27.02.2019

Инструкция по эксплуатации газовой. Инструкция по эксплуатации Gorenje GI3356W. Требования охраны труда в аварийных ситуациях


Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работам по эксплуатации и ремонту газового оборудования допускаются работники старше 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие обучение по охране труда, безопасным методам выполнения работ и приемам оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ.
1.2. При передвижении по территории и производственным помещениям организации, при выполнении работ в условиях уличного движения и при использовании переносных лестниц, стремянок следует выполнять требования, изложенные в настоящей инструкции и в перечисленных ниже инструкциях:
— заводов-изготовителей по эксплуатации применяемых подмостей, грузоподъемных механизмов и другого оборудования;
— по противопожарной безопасности;
— по оказанию доврачебной помощи при несчастном случае.
1.3. Работник после прохождения первичного инструктажа на рабочем месте и проверки знаний должен в течение 3 — 14 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работы) выполнять работу под наблюдением мастера или бригадира, после чего оформляется допуск к самостоятельной работе.
1.4. Во время нахождения на территории организации, в производственных и бытовых помещениях, на участках работ и рабочих местах работникам необходимо соблюдать режим труда и отдыха, Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные руководством организации. Допуск посторонних лиц, а также употребление спиртных напитков в указанных местах не допускается.
1.5. В процессе выполнения работ на слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— загазованность помещения, рабочей зоны;
— пожар;
— взрыв;
— падение предметов с высоты.
1.6. Источники возникновения опасных факторов:
— неисправное газовое оборудование или неправильная его эксплуатация;
— неисправный или не по назначению примененный инструмент, приспособление, оснастка, оборудование;
— утечка газа.
1.7. Действие факторов:
— попадание сжиженного газа на открытые участки тела вызывает обморожение;
— наличие газа в воздухе уменьшает содержание в нем кислорода, что приводит к обморочному состоянию;
— применение неисправного инструмента, приспособлений, а также несоблюдение требований охраны труда при производстве работ могут привести к травмированию работника;
— нарушение Правил пожарной безопасности может привести к пожарам и взрывам.
1.8. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты слесарю по эксплуатации и ремонту газового оборудования выдаются:
— костюм хлопчатобумажный (1 шт. на 12 месяцев);
— сапоги резиновые (1 пара на 12 месяцев);
— рукавицы комбинированные (1 пара на 2 месяца);
— противогаз (до износа);
— пояс предохранительный (дежурный).
1.9. На наружных работах зимой дополнительно:
— куртка на утепляющей прокладке (по климатическим поясам);
— брюки на утепляющей прокладке (по климатическим поясам);
— валенки (по климатическим поясам);
— галоши на валенки (1 пара на 24 месяца).
1.10. Слесарю по эксплуатации и ремонту газового оборудования необходимо знать устройство и принципы действия оборудования, установленного в газораспределительных станциях (ГРС), газораспределительных пунктах (ГРП) и на других объектах.
1.11. В случае обнаружения неисправного оборудования, приспособлений, оснастки, инструмента, других нарушений требований охраны труда, которые не могут быть устранены собственными силами, и возникновения угрозы здоровью, личной или коллективной безопасности работнику следует сообщить об этом непосредственному руководителю или работодателю. Не приступать к работе до устранения выявленных нарушений.
1.12. Если работник стал очевидцем несчастного случая, ему следует прекратить работу, вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны, оказать пострадавшему первую помощь, вызвать врача, помочь организовать доставку пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, сообщить руководству организации. При расследовании обстоятельств и причин несчастного случая работнику следует сообщить комиссии известные ему сведения о происшедшем несчастном случае.
1.13. Если несчастный случай произошел с самим работником, ему следует прекратить работу и, по возможности, обратиться в медицинское учреждение, сообщить о случившемся руководству организации или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
1.14. Работник, виновный в нарушении инструкций по охране труда, несет ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Слесарю по эксплуатации и ремонту газового оборудования необходимо ознакомиться с технологическим процессом предстоящих работ, получить инструктаж в установленном порядке, расписаться в наряде-допуске на выполнение газоопасных работ.
2.2. Надеть и тщательно заправить спецодежду, подготовить к использованию другие средства индивидуальной защиты.
2.3. До начала и после окончания работ, а также во время производства ремонтных работ необходимо производить анализ проб воздуха, взятых из помещений ГРС и ГРП, на наличие газа.
2.4. Подготовить рабочее место, убрать ненужные предметы и материалы, освободить проходы.
2.5. Перед началом работ слесарю необходимо проверить:
— наличие и исправность противогаза;
— наличие в помещениях ГРС и ГРП естественной вентиляции с не менее чем трехкратным обменом воздуха, легко доступной для осмотра и производства работ по ремонту оборудования;
— наличие паспортов заводов-изготовителей на регуляторы давления и предохранительно-запорные клапаны;
— наличие пломбы установленного образца у контрольно-измерительных приборов;
— наличие в помещениях ГРС и ГРП продувочных и сбросных трубопроводов, которые должны быть выведены в места, обеспечивающие безопасные условия для рассеивания газа, но не менее чем на 1 м выше карниза здания. Продувочные и сбросные трубопроводы должны иметь минимальное число поворотов, на концах трубопроводов должны быть установлены устройства, исключающие попадание в трубопроводы атмосферных осадков;
— наличие телефонной связи. Телефонный аппарат должен быть установлен вне помещения или снаружи здания в запирающемся шкафу. Допускается установка телефонного аппарата во взрывозащищенном исполнении непосредственно в помещении ГРС и ГРП;
— состояние электроосветительного оборудования, изготовленного во взрывобезопасном исполнении;
— наличие и исправность инструмента, необходимого для выполнения работ. Не допускается использование инструмента, приспособлений, оборудования, обращению с которыми слесарь не обучен;
— наличие свободного доступа и прохода к противопожарному инвентарю, огнетушителям, гидрантам;
— наличие в помещениях ГРП, ГРС и на других объектах, где установлено газовое оборудование, вывешенных схем устройства ГРС и ГРП с подробным обозначением всех узлов и с указанием параметров настройки регуляторов давления, предохранительного запорного и сбросного клапанов;
— наличие с наружной стороны помещения ГРС и ГРП на видном месте предупредительных знаков или предупредительных надписей «ОГНЕОПАСНО».
2.6. Слесарю необходимо работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.
2.7. Запрещается допускать в помещение ГРП и ГРС посторонних лиц, а также пользоваться в нем открытым огнем и курить.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время производства работ в помещениях ГРС, ГРП необходимо обеспечить непрерывный контроль работы с улицы через открытую дверь в целях недопущения к месту выполняемой работы посторонних лиц и готовности оказания первой помощи пострадавшим при несчастном случае.
3.2. При производстве работ в ГРП и ГРС необходимо применять омедненный инструмент, исключающий искрообразование. В тех случаях, когда по характеру работ неизбежно применение стального инструмента, его необходимо обильно смазать тавотом, литолом либо солидолом для предотвращения искрообразования.
3.3. Не допускается использование неисправного инструмента, а также разводных гаечных ключей с применением накладок и пластин.
3.4. С внутренней стороны ручек клещей, пассатижей и ножниц по металлу следует установить упор, предупреждающий травмирование пальцев рук.
3.5. Во время разборки газового оборудования отключающие устройства на линии редуцирования необходимо перевести в закрытое положение, а на сбросных трубопроводах — в открытое положение. На границах отключенного участка после отключающих устройств необходимо устанавливать заглушки, соответствующие максимальному давлению газа в сети.
