07.03.2020

Шпатлевка по металлу: виды, назначение, состав и инструкция по применению. Шпатлевание металла перед покраской Чем зашпаклевать металлическую поверхность толстым слоем


Если вы хотите качественно провести ремонтные работы по исправлению неровностей на кузове авто, его поверхности потребуется специальная подготовка. Она заключается в выравнивании поверхности шпаклевкой, которая выполняет следующие функции:

  • выравнивает сколы, царапины, вмятины;
  • является отличной базой для последующего нанесения грунтовки или краски;
  • предотвращает проникновение в микротрещины воды, приводящей к коррозии.

Выравнивание поверхности кузова шпаклевкой

Если кузов вашего автомобиля сделан из металла, хорошим решением для заделывания на нем дефектов станет эпоксидная шпаклевка.

Она предназначена для металлических поверхностей и характеризуется хорошей стойкостью по отношению к химикатам и дорожным реагентам. Дает после нанесения минимальную усадку (от 0,1 до 1%). Помимо металлических поверхностей, подойдет для комплектующих из пластика благодаря высокому уровню адгезии.


Шпатлевка эпоксидная 250 гр. быстрого отверждения

Характеристики и особенности

Большую часть объема эпоксидной шпаклевки, как и любой другой, составляет наполнитель. Им выступает либо нейтральное вещество (минерал), либо армирующие волокна (стекловолокно, порошок металлов). Перед использованием такого состава можно добавить в него немного мела или каолина, чтобы смесь не стекала с вертикальной поверхности кузова. Отвердение происходит за 20 минут, а полное высыхание - в течение суток.

Особенностью использования шпаклевки является то, что ее можно наносить на незагрунтованную поверхность. Учитывайте, что толщина нанесенного материала должна быть минимальной для быстрого схватывания (оптимально - 2 мм), иначе он в ходе эксплуатации автомобиля может растрескаться.

Наносить его нужно:

  • шпателем;
  • кистью;
  • пневматическим распылителем.

Перед нанесением на поверхность автомобиля шпаклевка разбавляется растворителем для придания ей необходимой консистенции. После затвердевания она шлифуется вручную (наждачной бумагой разной зернистости) или механическим способом (шлифовальным аппаратом). Сушить пасту следует при температуре не выше +70 градусов.

Разновидности

В зависимости от наполнителя шпаклевка по металлу может быть:

  • мелкозернистой . Даёт наиболее ровную поверхность, закрывая микроскопические поры. Подходит в качестве финишной;
  • крупнозернистой . После обработки поверхности автомобиля таким средством потребуется тщательная шлифовка. Смесь характеризуется высокой прочностью, из-за чего ее трудно обрабатывать;
  • армированной . Если на кузове автомобиля есть значительные дефекты (крупные вмятины или сквозные отверстия), лучше воспользоваться составом, содержащим металлический порошок или стекловолокно;
  • облегченной . Такая эпоксидная шпаклевка подойдет для обработки незначительных царапин и микротрещин. Она почти не увеличивает вес деталей.

Шпатлевка эпоксидная ЭП-0010

В зависимости от своей консистенции смесь может быть:

  • в виде пасты (наносится шпателем);
  • в жидкой форме. Ее лучше всего наносить на автомобиль кистью или краскопультом.

Также в продаже встречаются составы, которые можно сушить естественным способом, нагревом или инфракрасным излучением.

Производители

На российском рынке представлены следующие производители шпаклевки по металлу:

  • Loxeal . Выпускает серию продуктов EPOXSTICK, которая предназначается для проведения аварийного ремонта металлических поверхностей. Двухкомпонентная смесь совместима с большей частью грунтовок и красок. Устойчива к воздействию влаги, химических реагентов, УФ-лучей. Смесь нужно после соединения нанести на кузов автомобиля в течение 5-7 минут, а затвердеет она через 15 минут. Полную прочность материал набирает через 1-2 суток;
  • ЭП-0010 . Продукция является одной из самых популярных для использования на металлических автомобильных поверхностях. Продается в таком комплекте - шпатлевочная паста и отвердитель. Второе средство добавляется в пасту в соотношении 8,5:100. Продукция может наноситься на поверхность в неразбавленном состоянии шпателем либо в разведенном (с растворителем Р-4 или Р-5) с вязкостью до 20 с;

Основа и отвердитель шпаклевки ЭП-0010
  • Mohawk . Американский производитель выпускает серию продуктов Epoxy Paste, которая имеет свойства клея и подходит для восстановления гладкости металлических и пластмассовых поверхностей. Продается в виде готовой эмульсии, которая отличается отличной адгезией с любым лакокрасочным составом.

Во многих случаях при повреждении металлических поверхностей, к примеру, в случае появления в них вмятин, трещин или неровностей, требуется нанесение шпаклевки. Это позволит вернуть изделию первоначальную геометрию.

Однако, далеко не все шпатлевки предназначены для работы с металлом, поэтому далее мы рассмотрим, какими составами и в каких случаях можно воспользоваться.

Основные требования к шпаклевке

Качественная шпаклевка для металла должна обладать следующими свойствами:

  • Быстрое высыхание.
  • Хорошее сцепление с металлическими поверхностями.
  • Высокая эластичность даже после затвердения.
  • Равномерное распределение по поверхности.
  • Минимальная усадка после затвердения.
  • Простота обработки.
  • Совместимость с лакокрасочными покрытиями, которые используются при ремонте.

Виды шпаклевок

Для ремонта металлических поверхностей чаще всего используют следующие виды шпаклевок:

  • Двухкомпонентные полиэфирные.
  • Эпоксидные.
  • Нитро шпаклевки.

Теперь подробней рассмотрим особенности каждого вида этих материалов.

