16.04.2024

Презентация на тему "индия-страна чудес". Художественная культура Индии – "страны чудес" Скачать методическая разработка индия страна чудес


Индия - страна чудес

История этой страны насчитывает тысячи лет. О ней ходили легенды, многие люди несмотря ни на что стремились туда попасть, к несметному индийскому богатству, к золоту и пряностям. Ее защищали моря, благодаря чему их жизнь была более возвышенной, они не тратили сил на борьбу за существование. Тема моей работы - индийская культура, так как мне очень интересны традиции и обычаи этой страны. Я считаю что, для того чтобы понять эту культуру, необходимо знать о ней все: язык, религию, достижения в науке и искусстве. Природа Индии великолепна. Индия - горная страна. Местность непроходима, поэтому чаще используются вьючные животные. Среди высоких трав поодиночке или небольшими группами разбросаны редкие деревья. Ее главной особенностью являются уникальные индийские слоны, которые использовали даже для войны.

Эти слоны спокойны и их можно использовать даже для развлечения, несмотря на их гигантские размеры. Помимо слонов чтут в Индии и слонов, они считаются священными животными.

Их нельзя убивать или бить, они даже могут спокойно ходить по улицам города. Уссурийский тигр тоже почитается в Индии.

Были времена когда их истребляли, но когда люди поняли что делают ошибку перестали их убивать.

Большее внимание в Индии уделяется только этим двум животным нежели к остальным, так исторически сложилось, но зато чтут их больше чем в других странах. Вообще в Индии ко многим животным относятся с уважением.

Во многом это объясняется что они суеверны и верят что, например, если убить волка то его кровь, которая течет по земле сделает эту землю не счастливой и не будет на ней урожая.

Много у них опасных ядовитых змей, которые убивают большое количество жителей деревень Индии, также много полуметровых крыс, которых называют "крыса-свинья" из-за того что они роют землю как свиньи и зарываются в укромные места.

Также к природе Индии относится огромные чайные плантации, которые расходятся по всему миру. Их чай можно хвать лучшим в мире.

Еще в Индии есть эндемики (растения, встречающиеся только в определенной местности), благодаря чему Индию можно назвать уникальной. Также Индия богата рисом и кофе. Что касается климата круглый год, лишь дождливое время сменяется сухим. От избытка солнца люди все смуглые.

И одежда у них чудная - у мужчин лишь бедра прикрыты. Головы у всех повязаны куском ткани в виде тюрбана. А женщины заворачиваются в кусок яркой ткани (длиной от 5 до 9 метров), один конец которой перебрасывают через плечо. Такой наряд называется сари.

В Индии есть архитектурные сооружения, которые можно назвать "чудесами света". Тадж Махал - одно из этого чуда. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали 20 тысяч ремесленников и мастеров. Внутри мавзолея расположены две гробницы - шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится ниже - строго под гробницами, под землей.

Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь - серебристым.


Знаменитым памятником мемориальной архитектуры монгольского периода Индии является мавзолей Хумаюна, построенный в 16 веке в городе Дели. Он построен из белого мрамора и красного песчаника, что делает сооружение очень красочным и нарядным. Архитектурная композиция выполнена на высокой платформе с крупными арками, от которых лестницы ведут к открытой площадке с мавзолеем по центру.

Мавзолей стал излюбленным местом для индийцев в праздничные и выходные дни. Не редко можно наблюдать семьи, которые расположились для отдыха на лужайках возле мавзолея. Так что, кажется, будто это не мемориал, а скорее утонченный и величественный дворец, где царит детский смех и жизнь бьет ключом. Так же общее позитивное впечатление оставляет и гробница Итемад-уд-Даулы, расположенная в городе Агре. Всю поверхность здания украшают причудливые орнаменты и инкрустации на золотисто-розовом фоне, что создает ощущение величественности и аристократичности постройки, а также дарит умиротворение и веру в торжество жизни над смертью. Хотя некоторые элементы добавляют массивности и тяжеловатости конструкции, в целом здание воспринимается как единое и гармоничное целое.

Основной религией является индуизм, хотя и буддизм тоже сильно распространен. Для индуизма характерно переселение душ(сансара),в соответствии с поведением, человек переселялся в высшее или низшее существо. Он по числу последователей занимает пожалуй первое место в Азии. Отличительной чертой индуизма является разделение общества по кастовому признаку. Причем среди четырех основных каст существует деление по касты.

Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества. Современный индуизм существует в виде двух течений: вишнуизма - верховное божество Вишну и шиваизма - верховное божество Шива. Индуизм так же проповедует бессмертие человеческой души и три основных постулата, следуя которым можно добиться полного слияния с повсюду существующим "святым духом", мудрость, вера и действие.

Число же последователей буддизма в Индии не превышает 5 млн. человек. Буддисты верят, что возможность достичь просветления есть у каждого человека. В отличие от индуизма буддизм не признает института касты, его последователем может стать каждый, принявший его доктрину. Высшее существо в Индуизме - Будда.

Удивительные краски ярких тканей и разнообразные терпкие запахи специй. Многолюдные улицы городков и экзотические наряды женщин. Завораживающие танцы, музыка и песни, наполненные чувствами и эмоциями, переживаниями и страстями. Экзотическая природа и слоны, помогающие людям в строительстве их домов. Красочные и удивительно шумные свадьбы. Все это Индия. Это страна со своими особыми традициями и самобытной культурой. Отправляясь в путешествие по Индии, важно узнать, какие обычаи там существуют. Иначе, легко попасть в неловкую ситуацию. традиция индийский культура

Болливуд - это своего рода индийский Голливуд. Индийские фильмы имеют неповторимый национальный колорит, в них отражены все особенности национальной культуры.

Как правило, в индийских кинокартинах присутствует драматический сюжет, который завершается счастливым финалом. Индийские песни и танцы - неотъемлемая часть национальных кинолент, именно из-за этого их фильмы неповторимы и тоже можно назвать чудом.

В них участвуют, чаще всего, родственники и близкие люди. Что касается танцев в Индии, это тоже отдельное чудо. Все движения в них имеют смысл и как говорила одна из Индийских актриса: "В наших танцах можно показать целую жизнь человека".

Эти элементы движений прекрасно совмещаются с самим фильмом, особенно интересно смотреть эти фильмы самим индийцам, большинство которых разбираются в этих движениях.

Характеристика ИНДИИ


  • Визитная карточка
  • Государственные символы
  • Природные условия и ресурсы
  • Население Индии
  • Культура Индии
  • Религия Индии
  • Хозяйство

Визитная карточка

  • Площадь страны: 3 млн. 288 тыс. км2
  • Численность населения: 1миллиард 10 миллионов человек
  • Столица: г. Дели
  • Форма правления: республика
  • АТУ: федерация
  • Индия - одно из древнейших государств мира. В прошлом была колонией Великобритании, после Второй Мировой войны добилась независимости.

Государственные символы Индии

Герб Индии

Флаг Индии



Экономико-географическое положение

  • От Китая отделяется горной страной Гималаи. Вдоль подножия Гималаев по низменности течёт великая река Ганг. Её считают священной рекой Индии.
  • С открытием европейцами морских путей в Индию началась эпоха Великих географических открытий.
  • Через Индию проходят мировые морские торговые пути из Средиземного моря в Индийский океан, а также она находится на полпути между Ближним и Дальним Востоком .

Природные условия и ресурсы

Живописна и

разнообразна

природа

Индии.

Здесь и

высочайшие

вершины мира

Гималаи,

и Индо-

Гангская

низменность,

и плоскогорье Декан.


Природные условия и ресурсы

Индия

расположена

в суб-

экваториальном

климатическом поясе.

Ярко выражен

муссонный тип

климата.

Индия очень богата минеральными, почвенными, водными и биологическими ресурсами


Население

  • Индия - многонациональное государство.
  • Ее населяют крупные народы, представители которых отличаются друг от друга и внешним обликом, и языком, и обычаями.

Население

  • По численности населения Индия занимает второе место в мире, после Китая.
  • Учёные насчитывают здесь около 1,6 тысяч диалектов.
  • Государственным языком считается хинди (язык хиндустанцев, самой крупной индийской нации) и английский. Широко распространено двуязычье.
  • Размещение населения Индии отличается неравномерностью.

Население

  • Наиболее плотно заселены плодородные низменности, равнины в долинах и дельтах рек и морское побережье.
  • Уровень урбанизации (рост городов) в Индии сравнительно невелик (30 – 40%).
  • Крупные города Индии: Дели, Калькутта, Бомпей, Ченнаи.
  • Преобладающая часть населения живёт в деревнях (их более 600тысяч) больших и многолюдных.
  • Почти ¼ жителей Индии имеет достаток ниже официального уровня бедности.

