24.01.2019

Схема работы автомобильного генератора в машине. Подключение электрогенератора к сети дома


Перебои с электричеством в частном доме приводят к необходимости установки дополнительного источника питания, чаще всего – бензогенератора.

Как выглядит подключение бензогенератора к домашней сети

Как подключить генератор? Проще всего это сделать с помощью переключателя. В исходном положении он связывает объект с главной сетью. При переключении рубильника в положение, как показано на рисунке, питание производится от генератора. Мини-электростанция представляет собой двигатель внутреннего сгорания (ДВС), передающий тяговое усилие генератору, вырабатывающему электрический ток. ДВС часто применяется четырёхтактный, с частотой вращения коленчатого вала до 3000 об/мин.

Агрегаты снабжены баком для топлива. Объем бытовых моделей составляет 10-15 л, промышленных – 100 л и более.

Мини-электростанции могут приспосабливаться к нагрузке, что даёт возможность работать на сниженных оборотах с оптимальным расходом топлива. Важно правильно выбрать и подключить необходимый агрегат.

Классификация

Устройства разделяются на бытовые и промышленные, различающиеся между собой по мощности и габаритам. Последние являются стационарными устройствами с дизельными двигателями, вес которых превышает 300 кг.

Бытовые генераторы большей частью работают на бензине, но есть и дизельные. Конструкции и мощности отличаются разнообразием. Агрегаты могут применяться как для дома, так и для рыбалки или похода. Чёткой границы между промышленными и бытовыми моделями нет. Многие из них удобны как в быту, так и на производстве.

Устройства отличаются по способам запуска:

  • ручной;
  • с помощью электростартера;
  • автоматический.

Для генератора любого типа необходимо заземление.


Подключение объекта к заземлению

Для его изготовления в грунт забиваются уголки, и создаётся контур, обычно в виде треугольника. К нему приваривается болт и гайкой крепится провод, другим концом присоединённый к корпусу агрегата.

Если разводка старая и в ней не предусмотрено заземление, это не означает, что для генератора его делать не нужно. На его корпусе может находиться потенциал, представляющий опасность для здоровья и жизни.

Генератор ручного запуска содержит механический стартер, приводимый в действие мускульной силой. Следующий тип позволяет запускать мотор поворотом ключа, как в автомобиле. Последние устройства содержат контроллер, управляющий пуском по программе. Модели дорогие, но в эксплуатации значительно удобней.

Генератор выбирается однофазный или трёхфазный.


Бензогенераторы: а – однофазный; б – трёхфазный

В нём могут переключаться режимы и типы напряжений. Особенно это требуется для применения в строительстве, где производится работа с разнообразным оборудованием.

Чтобы правильно подключить генератор, нужен инвертор, необходимый для выравнивания колебаний тока. Применение инверторов обеспечивает надёжную работу машин и механизмов.

Дизельный и бензиновый генераторы

Правильно выбрать генератор можно, если оценить модели по параметрам. На рисунке ниже изображены дизельный и бензиновый генераторы.


Генераторы: а – дизельный; б – бензиновый

У каждого вида есть свои плюсы и минусы:

  1. Мощность. Дизельные агрегаты могут быть значительно мощнее. Их можно подключать к индивидуальным и многоэтажным домам, промышленным цехам, группам сварочных аппаратов.
  2. Стоимость. Обычно дешевле бензиновое оборудование. Его применяют для эксплуатации по мере необходимости. Дизельные агрегаты чаще используют для постоянной работы.
  3. Условия эксплуатации практически не отличаются друг от друга. Настройка дизелей стоит дороже, поскольку требует большего профессионализма.
  4. Периодичность работы. Дизель может работать непрерывно, а бензогенератор требует остановки, так как он перегревается.
  5. Если требуется снабжать энергией чувствительную технику, правильно будет сделать выбор в сторону бензогенератора, качество напряжения у которого выше.

Генератор выбирается по параметрам:

  • мощность;
  • тип двигателя;
  • уровень шума.

Мощность установки

Мощность генератора определяется по сумме мощностей, всех одновременно подключённых к нему электроприборов. Для исключения ошибки правильно будет переписать всю технику, которая должна работать от генератора.

При выборе источника тока следует оставить запас на 15-20%, больше не надо. Малая загрузка агрегата приносит ему вред так же, как перегрузка.

Производители могут продать генератор с завышенной мощностью.

