20.11.2023

Предотвращение допинга в спорте. Допинг-контроль. Антидопинговая политика в мире


Понятие «допинг» было введено в спорт в 1865 г. (по другим данным - значительно раньше) и долгое время связывалось со стимуляцией лошадей, участвующих в скачках.

Первоначально под допингом понималось использование субстанций, искусственно повышающих эффективность выступлений.

Допинг - это введение в организм человека любым путем вещества, чуждого этому организму, какой-либо физиологической субстанции в ненормальном количестве или какого-либо вещества неестественным путем для того, чтобы искусственно и нечестно повысить результат спортсмена во время выступления на соревнованиях1.

В медицинской литературе под допингом также понимается вещество, временно усиливающее физическую и психическую деятельность организма и запрещенное для применения спортсменами во время соревнований .

Легальное определение понятия «допинг в спорте» дано в ст. 26 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте.

Данное определение вполне согласуется с положениями Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте 2005 г., Конвенции против применения допинга, Всемирного антидопингового кодекса .

Согласно ст. 2 и 3 Всемирного антидопингового кодекса спортсмен сам ответствен за все, что попадает в его организм, а также за то, кому он доверяет свое здоровье. Такой принцип означает, что к спортсмену будет применена санкция в виде дисквалификации даже при отсутствии вины.

Допинг-контроль является комплексным мероприятием, при котором берутся пробы у спортсменов, осуществляется анализ в лаборатории. По итогам анализа проводится слушание, на котором принимается решение о наложении спортивной санкции или об отсутствии состава правонарушения.

При использовании спортсменом, в том числе однократном, допинговых средств и (или) методов, а также при нарушении антидопинговых правил по российскому трудовому законодательству спортивный клуб вправе расторгнуть с ним трудовой договор (ст. 348 ТК РФ).

Использование спортсменом допинга, а также склонение к его употреблению тренером и медицинским работником влечет ответственность. В разных странах такая ответственность варьируется от спортивной (дисквалификация), до административной и уголовной (например, в Италии, Франции, Испании) .

В ст. 26 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливается ответственность:

  • - за использование допинговых средств и (или) методов;
  • - за принуждение к использованию и пропаганду использования допинговых средств и (или) методов;
  • - за фальсификацию лекарственных средств и пищевых добавок посредством включения допинговых средств в их состав, реализацию таких лекарственных средств и пищевых добавок, а также за деятельность, направленную на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления, использования допинговых средств и местах их приобретения;
  • - физкультурно-спортивных организаций, спортсменов, тренеров, врачей и других специалистов за нарушение правил обязательного допингового контроля.

Несмотря на важность и актуальность вопросов противодействия допингу, борьбы за чистую игру, существует ряд сложностей, связанных с законодательным применением. Проиллюстрируем некоторые из них. Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) каждый год издает список запрещенных к использованию спортсменами веществ и новые версии так называемых стандартов: международного стандарта для лабораторий, международного стандарта для тестирований и международного стандарта для оформления терапевтических исключений. Вместе с тем ВАДА - это международная спортивная неправительственная организация, поэтому для синхронизации правил ВАДА с национальными государственными нормами необходимо утверждать указанные списки в каждом конкретном государстве.

Так, например, приказом Минспорта России от 16 апреля 2013 г. № 197 утверждены Перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте. Приказом Минспорта России от 2 октября 2012 г. № 267 утверждены Общероссийские антидопинговые правила.

В случае непризнания и неутверждения списков возникают сложности в применении санкций 1 .

Так, в 2008 г. анализы бельгийского велосипедиста Илье Кейесе (Iljo Keisse) дали положительный результат на наличие запрещенных веществ. Бельгийские власти встали на его защиту и не наложили санкции. Однако это решение было обжаловано в Спортивный арбитражный суд (САС) Международным союзом велосипедистов (UCI) и ВАДА, в результате чего он был дисквалифицирован на два года на международном уровне .

Кейесе успешно обжаловал это решение в Апелляционном суде Бельгии, в результате чего ему было разрешено продолжать соревнования в Бельгии.

Однако ВАДА продолжило дисквалификацию на международном уровне, и Кейесе было запрещено соревноваться за пределами бельгийской юрисдикции.

Кейесе вновь обратился в суд для принятия окончательного решения о применении судебного постановления, однако бельгийский суд отклонил его аргумент в полном объеме и он был вновь дисквалифицирован в Бельгии (в дополнение к уже имеющейся международной дисквалификации).

Учитывая тот период, когда он продолжал соревноваться в Бельгии, дисквалификация Кейесе в Бельгии была продлена по сравнению с международной дисквалификацией ВАДА .

Данная ситуация демонстрирует различные варианты отношения судебных властей к арбитражным решениям и доказывает, насколько сильна международная федерация, если она продолжает применять санкции, несмотря на то что они не принимаются национальными судами одной из европейских стран.

Еще одна проблема - это презумпция виновности за употребление допинга спортсменом.

Спортсмен, который подозревается в применении допинга, не может продолжать участие в соревнованиях и одновременно тренироваться и иным образом участвовать в спортивной деятельности, пока не будет окончен срок дисквалификации. Данную проблему уже обозначают как разновидность дискриминации в спорте, однако пока не предлагают эффективных методов ее решения.

Причем эта норма противоречит российскому трудовому законодательству: спортсмен, дисквалифицированный за допинг, не участвует в соревнованиях, однако не только вправе, но и обязан продолжать тренироваться и получать за это заработную плату.

Так, согласно ст. 348 5 ТК РФ в период отстранения спортсмена от участия в спортивных соревнованиях за допинг работодатель обеспечивает его участие в тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям с сохранением за ним части заработка.

Таким образом, проанализировав основные вопросы противодействия применению допинга в профессиональном спорте в зарубежных странах, можно утверждать, что в настоящее время создана автономная система управления и контроля, основными признаками которой являются наличие развитого законодательства и довольно жестких мер ответственности, презумпция виновности спортсмена и дополнительная ответственность вспомогательного персонала.

Также следует отметить наметившуюся положительную тенденцию к приведению российского законодательства по вопросам противодействия допингу в соответствие с международными стандартами.

Основной целью Конвенции против применения допинга, (вступила в силу для РБ 1 мая 2006) - снижения и в конечном счете искоренение допинга в спорте.