Культура Индии

  • Индию с полным правом можно назвать музеем под открытым небом: в стране тысячи прекрасных храмов, дворцов, мавзолеев, мечетей, фортов.
  • Индия – родина шахмат, здесь возникла десятичная система исчисления, учение йоги.


Индийский танец

Индийская культура – это культура звука.

Индийский классический танец являет собой как бы зримую музыку.


Религия

80% населения - индуисты, мусульмане составляют самое значительное религиозное меньшинство - 11%,

2,2% - сикхи , буддисты всего 0,7%, большая часть которых перешла в буддизм совсем недавно.

Индия - светское государство, и любая дискриминация по религиозному признаку преследуется законом.


Хозяйство Индии

  • Промышленность
  • За годы независимости Индия добилась больших успехов в экономическом и социальном развитии. Она успешно проводит индустриализацию, аграрные преобразования, осуществляет космическую программу.
  • В промышленности Индии преобладает металлоёмкое производство. Развита чёрная и цветная металлургия.
  • Индия производит станки, тепловозы, автомобили; а также новейшую электронную технику, оборудование для АЭС и космических исследований.

Промышленность

  • В химической промышленности выделяется производство минеральных удобрений. Развивается фармацевтика.
  • Индия - мировой экспортер хрома. Она занимает ведущее место по запасам графита, берилла, тория, циркония, и второе место в мире по добыче титана.
  • Лёгкая промышленность – традиционная отрасль экономики Индии, особенно хлопчатобумажная и джутовая.
  • Пищевая промышленность производит товары и для внутреннего потребления и на экспорт. По экспорту чая Индия занимает 1 место в мире.

Сельское хозяйство Индии

Ведущая отрасль сельского

хозяйства Индии –

растениеводство.

В Индии выращивают:

зерновые культуры: рис,

пшеницу, кукурузу, просо.

Главные технические

культуры: хлопчатник, джут,

чай, сахарный тростник,

табак, масличные

(арахис, рапс и др.)

Также выращивают

кокосовую пальму, бананы,

ананасы, манго,

цитрусовые, пряности и специи.


Животноводство

  • Животноводство является второй по значению отраслью сельского хозяйства Индии, сильно уступая растениеводству.
  • Индия занимает первое место в мире по поголовью крупного рогатого скота и одно из последних по потреблению мясных продуктов, так как религиозные воззрения индуизма поддерживают вегетарианство, запрещают употреблять в пищу говядину и убивать коров (в древней Индии они были символом плодородия и благоденствия).
  • В приморских районах большое значение имеет рыболовство.


Транспорт

  • Бомбей, Калькутта, Дели, Ченнаи- это четыре главных промышленных центра, распространяющие своё влияние на всю страну. Они связаны между собою важнейшими транспортными магистралями, которые играют роль главных «осей (коридоров) развития».

большая протяженность железных дорог, но они сильно устаревшие.


Также развит авиационный, автомобильный,

морской и речной транспорт.

Индийский автомобиль «Tata Nano»

Индийский военный корабль "Табар"

Ан-32. ВВС Индии


, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с художественной культурой Индии;
  • развивать знания о культуре древнейших цивилизаций человечества, внимание, наблюдательность, умения работы с учебником;
  • сформировать представления об особенностях развития индийской религии, литературы, изобразительного и музыкального искусства,
  • показать достижения Индии в рамках всей мировой культуры;
  • воспитывать уважение к наследию мировой художественной культуры.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация "Художественная культура Индии",
  • учебник, таблица "Достижения индийской культуры".

Ход урока

I Организационный момент

1. Приветствие

2. Посадка

II Сообщение темы и задач урока

Многие века Индия представлялась европейцам сказочной страной, полной несметных сокровищ. Перед отважными мореплавателями, посетившими эту страну, открывалась красота беломраморных дворцов, величавость древних храмов и колоссальных статуй богов.

Сегодня мы обратимся к этим величественным памятникам индийской культуры, ярко и образно выразившим идеи гармонического единства жизни, гуманизма и любви к природе и постараемся их понять и запомнить.

III Формирование новых знаний

1. Работа с таблицей

Одной из самых величественных и древнейших культур, таких же древних как и египетская, существовавших на нашей планете, является индийская культура.

