04.03.2019

Основные правила ландшафтного дизайна. Ландшафтный дизайн: его основы и законы


Если вы хотите, чтобы ваш дом окружала не просто красивая природа, а совершенный пейзаж, или парк, то вам стоит обратиться к такой динамичной науке, как . Это искусство создания парков и садов, которое долгое время не теряет своей популярности, напротив, она неизменно растет.

На сегодняшний день к этому обращаются не только владельцы загородных домов и городских коттеджей, но и владельцы офисов, если у них имеется рядом расположенный участок. Это становится признаком, по которому определяют состоятельность фирмы. Наука ландшафтного дизайна поможет создать свой волшебный сад, который будет радовать вас в любое время года, если вы будет во время процесса создания руководствоваться правилами и элементами этой науки. Основные принципы ландшафтного дизайна начинаются с самого простого правила, нужно обязательно взять за начало идею целостности пространства.

Основные правила обустройства

  1. Целостность пространства. Этого можно достигнуть очень простым способом, например, расположить одинаковые декоративные или натуральные элементы в разных частях участка. Или достигнуть того же эффекта, используя цветовые решения, то есть применять одни и те же цвета. Лучше всего, если изначально вы будете опираться на какую-то определенную идею или тематику.
  2. Проще говоря, вы должны стремиться к гармонии занимаясь проектированием своего участка и создать свой неповторимый стиль. Для этого можно поискать фотографии в интернете и, опираясь на увиденное, придумать свою оригинальную идею или обратиться к профессиональному дизайнеру.
  3. Простота — это тоже один из самых главных принципов ландшафтного дизайна. Обилие и нагромождение форм и цветов может не только не украсить, но даже совсем испортить внешний вид участка. Оптимальным решением будет использование не больше 4-х цветов, они должны повторяться в основных дизайнерских элементах.
  4. Посаженные растения должны сочетаться между собой, пусть их будет немного.
  5. Есть так же правило, казалось бы, простое, но его не всегда соблюдают. Высокие деревья должны быть на самом заднем фоне, затем идут средние и на переднем плане — самые маленькие. Таким образом создается глубина сада. Те же правила стоит соблюдать и при создании цветика. Какой смысл высаживать даже очень красивый маленький цветок на заднем плане, если его все равно закроют собой более высокие растения.
  6. Принцип баланса. Соблюдать его нужно обязательно, иначе вы рискуете нарушить даже ту гармонию, которая уже имелась на участке. Баланс может быть асимметричным или симметричным.

Симметричный подразумевает обычное повторение одних и тех же элементов в зеркальном отражении относительно какого-то предела.

Таким пределом может стать садовая дорожка, черта лома или веранда — все зависит от конкретного участка.

Асимметричный подразумевает абсолютное разнообразие форм и размеров, но при этом все должно гармонировать, ни один цвет не должен преобладать над другим. Одна форма не должна затмевать другую.

Вернуться к оглавлению

Еще некоторые особенности

  1. Грамотное модулирование пространства при помощи управления цветом. Например, нужно знать в первую очередь, что цвета делятся на холодные и теплые. Теплые цвета растения приближают его к нам визуально, а холодные отдаляют пространство. Используя эти простые знания, можно весьма существенно изменить внешний вид вашего сада.
  2. Кроме того, отличным фоном для любых растений являются черный, серый и белый цвет.
  3. Использование цвета можно применить, если у вас тенистый участок. Высветить вам его помогут белые растения, точнее создание белого цветника, который будет смотреться еще лучше, если в нем будет посажено какое-нибудь красное растение. Делается это для контраста, чтобы подчеркнуть белизну клумбы.
  4. Пропорции. Соблюдение этого правила также немаловажно, в этом случае все элементы дизайна будут смотреться выгодно. Нельзя, чтобы находящиеся рядом объекты были кардинально разными по размерам, иначе меньший объект просто затеряется на фоне большого. Чтобы не испортить ландшафт, соблюдайте пропорции.
  5. Вертикальное и горизонтальное озеленение должно сочетаться между собой. Учитывать при этом нужно абсолютно все, что можно узнать о выбранных видах растения: какими они будут в зрелом возрасте, когда приходит пора цветения, чем нужно их поливать и какая почва больше всего им подходит. Исходя из этих знаний и нужно высаживать растения, кустарники и деревья.
  6. Ландшафтное наполнение, то есть все мелкие постройки, такие как теплицы, веранды, гаражи, заборы и все тому подобное. Все эти постройки должны гармонировать с окружающим ландшафтом и между собой. Добиться этого можно, используя для их возведения один и тот же материал. Если это невозможно, то ищите гармонию с использованием цветовых решений.
  7. Все для покоя и радости, что бы вы ни планировали, каждый ваш шаг должен совершенствовать природу, подчеркивая ее красоту и изящество, а не нарушать ее, заполняя все строгими формами и искусственными растениями. Все созданное должно вызывать желание как можно больше времени проводить в саду, гуляя по дорожкам, отдыхая в беседке или сидя у родника.

Если вы планируете в своем саду самостоятельно, то начать стоит с похода в магазин, где следует приобрести все, что может вам понадобиться в процессе работ. Без этих простых и доступных инструментов у вас не получится ничего, даже при условии, что идея по изменению ландшафтного дизайна вашего участка просто великолепна.

