23.02.2019

Эклектика стиль в архитектуре. Эклектика как всё самое лучшее, взятое вместе


По теме Эклектика должна быть отдельная статья, а не страница разрешения неоднозначностей. После создания основной статьи страницу разрешения неоднозначностей, если в ней будет необходимость, переименуйте в Эклектика (значения). В Викисловаре… … Википедия

Архитектура Санкт Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт Петербург стал первым… … Википедия

Брюссель. Архитектура Бельгии (нидерл. … Википедия

Замок и дворец в Буде (Будапешт) как сочетание исторических эпох и стилей … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Архитектура (значения) … Википедия

Костел Св. Прокопа и Пражская телебашня. 2006 Архитектура Чехии … Википедия

Альбертинаплац, Вена. Архитектура Австрии Содержание 1 Периодизация … Википедия

Церковь Иоанна Предтечи древнейшее сооружение Коломны … Википедия

Архитектура в России - др. рус. каменная А. появляется в связи с принятием христианства и строительством храмов. Первыми архитекторами и учителями рус. мастеров были византийцы, и тем самым рус. А. изначально была включена в европ. культурную традицию. Разнообразие… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

- … Википедия

Книги

  • Комплект таблиц. Мировая художественная культура. Всемирная архитектура. 20 таблиц , . Учебный альбом из 20 листов. Арт. 5-8672-020. Мир ранних цивилизаций. 7 чудес света Древнего мира. Античный мир. Архитектура Азии, Америки и Востока. Архитектура Византии иДревней Руси.…
  • , Швидковский Дмитрий Олегович. Книга посвящена всему тысячелетнему развитию русской архитектуры со времен Св. Равноапостольного Великого князя Владимира до нашей эпохи. В издании читатель найдет отдельные очерки,…
  • Исторический путь русской архитектуры и его связи с мировым зодчеством , Швидковский Д.. Книга посвящена всему тысячелетнему развитию русской архитектуры со времен Св. Равноапостольного Великого князя Владимира до нашей эпохи. В издании читатель найдет отдельные очерки,…

Эклектика – это стиль дизайна интерьера, который сочетает в себе античность, средневековье, классицизм и современность. Это стиль, объединяющий в себе несколько направлений. Он воссоединяет то, что, казалось бы, не может гармонировать между собой. Но отбирая у прочих стилей дизайна интерьера только лучшее, эклектика сегодня стала стилем, где господствует постмодернизм с элементами дизайна, характерным для других направлений.

Стиль эклектика в интерьере

Эклектика стремиться использовать максимум возможностей для оформления помещения. В ней переплетаются всевозможные материалы: стекло, железо, дерево и прочие, которые обычно не сочетаются между собой.

Эклектика выбирает в качестве основной стиля лишь один, а затем она пытается привязать к нему оборвавшуюся нить гармонии и единства. Это новый цикл возращения к старому, где новое и античное переплетаются воедино.

Эклектика не привязана к жизненным традициям, она призвана лишь производить внешний эффект с помощью своей необычности. Элементы дизайна в стиле эклектики по красоте часто превосходят оригинальные элементы, сотворенные в период расцвета стилей, используемых в эклектике.

Эклектика чрезмерно увлечена формами, что неизбежно привело к искаженному пониманию сущности форм и конструкций. Обычно людей, выбирающих этот стиль, интересует лишь внешняя оболочка предмета, но не его конструкция. Именно это позволило сочетать в себе разнообразные декоративные элементы, которые ранее не допускалось использовать вместе для украшения.

Ранее стили интерьера уделяли больше внимания характеру построения, соотношениям и пропорциям основных форм, что для эклектики не характерно. Главная особенность эклектического стилевого направления – это беспринципные «прикладывание» старых форм к новым по материалам или по функции.

Пример: короткая ванна в виде канапе, она обладает формами, характерным для классицизма.

История развития стиля

В начале 20 века авангардисты пытались создать нечто новое. Но они постоянно «натыкались» на то, что в былые времена уже когда-то находило свое отражение в исторических культурах разных стран. Сложилась ситуация, когда новый стиль мог быть создан только при заимствовании некоторых характерных черт у уже существующих направлений на данный момент.

