30.09.2019

Что такое высокомерие: признаки высокомерного поведения. Как общаться с высокомерными людьми? Высокомерие - и правильный запрос


Что такое высокомерие? Странно, что некоторые люди задаются вопросом: высокомерие - это хорошо или плохо? Достаточно обратиться к любому словарю, например, Ожегова, Ушакова, Ефремовой, чтобы получить внятный и однозначный ответ. Данное понятие несет исключительно отрицательный смысл.

А как же иначе, если значение этого слова - пренебрежительное и надменное отношение к другим, кичливость, горделивость, спесь, чувство завышенной значимости и превосходства над другими?

Как проявляется это качество

О том, что у человека не все в порядке с адекватным восприятия себя в социуме, могут служить такие признаки высокомерия как:

  • Эгоизм и безразличие к желаниям и проблемам близких,
  • Заносчивость,
  • Неприветливость (редко здоровается первым),
  • Бестактность,
  • Тайное ожидание похвалы от окружающих,
  • Настойчивое стремление к карьерному росту, желание быть на руководящей позиции,
  • Отказ от принятия факта, что все имеют право на собственное мнение,
  • Взгляд свысока,
  • Поддерживание дистанции с другими,
  • Хвастовство,
  • Стремление поучать и «наставлять на путь истинный» окружающих,
  • Назначение себя экспертом и профи в одной или нескольких сферах жизни,
  • Стремление казаться идеальным во всем: карьере, финансах, семейном благополучии, внешнем облике,
  • Неумение уступить, покориться, согласиться, признать чью-то правоту,
  • Повышение своей значимости за счет унижения окружающих,
  • Сравнивание своих личностных качеств с качествами людей из близкого окружения (подруг, родственников, коллег),
  • Отказ принимать критику в свой адрес, (Узнайте, что делать, если подруга постоянно критикует ).

Надменность или уверенность в себе?

Некоторые заблуждаются, думая, что высокомерие - это синоним слова «уверенность». Но это не так. Уверенного в себе человека отличает доброжелательность и открытость. Он может быть экспертом в чем-то, но не станет кичиться своими способностями, всегда поможет, расскажет, покажет, поделится знаниями и умениями, когда об этом попросят. Он не делает замечаний и не учит без надобности всех подряд жизни. Но в случаях обращения за советом тактично и мягко укажет на недостатки и недочеты, которые нужно исправить для достижения лучших результатов.

Все выше сказанное ни в коей мере нельзя отнести к характеристикам высокомерного человека. Чаще всего он мнит о себе гораздо больше, нежели представляет в действительности, не имея на то оснований. И не важно, как это происходит: осознанно или подсознательно. В любом случае, такое поведение помогает «задавале» скрыть свою малоценность, некомпетентность, неуверенность в собственных силах и другие подобные комплексы.

Бывает, человеку реально есть чем хвастаться и гордиться: стремительный карьерный рост, достижение успеха и известности в определенных кругах, пробивание «из грязи в князи» без чьей-либо помощи. Это, безусловно, достойно уважения. Однако, если при этом он начинает кичиться своими достижениями, оттачивая высокомерный взгляд на менее успешных людях, значимость достигнутого успеха моментально обесценивается.

Причины высокомерия

Как бы банально и примитивно это не звучало, причины высокомерного поведения не возникают внезапно, а формируются на протяжении определенного времени. Чаще всего предпосылки зарождаются именно в детстве, причем по вине родителей.

Здесь можно выделить две кардинально противоположных модели поведения родителей, которые ведут к одному и тому же результату:

  1. Чрезмерная критика, строгость, непроявление любви и поддержки. Когда ребенок растет в эмоционально холодной среде, в нем не развиваются навыки правильной коммуникации, он не знает, как выражать чувства и как получать их взамен, не умеет общаться со сверстниками, не имеет друзей. А ведь хочется, чтобы любили, ценили, восхищались, уважали… Вот и приходится, повзрослев, «выпендриваться», чтобы обратить на себя внимание, не быть изгоем и доказать всему миру свою значимость. До поры до времени чувство превосходства может скрываться под маской скромности. Но рано или поздно, когда человеку надоедает притворяться хорошим, оно вырывается наружу и расцветает во всю силу.
  2. Беспочвенная похвала, незаслуженные награды, балование дорогими подарками, потакание капризам. Если ребенок незаслуженно получает все, что хочет, постоянно слышит: «Ты самый лучший, самый красивый!», он привыкает быть «звездой» в семье и ждет такого же отношения к себе и вне семьи. Но посторонние люди, учителя, товарищи, как правило, не видят в такой «звезде» чего-то сверхнезаурядного. И когда у ребенка регулярно возникают проблемы в общении со сверстниками, родители должны объяснять, в чем его ошибки, обучая коммуникации и взаимодействию. Вместо этого чадо слышит: «Ну и не дружи с ними! Ты самый лучший, а они такие-сякие и просто завидуют!» Ну и кто вырастет в результате такого воспитания, как вы думаете?

Что касается взрослой жизни, причиной возникновения горделивости и чванства в этот период может стать неумение работать со своими недостатками и комплексами. В какой-то момент человек, чувствуя себя морально слабой, неуверенной, зажатой и стеснительной особой, начинает работать над самооценкой, пытаясь поднять ее как можно выше. При этом так увлекается игрой, что не замечает, как переходит грань, за которой становится надменным, спесивым и высокомерным гордецом.

Иногда близкие неосознанно сами помогают адекватному человеку стать неадекватным. Когда у подруги, коллеги, родственника появляются какие-то проблемы в определенной области, близкие начинают усиленно оказывать бедняге моральную поддержку. И вместо того, чтобы тактично указывать на ошибки, причины, которые привели к данным неприятностям, они начинают незаслуженно хвалить и восхищаться: «Ты молодец! Супер! Не переживай, все у тебя получается, все делаешь правильно, никого не слушай!»

На кого-то такая поддержка влияет положительно: он берет себя в руки и крепчает духом. А вот тот, в ком дремали задатки высокомерного непризнанного гения, вдруг расправляет плечи и начинает мнить себя героем, не имея на то никаких оснований. (Хотя восхищаться-то и нечем, и в некоторых случаях окружающим нужно не лебезить и лицемерить, а говорить неприятную правду прямо в глаза.)