В расчётах необходимо учитывать пусковые токи электродвигателей приборов, которые могут превышать номинал в 2-7 раз. Для бытовой техники существуют таблицы номинальной мощности и коэффициентов, на которые её следует умножить при подсчёте нагрузки. Значения коэффициентов принимаются следующие:

  • 1 – лампы накаливания и обогреватели;
  • 1,2-1,5 – люминесцентные лампы, холодильник, телевизор;
  • 1,5-2 – ручной электроинструмент;
  • 3 – двигатели станков, сварочные трансформаторы, насосы.

Современная техника снабжается устройствами плавного пуска, ограничивающими нарастание тока при включении. Увеличению мощности бытовых приборов способствуют также следующие факторы:

  1. Наличие реактивной нагрузки на электродвигателях, люминесцентных лампах, микроволновой печи и т. д. На каждом приборе в характеристиках указывается коэффициент мощности. Потребляемая мощность определяется делением величины активной мощности на cos φ.
  2. Изношенное электрооборудование создаёт большую нагрузку, чем новое.
  3. Инструменты в процессе работы потребляют больше энергии, чем при работе вхолостую.

Для проверки расчётов следует обратиться за консультацией к специалистам. Также нужно знать, что на небольшие бытовые нужды вполне подойдёт мини-электростанция на 2 кВт, а для электроснабжения большого коттеджа надо 10-20 кВт.

Пример

Имеется бензогенератор с номинальной мощностью 3 кВт и максимальной 3,45 кВт. К нему надо подключить одновременно приборы:

  • 4 лампы накаливания по 95 Вт;
  • стиральную машину с двигателем на 300 Вт и тэном — 1700 Вт;
  • холодильник — 150 Вт;
  • телевизор — 100 Вт;
  • электродрель 450 — Вт.

Расчёт мощности с учётом типа нагрузки делается следующим образом:

Р = (4х95+300х2+1700+100х1,2+150х1,5+450Х1,5)/1000 = 3,7 кВт.

Суммарная мощность нагрузки превышает допустимую для генератора. Поэтому от одного прибора придётся отказаться, например, от электродрели.

Необходимо правильно нагружать генератор. Если его нагрузка ниже 30% от номинальной, он не сможет долго работать. Аппарат также не любит кратковременных перегрузок.

Подключение генераторов в доме

Схема подключения возможна по трём вариантам:

  1. Ручной. Выход генератора подключается к разводке потребления энергии вместо проводов централизованной сети.
  2. Автоматический. Схема является самой сложной. Она соединяется в общую систему питания электросети через коммутаторы и быстро включается при отключении центральной электросети. Здесь больше подходит бензогенератор с автозапуском.
  3. Для бытовых приборов. Приборы подключаются к генератору небольшой мощности через удлинители в розетки, встроенные в его корпус.


Подключение электроинструмента к генератору через удлинитель

Мощность однофазного разъёма составляет 16-20 А, трёхфазного – 40-50 А. Схема применяется на даче, в походе, на рыбалке. В доме генератор подключается к розетке, которая обычно устанавливается на наружной стене.

Ручное подключение

Коммутирующее устройство применяется в двух исполнениях. Первый вариант – перекидной рубильник. Старый образец устанавливать, с точки зрения безопасности, нежелательно: он искрит, а все токоведущие части открыты. Для него нужен защитный кожух. Установка производится преимущественно в подсобных помещениях или на улице. Современная конструкция имеет как 2, так и 3 положения рукоятки, а подвижные части спрятаны в корпусе.


Перекидной рубильник на 3 положения

Переключатель надо применять на три положения. Он компактней и безопасней. Наиболее распространены устройства кулачкового типа.


Как выглядит переключатель на 3 положения

Переключатель удобно крепить на DIN-рейке в шкафу управления. Он постоянно подключён к внешней сети. При сбоях в подаче электричества, переключатель сначала переводят в нейтральное положение, а затем подключают генератор к потребителям электричества в доме. Независимо от того, где размещён генератор, он должен быть заземлён, как изображено на рисунке ниже.


Как правильно заземлить переключатель

Способ подходит, когда в доме есть кому подключить генератор. Для этого его следует сначала завести и прогреть.

Генератор необязательно подключать ко всей сети дома. Тем более что она может быть трёхфазной, а источник автономного питания – однофазным. Здесь потребуется переоборудовать электропроводку. Бывает достаточно подать электричество к самым нужным приборам: к части освещения, к холодильнику, телевизору и компьютеру. К выводам агрегата подключается кабель, на другом конце которого располагается клеммник с гнёздами. Подсоединение можно сделать самостоятельно.

После восстановления напряжения в промышленной сети, прежде всего, переключается устройство ручного управления, а после глушится двигатель. Делать переключения под нагрузкой производители не рекомендуют.