Достижения индийской культуры:

Центр создания трёх религий (брахманизма, буддизма и ислама);

Достижения древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науке, философии;

Ряд философских и этических учений, здесь были созданы священные книги - "Веды";

Создана десятеричная система счисления;

Здесь родилась гениальная догадка о вращении Земли вокруг Солнца;

Индия - родина алгебры, её учёные знали число "пи", решали линейные уравнения, отсюда пошли понятия "корень", "синус", "цифра";

Сформирован древнеиндийский эпос и его величайшие творения "Махабхарата" и "Рамаяна".

2. Работа с презентацией (до раздела "Вопросы и задания")

3. Работа с учебником (чтение отрывков из "Махабхараты" и "Рамаяны", определение основной темы произведений)

IV Закрепление полученных знаний

Работа с презентацией ("Вопросы и задания")

V Подведение итогов урока

Рефлексия

  • На уроке мне больше всего понравилось::.
  • Больше всего мне запомнилось:.

Домашнее задание - Т-3, подготовить сообщение на тему "Тадж-Махал".

Cлайд 1

Индия- «страна чудес» МХК 10 класс учитель русского языка, литературы и МХК МОУ СОШ №15 г.Благовещенска Амурской области Грязнова Ирина Сергеевна

Cлайд 2

Cлайд 3

ИНДИЙЦЫ, название населения Индии независимо от национальной, религиозной, расовой или кастовой принадлежности, в том числе и выходцев из Индии, живущих в других странах. Говорят в основном на хинди, тамили. Верующие - главным образом индуисты, сикхи, джайны.В России до конца 18 - начала 19 века по отношению к жителям Индии было распространено название «индейцы», «индеи». После того как термин «индейцы», стал применяться в отношении коренного населения Америки, жителей Индии начали именовать заимствованным из английского языка словом «индусы». Но, поскольку индусами правильнее называть только последователей индуизма, отнесение этого названия ко всему населению Индии неправомерно, так как часть его исповедует другие религии.

Cлайд 4

Cлайд 5

Шедевры индийского зодчества Ступа в Санчи (3 в. до н.э.) СТУПА (санскр., букв. - куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии; надгробие. С первых веков до н. э. известны полусферические ступы (канонический тип; Индия, Непал), позже колоколообразные, башнеобразные, квадратные, ступенчатые и др.

Cлайд 6

В 1 в. до н.э. ступа была обнесена оградой с четырьмя воротами. зрительным и тематическим центром ворот является Колесо Закона будды,символизирующее путь к нирване.

Cлайд 7

ЧАЙТЬЯ (санскр.), в Индии буддийский храм-молельня, часто пещерный, служащий для поклонения ступе. Чайтья в Карли,пещерный храм,расположенный на глубине 40 м. его длина – 37.8 см,ширина-14.2 м,высота-13.7 м.

Cлайд 8

Храмы Эллоры. 725-755. В 4-6 вв. н.э. в Индии развернулось широкое храмовое строительство, связанное с распространением индуизма. Индийские храмы многоступенчаты, в них символически передана идея постепенного восхождения к небу. Храмы состоят из трех частей: крытой галереи для молящихся, закрытого помещения (притвора) и святилища (главной части храма), над которым воздвигались высокие башни-шикхара. Скульптурные фризы опоясывают храм рядами.

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

В 1874 году В.В. Верещагин совершил путешествие по Индии, во время которого собрал большой материал, написав множество пейзажных этюдов. Его внимание привлек прославленный своей красотой и поэтической легендой мавзолей Тадж-Махал в Агре. По преданию, мавзолей был построен в XVII веке правителем империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память о любимой жене Мумтаз-Махал. Она скончалась при родах, когда сопровождала мужа в военном походе, и перед смертью просила Шах-Джахана никогда больше не жениться и построить для нее мавзолей, которому не было бы равных на свете. Шах-Джахан исполнил ее просьбу, он принимал личное участие в создании проекта мавзолея. Верещагин выбирает самый выгодный ракурс, с которого воспринимается весь ансамбль мавзолея с его отражением в водоеме, что входило в замысел архитектурного проекта. Торжественность и нежность, стройное изящество воздушно-белого мавзолея отразил художник в своем произведении.