Ландшафтный дизайн способен творить чудеса. У вас, наверное, возникает вопрос, как неодушевленный земельный участок, засаженный растениями, усыпанный сплошь и рядом камнями, элементами декора может что-то творить? Очень просто. Сходите в городской парк или посетите главную достопримечательность какого-либо города. Какая там приятная атмосфера. Какие чувства у вас навевает такое место? Скорее всего, очень приятные и теплые. Это ли не чудо? Место, формы, цвета могут передать так много чувств и эмоций, рассказать о своем создателе, о его жизни и интересах. Известные и востребованные дизайнеры так проникнуты идеей, что способны создавать поистине впечатляющие объекты ландшафтного искусства.

Ландшафтный дизайн участка – это создание красоты и гармонии вокруг своего дома

В российских университетах готовят дипломированных специалистов дизайнеров. Но дизайн – это не наука, а творчество. Творчество, как всем известно, уникально и единственно в своих проявлениях. Другими словами – каждый человек, который создает объекты ландшафта, вносит каплю своей, уникальной и единственной в своем роде, души. Только слушая подсказки своего подсознания, известные дизайнеры творили исторические архитектурные композиции, сохранившиеся и по сей день. Но признаны они были не сразу, для этого должно было пройти время. Поэтому не нужно бояться проявлять инициативу в обустройстве своего участка. Порой, самые неординарные и странные решения создают уникальную атмосферу территории и раскрывают истинную красоту души человеческой.

Придется немало потрудиться, чтобы создать практичное место для отдыха всей семьей

Для того чтобы усвоить основные уроки ландшафтного дизайна, требуется предварительная подготовка. На этом этапе необходимо уделить время для изучения справочников, пособий и журналов, посвященных дизайну загородных участков и их садов. Благо, интернет как всегда щедр. В этих книгах вы найдете подсказки дизайнеров, которые поделятся с вами секретами, покажут самые распространенные ошибки новичков, и направят ваше стремление в нужное русло.

Начинайте всегда с малого и реализуйте свои задумки не спеша, наслаждаясь самим процессом, а не только его результатом

Конечно, ничего не заменит живого общения с человеком. Но если вы найдете подобающую книгу, написанную грамотным автором, то вберете в себя задатки истинного ландшафтного мастера.

Хороший дизайн сада имеет несколько композиционных центров, притягивающих внимание. Это может быть что угодно – дерево, кустарник, пруд или скамейка

Обычно две-три книжки, прочитанные в течение недели, воодушевляют новоиспеченного творца до такой степени, что он бежит в тот же час в ближайший магазин садово-огородной утвари, и скупает все, как ему кажется, необходимое. Начиная от элементов декора и заканчивая цветами и деревьями. Так делать категорически запрещено. Спешка не приведет к успеху, вы только забудете все то малое, что узнали. Сначала нужно разобраться с порядком, соблюдая который у вас получится правильно подобрать материал для забора и беседки. От этого зависит дальнейший выбор элементов малых архитектурных форм, деревьев, цветов и растений.

Начните свой путь к саду мечты с одной небольшой клумбы или миксбордера

Выходите в сад когда у вас есть время и желание, работайте и не старайтесь сделать всё сразу и в один день

Основные принципы ландшафтного дизайна

  1. Первым делом нужно провести анализ приусадебной территории и разобраться с рельефом участка. От этого во многом зависит дальнейшее обустройство.
  2. Разделение земли на зоны. Сюда входит разметка на плане зоны отдыха, сада (огорода) и малых архитектурных форм.
  3. Разметка приусадебных дорожек. Они должны обеспечивать удобство перемещения между зонами с учетом ширины проходов.
  4. Определение общей композиции зон и архитектурных форм. На этом этапе происходит выбор строительного материала, его цвета и формы, а также определение с цветом дорожек и материала их изготовления.
  5. Выбор зеленых насаждений и цветов. На данном этапе выбираются сорта деревьев (их формы) и цветов, а также территориальное расположение миксбордеров, альпийских горок.

Продумайте масштаб и визуализацию с учетом роста растений

Важным моментом в ландшафтном дизайне являются размеры приусадебного участка. От них зависит устройство цветочных композиций, а также выбор места посадки деревьев. На маленькой территории возникает необходимость ее визуального увеличения. Этот эффект может быть достигнут разными методами. Один из них является правильный подбор цвета забора и асимметричная посадка хвойных пород деревьев вдоль него. Здесь нужно понимать, что квадратная или прямоугольная форма забора создает некие рамки. Чтобы их убрать, забор красят в светлые тона, а деревья сажают группами по 4-5 штук в ряду.

Каждый элемент сада должен органично вписываться в общую ландшафтную композицию

Деревья обязательно нужно покупать выше забора хотя бы на полметра. За счет этого и создается визуальное расширение.

Живая изгородь из хвойников

Если хотите добавить глубины вашей живой изгороди, посадите деревья в шахматном порядке

Также устраивают альпийские горки, которые можно дополнять разноцветными каменьями. Хорошей идеей, позволяющей расширить территорию, будет устройство средней по высоте горки с ручьем. А у подножья ручейка выкапывается небольшой прудик, по берегу которого можно посадить влаголюбивый папоротник. Если говорить о зоне отдыха за домом, то такой объект лучше всего размещать около забора. На забор пускают вьющийся ковер плюща. Такой каскад архитектурных форм создаст эффект перспективы, то есть внешний наблюдатель при созерцании данной красоты будет ощущать глубину пространства, насыщенность и объем.

На фоне идеально постриженного газона хорошо смотрится дорожка из бетонных плит, пространство вокруг которых засыпано мелкой галькой

В статье упоминаются малые архитектурные формы. В интернете их можно еще найти под сокращенным названием МАФ. Для незнакомого с этим понятием человека ниже приводятся основные элементы МАФ, участвующие в ландшафтном дизайне.