Последовательность запуска генератора:

  • отключение главного ввода;
  • переключение переключателя к схеме питания от генератора;
  • отключение автоматов на нагрузки;
  • подключение проводов от переключателя к розетке генератора;
  • запуск и прогрев генератора;
  • подача питания к переключателю;
  • включение автоматов нагрузок.

Чтобы не происходила перегрузка генератора, должен выполняться определённый порядок.

В первую очередь подключаются нагрузки с максимальными пусковыми токами, затем – по убыванию. В конце присоединяются приборы активной нагрузки. После того как сетевое питание восстановится, генератор отключается от домашней сети в обратной последовательности.

Автоматическое подключение

Готовые системы АВР для дома всё равно включают генератор под внешним контролем, поскольку для ДВС требуется управление дроссельной заслонкой, когда двигатель запускается. При этом его следует прогреть. Система автоматического пуска имеет высокую цену по сравнению с ручным запуском, но при этом полной автоматизации пуска всё равно нет.

Можно сделать подключение с частичной автоматизацией. Для этого внешняя сеть подключается через контактор, который замкнут при наличии в ней напряжения и разомкнут при его отсутствии. Как только электропитание из централизованной сети прекращается, следует вручную завести генератор. Схема со встроенным реле времени обеспечивает прогрев ДВС, после чего происходит переход в рабочий режим, с подключением резервного питания к домашней сети.

Полностью автоматизированный резерв электроснабжения требует наличия микропроцессорного управления и предназначен в основном для мощных генераторов. Они устанавливаются на отдалении от жилья или в отдельных вентилируемых помещениях.

Автоматизированная система постоянно следит за напряжением. Как только оно пропадает, контактная группа отключает потребителя от сети. При этом одновременно происходит запуск двигателя и ввод генератора в работу.


Система автоматического запуска (АВР) генератора в частном доме

В режиме АВР цепь дополнительного источника питания и домовой сети замыкается. Как только промышленное напряжение восстанавливается, генератор автоматически отключается. Эта схема является оптимальной для частного дома.

Способы подключения разных моделей АВР могут отличаться. К каждой из них прилагается схема и инструкция, которыми пользователю следует руководствоваться. На приведённой схеме генератор подключён только к самым необходимым нагрузкам. Это делается с целью экономии, поскольку его цена напрямую зависит от мощности. На рисунке выше изображена трёхфазная схема подключения. К автоматическим выключателям каждой отдельной линии (расположены снизу) можно подключать как трёхфазные, так и однофазные приборы.

Модели АВР стоят дорого, но есть эконом-версии с ограниченным в настройках функционалом, справляющиеся с автоматическим управлением мини-электростанциями, например, «Портофранко» серии ЛЕ.

При любых подключениях на мини-электростанции делается заземление. На рисунке выше заземление производится напрямую от корпуса. Несмотря на то, что заземление показано подключённым через PEN-проводник и розетку, на корпус его также надо сделать для большей безопасности.

Этапы подключения бензогенератора

  1. Выбор места для установки мини-электростанции. Помещение оборудуется системой вентиляции и звукоизоляцией. Обычной форточки здесь будет недостаточно. Отработанные газы удаляются из помещения через гофрированную трубу из нержавейки.
  2. Изучение документации к оборудованию и инструкции по эксплуатации.
  3. Подвод проводов от генератора к центральному электрощиту. При ручном пуске применяется перекидной рубильник или реверсивный переключатель на три положения. В первом положении объект подключается к промышленной сети.

Когда переключение производится в положение «0», нагрузка полностью отключена, а в третьем – происходит переход на питание от генератора. Если предусмотрена система автозапуска, тогда нужны контакторы. Когда в основной сети отсутствует электричество, происходит размыкание её контактора.

Для ввода резерва необходимо запустить мини-электростанцию. При этом её контактор замыкается после прогрева и выхода ДВС на стационарный режим и питание подаётся к объекту. При восстановлении работы сети происходит обратное переключение. Генератор можно глушить вручную или от дополнительного реле.

Генератор подключается после счётчика, чтобы тот не мотал лишние киловатты.

Расчёт сечения кабеля

Кабель подбирается под максимальную мощность генератора. Разумный минимум составляет 2,5 кВт. Электроэнергии будет достаточно для освещения, запуска холодильника и включения электрического чайника. Мощности может хватить даже на электросварку электродом 2 мм. Аппарат тяжеловат – 30-40 кг.

Максимальный выходной ток генератора составит:

I = P/U = 2500/220 = 11,4 А.