Например, успешный коллега помогает менее успешному освоить детали рабочего процесса. Это сложно, и у второго не получается выполнять работу качественно. Первый его подбадривает, указывает на те моменты, которые стали получаться лучше. И с каждой такой похвалой самомнение человека все больше и больше раздувается: «Да я реально крут! Я профессионал!». Ему еще учиться и учиться, но куда там! Ведь самооценка уже зашкаливает, и на помощь того самого коллеги он уже реагирует не с благодарностью, а с надменностью и укором: «Да что ты понимаешь в этом, я сам все знаю! Иди других поучи!» …

Презирать или жалеть?

Что такое высокомерие, мы уже разобрались и поняли, что ничего хорошего это понятие не несет в себе. А потому сам собой напрашивается вывод: к надменным людям, презренно относящимся к другим, люди не тянутся. Ведь неприятно общаться с теми, кто утверждается за твой счет. После общения с заносчивыми особами, излучающими негативные флюиды, остается неприятное чувство. Высокомерие никого не красит, оно раздражает и отталкивает. Именно поэтому «выскочки» часто испытывают чувство одиночества и тоски.

С другой стороны, одиночество выгодно высокомерным людям. Ведь они сами же и стремятся выстроить стену между собой и остальными. Ведь легче демонстрировать, охранять и лелеять свою напыщенную значимость, будучи на расстоянии от тех, кто сможет разоблачить, сорвать маску, вывести на чистую воду. Высокомерные люди готовы пожертвовать дружбой, порядочностью, качественным общением, лишь бы не была выявлены их комплексы, посредственность, а иногда даже никчемность.

Стоит ли их за это презирать? Нет, скорее здесь будет уместна жалость…. Стоит ли объяснять неправильность такого поведения? Нет, они не услышат, высказав в ответ свое «фи».… Нужно ли выражать призрение? Нет, иначе вы уподобитесь и станете таким же…

Высокомерие - это нечто, противоречащее адекватному восприятию человеком действительности, себя и других. Оно появляется, когда некто надевает маску, старательно пытаясь скрыть за ней свои недостатки, заниженную самооценку, некомпетентность и неуверенность. А людей с кучей комплексов и больным ЭГО не следует осуждать, их нужно пожалеть и пожелать им скорейшего «выздоровления»!

Следующая статья выйдет с ответом на вопрос, как общаться с такими людьми . Добавляйте сайт в закладки, чтобы не пропустить интересное. А в комментариях поделитесь, что такое высокомерие лично для вас, и хорошо это или плохо.

Высокомерие – это личностное качество, проявляющееся в безразличии человека к мнению и чувствам окружающих, тенденции ставить себя выше всех остальных и их потребностей. Важный момент в определении высокомерия – демонстрация своего презрительного отношения, позиции, без уважения других, что проявляется как на вербальном уровне (насмешками и унизительными замечаниями), так и на невербальном (выражением лица или игнорированием).

Психология рассматривает качество личности высокомерие, как категорию, формирующуюся в процессе развития, под воздействием воспитательных и социальных факторов, но также иногда к этому приводят особенности психологического развития и полученных психологических травм. Отражает высокомерие процессы, происходящие в эго, и формируется на основании самооценки, восприятии своих личностных качеств, но, к сожалению, не в объективной перспективе.

Что это такое

Высокомерие людей появляется вследствие искаженного восприятия собственной личности, когда малейшие заслуги или достижения воспринимаются сверхважными или актуальными. Призма восприятия собственного вклада нарушена настолько, что выполнение будничных дел и даже заданий среднего уровня сложности человек расписывает, как достижение, оценить которое должен весь окружающий мир.

Неадекватность самооценки и оценки уровня окружающих приводит к тому, что высокомерный человек считает себя значительно более успешным, достойным, умным и красивым, чем в реальности. В сравнении с другими высокомерие рождает установку на то, что все являются недостойными и ущербными, даже если объективные показатели говорят обратное. На глазах человека находится своеобразная пелена, не позволяющая адекватно реагировать на происходящее, что актуализирует другие негативные проявления личности, такие, как склонность к хамству, надменности и тщеславию, а при более тонкой душевной организации – к обидчивости, стремлению манипулировать.

Несмотря на то, что главными характеристиками высокомерия является нарушение самооценки и поведенческого аспекта реагирования на социальные происшествия, причиной возникновения высокомерного взгляда на мир является воспитание. Родительские поощрения, безусловно, должны присутствовать в любом воспитании, поскольку формируют уверенность и способность справляться с дальнейшими жизненными трудностями, но при избыточной похвале формируется обратная реакция.

Тот ребенок, которого часто хвалят, причем используя формулировку, где он называется самым лучшим или сравнивается с другими, то формируется уверенность в собственной личностной исключительности, особенно, когда родители пытаются похвалой подбодрить кроху или заменить ею какие-то другие функции общения. Чем дальше благоприятные замечания старших от реальности, тем менее адекватной будет , так с детства человек приучается воспринимать окружающих изначально недостойными или ниже уровнем. Чтобы избежать подобного развития, хвалить или ругать ребенка необходимо только за совершенные поступки, четко выделяя его действия, при этом, никак не оценивая личность.

Благоприятно данное качество только для ошибочного собственного восприятия человека, для окружающих это по большей части негативный опыт. Негативное действие оказывает высокомерие также на уровень общего развития человека, его личности и когнитивной сферы. Практически полностью исчезает мотивация, ведь нет смысла чего-то добиваться, считая себя и так самым успешным. Чем дольше человек живет в состоянии высокомерия, тем вероятнее наступление скорейшего эмоционального потрясения, поскольку реальность всегда восстанавливает естественный ход вещей. В такие моменты люди сталкиваются с собственным бессилием, ничтожностью, недостаточным развитием и прочими характеристиками недостаточного развития и ошибочного мнения о себе. Приходится реорганизовывать свою модель взаимодействия и обращаться за помощью к тем, кого считали недостойными даже приветствия. Человек может вовремя изменить ситуацию, если будет ориентироваться в признаках высокомерия.