Определение и сфера применения Конвенции

Для целей настоящей Конвенции:

1) "допинг в спорте" означает введение спортсменами или применение ими различных видов фармакологических допинговых препаратов или методов допинга;

2) "виды фармакологических допинговых препаратов или методы допинга" с учетом нижеследующего пункта 2 означают типы допинговых препаратов и методы допинга, перечисленные в списках, одобренных группой по рассмотрению действия в соответствии со статьей 11.1 "b", и запрещенные международными компетентными спортивными организациями;

3) "спортсмены" означают лиц обоих полов, обычно принимающих участие в организованных спортивных мероприятиях.

Стороны координируют политику и деятельность своих правительственных и других заинтересованных государственных организаций, занимающихся борьбой против применения допинга в спорте.

Они следят за практическим применением Конвенции и, перепоручая в случае необходимости осуществление некоторых положений Конвенции какому-либо правительственному или неправительственному спортивному учреждению, избранному для этой цели, или спортивной организации.

Меры, направленные на ограничение доступности допинга и применения запрещенных допинговых препаратов и методов допинга:

1. В зависимости от каждого конкретного случая принимают законы, правовые положения или административные меры ограничения доступности допинга (и, в частности, положения, контролирующие перевозку, хранение, импорт, распространение и продажу), а также применения в спорте запрещенных препаратов и методов допинга и, в частности, анаболических стероидов.

2. В этих целях или при необходимости компетентные неправительственные организации определяют критерии предоставления государственных дотаций спортивным организациям для эффективного осуществления последними антидопинговых правил.

3. А также:

3.1.оказывают своим спортивным организациям помощь в финансировании антидопингового контроля и анализов либо путем предоставления прямых дотаций или субсидий, либо учитывая стоимость контроля и анализов при установлении общей суммы дотаций и субсидий, предоставляемых этим организациям;

3.2. принимают соответствующие меры для предотвращения предоставления в целях проведения тренировок дотаций из общественных фондов тем спортсменам, участие которых в соревнованиях было приостановлено вследствие обнаружения нарушений правил о допинге в спорте, на весь период отстранения от соревнований;

3.3 способствуют и в случае необходимости облегчают осуществление своими спортивными организациями антидопингового контроля, требуемого компетентными международными спортивными организациями как в период, так и вне соревнований;

3.4 способствуют и содействуют заключению между спортивными организациями соглашений, предусматривающих проведение допинг-контроля должным образом уполномоченными группами антидопингового контроля на территории других стран.

4. Оставляют за собой право по своей инициативе и под ответственность принимать антидопинговые правила и организовывать антидопинговый контроль при условии, что он согласуется с соответствующими принципами Конвенции.

Лаборатории

1) обязуется создавать или способствовать созданию на своей территории одной или нескольких лабораторий антидопингового контроля, которые могли бы быть признаны согласно критериям, принятым компетентными международными спортивными организациями и утвержденным группой по рассмотрению действий в соответствии с Конвенцией;

2) обязуется либо содействовать этим спортивным организациям в получении доступа к такой лаборатории на территории другой.

2. Данные лаборатории призваны:

a) принимать соответствующие меры по набору, трудоустройству, подготовке, переподготовке квалифицированных кадров;

б) проводить соответствующие программы исследований и разработок по допинговым веществам и по применяемым или вероятным методам допинга в спорте, а также в областях аналитической биохимии и фармакологии для получения лучшего представления о воздействии различных субстанций на человеческий организм и их влиянии на спортивные результаты;

в) оперативно публиковать и распространять новые данные, полученные в результате их исследований.

Информационно-просветительная деятельность

Стороны Конвенции обязуются разрабатывать и осуществлять в случае необходимости в сотрудничестве с заинтересованными спортивными организациями и с привлечением средств массовой информации образовательные программы и кампании, показывающие опасность для здоровья, связанную с допингом, и наносимый им ущерб этическим ценностям спорта. Эти программы и кампании обращены как к молодежи в школьных учреждениях и спортивных клубах и их родителям, так и к взрослым спортсменам, спортивным руководителям и деятелям и тренерам. Для лиц, работающих в области медицины, эти образовательные программы подчеркивают важность соблюдения медицинской этики.

Стороны обязуются поощрять и поддерживать в сотрудничестве с заинтересованными региональными, национальными и международными спортивными организациями исследования, связанные с разработкой программ физиологической и психологической тренировки, строящихся на научной основе и уважающих целостность человеческой личности.

Сотрудничество со спортивными организациями в отношении принимаемых ими мер.

Стороны Конвенции обязуются поощрять свои спортивные организации и через них международные спортивные организации в том, что касается разработки и применения всех надлежащих, относящихся к их компетенции, мер по борьбе с допингом в спорте.

С этой целью они призывают свои спортивные организации уточнять и согласовывать их соответствующие права, обязательства и обязанности, и, в частности, путем согласования:

a) антидопинговых правил на основе правил, принятых компетентными международными спортивными организациями;

б) списков фармакологической классификации допинговых веществ и запрещенных методов допинга на основе списков, принятых компетентными международными спортивными организациями;

в) методов антидопингового контроля;

г) дисциплинарных процедур, применяющих международно признанные принципы естественной справедливости и гарантирующих уважение основных прав спортсменов, на которых падает подозрение; к числу таких принципов, в частности, относятся следующие:

д) орган расследования должен быть отделен от дисциплинарного органа;

е) упомянутые лица имеют право на справедливое разбирательство и право юридической помощи или представительства;

ж) должны существовать четкие и применимые на практике положения, позволяющие подавать апелляцию против любого вынесенного решения;

з) процедуры применения эффективных санкций в отношении руководителей, врачей, ветеринаров, тренеров, физиотерапевтов и других руководителей или соучастников нарушений спортсменами антидопинговых правил;

и) процедуры взаимного признания временной дисквалификации и прочих санкций, вводимых другими спортивными организациями в самой стране или в какой-либо другой стране.

Кроме того, Стороны поощряют спортивные организации:

a) в проведении достаточного с точки зрения эффективности количества антидопинговых проверок не только в ходе соревнований, но и без предупреждения, в любой удобный момент, вне их; эти проверки должны осуществляться в условиях равенства для всех спортсменов и включать анализы, осуществляемые и повторно проводимые на спортсменах, отобранных в случае необходимости наугад;

б) заключать со спортивными организациями других стран соглашения, позволяющие подвергать спортсмена, тренирующегося в одной из этих стран, проверке, осуществляемой группой антидопингового контроля, наделенной необходимыми полномочиями в данной стране;

в) уточнять и согласовывать правила, касающиеся допуска спортсменов к соревнованиям и включающие антидопинговые критерии;

г) поощрять спортсменов активно участвовать в борьбе с допингом, проводимой международными спортивными организациями;

д) полно и эффективно использовать как во время спортивных соревнований, так и вне их оборудование, предоставленное в их распоряжение для антидопингового анализа в лабораториях, упомянутых в статье 5;

е) разрабатывать научные методы тренировки и руководящие принципы, предназначенные для защиты спортсменов любого возраста, с учетом специфики каждого конкретного вида спорта.