Двухкомпонентные полиэфирные

Главная особенность этого покрытия заключается в том, что оно практически не дает усадку и может наноситься в несколько слоев, а также обладают хорошей адгезией.

Обратите внимание!
Полиэфирные материалы нельзя наносить на лакокрасочные покрытия, антикоррозийные грунтовки и пластичные материалы.

Такие смеси бывают следующих типов:

  • Финишные или отделочные – обеспечивают гладкую поверхность, заделывают трещины, поры, вмятины.
  • Мелкозернистые –предназначены для устранения мелких дефектов и неровностей.Их легко обработать своими руками, кроме того, они могут наноситься на поверхности, обработанные черновыми покрытиями.
  • Крупнозернистые и среднезернистые – предназначены для заполнения крупных отверстий и вмятин. Могут наноситься непосредственно на сталь, стекловолокно или старую шпаклевку.

Совет!
Если вам понадобилась термостойкая шпатлевка по металлу, следует обратить внимание на некоторые полиэфирные смеси, которые обладают таким свойством.

Смеси с металлически порошком устойчивы к вибрациям, но их можно использовать только для сплошных поверхностей.

Эпоксидные

Эпоксидная шпатлевка для металла также является двухкомпонентной .

К основным ее достоинствам относятся следующие моменты:

  • Высокая прочность.
  • Обладает антикоррозийными свойствами.
  • Устойчива к химическим веществам.
  • Усадка после высыхания совсем незначительная.
  • Можно наносить достаточно толстыми слоями.
  • Отличается хорошей адгезией к любым видам поверхностей.
  • Легко обрабатывается абразивными инструментами.
  • Долговечность.
  • Возможность использования поверх старой краски или шпаклевки. При этом не требует грунтования, достаточно просто обезжирить поверхность.

Состав, как правило, застывает через 6-8 часов, после чего можно приступать к дальнейшей его обработке. К другим достоинствам этого материала относится невысокая его цена.

Нитро-шпаклевки

Нитро-шпаклевки представляют собой однокомпонентные, готовые к применению составы.Они достаточно простые в использовании, но дают большую усадку, которая составляет до 15 процентов. Поэтому их используют для заделки небольших царапин и неровностей .

Слой, наносимый за один раз, составляет примерно 0,1 миллиметр, поэтому поверхность покрывают им несколько раз. Прежде чем зашпаклевать металл, желательно использовать первичную грунтовку.

Основной объем массы таких смесей создают специальные наполнители. Как правило, для этих целей применяют всевозможные нейтральные волокна или порошки, которые увеличивают объем материала. Чаще всего в состав входят порошки металлов, стекловолокно или минералы.

На фото – поверхность покрытая составом со стекловолокнами

В зависимости от наполнителя, составы делятся на:

  • Мелкозернистые– позволяют получить гладкую поверхность, практически без раковин и пор.
  • Крупнозернистые – имеют поры, но при этом они прочнее мелкозернистых, благодаря чему труднее обрабатываются.
  • Армированные стекловолокном или металлическим порошком. Являются самым прочным материалом, который можно даже использовать для заделки сквозных отверстий металле.
  • Облегченные.Предназначены для заполнения большой массы без увеличения деталей.

Кроме того, нитро-шпаклевки различаются по консистенции, они могут быть:

  • Пастообразная шпаклевка металла осуществляется при помощи шпателя.
  • Жидкие – наносятся кистью или пульверизатором.

Совет!
При нанесении любых видов шпаклевок должна строго соблюдаться инструкция, в противном случае составы не будут обладать всеми положенными им свойствами.

Кроме того, смеси могут отличаться способом сушки:

  • Естественная сушка;
  • С нагреванием;
  • Для сушки ИК-излучением.

Поэтому, прежде чем приобрести нужный состав, необходимо ознакомиться со всеми этими нюансами.

Вывод

Главное – определиться, каким требованиям должен отвечать состав в том или ином случае.Дополнительную информацию по данной теме можно получить из видео в этой статье.

Среди всех существующих авторемонтных материалов шпаклевка, пожалуй, вызывает наибольшее подозрение. Некоторые ремонтники считают ее самым верным средством для замазывания ржавых мест, и накладывают ее туда чуть ли не лопатой. Видели как куски отлетают? Чувствовали отвращение к шпаклевке? Однако ничего плохого в этом продукте нет, если пользоваться им правильно и по назначению.

Сегодня вы узнаете

Шпатлевание в малярном деле по праву сравнивают с работой скульптора. Но прежде чем приниматься за «художественную лепку», мы должны очень тщательно подойти к вопросу подготовки поверхности под шпатлевание. Ведь слои шпатлевочных масс порой бывают довольно толстыми, и то, с каким успехом они будут лежать на детали, зависит от качества подготовки поверхности.

Подготовка поверхности к шпатлеванию сводится к двум обязательным требованиям: поверхность должна быть , и обработанной абразивным материалом нужной зернистости. Только совместное выполнение этих двух условий позволит обеспечить надежную адгезию слоя шпатлевки с поверхностью.

С чего начать? Подготовка поверхности под шпатлевание

В технологических инструкциях на конкретный материал обязательно должны быть указаны, во-первых, типы поверхностей, пригодные для нанесения той или иной шпатлевки, а во-вторых — градация абразивного материала, которым поверхность должна быть обработана перед шпатлеванием. Но давайте еще раз попробуем осветить эти технологические истины.

Общеизвестно, что перед нанесением шпатлевочных масс стальная поверхность должна быть обработана абразивным материалом градации Р80. Риска от абразива Р80 на металле является оптимальной для физической адгезии шпатлевки и составляет 10 мкм, что обеспечивает, во-первых, хорошее сцепление слоя шпатлевки с поверхностью, а во-вторых, исключает усадку шпатлевки и проявление шлифовальных рисок сквозь слои покрытий.