Эта идея была новой и интересной. Она и стала родительницей современной эклектики, которая сочетает восточное и западное, хай-тек и арт-деко. По своему составу эклектическое направление в дизайне интерьера очень многокомпонентно. Именно многокомпонентность в интерьере принято считать стилем эклектика.

Отличительной чертой эклектического направления стала свобода с отсутствием штампов для всех элементов. При строении и обустройстве зданий мастера основываются на разнообразных стилевых направлениях в зависимости от предназначения объекта: храма, общественное здание, частный дом или фабрика.

Эклектика также зависит от средств, которые выделяются на оформление интерьера. Она может использовать как богатый декор, так и экономную «краснокирпичную» архитектуру.

Слово «эклектика» имеет греческое происхождение и обозначает «избранный». В интерьере этот стиль доминировал в 1830–1890 годы. Эклектика - это объединение разнородных идей и исторических стилей: ампира и классики, барокко и модерна, неовизантийского стиля, псевдорусского, готического, индо-сарацинского и многих других. Своего расцвета эклектика достигла в Америке, а развитие получила благодаря Парижской школе изящных искусств.

Стилистические предпочтения отличались в зависимости от региона. Например, в Калифорнии огромной популярностью пользовались испанские мотивы, а «колониальный» стиль главенствовал в Новой Англии. В «колониальном» стиле обставлялись и коттеджи и особняки, и обстановка могла включать в себя как шедевры Чиппендейла, так и заводскую грубую кленовую мебель. Мебельные фабрики выпускали целые гарнитуры, выполненные в стиле различных эпох.

Распространение эклектики связано во многом с морскими перевозками колонистов, которые в местах своего нового поселения старались воссоздать облик покинутой родины.

В наши дни эклектика также пользуется заслуженной популярностью.

Полы

Благодаря приветствию любого стилевого решения в эклектизме пол может быть выполнен из любого материала. Единственное требование, которое к нему предъявляется – это соответствие его качества для помещения конкретного назначения.

В ванной полы целесообразно устраивать из влагоустойчивых материалов – керамической плитки, керамогранита и натурального камня. А в гостиной пол может быть выполнен из дерева, камня, керамогранита, он может быть покрыт ламинатом, линолеумом или ковролином.

Потолок

Потолок в эклектизме отличается своей нейтральностью. Он может быть как многоуровневым, так и одноуровневым. Но эклектика предпочитает выполнение потолка в стиле, отличном от элементов декора, но на нем обязательно должны быть вставки, которые подчеркивают общую тематику.

Стены

Стены образуют общую атмосферу. При их оформлении фантазия не знает границ. Но чаще стены в стиле эклектика выполняются в неброских тонах, чтобы создать фон для элементов декора и мебели.

В качестве отделочного материала можно использовать все: обои, плитку, мозаику, штукатурку. Важно лишь, чтобы покрытие соответствовало функциональному назначению комнаты.

В зависимости от того, какая тема была выбрана для оформления интерьера, стены украшают гобеленами, фресками и лепниной.

Мебель

Для эклектического направления можно использовать мебель, изготовленную из разнообразных материалов. Но сочетаться она будет с общей темой только тогда, когда ее элементы имеют что-то общее, будь то цвет, форма или фактура материалов.

Предметы декора

Квартира в стиле эклектика идеально подходит для путешественников, которые постоянно привозят сувениры, относящиеся к разным временам и культурам. Поэтому элементы декора могут быть любыми, если они подчеркивают общую тему. Украшением могут стать шторы, настенные панно или ковры.

Ценители искусства всегда критиковали эклектическое направление. Они считают, что ему не место среди прочих стилей дизайна, так как это лишь заимствование у них лучших аспектов. Некоторые люди называют эклектикой полное отсутствие стиля. Но это неправильно, так как большинство квартир, не имеющих единого стилевого решения, к эклектизму никак не относятся.