Международное сотрудничество

Стороны тесно сотрудничают между собой в областях, подпадающих под действие настоящей Конвенции, и поощряют аналогичное сотрудничество между своими спортивными организациями.

2. Стороны обязуются:

a) поощрять свои спортивные организации и содействовать применению положений настоящей Конвенции в рамках всех международных спортивных организаций, в которые они входят, в частности, путем отказа регистрировать мировые или региональные рекорды, не сопровождаемые отрицательными результатами официальной антидопинговой проверки;

б) поощрять сотрудничество между персоналом их лабораторий по антидопинговому контролю, созданных или уже функционирующих в соответствии со статьей 5; и

в) устанавливать двустороннее и многостороннее сотрудничество между их органами, властями и компетентными организациями, с тем чтобы и в международном плане достигнуть целей, определенных статьей 4.1.

3. Стороны, располагающие созданными лабораториями или уже функционирующими в соответствии с критериями, определенными в статье 5, обязуются помогать другим Сторонам в приобретении опыта, компетенции, навыков, которые необходимы им для создания своих собственных лабораторий.

Передача информации

Каждая Сторона передает Генеральному секретарю Совета Европы на одном из официальных языков Совета Европы всю необходимую информацию в отношении принятых законодательных и других мер, направленных на соблюдение положений настоящей Конвенции.

В целях Конвенции учреждается группа по рассмотрению действия.

Любая Сторона может быть представлена одним или несколькими делегатами. Каждая Сторона имеет один голос.

Любое государство, для которого имеет место момент подписания или момент передачи своего документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении может указать территорию или территории, к которым будет применяться Конвенция и еще не являющееся участником настоящей Конвенции, может направить в группу своего наблюдателя.

Группа на основе единогласно принятого решения может пригласить любое государство, не являющееся членом Совета Европы и не присоединившееся к Конвенции, а также любую спортивную или профессиональную организацию направить наблюдателя на одно или несколько своих заседаний.

Группа созывается Генеральным секретарем. Первое заседание группы проводится в кратчайшие сроки и в любом случае не позднее одного года со дня вступления в силу Конвенции. Впоследствии по инициативе Генерального секретаря или одной из Сторон группа проводит заседание по мере необходимости.

Большинство Сторон составляют кворум, необходимый для проведения совещания группы по рассмотрению действия.

Заседания группы являются закрытыми .

С учетом положений настоящей Конвенции группа устанавливает собственные правила процедуры и принимает их консенсусом.

Группа по рассмотрению действия призвана наблюдать за выполнением Конвенции. В частности, группа может:

a) проводить на постоянной основе обзор положений настоящей Конвенции и в случае необходимости рассматривать изменения;

б) утверждать возможные изменения и перечень фармакологических классов допинговых средств и методов, запрещенных компетентными международными организациями; а также критерии аккредитации лабораторий и любые возможные изменения, принятые вышеперечисленными организациями, а также устанавливать дату вступления в силу принятых решений;

в) проводить консультации с соответствующими спортивными организациями;

ж) вносить любое предложение, направленное на повышение действенности настоящей Конвенции.

Для выполнения стоящих перед ней задач группа по рассмотрению действия может по собственной инициативе предусматривать проведение совещаний групп экспертов.

После каждого заседания группа по рассмотрению действия передает в Комитет министров Совета Европы доклад о своей работе и действии Конвенции.

Поправки к статьям настоящей Конвенции могут быть предложены одной из Сторон, Комитетом министров Совета Европы или группой по рассмотрению действия.

Любое предложение о поправке сообщается Генеральным секретарем Совета Европы государствам, упомянутым в Конвенции, и любому государству, которое присоединилось или которому было предложено присоединиться к настоящей Конвенции в соответствии с положениями Конвенции..

Любая поправка, предложенная одной из Сторон или Комитетом министров, сообщается группе по рассмотрению действий, по крайней мере, за два месяца до совещания, на котором эта поправка должна рассматриваться. Группа представляет Комитету министров свое мнение по предлагаемой поправке в случае необходимости после консультаций с компетентными спортивными организациями.

Комитет министров рассматривает предлагаемую поправку, а также любое мнение, представленное группой по рассмотрению действия, и может принять поправку.

Любая поправка, принятая в соответствии Конвенцией, вступает в силу в первый день месяца, следующего за истечением одномесячного срока после даты, на которую все Стороны информировали Генерального секретаря о принятии ими вышеупомянутой поправки.

В борьбе с допингом международные и национальные спортивные федерации, а также и государства применяют различные формы и методы, а именно: правовые – посредством принятия нормативных правовых актов; организационные – создание и наделение специальными юрисдикционными полномочиями соответствующих органов; финансово-экономические.

В совокупности это позволяет применять: запретительные меры воздействия, носящие предупредительный (профилактический) характер; пресекательные меры воздействия; в зависимости от тяжести совершенного лицом правонарушения (деликта) в виде проступка (дисциплинарного, гражданско-правового) или преступления – к виновному в соответствии с установленной процедурой могут применяться различные меры юридического воздействия, в том числе и в виде дисквалификации.

Правоприменительными полномочиями наделяются национальные и международные спортивные органы (федерации, спортивные инстанции) и государственные структуры (судебные и правоохранительные). Например , в феврале 2013 г. ФИФА дисквалифицировала до 21 января 2015 г. игрока сборной Перу по футболу Жоэля Санчиса за допинг, который у него нашли после матча отборочного турнира к чемпионату мира-2014. В октябре 2012 г. после матча против сборной команды Боливии (1:1) у Санчиса нашли запрещенный препарат – метилгексанамин, который входит в состав некоторых БАД и оказывает стимулирующее воздействие на организм, повышая способность к концентрации и работоспособность.

Кроме того, уличенные в допинге лица несут весьма солидные имиджевые и финансовые потери в виде прекращения спонсорства и разрыва рекламных контрактов. Так, японская автомобильная компания Nissan решила свернуть свою маркетинговую активность в велосипедном спорте. Nissan отказался от титульного спонсорства команды "Трек", которой владеет одноименный производитель велосипедов. Логотип японской компании больше не будет размещаться на экипировке велогонщиков этой команды. Эксперты связывают это с громким допинговым скандалом, разгоревшимся вокруг семикратного победителя престижнейшей велогонки Тур де Франс американского велогонщика Лэнса Армстронга, который под грузом неопровержимых улик признался в многолетнем применении допинга. Это сильно ударило по имиджу всего профессионального велоспорта.