Однако в случаях несплошного шпатлевания деталей (а это примерно 99% случаев шпатлевочных работ), следует помнить, что достаточно толстый слой шпатлевки накладывается лишь в центральной части дефекта, а чем ближе к краям зашпатлеванного участка, тем слой шпатлевки тоньше, а значит, риск его просадки в грубую риску возрастает. Именно поэтому после с ремонтного участка периферийные зоны (участки перехода от металла к старому покрытию) следует обработать бумагой более мелкой градации — Р150 или P180.

Также эта операция предотвратит возникновение усадки на старом ЛКП (где осталась риска от Р80), если туда случайно будет нанесена шпатлевка (забегая наперед отметим, что этого следует избегать). Ведь риска от Р80 на ЛКП составляет уже целых 20 мкм, что является предельным для шпатлевания — может возникнуть усадка. А обработав границы ЛКП бумагой P150 или P180 мы понизим риску до оптимального размера (риска от абразива P180 на ЛКП составляет 8-10 мкм).

Те же рассуждения касаются и удаления различных мелких дефектов поверхности (например, небольшой царапины) при помощи доводочных шпатлевок. Ведь слой шпатлевки в таких случаях будет небольшим, а сама шпатлевка мелкозернистой, поэтому P80 здесь будет слишком грубой, нужно брать бумагу более мелкой градации (например, Р150). Под нанесение жидкой шпатлевки поверхность также шлифуется материалом P150.

На пластиковом элементе работа грубой наждачкой также неприемлема (пластик гораздо мягче металла). Здесь для обеих зон достаточно использовать градацию абразива Р150. То же самое можно сказать и об алюминиевой и оцинкованной поверхности — использовать на них грубую бумагу, такую как P80-P100 недопустимо. Для этих типов металлов рекомендуется брать бумагу не грубее P180.

При шлифовке вручную используйте хотя бы на одну градацию мельче, чем при машинной: вместо P80 берите P100 или P120, вместо P150 — P180 и т.д. Помните, что ручная обработка всегда грубее механической!

После проведения шлифовальных работ (впрочем, как и до них) не забудьте тщательно обеспылить и обезжирить поверхность. Для удаления пыли лучше использовать специальный обдувочный пистолет, устройство которого позволяет эффективно выдувать пыль даже из труднодоступных мест.

После того, как поверхность подготовлена, важно решить, для какого вида повреждений и для каких участков автомобильного кузова применить ту или иную шпатлевку. Ответ на этот вопрос вы найдете .

На металл или на грунт?

Не зря мастера говорят, что 80% успеха при покраске автомобиля зависит от подготовительных работ. Здесь, как правило, кроется и возможность для ускорения процесса и всяческих упрощений технологии: клиенту ведь нужно, чтоб машина блестела, а что там под краской, он узнает не сразу…

Об откровенной халтуре, такой как шпатлевание по глянцу или обработке шпатлевки с водой, мы говорить не будем, здесь все ясно и так. Приведем другой пример, казалось бы безобидный. Вот мы нанесли шпатлевку на голый металл. Все сделали как по учебнику, а после шлифовки даже загрунтовали ремонтную зону антикоррозионным грунтом — металл защищен! Да, но…

Он защищен только вокруг зашпатлеванного участка, а под шпатлевкой? А шпатлевка, между тем, материал пористый, а потому прекрасно впитывает и долго удерживает влагу. И достаточно наличия в металле микротрещины (а наличие таких трещин, особенно в местах деформаций, где металл растянут, более чем реально, не говоря уже о коррозии или сварных швах) — и вода под высоким капиллярным давлением начинает просачиваться через эти трещины под шпатлевку с внутренней стороны. Шпатлевка набухает, и через несколько дней хозяин автомобиля замечает замысловатые барельефы из уродливых пузырей на той самой восстановленной детали, за которую он отдал приличные деньги настоящим мастерам своего дела… 🙂

Для того, чтобы защитить шпатлевку от внутренней влаги и обеспечить максимально возможную защиту металла (сравнимую с заводской гарантией на покрытия), в системах окраски высшего качества непосредственно на металл наносится слой эпоксидного (и только эпоксидного) , и только после этого проводятся шпатлевочные работы. Если все сделано правильно и дальше, то такое покрытие останется на долгие годы, в течение которых коррозия и пузыри могут появиться где угодно, но только не здесь.

Помимо многократного увеличения антикоррозионной защиты кузова автомобиля эпоксидный грунт обеспечивает еще и высочайшую адгезию: как к металлу, так и к наносимым поверх шпатлевочным слоям. Ведь при нанесении шпатлевки на голый металл на химическую адгезию надеяться не приходится — шпатлевка в этом случае держится только за счет шлифовальных рисок. А шпатлевка, нанесенная поверх эпоксидного грунта, помимо механической адгезии, получает еще и химическую (сцепляемость шпатлевки и полусухого слоя грунта).

Еще есть виды работ, применение на которых эпоксидного грунта является обязательным. К ним можно отнести работы на алюминиевых или оцинкованных поверхностях. Дело в том, что не все виды шпатлевок имеют высокую адгезию к указанным видам металлов, в основном только специальные. Однако не все виды работ могут быть выполнены этими шпатлевками. Например, глубокие неровности лучше заполнять стекловолоконной шпатлевкой, но не все из них имеют хорошую адгезию к алюминию. Выход здесь может быть такой: на металл наносится слой эпоксидного грунта, а на грунт — любая полиэфирная шпаклевка.

Грунт под шпатлевку достаточно в один слой (не более 25 мкм), так что его расход и увеличение стоимости ремонта минимальны, а эффект относительно увеличения долговечности покрытия просто потрясающий!