3.6. Предохранять от загрязнения и механических повреждений газовое оборудование.
3.7. Не применять дополнительные рычаги (усилители) при закрывании и открывании вентилей газовой аппаратуры.
3.8. Запрещается производить подтяжку болтов в крышках регуляторов РДС и ПИНЧ-Е при рабочем состоянии регулятора.
3.9. Корпус фильтра после выемки фильтрующей кассеты следует тщательно очистить. Разборку и очистку фильтрующей кассеты во избежание воспламенения следует производить вне помещения в местах, удаленных от легковоспламеняющихся веществ и материалов на расстояние не менее 5 м.
3.10. Запрещается производить набивку сальников в задвижках среднего и высокого давления, находящихся под давлением. В случае необходимости выполнение указанных работ производить после получения разрешения на снижение давления и оформления наряда-допуска на выполнение газоопасных работ.
3.11. В помещениях ГРС и ГРП проведение сварочных и других огневых работ допускается в исключительных случаях при наличии плана производства работ, утвержденного главным инженером организации, и обязательном принятии мер, обеспечивающих безопасные условия труда работников.
3.12. При обнаружении загазованности в помещениях ГРС и ГРП работы необходимо немедленно прекратить, проветрить помещение, проверить с помощью мыльной эмульсии все соединения трубопроводов и при обнаружении неисправности устранить утечку газа.
3.13. При невозможности устранить обнаруженную неисправность слесарю необходимо немедленно прекратить работу, сообщить об этом в аварийную службу и непосредственному руководителю, оставаться на месте (если это возможно) до прибытия бригады для выполнения аварийно-восстановительных работ (АВР).
3.14. При совместной работе бригады, обслуживающей ГРС и ГРП, и бригады АВР ответственным за выполнение работ является мастер АВР.
3.15. Контрольно-измерительные приборы, установленные в ГРС и ГРП, должны иметь клеймо (пломбу), подтверждающее их пригодность к эксплуатации и соответствие требованиям нормативных актов.
3.16. Работы по обслуживанию и ремонту электрооборудования в помещениях ГРС и ГРП выполняются электротехническим персоналом при обесточенном оборудовании и в дневное время. В случае неисправности или отсутствия электроосвещения в помещениях ГРС и ГРП разрешается применение переносных аккумуляторных фонарей во взрывобезопасном исполнении.
3.17. Использование технических жидкостей, предназначенных для чистки и протирки оборудования и приборов, не по назначению запрещается.
3.18. Во время технического обслуживания и эксплуатации водонагревательного оборудования в случае погасания пламени горелки необходимо выполнить следующие операции:
— перекрыть подачу газа;
— проветрить помещение;
— проверить исправность вытяжной вентиляции.
3.19. При розжиге горелок водонагревательного оборудования во избежание ожогов необходимо быть осторожным и находиться на безопасном расстоянии от окошка водонагревательного оборудования.
3.20. При установке шкафных регуляторных пунктов (ШРП) на стене здания расстояние от шкафа до окна, двери или других проемов по горизонтали должно быть не менее 3 м при давлении газа на входе до 0,3 МПа (3 кгс/кв. см) и не менее 5 м при давлении газа на входе свыше 0,3 МПа (3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см). При этом расстояние по вертикали от ШРП до оконных проемов должно быть не менее 5 м.
3.21. Установка арматуры, оборудования, а также устройство фланцевых и резьбовых соединений в каналах не допускается.
3.22. Оборудование, размещенное на высоте более 5 м, следует обслуживать с площадок, оснащенных лестницами с перилами.
3.23. Хранение горючих, легковоспламеняющихся и обтирочных материалов, баллонов с газами и посторонних предметов в помещениях ГРС и ГРП и пристройках к ним запрещается.
3.24. При следовании от объекта к объекту слесарю необходимо соблюдать Правила дорожного движения.
3.25. Обслуживание ГРС, ГРП и расположенного в них оборудования необходимо осуществлять бригадой в составе не менее двух человек.
3.26. Необходимо соблюдать следующие сроки выполнения мероприятий:
— осмотр технического состояния оборудования производится по графику, утвержденному руководством организации;
— проверка параметров срабатывания предохранительных запорных и сбросных клапанов производится не реже одного раза в два месяца, а также по окончании ремонта оборудования;
— техническое обслуживание производится не реже одного раза в шесть месяцев;
текущий ремонт следует производить не реже одного раза в двенадцать месяцев, если иные сроки не установлены заводом — изготовителем оборудования;
капитальный ремонт следует производить при замене оборудования, средств измерений, отопления, освещения и восстановления строительных конструкций здания.
3.27. Курить на территории организации разрешается только в специально отведенных и оборудованных для этого местах.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При внезапном отключении электроэнергии, возникновении постороннего шума при эксплуатации газового оборудования прекратить выполнение работ, остановить работу оборудования, вывесить плакат «Не включать!» и сообщить об этом непосредственному руководителю.
4.2. До полного устранения неисправностей не приступать к работе.
4.3. При обнаружении пожара или возгорания немедленно прекратить работу, перекрыть подачу газа, отключить электроустановки, сообщить о пожаре в пожарную охрану по телефону 101 и приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения.
4.4. При возгорании электродвигателей, электрических кабелей не допускается тушение пламени водой. При этом следует отключить поврежденную электроустановку, после чего приступить к ее тушению с применением огнетушителей.
4.5. Если произошел несчастный случай, очевидцем которого оказался слесарь, ему следует немедленно вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны, сообщить о случившемся руководству организации, а пострадавшему оказать первую помощь, вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103, помочь организовать доставку в ближайшее медицинское учреждение.
4.6. Если несчастный случай произошел с самим слесарем, ему следует прекратить работу и, по возможности, обратиться в медицинское учреждение, сообщить о случившемся руководству организации или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
4.7. Каждому работнику необходимо уметь оказывать первую помощь пострадавшему:
— при ушибах обеспечить полный покой, положить холод на ушибленное место; при ушибе живота не давать пострадавшему пить;
— при кровотечении приподнять конечность, наложить давящую повязку, жгут (летом жгут оставляют на 1,5 часа, а зимой — на 1 час);
— при переломе наложить шину;
— при термических и электрических ожогах обожженное место закрыть стерильной повязкой; во избежание заражения нельзя касаться руками обожженных участков кожи и смазывать их мазями, жирами и т.д.;
— при попадании кислоты или щелочи на открытые участки тела немедленно промыть их нейтрализующим раствором, а затем холодной водой с мылом; при попадании щелочи — раствором борной кислоты;
— при попадании кислоты и щелочи в глаза немедленно промыть их нейтрализующим раствором и обратиться в здравпункт или к врачу;
— при всех отравлениях немедленно вынести или вывести пострадавшего из зоны отравления, расстегнуть одежду, стесняющую дыхание, обеспечить приток свежего воздуха, уложить его, приподнять ноги, укрыть потеплее, дать понюхать нашатырный спирт и немедленно транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение;
— при поражении электрическим током пострадавшего освободить от действия тока, при необходимости провести искусственное дыхание или закрытый массаж сердца;
— перевозить пострадавшего можно только при удовлетворительном дыхании и устойчивом пульсе.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. Перед остановкой оборудования предварительно прекратить подачу газа, убедиться в исправности запорных устройств.
5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать использованную ветошь, материалы и другой мусор.
5.3. Собрать инструмент, приспособления и сложить их в специально отведенное место (шкаф, ящик и т.п.).
5.4. Привести в порядок средства индивидуальной защиты и убрать их в отведенное для хранения место.
5.5. Сообщить непосредственному руководителю о замеченных неисправностях оборудования, вентиляции и о принятых мерах по их устранению.
5.6. Тщательно вымыть руки и лицо или принять душ.