В Закон о физической культуре и спорте были внесены изменения , направленные на дальнейшее совершенствование механизмов противодействия использованию допинговых средств и методов в спорте. В частности, введено законодательное определение понятия "допинг", под которым в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте.

Нарушением антидопингового правила являются одно или несколько нарушений и, в частности: наличие запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой в соревновательный период или во внесоревновательный период из организма спортсмена, а также из организма животного, участвующего в соревновании; отказ спортсмена явиться на взятие пробы; фальсификация элемента допинг-контроля; обладание запрещенными субстанциями и (или) запрещенными методами без разрешения на их терапевтическое использование, выдаваемого в соответствии с Международным стандартом ВАДА; использование или попытка использования запрещенной субстанции в отношении спортсмена.

Законом предусмотрено расширение перечня мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним. Кроме того, определены полномочия федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта в целях реализации мер по предотвращению допинга. Регламентированы обязанности общероссийских спортивных федераций и организаторов спортивных мероприятий но предотвращению допинга в спорте. Законодательно закреплен правовой статус общероссийской антидопинговой организации и определены ее полномочия.

Стимулированию принадлежит важная роль в достижении искомого результата во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области спортивных достижений. Организаторы соревнований заблаговременно объявляют о сумме вознаграждения для победителя и других призеров. Национальные федерации для дополнительного стимулирования своих спортсменов также объявляют о сумме выплаты за призовые места. Это является определенным сдерживающим фактором для возможности применения спортсменами запрещенных стимулирующих средств.

В США с 1984 г. олимпийские премии для всех спортсменов на протяжении долгих лет оставались неизменно символическими: 25, 15 и 10 тыс. долл, за золото, серебро и бронзу. К летним Олимпийским Играм в Лондоне 2012 г. эти суммы, благодаря специальному национальному фонду, были увеличены соответственно до 250, 150 и 100 тыс. долл.

Ранее в Канаде не поощряли денежными премиями своих олимпийских призеров. Считалось высшей наградой выступать за национальную команду. Это правило действовало до декабря 2009 г. Затем назначили денежное вознаграждение за олимпийские медали – 20, 15 и 10 тыс. канадских долл.

Казахстан, оставшийся без олимпийских медалей в Турине-2006, решил значительно усилить стимулирование призеров олимпиады. Чемпионам предназначалось 250 тыс. долл., вторым призерам – 150 тыс. долл, и 75 тыс. долл. – за третье место.

Украина выделила для своих олимпийцев-призеров 140 тыс. долл, за золото, 100 тыс. долл, за серебро и 70 тыс. долл, за бронзу. Такие же суммы получают и их тренеры.

Эстонские олимпийцы получают от государства 100 тыс. евро за первое место, 70 тыс. – за второе и 45 – за третье. Тренеры победителей и призеров Олимпиады получат вознаграждение в размере половины от суммы, которая полагается их воспитанникам. В Латвии олимпийскому чемпиону государство выделяет 50 тыс. долл., вице-чемпиону – 25 и 15 – бронзовому призеру.

В Норвегии, Северной Корее, Швеции, Новой Зеландии и еще в ряде стран не принято платить спортсменам за олимпийские награды. Они сражаются за престиж страны и могут рассчитывать только на памятные значки-грамоты, а также щедрость спонсоров.

За победы в других престижных международных соревнованиях государства также щедро стимулируют своих спортсменов. Например, в случае победы на чемпионате мира по футболу в ЮАР (2010) каждому из игроков национальными футбольными федерациями было обещано: сборной Испании – по 550 тыс. евро; сборной Аргентины – по 520 тыс. евро; сборной Англии – по 470 тыс. евро; сборной Германии – по 250 тыс. евро .

Совсем другой уровень призовых определен в шахматах, значительно уступающим в популярности таким игровым видам спорта, как футбол, хоккей, баскетбол. Членам сборной мужской команды России по шахматам за победу в шахматной Олимпиаде 2010 г. в соответствии с заключенным контрактом должны были заплатить по 50 тыс. долл, каждому игроку, за второе место – по 25 тыс. и за третье – по 15 тыс. Членам сборной женской команды России по шахматам за первое место предусмотрено было заплатить по 25 тыс. долл., за второе – по 12 тыс. и за третье – по 8 тыс. долл .

Несмотря на значительное увеличение призового фонда, годовые бюджеты ведущих российских шахматистов по-прежнему продолжают оставаться в несколько раз меньше бюджетов таких шахматистов, как Виши Ананд (Индия), Магнус Карлсен (Норвегия), Веселии Топалов (Болгария).

Для российских олимпийцев размер вознаграждений за призовые места постоянно увеличивается. В Ванкувере-2010 по сравнению с зимними Олимпийскими играми в Турине они возросли для спортсменов в три раза, а для паралимпийцев – почти в 30 раз. Российским олимпийцам, ставшим золотыми, серебряными и бронзовыми призерами зимней Олимпиады в Ванкувере-2010, в качестве поощрения государство гарантировало соответственно напрямую 100, 60 и 40 тыс. евро.

Помимо этого спортсмены, ставшие призерами, получают дополнительное вознаграждение от своих федераций (до 100 тыс. долл.), региональных органов государственной власти, спортивных клубов и частных спонсоров. Некоторые губернаторы олимпийским призерам выделяют бесплатные квартиры, земельные участки или вкладывают финансовые средства в создание спортивных школ имени прославленных земляков. Кроме того, от Фонда поддержки олимпийцев каждый призер Олимпиады получает по автомобилю ценой около 3 млн руб.

Рейтинг российских олимпийцев, ставших призерами зимней Олимпиады в Ванкувере-2010 по сумме полученных премиальных от государства, федераций и регионов без учета спонсорских премиальных сумм и обязательного для каждого призера автомобиля, выглядел следующим образом.