Продолжая рассуждать на тему поверхностей, пригодных под шпатлевание, отметим, что многие шпатлевки можно также наносить на старые беспроблемные лакокрасочные покрытия. Но только при соблюдении следующих условий: покрытие должно быть не термопластичным (киньте тряпку с растворителем и проверьте, не размягчилась ли краска), оно должно быть чистым и отшлифованным.

А вообще, интересна «эволюция» технологии нанесения полиэфирных шпатлевок некоторых производителей: то требовали наносить только на отшлифованный металл или на эпоксидный грунт, потом оказалось, что и на старое непроблемное ЛКП можно, еще позже выяснилось, что даже на отвержденные 2K акриловые грунты-наполнители не грех чего-нибудь намазать! Что же будет дальше?

Но что можно сказать с уверенностью, так это то, что наносить шпатлевку на места расшлифованного старого ЛКП опасно — может возникнуть оконтуривание и усадка. По этой причине поврежденное ЛКП с ремонтного участка необходимо удалять с запасом — зона голого металла вокруг обработанной (в будущем) шпатлевки должна составлять не менее 2 см, а кромки ЛКП, на случай, если шпатлевка туда все же попадет, необходимо сглаживать до максимально пологого состояния — резкий обрыв также может негативно повлиять на усадку. Граница между старым ЛКП и металлом не должна ощущаться.

При подготовке поверхности перед шпатлеванием ЛКП с поврежденного участка необходимо удалять с запасом, чтобы избежать нанесения шпатлевки на места расшлифовки. Границы старого покрытия сглаживайте до максимально плавного состояния

Таким образом список поверхностей, на которые допускается наносить стандартные шпатлевки выглядит следующим образом:

  • стальная поверхность;
  • беспроблемные старые лакокрасочные покрытия (при выполнении приведенных выше рекомендаций);
  • высохшие эпоксидные грунты (рекомендуется);
  • другая полиэфирная шпатлевка.

Перед работой на алюминиевых и оцинкованных поверхностях убедитесь, что используемая шпатлевка годится для них. Если не годится — используйте специальную, или загрунтуйте поверхность эпоксидным грунтом, после чего наносите любую шпатлевку. Для шпатлевания пластика используйте специальную шпатлевку по пластику.

На какие поверхности нельзя наносить шпатлевку

  • 2K грунты кислотного отверждения (травящие, реактивные);
  • любые 1K грунты;
  • термопластичные покрытия.

Почему нельзя? Здесь вступает в действие термическая составляющая, проявляющаяся при полимеризации, и химическая несовместимость.

Приготовление шпатлевки

При вскрытии банки со шпатлевкой первым делом хорошенько перемешайте ее, особенно если смола выступила на поверхности, потому что наполнители и пигменты при этом оседают на дно и сильно уплотняются.

Для смешивания шпатлевки с отвердителем приготовьте два лезвийных шпателя.

Большие объемы удобно замешивать на «мольбертах» — небольших листах металла, пластика, фанеры и т.д. Хорошо подходит для этих целей лист органического стекла — в отличие от других материалов оргстекло легко очищается шпателем или ножом. Впрочем, на чем размешивать — только ваш выбор. Главное, чтобы поверхность была чистой, гладкой и, желательно, твердой.

Различные гофрированные поверхности, оказавшиеся под рукой, не подходят — в шпатлевку будет замешиваться воздух.

Что касается объемов, желательно замешивать такое количество шпатлевки, которого будет достаточно для работы в течение 3-4 минут. Дальше шпатлевка начинает схватываться и процесс ее нанесения осложняется, а качество шпатлевания снижается.

Пропорции добавления отвердителя

Полиэфирные шпаклевки — двухкомпонентные материалы. С банкой шпатлевки в комплекте всегда идет тюбик отвердителя, с которым (не со всем сразу, а в определенных пропорциях) шпатлевочная масса смешивается перед применением. К слову, «отвердитель» на самом деле представляет собой инициатор полимеризации — пероксид бензоила.

Очень важно смешивать шпатлевку и отвердитель в точных пропорциях. Количество добавляемого отвердителя зависит от температуры воздуха и варьируется в пределах 1,5-3% от массы шпатлевки.

Так, при нормальной температуре добавляется 2% отвердителя по массе. В жару (25°С и выше) допускается добавить чуть-чуть меньше отвердителя (1,5%), в холодное время (12°С и ниже) — чуть-чуть больше (3%). Но превышать рекомендованный максимум отвердителя, так же как и понижать минимум, нельзя — излишества вредны как для здоровья, так и для результата окраски.

Довольно часто мастера, особенно в холодное время, добавляют отвердителя больше положенного, ожидая, что от этого шпатлевка быстрее схватится. Не тут-то было. На самом деле в реакцию вступает ровно столько отвердителя, сколько нужно, а его излишек (та часть, которая превышает трехпроцентный барьер) сохраняется в чистом виде. А поскольку пероксид — химически очень агрессивное вещество, то его остаток может «просочиться» через все слои покрытия вплоть до краски и прореагировать с ее пигментами, обесцветить их. В результате пятно шпатлевания будет видно на готовом ЛКП! Особенно это проявляется на голубых тонах. Вот такие «чудеса»…

Просачивание пероксида. Причина — избыток отвердителя либо его плохое перемешивание со шпатлевкой

Так что если отвердителя взято слишком много и перемешанная шпатлевочная масса имеет розовый оттенок, то такой шпатлевкой лучше не пользоваться и выбросить ее сразу. Как говорится, от греха подальше…

Если же добавить отвердителя меньше положенного, то тут недалеко и до разговоров о хрупкости шпатлевки, и о ее очень липких поверхностных слоях, которые мгновенно забивают шлифовальную бумагу и царапают поверхность.

Как не прогадать с пропорциями?