Оптимальная плотность тока для открытого медного провода находится в пределах 5-10 А/мм 2 . Тогда сечение провода должно быть следующим:

S = 11,4/5 = 2,3 мм 2 ; S = 11,4/10 = 1,14 мм 2 .

Если выбрать сечение из стандартного ряда, с хорошим запасом подойдёт 2 мм 2 . Если электроэнергия передаётся на расстояние более 25 м, провод должен быть 2,5-3 мм 2 .

Разъёмы и переключатели для генератора подбираются по его максимальному выходному току.

Будет ошибкой включение генератора в одну из домашних розеток. Подходящие к ней провода не рассчитаны на мощность генератора и их изоляция может расплавиться от большого тока, что приведёт к короткому замыканию и возникновению пожароопасной ситуации. Другой ошибкой является подключение генератора к общей сети. При возобновлении подачи в неё напряжения, резервная электростанция выйдет из строя.

Правила безопасности

Генераторы в процессе работы создают шум, распространяющийся через основание, корпус и от выхлопных газов. Этот показатель снижается в помещениях следующими способами:

  • резиновая подкладка под основание;
  • применение шумозащитных кожухов;
  • применение глушителей;
  • вынос агрегата за пределы помещений.

Правила безопасности при работе домашней электростанции:

  1. станция должна быть защищена от неблагоприятного климатического воздействия;
  2. в местах контакта не должно быть оголённых проводов;
  3. около ДВС не должно быть источников высокой температуры;
  4. после разлива топлива, его следует немедленно убрать;
  5. вращающиеся детали генератора следует защитить металлическими кожухами;
  6. при вводе в действие однофазного генератора, трёхфазные приборы следует отключить.

Видео. Схема подключения генератора.

Генератор с ДВС является самым удобным резервным источником электроэнергии для частного дома. Он удобен в эксплуатации, имеет приемлемую цену и широкий выбор разных вариантов. Схемы подключения могут быть разными: от электроснабжения большого коттеджа, до подачи электричества на самые необходимые бытовые приборы.

Очень многие думают, что самое сложное в педальном генераторе — это электрические схемы подключения генератора, но на самом деле схемы управления генератором простые.

При разработке электрической схемы важно исключить возможность неправильного подключения аккумулятора, при котором мгновенно повреждается автомобильный генератор. На всех наших педальных генераторах и солнечных панелях мы используем полярные штекеры и сокеты, подключающиеся одним и тем же способом. Другая важная деталь — предохранитель правильного номинала, близко расположенный к положительной клемме аккумулятора, который перегорает раньше, чем сгорят провода. В идеальном случае электропроводка от генератора к аккумулятору должна быть рассчитана не меньше, чем на 20 Ампер, иметь сечение от 2.5 мм 2 и защищена предохранителем на 10 А. Старайтесь использовать гибкий кабель. Не пытайтесь использовать кабель со сплошной металлической жилой, так как он всё время гнётся и в какой-то момент сломается, что может привести к удару электрическим током. Вольтметр на руле можно подсоединить с помощью тонкого провода и защитить маленьким предохранителем на один или два ампера.

Это самая простая версия принципиальной электрической схемы подключения автомобильного генератора. Вот так выглядит её демонстрационная версия.



В таблице представлен список основных компонентов с шифрами Maplin и Farnell. Maplin прекратили продавать некоторые 25 Вт резисторы, включая используемый в исходной схеме резистор на 0.47 Ом 25 Вт и многие другие компоненты.

Возможно вам самостоятельно придется , чтобы она соответствовала генератору. Если лампочка включается на слишком низких оборотах, то потребуется лампочка, работающая на низком токе. В принципиальной схеме отсутствуют критически важные компоненты, так что можно использовать даже бывшие в употреблении лампочки. Люди, хорошо разбирающиеся в электротехнике, могут заметить, что значение 25 Вт для резистора слишком завышено. Это сделано на случай протекания очень высоких токов в аварийных ситуациях до момента сгорания предохранителя. Если планируется использовать генератор для публичных демонстраций, то в целях обеспечения дополнительной безопасности неплохо будет прикрепить его к металлической плите или радиатору. К тому же радиатор производит впечатление — с ним генератор кажется более мощным.

Датчик мощности.