Данная инструкция не является профессиональной инструкцией по настройке, это бытовое руководство по эксплуатации ГБО.

Вакуумный (для карбюратора) или электронный (для инжектора) двухступенчатый редуктор предназначен для работы на сжиженном нефтяном газовом топливе (пропан-бутан). Из баллона газ под давлением 16 атм. поступает в газовый клапан, где подвергается очистке от смолистых веществ и механических примесей. Далее очищенный газ проходит в первую ступень редуктора, где давление понижается до 2 атм., а затем во вторую, где оно понижается до 0,5 атм.

Под действием разрежения, создаваемого в коллекторе, работающего двигателя, газ из полости второй ступени редуктора поступает в тройник-дозатор. Из тройника-дозатора через смесительное устройство (проставка, смеситель или форсунки) в камеры карбюратора или устройство впрыска, где образовывается однородная горючая смесь, которая поступает в цилиндры двигателя. Охлаждающая жидкость из блока цилиндров двигателя через переходник поступает в нижний патрубок редуктора, подогревая газ и улучшая его испарение.

Порядок запуска ГБО в работу карбюраторного автомобиля

— Запуск холодного двигателя необходимо (при температурах ниже + 7-10 градусов) и желательно в принципе производить на бензине с последующим прогревом до температуры 40-50 градусов. 3атем коммутатор (переключатель в салоне) переводится в среднее положение, происходит выработка бензина из поплавковой камеры. Как только автомобиль начнет работать с перебоями, перевести коммутатор в положение «газ». Допускается пуск прогретого двигателя на газу.

— Частота оборотов холостого хода регулируется винтом, расположенным на корпусе редуктора. Расход газа регулируется винтами на тройнике-дозаторе. После первичной регулировки, проведенной мастером установочного центра, расходно-динамические характеристики можно улучшить следующим образом: винт 1 регулирует подачу газа в первую камеру карбюратора, что влияет на динамические характеристики машины при разгоне и частичных нагрузках. Разгоните машину до 80 км/ч, и, если «прием хороший», закрутите винт 1 на пол-оборота, процедуру повторяйте до тех пор, пока машина не начнет «тупить», после чего выкрутите винт 1 на четверть оборота назад. Винт 2 управляет второй камерой карбюратора, от степени наполнения которой зависит приемистость на полных нагрузках. Для регулировки второй камеры разгоните машину свыше 90 км/ч и повторите процедуру описанную выше. Т. к. плотность газа (кг/л) меньше плотности бензина, газа расходуется на 10-15 % больше. При парковке на ночь автомобиль следует перевести на бензин. Для этого увеличить обороты двигателя до 3000-3500 об/мин, коммутатор (переключатель) перевести в положение «бензин», минуя выработку, и подождать заполнения бензином поплавковой камеры.

Порядок запуска инжекторного автомобиля

Инжекторный автомобиль оснащается двухпозиционным автоматическим переключателем (коммутатором) газ-бензин. Когда переключатель находится в положении бензин, машина работает только на бензине (горит красная сигнальная лампа на знаке бензин). Для перевода автомобиля на газ необходимо следующее:

1. Переключить коммутатор в положение газ.