Интерьер в стиле эклектика обязательно должен иметь одну общую тему, вокруг которой выстраивается остальная цепочка декораций. При этом главной сложностью является сложить неподобные предметы в гармоничную композицию;

Эклектика – это смешение стилей, но не всех, а только двух или максимум трех. Стилистические направления объединяются в единое целое с помощью текстуры, цвета, архитектурного решения.

Эклектика приветствует смешения в отделке. Так, гармонично смотрится серебряная статуя на сером фоне стены. Чтобы подчеркнуть контрастность, рядом стену украшает старинный гобелен. Важно создать контролируемый контраст с помощью элементов, отличающихся друг от друга.


В эклектической школе можно объединять предметы интерьера, разрыв которых во времени составляет от двух эпох и более. При этом создается гармоничный контраст.

В эклектике приветствуются орнаменты и узоры, выполненные на тканях со схожими текстурами. Орнаменты могут сочетаться между собой.

Идеи для стиля

Общий смысл эклектики – это свобода и фантазия, когда вещи компонуются между собой невзирая на их стилевую принадлежность. Стили в таком оформлении должны не противоречить друг другу, а гармонично объединяться, должна присутствовать идея, связывающая их между собой. Как правило, в таком интерьере используется много текстиля, декора, особенно этнических мотивов. Господствуют плавные изогнутые формы. Часто для декорирования используются винтажные изделия и вещи ручной работы. Такой интерьер можно сделать уникальным и очень декоративным с помощью ряда идей:

  • Следует выбирать детали и декор не слегка непохожие, а резко контрастирующие по настроению и стилю. Например, современное зеркало в лаконичной черной раме будет эффектно выглядеть вместе с деревянным классическим столиком на изогнутых ножках, окрашенном в белый цвет.
  • Чтобы комната не приобрела сходство с мебельным складом следует ограничить количество используемых стилей до трех и определиться с тем, какую атмосферу требуется задать в помещении.
  • Объединить стили можно с помощью цвета. В основной тон окрашивают большие поверхности: стены, пол. Поддерживающий цвет необходим для мебели и ковров. И два контрастных цвета – для акцентов.
  • Связывать разные стили можно с помощью деталей. Например, барочный стол и современное кресло могут быть объединены с помощью оформления салфетками и декоративными подушками.
  • Можно украсить стены совершенно разноплановыми произведениями живописи и фотографии, но необходимо помнить о хитрости. Работ на стене должно быть много, чтобы глаз воспринимал их как единое целое и не различал деталей. Также в качестве объединяющего элемента можно использовать одинаковое оформление работ, или единый сюжет.
  • Не стоит бояться изобилия. Эклектичный стиль хорош обилием декора. Можно смело добавлять в обстановку сувениры из поездок, произведения искусства, самодельные вещи.
  • Используйте юмор и эффект неожиданности. Это могут быть смешные обои в классической гостиной или статуя зебры посреди комнаты.
  • Создавая эклектичное оформление, отдавайте предпочтение спокойному однотонному фону. Лучше окрасить стены в нейтральный цвет, а шторы, покрывала и ковры выбирать ярких расцветок, особенно выигрышно будет смотреться восточный колорит. Очень интересно будут смотреться голубой потолок в сочетании со светлыми стенами. Также стены можно украсить ручной росписью.
  • Оформление окон необходимо продумать особенно тщательно. Прекрасно подойдет массивная драпировка с бахромой и кистями.

Где применять стиль

Эклектику часто используют при оформлении современных квартир и загородных домов, так как этот стиль не только оригинален и объединяет современные элементы и вещи из прошлого, но и подразумевает комфорт и удобство. Эклектику можно встретить в интерьерах бутиков и салонов, офисов, гостиниц и других помещений, рассчитанных на посещение большого количества публики.

Этот стиль оптимален, когда есть необходимость в создании интерьера для людей с разными вкусами. Он отображает многообразие современной жизни, наполненной различными идеями и тенденциями.

Итог

Эклектика – это стиль дизайна интерьера, достойный отдельного внимания, как и прочие стилистические направления. Несмотря на смешение в нем различных времен и культур, стиль обладает принципами, без соблюдения которых теряется общая тема, и создается то, что можно назвать полным отсутствием стиля: между отсутствием стиля и эклектикой существует тонкая грань.