Признаки высокомерия

Проявление высокомерия заключается в отсутствии способности у человека замечать таланты, достижения и достойные качества других людей. Также страдает способность к замечанию совершаемых для него окружающими поступков, помощи, благоприятных отзывов или прощения ошибок.

Возможно повышение и обидчивости, что связано с тем, что окружающие люди начинают делать замечания относительно заносчивости или неадекватности оценки. Чем больше растет уровень высокомерия, тем чаще человеку начинает казаться, что социум его недооценивает – это порождает не только обиду с уходом в себя и изоляцию, но также провоцирует множественные конфликты. Неспособность выдерживать критику и ответственность – главные черты высокомерных личностей. Во всех проблемах виноваты окружающие, для оправдания собственных оплошностей всегда находятся объяснения.

Высокомерные люди избегают вопросов, считая, что это является признаком незнания и демонстрацией своей нуждаемости в чужой помощи. Потребность оставлять репутацию непогрешимости остается настолько высока, что человек выбирает оставаться без необходимой информации, даже если от этого испытывает ощутимый вред. Доходит до смешных вариантов, когда отсутствует внутренняя возможность спросить дорогу в незнакомом месте или попросить официанта рассказать об особенностях блюда в новом ресторане. Мотивация при этом единственная – чтобы даже посторонние люди не заподозрили некомпетентность в ситуации, где нормально явление отсутствия ориентации в неизвестной области.

Рядом со страхом показать свою неосведомленность ходит неумение признавать ошибки, принимать чужую точку зрения. Порой упорство в отстаивании своего мнения оборачивается катастрофическими последствиями, если человек занимает руководящую должность или его деятельность связана с работой с людьми. Упрямство и уверенность в собственной правоте не позволяют произнести слова извинения. Даже если человек согласится под серьезным давлением с чужой позицией, то внешне продемонстрирует недовольство и промолчит в признании своих ошибок.

Повышенный эгоизм и любовь к вниманию проявляются к активизации на общих собраниях и конференциях или даже в кругу друзей. Такой человек стремится к тому, чтобы говорил только он, не учитывая уровень заинтересованности других в его речах и с гипертрофированной обидчивостью на перебивания или замечания. Сам человек не способен дослушать говорящего, вся информация кажется ему незначительной, глупой или не стоящей внимания, поэтому часты перебивания и простое неумение погрузиться в рассказ собеседника.

Общение с людьми явно не своего круга вызывает излишнюю раздражительность, показываемую всеми доступными способами. Толерантность отсутствует, как и мнение, что любой человек является уникальной личностью. Тут возможны даже прямые оскорбления, жестокие шутки и издевательства.

Чувство собственного превосходства провоцирует такие проявления гордости, как отсутствие элементарных знаков вежливости и воспитания, например, поздороваться с человеком при встрече первым или подать руку. Складывается внутреннее ощущение, что собственная личность настолько значима и исключительна, что все остальные должны замечать его и здороваться первыми, в противном случае повышенная собственная значимость создается за счет игнорирования других.

Проблема проявления высокомерия

Проблемы высокомерности остро касается не только самого человека, но является общесоциальной, ведь общение в подобном ключе не приносит пользы, удовольствия, развития, а наоборот только ухудшает психологическое самосознание ближайшего социума. От таких личностей быстро отворачиваются не только друзья, но также поверхностные знакомые начинают делать вид, что впервые его видят. Профессионального понимания, поддержки и товарищеской атмосферы так же не может быть в присутствии человека, относящегося снисходительно, а порой и уничижительно к другим. Личная жизнь может напоминать хождение по «минному полю» или отсутствовать полностью.

Высокомерие препятствует нормальному равноправному общению, и пока сам человек с неадекватной самооценкой не поймет свои ошибки, в его ближнем кругу будут только виктимные личности. Склонность к жертвенности, сниженная самооценка заставляют людей искать подтверждение своей ущербности вовне и тогда тот, кто мнит себя божеством, полностью реализует их картину мира. При этом данный союз нельзя назвать ни гармоничным, ни продуктивным, но только укрепляет деструктивные особенности каждого.

Внутриличностная проблематика высокомерия в том, что человек все же пытается обмануть себя в своей исключительности. На самом деле подсознательные механизмы оценки действительности работают довольно хорошо, и внутренний голос всегда напоминает человеку о его недостатках. Чем чаще и сильнее подобные напоминания, тем интенсивнее человек выносит свое презрение окружающим, поскольку это единственный способ изменения действительности, доступный ему. Пока гармоничная личность будет замечать свои недостатки, и искать пути их преодоления, развития новых качеств, высокомерный человек будет искать изъяны в других или заведомо порочить чью-то репутацию иллюзорно возвышаясь.

В ситуации, когда жизнь сталкивает высокомерного человека с реальностью, его реальной беспомощностью, то он очень сильно фрустрируется, в такие моменты возможно падение в другую крайность. Человек резко осознает, что все его достижения и хорошие качества были лишь плодом его фантазии и начинает принижать себя, опять не видя реальности. Если же ситуация не разворачивается так, чтобы показать ему реальное положение дел, то возрастает риск переоценки своих моральных, физических и прочих возможностей. За этим следуют проваленные проекты, разорванные отношения, общее истощение организма, внутриличностный кризис.

Примеры из литературы и жизни

Тема высокомерия часто присутствует в жизни, поэтому неизбежно стала сюжетом для литературы и кино. Существует высокомерие, основанное на социальном разделении, и проявляется оно соответствующими примерами. Например, на совещании мужчина может вызваться на сложный и оплачиваемый проект, мотивируя тем, что справится лучше присутствующих женщин, которые заранее глупее. Классовое высокомерие проявляется в нежелание посещать какие-либо заведения. Например, человек, причисляющий себя к элите, может брезгливо относиться к лофтовым кофейням, предпочитая рестораны, а бедный художник может избегать дорогих и пафосных клубов, аргументируя это недостойностью и низким духовным развитием завсегдатаев этих мест.

