в этом письме использовались и простейшие условные знаки, например черточки, указывавшие на количество предметов, о которых шла речь, условные знаки племенной собственности, календарные обозначения месяцев и т.п.

Пиктограмма представляла собой схематический рисунок, художественное достоинство которого не имело существенного значения. Здесь важно было только, чтобы рисунок что-то сообщал, а нарисованное правильно опознавалось теми, кому оно адресовалось.

Пиктография передавала только содержание высказывания, не отражая языковых особенностей передаваемого сообщения (звучания слов, их грамматических форм, последовательности слов и т.д.).

Появление пиктографического письма связывается с периодом, когда первобытные рисунки начинают применяться не только для эстетических и религиозно-культовых потребностей, но и как средство коммуникации, т.е. как средство передачи сообщений в дополнение к устному рассказу и закрепления сообщений в памяти рассказчика или слушателя. Как полагают, это относится к эпохе неолита, который начался для большинства народов с 8-6 тысячелетия до н.э.

Судя по тем сведениям, которые дошли до нас из отдаленных эпох, а, также учитывая данные этнографии большинства народов, можно заключить, что пиктографическое письмо выполняло самые разнообразные функции.

Известны следующие разновидности пиктограмм:

1. различные записи условий обмена предметов охоты, рыбной ловли и т.д.;

2. сообщения о боевых походах, стычках, охоте;

3. разные письма, в том числе и любовные;

4. племенные летописи-хроники;

5. надгробные мемориальные надписи;

6. записи магических и заклинательных формул, легенд, обычаев, заповедей.

Первый этап в истории пиктографии представлен простейшими рисунками, изображающими события, вещи, явления.

То, что пиктография обычно обладала наглядностью и была доступна для всех, являлось положительным фактором. Однако пиктографическому письму были свойственны и существенные недостатки. Будучи несовершенным и неупорядоченным письмом, пиктография допускала разные толкование сообщений и не давала возможность передавать сложные сообщения, содержащие отвлеченные понятия. Пиктография была не приспособлена к передаче того, что не поддается рисуночному изображению, является абстрактным (бодрость, храбрость, зоркость и т.д.). По этой причине пиктографическое письмо на известной ступени развития человеческого общества перестало удовлетворять потребности письменного общения. И тогда на его почве возникает другой тип письма, более совершенный, - письмо идеографическое.

1.1.3 Идеографическое и смешанное идеографическое письмо

Появление идеографического письма связано исторически с дальнейшим развитием человеческого мышления и, следовательно, языка, с приобретенной ими способностью к бо́́льшим абстракциям, с умением человека разлагать речь на элементы – слова. Древнейшие логографические системы письма – египетская, шумерская, критская, китайская и др. обычно возникали в связи в связи с формированием первых рабовладельческих государств (ІV – начало II тысячелетия до н.э.). Возникновение этих систем письма было обусловлено потребностью первых государств в более упорядоченном и точном письме: потребность эту уже не могла удовлетворить примитивная пиктография. В свою очередь, потребность в упорядоченном и точном письме появлялась в связи с необходимостью сложного хозяйственного учета, характерного для рабовладельческих государств, в связи с развивавшейся торговлей, для записи крупнейших исторических событий, религиозных обрядов, посвящений богам и т.п. (см. Рис1)

Самый термин «идеография» (от греч. idea «понятие» и graphō «пишу») указывает на способность этого письма передавать отвлеченные понятия, воплощенные в словах. В последнее время этот термин все чаще заменяется другим термином «логография» (от греч. logos «речь», graphō «пишу») на том основании, что графические знаки связываются непосредственно с языковой единицей – словом. Но дело в том, что эти знаки связываются не со словами, как таковыми, в их грамматическом и фонетическом оформлении, а с содержанием, значением слов, по-разному произносимых в разных языках. Не случайно идеографическое письмо может быть одинаково понято говорящими на разных диалектах одного и того же языка, или даже на разных языках.