  • 1. Ольга Зайцева (биатлон). Призовые: 15,3 млн руб. Медали: золото и серебро.
  • 2. Евгений Устюгов (биатлон). Призовые: 11,1 млн руб. Медали: золото и бронза.
  • 3. Никита Крюков (лыжные гонки). Призовые: 8 млн руб. Медаль: золото.
  • 4. Анна Богалий-Титовец, Ольга Медведцева, Светлана Слепцова (биатлон, эстафета). Призовые: 7,5 млн руб. Медаль: золото.
  • 5. Иван Скобрев (конькобежный спорт). Призовые: 6,3 млн руб. Медали: серебро и бронза.
  • 6. Александр Панжинский (лыжные гонки). Призовые: 4,8 млн руб. Медаль: серебро.
  • 7. Евгений Плющенко (фигурное катание). Призовые: 4 млн руб. Медаль: серебро.
  • 8. Иван Черезов, Максим Чудов, Антон Шипулин (биатлон, эстафета). Призовые: 3,25 млн руб. Медаль: бронза.
  • 9. Екатерина Илюхина (сноуборд). Призовые: 3 млн руб. Медаль: серебро.
  • 10. Оксана Домнина и Максим Шабалин (парное фигурное катание). Призовые: 2,5 млн руб. Медаль: бронза.
  • 11. Николай Морилов и Алексей Петухов (лыжные гонки). Призовые:
  • 2.5 млн руб. Медаль: бронза.
  • 12. Наталья Коростелева и Ирина Хазова (лыжные гонки). Призовые:
  • 2.5 млн руб. Медаль: бронза.
  • 13. Алексей Воевода и Александр Зубков (бобслей). Призовые: 2,1 млн руб. Медаль: бронза.
  • 14. Александр Третьяков (скелетон). Призовые: 2 млн руб. Медаль: бронза.

В сезоне-2010 в структуре медицинского комитета РФС был создан совет комиссаров, уполномоченный на взятие допинг-проб у игроков футбольных клубов премьер-лиги в шесть раз больше по сравнению с 2009 г. Пробы берутся не только выборочно у отдельных игроков, но и у всей команды. Процедуру проверки на допинг проводят три человека: комиссар РФС, представитель антидопингового агентства и врач команды. Ранее эту работу поручали выполнять одному врачу футбольной команды.

5 ноября 2010 г. в штаб-квартире Международной федерации лыжных видов спорта (далее в данной главе – FIS) в Оберхофен-ам-Тунерзее (Швейцария) состоялось заседание Антидопинговой комиссии FIS, на которой был рассмотрен отчет Ассоциации лыжных видов спорта России (далее в данной главе – АЛВСР) о борьбе с допингом. После этого комиссия рекомендовала запланированному на следующий день Совету FIS снять или ужесточить санкции в отношении АЛВСР, вынесенные 2 июня 2010 г. на 47-м конгрессе FIS в турецкой Анталье. Максимальная мера – приостановка членства АЛВСР в FIS на период до четырех лет. Это означало бы, что на домашних Играх в Сочи-2014 не смогли выступить сборные России сразу по шести видам спорта – лыжным гонкам, прыжкам на лыжах с трамплина, лыжному двоеборью, горнолыжному спорту, сноуборду и фристайлу. Было принято решение о наложении на АЛВСР денежного штрафа.

В сентябре 2011 г. WAD А утвердило новый список запрещенных веществ и методов на 2012 г. на заседании исполнительного комитета в Лозанне (Швейцария), организованном МОК . Он является обязательным документом для всех организаций, которые приняли всемирный антидопинговый кодекс. Новый список вступил в силу с 1 января 2012 г.

Список запрещает все бета-2 агонисты, за исключением сальбутамола (максимум 1600 мкг в течение 24 ч), салметерола, а теперь и формотерола (максимально 36 мкг в течение 24 ч). Не нашел своего решения вопрос о бета-2 агонистах. Он по-прежнему будет в центре внимания научно-исследовательской деятельности WADА для того, чтобы гарантировать, что введение больших доз этих веществ запрещено, но необходимо для надлежащего ухода и лечения астматических заболеваний у спортсменов.

Па Олимпиаде-2012 в Лондоне планировалось применять новый шведский метод по выявлению запрещенных препаратов в крови. Он был разработан при содействии ВАДА и является недорогостоящим, эффективным и простым в применении по сравнению с уже имеющимися. Если ранее надо было ждать результат в течение трех суток, то этот метод позволяет определить итоговый результат уже через сорок минут .

24 мая 2012 г. в Москве состоялась вторая Общероссийская научно-практическая конференция на тему: "Допинг в спорте: риски, противодействие, профилактика". Мероприятие было организовано Российским антидопинговым агентством совместно с Минспорттуризма России, Общероссийской общественной организацией "Лига здоровья нации" и Комиссией Общественной палаты РФ по здоровью нации, развитию спорта и туризма. Infox.ru провел прямую трансляцию конференции на этой странице, ее можно посмотреть в записи в любое удобное время.

Антидопинговое сообщество сегодня вынуждено признать, что современная антидопинговая система до сих пор еще недостаточно эффективна. В спортивной практике постоянно появляются новые субстанции, способствующие улучшению спортивных результатов, обнаружить которые с помощью традиционных методов становится все сложнее. Недостаточную эффективность действующей антидопинговой системы можно преодолеть, объединив усилия антидопинговых организаций и разработав новые механизмы борьбы с допингом в спорте.

Такими механизмами могут быть биологический паспорт спортсмена, целевое тестирование, сотрудничество с правоохранительными органами, максимально эффективное использование информационных ресурсов при планировании тестов и др.

Биологический паспорт спортсмена представляет собой систему сбора и обработки информации о биологических параметрах спортсмена, изменения в которых косвенно свидетельствуют об использовании запрещенных препаратов или запрещенного метода.

В России благодаря усилиям Российского антидопингового агентства "РУСАДА" уже с 2010 г. используется биологический паспорт спортсмена. Известно, что эритропоэтин можно "ловить" только несколько дней, а переливание собственной крови вообще тяжело обнаружить. Паспорт позволяет разработать для спортсмена "легенду", что и в какие сроки происходило в прошлом с его организмом. Путем мониторинга и сбора информации строится прогноз о том, как именно запрещенная субстанция использовалась, и в нужный момент это выявляется путем прямого тестирования. Биологический паспорт выполняет и карательную функцию, выражающуюся в том, что ряд его показателей может быть использован для применения дисциплинарных мер.

Программа биологического паспорта спортсмена разрабатывается с 2002 г. С 1 декабря 2009 г. было одобрено "Руководство по созданию и использованию биологического паспорта спортсмена". После этого все антидопинговые организации получили возможность использовать в своей работе программу биологического мониторинга.

Концепция паспорта основана на знании эффектов и побочных эффектов действия препаратов в медицинской практике. В отличие от обычного допинг-контроля постоянный мониторинг дает возможность косвенного выявления допинга. Большее внимание уделяется выявлению следов присутствия субстанции в организме спортсмена. Обычно эффект воздействия субстанции на организм наблюдается значительно дольше, чем присутствие самой субстанции, которая может быть быстро выведена из организма. Допинг применяется по-разному, зачастую длительным курсом, когда препарат вводится неделями и даже месяцами. Паспорт состоит из трех модулей: гематологического, стероидного и эндокринного.