Высокомерное отношение встречается у учителя по отношению к ученикам, когда вместо того, чтобы выслушать точку зрения младшего, разобраться в проблеме и разнице взглядов, учитель выбирает продавить свою позицию авторитетом.
У начальников крупных организаций, особенно недавно назначенных встречается высокомерие, направленное на всех. Сотрудники, десятилетиями выполнявшие свою работу прекрасно, становятся некомпетентны, а родственники и дети вдруг должны подчиняться любой воле.

Высокомерие может встречаться и там, где для этого, кажется, нет повода. Парикмахер будет смотреть осуждающе на клиентку, не разбирающуюся в принципах стрижки, не смотря на то, что успешна в других областях. Продавец на рынке может критиковать вкус аристократической дамы, и ставить в пример себя, без учета ее мнения и потребности в совете. Чем уже кругозор человека, ниже уровень его общей осведомленности, тем вероятнее развитие высокомерного отношения и позиционирования своего пути исключительно верным.

Подобные социальные проблемы широко рассматриваются в классической литературе, особенно у Чехова и Достоевского. Реакции персонажей не всегда описываются высокомерием, но могут присутствовать описания надменного взгляда, нетерпения в спорах, упорности в своей позиции, отсутствием чуткости к чужому мнению, положению, состоянию.

Разными. У одних характер мягкий и покладистый, у иных - более сложный. Сейчас же хочется поговорить о том, кто такой высокомерный человек. Это какой человек и что за личность?

Определение понятия

Изначально надо понять, о чем же будет идти речь. Итак, высокомерный человек - это тот, кто отличается высокомерием, кто полон надменности. присущие таким людям:

  • гордость;
  • спесивость;
  • заносчивость;
  • чванливость;
  • кичливость.

Такие люди чаще всего обладают Нередко они не стесняются демонстрировать свои лучшие стороны всем без исключения, делая это частенько не к месту.

Немного о высокомерии

Высокомерный человек - это тот, кто считает себя выше окружающих как в прямом, так и в переносном смысле слова. Именно поэтому ранее цари и правители ставили места своего восседания (троны) на возвышении, заставляя при этом подчиненных кланяться им. Такая тенденция уходит корнями в древность, когда высокий рост был не только удобством, но и огромным преимуществом. Так, всегда физически сильные и большие люди были предводителями, главными, первыми. В связи с этим можно сделать простой вывод, что высокомерный человек - это та личность, которая считает себя выше, лучше окружающих, не стесняясь при этом демонстрировать свое отношение к ним. Частенько такой человек желает быть лидером, но в коллективе ему это не удается.

О характере и высокомерности

Многим может быть интересно: а данное качество как приобретается? Путей существует несколько:

  • В человеке высокомерие можно воспитать. Сделать это нетрудно, нужно просто прививать нелюбовь к окружающим и гордыню с самого младенчества.
  • Его можно приобрести в любом возрасте. Как говорили древние греки, удача порождает высокомерие. Особенно это касается тех людей, которые внезапно стали богатыми или успешными, имея самые простые корни. Высокомерными частенько бывают те, кто прошел так называемый путь

О грешности

Также стоит отметить, что высокомерие считается грехом, ведь это проявление гордыни. А гордыня - это, согласно Библии, смертный грех, за который человек может быть строго наказан в загробной жизни.

О поведении высокомерных людей

Как ведет себя высокомерный человек, что он делает? Тут точного определения нет и не может быть. Проявлений высокомерия существует множество: унизить человека (чаще всего в интеллектуальном смысле), повышение тона на собеседника. Такие люди вовсе могут не желать общаться с определенным человеком, считая его гораздо глупее себя, а общение с ним - ниже своего достоинства. Как общаться с такими людьми? Все просто: нужно просто быть уверенным в себе. А еще лучше по возможности избегать контактов с такими личностями.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного !

Опасность высокомерия и запретность этого порочного качества

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Воистину, высокомерие (аль-кибр) является самым отвратительным и наихудшим из числа пагубных нравственных качеств, которое строжайшим образом запрещает Шариат Аллаха, за которое уготовано унижение в мире этом и наказание в мире ином.

Высокомерие – это качество, которое препятствовало надменным и возгордившимся тиранам принять истину и подтолкнуло их притеснять людей. Более того, это порочное качество предводителя всех высокомерных и заносчивых людей – шайтана, за которое он был проклят. Всевышний Аллах сказал: «Мы сказали ангелам: “Падите ниц перед Адамом!” Они пали ниц, и только иблис не был в числе поклонившихся. Он сказал: “Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?” Он сказал: “Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины”» (аль-А’раф, 7:11-12).

Говоря о сущности и опасности высокомерия, шейх Мухаммад Джамалюддин аль-Къасими сказал: «Высокомерие является преградой на пути в Рай по той причине, что оно отделяет раба Аллаха от всех нравственных качеств, присущих верующим, тогда как нравственные качества и есть пути, открывающие врата Рая, однако высокомерие и горделивость запирают все эти врата. Дело в том, что высокомерный человек не в состоянии желать верующим того же, чего он желает самому себе, как не может и проявлять скромность и смирение, являющееся главным качеством богобоязненных. Также он не в состоянии ни оставить злобу, ни постоянно придерживаться правдивости, ни отказаться от проявлений гнева, ни подавлять свой гнев, ни перестать завидовать людям, ни давать искренние советы, ни принимать их от других, ни освободиться от презрения по отношению к людям, ни перестать сплетничать о них. Одним словом, какое бы порицаемое качество ни существовало, высокомерный и горделивый человек вынужден прибегнуть к нему, чтобы посредством этого сохранить свою горделивость, и какое бы благое нравственное качество ни существовало, он не в состоянии его проявить из-за страха, что утратит свою величавость». См. «аль-Мау’иза аль-муъминин» (244).

Более того, каждый мусульманин обязан знать, что горделивость, слава, величавость относятся к числу таких вещей, обладание которыми в полной мере присуще только Всевышнему Аллаху, сказавшему: «Ему принадлежит величавость на небесах и на земле» (аль-Джасия, 45:37).

Ведь «аль-Кибрия» – это качество Аллаха, а «аль-Мутакаббир» – одно из Его прекрасных имён. И по этой причине тот, кто будет пытаться уподобиться в этих качествах Господу миров, будет сурово наказан! Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Могущество – Мой изар, а величавость – Моя накидка. Того же, кто пожелает оспорить у Меня одно из двух, Я подвергну мучениям!”» Муслим (2620).

Каждый мусульманин, какого бы высокого положения он ни достиг, должен понимать, что всё это даровано ему Всевышним, который может лишить всего в один миг. И сколько было примеров тому, как влиятельные и знатные люди становились униженными и презренными ещё в мире этом. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо – в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь”» (Али ‘Имран, 3:26).

В этой небольшой статье, с позволения Всевышнего Аллаха, хотелось бы в первую очередь напомнить себе, а затем и другим мусульманам об опасности такого качества, как высокомерие, приводя для этого аяты Корана, достоверные пророческие хадисы и слова наших славных предшественников из числа великих имамов ахлю-Сунна.

Коран, Сунна и слова саляфов относительно запретности и порочности высокомерия

Всевышний Аллах сказал: «Не уподобляйтесь тем, которые горделиво вышли из своих домов, показывая себя перед людьми, и сбивали других с пути Аллаха» (аль-Анфаль, 8:47).

«Воистину, Он не любит высокомерных» (ан-Нахль, 16:23).

Всевышний Аллах также сказал: «Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь высотою гор! Всё это зло ненавистно твоему Господу» (аль-Исраъ, 17:37-38).

Всевышний Аллах также сказал: «Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных» (аль-Къысас, 28:83).

Всевышний Аллах также сказал: «Аллах накладывает печать на сердце каждого высокомерного тирана» (Гъафир, 40:35).

Также Всевышний Аллах сообщил, что мудрый Лукъман в своих наставлениях сыну сказал: «Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и хвастунов» (Лукъман, 31:18).

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдёт в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку». Один из услышавших это сказал: “Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!” На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Поистине, Аллах – Прекрасен, и Он любит прекрасное. Однако высокомерие – это неприятие истины и презрение к людям». Муслим (91).

Этот великий хадис ясно указывает на то, что высокомерие препятствует вхождению в Рай, как и указывает на определение понятия «высокомерие», а также и на то, что само по себе желание выглядеть красиво не является высокомерием, если только этого нет в намерении украшающего себя.

Абу Саляма ибн ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф рассказывал: “Как-то встретились на холме Маруа ‘Абдуллах ибн ‘Умар и ‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен ими Аллах) и стали разговаривать между собой. Затем Ибн ‘Амр ушёл, оставив Ибн ‘Умара плачущим. Когда же его спросили: «О Абу ‘Абду-р-Рахман, что заставило тебя плакать?» Он ответил: «Ибн ‘Амр утверждает, что слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Того, в сердце которого было высокомерие весом с пылинку, Аллах ввергнет лицом в Огонь»”. Ахмад (2/215). Хафиз аль-‘Иракъи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Тахридж аль-Ихья” (3/413), “Тахридж аль-Муснад” (7015), “Сахих ат-таргъиб” (2909).

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В Судный день высокомерные будут воскрешены с размером муравьёв в образе людей, которых будет окружать унижение со всех сторон. Их поволокут в темницу, находящуюся в Аду, которая именуется «Буляс». И охватят их адские огни, а поить их будут выделениями обитателей Ада, именуемым “тынатуль-хабаль”». Ахмад (2/179), аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” (557), ат-Тирмизи (2492). Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, аль-Багъауи, Бадруддин аль-‘Айни, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут. См. “Шарх ас-Сунна” (13/168), “Умдатуль-къари” (23/120), “Тахридж аль-Муснад” (6677), “Сахих ат-Таргъиб” (2911).

Да упасёт от этого Аллах!

‘Убайдуллах ибн ‘Ади передал: “Я слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), стоя на минбаре сказал: “Поистине, когда раб Аллаха проявляет скромность ради Аллаха, Аллах увеличивает его мудрость и говорит: «Возвысься, да возвысит тебя Аллах!» И такой человек считает себя жалким, хотя в глазах людей он возвышенный. И поистине, когда раб Аллаха проявляет высокомерие, преувеличивая своё положение, Аллах опускает его на землю и говорит: «Удались, да удалит тебя Аллах!» Такой человек считает себя важным, тогда как в глазах людей он низок. Более того, в глазах людей он презреннее, чем свинья”. Абу Дауд в “аз-Зухд” (73), ‘Умар ибн Шабба в “Тарих аль-Мадина” (2/750), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-Иман” (10/454). Исследователь книги «аз-Зухд» подтвердил достоверность иснада.

Аль-Хайсам ибн Малик сказал: “Я слышал, как ан-Ну’ман ибн Башир (да будет доволен им Аллах), стоя на минбаре сказал: «Поистине, у шайтана есть сети и ловушки! И поистине, сетями шайтана и его ловушками являются:

— Неблагодарность к милостям Аллаха;

— Проявление горделивости посредством того, что даровал Аллах;

— Высокомерное отношение к рабам Аллаха;

— Следование страсти в не подчинении Аллаху»”. аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (553), аль-Хараиты в “Фадыля аш-шукр” (1/135). Шейх аль-Альбани назвал сообщение хорошим. См. “Сахих аль-Адабуль-муфрад” (430).

Сказал аль-Мунави: «Эти качества являются ловушками шайтана, которые он установил для поимки сынов Адама. И если Аллах пожелает зла для Своего раба, то оставил его наедине с шайтаном, и он воплощает в себе эти качества, впадает в сети шайтана и оказывается в числе погибших. А кому Аллах желает блага, того он приводит в чувство, чтобы он отдалился от этих качеств и остерегался их». См. «Файдуль-Къадир» (2/499).

Следует отметить, что Всевышний Аллах – Справедливый и Милостивый, и Он не пожелает зла тому, кто стремится к благу. Однако печальный удел постигает лишь тех, кто сам упорствует и отвращается от Аллаха.

Аль-Ахнаф ибн Къайс говорил: «Я удивляюсь сыну Адама, который проявляет высокомерие, тогда как он дважды вышел из места справления малой нужды!» Ибн Аби ад-Дунья в «ат-Тауаду’ уаль-хумуль» (201), ад-Динури в «аль-Муджаляса» (5/301), аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (10/494). Иснад является отличным. См. «Тахридж Шу’аб аль-Иман» (7861).

Подобные слова также передаются от аль-Хасана аль-Басри, что приводил имам Ахмад в своей книге «аз-Зухд» (стр. 278).

Т.е. каким образом может позволять себе проявлять высокомерие тот, кто дважды вышел из полового органа: первый раз из полового органа отца в виде семени, а второй раз из полового органа матери в виде младенца?

Сообщается, что когда аль-Мухалляб ибн Аби Сафра – правитель Хорасана, горделиво проходил мимо Малика ибн Динара, Малик сказал: «Разве тебе неведомо о том, что эта походка ненавистна Аллаху, если не считать обрядового обхода между Саффа и Марва?!» На это аль-Мухалляб сказал: «Разве ты не знаешь, кто я такой?!» Малик ответил: «Конечно, знаю. Начало твоё – презренное семя; конец твой – гниющее тело; а между этими событиями ты содержишь (в своём теле) нечистоты!» Этими словами аль-Мухалляб был сломлен, после чего сказал: «Сейчас ты узнал обо мне истинным познанием». См. «ас-Сияр» (5/362).

Суфьян ибн ‘Уйейна говорил: «Тот, чей грех заключён в его страсти, то есть надежда на то, что он покается, ведь Адам (мир ему) ослушался Аллаха из-за своего страстного желания (вкусить запретное дерево), и ему было это прощено. Но если грех человека в его высокомерии, то за такого есть опасение, что его постигнет проклятие, ибо иблис ослушался Аллаха по причине высокомерия и был проклят». Абу Ну’айм в «аль-Хилья» (7/272), аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (6/296).

Ибн ‘Абдуль-Барр писал: «Было сказано:

— Кто восхищается своим мнением – заблудился;

— Кто ограничился лишь своим разумом – ошибся;

— Кто проявил высокомерие к людям – унизился;

— Кто сопровождал низких людей – стал презренным;

— А кто сидел рядом с учёными – стал почитаемым». См. «Джами’у баян аль-‘ильм» (1/143).

В чём чаще всего проявляется высокомерие?

Высокомерие бывает нескольких видов: по отношению к Всевышнему Аллаху, Его посланнику и Его религии, что является наихудшим видом высокомерия; и в отношении к людям.

Также высокомерие бывает, как скрытым, так и явным. Скрытое высокомерие является одним из качеств души, тогда как явное высокомерие выражается в действиях, совершаемых различными частями тела.

Что касается случаев и причин, в которых наиболее часто проявляется высокомерие, то ими являются:

Непринятие истины и презрительное отношение к людям

Всевышний Аллах сказал: «Потом Мы отправили Мусу и его брата Харуна с Нашими знамениями и ясным доказательством к Фараону и его знати, но они возгордились, ведь они были людьми надменными. Они сказали: “Неужели мы уверуем в двух людей, которые подобны нам, тогда как их народ служит нам?!”» (аль-Муъминун, 23:45-47).

Всевышний Аллах также сказал: «Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права на то. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него. Если они узреют правый путь, то не последуют этим путем, а если они узреют путь заблуждения, то последуют им. Это – потому, что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими» (аль-А’раф, 7:146).

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Высокомерие – это неприятие истины и презрение к людям». Муслим (91).

Кичливость своим происхождением

Это также одно из самых распространённых и отвратительных причин, из-за которых люди проявляют высокомерие.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Либо люди прекратят кичиться своими предками, которые умерли и не являются ничем иным, кроме как углем Ада, либо они станут более презренными перед Аллахом, чем навозный жук, который окунается в испражнения своим носом». Ахмад (2/523), Абу Дауд (5116), ат-Тирмизи (3955). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (5482), «Сахих ат-Таргъиб» (2922).

Со слов Убайя ибн Ка’ба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Во времена пророка Мусы (мир ему) два человека начали перечислять свои родословные. Один из них сказал: “Я сын такого-то и такого-то”, и так он досчитал до девяти, а затем сказал: “А кто ты такой?! Да лишится тебя твоя мать!” Тот сказал: “А я такой-то, сын такого-то и сын Ислама”. Тогда Аллах ниспослал откровение Мусе, чтобы он сказал этим двоим, перечислявшим свои родословные: “Что касается тебя, о тот, который перечислил свою родословную до девятого (колена), которые в Аду, то ты будешь десятым из них в Огне! А что касается тебя, о тот, который перечислил свою родословную лишь до двоих, которые в Раю, то ты будешь третьим из них в Раю!”» Ахмад (5/128), аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (5132), ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» (1/406). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (1492).

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «В день покорения Мекки Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к людям с речью, и сказал: “О люди! Поистине, Аллах удалил от вас высокомерие времён невежества и гордость своими отцами. Люди делятся на два вида: богобоязненный верующий, почитаемый Аллахом, и несчастный грешник, униженный Аллахом. Все люди – сыны Адама, а Аллах сотворил его из земли”. После чего он прочитал аят: “О люди! Поистине, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах - Знающий, Ведающий” (аль-Худжурат, 49:13)». ат-Тирмизи (3270), аль-Байхакъи (2/87). Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Богатство и сыновья

Всевышний Аллах сказал: «В какое бы селение Мы ни направляли предостерегающего увещевателя, его изнеженные роскошью жители говорили: “Воистину, мы не веруем в то, с чем вы посланы”. Они говорили: “У нас больше богатства и детей, и нас не подвергнут мучениям”» (Сабаъ, 34:34-35).

Всевышний Аллах также сказал: «Приведи им притчу о двух мужах. Одному из них Мы устроили два виноградника, оградили их пальмами и поместили между ними ниву. Оба сада приносили плоды, и ничто из них не пропадало, а между ними Мы проложили реку. У него были богатства, и он сказал своему товарищу, беседуя с ним: “У меня больше имущества и помощников, чем у тебя”» (аль-Кахф, 18:32-34).

Красота, внешность, одежда

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Шёл, горделиво выступая, причёсанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, восхищаясь собой, как вдруг Аллах заставил землю поглотить его. И будет он погружаться в неё до самого Дня воскрешения». аль-Бухари (5789), Муслим (2088).

Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: «Восхищение человека самим собой указывает на то, что он смотрит на себя, как на совершенство, забывая о милостях Аллаха. Если же вместе с этим такой человек проявляет презрение к другим, то это уже порицаемое высокомерие». См. «аль-Муфхим» (5/407).

В основном в этот вид высокомерия впадают женщины, которых Аллах наделил красотой.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто носил в мире этом одежду шухра, на того Аллах наденет в День воскрешения одежду унижения и ввергнет в ней в Ад!» Абу Дауд (4029), Ибн Маджах (3606). Хафиз аль-Мунзири, имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Одеяние, именуемое «аш-шухра» – это одежда, которой выделяются среди людей, как например её цветом или фасоном, в результате чего люди обращают на него внимание, а он начинает проявлять гордыню и высокомерие. См. «ан-Нихая» (2/515).

Имам аш-Шаукани сказал: «В этом хадисе содержится указание на запрет ношения одежды, вызывающей гордыню и высокомерие. К этому также относится тот, кто надевает одежду отличную от одежды общества. Также запрещенной является одежда, надеваемая для того, чтобы выделиться ею среди людей, независимо от того будет ли она дорогой или дешевой, будет ли соответствовать одеянию людей или нет, ибо в этом случае запрет связан с проявлением горделивости и высокомерия». См. «Найлюль-аутар» (2/94).

Со слов Му’аза ибн Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто отказался из скромности перед Аллахом от ношения дорогой одежды, имея возможность носить её, к тому Аллах обратится перед всеми Своими созданиями в День воскрешения, чтобы предложить ему на выбор любую из одежд веры, которую он пожелает надеть». Ахмад (3/439), ат-Тирмизи (2481). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» (6145).

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кушайте, пейте, давайте садакъа и носите одежду, но только избегайте в этом расточительства и высокомерия». Ахмад (6708), Ибн Маджах (3605), аль-Хаким (7188). Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Кушайте, что хотите и надевайте что хотите, но избегайте две вещи: излишество и высокомерие». Ибн Аби Шейба (8/218). Хафиз Ибн Касир назвал иснад достоверным.

Походка

Более того, высокомерие может проявляться даже в походке человека.

Всевышний Аллах сказал: «Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь высотою гор!» (аль-Исраъ, 17:37-38).

Всевышний Аллах также сказал: «Не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и хвастунов» (Лукъман, 31:18).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Шёл, горделиво выступая, причёсанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, восхищаясь собой, как вдруг Аллах заставил землю поглотить его. И будет он погружаться в неё до самого Дня воскрешения». аль-Бухари (5789), Муслим (2088).

Имам Ибн аль-Къаййим сказал: «Это похода обольстившихся и высокомерных людей, и эта та самая походка, по причине которой Аллах заставил землю поглотить человека, восхищавшегося сами собой». См. «Задуль-ма’ад» (1/162).

О том, что высокомерие бедняка более отвратительно, чем богатого

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскрешения Аллах не заговорит с тремя, не очистит их, не посмотрит на них и для них уготовано мучительное наказание! Это – блудливый старец; правитель, являющийся отъявленным лжецом; и высокомерный бедняк». Муслим (107).

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: «Речь идёт о бедняке, который проявляет высокомерие перед людьми, да упасёт от этого Аллах!

Поистине, бедный человек не обладает тем, что обычно влечёт проявление высокомерия. Да, может быть так, что богатого человека обольстило его богатство, по причине чего он начинает проявлять высокомерие перед рабами Аллаха или проявляет высокомерие в отношении истины. А что касается бедняка, не обладающего этим, так на основании чего ему проявлять высокомерие?! С таким человеком – высокомерным бедняком, Аллах не заговорит в день Суда, не посмотрит на него, не очистит его и ожидает его мучительное наказание.

Высокомерие запрещено как в отношении богатого, так и в отношении бедного человека, однако в отношении бедного это ещё строже. По этой причине ты можешь обнаружить, что когда люди видят богатого человека, проявляющего скромность, то они удивляются этому, возвеличивая это качество в нём и полагая, что этот богач обладает высочайшим нравственным качеством. Но когда они видят бедняка, проявляющего скромность, то он подобен и остальным людям, ибо бедность влечёт скромность. Так на основании чего ему проявлять высокомерие?!» См. «Шарх Рияд ас-салихин» (3/551-552).

О том, когда горделивость может быть похвальной

Со слов Джабира ибн ‘Атикъа (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, из числа ревности есть такая, которую Аллах любит и которую ненавидит. Что же касается ревности, которую любит Всевышний Аллах, то это ревность в том, что вызывает подозрение. А что касается ревности, которую ненавидит Аллах, то это ревность в том, что не вызывает подозрений. И поистине, в проявлении высокомерия и гордыни есть то, что любит и ненавидит Аллах. Что же касается того, что любимо Аллаху, то это проявление человеком высокомерия при сражении с врагом, а также во время раздачи садакъи. А что касается высокомерия и гордыни, которую Аллах ненавидит, то это проявление высокомерия в притеснении и самовосхищении». Ахмад (5/445), Абу Дауд (2659), ан-Насаи (2558). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» (2221).

Шейх ‘Азым Абади в отношении этого хадиса сказал: «Похвальная ревность – это когда человек проявляет ревность за своих близких женщин, видя от них совершение запретного. А ревность, которую Аллах ненавидит, это, к примеру, ревность человека к тому, что его мать или кто-то из близких родственниц выходит замуж. Подобную ревность Аллах ненавидит, ибо обязательным является для нас довольствоваться тем, что дозволил Аллах.

Что же касается проявления высокомерия во время сражения, то суть этого – устрашение врагов и придание оптимизма мусульманам, когда он при сражении врывается в ряды с силой и активностью, проявляя свое величие и гордость, чтобы вселить страх в сердца врагов.

А проявление этого во время раздачи садакъи, то суть в том, что подобное является причиной того, что человек начинает желать раздавать садакъи больше, делает это от души, не обращая внимания на количество расходуемого». См. «‘Аун аль-Ма’буд» (7/235).

О том, что помогает избавиться от высокомерия

Всё упомянутое указывает на то, какую опасность содержит в себе высокомерие, а, следовательно, каждый мусульманин обязан искоренять в себе это отвратительное качество, влекущее беду в мире этом в виде унижения и в мире ином в виде наказания.