В отличие от пиктографии идеографическое письмо фиксирует сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, также словопорядок. Оно имеет уже строго установленные и устойчивые начертания графических знаков. Здесь пишущий не изобретает знаки, как это было в пиктографии, а берет их из готового набора. В идеографическом письме возникают даже идеограммы, обозначающие значимые части слова (морфемы).

Идеографическое письмо возникло на основе пиктографии. Эволюция пиктографического письма шла в том направлении, что каждый изобразительный знак пиктограммы, все более и более обособлялся, стал связываться с определенным словом, обозначая его. Постепенно этот процесс развился и расширился, что примитивные пиктограммы, утратив свою прежнюю наглядность, начали выступать как условные знаки при обозначении не только слов с отвлеченным значением, но и слов, называющих конкретные предметы, вещи, обладающие наглядностью. Процесс этот происходил не сразу, а занял, видимо, несколько тысячелетий. Поэтому трудно указать грань, где кончается пиктографическое письмо и начинается идеографическое.письменные документы в Древней Руси были...

  • Документ в управленческой и правовой деятельности

    Реферат >> Промышленность, производство

    Вопросы возникновения и развития документа . 2. Проанализировать функции и свойства документа . ... появления любого документа – необходимость зафиксировать информацию. Отобразив информацию, документ ... письменной форме, и доверенности, т.е. письменного уполномочия...

  • Возникновение аудита в мире

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    Подвергались не столько сами письменные документы ,сколько устные показания проверяемых... , возникновением крупных фабрик, расширением торговли, вызвали появление новых... другие услуги.ЗаключениеС появлением регулирующих документов «Временные правила...

  • Возникновение и развитие Древнерусского государства IX - начало XII в.

    Реферат >> История

    Быстрое развитие письменности . Письменность была известна на... Собор принял «Стоглав» - документ , регулировавший деятельность церкви и... возникновением новых отраслей промышленности - нефтехимической, химической, машиностроительной и др.;- привел к появлению ...

  • Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.
    Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме.

    Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.
    Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:
    • моногенеза (изобретена в 1м месте)
    • полигенеза (в нескольких очагах).

    Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

    1. месопотамский (шумеры)
    2. египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
    3. письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).

    Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
    Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
    Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
    Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
    Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
    Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом и др.
    Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.
    На рубеже IV -- III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу -- пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол -- символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами -- это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?
    Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины -- два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.
    Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.
    В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.
    Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами (от греческого hieroglyphoi -- священные письмена).
    В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой . Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
    Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит . Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.
    Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.
    Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей -- и письменность появилась. Но алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени. Так, Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. Вместе со своими учениками Маштоц отправился в разные страны изучать письменность. Это была "настоящая научная, быть может, первая в мире лингвистическая экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита", -- писал член-корреспондент АН СССР Д. А. Ольдерогге.
    У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.
    В Таджикской республике было много неграмотных, так как арабское письмо, которым некогда пользовались таджики, очень сложное. Теперь таджики пишут по-таджикски русскими буквами.
    Создаются письменности и в странах современной Африки.

    Люди всегда ощущали потребность общаться друг с другом, и описывать окружающий мир. У представителей разных культур были свои особые способы общения. С незапамятных времен люди накапливали знания в памяти, и передавали их устно и с помощью неких символов. Изобретение письменности было величайшим открытием в истории цивилизаций, поскольку именно тогда четко обозначилась грань между доисторическими временами и, собственно, историей.

    Письменность позволила человечеству осмысливать прошлый опыт с высоты настоящего времени. Благодаря памятникам письменности, дошедшим до нас из глубины веков, мы узнали о древних цивилизациях много больше, чем по археологическим находкам. Сегодня письменные информационные источники стали неотъемлемой частью нашей жизни, а газеты, журналы и Интернет – главными носителями письменного слова.

    Законодательные акты, литературные произведения и научные труды – все это сохраняется в письменном виде. Письменная информация низвергается на нас потоком каждый божий день, и яркий тому пример – дорожные знаки, своего рода иероглифические символы, но куда более простые и понятные, чем древнеегипетские иероглифы. Однако письменность изобрели не египтяне, а совсем другой народ, живший, впрочем, неподалеку от долины Нила.