Обычно профессионалы добавляют отвердитель на глазок, но практика показывает, что его количество всегда автоматически занижается. Поэтому поначалу желательно несколько раз воспользоваться электронными весами, чтобы натренировать глаз.

Как это сделать?

Шпатель на котором будете перемешивать, положите на весы и обнулите их. Вторым шпателем положите 100 г шпатлевки. Следовательно, отвердителя мы должны добавить 2 г (2% от 100 г). Таким образом мы получаем правильное соотношение — 100:2 . Если 100 грамм для вас много, положите 50 г шпатлевки и выдавите 1 г отвердителя (2% от 50 г).

Визуально запомните это соотношение и в дальнейшем сможете спокойно обходиться без весов. Если и будет допущена небольшая погрешность, она в любом случае попадет в диапазон 1,5-3%. Но время от времени все равно перепроверяйте себя!

Визуально соотношение 100:2 соответствует объемам столовой ложки и горошины. Это поможет вам при отсутствии весов.

Кстати, шпатлевку из банки лучше доставать отдельным чистым шпателем. Нежелательно для этого использовать тот шпатель, который участвовал в перемешивании, иначе в банку будет «заноситься» пероксид и шпатлевка постепенно будет терять свою эластичность.

Техника перемешивания

На первый взгляд техника перемешивания шпатлевки с отвердителем может показаться чем-то не особо важным, но на самом деле это весьма ответственный момент, так как неумело перемешанная смесь, из-за большого количества воздуха в ней, приводит к образованию пустот, крупных пор и кратеров, которые впоследствии вызывают просадку и даже местное отслоение покрытия.

Правильно перемешивать шпатлевку с отвердителем нужно рубящими, вдавливающими движениями (операция 1 и 2 ). Такие движения будут вытеснять воздух в стороны, убирая пустоты.

Исключением из этого правила является шпатлевка со стекловолокном — ее нужно перемешивать не рубящими, а круговыми движениями, чтобы не повредить волокна, являющиеся арматурой этого материала. Хотя для шпатлевок с коротко рубленным волокном допускается такая же техника, как и для все остальных видов шпаклевок.

При смешивании важно следить за созданием однотонной массы (без прожилок и разводов контрастного цвета). Изменением цвета эмали и трудностями отверждения шпатлевки запугивать больше не будем, но забывать об этом нельзя. Красные прожилки в плохо промешанной смеси не заметит лишь халтурщик.

Кстати, пероксид на самом деле - это вещество мутно-молочного цвета, а краситель (чаще всего ярко красный) в него добавляют специально для контроля равномерности перемешивания.

Для проверки однородности немного размажьте шпатлевку по шпателю (операция 3 ). Однотонный цвет говорит о готовности шпатлевки к нанесению. «Время жизни» приготовленной смеси непродолжительно — всего 5-7 минут. Так что поспешим.

Нанесение шпаклевки

Чем?

Смешанная шпатлевка наносится на подготовленную поверхность шпателями (речь, естественно, идет о высоковязких материалах). Размер, форма, материал и прочие характеристики шпателя зависят от пристрастий мастера и технологичности применения в конкретной ситуации, но самое главное — шпатели всегда должны быть чистыми, а кромочка — ровной и гладкой. Для очистки шпателей ленивым рекомендуем замачивать их в растворителе, только резиновые надолго не оставляйте — сморщатся.

Гибкие резиновые шпателя удобно использовать для шпатлевания выпуклых и вогнутых поверхностей.

Как?

При устранении больших неровностей не нужно стремиться выровнять все за один раз. Лучше нанести несколько тонких слоев, чем один толстый. Толстый слой может оказаться недостаточно плотным и в дальнейшем шпатлевка может проседать и давать трещины. Кроме того, в толстом слое может быть заключено большое количество пузырьков воздуха, которые при шлифовке превратятся в кратеры, требующие дополнительного шпатлевания, или останутся внутри слоя и вызовут проблемы в дальнейшем.

В целом для создания качественного покрытия за один проход рекомендуется наносить слои толщиной не более 1,5-2 мм. Причем эти рекомендации актуальны и для многих стекловолоконных шпаклевок, изначально расчитанных на слои в 3–4 мм.

Между последовательно наносимыми слоями шпатлевки необходимо выдерживать интервал времени от 20-30 минут до часа. В течение этого времени шпатлевочный слой еще способен принять на себя последующий слой без предварительного шлифования. Если прошло больше времени, шпатлевку необходимо зашлифовать, и уже после этого наносить следующий слой.

Особое внимание следует уделить нанесению первого слоя. Большие умы посчитали, что для того, чтобы полностью вдавить шпатлевку в риски, оставленные абразивным материалом, и выдавить из них воздух, нужно приложить усилие 2-4 тонны на квадратный сантиметр.

Поэтому первый слой (его еще называют адгезионным) мы должны наносить с максимальным усилием и только тонким слоем, протягивая шпателем всю область предполагаемого шпатлевания.

Если усилие при нанесении первого слоя будет недостаточным, то впоследствии шпатлевка может давать усадку, «проваливаясь» в незаполненные пустоты в рисках, а на поверхности ЛКП проявятся шлифовальные риски.

Так что первый слой нужно втирать в поверхность со всем энтузиазмом. А уже на него можно накладывать более толстые слои шпатлевки.

Перед нанесением каждого последующего мазка необходимо проделать операции 1 и 2 по схеме перемешивания. Этим самым мы очищаем шпатель и переворачиваем шпатлевочную массу, что немного продлевает ее жизнеспособность (она слегка остывает).

Металлический шпатель при нанесении необходимо держать под углом 45-60° по отношению к поверхности. Такой наклон обеспечивает максимальное вдавливание шпатлевки в риски и наилучшим образом вытесняет из слоя воздух.

Нанесение шпатлевки

Нанося шпатлевку помните, что чем аккуратнее будет зашпатлевана поверхность, тем легче ее будет шлифовать. Ваша задача заключается в том, чтобы распределить шпаклевку по поверхности ровным слоем, сделать его как можно более гладким и правильно сформированным.

Для этого плавными движениями разглаживайте шпатлевку, убирая «ступеньки» и придавая детали желаемую форму. Границы зашпатлеванного участка также постарайтесь сгладить до максимально плавного состояния, оперев шпатель одним краем на маячковую поверхность (недеформированный участок). Данную операцию надо проводить достаточно быстро. Вы ограничены временем застывания шпаклевки.

В общем, ничего сложного! Тщательно вмажьте шпатлевку, удаляя пузырьки воздуха, затем протяните и выйдите в «ноль». И все будет хорошо!

Через 4-7 минут после смешивания шпаклевка начнет схватываться. Вы почувствуете этот момент по увеличению усилия при нанесении. Это сигнал о том, что пора закругляться и чистить шпателя.

Особенности применения шпатлевок со стекловолокном

При работе со стекловолоконной шпатлевкой следует помнить, что после высыхания она становится очень жесткой и с трудом поддается шлифованию. Чтобы избежать этого, ее можно без шлифовки перекрыть другой, мягкой шпатлевкой. Поэтому не стоит заполнять неровность стекловолоконной шпатлевкой «заподлицо», а тем более «с горкой» — нужно оставлять 2-3 мм для слоя мягкой шпатлевки, которую мы нанесем минут через 20-30.

Таким образом, во-первых, нам не нужно будет мучиться и шлифовать грубую стеклонаполненную шпатлевку (что нужно будет сделать, если она успеет высохнуть окончательно). Шлифовать придется только слой мягкой шпатлевки, что намного легче. А во-вторых, адгезия между слоями шпатлевки будет мощнее, так как химическое взаимодействие недосушенной и свежей шпатлевки способствует этому.

Если же шлифовать стекловолоконную шпатлевку все же пришлось, то делать это необходимо не позже, чем через 12 часов, поскольку дальше она «каменеет» и шлифовать ее станет намного сложнее. Вызвано это тем, что в ее состав входит только стекловолокно, и нет ни одного наполнителя, который бы облегчал шлифование. Так что приступайте к шлифованию такой шпатлевки в тот же день.

Об отличиях в смешивании стекловолоконной шпатлевки вы уже знаете.

Особенности применения шпатлевки с алюминием

Шпатлевки с алюминиевым наполнителем обладают чуть более продолжительным временем «живучести» приготовленной смеси — оно на 3-4 минуты дольше, чем у остальных полиэфирных шпатлевок, что не может не радовать, особенно при работе на больших поверхностях. Но смешивать эту шпатлевку следует особенно тщательно, поскольку тяжелые частицы алюминия могут осесть в глубину слоя, а на поверхности останется несвязанная с отвердителем смола.

Поскольку эта шпатлевка практически не дает усадки (опять же, из-за наличия алюминия в составе), то наносить ее на место ремонта следует «заподлицо», а не «с горкой», как мягкую. В этом случае можно значительно ускорить и упростить процесс шлифования. Ведь шлифуется она все же труднее, чем мягкая.

Особенности применения доводочных (финишных) шпатлевок

Здесь главные требования: не наносить слои толщиной более 1-1,5 мм за один раз, и не превышать общую толщину шпатлевочного слоя (2-3 мм). Для устранения глубоких неровностей предварительно применяйте наполнительную шпатлевку.

Особенности применения жидкой шпатлевки

Жидкие шпатлевки наносятся в два-три слоя, обеспечивая при этом толщину покрытия в 300-400 мкм. Желательно наносить жидкую шпатлевку только на всю поверхность детали и не наносить пятном — границы перехода все равно будут видны. Диаметр сопла для нанесения — 2-2,5 мм.

Не забудьте об отвердителе! Его количество указано в техописании (обычно 5-7%). И не добавляйте в шпаклевку всяких растворителей, не предназначенных для нее. Качество покрытия от этого лучше не станет.

Нельзя сушить жидкую шпатлевку в помещении с повышенной влажностью и обрабатывать с водой — ей присущи все те же проблемы, что и другим полиэфирным шпаклевкам. И также как и остальные шпатлевки она нуждается в перекрытии грунтом-наполнителем.

Сушка шпатлевки

Обычно к шлифованию шпатлевки можно приступать относительно скоро — уже через 20-30 минут после нанесения (при 20 °C). Точное время до шлифовки и условия сушки смотрите на упаковке.

При низких температурах шпатлевка сохнет дольше, поэтому процесс полимеризации иногда ускоряют с помощью фенов и прочих подсобных инструментов. Если будете так делать, то прогревайте деталь изнутри и равномерным потоком по всей площади, потому что если прогревать снаружи и крест-накрест, увеличение неравномерных остаточных напряжений не заставит себя долго ждать.

При этом нужно помнить, что полиэфирные шпатлевки чувствительны к высоким температурам и при перегреве могут растрескиваться и вспучиваться. Поэтому когда прогреваете деталь, следите за степенью нагрева на ощупь. Шпатлевка может быть в меру горячей, но ни в коем случае не должна жечь пальцы.

Максимальная температура, которую выдерживает большинство полиэфирных шпатлевок — 60-80 °С. Некоторые шпатлевки выдерживают больший нагрев, например шпатлевка с алюминиевым наполнителем, которую можно греть аж до 135 °С.

Ну а лучшей сушкой для шпатлевки без сомнений является коротковолновая ИК-лампа — это удобно, качественно и быстро. Такой способ сушки хорош тем, что дает полную гарантию отсутствия усадки шпатлевки в дальнейшем, а поверхность при этом готова к шлифованию уже через 5-7 минут. Только соблюдайте дистанцию — не менее 60 см от ремонтируемого места.

При использовании полиэфирных шпатлевок, как и всех остальных ЛКМ, не пренебрегайте средствами защиты! Виниловые или латексные перчатки стоят копейки, а надев их на руки, сразу ощущаешь себя белым человеком. Применение респиратора при шлифовке обязательно!

Хранить всю эту химию нужно плотно закрытой (иначе из банки будет выветриваться растворитель и шпатлевка будет терять свою эластичность) и не на солнце.

В займемся шлифованием шпатлевки.

Резюме по шпатлеванию

  • Придерживайтесь правильной пропорции добавления отвердителя — 2% от массы шпатлевки. В холодное время эту долю немного увеличивают (3%), в жару — снижают (1,5%).
  • Тщательно перемешивайте шпатлевку с отвердителем. Плохо перемешанный отвердитель, не вступивший в реакцию со смолой, может проявиться сквозь все слои покрытий, и образовать на краске рыжевато-красные пятна.
  • Шпатлевка перемешивается с отвердителем рубящими, вдавливающими движениями. Исключением является шпатлевка со стекловолокном — ее нужно перемешивать круговыми движениями, чтобы не повредить волокна.
  • Перед нанесением наполняющих шпатлевок ремонтируемый участок шлифуется материалом градации Р80 до «голого» металла, а периферийная зона обрабатывается материалом Р150. Если же ремонтируется пластиковый элемент, то для обеих зон достаточно использовать градацию абразива Р150. Такой же абразив используется перед нанесением доводочных и жидких шпатлевок.
  • Антикоррозионная защита и долговечность покрытия будет многократно увеличена, если голый металл перед нанесением шпатлевки покрыть слоем эпоксидного грунта.
  • Запрещается наносить шпатлевку на кислотные (травящие) грунты, 1K и термопластичные покрытия.
  • Шпатлевка наносится несколькими слоями с интервалом от 20-30 минут до часа. В течение этого времени шпатлевка способна принять на себя следующий слой без предварительного шлифования.
  • Первый слой шпатлевки должен наноситься с максимальным усилием и только тонким слоем, чтобы вдавить шпатлевку в риски и вытеснить из них воздух.
  • Не наносите слишком толстые слои. Лучше нанести несколько тонких, чем один толстый.
  • Не забывайте тщательно чистить весь рабочий инструмент после каждой операции шпатлевания.
  • К шлифовке большинства шпатлевок можно приступать уже через 20-30 минут после нанесения (при 20 °C).

Бонусы

Оптимальна градация абразива для подготовки поверхности перед шпатлеванием

Причины отклонений шпатлевки от нормы, возможные дефекты при работе и методы их устранения

Шпаклевка по металлу является материалом, использование которого при выполнении работ с металлическим поверхностями строго обязательно.

Существует несколько разновидностей такого состава. Выбор наиболее подходящего зависит от качеств предстоящих работ. Некоторые смеси дают значительную усадку, другие отличаются быстрым высыханием и повышенной прочностью.

Выбирая тот или иной материал, следует внимательно ознакомиться с его особенностями, чтобы избежать появления на поверхности микротрещин после полного высыхания состава.

Разновидности составов


Нитрошпатлевки высыхают моментально

Все шпаклевки, предназначенные для работы по металлу, делятся на одно- и двухкомпонентные. Современные производители выпускают множество различных составов:

  • пентафталевые;
  • нитрошпаклевки.

Прежде чем приобрести один из предлагаемых производителями , стоит знать, что нет необходимости смешивать с отвердителем только нитрошпаклевку. Ее главная особенность - малое время высыхания. Она сохнет практически сразу после того, как вступает в реакцию с воздухом. Однако спустя короткое время вся обработанная поверхность может покрыться мельчайшими микротрещинами.

Выбирая шпаклевку по металлу, стоит особое внимание уделить смесям, состоящим из двух компонентов.


Тщательно смешивайте эпоксидные смеси

Одной из наиболее востребованных является эпоксидная шпаклевка по металлу. Это основа и отвердитель, требующие тщательного смешивания для качественного выполнения работ.

Ее главное преимущество в том, что после приготовления необходимого количества состава можно не беспокоиться о том, что не использованное количество шпаклевки просто придет в негодность. Отвердитель и основа хранятся отдельно.

Эпоксидная шпатлевка для металла предназначена для:

  • качественного заполнения трещин и сколов;
  • создания надежной базы для нанесения грунтовочного состава;
  • создания противокоррозийного покрытия благодаря невозможности проникновения влаги в микроскопические трещины на восстановленной поверхности.

Благодаря стойкости и высокой степени устойчивости к воздействию химических реагентов, эпоксидная шпатлёвка используется в ходе ремонтных работ по восстановлению кузова автомобиля.

Не только кузовные работы проводятся с использованием эпоксидной шпаклевки. Она нашла широкое применение в кораблестроении и при проведении ремонта любых металлических деталей и поверхностей.


Выполняйте работы в перчатках

Основа или наполнитель - большая часть состава. Разведение и смешивание проводится строго в соответствии с прилагающейся инструкцией.

Соблюдение технологического процесса гарантирует создание полноценного качественного слоя, обладающего высокой адгезией.

Толщина слоя должна быть минимальной. Она составляет от 1 до 2 мм. Время отвердения - 20 30 минут, но опытные мастера советуют продолжать манипуляции не ранее, чем через сутки после шпаклевания.

Порядок выполнения работ


Перед началом работ необходимо зачистить ржавчину

Чтобы выполнить , необходимо иметь определенные навыки.

Среди множества шпаклёвок эпоксидный состав пользуется наибольшей популярностью.

Металлическая поверхность должна быть тщательным образом очищена от всевозможных загрязнений, но наносить эпоксидную шпаклевку можно без предварительного грунтования:

  • удалив ржавчину и грязь, поверхность обезжиривают и приступают к приготовлению смеси;
  • нужное количество наполнителя смешивают с отвердителем;
  • тщательно перемешав до однородной консистенции, приступают к выполнению работ.

Наносите смесь тонким шпателем

Специальным тонким шпателем наносят состав на металл, заполняя все имеющиеся на поверхности щели, трещины и сколы.

Излишки шпаклевки удаляют тем же шпателем так, чтобы в месте нанесения состава не было впадин или возвышений над основной поверхностью.

После полного отвердения приступают к обработке зашпаклеванного участка наждачной бумагой, смочив ее в воде.

Результат - ровная и гладкая поверхность, которую можно грунтовать и, дождавшись высыхания, красить.


Мелкозернистая смесь хорошо заполняет трещины

Для выполнения ремонтных работ используют эпоксидные шпаклевки:

  • мелкозернистые;
  • крупнозернистые;
  • облегченные;
  • армированные.

Каждая из них обладает определенными положительными качествами и используется для проведения кузовных работ высокого уровня качества. Так, например, мелкозернистая прекрасно заполняет самые мелкие трещины, позволяет создать максимально ровную и гладкую поверхность и может быть использована в качестве финишного покрытия перед покраской.

Крупные дефекты на металлической поверхности можно исправить с помощью армированного эпоксидного состава, содержащего . Его используют для устранения следов значительных вмятин, но чаще всего мастера пользуются такой шпаклевкой для устранения небольших сквозных отверстий на поверхности металлических деталей кузова автомобиля.

Облегченная необходима для исправления дефектов на поверхности различных деталей. Она практически не изменяет их вес и отличается высокой степенью прочности. Эпоксидные шпаклевки выпускаются в виде паст или жидких составов, созданных для нанесения с помощью краскопульта. Подробнее о том, как наносить шпатлевку на металл, смотрите в этом видео:

В отличие от них шпаклевки с добавлением сравнительно крупных металлических частиц с большим трудом поддаются обработке наждачной бумагой, правда их главное положительное качество - высокий уровень прочности и надежности. С их помощью созданные поверхности приобретают массу положительных качеств, в том числе - длительный срок эксплуатации.

Представляет собой суспензию наполнителей и пигментов в растворе целевых добавок, органических растворителей и эпоксидных смол.

Предназначена для выравнивания поверхностей: металлических и неметаллических. Поверхности могут быть загрунтованными или просто очищенными. Эпостат-шпаклёвку можно использовать как грунт под лакокрасочные материалы.

Эпоксидная шпаклёвка стойка к воздействию бензина, минеральных масел, моющих средств, обладает высокой водостойкостью. Хорошо шлифуется.

Температура эксплуатации в диапазоне от –50 °С до +120 °С .

Достаточно быстро высыхает до 4 степени: При t +20 °С - за сутки. При t +65 °С - за 7 часов .

Назначение

Эпостат-Шпатлёвка применяется как промежуточный или первый слой в системах покрытий изделий, эксплуатирующихся в агрессивной промышленной атмосфере и внутри помещений.

Наносится на изделия и оборудование на нефтехимических, химических, нефтеперерабатывающих, атомных, фармацевтических, пищевых и электроэнергетических предприятиях, в авто- и судостроении.

Тара

Тара 27кг, 60кг.

Способ применения

Наносить шпаклёвку по металлу следует при условиях:

  • Температура +5°С и выше.
  • Относительная влажность воздуха менее 80%.

Не загрунтованные поверхности очистить от смазки, масла, грязи, прокатной окалины, ржавчины, старой краски. Степень визуальной чистоты должна быть Sа 2½ по МС ИСО 8501. Для удаления масел можно использовать универсальный обезжириватель ОМ-01С .

Для получения рабочего состава необходимо перемешать два компонента: основу (Компонент А ) и отвердитель (Компонент Б ). Отвердитель поставляется комплектно. Сначала низкооборотистой дрелью с насадкой две-три минуты размешивать Компонент А. Затем влить отвердитель и перемешивать смесь не менее 10 минут.

При необходимости добавить в состав разбавители: Р-5А, Р-5, Р-4. Вводить их только после смешения компонентов А и Б!

После перемешивания шпаклёвка по металлу должна отстояться 20-30 минут.

Состав наносится шпателем или пневматическим распылителем. При распылении рабочая вязкость материала должна быть 18-20 сек . по вискозиметру ВЗ-4 .

Жизнеспособность готовой смеси при t (20±2) °С :

  • 1,5 часа при нанесении шпателем.
  • 6 часов при нанесении пневматическим распылением.

Время высыхания до степени 4: до 24 часов при t +20 °С или до 7 часов при t +65 °С .

Высохший слой шлифуется. Затем на него можно наносить другой слой шпатлёвки или лакокрасочные материалы.

Обратите внимание!

Общая толщина покрытия - не более 1000 мкм!

Расход

  1. До 650 г/м² - нанесение шпателем, толщина слоя 350 мкм.
  2. 120-290 г/м² - нанесение распылителем, толщина слоя 60-150 мкм.

Меры предосторожности

Обеспечить хорошую вентиляцию во время работы внутри помещений. После окончания работ проветрить помещение. Использовать ИСЗ.

Хранение

Компоненты А и Б шпатлёвки хранить в прочно закрытой таре при температуре от –30 до +30 °С . Не нагревать, предохранять от прямых солнечных лучей и влаги.

Если Эпостат-Шпатлёвка хранилась на морозе, перед применением выдержать сутки при t (20±2) °С .

Гарантийный срок хранения в заводской упаковке - 6 месяцев со дня изготовления.