2. Запустить двигатель в работу и прогреть его до температуры 40-50 градусов. При этом на коммутаторе лампочка символа бензин горит красным, на символе газ мигает зеленая лампа (режим ожидания оборотов).

З. Для перехода на газ необходимо нажать на педаль акселератора и набрать 2500 оборотов и резко отпустить. Машина перешла на газ (на символе газ горит зеленая лампа, красная погасла).

Основные требования по безопасности

— В случае, когда не устраивает мощность, повышенный расход, проблемы с холостым ходом, запрещается самостоятельная регулировка автомобиля (неправильное регулирование может явиться причиной хлопка (только инжектор) и, как следствие, выхода из строя ДМРВ, корпуса воздушного фильтра, впускного коллектора). В этом случае следует обратиться на СТО.
— Инжектор: запрещается эксплуатация автомобиля до полной выработки газа из баллона (обедненная смесь может быть причиной хлопка). Рекомендуется оставлять 10%.
— Рекомендуется менять воздушный фильтр не реже каждых 5-6 тысяч км.
— Необходимо сливать конденсат (пластиковый винт-пробка на корпусе редуктора) каждые 1000 км, но не позднее 1500 км.
— Инжектор: если произойдет хлопок, необходимо перевести коммутатор в положение бензин (будет гореть только красная лампа) и приехать на консультацию в сервисный центр.
— Инжектор: запрещается эксплуатация автомобиля на газу, когда в бензобаке нет бензина. Воздушная пробка может повлечь выход из строя бензонасоса (минимальный остаток 7-10 литров).

— Бензиновый клапан при работе автомобиля на газу находится в закрытом положении (ОFF), поэтому при выходе из строя электросистемы прерывается как подача газа, так и бензина. В этом случае надо проверить предохранитель ГБО и в случае его неисправности — заменить. Если предохранитель исправен, электросистема проверяется следующим образом:
при переключении коммутатора в положение «газ» (или положение «бензин») соответствующие электроклапаны должны издать характерный щелчок. Если этого не происходит, система неисправна. В этом случае надо перевести коммутатор в среднее положение (выработка), вкрутить винт механического открытия бензоклапана и приехать в техцентр. Категорически запрещается держать клапан бензина открытым при исправной электросистеме, т. к. это ведет к одновременной подаче в двигатель газа и бензина, что недопустимо.
— для оптимальности состава топливовоздушной смеси рекомендуется менять воздушный фильтр не реже, чем через 7000 км пробега.
— Рекомендуется использовать воздушный фильтр с возможно меньшим сопротивлением воздушному потоку.
— производить замену свечей каждые 10000 км (свеча, производящая менее 3-4 импульсов не воспламеняет газо-воздушную смесь в цилиндре двигателя).
— сливать конденсат из редуктора через каждые 1500 км путем откручивания винта на корпусе редуктора.
— После каждых 500 км, пройденных автомобилем на газу, проезжать 15-20 км на бензине, что способствует оседанию окиси свинца на клапанах и седлах, предотвращая их дополнительный износ, а также уменьшает износ диафрагм и засорение карбюратора.

Общие требования по безопасности

— Проводить ежедневную проверку уровня охлаждающей жидкости (тосола).
— В случае обнаружения утечек или повреждения ГБО перекрыть магистральный вентиль мультиклапана на баллоне и приехать в сервисный центр. Запрещается подтягивать гайки и соединительные трубопроводы, находящиеся под давлением газа.
— Запрещается заводить автомобиль на газу при вынутом подсосе, это сократит срок службы основной мембраны или будет причиной разрыва.
— Запрещается оставлять полностью заправленный газом автомобиль на солнце, не израсходовав перед этим несколько литров.
— Запрещается эксплуатировать ГБО при обнаружении внешних механических повреждений.
— Запрещается продолжать движение автомобиля на газу при обнаружении запаха газа в салоне.
— При монтаже и демонтаже любых узлов ГБО своими силами, а так же при консервации автомобиля на длительный срок (больше месяца), необходимо перекрыть заправочный и магистральный вентили на мультиклапане баллона.

Удачной эксплуатации!

Прокомментировать:

Читайте также:

Название: Газовое оборудование автомобилей. Легковые, грузовые. Устройство, установка, обслуживание. Практическое руководство. Автор: Афонин С. Издательство: «ПОНЧиК» Год: 2001 Кол-во страниц: 53 Формат: DJVU Размер: 3.0 Mb Язык: русский В книге рассматривается работа легковых и грузовых автомобилей на газовом топливе, а также возможность установки на автомобиль газового оборудования и его обслуживание. Описано устройство различных систем газовой аппаратуры,

Сегодня довольно популярно приобретать автомобили с газобаллонным оборудованием или устанавливать его на уже имеющиеся авто. Далее возникает необходимость заправить баллон газом. Как это правильно сделать и сколько нужно заправлять газа в баллон? Заправка Заправка газом отличается тем, что вы не можете видеть, сколько вы заправляете его в баллон. Нужно знать, что в баллоне максимально допустимый

Каждый автомобилист хочет проехать больше, а заплатить меньше. Такую уникальную возможность нам дарит ГБО 4 поколения. Кроме экономии оно еще имеет ряд положительных преимуществ. Система газобаллонного оборудования 4 поколения очень похожа на бензиновую. Обеспечивается распределенный впрыск по отдельности в каждый цилиндр двигателя. Водитель практически не замечает перехода с одного вида топлива на другое. Это означает,

Анализ особенностей газобаллонной аппаратуры позволяет утверждать, что ее конструкция проста и надежна в работе, полностью обеспечивает пожаро– и взрывобезопасность. Газовое топливо может использоваться наравне с бензиновым топливом при строгом соблюдении мер предосторожности и правил технического обслуживания. Однако, выбрав газовое оборудование для своего автомобиля, внимательно ознакомьтесь с инструкцией по его эксплуатации, усвойте ее и следуйте ее

Инструкция по эксплуатации легковых, грузовых автомобилей и автобусов для работы на сжиженном нефтяном (СНГ) и компримированном природном (КПГ) газах.