    Древнейшей формой письменности было, так называемое, шумерское письмо, и появилось оно 5100 лет назад. Шумерская цивилизация возникла в Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата, на территории современных Ирана и Ирака. Это была процветающая цивилизация земледельцев и скотоводов, и письмо понадобилось шумерам для того, чтобы вести учет поголовья скота и урожая.

    Первыми образчиками письма были, так называемые, "учетные фишки”. Мало по малу шумеры обнаружили, что соединив несколько пиктограмм, можно выразить некую мысль. Со временем изображения упростились до самых обычных знаков или символов. Их вырезали на глиняных табличках заточенными тростинками, что придавало знакам заостренную форму, отсюда и название письма – клинопись.

    Расшифровать ее удалось английскому востоковеду Генри Роулинсону, он сопоставил один и тот же текст, выбитый на скале на трех различных языках. Лишь спустя несколько столетий письменность, наконец, пришла в Египет и другие древние государства. Египетское иероглифическое письмо, быть может, самое красивое, а расшифровал его французский ученый, основоположник египтологии Шарль Шампольон.

    В городке Розетта он обнаружил камень с тремя видами иероглифов, то был образчик на редкость сложного языка, сочетавшего в себе отдельные буквенные символы, слоги, а порой и целые слова. Благодаря письменности древние египтяне оставили нам наглядные свидетельства о своей истории, обычаях и верованиях, к тому же, их письмо можно озвучить на всех разговорных языках.

    Египтяне изобрели и носитель письма – папирус, нечто вроде бумажных или пергаментных свитков. Они делали их из тростника, произраставшего на заболоченных берегах долины и дельты Нила. Из папируса изготовлялась и всевозможная домашняя утварь. Египтяне срезали стебли папируса, и затем высушивали их. Потом нарезали их на тонкие ленты, и сплетали некое подобие мягкой ткани, на которой можно было писать, но лишь с одной стороны. В свое время египтяне даже упростили иероглифическое письмо для повседневных нужд, заменив его на, так называемое, тематическое письмо или скоропись. Около 4 тысяч лет назад возникла китайская письменность. И тут первые знаки изображались в виде символов – пиктограмм, с тех пор практически не изменившихся.

    Овладеть всеми формами письма было делом непростым, поскольку это требовало дать каждому знаку свое изображение, а с помощью алфавита число знаков удалось сократить, примерно, до 30. Как известно, обладателями первого алфавита стали финикийцы. Эти великие странники распространили его по всему средиземноморью.

    Состоял финикийский алфавит из одних согласных букв, а к примеру арабский – только из гласных. Финикийский алфавит был взят за основу греками, хотя те уже пользовались гласными добрых 2,5 тысячи лет, с тех пор письменность практически не изменилась. Греческий алфавит состоит из 24 согласных и гласных букв, строчных и прописных. Греческое письмо дало развитие латинскому алфавиту, он возник, примерно, за 300 лет до рождества Христова, и распространился по всей Европе.

    В средние века хранителями письменности были монахи. Нет, ничего нового они в нее не привнесли, попросту переписывали один за другим древние тексты. Впрочем, средневековые монахи разработали особую систему буквенного письма, которую переняли аристократы и духовенство.

    В 1445 году Иоганн Гутенберг изобрел первый печатный станок со сменными металлическими шрифтами. На них наносили специальную краску, прикладывали к бумаге, и придавливали ручным прессом. Бумагу, древнейшее изобретение китайцев, привезли в Европу арабы, через Испанию. Первые оттиски делались с заумных церковных манускриптов.

    Первой полновесной книгой, которую напечатал Гутенберг, была Библия. В современных быстродействующих печатающих устройствах используются бумажные рулоны, так например печатаются газеты и журналы. Современные технологии значительно облегчают процесс набора текстов и печати.