Cлайд 12

Cлайд 13

АДЖАНТА, пещерный монастырь (штат Махараштра, Западная Индия); назван по имени расположенного рядом селения. В отвесной скале, возвышающейся над рекой, на протяжении 550 м высечено 27 пещер, к которым от уровня реки вели ступени. Часть пещер относится ко времени от 2 в. до н. э. до 2 в. н. э., большинство - к 5-7 вв., среди ранних - пещера № 10, имееющая вытянутую форму. Ее внутреннее пространство разделено на три нефа - широкий центральный и два узких боковых. Фасады святилищ эффектно оформлены. В пещере № 9 портал входа имел вид прямоугольной рамы, в которую была вписана широкая рельефная арка с килевидным выступом в замке. В стенах зала прорублены входы, ведущие в целлы, где были установлены статуи Будды. Одним из архитекторов, создавших комплекс, был Ачала.

Cлайд 14

Судя по описанию китайского паломника Сюань-Цзана (7 в. н. э.), в комплексе также имелся огромный наземный монастырь (не сохранился) с каменной статуей Будды более 20 м, стены были покрыты изображениями из жизни Будды. За пределами монастыря, с севера и юга, были каменные скульптуры слонов. Все поверхности пещер были покрыты настенной живописью, которая сейчас сохранилась лишь в 13 пещерах. Многофигурные композиции росписей соответствуют задачам декорирования сложного архитектурного пространства. В цветовом колорите много оранжевого, коричневого, белого, красного, зеленого, синего и желтого цветов. Росписи воспроизводят историю жизни Будды.


Тема урока: Индия – страна чудес.

Цель: создать условия для формирования системы знаний об особенностях культуры Древней Индии.

Задачи урока:


  • научить учащихся видеть прекрасное в произведениях архитектуры, живописи.

  • привить любовь к предмету МХК;

  • воспитывать чувства прекрасного и возвышенного;

  • развивать речь учащихся; воспитывать уважение к мировому искусству.

  • способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других народов.

Оборудование урока: компьютер, тетради, презентация.
ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Объяснение нового материала.

Её считают страной чудес. О богатстве этой страны слагались сказки и легенды. Привычная для нас корова в этой стране считается священной.

С севера эту древнюю страну от остального мира отделяет непроходимая стена гималайских горных хребтов, а с трех остальных сторон – безбрежные океанские просторы.
- Как вы думаете, о какой стране пойдёт речь?

Слайд 1.

Слайд 2.

«Не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море голубом», – эти слова из «Песни индийского гостя» вспоминаются сразу, как только речь заходит об Индии, о ее удивительных сокровищах.
Учитель:

Изучение культуры Востока началось сравнительно недавно, в конце XIX в.

До великих географических открытий отношение к восточным странам строилось по модели мифа или сказки, постепенно Восток обрёл статус географической и культурной реальности. Он стал чуть ближе, но всё же оставался чудесным, экзотическим, диковинным, а интерес к восточным странам носил характер модного увлечения.

Многие века Индия представлялась европейцам сказочной страной, полной несметных сокровищ. Перед отважными мореплавателями, посетившими эту страну, открывалась красота беломраморных дворцов, величавость древних храмов и колоссальных статуй богов.

Но только ли европейцы мечтали о далёких и сказочных странах?

Афанасий Никитин – русский купец и путешественник отправился в Индию

в XV в. Он написал книгу «Хождение за три моря», в которой рассказывал о своём путешествии в удивительную страну.

В 1874 году В.В. Верещагин совершил путешествие по Индии, во время которого собрал большой материал, написав множество пейзажных этюдов.

Николай Рерих – великий русский художник, долгое время живший в Индии и, беззаветно любивший её, оставил огромное наследие потомкам.

Слайд 3.

Цели урока:
Нам не представляется возможным рассмотреть всё разнообразие и богатство культуры Индии. Поэтому давайте обратимся к величественным памятникам индийской архитектуры.
Слайд 4.

Буддийские ступы

Одним из древнейших типов культовых сооружений буддизма является ступа (погребальный холм), внешне напоминает купол современного планетария. Существует легенда о том, что Будда сам объяснил, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний.
Слайд 5.

Ступой называется буддийский мемориальный и погребальный памятник, служивший также и местом хранения буддийских реликвий. В центральной части Индии, в Санчи, сохранилась Большая ступа № 1, построенная при Ашоке и значительно расширенная во II в. до н. э.

Ступа в Санчи – это первый простейший мемориальный памятник, имеющий символическое значение, так как ее круглая форма означает бесконечность или небо – символ нирваны Будды. Много позже на северо-западе Индии появились ступы более сложной формы, получившей развитие по вертикали.

Ступа № 1 в Санчи

Слово «ступа» имеет общий корень со словом «тепё», что означает погребальный холм. Это самое важное монументальное строение буддийского искусства. Ступы воздвигались многими правителями, а также джайнами, последователями учения Махавиры Вардхмана, современника Будды. Самые известные ступы находятся в Санчи, Бхархуте, Амаравати. Их воздвигали обычно там, где проходили шумные празднества с музыкой и танцами, с процессиями и торжественными обрядами.

Буддизм не предлагал новых богов, а стремился дать людям новые ответы на вечные вопросы о смысле жизни. Он не боролся со старыми богами, а включал их в систему природных и социальных реальностей этого мира, подлежащего спасению.

Не удивительно, что местные боги и духи (якши и якшини), а также Индра и другие древние божества превратились в духов-покровителей буддийских гробниц и стали почитаться буддистами. Ступа, став главным символом буддизма, вобрала в себя символику «мирового древа» или «мировой горы».

При разных вариантах конструкции ступы сооружались по единому замыслу. Ее кирпичный ствол отождествлялся с осью мира или стержнем «мировой горы» Меру.

Все буддисты мира с трепетом относятся к священному месту в Санчи, так как, по преданию, именно здесь, под этим кирпичным курганом погребена часть останков самого Будды. Они находятся на дне ствола, в небольшом реликварии, вырезанном из хрусталя. Таким же образом хранятся останки и других буддийских святых.

По преданию, Будда, умирая, завещал своему любимому ученику Ананде сжечь его тело на погребальном костре, разделить прах на 8 частей и над каждой частью праха возвести ступу. Ученики Будды в точности исполнили его завещание.

Но во время правления Ашоки из реликвариев были извлечены все 8 частей праха Будды и разделены на множество маленьких частей. Это было сделано для того, чтобы построить как можно больше священных ступ.

По некоторым данным, покровительствовавший буддизму Ашока воздвиг за время своего правления 84 тысячи ступ, многие из которых хранили частичку праха великого Будды.
Описание Ступы в Санчи.

Расположенная в уединённом живописном месте, она как нельзя лучше соответствовала созерцательной жизни буддийских монахов. В сферическом куполе высотой около 15 метров отсутствует внутреннее пространство, его наружный слой облицован обожжённым кирпичом и покрыт толстым слоем штукатурки. Наверху купола установлена небольшая надстройка – «дворец богов» - для хранения реликвий буддийского культа. Из вершины ступы в небо устремлён золотой шпиль с нанизанными на него тремя зонтиками. Шпиль – это ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю, а зонтики – три небесные сферы, три ступени восхождения к нирване, особому состоянию просветления, отрешения от земных страстей, достижению высшего порядка – Абсолюта. Вокруг полушария ступы тянутся галереи с лестницами для торжественных процессий.

Слайд 6.

Ступу окружает стена с четырьмя воротами по сторонам света – торанами. Торан – две каменные опоры, которые в верхней части перекрывались тремя каменными балками архитрава.

Ворота богато украшены рельефами и скульптурой. Большинство сюжетов посвящено преданиям и легендам, связанных с жизнью Будды. Здесь есть скульптурные изображения не только индийцев, но и людей в греческих одеждах.

Зрительным и тематическим центром ворот является Колесо Закона Будды, символизирующее путь к нирване. По его краям сидят крылатые львы и якшини (низшие божества, олицетворяющие силы природы). Под ними и рядом - изображения цветов, натюрмортов, павлинов, всадников, сказочных птиц, слонов, ухмыляющихся карликов.

- Как вы думаете, почему здесь так много животных и растений?

Это связано с прежними перевоплощениями Будды в змею, слона, птицу, оленя и др. животных.

Во всех изображениях передано ощущение радости земного бытия, полноты жизни на лоне природы. Во всём поразительная жизненность, естественность и свобода.
Слайд 7.

«Человеческое искусство в Индии следует чаще искать внутри, чем на поверхности земли. Как бы стыдясь или считая грехом соперничать с изваяниями природы, индусы редко строили свои древние храмы иначе, как в недрах земли»...
Слайд 8.

Описание Чайтьи.

Чайтья - своеобразный вариант ступы. Это пещерные храмы для моления, совершения культовых обрядов и священных таинств, вырубавшиеся в глубоких недрах скалистых гор. Чайтья в Карли – самый большой пещерный храм, расположенный на глубине 40 метров. Его длина – 37,8 м., ширина – 14,2 м. красивые мощные колонны, по 15 в ряд, делят зал на центральный неф и два боковых крыла.