1.ВВЕДЕНИЕ

Данная инструкция распространяется на легковые, грузовые автомобили и автобусы всех модификаций,отечественного и иностранного производства с "карбюраторными" и "инжекторными" двигателями, оборудованные Газобаллонной аппаратурой (далее ГБО) фирмы LOVATO, BIGAS, TOMASETTO, ZAVOLI и других производителей и устанавливает общую методику и порядок эксплуатации, и ТО.

2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

2.1 Автомобиль предназначен для эксплуатации на СНГ марок ПА или ПБА по ГОСТ 27578-87,

КПГ или бензине.

2.2 Не допускается работа двигателя при одновременной подаче газа и бензина.

2.3 Для сохранения нормальной работоспособности бензиновой системы питания и продления срока службы резинотехнических изделий газового редуктора, рекомендуется применять запуск и прогрев холодного двигателя на бензине с последующим переводом на газ.

2.4 Останавливайте двигатель выключением зажигания.при постановке автомобиля на ремонт или длительную стоянку необходимо выработать газ из системы, для чего при работающем на газе двигателе в режиме холостого хода (вне закрытого помещения) перекрыть расходный вентиль мультиклапана (если это СНГ) или вентили на всех баллонах (если это КПГ) и дождаться останова двигателя. Во избежание повреждений уплотнителей закрывайте наполнительный и расходный вентили мультиклапана (СНГ) и вентили баллонов (КПГ) только усилием руки, без применения какого либо инструмента.

2.5 Техническое обслуживание или ремонт ГБО, а также других узлов и агрегатов автомобиля производите только после выработки газа из газовой системы питания, при закрытых вентилях.

2.6 Ремонт баллона или мультиклапана производите только после слива газа (СНГ) или стравливания (КПГ) в безопасном месте, и последующей продувки воздухом или нейтральным газом.

2.7 Наполнение баллонов производите на газонаполнительных станциях АГНС и АГНКС с соблюдением соответствующих правил этих станций.

2.8 При эксплуатации автомобиля обращайте особое внимание на герметичность всех соединений газовых трубопроводов и газовой аппаратуры, соединений бензопроводов (подтекание бензина является в 90% случаев причиной возгорания автомобилей с ГБО) , состояния изоляции электропроводки относящейся к ГБО, состояние шлангов подводящих тосол к редуктору-испарителю(от уровня тосола зависит эффективность испарения и подогрева газа и при отсутствии должного уровня ОЖ в системе в редукторе-испарителе может образоваться воздушная пробка, приводящая к обмерзанию редуктора и прекращению работы автомобиля на газе.

2.9 Не допускается эксплуатация автомобиля с истекшим сроком испытания (переосвидетельствования) баллонов. Баллоны подлежат периодическому освидетельствованию в сроки определенные "ПРАВИЛАМИ", которое производится на специальных испытательных пунктах, имеющих разрешение органов Госгортехнадзора. Дата следующего испытания и клеймо наносятся на табличке баллона.

2.10 Перед проверкой электрооборудования на автомобиле убедитесь в отсутствии газа в подкапотном пространстве автомобиля и окружающем пространстве. Техническое обслуживание или ремонт электрооборудования производите только при отключенной аккумуляторной батарее. Не допускайте ненадежного крепления контактов, а также неизолированных концов проводов, находящихся под напряжением, во избежание искрения или короткого замыкания.

2.11 Не допускайте к ремонту и регулировке ГБО лиц, не имеющих достаточной квалификации в этой сфере.

2.12 В случае пожара, при возможности, закройте расходные клапаны на баллонах и, выработав газ при повышенных оборотах двигателя, выключите зажигание. Пламя тушите порошковым или углекислотным огнетушителем, песком, ветошью, одеждой.

3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АППАРАТУРЫ.

ГБО состоит из следующих узлов и деталей:

Выносного заправочного устройства (СНГ) или заправочного вентиля (КПГ)

Баллонов с моноблочной арматурой (мультиклапаном и коробкой предохранительной-СНГ) и вентилем баллона (КПГ).

Электромагнитного клапана газа (может быть сблокирован с редуктором-испарителем).

Редуктора-испарителя.

Дозатора газа (для эжекционных систем).

Смесителя газ-воздух (для эжекционных систем)

Блока управления (для систем распределенного впрыска газа)

Электромагнитного клапана бензина (для карбюраторных двигателей)

Переключателя видов топлива.

Трубопроводов и шлангов системы.

Заправка баллонов на АГЗС и АГНКС производится заправщиком - это его обязанность, при возможности всегда предоставляйте ему возможность самому производить подключение и отключение заправочного пистолета к Вашему автомобилю. Пистолет на АГНКС универсален, а

на АГЗС встречается евро-вариант и Российский стандарт (для подсоединения Российского варианта используйте переходник, который Вы можете приобрести после установки ГБО).

ГАЗОВЫЕ БАЛЛОНЫ.

Баллоны для газа подлежат периодическому освидетельствованию в организациях имеющих разрешение органов Гостехнадзора. Периодичность освидетельствования баллонов для СНГ- 2 года, для КПГ - 5лет. По результатам освидетельствования делается отметка в паспорте баллона

(при наличии такового) и пробивается срок следующего испытания на табличке баллона или непосредственно на корпусе баллона.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН ГАЗА.

Электромагнитный клапан газа (ЭМК газа) размещен в моторном отсеке а/м и предназначен для перекрытия подачи газа из баллонов в газовый редуктор. В состав газового клапана, как правило, входит фильтр очистки газа (войлочный или бумажный) - он нуждается в периодической чистке и в случае необходимости в замене. Отказ ЭМК газа приводит к невозможности подачи газа в газовый редуктор. Причиной отказа может быть выход из строя катушки клапана, полное засорение фильтра газа, а также отсутствие напряжения на контактах катушки в режиме работы а/м на газе.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН БЕНЗИНА.