Хороший вольтметр достаточно важная часть генератора. Он нужен для оценки результата затрачиваемых сил и для демонстрации аудитории. Генератор может работать и без него, но всё же нужно как-то оценивать свои результаты. Подходят только аналоговые вольтметры, так как цифровые не подходят для измерения постоянно меняющегося напряжения. По этой причине в автомобильных спидометрах и датчиках по прежнему используются аналоговые приборы. Мы используем аналоговый вольтметр со смещённым нулём, который может показывать только напряжение больше 12 вольт. Если напряжение опустилось ниже 12 вольт, то это может произойти только при неисправном аккумуляторе. У вольтметра со смещённым нулём при запуске генератора резко дёргается стрелка — это смотрится достаточно эффектно. Обычно я использую схему, основанную на самом дешёвом измерительном приборе из каталога Maplin, но вы можете купить более серьёзные измерительные приборы.



Схема измерительного прибора довольно простая. Опорный диод не проводит ток ниже 11 В, то есть можно сказать, что он вычитает 11 В напряжения. С помощью резистора мы превратили вольтметр с диапазоном измерения 0 - 4 вольт в измерительный прибор с диапазоном от 11 до 15 вольт. У вольтметров, установленных на наших генераторах, в действительности даже ещё более узкий диапазон, с опорным диодом на 12 В и диапазоном 2,5 В. В схему управляющего модуля добавили дополнительный резистор и переключатель на три позиции, распределив сопротивление между аккумулятором и генератором и тем самым мы адаптировав генератор для людей с любой

Генератор — неотъемлемая часть каждого автомобиля. С помощью данного устройства, мы получаем электрическую энергию в автомобиле. Рассмотрим его составляющие и способ функционирования. Каждый автомобиль оснащен генератором, для функционирования всего электрооборудования. Генератор — изменяет энергию движка машины в электро — энергию, необходимую устройствам машины и питает потребителей. Генератор, неразрывно связан с стабилизатором тока. Данная схема, имеет название — устройство генерирования электричества. Наиболее популярными, стали генераторы изменяющие заряд тока. Они хорошо справляются с поставленной задачей и отвечают необходимым техническим требованиям.

Технические характеристики генератора. Подключение автомобильного генератора в электрическую цепь автомобиля.

Вывод генератора, предотвращает снижение заряда АКБ, в различных режимах работы автомобиля. Генератор, обеспечивает постоянное напряжение, при различных нагрузках.

Аккумуляторная батарея, является наиболее чувствительной к изменению напряжения. Именно по этому, подключение автомобильного генератора — берет на себя роль стабилизатора напряжения. Если напряжение понижается, батарея может разрядиться. Данные последствия, не позволили бы автомобилю свободно запускаться. В случае превышенного заряда, батарея, может в скором времени нарушить правильное функционирование.

В основном, генераторы отличаются качеством изготовления и соответственно схемой. Принципы функционирования и устройство, аналогичны на всех автомобилях. В зависимости от производителя, могут изменяться габариты, схема и выходы генератора (способы подключения автомобильного генератора).

Схема устройства генератора.

Генератор, включает в себя следующие составные части:

— Шкив. Данное устройство отвечает за подачу силы двигателя к установке генерации. Передача происходит при помощи ременного привода.

— Оболочка генератора. Cхема оболочки, состоит из двух частей: торцевая (смотрящая на шкив) и тыловая (в сторону контактов). Оболочка генерирующего устройства, необходима для монтажа генератора и сопутствующих составляющих на движок машины. Тыловая часть, содержит выпрямитель, щеточный механизм, штатный стабилизатор напряжения и выход, для подключения электрического оборудования.

— Ротор. Схема Данного устройства, имеет вид вала с двумя металлическими втулками. Между ними, находиться рабочая обмотка. Выводы к обмотке, соединяют ее с контактами. На большинстве генераторов, контакты представлены в виде колец из меди.

— Статор. Представляет собой небольшую трубку, созданной из стальных составляющих. В обмотке стартера, формируется необходимая сила генератора.

— Узел, с диодами. В узле, расположены 6 диодов. В каждом тепло отводе, находятся по три свето — диоды.

— Регулятор. Стабилизирует напряжение в сети, предотвращает перепад нагрузок электричества.

— Щеточный механизм. Представляет собой небольшую конструкцию из пластика. На съемном механизме, имеется ряд щеток, взаимодействующие с контактами ротора.

— Крышка защиты диодов.

Система функционирования генератора и отдельных его частей.

Генератор, функционирует согласно методу индукции. Когда, катушку пронизывает магнитный ток, во время его изменения — на выходе катушки появляется электрическое напряжение. Напряжение, напрямую зависит от скорости изменения передаваемого тока. Таким же образом, принцип действует в обратном порядке. Для получения магнитного потока, необходимо пустить на катушку электрический ток. Выходит, для того, чтобы получить электрический ток, необходим источник (с переменным магнитным полем) и катушка (для снятия переменного напряжения).
Источником переменного тока, является вращающаяся часть рабочей обмотки. Обмотка с системой полюсов, в совокупности представляют ротор.