Слайд 9.

Чайтья в разрезе.
Слайд 10.

Окно Чайтьи.

С особой тщательностью украшен вход в Чайтью. Он обрамлён огромной килевидной аркой, окружённой более мелкими арочками. Солнечный свет проникает в полутёмную залу через окно, несколько напоминающую розетку готического собора.

Фасады храма украшены рельефами и скульптурными группами, не оставляющими ощущения отрешённости от жизни. Наоборот, как учит буддизм, они призывают наслаждаться жизнью во всех её проявлениях. Смерть не трагедия, а лишь увлекательное путешествие, за которым последует новое рождение.
Слайд 11.

Но Будда и в смерти улыбается той же полуулыбкой, которая является отличительной чертой буддийских скульптур.
Слайд 12.

ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ АДЖАНТЫ.

Строя Аджанту, монахи выбрали очень живописное природное место в излучине узкой реки, над которой полукругом возвышаются скалы. Пещерные храмы тоже описывают полукруг метрах в пятидесяти выше реки.

Слайд 13.

История храмов Аджанты.

Пещерные храмы Аджанты : где уже более двух тысяч лет назад, за три века до рождения Христа, звучали молитвы - начали возводиться в период расцвета буддизма при императоре Ашоке. Всего в Индии около 1200 рукотворных пещер, и тысяча из них - в западном штате Махараштра. Там в изобилии был вулканический базальт, из которого они высекались.

История пещерных храмов такова. По западным территориям Индии издревле проходили торговые пути из Европы в Азию. Равнинная, засушливая местность Махараштры, с редкими массивами холмистых гор, была обжитой и активной в торговом отношении. Стремившиеся к уединению монахи уходили в базальтовые скалы и селились в живописных холмах близ рек и озер. Торговые караваны, получавшие в монастырях пищу и отдых, предоставляли средства на строительство храмов. Строители имели также царственных покровителей (из династии Маурьев и Гупта,), которые сыграли большую роль в возведении и отделке храмов Аджанты.

Сооружение пещерных храмов длилось около 17-ти веков (последний храм Эллоры датируется XIV веком). Все это время в пещерах Махараштры жили монахи. Но мусульманские набеги и владычество великих моголов способствовали тому, что храмы были заброшены и забыты. В пещерах Эллоры остались только скульптуры: за тысячу лет вода и ветер стерли цветные росписи. Местные жители, в период упадка использовавшие дома монахов как свои собственные, не сохранили убранство храмов. Пещерам Аджанты, спрятанным в дебрях гор, повезло больше: там сохранились уникальные фрески, хотя большую их часть попортила дикая растительность.

Пещерные храмы заново открыли англичане 200 лет назад. После независимости Индии они стали национальным достоянием и археологическими памятниками, охраняемыми ЮНЕСКО.
Слайд 14.

Глядя на храмы, соглашаешься с утверждением, что индийские мастера умели строить как гиганты, а отделывать как ювелиры.
Слайд 15.

Храмы Эллоры. 725-755. В 4-6 вв. н.э. в Индии развернулось широкое храмовое строительство, связанное с распространением индуизма.
Слайд 16.

Скульптурные изображения храма.
Слайд 17.

Храм Кайласанатха (Шивы) в Эллоре – это шедевр мирового значения, вершина скального зодчества Индии. По величине и мощи его можно было бы сравнить с греческим Парфеноном или скальным храмом царицы Хатшепсут в Древнем Египте. Один из мастеров, взглянув на сотворённое чудо, оставил надпись:

«Чудесно! Я сам не понимаю, как это случилось, что я смог построить его!»
Скульптура на внешней стороне храмов Аджанты.

С высоты горного склона открывается роскошное скульптурное убранство храма, характерными чертами которого являются чувственность и эротичность. Создаётся впечатление, что храм живёт, дышит множеством образов божеств, людей, фантастических животных. Скульптурные фигуры львов, слонов, тигров, подобно атлантам и кариатидам, несут на себе храм, но в отличие от них выступают из массы стены храма только передней частью тела.

Великолепен фриз на фасаде с изображением слонов, у которых изваяны лишь грудь, передние ноги и голова, а хоботами они берут лежащую перед ними пищу.
Слайд 18.