Эклектика в архитектуре в конце 19 и начале 20 веков очень сильно повлияла на архитектурные стили. Вид искусства, который регулируется строгими правилами, вступил в период исключений. В этой статье мы рассмотрим как понимают и используют это явление в архитектуре Европы, Америки и Азии. А так же рассмотрим фото наиболее типичных примеров течения.

Что такое эклектизм?

Представьте, что вам нужно подобрать наряд для свидания. У Вас есть полный шкаф одежды и можно идеально одеться в одном стиле. Но, может возникнуть желание совместить носки Emo с «nerd chic fashion» нарядом. А ещё добавить несколько аксессуаров хипстеров. И если удалось справиться с задачей, то - это и есть эклектизм!

Дело в том, что не все стили определяются строго сформулированными правилами. Иногда хочется сочетать одно с другим. Академический термин – эклектика - произошёл от греческого слова eklektikos , что означает селективность или выбор лучшего.

На самом деле это не плохая база для создания собственного стиля. Явление имеет место быть в моде, работает в искусстве, и, как оказалось, стало главной тенденцией в архитектуре на рубеже 19-20 веков.

Эклектика в архитектуре - это плагиат?

На протяжении 19-го века Европа и Соединенные Штаты переживали крупные промышленные революции, в результате которых появились новые строительные материалы. Практично стало использовать чугун, кованое железо, сталь и пластинчатое стекло. Строгих правил в применении не существовало. Архитекторы стали искать вдохновение в далёком прошлом.

XIX век характеризуется возродившейся античностью — неоклассицизмом . Англичане в добавок к этому оживили готический стиль, создав неоготику , выросшую из могущественного средневекового наследия.

Этот интерес так распространился в западном мире, что архитекторы столкнулись с серьезным академическим вопросом: создаем ли мы оригинальные произведения или просто копируем древних мастеров?

После долгих дискуссий, в конце концов, пришли к заключению, что в новых условиях используются только некоторые элементы древних стилей. В действительности архитекторы не копировали, а выбирали лучшее и включали это в новые структуры с новыми целями.

Например, римский храм строили из камня для поклонения богам. Неоклассическое здание Капитолия США спроектировано по типу греческих и римских храмов. Но интерьер включает в себя современную сантехнику и электропроводку, ковры и другие удобства. Кроме того, никто не использует его, чтобы поклоняться Юпитеру. Таким образом, архитекторы взяли лучшие составляющие классицизма, но придали им новый смысл.

Здание Капитолия США в Вашингтоне

Так эклектика была введена в архитектуру. Изменяя строгие правила архитектурных традиций, отдавая предпочтение определённым элементам стиля, эклектика стала широко распространенной.

Некоторые искусствоведы называют этот период в развитии архитектуры , чтобы отделить его от другого направления эклектической архитектуры, определяемого как экспериментальная эстетика .

Творческая свобода: почему это плохо?

Как стиль, экспериментальная эстетика предлагала много творческой свободы. При этом никаких ограничивающих правил. Риск неудачного дизайна был очевидным для всех. Проекты, которые не гармонично сочетали разные стили, подвергались критике со стороны профессионалов (особенно тех, кто был против движения).

Примеры эклектической архитектуры

Церковь Сент-Винсент-де-Поль (Париж)

Эклектическая архитектура. Церковь Сент-Винсент-де-Поль в Париже.

Начнем с Франции, с церкви Сент-Винсент-де-Поль в Париже, спроектированной Жаном-Батистом Лепером в начале 19 века. Нижняя половина этой структуры выглядит очень классически. Мы видим ионические колонны, увенчанные треугольным фронтоном, как в греческом храме. Даже включение статуй во фронтон очень классическое. Конечно, не греческие боги, а католический святой Винсент (Викентий).

Однако, если мы поднимем взгляд, мы заметим две большие башни над фронтоном. Это прямо из готической архитектуры средневековой Европы (как Нотр-Дам в Париже). Два совершенно разных стиля (классический и готический), объединенные во что-то совершенно новое.

Саграда Фамилия (Искупительный храм Святого Семейства) в Барселоне

Барселонский собор (церковь Святого Семейства) был начат в пиковый период развития смешения стилей (1883-1926). Проект разработан . В нём можно видеть элементы готического стиля, объединённые с восточными мотивами и дополненные формами природного мира. В результате — создан характерный, оригинальный и узнаваемый стиль, имеющий множество поклонников — каталонский или . Строительство собора ещё не окончено.

Университет в Черновцах (Украина)

Резиденция буковинских и далматинских митрополитов в Черновцах, Украина, была построена между 1864-1882 гг. По проекту чешского архитектора Йозефа Хлавки.
При подготовке своих проектов Хлавка исследовал строительные традиции региона и, в результате работа сочетает византийский и мавританский стили.

Бирмингемский университет (Великобритания)

Работа архитектора Сэра Астона Уэбба, английского архитектора, разработавшего главный фасад Букингемского дворца и главного здания Музея Виктории и Альберта.

Здание Бирмингемского университета (1900-12) в Великобритании построено в квази-византийском стиле архитектором Астоном Уеббом (Aston Webb).

Распространение эклектизма

Европа

Эклектическая архитектура впервые появилась в континентальной Европе в таких странах, как

  1. Франция — (Beaux-Arts),
  2. Англия — и
  3. Германия — Gründerzeit.

Позже перешла в Италию, Испанию, Нидерланды, Скандинавские страны, Португалию, Грецию и Балканы.

Америка

В американской архитектуре глубокий сдвиг произошел в конце XIX века. Архитекторы США Ричард Моррис Хант и Чарльз Фоллен МакКим получали образование в École des Beaux-Arts в Париже. Они привезли из Европы новый подход к искусству, который стал краеугольным камнем эклектической архитектуры в Америке.

Это было время повышения благосостояния и стиль процветал. Исторические черты, ранее встречавшиеся только в аристократической архитектуре европейских стран, таких как Великобритания и Франция, способствовали более богатому чувству местной культуры и истории. Гибкий подход к заказчикам определял стилистику вкусом клиента. Популярность эклектики развязывала руки архитекторам.

Азия

В меньшей степени эклектизм проявился в Азии. Японские и китайские архитекторы, прошедшие подготовку в американских учебных заведениях, оказали влияние на традиционные школы. Эклектичные проекты в Азии: Банк Японии (1895 г.) Гинго Татсуно.

Это было первое здание такого типа, разработанное японским человеком. Получив заказ, Татсуно немедленно отправился на год в Европу, чтобы изучить архитектуру Национального Банка в Брюсселе (Бейаер и Янссен).

Так называемая архитектура индо-сарацинского возрождения, в которой добавлены детали традиционной индийской архитектуры (в основном архитектура Моголов), была по своей природе эклектичной. Западные формы общественных зданий и дворцов в большинстве случаев спроектированы английскими архитекторами.

Эклектика умерла - да здравствует эклектика?

Энтузиазм в отношении исторической имитации начал снижаться в 1930-х годах. Эклектика уступала место новому стилю. Переход к был активным, поскольку многие рассматривали его как авангард. Новые технологии и материалы, создаваемые в то время, создали новые формы. Несмотря на отход от эклектики в архитектуре, эпоха остается исторически значимой.

В современном обществе стили, которые смешивают разные культуры и исторические направления, обычно не описываются как «эклектичные». В литературе и средствах массовой информации ссылки на эклектическую архитектуру обычно представляют здания, построенные в период конца XIX — начала XX века.

В российских же трудах часто используют этот термин, указывая на любое смешение стилей: например, в искусстве древнего Рима встречаются элементы из древнегреческих, египетских и азиатских направлений. Поэтому, когда заходит речь об эклектике в архитектуре, для корректности стоит выяснить, что имеется в виду:

  • экспериментальная эстетика или
  • просто совмещение стилей.

А как Вы считаете, какое понимание термина «эклектики» в архитектуре наиболее близкое к истине? Напишите в комментарии, интересно узнать Ваше мнение. Так же интересно будет увидеть фото эклектических зданий, которые находятся рядом с Вами.