На полюсах ротора, находиться магнитный поток. Даже, если ток отсутствует в обмотке, на полюсах сохраняются его остатки. Ток остается в незначительном количестве и способен запустить генератор, только при высоких оборотах.
Для получения первичного магнитного импульса ротором, АКБ подает небольшую часть тока, через обмотку ротора. Данный процесс осуществляется через контакты лампочки подтверждающей правильную работу генератора. Оптимальный поток тока, позволяет запустить холостой генератор. При этом, ток не должен быть высоким, в противном случае произойдет полный разряд батареи. В связи с этим, мощность сигнальной лампочки около двух с половиной Вт. Когда на обмотках набирается необходимое количество напряжения, сигнальная лампочка тухнет. В дальнейшем, обмотка получает питание уже от самого генератора. В данном случае, генератор функционирует автономно.

Обмотки статора, подают выходящее напряжение. Когда ротор вращается, со стороны катушек, сменно появляются плюсовую и минусовую полярность ротора. По этому, изменение движения магнитного импульса, проходит через катушку, образуя переменный импульс. Напряжение в катушке, зависит от скорости движения генератора и количества полюсов. Дело в том, что ротор может быть оснащен несколькими парами полюсов.
Статор, имеет обмотку с тремя фазами. Обмотка состоит из нескольких частей, намотанных по специальной методике.

Для подведения потока к трех фазовой обмотки статера, катушки размещены в специальных пазах магнито — провода. Данная конструкция, не позволяет магнитному потоку рассеиваться. МП, находиться в катушках и магнито — проводе. Таким образом, появляется побочный ток, который занижает уровень тока и способны нагревать статор. Именно поэтому, магнито — провод, собирают из стальных частей.

Электрическая сеть машины, требует стабильного и бесперебойного напряжения. Обмотка генератора, питает части машины, через специальный стабилизатор. В стабилизатор, встроены диоды, имеющих по три выхода с определенной полярностью. Диоды открыты и не замедляют движение тока по цепи.
Часть производителей, наиболее заботливы об электрических приборах автомобиля. Таковые, заменяют диоды специальными стабилизирующими устройствами. Привычная схема диодов, заменяется на стабилизатор. Отличие данного устройства от классических диодов, заключается в пропускании тока, только необходимой величины. Обычно, данное напряжение не превышает предела в тридцать Вт. При увеличении данного показателя, стабилизаторы, направляют ток в обратном порядке. При этом, на выводах, напряжение остается стабильным. Тем самым, стабилизаторы, не допускают ток, нарушающий работу электронных приборов в автомобиле.
Стабилизатор, поддерживает постоянство напряжения на выходе и используется как регулятор.

Регуляторы напряжения.

Не зависимо от конструкции регуляторов, принцип действия у них аналогичен. Электрические регуляторы, включают и выключают подачу тока с катушки, тем самым стабилизирую напряжение. При необходимости снизить заряд тока, время подачи тока с катушки уменьшается. В случае, необходимости большего заряда тока, время подачи с катушки — увеличивается.
Модернизированная схема стабилизатора.

Часть регуляторов, обладают свойствами компенсации. Они адаптируют заряд, подходящий к аккумулятору автомобиля. Данное регулирование, осуществляется в связи с изменением температур под капотом авто. В случае снижения температура, на АКБ, подается большее количество тока.

Генератор, одна из важнейших составляющий автомобиля. Схема генератора, позволит подробно изучить его элементы и принцип функционирования. Изучение устройства, поможет вам правильно диагностировать неисправность. От правильной работу рассматриваемого устройства, зависит функционирование всех электронных устройств и срок эксплуатации аккумуляторной батареи. При возникновении ошибок в работе генератора, необходимо оперативно приступить к его диагностике и устранению неисправностей. Своевременно обслуживайте и проверяйте генератор, во избежание масштабных неполадок. Для снятия и замены электрического генератора, пользуйтесь советами производителя, указанных в комплектующей инструкции. Удачи в изучении генератора!

Генератор в автомобилях предназначен для выработки электроэнергии и заряда аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться и вскоре авто перестанет заводиться совсем — не хватит заряда АКБ. Это устройство состоит из трехфазного диодного моста, который, в свою очередь, имеет кремниевых 6 диодов. Электрическое напряжение создается возбуждением выпрямителя тока в тот момент, когда полюса ротора меняются под обмотками статора. Когда ротор вращается внутри машинного статора, полюса ротора меняются. Чтобы увеличить значение магнитных потоков, статор содержит в себе электромагнитную возбуждающую обмотку в районе магнитопроводов. Маркировка и обозначение проводов:

  • Р - розовый.
  • Ф - фиолетовый.
  • О - оранжевый.
  • ЧБ - черно-белый.
  • КБ - коричнево-белый.
  • ЧГ - черно-голубой.
  • К - коричневый.
  • Ч - черный.
  • Б - белый.