  • Террасы, веранды и беседки.
  • Трельяжи, перголы и арки.
  • Садовые оградки, миксбордеры, фонтаны и скульптуры.
  • Водоемы, ручейки и мостики через них.
  • Прочие украшения, начиная от отдельно стоящих ваз с цветами и заканчивая садовыми гномиками.

Деревянный мостик через «сухой» ручей

Красивое декорирование глухого забора

Кроме этого, каждому человеку, живущему в городе, МАФ встречаются каждый день. Это автобусные остановки, телефонные будки, городские и парковые скамейки и многие другие элементы.

Террасы, беседки и перголы

Данные конструкции выполняют одинаковую роль в ландшафтном дизайне земельного участка. Они строятся для создания зоны отдыха, занятия любимыми делами и просто приятного времяпровождения. Их отличительными особенностями является место расположения относительно дачного дома, а также конструкция.

Открытая терраса с беседкой и местом для гриля

Пергола пришла в нашу страну из-за рубежа. Ее исторической родиной является Италия. Конструкция данного объекта проста: четыре или шесть опорных балок увенчаны горизонтальными перегородками на крыше. Чаще всего она выполняется из дерева, реже из металла.

Угловая пергола из дерева с диванчиком для уединенного отдыха

Металл нежелательно применять, так как он сильно нагревается на солнце и может испортить растения, обвивающие ее элементы.

Для создания затененности пространства под перголой используют вьющиеся растения. Предпочтительно выбирать густо стелющийся виноград. Он произрастает без цветения, зато имеет неоднотонный оттенок листа (от темно-зеленого до бордового и даже красного). Пространство под перголой обустраивают садовой мебелью, устойчивой к осадкам. Также под нее в некоторых случаях можно поместить бассейн. Такое решение удобно в очень жарких климатических районах.

Вьющимися растениями можно скрыть что угодно и где угодно

На открытой террасе практично использовать ротанговую мебель со съемными подушками

Место для отдыха можно обустроить как на мощенной камнем площадке, так и на деревянном помосте

Устройство террасы подразумевает расположение ее около дома, а точнее ее пристраивают к нему. Главным отличием такого сооружения от веранды является открытое размещение. То есть, навес или одна стена отсутствуют. Это характеризует сооружение как сугубо летний вариант отдыха. Если же планируется использование террасы зимой, то ее делают с откатными стеклянными дверями, что очень удобно. Но тогда это уже будет не терраса, а комбинированная веранда.

Оригинальная терраса с местом отдыха внутри

Закрытая беседка для зимнего отдыха

Устройство беседки подразумевает наличие садовой мебели, камина и барбекю.

При установке беседки необходимо обращать внимание на наличие подветренной стороны. Если таковая имеется, то одну стенку нужно сделать глухой, или посадить вьюны.

Глухую стену беседки размещают с подветренной сороны

  1. При организации общего стиля ландшафта, все зоны должны перекликаться между собой. Плавные линии дорожек и крон деревьев дополняются прямоугольными формами беседки или других строений.
  2. При сравнительно небольшой территории используйте методы визуального увеличения пространства.
  3. Установка вазонов в несколько уровней позволит сэкономить место, а также упростить ежедневный уход за цветами и растениями.
  4. Если приусадебный участок располагается на склоне, что подразумевает проведение большого объема земельных работ, можно воспользоваться этим в пользу дизайна. Устройте декоративные подпорные стенки с использованием естественного камня. Также в этом случае на самых низких отметках земли устраиваются альпийские горки, бассейн или пруд.
  5. При особо больших перепадах уровня земли, необходимо организовать участок в несколько уровней, отделенных между собой подпорными стенами. С точки зрения ландшафтного дизайна, на таких участках получается устроить неординарные и очень красивые архитектурные композиции. Единственным минусом являются приличные денежные вложения.
  6. На больших земельных владениях открывается возможность установки фонтана и больших цветочных композиций. Если финансы не позволяют приобрести фонтан, то можно своими руками изготовить декоративные элементы, такие как лодочки, мельницы, или многоуровневые цветочные композиции. Также отличным решением будет организация большой альпийской горки.
  7. Перед выбором того или иного варианта дизайна нужно пересмотреть разные комбинации и сочетания архитектурных элементов. Для визуального представления композиционных решений воспользуйтесь компьютерными программами, позволяющими скомбинировать МАФ и предварительно оценить ваше представление. Плюсом данного программного обеспечения является наличие подсказок и уже готовых образов и решений.

Камни различного размера и формы создают эффект горного пейзажа

Цвет в ландшафте – самое главное правило для создания нужного эффекта. Основной всегда зеленый, но большую выразительность придают вкрапления других оттенков

Многолетние цветы и кустарники требуют меньше ухода, чем однолетники, их и нужно использовать для основы озеленения

Занятие ландшафтным дизайном – дело очень интересное и благодарное дело. Вы получите массу положительных эмоций и прекрасно проведете время в кругу семьи.

Низкорослые цветы высаживают по краям клумбы, а крупные – ближе к центру цветника

Благоустройство загородного участка – процесс длительный, занимающий несколько лет

Видео: как изменить дизайн узкого участка

Фото ландшафтного дизайна и садовых декораций

Для чего нужно проектирование участков и создание на них ландшафтных композиций? Для обеспечения определенного настроя, воздействия и настроения у человека.

Ландшафтный дизайн требует внимательного и тщательного подхода, подготовке и реализации задуманного.

Существует огромное количество правил и профессиональных ухищрений для создания идеального участка. Их успешно применяют на практике ведущие дизайнеры-специалисты. Если же вы самостоятельно решили заняться разработкой своего участка, то для достижения прекрасных результатов достаточно будет знать и использовать «правило трех».