Гематологический модуль посвящен параметрам крови и позволяет отследить влияние на ее кислородную емкость. В специальную компьютерную программу заносятся все показатели крови спортсмена (гемоглобин, ретикулоциты, гематокрит и др.), индивидуальные данные человека (пол, возраст, национальность и др.), на основании которых программа устанавливает границы физиологических значений параметров крови для данного спортсмена.

Второй модуль – стероидный . Принцип его действия такой же – оценить влияние стероидов на функциональные возможности человека при помощи отслеживания и контроля определенных маркеров. Все это касается и эндокринного модуля: здесь оценивается влияние на эндокринную систему в целом, в большей степени это связано с сомато- тропным гормоном.

В настоящий момент в действие введен только гематологический (кровяной) модуль биологического паспорта.

В начале июля 2012 г. впервые в России по данным биологического паспорта Всероссийская федерация легкой атлетики приняла решение о двухлетней дисквалификации трех известных легкоатлеток: 29-летней Евгении Зинуровой – чемпионки Европы 2011 г. на 800 м в помещении; 31-летней Наили Юламановой – чемпионки Европы 2010 г. в марафоне; 33-летней Светланы Клюки – 2-е место на чемпионате Европы 2006 г. и 4-е место на Олимпийских играх в Пекине па 800 м.

Олимпийские игры-2012 в Лондоне, как и ожидалось, в целом были признаны чистыми от употребления допинга. На начало последнего соревновательного дня Игр в употреблении запрещенных препаратов были уличены 11 спортсменов. Особенностью является то, что теперь отрицательные допинг-пробы, взятые в Лондоне-2012, впоследствии могут быть признаны положительными в течение восьми лет – по мере усовершенствования оборудования, позволяющего выявить в анализах запрещенные стимуляторы. Таким образом, вплоть до 2020 г. призеры летних Олимпийских игр 2012 г. могут быть уличены в употреблении допинга и лишены наград.

  • См.: Зарудный П. Мяч на троих не делится // Российская газета. 2010. 3 июня.
  • См.: Васильев Ю. Илья Левитов: "Мы не впереди паровоза, мы его догоняем" // Спорт-Экспресс. 2010. 17 сент.
  • См.: РИА Новости. 2011. 17 сент.
  • См.: Допинг // Спорт-Экспресс. 2012. 27 апр.
  • Цит. по: Рерих Е. Клюгин Сергей: "Чтобы высоко прыгать, Ухову нужен кураж" // Спорт-Экспресс. 2012. 25 авт.
  • Читайте также:
    1. Автоматизированные системы обработки информации и управления на автомобильном транспорте.
    2. Вопрос 3. Правила поведения и способы выживания людей при авариях и катастрофах на транспорте.
    3. Инвестиции во внеоборотные активы на железнодорожном транспорте.
    4. Методика ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ на железнодорожном транспорте.
    5. Множественный доступ с контролем несущей и предотвращением коллизий
    6. Направление использования чистой прибыли и дивидендная политика на железнодорожном транспорте.
    7. Особенности регулирования трудовых отношений в профессиональном спорте.
    8. Осуществление мероприятий, направленных на предотвращение возникновения работ, выявленных с нарушением
    9. Порядок признания доходов от перевозок на железнодорожном транспорте. Обработка перевозочных документов.

    Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним осуществляются в соответствии с Положением об антидопинговых правилах Республики Беларусь, иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, а также с учетом решений Международного олимпийского комитета, Всемирного антидопингового агентства, иных международных спортивных организаций.

    Меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним включают:

    Обеспечение проведения всех этапов допинг-контроля;

    Установление ответственности спортсменов, тренеров, иных лиц за допинг в спорте;

    Проведение антидопинговой пропаганды, в том числе путем организации лекций, семинаров и в иных формах;

    Осуществление международного сотрудничества по вопросам предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним;

    проведение научных исследований, осуществление иных мер (проведение мероприятий), направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним.

    Допинг-контроль в современном спорте начался с 1968 года (с олимпиады в Мехико) и совершенствуется год от года, как впрочем, и спортивная фармакология.

    Под допинг-контролем понимается регламентированный процесс, включающий планирование проведения тестов, взятие проб и обращение с ними, лабораторный анализ проб, послетестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций.

    К допинг-контролю могут привлекаться спортсмены независимо от их пола, возраста, уровня мастерства и места жительства, животные, участвующие в спортивных соревнованиях, в порядке и на условиях, установленных Положением об антидопинговых правилах Республики Беларусь.

    Допинг-контроль спортсменов – членов национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, учащихся средних школ – училищ олимпийского резерва и специализированных по спорту классов учреждений общего среднего образования, спортсменов – учащихся специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде обособленных структурных подразделений, животных, участвующих в спортивных соревнованиях, осуществляемый по решению Национального антидопингового агентства, проводится за счет средств республиканского бюджета. Допинговый контроль спортсменов – членов национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта проводится за счет средств республиканского бюджета.



    Организаторы спортивных мероприятий обязаны оказывать содействие организациям, осуществляющим допинг-контроль, и обеспечивать условия для проведения допинг-контроля.

    Принятый у нас в стране регламент организации и проведения процедуры допинг-контроля полностью соответствует требованиям Медицинской комиссии МОК. Процедура допинг-контроля состоит из следующих этапов: отбор биологических проб для анализа, физико-химическое исследование отобранных проб и оформление заключения, наложение санкций на нарушителей.

    Во время соревнований, спортсмен получает уведомление о том, что согласно правилам, он должен пройти допинг-контроль. В обязательном порядке допинг-контроль проходят победители, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места, а также по решению комиссии один из несколько спортсменов, не занявших призовых мест (они выбираются по жребию). После выступления, указанные спортсмены направляются в комнату допинг-контроля. Здесь спортсмен сам выбирает емкость для сбора пробы мочи на анализ. Затем, в присутствии наблюдателя происходит сдача пробы мочи. (Наблюдатель следит за тем, чтобы не было фальсификации пробы). После сдачи пробы, на сосуд наклеивается номер, который также выбирает сам спортсмен. После этого, полученная биологическая проба делится на две равные части - пробы А и В, которые опечатываются и им присваивается определенный код. Таким образом, фамилия спортсмена, не упоминается ни на каком из рабочих этапов (для соблюдения полной анонимности). Копии кодов наклеивают на протокол допинг-контроля. Затем пробы упаковывают в контейнеры для перевозки и отвозят в лабораторию допинг-контроля. Перед подписанием протокола допинг-контроля спортсмен обязан сообщить комиссии названия всех лекарств, которые он принимал перед соревнованием (т.к. некоторые лекарства содержат запрещенные средства в минимальных количествах, например, солутан). После подписания протокола допинг-контроля спортсмену остается только ожидать результатов анализа. Согласно регламенту проведения допинг-контроля анализу подвергается проба А, причем не позднее, чем через 3 суток после взятия биологической пробы. В случае обнаружения в ней запрещенных препаратов, вскрывается и анализируется проба В. При вскрытии пробы В может присутствовать либо сам спортсмен, либо его доверенное лицо. Если в пробе В также обнаруживаются запрещенные средства, то спортсмен подвергается соответствующим санкциям. Если же в пробе В не обнаруживают запрещенного препарата, то заключение по анализу биопробы А признается недостоверным и санкции к спортсмену не применяются.