Схема подключения генератора ВАЗ-2101


Конструктивно генератор 2101 состоит из следующих основных элементов:

  • Ротор – подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
  • Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
  • Передняя и задняя крышки , внутри которых установлены подшипники. На них находятся проушины для крепления к ДВС. В задней крышке расположен конденсатор, необходимый для отсечения переменной составляющей тока.
  • Полупроводниковый мост – называют «подковой» за сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов смонтированы на подковообразной основе.
  • Шкив , на который надевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (на современных авто применяется многоручейковый).
  • Регулятор напряжения установлен в подкапотном пространстве, вдали от генератора. Но все же его нужно считать частью конструкции.
  • Щетки смонтированы внутри генератора и передают напряжение питания к обмотке возбуждения (на роторе).

Схема подключения генератора ВАЗ-2106


Схема подключения генератора ВАЗ-2107


1 - аккумуляторная батарея; 2 - отрицательный диод; 3 - дополнительный диод; 4 - генератор; 5 - положительный диод; 6 - обмотка статора; 7 - регулятор напряжения; 8 - обмотка ротора; 9 - конденсатор для подавления радиопомех; 10 - монтажный блок; 11 - контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов; 12 - вольтметр; 13 - реле зажигания; 14 - выключатель зажигания.

Схема подключения генератора ВАЗ-2108


Генератор ВАЗ-2108 имеет довольно массивную статорную обмотку, так как в ней используется провод большого сечения. Именно с его помощью происходит вырабатывание электроэнергии. Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально предусмотренные для этой цели выемки в магнитопроводе. Отдельно стоит поговорить о последнем. Средняя часть, статор генератора, состоит из набора тонких металлических пластин, крепко прижатых друг к другу. Зачастую снаружи они провариваются, чтобы не произошло расслоение.

Схема подключения генератора ВАЗ-2109


  1. Генератор переменного тока. Может быть установлен серии 37.3701 или 94.3701.
  2. Отрицательный диод.
  3. Дополнительный диод.
  4. Положительный диод.
  5. Контрольная лампа генератора, она же лампа разряда аккумуляторной батареи.
  6. Комбинация приборов.
  7. Вольтметр.
  8. Блок реле и предохранителей, расположенный в подкапотном пространстве в отсеке между двигателем и салоном автомобиля.
  9. Дополнительные резисторы, встроенные в монтажный блок предохранителей.
  10. Реле зажигания.
  11. Замок зажигания.
  12. Аккумуляторная батарея.
  13. Конденсатор.
  14. Обмотка ротора.
  15. Реле напряжения, расположено в подкапотном пространстве.

Схема подключения генератора ВАЗ-2110

На автомобилях ВАЗ-2110, 2111 и 2112 устанавливался генератор 94.3701 с максимальным отдаваемым током 80 Ампер и напряжением = 13,2–14,7 Вольт.

Приводим расшифровку схемы подключения генератора на десятке :

  1. Аккумулятор 12В;
  2. генератор 94.3701;
  3. монтажный блок;
  4. замок зажигания;
  5. контрольная лампа заряда АКБ в комбинации приборов

Как проверить генератор своими руками

Как проверить генератор ваз на примере модели 2109. Генератор типа 94.3701 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения.


Схема соединений генератора . Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 4, расположенную в комбинации приборов. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора. Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя - гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в пол накала говорит о неисправностях.

«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а «плюс» – подключаться к зажиму «B+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они повредятся.

Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме «В+» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.

Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «В+» генератора с массой. При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются.

Замена и снятие электрогенератора

Генератор на автомобиле ваз снимают либо для полной замены в случае выхода из строя или для выполнения ремонтных работ по замене неисправных частей. Для выполнения демонтажа подготовьте стандартный набор инструментов, автомобиль желательно загнать на смотровую яму.




  1. Отсоединить аккумуляторную батарею.
  2. Снять защитный резиновый колпачок с вывода «30» и отвернув гайку, снять со шпильки провода.
  3. Отсоединяем колодку с проводами с разъема генератора.
  4. Ослабляем затяжку крепления генератора к регулировочной планке, после чего
    подымаем его до упора вверх к блоку цилиндров и снимаем со шкивов ремень.
  5. Полностью отвернуть болт крепления регулировочной планки к блоку цилиндров, после чего снизу авто отворачиваем 2 болта крепления нижнего кронштейна к блоку и снимаем генератор, вытащив его из подкапотного пространства.