    С помощью компьютера можно не только менять шрифт, но и по-разному верстать полосы. Да и пишущие приборы значительно усовершенствовались, на смену допотопным кисточкам и гусиным перьям пришли шариковые ручки и фломастеры. И сама печать изменилась до неузнаваемости, не только в части буквопечатания, но и размера, т.е. формата печатных изданий.

    Ежегодно в мире выходит в свет около миллиона различных печатных изданий, не говоря уже об электронных интернет-изданиях. Благодаря письменному слову мы можем прочесть мысли величайших мыслителей прошлого и самые восхитительные истории, когда либо, порожденные человеческим сознанием.

    Статья подготовлена специально для сайта "Семейная фамилия".

    Люди всегда стремились фиксировать и передавать потомству информацию о накопленном в разных сферах жизни опыте. Это наглядно демонстрирует практически всех стран мира.

    Самый простой и наглядный вид записи – рисунок. Древние художники изображали реальные объекты. Ученые считают, что наскальная живопись в пещере Ласко свидетельствует о религиозном ритуале.

    Постепенно изображения становились все более условными и символичными. Рисунок превратился в знак, что и дало толчок к возникновению письменности.

    Предлагаем вашему вниманию краткую историю письменности.

    Коптский алфавит

    Стремительно развивающиеся торговля и ремесла, требующие учета, привели к созданию письменности. Самым древним видом письма считается пиктографическое.

    Пиктограмма – это схематический рисунок, который изображает вещи, события и явления, о которых идет речь. Это письмо было очень наглядно и вполне годилось для передачи небольших сообщений.

    Но когда возникла потребность передать какую-нибудь абстрактную мысль или понятие, в число пиктограмм стали входить условные значки. Скажем, стало изображаться кружком внутри другого кружка, а вода – волнистой линией.

    История письменности начинается около 3200 г. до н.э., когда впервые начали задумываться о передаче и сохранении информации. Вначале для обозначения слов они пользовались пиктограммами.

    Первоначально египетское письмо было пиктографическим: каждый знак изображал какой-нибудь предмет. Позже рисунок был связан уже не со значением слова, а со звуком. Например, рисунок рта обозначал букву «р».

    Постепенно значки все меньше походили на рисунки, появились стандартные условные знаки. Месопотамские писцы писали на плитках из сырой глины, поскольку ее в Месопотамии было очень много.

    Знаки наносились стилосами – тростниковыми перьями с треугольным концом, поэтому шумерское письмо стало называть клинописью. После того как плитки высушивали на солнце или обжигали в печи, они становились прочными и могли храниться не одно тысячелетие.

    Клинописной была письменность шумеров, ассирийцев и вавилонян. Ее переняли и применяли в течение двух тысяч лет древние персы.

    Системы счисления

    Основанием вавилонской системы счисления является число 60, поэтому в Древнем Вавилоне число 87 – это 60+27. Со временем в мире возобладала десятичная система счисления: число 87 это 8 десяток и 7 единиц. Однако 87 минут для наших современников равны 1 ч. 27 мин., то есть так же, как у древних вавилонян. И это не совпадение. Для измерения времени, а также углов мы применяем шестидесятеричную систему счисления древних вавилонян.

    Египетская письменность

    На следующем этапе развития письменности знак (символ) начал обозначать не только конкретный предмет, но и звук.

    Тип письма, при котором изображение обозначало звук, назвали иероглифическим.

    История утверждает, что иероглифическая письменность была создана в в 3100 г. до нашей эры и не изменялась в течение 3 тыс. лет. Писцы Древнего Египта пером из тростника наносили свою надпись на папирус.

    Позже иероглифическая письменность получила широкое распространение на Дальнем Востоке – в Китае, и Корее. Иероглифы в Китае появились примерно в 1700 г. до н.э. Их начертания стали более условными во время династии Чжоу (1122-256 до н. э.).

    С помощью иероглифов можно было отразить любую, даже самую отвлеченную мысль.