Электромагнитный клапан бензина размещен в моторном отсеке а/м и предназначен для перекрытия подачи бензина в карбюратор во время работы двигателя на газе. Имеет вентиль аварийного открытия, позволяющий продолжить, в случае необходимости движение на бензине не зависимо от работоспособности самого клапана. В обслуживании не нуждается. Необходимо периодически проверять шланги подвода и отвода бензина к клапану и контролировать затяжку хомутов крепления шлангов, исключая возможные подтекания бензина могущих стать причиной пожара в моторном отсеке. Отсутствует в системах ГБО для инжекторных двигателей.

РЕДУКТОР-ИСПАРИТЕЛЬ.

Расположен в моторном отсеке А/М. Предназначен для снижения давления газа поступающего из баллона, испарения (СНГ) или подогрева (КПГ) и обеспечения потребного количества газа для двигателя на любых режимах работы.. Подсоединен к "малому кругу" системы охлаждения двигателя при помощи шлангов и хомутов. Принцип действия у редукторов разных производителей аналогичен, отличия только в конструкции. Нуждается в периодической очистке от внутренних смолистых отложений (следствие некачественного газа СНГ) сливе газового конденсата (раз в 5000 км. пробега после остановки двигателя,через отверстие для слива конденсата находящееся в нижней части редуктора), при необходимости производится замена резинотехнических изделий редуктора (в среднем раз в 60000 км пробега). Необходимо следить за надежностью крепления редуктора, состоянием шлангов подводящих к нему ОЖ, затяжкой хомутов крепления шлангов.

ДОЗАТОР ГАЗА.

Расположен на шланге между редуктором-испарителем и смесителем газ-воздух. В системах с лямбда-регулированием может быть выполнен в виде шагового электродвигателя. Бывает однопроходным и двухпроходным. Принцип действия аналогичен водопроводному крану - он перекрывает проходное сечение газового шланга, позволяя отрегулировать нужное количество газа, поступающее в двигатель.

СМЕСИТЕЛЬ ГАЗ-ВОЗДУХ.

Применяется в эжекционных системах . В карбюраторных двигателях бывает верхнего или нижнего расположения (в зависимости от места подсоединения к карбюратору). Обеспечивает оптимальную подготовку газовоздушной смеси перед поступлением в двигатель а/м. Для инжекторных двигателей выпускаются варианты совместного расположения смесителя и предохранителя ДМРВ (Предохранитель датчика массового расхода воздуха - устройство сводящее к минимуму ущерб для деталей системы впрыска а/м и воздушного фильтра при возникновении "обратных хлопков газа"). Уход за смесителем заключается в периодическом очищении от смолистых отложений и контролю за надежностью крепления друг к другу его составных частей. Отсутствует в системах распределенного впрыска газа.

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ВИДОВ ТОПЛИВА.

Находится в салоне автомобиля. Выполнен в виде трехпозиционного переключателя или сенсорной клавиши. Позволяет переключать режимы "ГАЗ" и "БЕНЗИН" с визуальным или звуковым подтверждением с места водителя.

Может содержать индикатор резерва и указатель уровня газа в баллоне.

СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕННОГО ВПРЫСКА ГАЗА.

СРВГ - технически сложная система, предполагающая квалифицированное обслуживание и ремонт. При возникновении ситуаций связанных с отказами оборудования или проблемами в работе, рекомендуем обращаться в специализированный сервис.

Компания "Реал автогаз" предоставляет пользователям инструкцию по эксплуатации газобаллонного оборудования Тамона (Прибалтика)

Инструкция по эксплуатации системы TGstream

(для пользователя)

Устройство TGstream - контроллер распределенного впрыска газа.

Устанавливается на автомобили со следующими типами

топливной системы двигателя:

1) Распределенный фазированный впрыск бензина в коллектор двигателя.

2) Распределенный попарный впрыск бензина в коллектор двигателя.

3) Распределенный одновременный впрыск бензина в коллектор двигателя.

4) Моновпрыск бензина в коллектор двигателя.

TGstream состоит из: основного блока, который крепится в моторном отсеке, датчиков

давления и температуры, монтажного комплекта и пульта управления, который крепится в

салоне автомобиля в удобном для водителя месте.

TGstream запоминает последний режим работы: «Автомат» или «Бензин». Предусмотрена возможность принудительной заводки на газе. Световая и звуковая индикация текущего состояния и режимов работы системы.

Технические характеристики.

Напряжение питания +9...+16В.

Максимальный потребляемый ток по цепи питания плюса зажигания, не более 5А.

Максимальный потребляемый ток по цепи питания плюса аккумулятора, не более 15А.

Ток потребления в положении «зажигание - выключено», не более 0,1мА.

Время выключения газовых клапанов при остановке двигателя, не более 1 сек.

Сопротивление газовых форсунок, не менее 1 Ом.

Сопротивление газовых клапанов, не менее 3 Ом.

Амплитудное значение импульсов оборотов, не более 25 0В.

Амплитудное значение импульсов бензиновых форсунок,не более 100В.

Диапазон рабочих температур -30...+85 град С.

Пульт управления

Пульт управления предназначен для работы в системе TGstream. На лицевой

части пульта управления расположены 7 светодиодов (жёлтый, красный и 5

зелёных) и 2 кнопки управления. На задней панели рсположен разъем для

подключения основного блока.

Кнопки управления

Petrol. Переводит систему TGstream в режим «Бензин».

Gas. Переводит систему TGstream в режим «Автомат» с последующим

автоматическим переключением на газ.

Световая индикация

5 зеленых светодиодов и красный служат индикаторами уровня газа в баллоне (красный - минимальный уровень) и режимов работы «Автомат» и «Газ», а желтый - режима «Бензин».

Звуковая индикация

Встроенный зуммер предупреждает водителя двумя короткими сигналами о минимальном

уровне газа в баллоне (включен красный светодиод) и прерывистым сигналом об

аварийном переходе на бензин (включен желтый светодиод) при отсутствии газа. Прервать сигнал зуммера можно, переключив режим работы системы TGstream нажатием кнопки на пульте управления.

Примечание!

Если при полном газовом баллоне включается красный светодиод и звучит двукратный сигнал зуммера, то либо не подключен датчик уровня газа в баллоне, либо неправильно установлена конфигурация датчика в программе TamonaGAS на закладке «Конфигурация (F2) - Устройства (F12)» пункт 1. Необходимо обратиться в автосервис для настройки или отключения в конфигурации датчика уровня газа, если он не подключен физически.