В первую очередь избавиться от подобных отвратительных качеств помогает упование на Аллаха и обращение к Нему с мольбой, а также, конечно же, богобоязненность, ведь Всевышний Аллах сказал: «Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (аль-Худжурат, 49:13).

Также помогает избавиться от этого прочного качества то, что человек осознаёт свою слабость и несовершенство, помнит о наказаниях, уготованных высокомерным людям, и не забывает о великих достоинствах того, кто лишён высокомерия и проявляет смирение и скромность.

Со слов Саубана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто умер, будучи непричастным к трём вещам: высокомерию, краже из трофеев и долгу, тот войдёт в Рай». ат-Тирмизи (1572), Ибн Маджах (2412). Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2785).

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Садакъа никак не уменьшает имущества; Аллах не добавит Своему рабу, прощающему других ничего, кроме славы; а любого, кто проявляет скромность ради Аллаха, Всемогущий и Великий Аллах обязательно возвышает». Муслим (2588).

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: “Поистине, вы относитесь беспечно к наилучшему виду поклонения, а это – скромность!” Ваки’ в «аз-Зухд» (213), Абу Хатим в «аз-Зухд» (1), аль-Байхакъи в «аз-Зухд» (393). Исследователи книг «аз-Зухд» подтвердили достоверность иснада.

Да и как мусульманам не проявлять скромность, если скромность – это качество Ислама и если самый великий и почитаемый самим Господом миров человек, а это Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), был скромным?! Абу Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл один человек, и когда он разговаривал с ним, у него дрожало тело (от переживания). Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: “Успокойся, я не царь. Поистине, я всего лишь сын женщины, которая ела засохшее мясо”». Ибн Маджах (3312), аль-Хаким (3/47). Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусыри и шейх аль-Альбани. См. «аз-Заваид» (3/162), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1876).

Также есть некоторые поступки, совершение которых помогают избавиться от высокомерия, на что указал сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не будет проявлять высокомерия тот, с кем кушает его слуга, кто ездит на осле по рынкам, и кто доит овцу». аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (550), ад-Дайлями в «аль-Фирдаус» (3/44). Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих аль-Адаб аль-муфрад» (428).

Шейх Хусайн аль-‘Аваиша о словах: «кто ездит на осле» сказал: «Этому подобно вождение простеньких, дешёвых машин.

В этом хадисе содержится указание на то, что привычка к некоторым определённым поступкам, как употребление пищи со слугой, доение овец и т.п. помогают избавиться от высокомерия и очистить сердце от него». См. «Шарх Сахих аль-Адабуль-муфрад» (2/178).

Имам аш-Шафи’и говорил: «Самое высокое положение из людей занимает тот, кто не считает себя значимым, а самое большое достоинство из людей у того, кто не считает себя достойным». аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» (6/304).

Прошу Всевышнего Аллаха избавить нас от такого порочного качества, как высокомерие и наделить нас скромностью и смиренностью!

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!

Помните басню о черепахе и зайце? Они соревновались в скорости, и заяц казался победителем. Но из-за высокомерия он проиграл и стал посмешищем.

Вы видели обаятельных людей, которые окружены вниманием. Вам кажется, что внутри них магнит, который притягивает людей. Задавали ли вы себе вопрос: «Почему они настолько привлекательны для других?». Причина заключается в скромности.

Данное качество принесет вам выгоду. Человек стремится к скромным людям, потому что он с ними чувствует себя спокойно. Он не думает об унижении. Человек чувствует комфорт, ведь скромные люди заботятся не о себе.

Задайте вопрос: «Присутствует ли у меня данное качество? Или же я высокомерен, как заяц из басни?». Теперь стоит приступить к проверке личности и посмотреть, подходят ли вам признаки ниже.

Вы тайно чувствуете, что вы лучше других

Даже если никто напрямую от вас не слышал высокомерных фраз, то это не означает, что вы скромны. Чувствуете ли вы, что у вас есть качества, которые возносят вас над другими? Посещает ли вас мысль, что вы умнее, чем люди вокруг вас? Если вы молчите, то это не оправдание.

Чтобы избежать комплекса превосходства, если он у вас есть, скажите себе: «Не важно, какие у меня качества. Я намного лучше других, но найдется человек умнее меня». Вспомните, чего достигли знакомые. Они не добились успеха, как вы, но это не значит, что они хуже. Каждый имеет положительные и отрицательные стороны.

Вы не приветствуете людей первым

Когда вы высокомерны, вы участвуете в соревнованиях, потому что жаждете славы. Даже в моменты, когда вам нужно поздороваться со знакомым, вы переигрываете его. Если вы лучше, то почему они не приветствуют вас первыми? Пусть делают это. У вас возникает чувство, что приветствие первым означает, что вы признаете слабость.

Вы ошибаетесь! Социальное взаимодействие построено так, что приятный и умный человек здоровается, ибо он понимает, что другие люди чувствуют уважение. Как следствие, они относятся к нему тоже по-доброму.

Если вам нравится соревноваться, примите участие в другом конкурсе. Здоровайтесь со знакомым первым! Это ведь не так сложно сделать?

Вы игнорируете других

Думаете ли вы иногда, что вокруг вас дураки? Скажем больше: это моменты истины. Но это не значит, что мы должны их игнорировать, чтобы не сойти с ума. Люди не каждый день ведут себя так, будто они идиоты, хоть так и кажется. Люди иногда ошибаются. Даже вы.

Вы прерываете других

Спросите себя: «Когда я в последний раз слушал людей?». Вы ответите: «Ох, 15 минут назад!». Но действительно ли вы делаете это? Неужели вы ждете, пока они закончат мысль, а потом отвечаете им? Высокомерный человек перебивает других, чтобы вставить мысль. Они считают, что они настолько умны, что могут сами решать, как закончить предложение собеседника. Чувства других им не важны.

Вы не принимаете критику

Если вы игнорируете другого человека, когда он критикует вас, это означает, что вы высокомерны. Адекватный человек выслушает мысль, проанализирует ее и поблагодарит собеседника за то, что он беспокоится. Так и поступайте.