23.09.2019

Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов и их опубликование. Практически на всех избирательных участках завершен подсчет голосов на выборах президента россии


По данным ЦИК по состоянию на 06:52 мск, явка избирателей составила 67,4%.

После обработки 99,79% итоговых протоколов Владимир Путин набирает 76,67% голосов избирателей.

За пост главы государства вступили в борьбу: Сергей Бабурин (партия “Российский общенародный союз”), Павел Грудинин (КПРФ), Владимир Жириновский (ЛДПР), Владимир Путин (самовыдвиженец), Ксения Собчак (“Гражданская инициатива”), Максим Сурайкин (“Коммунисты России”), Борис Титов (Партия роста) и Григорий Явлинский (“Яблоко”).

08.30 Обработано 99,79% протоколов участковых избирательных комиссий, по предварительным результатам голосования побеждает Владимир Путин с 76,67%. Точная дата инаугурации будет названа позже.

Мы завершаем наш онлайн.

07.15 Более 55 млн россиян проголосовали за Владимира Путина по итогам обработки 98,59% бюллетеней. Это стало личным рекордом Путина за все четыре президентские кампании, а также превзошло результат Дмитрия Медведева в 2008 году - более 52 млн голосов.

07.12 По данным ЦИК, больше всего избирателей в процентном соотношении проголосовало на выборах президента РФ за действующего главу государства Владимира Путина в Кабардино-Балкарии, меньше всего – в Якутии.

В Кабардино-Балкарии (по состоянию на 03:30 мск) обработано 98,87% итоговых протоколов участковых избирательных комиссий. Путин набирает 93,38% голосов.

В Якутии обработано 100% протоколов, за Владимира Путина проголосовало 64,38% избирателей.

07.10 После обработки 99% бюллетеней:

  • Владимир Путин (самовыдвиженец) - 76,65%
  • Павел Грудинин (КПРФ) - 11,82%
  • Владимир Жириновский (ЛДПР) - 5,68%
  • Ксения Собчак («Гражданская инициатива») - 1,66%
  • Григорий Явлинский («Яблоко») - 1,04%
  • Борис Титов (Партия роста) - 0,75%
  • Максим Сурайкин («Коммунисты России») - 0,68%
  • Сергей Бабурин («Российский общенародный союз») - 0,65%

07.05 Последними на выборах президента России закрылись участки в американском Сиэтле и канадском Ванкувере.

В Москве по состоянию на 06:10 мск обработано 98,67% протоколов, в Санкт-Петербурге – 97,90%, в Ленинградской области – 98,17%.

07.00 Владимир Путин лидирует на выборах главы государства с 76,65% после обработки 99% итоговых протоколов участковых избирательных комиссий.

Кандидат от КПРФ Павел Грудинин занимает второе место с 11,82% голосов, на третьем месте – кандидат от ЛДПР Владимир Жириновский с 5,68% голосов. Об этом сообщает ЦИК.

01.10 Владимир Путин набирает 76,18% после обработки данных с 80% избирательных участков. Павел Грудинин получил поддержку 12,30% избирателей, Владимир Жириновский – 5,98%, Ксения Собчак сохраняет четвертое место, набирая 1,53% голосов. Григорий Явлинский («Яблоко») - 0,92%, Борис Титов (Партия роста) - 0,70%, Максим Сурайкин («Коммунисты России») - 0,67%, Сергей Бабурин («Российский общенародный союз») - 0,64%.

0.30 Владимир Путин лидирует на выборах главы государства, набирая 75,91% после обработки 70,02% итоговых протоколов участковых избирательных комиссий. Соответствующие данные обнародовал ЦИК РФ. Кандидат от КПРФ Павел Грудинин занимает второе место с 12,59% голосов. На третьем месте – кандидат от ЛДПР Владимир Жириновский с 6,08% голосов.

0.10 Все перестановки в правительстве пройдут после инаугурации, заявил Владимир Путин. “Вообще-то все изменения в правительстве должны осуществляться президентом, вступившим в свои полномочия на новый срок, поэтому сейчас я буду думать над тем, что и как нужно сделать. Думаю, что основные изменения, все изменения произойдут после инаугурации”, - сказал Путин журналистам в своем избирательном штабе.