    Однако каждый, кто хотел научиться писать, должен был запомнить несколько тысяч значков, поэтому писать и читать в древности умели немногие.

    Древнеегипетские писцы держали письменные принадлежности – чернила и стили тростника со срезанным наискось концом в деревянных пеналах, которые удобно было носить с собой.

    Первый настоящий алфавит (протоханаанский) появился на Ближнем Востоке около 1700 г. до нашей эры. Он состоял из 30 символов, каждый из которых обозначал определенный звук.


    Большинство букв современного английского алфавита восходят к финикийскому. В таблице приведены древнейшие формы греческого и латинского алфавитов.

    В конце 2-го тысячелетия до н. э. древние финикийцы изобрели буквенно-звуковой алфавит, который послужил образцом для иврита, арабского, латинского и древнегреческого алфавитов.

    Как записывали числа

    История письменности увлекательна еще и тем, как пытались научиться записывать числа для обозначения количества.

    На территории Чехии была найдена волчья кость, на которой примерно 32 тыс. лет назад древний человек нацарапал 55 отметин (5 групп по 11 отметин)

    Древний человек что-то таким образом подсчитывал. Но что? Этого мы никогда не узнаем. Историки предполагают, что он считал животных, которых ему удалось убить на охоте.

    Символы для обозначения чисел больше 10 появились в Египте в 3400 г., а в Месопотамии в 3000 г. до н. э.

    В Месопотамии писали тростниковыми палочками на табличках из сырой глины. Под нажимом след получался шире и глубже, а там, где стиль вынимали, – тоньше. Эта табличка с клинописью датируется 1900-1700 гг. до н. э. На ней учителем написана пословица, которую ученик должен был скопировать на обороте.

    В древнеегипетской системе счисления и в клинописи для чисел 1; 10; 100; 1000; 10 000; 100 000 и 1 000 000 применялись различные символы, причем, для того чтобы обозначить цифру большой величины, цифры повторяли.

    Так обстояло дело и у , а затем и у древних римлян: X обозначало 10, XX – 20, XXX – 30, С – 100, ССС – 300 и т. д. Но ни в одной системе счисления не было символа ноль, а история его появления – это отдельный увлекательный рассказ.

    Среди обнаруженных археологами клинописных табличек сохранились «школьные тетради», поэтому известно, что в Месопотамии знали таблицу умножения.

    Египетские ученики знали только сложение, умножение и деление на два. Чтобы умножить, скажем, на четыре, они умножали число на два и складывали (удваивали) получившийся ответ.

    Основные даты

    История письменности – это история удивительного развития человеческой мысли от простейших форм к чрезвычайно сложным абстрактным языкам.

    Понравился пост? Нажми любую кнопку.

    История письменности берет свое начало в каменном веке. Тогда никого особо не интересовала ни поэзия, ни проза, ни инструкции к кофеваркам. Для древних людей было важно далеко не это.

    Важными были ритуалы поклонения богам. Дело в том, что люди каменного века не делали почти ничего без соответствующего ритуала. Для каждого повседневного действия полагался свой особый ритуал. Естественно, иногда ритуалы «срабатывали» и охота была удачной. Само собой, древние люди пытались зарисовать на стенах пещер последовательность «удачного» ритуала. Именно это обстоятельство и стало отправной точкой истории письменности.

    Впрочем, назвать письменностью наскальные рисунки – сложно. Скорее, это прообраз современных комиксов (отсюда вывод – история комиксов берет свое начало раньше истории письменности!). А сама письменность появилась гораздо позже – и стала развитием идей наскальной живописи.

    Первый заметный след в истории письменности оставили шумеры. Самый ранний документ был найден на раскопках города Урук, и датируется 3300 годом до н.э. Кстати, первые найденные документы относились не к религии – а к бизнесу, точнее – к бухгалтерии. Видите ли, шумеры использовали для подсчета скота шарики с пометками. Шарики складывались в контейнер, который затем запечатывали – получалось древнее свидетельство о праве на собственность. Вскоре, на контейнер начали наносить изображение его содержимого – чтобы не разбивать его каждый раз. А разбивали контейнер, по-видимому, только в случае визита налоговой полиции. Так появились первые документы – на поверхности контейнера были начертаны символ животного и количество этих животных в стаде. Со временем контейнер исчез за ненадобностью.