Теория правила треугольника

«Правило трех», или правило треугольника, в относится к числу уникальной народной мудрости: все гениальное — просто.

«Правило трех» встречается в нашей жизни практически на каждом шагу:

  • классические три размера — большой, средний, маленький;
  • классические три цвета — белый, черный, красный;
  • классические три формы — квадрат, круг, треугольник;
  • три части — много, меньше, мало.

Число 3 — это подсознательное ощущение надежности и стабильности, число 3 гарантированно создает в окружении гармонию и порядок. Все, что меньше трех — слишком чопорно и скучно, все, что больше — грозит в любой момент перешагнуть за грань беспорядка и хаоса.

Вернуться к оглавлению

Практическое применение правил треугольника

Садовая мебель с коваными элементами легко и гармонично будет смотреться в любом саду.

Три размера. Используется это правило следующим образом: для создания композиций из камней или альпийских горок необходимо сочетать камни трех размеров: большие, средние и маленькие примерно в пропорциях 9/6/3. Любое другое сочетание сделает вашу горку простым нагромождением камней.

Для создания удивительно красивой, необычной дорожки тоже используется правило трех: три формы и размера плитки, три размера брусков или камней.

Правило трех размеров применимо и к выбору растений для своего участка: большие деревья, средние кусты и маленькие цветы. Растения этих размеров гармонично дополняют друг друга на любом участке.

Три цвета. Правило идеального вкуса в одежде успешно применяется и в ландшафтном дизайне. Любая женщина знает, что сочетание черного, белого и любого яркого цвета — актуально и стильно в любом месте и в любое время суток. Применяйте свои жизненные навыки и при создании клумб: к примеру, 9 частей белых цветов, 6 частей цветов красных и 3 части оранжевых — формула цветовой гармонии.

С цветом можно экспериментировать, подбирая цвета и оттенки в соответствии с выбранным вами общим стилем: белый, голубой и синий; красный, розовый и желтый; синий, фиолетовый и розовый. Не важно, какой цвет вы выберете для своей клумбы или горки, универсальное правило треугольника не позволит вам испортить композицию.

Вернуться к оглавлению

Стили и направления ландшафтного дизайна

В данное время нет проблем в выборе направлений для создания идеального уголка природы на своем участке. Альбомы компаний по созданию ландшафтов содержат лучшие творения стилистов, созданные за последние десятилетия. От вас потребуется только соотнести ваши желания с вашими финансовыми возможностями и выбрать тот стиль, который вам больше всего по душе.

Вернуться к оглавлению

Классический стиль ландшафтного дизайна

Большие вазоны с цветами — один из основных элементов классического стиля в ландшафтном дизайне.

Этот стиль выдержан в сочетаниях ровных линий, прямых углов, четкой симметрии и построения по порядку. Для создания сада или участка в классическом стиле редко выбирают разные растительные элементы. Как правило, сад выдержан в одном направлении: сад из деревьев, травянистый уголок или композиция из кустарников.

Уместно смотрится сочетание правильных линий и использование тяжелых горных пород, таких как гранит или мрамор. Предпочтительно использовать садовую мебель, содержащую кованые элементы. Ступени и выступающие части групп, наоборот, должны быть округлой формы, тяжелые и каменные.

Очень гармонично будут смотреться в классическом варианте ландшафтного дизайна большие керамические вазоны и горшки для растений. Они могут быть использованы как отдельными элементами интерьера, так и группами.

Немного другой вариант — классический сад-розарий. Несмотря на то, что в нем используются основные элементы классического стиля: мощение камнем и преобладание прямых линий, — в разбивке розария допускается использование ярких однолетних цветов других сортов. Как правило, они высаживаются в переносных контейнерах или цветниках, чтобы можно было изменить общую композицию, не изменяя единый стиль и направление розария.

Вернуться к оглавлению

Романтический стиль в саду

Изящные скамейки и вьющиеся цветущие растения помогут создать прекрасный романтический сад.

Это направление можно смело классифицировать как совершенно противоположное стилю классическому. Ландшафтный дизайн создается на основании вдохновения, на эмоциях, на интуиции. Зачастую такие уголки природы создаются практически без следования каким-либо правилам и концепциям. Исключение — правило создания настроения.

Для этой цели прекрасно подходят такие цветы и растения как:

  • пионы;
  • вьющиеся розы;
  • дельфиниум;
  • клематисы;
  • хризантемы.

В качестве обязательных атрибутов можно отметить наличие увитой цветами беседки, фонтанчика, фонарей и скамеек под деревьями или арками. Журчащий ручеек по всему участку, прячущийся или начинающийся в искусственном гроте, добавит романтики ландшафту.

Мягкие, пастельные тона, белый камень, солнечные часы и ангелочки, в хаотичном беспорядке проглядывающие по всей территории, мягкие линии ажурной мебели в светлых тонах и прочие атрибуты, передающие настроение романтизма, — вот основные детали романтического оформления участка.

Вернуться к оглавлению

Стиль кантри

Для создания сельского стиля в саду идеально подойдет старое деревянное колесо, небольшая мельница или телега.

Также этот стиль называют деревенским. Это идеальный вариант для участков с небольшой территорией. В стиле кантри обязательно присутствует искусственно созданная запущенность сада, что достигается густотой и обилием цветущих растений. Сад в стиле кантри всегда имеет вид старого сада, которому уже очень много лет.

В таком ландшафте вполне уместно будут смотреться огородные грядки и сочетание плодовых деревьев с пышноцветущими клумбами. Такие листовые растения, как перечная мята, салат, укроп и лук используются в качества обрамления необычного огородика, где между грядками с овощами разбиты маленькие цветники. Керамические бордюры или миниатюрные горшочки с полевыми растениями, кусты сирени или жасмина, яркие соцветия бархоток, — все эти атрибуты только усиливают антураж принадлежности к деревенскому направлению.

Вернуться к оглавлению

Русский стиль

Словосочетание «русский стиль» навевает воспоминания об усадьбах бояр и о царских дворцах. Основными атрибутами в данном стиле были и остаются фонтанные группы, подъездные аллеи, античные скульптуры больших размеров, каменные скамьи, урны, постаменты.

Если на дачном участке растут березы — лучшим вариантом его оформления будет создание русского стиля.

Растения, участвующие в русском стиле ландшафтного дизайна, как правило, не меняют природной концепции участка, а только добавляют его, тонкими штрихами создавая гармонию пейзажа. Если дом, на территории которого создают ландшафтную группу русского стиля, расположен в зоне произрастания берез, то именно березы и будут создавать единое направление. Под эти великолепные стройные белые деревья стилисты и дизайнеры-ландшафтники будут подбирать кустарник и цветы для клумб. Соответственно, там, где основной тон будут задавать сосны или тополь, концепция разработки ландшафта будет подстраиваться под них.

Мечты о красивом и ухоженном саде для многих владельцев частных домовладений так и остаются мечтами. Получив возможность самостоятельно благоустроить участок, дебютанты садового искусства сразу берутся за земельные работы, забыв предварительно изучить основы ландшафтного дизайна. Отсутствие знаний и опыта приводит к полной неразберихе как в планировке, так и в подборе элементов.

Чтобы вас не постигла подобная участь, не рвитесь сразу в бой. Не поленитесь ознакомиться с основными принципами оформления участков и рекомендациями для начинающих садоводов.

Пошаговое планирование ландшафтного дизайна

Шаг 1: составление плана участка.

Благоустройство любого земельного участка начинается с составления плана (или изготовления эскизов) – схематического изображения всех составляющих будущего проекта. Подумайте, что бы вы хотели видеть в саду, и попробуйте изложить свои мечты на бумаге. Имея перед глазами наглядную схему участка, будет легче определить, какие элементы вписываются в проект, а от каких стоит отказаться. После изготовления эскиза и его корректировки можно переходить к следующему этапу, четко следуя собственным планировочным разработкам.

Шаг 2: выбор стилевой концепции.

Подобно жилым помещениям, земельные участки могут быть оформлены в одном из десятка существующих стилей (французском, восточном, английском, прованском и т.д.). Чтобы добиться гармонии в саду, необходимо остановиться на одном из стилей и четко следовать его принципам. Все композиционные детали в ландшафтном дизайне должны сочетаться друг с другом, создавая целостную картину.

Нецелесообразно тратить время, например, на создание цветника в классическом стиле и сооружать возле него беседку в восточном стиле. Несмотря на то, что каждый из этих элементов достаточно гармоничен, в результате «сочетания несочетаемого» проект получится дисгармоничным и где-то даже нелепым. Поэтому не стоит добавлять в проект детали, принадлежащие разным концепциям.

Шаг 3: разработка композиций в саду.

Композиционная целостность – один из основных принципов ландшафтного дизайна для начинающих. Каждая деталь должна дополнять другую деталь, чтобы в итоге все составляющие образовали единый ансамбль. Добиться целостности можно двумя способами: путем последовательности элементов и путем последовательности характеристик. В первом случае в основу составления композиций закладывается принцип последовательного сочетания различных элементов – групп растений, водоемов, малых архитектурных форм. Во втором случае в основе лежит принцип подбора деталей согласно их характеристикам – размера, формы, цвета.

На практике это выглядит так. Для создания целостной композиции, центром которой является фонтан, необходимо подобрать соответствующие элементы и расположить их в определенной последовательности. Например, фонтан можно окружить клумбами, кустами, а для созерцания всей этой красоты вблизи сооружения поставить лавочки.

В свою очередь, клумба является отдельным элементом, который также требует тщательного оформления. Растения и цветы для композиции рекомендуется подбирать с учетом их формы, цвета, времени цветения и геометрического строения. Такой процесс подбора и будет принципом последовательности характеристик.

Шаг 4: создание перспективы.

Зрительное восприятие пейзажа способно изменяться, в зависимости от того, с какого угла и на каком расстоянии его созерцать. Ввиду этого, при оформлении садового участка следует учитывать фундаментальную закономерность ландшафтного дизайна для начинающих: закон линейной и воздушной перспективы.

Согласно закону линейной перспективы, одни предметы выглядят лучше при рассмотрении снизу, а другие – при рассмотрении сверху. Например, оценить всю красоту водоема можно только с определенной возвышенности; для этой цели рекомендуется соорудить смотровой мостик. Деревья и кустарники с красивой кормой будут выглядеть более интересно, если на них смотреть снизу, сидя на лавочке.

Согласно закону воздушной перспективы, предметы меняют свою форму и цвет при удалении и приближении к ним. Чем дальше расположен тот или иной объект, тем мягче его очертания и окраска; наоборот, чем ближе предмет, тем четче его контуры.

Для создания гармоничного пейзажа на заднем плане участка рекомендуется высаживать высокие деревья и кустарники с сине-зеленой кроной, придающей пейзажу глубины; на переднем плане лучше высаживать яркие цветы, которые добавят саду динамики.

Научиться основам ландшафтного дизайна вполне реально, а простой участок земли можно превратить в собственный райский уголок отдыха!

Какие правила надо соблюдать, чтобы ваш участок не превратился в хаотичный набор не связанных или неудачно связанных между собою частей-элементов? Каковы законы, приемы и, если хотите, тайны мастерства, которыми пользуется ландшафтный дизайнер, оперируя природными материалами?

На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, т.е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим об искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта как о ландшафтной архитектуре сада.

Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов , тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, - большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Современные загородные усадьбы - это также ландшафт, созданный руками человека. Поэтому дачникам и садоводам, по существу, создающим новый облик пригородов, важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры - ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.

Изображение природы на холсте картины или на плоскости стены в интерьере - это иллюзия реального пространства. До нас дошло много картин, изображающих отдельные пейзажи или когда-то существовавшие сады и парки. Из истории известно, что были и картины-обманки, которые применялись в древних садах с целью зрительно расширить пространство сада. Декораторы расписывали стены и ограды. Таковы росписи стен "Верхового сада" в Кремле, роспись галереи Гонзаго в Павловском парке. И наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами, даже фантастических, садовники создавали реальные пейзажи в парках и садах. Этим не ограничивалось взаимодействие садово-паркового искусства с живописью: в обоих искусствах действуют законы перспективы и колористики, законы композиции пространства - иллюзорного и реального.

КОМПОЗИЦИЯ

Под композицией (от лат. compositio - связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях построения ландшафта малого сада.

При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств , которыми обладают пространственные формы. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции . Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае. Однако в целях изучения лучше рассмотреть их отдельно.

Соотношение форм по геометрическому строению.

Форму природных элементов можно обобщенно представить себе близкой к геометрической. Может быть линейная, плоскостная и объемная форма, в зависимости от соотношения ее измерений. В линейной преобладает одно измерение над двумя другими, предельно малыми; в плоскостной - относительно равны два измерения при подчиненно малой величине третьего; в объемной форме все измерения относительно близки по величине. Обратите внимание на характерные объемные формы крон деревьев различных пород. Их можно представить себе как тела вращения - шары, конусы, параболоиды. По сравнению с ними низкие массивы цветников выглядят как плоскости (плоскостная форма). Линейной формой, которая неизменно присутствует во многих элементах сада, можно считать дорожки, бордюры, ограждение сада.

Соотношение форм по величине.

Составляя группу из деревьев и кустарников, мы часто пользуемся контрастным соотношением их форм (высокий - низкий, большой - маленький, пирамидальныйшаровидный и т.д.). Неизбежные в малом саду прямые дорожки, связывающие разные точки сада по кратчайшим направлениям, геометрически правильные грядки сочетаются с округлыми очертаниями цветников. Желательная (из условий ухода) посадка яблонь по прямоугольной сетке уравновешивается введением живописных групп цветущих кустарников. Жесткость границ участка уживается со свободными, мягкими линиями берегов маленького бассейна. Это все примеры соотношения форм по геометрическому строению и по величине.

При оформлении небольшого сада лучше всего остановиться на какой-нибудь одной плоскостной форме, так как ощущение гармонии возникает благодаря простоте и повторяемости основного рисунка. Разнообразие достигается различной величиной формы. Так, круглую площадку для отдыха можно устроить в центре такого же круглого газона, не менее интересной может оказаться композиция площадок квадратной и прямоугольной формы.

Однако геометрические формы выполнят свою роль лишь в том случае, если они отчетливо просматриваются - в дорожках, живых изгородях, бордюрах, перголах, шпалерах, поверхности газона или пруда.

Композиция должна иметь эффектный центр. Им могут стать дерево с фигурной стрижкой, цветы в кадках или вазах, скульптура или фонтанчик. Подстриженные деревья и кустарники хороши и по углам клумб, и на концах дорожек, где они подчеркивают четкость геометрических форм.

Соотношения форм по фактуре.

Под фактурой понимается характер поверхности предметов. В ландшафтном дизайне учитывается фактура растительности - деревьев, кустарников, поверхности газона и цветников и материалов мощения, лестниц и ограждений.

Если речь идет о древесных растениях, то фактура рассматривается как составная часть, характеризующая строение кроны (вместе с силуэтом и структурой). При этом выделяют следующие типы:

  • грубая (дуб),
  • средняя (вяз, липа),
  • тонкая (ива, береза).

Соотношения форм по цвету.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности композиции. Следует учитывать сезонные и возрастные изменения цвета растений, общую цветовую гамму пейзажей, колорит цветников.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов. В течение круглого года значительное место в колорите пейзажа занимают вечнозеленые растения: пихта, ель, сосна, можжевельник. В южных широтах используется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвойных.

Основным фоном для древесных и цветочных растений служат газоны, которые с апреля по сентябрь варьируют по оттенкам зеленого цвета: от теплых до холодных тонов.

Соотношения форм по положению в пространстве.

Здесь имеется в виду положение форм по отношению друг к другу и наблюдателю в трехмерном пространстве. Разнообразные формы мы размещаем в пространстве сада и получаем при этом три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Во фронтальной композиции, развернутой в ширину, как правило, не выражены два других измерения. Это своего рода плоскостная декорация. Объемная композиция имеет формы, ярко выраженные во всех трех измерениях. В глубинно-пространственных композициях природные формы организуются в глубокие перспективы, восприятие которых в значительной степени определяется законами линейной и воздушной перспективы - композиционных средств, присущих ландшафтной архитектуре, так же как и живописи.

ПЕРСПЕКТИВА

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.

Различают перспективу линейную и воздушную .