Появление Эклектики:

Эклектика (эклектизм, историзм) в архитектуре - направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Эклектика прошла два этапа в развитии - 1830-е-1860-е гг. и 1870-е-1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.

Особенности Эклектики в архитектуре:

Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV-XVIII веков, а с другой - в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре:
Первый этап:
Михаил Дормидонтович Быковский, Константин Андреевич Тон, Андрей Иванович Штакеншнейдер
Второй этап
Александр Степанович Каминский, Михаил Дормидонтович Быковский, Роман Иванович Клейн, Альфред Александрович Парланд, Александр Никанорович Померанцев, Дмитрий Николаевич Чичагов.

Примеры Эклектики в архитектуре:

Музей декоративно-прикладного искусства

при Высшем художественном училище им. В.И. Мухиной. (Мухи).

арх. М.Е.Месмахер, 1885-1895.

Храм Алексия человека Божия, Быковский М.Д., 1853г. Москва, Россия.

Эклектика - соединение разнородных художественных элементов. Использовала формы различных стилей - готики, ренессанса, барокко, рококо и др. Оказала влияние на модерн. Тяготела к созданию больших городских ансамблей (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города). Большое внимание уделялось градостроительной роли крупных зданий и выразительности их силуэта. Характерная особенность - монументальные, нередко перегруженные декором здания, органично "вошедшие" в структуру города. постройки: Государственный банк на Неглинной улице (К.М. Быковский 1893-95); Международный торговый банк на Кузнецком мосту (С.С. Эйбушитц, 1898); Сандуновские бани (Б.В. Фрейденберг, 1894-95)

2. Ведущие мастера эклектики в России. Работы, проекты.

1. переходный этап от классицизма к эклектике 1830-е – нач 1860-х

Е.Д.Тюрин (1832-1870). Постройки: Университетская (Татьянинская) церковь в Москве, Елоховский собор в Москве.

А.Монферран - проект Исаакиевского собора в Питере

2. начальный эт ап развития эклектики (усиленное подражательство, точная передача исторического прообраза)

К.А.Тон - Храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883). Большой Кремлевский дворец в ансамбле Соборной площади (1839-1849).

А.П.Брюллов -Лютеранская церковь св.Петра(1832-1838).

М.Д.Быковский -ансамбль подмосковной усадьбы Марфино (1837-39).

В СПб А.И.Штакеншнейдер - Мариинский (1839-1844), Ново-Михайловский (1857-1861), Николаевский дворцы (1853-1861)

3. второй этап развития эклектики (сочетание различных стилистических направлений с использованием новым материалов в ней - чугуна, железа, ж/б)

Продолжалось строительство Исаакиевского собора в Петербурге (О.Монферран).

4. третий этап позднего эклектизма конца XIX века (достоверный историзм архитектурного языка и форм).

Ведущий мастер – Н.Л.Бенуа (ученик К.А.Тона) - перестроенный Мариинский театр, вокзал в Стрельне, Красном селе.

Р.И.Клейн - музей ИИ им. А.С.Пушкина, Универсальный магазин «Мюр и Мюрилиз” (ЦУМ)

К.М.Быковского – здания Государственного банка (1893-1906) и Зоологического музея (1896-1897)

А.Парланд - храм Воскресения Христова (Спас на Крови)

3. Неорусский стиль как национальное выражение в эклектике и модерне.

п
оследняя треть 19 века. Развиваясь в духе эклектизма, он стал характеризоваться пристрастием к обильной и дробной декорации, воспроизводившей мотивы московского и ярославского зодчества 16 и 17 веков. Организация пространства - на основе использования принципа свободной планировки. к строительству в неорусском стиле обратились архитекторы, представители модерна: Ф.О. Шехтель (Ярославский вокзал в Москве, 1902-04), И.Е. Бондаренко (старообрядческие церкви). Представители позднего неорусского стиля воспроизводят формы древнерусских построек (собор Марфо-Мариинской обители, 1908-12, Щусев) либо "накладывают" русскую традиционную орнаментику на рационально спланированные объёмы (здание Ссудной кассы в Настасьинском переулке, 1914-16, В.А. Покровский).