В индийском зодчестве различают два типа храмов: на севере , где климат более дождливый, храм имел форму заострённой высокой башни, с которой легко могла стекать вода; на юге – храм имел более отлогую линию силуэта с плоской крышей.
Индийские храмы многоступенчаты, в них символически передана идея постепенного восхождения к небу. Храмы состоят из трех частей: крытой галереи для молящихся, закрытого помещения (притвора) и святилища (главной части храма), над которым воздвигались высокие башни-шикхара. Скульптурные фризы опоясывают храм рядами
Слайд 19.

Цветные фрески Аджанты иллюстрируют события жизни Будды. Все пещеры буддийские. Их начали выбивать из камня в III-м веке до н.э.: когда император Ашока дал учению Будды зеленый свет, сделав его государственной религией объединенной им Индии.

Украшения и короны традиционно присущи индуистским божествам, символизируя чакры и ауру, аналогично нимбу над головой христианских святых.
Художники Аджанты использовали лишь коричневую, белую, красную, синюю, зелёную и жёлтую краски. Их богатство – в сочетании, разнообразии оттенков и полутонов. Даже без освещения краски продолжают светиться, напоминая мраморные скульптурные изображения. Возможно, в краски добавляли известь, дающую такой поразительный эффект.

Слайд 20.

Будда Падмапани (Будда с цветком лотоса)
К наиболее ранним образцам живописи относится изображение проповедующего Будды (пещера № 10), а также сцены подвигов Будды в прежних перерождениях (джатаки), в частности, в образе слона. Просветленный образ бодхисаттвы Падмапани («несущий лотос») в той же пещере выполнен мягкими, плавными линиями. Декоративная живопись покрывает потолки некоторых пещер: она изображает небесные сферы, представляющие буддийский рай - полный цветения, с летящими птицами и божественными апсарами. Пещеры Аджанты были повреждены раскопками в начале 19 в. В настоящее время - музей буддийского искусства.
Слайд 21 - 22.

Тадж-Махал


  • Построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).

  • В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж-Махал расположен в начале. В центре находится мраморный водоём. Вдоль оросительного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых гармонируют с куполами четырёх минаретов.

  • Напротив Тадж-Махала, на другом берегу Джамны, Шах-Джахан думал возвести ещё одну гробницу – для себя, по форме - Тадж-Махал, но сделан из чёрного мрамора.

  • Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля Мугал, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, был назван «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».

Слайд 23.

Этот памятник мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии Великих Моголов к своей жене – красавице Мумтаз Махал. Во время свадебной церемонии отец жениха, грозный Джангир, нарёк свою невестку – «Украшением дворца» (Мумтаз Махал).
Слайд 24.

Строительство пятикупольного здания продолжалось более двадцати лет (1630-1652). Высота Тадж-Махала вместе с куполом достигает 74 м. В основании памятника лежит квадратная платформа со сторонами более 95 м. По углам мавзолея поднимаются четыре минарета.
Стены Тадж-Махала выложены полированным мрамором, снаружи в некоторых местах дополнены красным песчаником.
Слайд 25.

В окнах и арках – ажурные решётки, сводчатые переходы украшены арабской вязью, которая перенесла на камень 14 из 114 сур Корана.
Слайд 26.

Склеп, в котором покоится прах Мумтаз - Махал и Шах – Джахана.
Слайд 27 – 28 – 29 - 30.

Музыка Индии.
Слайд 31.

Театральное искусство Индии.
Вывод:

Слайд 32.

Основные религии Индии.

Слайд 33.

Чудом, которым была Индия, восторгались во все времена.

Исследователи искали в Индии истоки всей мировой культуры.

Одним из аргументов является родство санскрита (древнейшего индийского литературного языка) с древнеперсидским, древнегреческим, латинским и многими другими европейскими языками, составляющими так называемую индоевропейскую группу языков.

Индию по праву называют колыбелью древнейших цивилизаций.

Она дала миру множество научных и художественных открытий. Здесь родилась гениальная догадка о вращении Земли вокруг Солнца, создана десятеричная система счисления. Индия – родина алгебры, её учёные знали число «пи», решали линейные уравнения, отсюда пришли понятия «корень», «синус», «цифра» и многое другое.

Индия – страна контрастов.

Разнообразие и богатство форм искусства Индии обусловлено многочисленностью народов и племён. Здесь до сих пор сосуществуют различные религии: индуизм, буддизм, джайнизм, ислам и христианство.

Вот почему в индийском искусстве сочетаются сюжеты, образы и символы разных вероисповеданий.
Оценки учащимся.

Домашнее задание: 18 параграф, составить план ответа по теме.