Режимы работы TGstream

Переключать режимы работы можно в любой момент эксплуатации автомобиля.

«Автомат»

Автомобиль заводится и работает на бензине (включен желтый светодиод и моргает зеленый светодиод, находящийся в левом углу пульта управления). После выполнения всех условий переключения на газ (температура редуктора газа, давление, обороты двигателя),параметры которых устанавливаются в автосервисе в момент настройки автомобиля, происходит переход на газ (включены все зеленые светодиоды и выключен желтый). В случае минимального уровня газа в баллоне в момент перехода на газ водитель предупреждается об этом двумя короткими звуковыми сигналами.

Автомобиль работает на газе (только после автоматического переключения из режима «Автомат» или используя принудительную заводку на газе, описанную ниже). Осуществляется полная индикация уровня газа в баллоне. Если в течение работы автомобиля в этом режиме уровень газа в баллоне опустится ниже минимального, то водитель будет предупрежден об этом двумя короткими звуковыми сигналами (см. примечание), а в случае аварийного перехода на бензин (газ закончился) постоянно-прерывистым сигналом, который можно выключить, нажав на любую кнопку пульта управления.

«Бензин»

Автомобиль заводится и работает на бензине (включен желтый светодиод).

Принудительная заводка на газе

Возможность принудительной заводки на газе позволяет переключить автомобиль на газ,

обходя условия, перечисленные в описании режима «Автомат». Необходимо при

выключенном зажигании нажать на кнопку «G» и, не отпуская, включить зажигание, но

не заводить автомобиль. Звучит постоянный однотонный сигнал зуммера и включены все

зеленые светодиоды, свидетельствующие о входе в режим принудительной заводки на

газе. Отпустив кнопку «G» , можно заводить автомобиль.

Каждодневная эксплуатация

Первый раз после включения зажигания включить режим «Автомат». Система TGstream

запомнит этот режим и автоматически будет переключаться на газ. (см. описание режима

«Автомат»). В дальнейшем не требуется никакого управления. Не нужно нажимать на

кнопки пульта. Достаточно завести автомобиль и двинуться. Система TGstream сама

незаметно перейдет на газ. О необходимости заправиться в ближайшее время система

сообщит звуковым сигналом (при наличии датчика уровня газа в баллоне, см. описание

режима «Газ»).

Показания уровня газа в баллоне при помощи программного датчика SOFTWARE

«SOFTWARE» датчик программным способом определяет сколько газа израсходовано во

время эксплуатации и показывает какое количество осталось в баллоне.

К преимуществам использования этого датчика можно отнести:

Не нужен дополнительный датчик уровня топлива;

Стабильные показания остатка газа;

Показания правильные и не зависят от положения автомобиля (автомобиль

двигается в гору или спускается с горы, наклонен в

одну или другую сторону);

Не зависит от поломок механического датчика или инсталяции.

К недостатком следует отнести то, что для правильной работы датчика необходимо

заправлять газом баллон всегда полностью (сколько позволяет защитный клапан)

и после заправки нажимать две кнопки одновременно на панели пульта управления.

Используя этот датчик в центре установки газового оборудования мастер, настраивающий

Ваш автомобиль, должен включить эту возможность.

Важно знать, что первый раз заправив полностью газом баллон надо нажать одновременно две кнопки на пульте управления и удерживать до звукового

сигнала. После первой заправки баллона датчик работает в режиме

«ЭТАЛОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ» и на пульт не выводится информация об

уровне газа в баллоне, а на пульте управления включены все зеленые и

красный светодиоды. После первой заправки необходимо использовать весь газ до конца,

пока система автоматически не переведет автомобиль на бензин, т.е.. когда на пульте управления включится желтый светодиод и будет звучать постоянный звуковой сигнал, который можно выключить нажатием кнопки «Р» на пульте управления.

Каждый следующий раз, для правильной работы датчика, необходимо заправлять газом

баллон полностью и одновременно нажимать две кнопки до звукового сигнала.

Использовать весь газ до конца необязательно. Только после второй заправки

активизируется «РАБОЧИЙ» режим датчика уровня и на пульт управления выводятся

показания остатка газа.

2017-03-07 Евгений Фоменко

Газовая колонка Bosch wr 10 2p может работать как от природного, так и от сжиженного газа, т.е. баллона. Оснащена тройной защитой: термоэлементом для контроля пламени зажигания, контролем тяги продуктов сгорания газа, ограничителем температуры, предохраняющим колонку от перегрева.

Модель также оснащена надежной системой модуляции пламени. Это означает, что колонка автоматически подстраивает нагрев под требуемый поток жидкости. Если вы моете посуду на кухне, а кто-то решил помыться в душе, температура воды будет прежней, как на кухне, так и в душе. Автоматически регулируется и мощность жидкости на выходе при изменении давления воды в водопроводе.

Перед включением, согласно инструкции по эксплуатации газовой колонки Bosch, необходимо удостовериться в наличии тяги в дымоходе. сделать это можно, поднеся к дымоходу зажженную свечу либо спичку. Если пламя отклоняется в сторону дымохода, значит, с тягой все в порядке, и можно включать аппарат.

При отсутствии тяги следует выяснить причину и прочистить воздуховод, либо загерметизировать швы труб воздуховода, если обнаружено неплотное прилегание его частей. При работе колонки следите за тем, чтобы было приоткрыто окно или форточка, дверь в помещении, где установлена колонка, не должна закрываться наглухо.

Таким образом обеспечивается естественное движение воздуха и приток кислорода, агрегат при работе сжигает большое количество кислорода. При несоблюдении этих требований можно отравиться угарным газом. Также следует помнить, что при работающей колонке нельзя включать вентилятор или кондиционер, это нарушает отток угарных газов через дымоход.

На передней панели аппарата слева расположен бегунок, регулирующий мощность, справа тумблер регулятора объема жидкости, над ними располагается смотровое окно. Никогда не приближайтесь слишком близко к нему во избежания ожога.