    Отказ спортсмена от прохождения допинг-контроля или попытка фальсифицировать его результат рассматриваются как признание им факта применения допингов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Фальсификация результатов допингового контроля заключается в различного рода манипуляциях, направленных на искажение его результатов. К попыткам фальсификации спортсмены могут прибегать, когда они заведомо уверены в положительном результате анализа биологических проб на допинг. При этом возможны попытки подмены мочи (катетеризация и введение в мочевой пузырь чужеродной, заведомо свободной от запрещенных препаратов мочи, или имитирующей мочу жидкости; использование микроконтейнеров; умышленное загрязнение мочи ароматическими соединениями, затрудняющими идентификацию допингов). К запрещенным манипуляциям относят также специальные хирургические операции (например, подшивание под кожу ткани плаценты). Применяемые для определения допинга физико-химические методы анализа биологических проб мочи (хроматографические, массоспектрометрические, радиоимунные, иммуноферментные и др.) весьма чувствительны и включают компьютерную идентификацию допинговых препаратов и их производных. Они позволяют с высокой точностью определять, все применявшиеся спортсменом, препараты, в том числе использованные в течение последних недель и даже месяцев. Кроме того, отработаны методики, определяющие так называемый «кровяной допинг», т.е. переливание спортсмену собственной или чужой крови перед стартом.

    Если раньше допинг-контроль проходили только высококвалифицированные спортсмены и только во время ответственных международных и внутренних соревнований, то сейчас такой контроль проводится не только в соревновательном периоде, но и во время тренировочных занятий; причем тестированию на допинг подлежат все занимающиеся спортом лица, независимо от их спортивной принадлежности.

    Спортивные результаты, достигнутые с использованием запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов признаются недействительными организаторами спортивных соревнований.

    Спортсмены, тренеры, иные специалисты, а также животные, участвующие в спортивных соревнованиях, за допинг в спорте подлежат спортивной дисквалификации.

    Ключевые слова: допинг, профилактика

    Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические подходы к предотвращению допинга в спортивной среде, принципы профилактической деятельности, специфика профилактики в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями.

    Contemporary approaches to doping prevention in sports

    Shelkov O. M., PhD, Professor, Director. Federal State Budget Institution «St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture»

    Dr. Gretsov A. G., Ed. D., Assistant Professor. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

    Badrak K. A., PhD, Federal State Budget Institution «St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture»

    Shelkova L. N., PhD, Assistant Professor. Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

    Keywords: doping, prevention

    Abstract. This article addresses psychological and pedagogical approaches to the prevention of doping in sports environment, principles of anti-doping education, and specific aspects of prevention in sports for individuals with intellectual disabilities

    Активность антидопинговой пропаганды в последние годы стабильно возрастает, однако проблема допинга продолжает оставаться крайне актуальной. По данным Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), сегодня в мире допинговые препараты употребляют 15,5 млн. человек, из которых только 35 % являются профессиональными спортсменами. Таким образом, проблема вышла за пределы большого спорта, а ее обострению способствует высокодоходная индустрия «боди-имиджа», пропагандирующая запрещенные препараты как способ улучшения физической формы, снижения веса, повышения уровня активности.

    В настоящее время существуют две тенденции, направленные на решение проблемы допинга:

    2) полная или частичная легализация допинга.

    В Российской Федерации интенсивно развивается сотрудничество с международными организациями, межгосударственными объединениями, коалициями. Главная идея, формирующая этот путь, гласит - «допинг ставит под угрозу этические принципы и воспитательные ценности, закрепленные в Международной хартии физического воспитания и спорта ЮНЕСКО и Олимпийской хартии» (Международная Конвенция о борьбе с допингом в спорте, 1989). Антидопинговая политика рассматривается и в документах Организации объединенных наций.

    Главным организующим и контролирующим институтом мирового спортивного движения по борьбе с допингом является Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), которое и определяет общие правила. Одним из важнейших направлений в работе ВАДА является проведение научных исследований и разработка новейших методов для борьбы с допингом. Образовательные программы признаны обязательной частью деятельности всех антидопинговых организаций.

    Одним из направлений деятельности организаций, занимающихся проблемами борьбы с применением допинга в спорте, является выпуск и распространение различных справочных и методических материалов, призванных оказать помощь в проведении профилактической работы. Они составляются на основании документов, регламентирующих образовательную деятельность по борьбе с допингом в спорте.

    В то же время, само по себе наличие программных и методических материалов не позволит полностью решить проблему формирования zero tolerance - нулевой терпимости к допингу. Как показали последние исследования, проблемы такого плана наиболее эффективно могут быть решены при помощи применения гуманитарных технологий, в первую очередь, рефлексивного вида.

    Обобщая российский и мировой опыт, можно выделить несколько подходов к профилактике негативных социальных явлений:

    1) информационный подход: распространение сведений о негативных последствиях употребления допинга для личности и общества, деструктивном характере и опасности такого поведения;

    2) трактовка допинга как следствия проблемности и неразвитости эмоциональной сферы; направленность профилактических мероприятий на выработку навыков рефлексии и саморегуляции, развитие так называемого «эмоционального интеллекта»;

    3) трактовка применения запрещенных препаратов как последствия отсутствия важных жизненных навыков, неумения конструктивно справляться с проблемами и достигать поставленных целей другими путями; направленность профилактических мероприятий на формирование таких умений и навыков;

    4) акцент на влиянии социальных факторов. Профилактические программы в рамках этого подхода направлены на выработку умения противостоять негативному влиянию социального окружения, нормализацию отношений детей и подростков со сверстниками и с взрослыми;

    5) укрепление в глазах молодежи ценности здоровья как источника жизненного благополучия, формирование потребности в поддержании здорового образа жизни;

    6) приобщение молодежи к видам деятельности и к жизненным ценностям, несовместимых с употреблением запрещенных препаратов.