23.52 Владимир Путин сохраняет лидерство: после обработки 60% протоколов он набирает 75,57% голосов избирателей , сообщили в ЦИК России.

У Павла Грудинина 12,9%, Владимир Жириновский с 6,19% занимает третье место. За ними расположилась Ксения Собчак, которую поддержали 1,4% избирателей.

23.20 По итогам обработки половины протоколов действующий президент России набирает 75% голосов избирателей. На втором месте Павел Грудинин, у которого 13,39%, третье место у Владимира Жириновского. Его поддержали 6,34% избирателей.

23.15 Владимир Путин поблагодарил сторонников за поддержку на выборах со сцены митинга-концерта “Россия. Севастополь. Крым”, который проходит на Манежной площади в Москве: “Спасибо вам большое за поддержку, – сказал он. – Хочу обратиться и к тем, кто здесь сегодня собрался в Москве, и к нашим сторонникам на всей территории нашей огромной страны: спасибо вам большое за результат”.

22.55 Владимир Путин с 72,3% голосов, лидирует на выборах президента РФ в Магаданской области после обработки 100% протоколов. Об этом ТАСС сообщил председатель региональной избирательной комиссии Николай Жуков. Второе место у Павла Грудинина – 14,05%. У Владимира Жириновского – 8,17%, у Ксении Собчак – 1,36%. Остальные кандидаты не дошли до планки в 1%. Явка составила 71,91%.

22.42 Владимир Путин набирает 74,22% после обработки 40,01% итоговых протоколов участковых избирательных комиссий. Соответствующие данные обнародовал ЦИК РФ. Павел Грудинин занимает второе место с 14,03% голосов, на третьем месте – Владимир Жириновский с 6,51% голосов.

22.35 По предварительным данным избирательной комиссии Сахалинской области по результатам обработки 100% протоколов, Владимир Путин набрал в регионе 66,94% голосов избирателей. Об этом ТАСС сообщил заместитель председателя облизбиркома Павел Сиваконов. На втором месте – Павел Грудинин, у него 17,97% голосов. Более 8% набрал Владимир Жириновский. Ксения Собчак набрала 1,69% голосов. Остальные кандидаты не перешагнули порог в 1%.

Явка на выборах президента в Сахалинской области составила 61,22%.

22.25 После обработки 35% протоколов лидирует Владимир Путин, у него 73,73% . На втором месте Павел Грудинин, у него 14,42%. За ним расположились Владимир Жириновский с 6,6% и Ксения Собчак с 1,4%. Григория Явлинского поддержали 0,8%, у Максима Сурайкина 0,63%.

22.20 По предварительным данным избирательной комиссии Чукотского автономного округа по результатам обработки 100% протоколов, Владимир Путин набрал в регионе 82,31% голосов избирателей. На втором месте – Владимир Жириновский, у которого 7,31% голосов. Третье место у Павла Грудинина с 5,86% голосов. Ксения Собчак набрала 1,30% и заняла четвертое место. Остальные кандидаты не набрали более 1% голосов.

По предварительным данным избирательной комиссии Камчатского края после обработки обработки 100% протоколов, Владимир Путин на выборах президента РФ набрал в регионе 69,44% голосов избирателей. На втором месте – представитель КПРФ Павел Грудинин, у него 16,95% голосов. Третьим идет лидер ЛДПР Владимир Жириновский с 8,48%, за ним Ксения Собчак у которой 1,37% голосов. Остальные кандидаты набрали менее 1% голосов.

22.05 По данным ЦИК, в Москве Путин набирает 72,6%, в Петербурге – 79,5%.

21.59 Владимир Путин набирает 73,1 процента голосов после обработки 30% бюллетеней , сообщает ЦИК. В Крыму его результат еще выше – 91,7%.