    Как мы уже отмечали, первый в истории письменности метод записи представлял собой картинки, обозначающие тот или иной объект. Например – символ «лошадь», символ «коза» и так далее. Эти картинки были стилизованы и унифицированы, и вскоре приобрели почти схематический характер. Именно так появились идеограммы. В отличие от буквы, идеограмма обозначает не звук, а понятие или идею. Фактически, китайские и японские иероглифы представляют собой идеограммы. Их можно читать, не зная языка. Не нам конечно. Но, например, хорошо образованные китайцы могут читать японские иероглифы, не зная японского языка. Они не смогут прочесть написанное вслух на японском, но смогут в точности понять смысл документа. Кстати, именно из-за столь странного, на европейский взгляд, метода записи, «идеограмная» восточная поэзия столь отличается от произведений «алфавитных» западных культур – на востоке поэзия на порядок более визуальна, т.е. произведение автора оценивается не только по звучанию, но и визуально. Эти произведения практически невозможно оценить в переводе – нужно видеть иероглифы и сознавать акценты идеи, которые несет каждая черточка иероглифа. Для справки – в классическом китайском «алфавите» более 3000 символов.

    Алфавит

    Но вернемся к истории письменности. Первый алфавит возник на ближнем востоке, примерно 3500 лет назад – около 1500 г. до н.э. «Патент» на изобретение принадлежит финикийцам. Финикийский алфавит стал основой для письменности арабов и греков, а греческий алфавит, в свою очередь, разделился на кириллический (основа славянских алфавитов) и романский (латинский).

    Принципиальное отличие алфавита от иероглифов в том, что здесь отдельный символ отражает не идею или понятие, – а всего лишь абстрактный звук. То есть идеограммы по сути своей ближе к наскальным рисункам, а финикийский алфавит – это попытка записи голоса. Таким образом, финикийский алфавит – первое изобретение в области звукозаписи.

    История письменности = история деградации?

    «Деградация? Да какие могут быть недостатки у письменности?», - спросите вы. На этот вопрос ответил Платон, который как раз застал эпоху распространения письменности. Он сформулировал три основных недостатка, и надо сказать, оказался абсолютно прав в каждом из случаев.

    1. Письменность разрушает память. Там, где начинается история письменности, заканчивается эпоха памяти. До появления письменности человек мог легко запомнить поэму из нескольких тысяч строк после двух-трех прослушиваний. И это не считалось чем-то выдающимся. Письменность уничтожила эту способность всего за пару поколений.

    2. Сложность защиты информации. История письменности – это история охраны информации. С древнейших времен и по наши дни существуют секретные документы. И если мы вдруг получим их в руки - то без труда сможем прочесть их.

    3. Недопонимание. И снова Платон оказался прав. На протяжении всей истории письменности, люди стремились сделать процесс записи как можно более простым. Но у простоты есть оборотная сторона – письменные свидетельства полностью лишены невербальной составляющей человеческой речи. Вопросительный и восклицательный знаки смотрятся просто насмешкой. К тому же страница книги не может ответить на вопросы и часто оставляет огромное пространство для разных толкований текста.


    С другой стороны, плюсы письменности перевешивают ее минусы.

    1. Мы можем отследить изменения происходящие в течении длительного времени. До возникновения письменности не было истории – были лишь легенды.

    2. Мы не расходуем «мощность» нашего мозга на запоминание информации – мы тратим ее на анализ.

    3. Мы можем делать выводы на основе опыта других, без непосредственного взаимодействия с ними.

    4. Знание не зависит от социального класса.


    Без трех последних пунктов научно техническая революция ХХ века была бы невозможной. А еще без письменности вы точно не смогли бы прочитать эту статью.