    Модели различных форм физкультурно-спортивной деятельности при организации первичной профилактики применения допинга среди подростков и молодежи состоят из следующих компонентов: психофизический компонент; антидопинговая пропаганда; подготовка спортивно-педагогических кадров.

    Для организации профилактической деятельности необходимо хорошо знать те структурные компоненты, из которых она состоит. С этой точки зрения в обучении, как и в других видах деятельности, выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-операционный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.

    Учет имеющихся особенностей определил основные принципы реализации организационно-педагогической системы, применение которых необходимо для развития физической культуры личности, формирования ценности здорового образа жизни.

    Основными принципами построения системы физкультурно-профилактической работы должны стать: 1) непрерывность; 2) целостность; 3) личностно ориентированный характер системы.

    Как показала практика, исключительно перспективным направлением деятельности по предотвращению использования допинга в спорте являются разработка и внедрение педагогических, организационно-управленческих, спортивно-массовых, информационно-пропагандистских и иных моделей физкультурно-профилактической работы в молодежной среде на основе олимпийского образования. Актуальность и огромный воспитательный потенциал олимпийского образования в настоящее время признаны во всем мире.

    Наибольшую трудность в реализации эффективных методов и технологий антидопинговой работы представляет контингент спортсменов с интеллектуальными (ментальными) нарушениями.

    Основные ограничения познавательной деятельности лиц с интеллектуальными нарушениями состоят в следующем:

    1) понятия не могут быть осмыслены в обобщенном, абстрактном ключе: любое понятие сводится к конкретному, единичному образу либо предмету, либо знакомой по личному опыту ситуации; такой человек мыслит не обобщенными логическими категориями, а частными фактами;

    2) размышляя о какой-либо ситуации или осмысливая процесс, человек может единовременно принять в расчет только один его аспект; мышление протекает линейно, известные факты анализируются последовательно один за другим, но, оказывается, практически невозможно принять в расчет сразу несколько из них;

    3) любые рассуждения проецируются на конкретные, единичные факты, прежде всего - лично знакомые человеку по собственному жизненному опыту;

    4) мировосприятие центрировано на личной позиции; необходимость мысленно встать на место другого человека, посмотреть на ситуацию его глазами вызывает серьезные затруднения или, оказывается, полностью невозможна;

    5) предметы, явления и высказывания воспринимаются буквально, в их непосредственной данности. В частности, это проявляется в том, что лица с интеллектуальными нарушениями почти не понимают смысл иносказаний (например, если их просят объяснить смысл поговорки, в которой упоминаются животные, они и отвечают, что речь идет о животных);

    6) выводы о причинно-следственных связях делаются не на основе логического анализа взаимной обусловленности событий, а на основе их смежности во времени или в пространстве. Так, если события следуют одно за другим, лица с интеллектуальными нарушениями обычно трактуют второе из них как следствие первого, даже если в реальности между ними нет абсолютно никакой связи;

    7) представления о собственном будущем либо вообще отсутствуют, либо носят характер мечтаний, никак не связанных с действиями в данный момент (так называемая «разорванность временной перспективы»), поэтому крайне слабо действуют традиционные аргументы о том, что употребление запрещенных препаратов может в будущем вызвать проблемы со здоровьем.

    Учитывая отмеченные особенности когнитивной сферы, подача информации о проблеме допинга для лиц с интеллектуальными нарушениями должна базироваться на следующих принципах: 1) конкретность; 2) наглядность; 3) эмоциональность; 4) линейная организация материала; 5) четкая поляризация по оценочной шкале «хорошо - плохо».

    В ходе решения задач по предотвращению допинга в спорте проводилось исследование по разработке недопинговых средств повышения работоспособности спортсменов. Выбраны следующие направления: фармакологические средства повышения тренированности; индивидуальное питание как средство повышения работоспособности; психофизиологические методы повышения тренированности; применение энергетических стимуляторов для повышения тренированности; научно обоснованные тренировочные программы подготовки спортсменов; использование эргогенных средств в практике спортивной подготовки.

    Выявлено, что информационно-профилактическая антинаркотическая и антидопинговая работа с учащимися образовательных учреждений спортивной направленности должна совершенствоваться в таких направлениях, как: внедрение инновационных организационных форм воспитательной работы; актуализация педагогических воздействий на все компоненты личности юных спортсменов; формирование негативного отношения к вредным привычкам; ориентация на гуманистические и олимпийские идеалы; улучшение материально-технического обеспечения.

    Эффективность антидопинговой профилактической деятельности во многом определяется разработкой и внедрением научно-методических, информационно-образовательных, учебных, организационно-управляющих, агитационно-пропагандистских программ в систему высшего профессионального и дополнительного физкультурно-спортивного образования. Однако эффективность данной деятельности во многом обусловлена разработкой и внедрением современных информационных систем для различных категорий пользователей.

    Важнейшим звеном при разработке антидопинговых информационных материалов является теоретико-методологическая проработка концептуальных моделей и методических подходов к антидопинговой работе среди различных половозрастных групп населения России.

    Предложенный подход в освещении проблемы использования допингов в спорте, помимо раскрытия общетеоретических вопросов применения допинга в спорте и жизни, изложения программ или методов антидопинговой работы, направленной на исследование возникновения данной проблемы в рамках социального и индивидуально-психологического развития подростков и молодежи. Внимание специалистов сконцентрировано на вопросах о том, какое место занимает допинг в контексте воспитательной и социализирующей функций спорта, и, соответственно, как предотвратить его негативное влияние, как избежать деформации системы жизненных ценностей молодого спортсмена.

    Такой подход, по нашему мнению, является более перспективным, нежели традиционное распространение информации о вреде и опасности допинговых веществ, и представляет собой новую обоснованную технологию противодействия применения допингов в спорте. Она подкреплена разработанной, изданной и распространяемой литературой по проблеме исследования, а также проведением семинаров, мастер-классов, Интернет-совещаний и конференций по антидопинговой тематике.

    Литература

    1. Бадрак К. А. Первичная профилактика применения допинга в современном спорте: Образовательная программа и методические рекомендации / К. А. Бадрак; под ред. О. М. Шелкова. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2011. - 64 с.
    2. Грецов А. Г. Методика противодействия допингу среди занимающихся спортом лиц с интеллектуальными нарушениями: методические рекомендации / А. Г. Грецов. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2014. - 53 с.
    3. Чурганов О. А. Допинг и здоровье: Методическое пособие / О. А. Чурганов, Е. А. Гаврилова. - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2011. - 60 с.