И в природе, и на картине вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, - чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как одно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их предполагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспектива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если перспектива проектируется как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позаботиться о взаимосвязи их характера и масштаба. Например, перспектива, открывающаяся с террасы сельского дома, вряд ли может иметь достойное завершение в виде элемента индустриального пейзажа. Для перспективы основным принципом является то, что ее завершение оправдывает ее начало, а начало оправдывает конец.

По существу, весь мир пронизан и переплетен красивыми перспективами, перспективами внутри самих перспектив - большими и малыми. Некоторые из них имеют глубину не более вытянутой руки. Прекрасные перспективы не обязательно должны быть искусственно задуманы - их просто необходимо найти и сделать видимыми с нужного места. Очень важно соответственно оформить каждый такой вид.

Перспектива - это настойчивый направляющий магнит для глаза. Перспектива может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с нескольких точек при движении по саду.

Перспектива обрамляется тремя плоскостями - верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости - "стены" сада - могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев, или забором. Плоскость или плоскости основания - "пол сада" - могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью - "потолком" - служит в саду небо или полог листвы раскидистых деревьев.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа размещают группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались.

Обратная задача - оптическое сокращение пространства - обычно возникает на крупных по площади участках и в случаях, когда садовод хочет зрительно включить окружающий ландшафт в пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и последовательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны.

Забор, особенно высокий и глухой, от которого на какое-то время вряд ли можно будет отказаться - серьезное препятствие к установлению прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его можно замаскировать растениями.

Убрав или просто скрыв заметную ограду, мы добавим мы очарования саду. Эффекты воздушной перспективы строятся на законах восприятия цвета и эмоционального воздействия его па человека.

ЦВЕТ

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба. в том числе и отраженного в воде. И, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели.

Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии - либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Цвет воспринимается человеком разносторонне - не одним зрением, а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра - это "цвет физического равновесия". Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними - символики цвета.

Р. Хен в книге "Азбука цветов" приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений:

  • желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости: зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый - зависть, своеволие, ненависть. лживость);
  • оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, радость, солнце, власть, тщеславие);
  • красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);
  • фиолетовый - светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
  • синий - тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);
  • зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый - оживленный, веселый; темно-зеленый - холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие);
  • белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
  • черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Физиологическое, или терапевтическое, воздействие цветов (цветотерапия) привлекало и привлекает внимание ученых. В санаториях отдельные участки сада оформляют в серебристо-синих тонах, организуют так называемые "голубые сады", действующие успокаивающе на нервную систему человека. К примеру, с этой целью могут быть использованы такие растения, как ель колючая (форма голубая), ива белая, лох узколистный и серебристый, сцилла, мускари, незабудка, лобелия, василек, нигелла и многие другие растения.

Средневековые врачи, веря в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить цветотерапией многие болезни. Такие методы частично сохранились и в наши дни. Французские психиатры лечат больных шизофренией, помещая их в комнаты со стенами, окрашенными в специально подобранные тона.

Более эффективной в наши дни признана пейзажетерапия - лечение серьезных нервных и психических заболеваний на природе с использованием специально созданных ландшафтными архитекторами и дизайнерами пейзажей - спокойных, грустных, веселых, создающих ощущение защищенности или, напротив, свободы, простора. При движении по такому саду происходит не только смена настроения и эмоций, медицинские датчики фиксируют положительные физиологические реакции организма: снижение кровяного давления, улучшение состава крови и др.

Все эти факты говорят о том, что разные цвета по-разному влияют на организм человека, и показывают, насколько велики возможности ландшафтного дизайна.

Все цвета разделяются на хроматические и ахроматические .

Хроматические цвета - это цвет спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет, и указанные цвета выделены условно).

Ахроматические - белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета.

Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливав действие теплых тонов - желтого и красного.

Цвет характеризуют три компонента: цветовой тон , насыщенность (чистота) цвета, светлота (яркость).

Насыщенность (чистота) зависит от степени "разбавления" спектрального цвета белым. Светлота (яркость) - это степень отличия этого цвета от ахроматического (белого), равного ему по светлоте.

В природе мы никогда не увидим чистых, насыщенных тонов. Есть, конечно, виды растений с насыщенным цветом, но чаще - с вялым, размытым.

Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения можно, например, разместив его рядом с зеленым; желтого - включив в композицию фиолетовый. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, все темные - тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

В специальных учебниках по цветоведению есть таблицы восприятия цветного рисунка на фоне, окрашенном в другой цвет. Это пример одновременного цветового контраста, который также учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении цветников.

Все теплые тона при дневном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, зрительно приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета, они даже несколько сгущаются при удалении.

На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темнолиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз:

  • 1-я фаза-ранняя весна (мартначало апреля), общий колорит парка серовато-черный;
  • 2-я фаза - весна (апрельначало мая), преобладают пурпурные, желто-зеленые тона слабой насыщенности и светлоты;
  • 3-я фаза - конец весны (май - начало июня), растения окрашиваются в нежные (средней светлоты) зеленые тона;
  • 4-я фаза - начало лета (июнь - июль), преобладают насыщенные зеленые тона;
  • 5-я фаза - конец и вторая половина лета (июль - август), характеризуется темно-зеленым колоритом;
  • 6-я фаза - осень (сентябрь - октябрь), преобладают желтые, красные тона разной насыщенности;
  • 7-я фаза - поздняя осень (ноябрь - декабрь), в это время насаждения имеют серовато-бурый (слабонасыщенный желтый колорит);
  • 8-я фаза - начало зимы (декабрь - январь) - слабонасыщенные, сине-фиолетовые, серые тона;
  • 9-я фаза - вторая половина зимы (февраль - март) с темно-серым колоритом.

С ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, па первый взгляд малозаметную среду общего колорита сада.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, ствола, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и раннеосеннее время цветовой гон определяется окраской ветвей и стволов.

В создании колористики малого сада одинаково важны и общий подход к цвету, и продуманность, отточенность в деталях. Что имеется в виду? Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона - все эти цвета занимают в саду должное место.

Мы уже говорили о динамике в окраске растений. Не так просто учесть этот фактор относительно статичной окраски сооружений и мощения, но, выбирая цвет здания (или учитывая существующий), старайтесь "включиться" в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что любой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от окраски фона.

Важно научиться оценивать цвет предмета по отношению к цвету окружения и к общему фону. Это даст возможность построить композицию так, чтобы фон не оказывал отрицательного, раздражающего воздействия.

Нужно также учитывать, что в сумерках соотношения цветов меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый - более отдаленных и глубоких. Заметим, что во многом эти эффекты зависят еще от загрязнения воздуха и насыщенности его водяными парами.

Сильнее всего "работают" цветовые контрасты. Например, при общем темном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона.

На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть отраженного света. Рядом с таким домом можно посадить барбарис, разбить цветник из красных цветов розы флорибунда, "выстелить ковер" из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное, насыщенное по цвету мощение.

Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки - красный, терракотовый), используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизо-серебристый лох.

Важна и окраска стен комнат домика, особенно откуда вы будете наблюдать свой сад. Садовый дизайн должен гармонировать с дизайном интерьера. Цветовой фон может дать и повторение общего тона зеленой окраски стен комнаты, и введение ярких контрастов.

Например, цвет обивки мебели может повторить гамму цветущих в саду растений. Так, серовато-зеленые оттенки листвы лоха или дерна пестролистного могут повториться в интерьере, в общем тоне обоев, но при этом нужно будет ввести цветовые акценты - яркие подушки на диване, занавески. Фиолетовой гамме обивки мебели в комнате будут вторить переливы цветущих флоксов; желтизне занавесок - отвечать золотистый всплеск цветков форзиции за окном.

Цвета ограды сада, покрытия дорожек и площадок должны включаться в общую цветовую гамму сада, а не разбивать ее, как это часто случается.

Представим себе, например, каким может быть цветовое соотношение дома и растений в случае, когда садовый домик, занимающий относительно большой объем и площадь сада, построен из дерева и окрашен в темные тона (коричневого цвета с белыми деталями - окна, двери, карниз) и имеет темно-коричневую крышу. На фоне стены эффектно будут выделяться светлая кора и зеленая листва небольшой группы берез. Дорожку к дому можно выложить из кирпича - ее подчеркнет рабатка из ромашек. Оформление дома завершит группа из нескольких кустов чубушника золотистолистного с его пахучими белыми цветами и постоянной нежно-желтой окраской листвы.

Совсем другим будет решение для садового домика, выполненного из силикатного кирпича или имеющего оштукатуренные белые стены. У входа можно посадить дерево с темной листвой - это может быть вишня или яблоня (в том числе красиво цветущая розовыми махровыми цветками яблоня Недзвецкого). Мощение из светлых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриженого кизильника блестящего с его темной листвой, которой вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Кусочек газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением - барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бывает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей либо куст парковых роз с нежно-карминной окраской цветков.

Китайская теория объемного цветового решения несколько отличается от привычной нам европейской. Согласно этой теории, человек так привык к цветовому решению природы, что питает отвращение к любому нарушению установленного порядка. Из этого следует, что при выборе цвета для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли - в оттенках глины, камней, гравия, песка, лесного гумуса и мха. Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах, где проход нежелателен. Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева - черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимствуют свои оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов.

Есть система, устанавливающая для любого сооружения один основной цвет. Все остальные цвета по отношению к основному будут его "сучьями, ветвями, листьями, цветами и плодами". При такой схеме можно ощутить связную органичную систему цвета, наподобие той, которой обладает дерево, горная местность, долина реки или любой элемент или объект природы.

В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии , которые помогут вам составить композиции из растений:

  • любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;
  • при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;
  • контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.

Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостными (сочетание различных яркостей, равных по цветности).

Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются контрастными (синий - оранжевый, желтый - фиолетовый, голубой - красный, зеленый - пурпурный).

Вообще же цветовой контраст - это преувеличение фактической разницы между одновременными ощущениями. Одновременным контрастом широко пользуются на практике для усиления кажущейся насыщенности цветов, помещая их по соседству с контрастными.

Контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый.

Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый.

К гармоничным (приятным глазу) цветовым сочетаниям относятся не только контрастные (красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый), но и нюансные сочетания, различаемые по светлоте в пределах одного определенного цвета (бледно-розовый - розовый - ярко-красный).

Если на хроматическом фоне поместить хроматический рисунок, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным фону цветом и воспринимается уже как новый.

Например, на красном фоне оранжевый цвет выглядит как желтый, желтый - зеленеет, а зеленый заметно голубеет. На ярко-зеленом фоне красный и синие цвета приобретают фиолетовый оттенок, желтый становится ближе к оранжевому.

Помимо гармоничных цветовых сочетаний существуют и дисгармоничные (негармоничные).

Негармоничные сочетания, например, красный и фиолетовый, синий и зеленый, красный и оранжевый, необходимо нейтрализовать ахроматическими цветами. Для этого на границе сочетания цветов вводят белый, серый, серебристый, редко - черный.