Панель управления газовой колонки Bosch WR 13-2 P

Если запуск происходит первый раз или после длительного простоя, в трубах колонки может скопиться некоторое количество воздуха. Для его удаления несколько раз откройте и закройте кран с горячей водой, с интервалом примерно в минуту, до полного его удаления.

При первом включении откройте вентили подачи газа и воды, откройте кран горячей воды, чтобы убедиться, что поступает жидкость.

Колонка Бош имеет систему пьезорозжига, кнопка которого располагается внизу слева. Для включения необходимо переместить ползунок из левого крайнего положения в положение поджиг, обозначенный звездочкой. Утопить его и одновременно несколько раз нажать кнопку пьезоподжига, до появления запального пламени.

При этом раздаются громкие щелчки, их пугаться не стоит, так и должно быть. Если запальное пламя загорелось, отпустите кнопку ползунка, если поджиг не произошел, повторите всю процедуру еще раз. Агрегат может не запуститься, если после длительного простоя или при первом включении в газовые трубы попал воздух. Для его удаления следует кнопку ползунка удерживать в утопленном состоянии до тех пор, пока не удалится весь воздух.

Как только агрегат включился, установите необходимую вам мощность при помощи того же ползунка. Крайнее правое положение обеспечивает максимальную мощность, при этом увеличивается и расход газа. С помощью круглой ручки устанавливается необходимый поток жидкости и ее температура.


Поворачивая ручку по часовой стрелке, вы снижаете поток и увеличиваете температуру, поворачивая против часовой — наоборот, увеличивается проток, температура уменьшается. Установка высокой температуры увеличивает расход газа и образование накипи в теплообменнике.

Запальное пламя горит постоянно, а основная горелка зажигается в момент открытия крана с горячей водой. Отключение происходит, когда вы закрываете кран с горячей водой. Для полного отключения агрегата надо передвинуть ползунок регулятора мощности в крайнее левое положение, запальное пламя потухнет...

Если существует риск замерзания воды в приборе, например, на даче в зимний период, следует полностью слить из него воду. Для этого необходимо закрыть вентили подачи воды и газа, открыть краны на смесителе.

Снять кожух корпуса,открутив несколько болтов, для доступа к водяному узлу.Снять скобку в виде буквы «П» с корпуса фильтра на водяной арматуре и вынуть заглушку, которая располагается сразу за скобкой. Подождать некоторое время, пока жидкость не сольется полностью.

Для продления срока службы прибора необходимо регулярно проводить техническое обслуживание, не реже 1 раза в год. Очищать от пыли и сажи внутреннюю часть колонки, промывать от накипи теплообменник. При этом следует знать, что все работы с газовым оборудование должен производить только специалист.


После проведения всех работ по подготовке котла Bosch Gaz 6000 к запуску, после предпусковой подготовки, которая включает в себя проверку расширительного бака, запорной арматуры, фильтров, проверку давления в газовой магистрали, герметичность соединения всех стыков, котел подключается к электрической сети.

После запитки к электросети на электронном дисплее, который расположен на передней панели агрегата, появляется значок «внимание». Далее следует нажать кнопку включения на передней панели, расположенную рядом с верхним левым углом электронного дисплея. Над дисплеем находится магнитная инструкция, позволяющая легко изменять настройки агрегата.

При включении, в течение двух секунд, электроника котла проводит самодиагностику, происходит проверка всех датчиков и переводится в режим блокировки. На дисплее отображается текущая температура и код состояния. Далее необходимо произвести адаптацию скорости вентилятора к длине дымохода, к которому подсоединен агрегат.

Эта операция производится при помощи одновременного нажатия и удержания трех кнопок — «+», «-» и «назад». Режим устанавливается в соответствии с параметром, указанном в инструкции к устройству — выставляем второй сервисный уровень, подтверждаем действие кнопкой «ок», удерживая ее до момента появления на дисплее квадратных скобок.

Кроме дисплея, в правой нижней части, смонтирован манометр, показывающий давление в системе, нормальное давление находится в зеленой зоне. Красной зоной обозначено давление ниже и выше номинального, когда срабатывает защита и агрегат отключается.

Bosch THERM 4000

Увеличить давление можно при помощи синего крана, открутив его против часовой стрелки до момента, когда стрелка манометра вернется в синюю зону. При увеличении давления произойдет сброс жидкости через рифленую трубку внизу агрегата и манометр снова вернется в нормальное положение.

Котел может работать в двух режимах, подогрева жидкости и и режиме отопления, какой из режимов активен, показывает значок на дисплее.

Выбор режима происходит нажатием на кнопку «+» или «mode». Выбрав режим, устанавливаем нужную температуру, затем нажимаем «ок» -подтверждаем выбор, после чего на дисплее появляются стрелочки вверх-вниз, посредством кнопок «+» и «-» устанавливаем необходимую температуру нагрева. Для сохранения выбора нужно нажать кнопку «ок» и удержать пару секунд.

Если необходимо установить режим работы отопление, выбираем его кнопкой «-» , подтверждаем нажатием на «ок» . Выбор температуры и сохранение выбора происходит аналогично, как и при установке температуры нагрева воды. Появившийся на дисплее значок огня свидетельствует о том, что включилась турбина и начался нагрев.

При достижении заданной температуры значок огня исчезнет, после падения, когда котел опять включится, появится снова, это будет происходить циклически на протяжении всей работы котла при заданных параметрах. В случае любых неисправностях в работе Bosch Gaz 6000, например, при отсутствии подачи газа или воды, сработает защита и на дисплее появится сообщение об ошибке.

Расшифровка ошибки и действия для ее устранения описываются в инструкции к котлу. После выявления и устранения причины необходимо подтвердить действие на дисплее, нажав и удерживая несколько секунд кнопку "ок". После этого котел снова автоматически запускается в работу.

Агрегат защищен от замерзания, если работает насос и жидкость циркулирует по отопительной системе. Если же котел нужно выключить, тогда в жидкость для отопления добавляют антифриз, и сливают воду из горячего водоснабжения, как правило, такую работу производит специалист. Техническое обслуживание производит также специалист, так как агрегат является довольно сложным устройством, связанным с повышенным давлением и газом.

Предлагаем посмотреть видео о правилах настройки колонки Бош 4000 О: