21.09.2019

Атрофия коры головного мозга: классификация, симптомы и лечение. Когда начинается старение головного мозга? Видео: Головной мозг и его функции


Стресс влияет на мозг гораздо больше, чем вы думаете! Многие могут припомнить рассеянность, забывчивость, тревожность, плохое настроение, которые нередко сопровождают стресс, но знали ли вы, что он также высушивает мозг?

Гормоны, высвобождаются при стрессе, влияют не только на функции мозга, но и изменяют его структуру.

Гормон стресса кортизол вызывает гибель и препятствует регенерации клеток гиппокампа - важнейшей части мозга, отвечающей за обучение, память и регуляцию эмоций. Кроме того, гиппокамп нейтрализует стрессовые реакции в организме после того, как трудная ситуация закончилась - качество, незаменимое как в рабочей, так и в личной жизни.

Хронический стресс вызывает дистрофию медиальной префронтальной коры головного мозга. Это отрицательно сказывается на функции принятия решений, рабочей памяти и контроле поведения. Стресс также повреждает стволовые клетки префронтальной коры, что негативно влияет на сложное когнитивное поведение и социализацию. В результате всех этих процессов у человека снижается память и обучаемость, развивается склонность к тревогам и депрессиям.

Но на этом неприятности не заканчиваются! Те же гормоны стресса увеличивают размер и активность части мозга, называемой миндалевидное тело. Помимо всего прочего, оно отвечает за формирование и хранение воспоминаний о различных событиях, сопровождавшихся яркой эмоциональностью. Они хранятся в виде долговременных воспоминаний, и в зависимости от вида эмоций, мы избегаем или наоборот опять ждем подобных событий. Изменения, вызванные кортизолом, окрашивают воспоминания страхом, тревогой или агрессией.

Все эти нарушения могут влиять на наши отношения с окружающими, способность к обучению и принятию решений, достижение долговременных целей. Кроме того, они затрудняют противодействие стрессу в будущем, что вызывает своего рода порочный круг.

К счастью, есть противоядие против всего этого! Вы удивитесь, но это физические упражнения. Они улучшают защитные механизмы против стресса, а также увеличивают размер мозга и улучшают его когнитивные функции.

Физическая активность стимулирует выброс нейротрофического фактора мозга – вещества, которое отвечает за здоровую регенерацию мозга и нейтрализует стресс. Оно укрепляет нейроны и поддерживает их в здоровом состоянии, а также стимулирует образование новых нервных клеток. Чем больше мы занимаемся, тем больше нейротрофического фактора мозга выделяется, и тем активнее идут процессы регенерации мозга, особенно в гиппокампе.

Упражнения также усиливают выделение гормона роста - соматотропина, который отвечает за развитие клеток во всем организме. Соматотропин замедляет процессы старения и даже повышает объем мозга. Быстрый бег в течение всего 30 секунд повышает содержание соматотропина в 6 раз, и этот эффект сохраняется на протяжении 2 часов.

Не волнуйтесь, для достижения положительного эффекта на обязательно проводить долгие часы в спортзале. Анализ ряда исследований показал, что 5-минутных спортивных пауз достаточно, чтобы облегчить стресс и улучшить настроение. Так что если у вас выдалась свободная минутка, займитесь чем-то, что повышает частоту сердечных сокращений или задействует работу мышц. Упражнения помогут сохранить мозг и не сойти с ума!

Призванный показать и доказать, что активная жизнь – самое действенное лекарство от старости из ныне существующих.

Британские нейрофизиологи из Стэнфордского университета недавно удивили мир известием, что после 40 лет мозг начинает усыхать. И у людей, доживших до преклонного возраста, белого вещества мозга (то есть скопления нервных волокон, отходящих от нейронов и составляющих проводящие пути) может быть столько же, сколько и у маленьких детей.

По словам руководителя исследований профессора Брайана Ванделла, участки мозга с годами деградируют по-разному: в зонах, связанных с контролем движений, нехватка белого вещества ощущается сильнее всего, а в долях, ответственных за обучение, потери максимальны. Исследователи сделали компьютерную томографию ряду добровольцев в возрасте от 7 до 85 лет и обнаружили, что больше всего белого вещества наблюдается у 30-50-летних людей, а это время жизни с уверенностью можно назвать расцветом мозга.

"Число связей между нервными клетками и в самом деле увеличивается от момента рождения и до 40-50 лет, а потом постепенно уменьшается, - объяснил "Росбалту" психофизиолог, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов на биологическом факультете МГУ Александр Каплан. - Эти связи, по сути, являются отростками нервных клеток, которые как раз и создают то самое белое вещество (кора головного мозга, состоящая из самих нервных клеток, по цвету выглядит серой), об уменьшении объема которого говорят ученые из Стэнфорда".

Нервных связей становится меньше, поскольку снижается скорость образования новых, в то время как старые разрушаются из-за того, что перестают быть востребованными. Другой вопрос - насколько сокращение числа связей приводит к ухудшению интеллектуальной деятельности пожилого человека. "Здесь картина уже не так однозначна, - отмечает Каплан, - поскольку с возрастом в решении творческих задач людям все больше помогает прежний опыт, нежели новые знания. Детям, которые учатся в школе, опыт помогать не может: чтобы осваивать большие объемы нового, им нужны творчество, хорошая память, быстрота реакции – то есть все то, что требует активного роста новых связей. Поэтому те люди, которые всю жизнь эффективно трудятся в своей профессии, еще долго не заметят негативных последствий старения нервной ткани. Конечно, это не будет продолжаться вечно: кто с 60-ти, кто с 75-ти, но рано или поздно человек начинает чувствовать так называемый дефицит когнитивных функций - памяти, внимания, мышления и других. Это такой тотальный процесс. Но вариации между людьми очень сильные: тут все зависит от генетического потенциала человека и от его жизненного опыта. А это означает, что "усыхание" мозга – это не приговор, а руководство к действию".

Пытаясь окончательно расшифровать секреты главного органа человеческого организма, ученые Великобритании, Японии, США, Китая и стран ЕС решили за 10 ближайших лет искусственным путем создать полную модель головного мозга человека. Исследователи заявляют, что намерены с помощью системы компьютеров восстановить всю его структуру и довести расшифровку кода мозга до каждого отдельного нейрона. Но действительно ли возможно создать аналог мозга? И что это даст человечеству?

"Создать в электронной версии конструктив мозга, или, иначе говоря, то, что программисты называют hardware, "железо", - может быть, теоретически и возможно, - комментирует Александр Каплан. – Но как это сделать практически, если учесть, что в мозгу человека 86 миллиардов нервных клеток, и еще на четыре порядка больше связей между ними? Пусть даже эти связи будут сделаны из тончайших проводников – посчитайте, сколько будет весить такой компьютерный мозг, и какие он будет иметь размеры. Никак не меньше, чем несколько многоэтажных зданий".

Но, подчеркивает психофизиолог, это не главная трудность в построении электронной модели мозга. "Как быть с его информационным содержанием? - задается он вопросом. - Что толку, если мы выпустим, например, новый компьютер, и не загрузим туда программное обеспечение? Этот электронный монстр окажется ничем не лучше обычного камня. Надо же будет насытить данный агрегат содержанием, залить в него программы, одна сложнее другой, базы данных и знаний… Может, тогда он оживет? Увы, мы не знаем".

"Реальный мозг человека растет, от младенца до взрослого, постепенно складывая для себя картину мира, накапливает знания, самопрограммируется. Поэтому, даже если вы загрузите в электронный мозг всю Ленинскую библиотеку или библиотеку Конгресса США, – ничего путного из этого не выйдет. Знания не будут взаимодействовать друг с другом, а останутся просто лежать там, как на библиотечных полках - до востребования. Хотя мозгу они нужны не в книжном виде, а в операциональном - чтобы в любой момент можно было вспомнить конкретную вещь и пересечь одно с другим, ведь у каждого человека свой индивидуальный способ оперирования знаниями", - подчеркивает профессор Каплан.

"В голове человека почти миллион миллиардов связей между нервными клетками, в то время как самый сложный современный суперпроцессор имеет только два-три миллиарда контактов. Возможно ли воспроизвести на кремниевых элементах все богатство межнейронных связей мозга человека, если мы не знаем элементарных кодов их функционирования? И вряд ли узнаем даже в отдаленном будущем…. Так что полная компьютерная копия мозга если и осуществима, то только в теории: это слишком сложно для нашей цивилизации, поскольку мы просто-напросто не знаем схемы мозга", - резюмирует российский психофизиолог.

Тем не менее, группа ученых-неврологов под руководством профессора Теодора Бергера из университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе недавно заявила о создании первого в мире протеза мозга. Точнее, одного из его отделов – гиппокампа, отвечающего за долговременную память. По словам разработчиков, в отличие от других подобных устройств, которые только стимулируют мозговую деятельность, их изобретение будет действительно замещать гиппокамп и выполнять все его функции с помощью встроенного кремниевого чипа.

Насколько это достижение реально приближает нас к протезированию самой сложной части человеческого организма?

"Никакого отношения к протезу мозга эти исследования не имеют, - говорит профессор Каплан. - Хотя так называемый "чип гиппокампа" существует, и он действительно разработан под руководством американского исследователя Теда Бергера. Я с ним лично знаком и знаю доподлинно, что опыты Бергера были проведены на крысах, в гиппокамп которых вживлялись десятки очень тонких проводников. На другом конце они объединялись с тем самым чипом, вшитым под кожу на черепе животного. Бергер нашел алгоритмы распределенной электрической стимуляции гиппокампа через проводники, которые замещали его естественную активность. Управлял этими алгоритмами вживленный чип. Если гиппокамп вдруг начинал плохо работать, то включение чипа улучшало дело. Однако речь тут идет всего лишь о каком-то одном, очень мелком навыке поведения. Таких навыков тысячи. На каждый навык чип не построишь. Так что, к сожалению, здесь нет даже намека на протез целого мозга…".

Может, "мозговые" чипы и можно будет использовать для замещения каких-то элементарных нарушенных функций организма, отмечает Каплан. Например, в борьбе с болезнью Паркинсона, когда все мозговое расстройство зависит от неправильной работы локальной и очень маленькой его структуры. "Но заменить все функции мозга – это все равно, что создать на Земле, скажем, физическую модель Вселенной…", - убежден ученый.

Британские нейрофизиологи из Стэнфордского университета недавно удивили мир известием, что после 40 лет мозг начинает усыхать. И у людей, доживших до преклонного возраста, белого вещества мозга (то есть скопления нервных волокон, отходящих от нейронов и составляющих проводящие пути) может быть столько же, сколько и у маленьких детей.

По словам руководителя исследований профессора Брайана Ванделла, участки мозга с годами деградируют по-разному: в зонах, связанных с контролем движений, нехватка белого вещества ощущается сильнее всего, а в долях, ответственных за обучение, потери максимальны. Исследователи сделали компьютерную томографию ряду добровольцев в возрасте от 7 до 85 лет и обнаружили, что больше всего белого вещества наблюдается у 30-50-летних людей, а это время жизни с уверенностью можно назвать расцветом мозга.

«Число связей между нервными клетками и в самом деле увеличивается от момента рождения и до 40-50 лет, а потом постепенно уменьшается, — объяснил «Росбалту» психофизиолог, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов на биологическом факультете МГУ Александр Каплан. — Эти связи, по сути, являются отростками нервных клеток, которые как раз и создают то самое белое вещество (кора головного мозга, состоящая из самих нервных клеток, по цвету выглядит серой), об уменьшении объема которого говорят ученые из Стэнфорда».

Нервных связей становится меньше, поскольку снижается скорость образования новых, в то время как старые разрушаются из-за того, что перестают быть востребованными. Другой вопрос — насколько сокращение числа связей приводит к ухудшению интеллектуальной деятельности пожилого человека. «Здесь картина уже не так однозначна, — отмечает Каплан, — поскольку с возрастом в решении творческих задач людям все больше помогает прежний опыт, нежели новые знания. Детям, которые учатся в школе, опыт помогать не может: чтобы осваивать большие объемы нового, им нужны творчество, хорошая память, быстрота реакции — то есть все то, что требует активного роста новых связей. Поэтому те люди, которые всю жизнь эффективно трудятся в своей профессии, еще долго не заметят негативных последствий старения нервной ткани. Конечно, это не будет продолжаться вечно: кто с 60-ти, кто с 75-ти, но рано или поздно человек начинает чувствовать так называемый дефицит когнитивных функций — памяти, внимания, мышления и других. Это такой тотальный процесс. Но вариации между людьми очень сильные: тут все зависит от генетического потенциала человека и от его жизненного опыта. А это означает, что «усыхание» мозга — это не приговор, а руководство к действию».

Пытаясь окончательно расшифровать секреты главного органа человеческого организма, ученые Великобритании, Японии, США, Китая и стран ЕС решили за 10 ближайших лет искусственным путем создать полную модель головного мозга человека. Исследователи заявляют, что намерены с помощью системы компьютеров восстановить всю его структуру и довести расшифровку кода мозга до каждого отдельного нейрона. Но действительно ли возможно создать аналог мозга? И что это даст человечеству?

«Создать в электронной версии конструктив мозга, или, иначе говоря, то, что программисты называют hardware, «железо», — может быть, теоретически и возможно, — комментирует Александр Каплан. — Но как это сделать практически, если учесть, что в мозгу человека 86 миллиардов нервных клеток, и еще на четыре порядка больше связей между ними? Пусть даже эти связи будут сделаны из тончайших проводников — посчитайте, сколько будет весить такой компьютерный мозг, и какие он будет иметь размеры. Никак не меньше, чем несколько многоэтажных зданий».

Но, подчеркивает психофизиолог, это не главная трудность в построении электронной модели мозга. «Как быть с его информационным содержанием? — задается он вопросом. — Что толку, если мы выпустим, например, новый компьютер, и не загрузим туда программное обеспечение? Этот электронный монстр окажется ничем не лучше обычного камня. Надо же будет насытить данный агрегат содержанием, залить в него программы, одна сложнее другой, базы данных и знаний… Может, тогда он оживет? Увы, мы не знаем».

«Реальный мозг человека растет, от младенца до взрослого, постепенно складывая для себя картину мира, накапливает знания, самопрограммируется. Поэтому, даже если вы загрузите в электронный мозг всю Ленинскую библиотеку или библиотеку Конгресса США, — ничего путного из этого не выйдет. Знания не будут взаимодействовать друг с другом, а останутся просто лежать там, как на библиотечных полках — до востребования. Хотя мозгу они нужны не в книжном виде, а в операциональном — чтобы в любой момент можно было вспомнить конкретную вещь и пересечь одно с другим, ведь у каждого человека свой индивидуальный способ оперирования знаниями», — подчеркивает профессор Каплан.

«В голове человека почти миллион миллиардов связей между нервными клетками, в то время как самый сложный современный суперпроцессор имеет только два-три миллиарда контактов. Возможно ли воспроизвести на кремниевых элементах все богатство межнейронных связей мозга человека, если мы не знаем элементарных кодов их функционирования? И вряд ли узнаем даже в отдаленном будущем…. Так что полная компьютерная копия мозга если и осуществима, то только в теории: это слишком сложно для нашей цивилизации, поскольку мы просто-напросто не знаем схемы мозга», — резюмирует российский психофизиолог.

Тем не менее, группа ученых-неврологов под руководством профессора Теодора Бергера из университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе недавно заявила о создании первого в мире протеза мозга. Точнее, одного из его отделов — гиппокампа, отвечающего за долговременную память. По словам разработчиков, в отличие от других подобных устройств, которые только стимулируют мозговую деятельность, их изобретение будет действительно замещать гиппокамп и выполнять все его функции с помощью встроенного кремниевого чипа.

Насколько это достижение реально приближает нас к протезированию самой сложной части человеческого организма?

«Никакого отношения к протезу мозга эти исследования не имеют, — говорит профессор Каплан. — Хотя так называемый «чип гиппокампа» существует, и он действительно разработан под руководством американского исследователя Теда Бергера. Я с ним лично знаком и знаю доподлинно, что опыты Бергера были проведены на крысах, в гиппокамп которых вживлялись десятки очень тонких проводников. На другом конце они объединялись с тем самым чипом, вшитым под кожу на черепе животного. Бергер нашел алгоритмы распределенной электрической стимуляции гиппокампа через проводники, которые замещали его естественную активность. Управлял этими алгоритмами вживленный чип. Если гиппокамп вдруг начинал плохо работать, то включение чипа улучшало дело. Однако речь тут идет всего лишь о каком-то одном, очень мелком навыке поведения. Таких навыков тысячи. На каждый навык чип не построишь. Так что, к сожалению, здесь нет даже намека на протез целого мозга…».

Может, «мозговые» чипы и можно будет использовать для замещения каких-то элементарных нарушенных функций организма, отмечает Каплан. Например, в борьбе с болезнью Паркинсона, когда все мозговое расстройство зависит от неправильной работы локальной и очень маленькой его структуры. «Но заменить все функции мозга — это все равно, что создать на Земле, скажем, физическую модель Вселенной…», — убежден ученый.

Андрей Володин

Похожие материалы

Обретите дзен сейчас, чтобы не потерять рассудок позже. Люди, которые регулярно занимаются медитацией, меньше ощущают эффект старения своего мозга.

Усыхание мозга

Исследователи изучили результаты сканирования мозга и обнаружили, что пожилые люди имеют меньше мозговой ткани, чем молодые участники эксперимента. И это ни для кого не стало сюрпризом. По данным различных исследований, ваш мозг усыхает, когда вы становитесь старше, причем начиная примерно с 25 лет. А это в итоге может привести даже к потере памяти. Однако мозги людей, которые постоянно практиковали медитацию, ухудшались с возрастом гораздо медленнее. Как же так получается?

Медитация как тренировка

Дело в том, что размышления - это своеобразная тренировка для вашего мозга. Интенсивная умственная деятельность позволяет вашему мозгу расти в противодействие атрофии, которая возникает, когда вы становитесь старше. Также существует вероятность того, что медитация замедляет усыхание мозга за счет снижения стресса и его негативных последствий. Вам не нужно брить голову и становиться монахом, чтобы медитировать.

Если вы привыкли постоянно что-то делать в больших количествах, то сначала вам данный процесс покажется очень трудным, но в этом вся суть. Вам нужно на три минуты отречься от всего, что вас окружает, и сосредоточиться на какой-либо конкретной мысли, идее или даже просто объекте. Практикуйте подобное каждый день, и уже через 4-6 недель вы сможете обнаружить изменения в вашем головном мозге. Более того, это будет видно не только на результатах сканирования - вы сами заметите разницу, например, улучшится ваша память. Именно поэтому каждому человеку рекомендуется выделять хотя бы три минуты в день, чтобы полностью отстраниться от всех дел, проблем, от повседневной суеты, расслабиться, освободить свой разум и просто ничего не делать. Это действительно работает.

Головной мозг регулирует и координирует работу всех органов и систем человеческого организма, обеспечивает их связь, объединяя в единое целое. Головной мозг состоит из нейронов, формирующих электрические импульсы посредством синаптических связей. Именно так контролируется деятельность человеческого организма. Головной мозг обеспечивает обработку сенсорной информации, которая передается через органы чувств, управляет движениями, отвечает за внимание и память, координацию, воспринимает и генерирует речь. Благодаря головному мозгу, человек имеет возможность мыслить.

Однако, вследствие болезней работа мозга нарушается, и тем самым влечет за собой сбой в работе других органов и систем. Достаточно распространенной, и, увы, неизлечимой стала болезнь, названная в честь невролога, впервые описавшего ее симптомы.

Речь идет о болезни Альцгеймера

Суть ее заключается в том, что в организме больного человека начинает вырабатываться патологический белок, вызывающий атрофию нервных клеток. Этот процесс развивается достаточно быстро: сначала нарушаются функции организма, а затем наступает его гибель. Упомянутый белок откладывается в тканях головного мозга, вызывая поражение нейронов. Характерное расположение бляшек и их большое количество, обнаруженные при проведении исследований, позволяют поставить неутешительный диагноз.

Сложность заключается в том, что трудно заметить начало развития болезни. Больной начинает страдать рассеянностью, забывать о каких-либо важных для него вещах. Стараясь справиться с появляющимися проблемами, люди прибегают к помощи ежедневников и записных книжек, напоминаний, электронных девайсов, упуская время. Постепенно появляются более серьезные нарушения, снижается общая психическая активность, возникают проблемы с ориентированием во времени и пространстве, перепады настроения переходят в затяжную апатию, часто принимаемую окружающими за состояние.

Со временем больной перестает следить за собой. Он может вспоминать события, которые происходили с ним ранее, но при этом не понимает, что происходит в данный момент. Страх приводит к периодам возбуждения и даже агрессии, которая вновь сменяется равнодушием. На последнем этапе больной перестает узнавать родных и близких, у него нарушается речь, он не передвигается и не контролирует физиологические потребности. Достоверно поставить диагноз можно только после смерти больного в результате исследования структуры мозга.

Лекарств, гарантирующих выздоровление, пока нет – неизвестны точные причины, вызывающие сбой и развитие болезни. Больной принимает препараты, способствующие увеличению мозгового кровообращения и мозгового метаболизма, однако, эти лекарства дают лишь временный эффект.

Инсульт головного мозга

Очень частым нарушением работы головного мозга был и остается инсульт. Все чаще он настигает молодых людей в возрасте 20-30 лет, а потому необходимо четко знать первые признаки инсульта и меры, которые нужно немедленно принять, чтобы помочь больному и не упустить драгоценное время.

Инсультом называют острое нарушение кровообращения в головном мозге, которое вызывает поражение тканей и приводит к нарушению функций. Чаще всего причинами инсульта становятся и . Существуют также и прочие причины, приводящие к инсультному состоянию. Различают два вида инсультов: геморрагический и ишемический. В первом случае происходит кровоизлияние в мозг. Его может спровоцировать перенесенный стресс, эмоциональное напряжение. Первыми симптомами становятся паралич (чаще всего – односторонний) рук и ног, нарушается речь. Больной находится без сознания, у него могут быть судороги, рвота, тяжелое дыхание. Такой инсульт чаще происходит в дневное время суток.

Ишемический, напротив, чаще случается ночью. В результате ишемического инсульта нарушается или совсем прекращается кровоснабжение какого-либо участка головного мозга с последующим нарушением функций, за которые он отвечает. Он сопровождается инфарктом мозга – размягчением ткани. Если инсульт происходит во сне, то у больного постепенно немеет половина тела, пропадает речь.

В обоих случаях предвестниками могут быть нарастающий шум в ушах, тяжесть в голове, головокружение, слабость. Чаще всего больной нуждается в госпитализации. Очень важно правильно установить характер инсульта, так как геморрагический и ишемический инсульт лечат по-разному. Нарушения могут сохраняться и после выписки из больницы, восстановление происходит достаточно медленно и может быть неполным. Больной нуждается в особом уходе.

Опухоль мозга

Патологические образования из клеток, не характерных для головного мозга, вызывающие рост внутричерепного давления, называют опухолями. Их разделяют на доброкачественные и злокачественные.

Первым симптомом этого заболевания является головная боль. Она становится все чаще и интенсивнее по мере роста опухоли и повышения внутричерепного давления. Чаще всего она возникает под утро. Постепенно к ней присоединяется рвота, появляются , психические расстройства, нарушение мышления. Опухоль может вызывать паралич конечностей, повышенную чувствительность к давлению, холоду или теплу. Эти изменения вызваны нарушением мозгового кровообращения. Нарушается реакция на свет, зрачки разные по величине. Растущая и вовремя не продиагностированная опухоль может вызвать смещение мозга, еще более нарушая его работу. На ранних этапах опухоль удаляется хирургически, давая надежду на выздоровление. В запущенных случаях больной получает паллиативное лечение – временно поддерживающую терапию.

Эпилептические припадки

Хроническая болезнь, для которой характерны рецидивирующие расстройства работы мозга, называется эпилепсией. Во время приступов больной может терять сознание, у него могут начаться судороги. Причиной эпилепсии считают нарушения биоэлектрической деятельности мозга. Если это нарушение характерно для какой-либо области мозга, то речь идет об эпилептическом очаге. Однако процесс может распространиться на весь мозг.

Вызывает эпилепсию повреждение участков мозга, которое может произойти в любом возрасте. К развитию болезни может привести травма, ишемическая болезнь мозга. Для детей характерна первичная эпилепсия, не имеющая конкретно установленной причины. К развитию болезни может привести алкоголизм.

Выделяют два вида эпилептических припадков: генерализованные и локальные припадки . Первые затрагивают оба полушария головного мозга, во втором случае нарушается работа части одного из больших полушарий.

Большой судорожный припадок можно назвать одним из самых распространенных генерализованных припадков, его характеризует потеря сознания, сопровождающаяся падением больного. В результате возникающего тонического напряжения, больной человек выгибается дугой, голова запрокидывается, а конечности – выпрямляются. В это время больной не может дышать, кожные покровы приобретают синюшный оттенок. Эта фаза, порой, может длиться до минуты. После чего наступает возбуждение, у больного вновь появляется дыхание, начинаются судороги головы и конечностей. Больной в это время себя не контролирует, часто происходит прикусывание языка, непроизвольное мочеиспускание.

После окончания припадка больной постепенно приходит в себя, он малоактивен, чувствует усталость.

Детям характерны «малые» припадки, в течение которых малыш «зависает», перестает реагировать на окружение, у него застывает взгляд, подергиваются веки. Для этого вида припадка не характерны падения и судороги.

Во время миоклонических припадков возникают судороги групп , которые могут привести к потере сознания, во время атонических происходит резкое снижение мышечного тонуса и падение.

Локальные припадки разделяют на простые (проходят без потери сознания, могут возникнуть судороги, онемения различных участков тела, нервная дрожь, потеря чувствительности) и сложные (возникают вегетативные нарушения, больной теряет контакт с окружающими, возникает возбуждение, беспокойство, галлюцинации).
Во время припадка главное – не допустить падение и удар больного, западание или прикусывание языка. Чтобы больному было легче дышать, его нужно уложить на бок, слегка приподняв голову.

Чтобы предотвратить возникновение эпилептических припадков, необходимо исключить факторы, которые могут их спровоцировать: стресс, алкоголь, резкий шум или свет и прочее. Больной нуждается в медикаментозном лечении, которое назначает специалист.

Берегите свое здоровье, при первых же беспокоящих вас признаках обратитесь за консультацией к неврологу, и будьте здоровы!