21.50 Владимир Путин набрал 72,58% голосов жителей Колымы по результатам обработки 97,14% протоколов. Об этом ТАСС сообщил председатель облизбиркома Магаданской области Николай Жуков. Второе место у Павла Грудинина -14%. Более 8% у Владимира Жириновского, 1,37% у Ксениии Собчак. Остальные кандидаты не дошли до планки в 1%. Явка составила 72%.

21.37 По предварительным данным избирательной комиссии Якутии, по результатам обработки 99,26 % протоколов, Владимир Путин набрал в регионе 64,31% голосов избирателей. На втором месте – Павел Грудинин, у него 27,37% голосов. Об этом сообщил председатель регионального избиркома Алексей Ефимов.

21.33 По итогам обработки 25,03% голосов Владимир Путин набирает 72,53%, сообщает ЦИК.

21.28 По предварительным данным избирательной комиссии Приморского края после обработки 95,32% протоколов, Владимир Путин набрал в регионе 65,31%, или 543 тыс. 247 голосов, сообщила председатель избиркома края Татьяна Гладких.

21.25 Данные ЦИК после обработки 21,33% итоговых протоколов:

  • Владимир Путин (самовыдвиженец) - 71,97%
  • Павел Грудинин (КПРФ) - 15,9%
  • Владимир Жириновский (ЛДПР) - 6,96%
  • Ксения Собчак («Гражданская инициатива») - 1,39%
  • Григорий Явлинский («Яблоко») - 0,77%
  • Сергей Бабурин («Российский общенародный союз») - 0,62%
  • Максим Сурайкин («Коммунисты России») - 0,61%
  • Борис Титов (Партия роста) - 0,59%

21.20 Предварительные результаты выборов станут известны к 2-3 часам ночи, заявила глава ЦИК России Элла Памфилова.

21.15 Экзит-пол (ФОМ):

  • Владимир Путин (самовыдвиженец) - 76,3%
  • Павел Грудинин (КПРФ) - 11,9%
  • Владимир Жириновский (ЛДПР) - 6,0%
  • Ксения Собчак («Гражданская инициатива») - 2,0%
  • Григорий Явлинский («Яблоко») - 1,0%
  • Борис Титов (Партия роста) - 0,7%
  • Максим Сурайкин («Коммунисты России») - 0,7%
  • Сергей Бабурин («Российский общенародный союз») - 0,6%

Опрос проводился в 83 субъектах РФ, 737 населенных пунктов, на 1127 избирательных участках среди 112 700 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 1,0%.

21.10 По предварительным данным ЦИК, Путин получает 71,97 процентов голосов.

Эти данные получены по итогам обработки 21,33 процентов протоколов.

21.05 Экзит-пол (ВЦИОМ):

  • Владимир Путин (самовыдвиженец) 73,9%
  • Павел Грудинин (КПРФ) 11,2%
  • Владимир Жириновский (ЛДПР) 6,7%
  • Ксения Собчак («Гражданская инициатива») 2,5%
  • Григорий Явлинский («Яблоко») 1,6%
  • Борис Титов (Партия роста) 1,1%
  • Сергей Бабурин («Российский общенародный союз») 1,0%
  • Максим Сурайкин («Коммунисты России») 0,8%

Недействительные бюллетени 1,2%.

Опрос проводился на 1200 избирательных участках в 68 субъектах РФ. На выходе с избирательного участка интервьюеры ВЦИОМ предлагали пройти анонимный опрос на планшетах (635 участков) либо заполнить опросный лист, имитирующий бюллетень для голосования, и самостоятельно бросить его в специальную закрытую урну (565 участков). Задавались вопросы о том, за кого респондент проголосовал, о его поле и возрасте.

Всего было опрошено 162601 человек. Ответили на вопросы 62,8% респондентов. Отказались от ответа 37,2% респондентов. Exit poll ВЦИОМ проведен по заказу ЭИСИ 18 марта 2018 года.

21.02 Экзит-полы: Путин выигрывает выборы в 1-м туре, ФОМ – 77%, ВЦИОМ – 73,9%

По данным ФОМ, за действующего главу государства отдали голоса 77 процентов избирателей, второй - кандидат от КПРФ Павел Грудинин с 11,8 процента, третий - Владимир Жириновский с 5,9 процента.

20.50 Через 10 минут закроются избирательные участки в самом западном регионе страны – Калининграде. Сразу же будут опубликованы результаты экзит-полов – опросов проголосовавших на выходе из избирательных участков. И начнут публиковаться первые результаты подсчетов голосов, которые уже завершаются в восточных регионах.

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 марта 2018 года в России пройдут выборы главы государства. Правила подсчета голосов и подведения итогов голосования на выборах регламентирует федеральный закон "О выборах президента Российской Федерации" от 10 января 2003 года. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о процедуре подведения итогов голосования на выборах главы государства.

Процедура подсчета голосов на избирательных участках

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится на избирательном участке непрерывно до установления итогов выборов. Его проводят члены участковой избирательной комиссии (УИК) с правом решающего голоса. Подсчет осуществляется открыто, при этом в протокол вносят сведения о всех результатах выполняемых действий.

По закону при подсчете голосов на участках могут присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо или уполномоченный представитель по финансовым вопросам, российские и международные наблюдатели, работники СМИ. Непосредственный подсчет голосов проводится членами комиссии таким образом, чтобы наблюдатели и представители кандидатов имели полный обзор действий членов УИК.

В первую очередь члены УИК подсчитывают и погашают (отрезают левый нижний угол бланка) неиспользованные избирательные бюллетени. При дальнейшем подсчете такие бланки не учитываются. Их упаковывают отдельно и опечатывают. Позднее таким же образом погашают и испорченные бюллетени.

Затем члены УИК считают бланки, находившиеся в переносных ящиках (используются при досрочном голосовании и голосовании граждан на дому). После этого вскрывают стационарные ящики, предварительно проверив на них печати и пломбы.

Бюллетени из переносных и стационарных ящиков раскладывают в отдельные пачки по голосам, поданным за каждого из кандидатов. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя бланк откладывают отдельно. По окончании сортировки УИК решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования. На оборотной стороне бланка указывают причины признания его действительным или недействительным.

Составление протокола

  • число граждан РФ, включенных в список избирателей на момент окончания голосования;
  • число избирательных бюллетеней, полученных УИК перед началом голосования;
  • число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
  • число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день выборов;
  • число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день выборов;
  • число погашенных избирательных бюллетеней;
  • число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
  • число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
  • число недействительных избирательных бюллетеней;
  • число действительных избирательных бюллетеней;
  • число утраченных избирательных бюллетеней;
  • число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении;
  • число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата.

Также в итоговый протокол вносят сведения о количестве жалоб и заявлений избирателей (наблюдателей и др.), поступивших в УИК в день выборов.

Затем УИК проводит итоговое заседание, на котором рассматривает жалобы и заявления о нарушениях, после чего подписывает протокол (в двух экземплярах). Его копии выдаются наблюдателям, представителям кандидатов и др.

Экземпляр протокола направляется в вышестоящую территориальную избирательную комиссию (ТИК), а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, заранее установленном УИК.

Данные итогового протокола участковой избирательной комиссии вводятся в Государственную автоматизированную систему "Выборы". В дальнейшем цифры участковых избиркомов суммируются и передаются по защищенным каналам связи одновременно в базы данных избиркомов субъектов РФ и Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ, где осуществляется независимая параллельная обработка и проверка данных. Кроме того, бумажные протоколы УИК вручную пересчитывают в ТИК, параллельно с работой автоматизированной системы. Согласно закону, результаты голосования, обработанные ГАС "Выборы", признаются официальными только после подсчета голосов по бумажным оригиналам итоговых протоколов.

Данные из автоматизированной системы не позднее чем через сутки со дня выборов выкладываются на официальных сайтах избиркомов субъектов РФ и ЦИК России.

Подсчет голосов вышестоящими избиркомами

Территориальная избирательная комиссия в течение трех дней суммирует данные протоколов УИК и устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Экземпляр протокола, составленного ТИК, отправляют в вышестоящую избирательную комиссию субъекта РФ. Она проводит проверку поступивших сведений и устанавливает итоги голосования на территории соответствующего региона - не позднее чем на пятый день со дня выборов. Итоговый протокол комиссия субъекта РФ передает в ЦИК.

При выявлении ошибок или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из нижестоящих избирательных комиссий, вышестоящий избирком может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке или территории. При этом он должен быть проведен до составления избиркомом субъекта итогового протокола.

Определение результатов выборов

В течение 10 дней после голосования Центризбирком на основании данных протоколов из комиссий субъектов РФ, а также из зарубежной территориальной избирательной комиссии (общая для всех УИК за пределами РФ), определяет результаты выборов президента РФ.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Протокол о результатах выборов главы государства подписывают члены ЦИК с правом решающего голоса. При выявлении ошибок или возникновении сомнений в правильности составления протоколов нижестоящих избиркомов ЦИК может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на отдельных участках, территориях или в субъектах РФ. Такой подсчет может проводиться не позднее чем за один день до истечения сроков определения результатов выборов.

Признание выборов несостоявшимися или недействительными

ЦИК РФ признает выборы главы государства несостоявшимися в двух случаях:

  • если баллотировались только два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей;
  • если все кандидаты выбыли (например, отказались от участия) после назначения повторного голосования.

Недействительными выборы объявляются в трех случаях:

  • если допущенные при проведении или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты;
  • если итоги голосования признаны недействительными на избирательных участках, в списках которых числится не менее 25% от общего числа избирателей;
  • по решению суда.

Правила назначения второго тура голосования

Второй тур на выборах президента РФ проводится, если ни один из кандидатов в президенты не получил более половины голосов избирателей. В этом случае ЦИК назначает повторное голосование по двум кандидатам, занявшим первое и второе места. Второй тур проводится через 21 день после дня основных выборов. Если до его проведения один из двух претендентов откажется баллотироваться, вместо него в повторном голосовании будет участвовать следующий кандидат, набравший наибольшее число голосов в первом туре выборов.

Для избрания во втором туре кандидату достаточно получить простое большинство голосов.

Правила назначения повторных выборов

Повторные выборы главы государства назначает Совет Федерации РФ:

  • если ЦИК признает выборы несостоявшимися или недействительными;
  • если к началу второго тура оба претендента на высший пост снимут свои кандидатуры или не смогут принять в нем участие по другим причинам;
  • если при повторном голосовании оба кандидата наберут равное число голосов.

Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня основных, либо не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.

Публикация итогов

Согласно избирательному законодательству, с итогами голосования по каждому участку, территории, субъекту РФ могут ознакомиться избиратели, наблюдатели и представители СМИ.

По мере поступления предварительных данных о результатах голосования ЦИК России направляет их редакциям средств массовой информации.

Избирательные комиссии субъектов РФ не позднее чем через две недели со дня выборов публикуют официальные данные своих протоколов в региональных СМИ.

Центризбирком обнародует официальные итоги выборов в течение трех дней со дня подписания итогового протокола о результатах голосования.

В течение десяти дней ЦИК публикует полные данные протоколов комиссий всех уровней.

Голосование, подсчет голосов, определение результатов выборов и их опубликование - заключительная стадия избирательного процесса. Голосование - это процедура, обеспечивающая фиксацию воли избирателя по выбору того или иного кандидата (кандидатов, списка (списков) кандидатов).

Голосование проводится в календарный выходной день. Время голосования обычно определяется с 8 до 22 часов по местному времени. Голосование проводится в специальных помещениях, которые предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главами соответствующих муниципальных образований. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через СМИ.

В случае, если избиратель не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, он вправе получить в участковой комиссии данного участка открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Голосование по открепительным "удостоверениям возможно только в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом.

Избиратель, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную комиссию на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, вправе проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении территориальной (окружной) комиссии - за 15-4 дня до дня голосования или участковой избирательной комиссии - не ранее чем за 3 дня до дня голосования.

Институты открепительного удостоверения и досрочного голосования направлены на обеспечение возможности участия в выборах избирателей, которые по каким-либо причинам не могут прийти в день голосования на свой избирательный участок. Возможности института открепительного удостоверения по сравнению с досрочным голосованием ограничены - открепительные удостоверения действительны только в рамках избирательного округа, где проводятся выборы. Однако институт досрочного голосования таит в себе немалое количество опасностей, связанных с подкупом избирателей и иным воздействием на них для получения необходимого результата в условиях избирательного абсентеизма (отсутствия у избирателей желания участвовать в выборах).

Для осуществления голосования избиратели получают избирательные бюллетени. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа либо открепительного удостоверения.

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»). Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие других лиц. Избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Заполненный избирательный бюллетень опускается избирателем в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования.

В случае, если избиратель по уважительным причинам (по состоянию здоровья, по инвалидности и другим причинам) не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, то по его письменному заявлению или устному обращению (в том числе переданному при содействии других лиц) участковая избирательная комиссия участка, на котором данный избиратель включен в список избирателей, обязана предоставить ему возможность проголосовать вне помещения. Заявление о голосовании вне помещения для голосования должно быть сделано не позже чем за 4 часа до истечения времени голосования.

Для голосования вне помещения для голосования участковая избирательная комиссия должна иметь переносные ящики для голосования, но не более трех. Данное ограничение направлено на исключение возможности нарушений избирательных прав граждан, когда число проголосовавших вне помещения для голосования окажется большим, чем число проголосовавших на самом избирательном участке.

Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной I комиссии, а также наблюдатели.

По результатам подсчета голосов составляется протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, первый экземпляр которого направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию, второй экземпляр остается в участковой комиссии, а третий экземпляр вывешивается для всеобщего ознакомления.

При использовании технических средств подсчета голосов (например, специальных избирательных ящиков со сканирующими устройствами) запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.

Определение результатов выборов. На основании протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих избирательных комиссий, окружная избирательная комиссия того округа, от которого избирается депутат, иное выборное лицо (депутаты, выборные лица), определяет результаты выборов путем сложения содержащихся в протоколах данных. Определение результатов производится членами данной комиссии с правом решающего голоса лично. О результатах выборов составляется протокол.

Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случаях:

1) если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующими федеральными или региональными законам;

кандидатов;

3) если менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки! кандидатов получили право принять участие в распределении депутатских мандатов;

4) если за списки кандидатов, получившие право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов.

3) по решению суда.

В случае признания выборов несостоявшимися или недействительными проводятся повторные выборы. Повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть.

Заключительным актом конкретного избирательного процесса является официальное опубликование итогов голосования и результатов выборов. Оно осуществляется соответствующей избирательной комиссией в срок, определенный федеральными или региональными законами, но не позднее одного месяца со дня голосования.

Участие политических партий в выборах

14 июля 2001 г. вступил в силу Федеральный закон «О политических партиях», который определил правовой статус политических партий в РФ и порядок их участия в выборах.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О политических партиях» политической партией является общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Главной особенностью нового правового статуса политических партий является то, что политические партии получили эксклюзивное право на участие в федеральных и региональных выборах посредством выдвижения кандидатов.

В соответствии с п.1 ст. 36 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Соответственно меняется материально-правовой статус избирательного объединения. Если раньше (а также в течение двухлетнего переходного периода, о котором будет сказано ниже) составляющими материально-правового статуса избирательного объединения были государственная регистрация в качестве политического общественного объединения и истечение определенного времени с момента государственной регистрации с тем, чтобы срок между днем регистрации и днем голосования на выборах составлял не менее одного года, то сейчас такими составляющими являются:

1) государственная регистрация в качестве политической партии;

2) предоставление политической партией в регистрирующий орган документов, подтверждающих государственную регистрацию региональных отделений политической партии более чем в половине субъектов РФ.

Политические партии являются единственным (помимо граждан) субъектом права выдвижения кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти и выборах в органы государственной власти субъектов РФ. В случае, если это предусмотрено уставом политической партии, в выборах в качестве избирательных объединений могут участвовать их региональные отделения. Что касается выборов в органы местного самоуправления, то состав субъектов права выдвижения кандидатов на этих выборах должен определить Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», который будет приведен в соответствие с принятым Федеральным законом «О

политических партиях».

Изменяется также и правовой статус избирательных блоков. В соответствии с п. 3 ст. 36 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия вправе вступать в избирательные блоки не только с другими политическими партиями, но и иными общероссийскими общественными организациями и общероссийскими общественными движениями. Таким образом, к участию в выборах (в форме избирательного блока с обязательным наличием в составе избирательного блока хотя бы одной политической партии) допущены неполитические общественные организации и движения, что является определенным регрессом в развитии избирательного законодательства, в процессе совершенствования которого законодатель запретил доступ к выборам неполитических общественных объединений (Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

В течение двух лет со дня вступления в силу Федерального закона «О политических партиях», т.е. до 14 июля 2003 г. действует так называемый переходный период, в течение которого существующие политические общественные объединения, созданные до вступления в силу данного федерального закона, вправе преобразоваться в политические партии. В течение переходного периода действуют несколько иные правила участия политических партий и политических общественных объединений в выборах:

1) политические партии, созданные путем преобразования общероссийских общественных объединений, вправе принимать участие в выборах со дня их государственной регистрации (а не со дня предоставления регистрирующему органу документов, подтверждающих государственную регистрацию региональных отделений политической партии более чем в половине субъектов РФ);

2) общероссийские политические общественные объединения, не преобразовавшиеся в политические партии, вправе участвовать в выборах в соответствии с избирательным законодательством. По истечении переходного периода данные политические общественные объединения теряют право участия в выборах, утрачивают статус политического общественного объединения и действуют как общественные объединения на основании своих уставов, применяющихся в части, не противоречащей Федеральному закону «О политических партиях».

До внесения изменений в законодательство РФ, касающихся порядка участия политических партий в выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, политические партии участвуют в указанных выборах в порядке, предусмотренном законодательством РФ для общероссийских политических общественных объединений.

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ

Понятие и признаки государственного органа

Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов.

Для государственного органа характерны следующие признаки:

1) порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах;

2) государственный орган обладает властными полномочиями. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что, во-первых, орган государства наделен правом принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, на которых распространяется компетенция данного государственного органа; во-вторых, орган государства обеспечивает организацию исполнения принятых решений, опираясь при этом на материальную базу (средства государственного бюджета); в-третьих, орган государства принимает меры по! охране принятых решений путем применения! различных методов и мер: убеждения, поощрения, государственного принуждения;

3) государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством;

4) государственный орган является организационно обособленной частью системы органов государственной власти.

Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Система органов государственной власти

Совокупность органов российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему органов государственной власти РФ. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов Федерации.

Система федеральных органов государственной власти РФ включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды.

В систему государственных органов субъектов Федерации входят законодательные органы государственной власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Государственные органы субъектов Федерации в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим принципом система органов государственной власти РФ состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ).

Ключевое место в системе органов государственной власти РФ занимает Президент РФ - глава государства. Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей.

Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов Федерации.

Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю. В соответствии с принципом разделения властей на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность - принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Органы законодательной власти РФ и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в РФ.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти (за исключением глав исполнительной власти) формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ - заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

В отличие от органов законодательной власти, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов единую систему исполнительной власти в РФ.

По объему полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми сферами исполнительной власти (федеральное правительство, правительства субъектов Федерации), и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (например, федеральные министерства).

Органы судебной власти включают в себя Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации. В своей совокупности они составляют судебную систему РФ. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В РФ существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти - законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, Центральную избирательную комиссию РФ, Центральный банк РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ.

В РФ институт президента был учрежден по результатам референдума, проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента регулировался Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР». 12 июня 1991 г. всенародным голосованием был избран первый Президент РСФСР - Б.Н. Ельцин.

С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции РФ статус Президента РФ определяется гл. 4 Конституции РФ «Президент РФ» и Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента РФ».

Конституционно-правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Президента РФ включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;

3) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Порядок выборов и вступления в должность Президента РФ

Выборы Президента РФ проводятся на основе Конституции РФ и Федерального закона от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента РФ». Кроме того, общие принципы организации и проведения выборов в России содержатся в Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. (в редакции от 10 июля 2001 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно п. «д» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 150 дней и не позднее чем за 120 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ.

В случае проведения досрочных выборов сроки осуществления избирательных действий, предусмотренные Федеральным законом «О выборах Президента РФ» сокращаются на четверть.

Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:

1) ценз гражданства. Кандидат в Президенты РФ должен быть обязательно гражданином РФ. Однако способ приобретения гражданства (по рождению, в результате признания, приема, восстановления и т. д.) по Конституции РФ не имеет юридического значения;

2) ценз оседлости (то есть требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока), который составляет не менее 10 лет;

3) возрастной ценз (ограничение нижнего возрастного предела) для кандидата на должность Президента РФ составляет не менее 35 лет. Верхнего возрастного предела настоящая Конституция не предусматривает.

Президент РФ избирается сроком на четыре года. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Данные ограничения, предусмотренные ст. 83 Конституции РФ, являются своеобразными правовыми барьерами, исключающими превращение института президентства в пожизненную должность.

^Федеральный закон «О выборах Президента РФ» детально регулирует порядок избрания Президента РФ.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ.

Подготовку и проведение выборов Президента РФ, а также контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии.

Право выдвижения кандидатов на должность Президента РФ принадлежит избирателям, избирательным объединениям и избирательным блокам.

Избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа избирателей (в количестве не менее 100 человек), выдвинувшие кандидата на должность Президента РФ, обязаны собрать в его поддержку не менее одного миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тысяч подписей избирателей, постоянно или преимущественно проживающих на территории данного субъекта РФ. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента РФ количество подписей избирателей сокращается наполовину.

Центральная избирательная комиссия проверяет правильность сбора подписей и выносит решение о регистрации кандидата на должность Президента РФ.

Федеральный закон «О выборах Президента РФ» устанавливает правила ведения предвыборной агитации, порядок создания и расходования избирательных фондов кандидатов, порядок голосования, подсчета голосов избирателей и определения результатов выборов.

Избранным на должность Президента РФ считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента РФ, Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторное голосование по выборам Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

По итогам повторного голосования избранным на должность Президента РФ считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата, при условии, что число голо- сов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О выборах Президента РФ», вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах Президента РФ, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента РФ, - на тридцатый день со дня официального опубликования ЦИК РФ общих результатов выборов Президента РФ. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу, текст которой содержится в ст. 82 Конституции РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. С момента принесения присяги Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий.

Онлайн трансляция подсчета голосов выборов президента 2018 года стартовала на многих видеохостинга и на нашем ресурсе в том числе. Как утверждала глава ЦИК Элла Памфилова, на участках с видеонаблюдением проголосовали более 80 % избирателей. За этим в течении всего дня выборов можно было наблюдать онлайн.

Портал будет вести прямые эфиры, посвященный выборам президента, с мнениями экспертов и включениями с мест. Ночью будет первичное подведение итогов….

Уже сейчас начинают поступать первые предворительные результаты выборов. Так, например, первые результаты подсчета голосов избирателей Новосибирской области показывают абсолютное лидерство действующего президента Владимира Путина. Он получает больше 70% после обработки первых результатов.

Данные публикует система альтернативного подсчета голосов КПРФ. После обработки 4% протоколов побеждает Владимир Путин с результатом в 71,75%. На вором месте кандидат КПРФ Павел Грудинин с 16,49%. Третий - Владимир Жириновский с 6,11%. 2% получает Ксения Собчак. 1,44% у Григория Явлинского. Остальные кандидаты не набирают и одного процента голосов.

Онлайн трансляция подсчета голосов выборов президента 2018

Кроме традиционных онлайн-проектов, можно будет весь вечер после выборов и всю ночь наблюдать за онлайн-марафоном «Ночь Выборов 2018». В мероприятии принимают участие известные политики, политологи, эксперты, артисты и музыканты, которые в режиме реального времени отслеживают ход голосования на выборах президента Российской Федерации. Предлагаем вашему вниманию прямую видеотрансляцию.