Бесперебойное энергоснабжение и наличие в сети стабильного напряжения является необходимым условием для правильной работы домашних электроприборов. От электричества зависит комфорт обитателей дома, сохранность продуктов в холодильнике, возможность работать за компьютером. Но наиболее уязвимыми к отключению электричества являются системы отопления на базе котлов, имеющих электронное управление и циркуляционные насосы. В случае отключения электроэнергии, чтобы в лютый мороз не повредить систему отопления и не замерзнуть самим, нужно подключить аварийный электрогенератор к домашней сети.

Подавляющее большинство бытовых электрических генераторов работает на бензине (бензогенератор), но встречаются маломощные дизельные или даже газовые электрогенераторы, пригодные для использования в качестве резервного источника питания электроприборов, включенных в домашнюю сеть. Наиболее популярными являются электрогенераторы мощностью 3-5 кВт – данного объема электроэнергии хватит для функционирования наиболее важного домашнего оборудования.


Бензиновый генератор мощностью 3 кВт

Возможные способы подключения генератора

Если на момент отключения электричества самым важным критерием является время, то бензогенератор можно аварийно подключить к домашней сети двумя достаточно быстрыми способами:

  1. подключение генератора через розетку, предварительно отключив вводный автомат на щитке;
  2. подключить на ввод щитка электрогенератор вместо выводов от электросчетчика.

Для первого способа потребуется кабель с двумя подключенными штепсельными вилками на обоих концах. Линия розетки должна выдерживать максимальную мощность (ток) генератора. Как правило, электрогенераторы имеют автоматический выключатель для защиты от перегрузки, но наличие автомата с соответствующим номиналом на линии розетки не повредит. Схема подключения резервного электрогенератора к домашней сети показана на рисунке ниже:


Схема подключения автономного электрогенератора через розетку

При возобновлении подачи электроэнергии необходимо сначала заглушить генератор, вынуть вилки из розеток на генераторе и от домашней сети, затем включить вводный автомат на щитке.

Включение сетевого напряжения при включенном в домашнюю сеть электрогенераторе приведет к его выходу из строя

Кабель с двумя вилками также не является безопасным, так как при оставлении одного из концов включенным, возможно поражение при прикосновении к оголенным штырькам в момент возобновления электроснабжения или тестового запуска электрогенератора. Частое применение такой схемы может усыпить бдительность, поэтому возникает риск аварийной ситуации при одновременном включении генератора и вводного автомата.


Небезопасный кабель с двумя вилками, используемый исключительно для экстренного подключения генератора

Перекидной рубильник

Второй способ, с отключением одного источника питания (выводы от счетчика) и подключением резерва (бензогенератор) является более безопасным в плане исключения одновременного их включения, но требует частой манипуляции с проводами и клеммами при повторяющейся ситуации с исчезновением электричества. К тому же, выводы от счетчика при возобновлении внешнего энергоснабжения могут оказаться под напряжением, если ввод электричества в дом осуществлен напрямую, без вводного автомата.

Чтобы исключить манипуляции с проводами и клеммами и сделать все правильно, подобную схему подключения можно воссоздать при помощи перекидного рубильника, который переключает домашнюю сеть с основного на резервный источник питания. Для исключения всех возможных аварийных ситуаций, перекидной рубильник должен быть двухполюсным для однофазной сети, или четырехполюсным для включения в трехфазную систему.


Применение перекидного рубильника для подключения электрогенератора к сети

В данном случае рабочий ноль домашней электросети также отсоединяется от линии электроснабжения, получается система с изолированной нейтралью (IT). При существующем в домашней сети защитном проводнике заземления провод PE нужно подключить к корпусу генератора. Если домашняя сеть двухпроводная, то бензогенератор нужно заземлить при помощи заземлителей.

Алгоритм включения и выключения резервного электропитания будет следующим:

  • запуск и прогрев генератора при отключении света;
  • переключение перекидного рубильника на резерв;
  • перевод рубильника на основное питание при возобновлении энергоснабжения;
  • остановка электрогенератора.

На видео ниже показаны технические нюансы запуска и обслуживания генератора:

Автоматическое переключение на генератор

Описанное выше подключение генератора к дому имеет существенный недостаток – при исчезновении электричества нужно вмешательство человека для перевода домашней сети на резервное питание. Данная схема не разбудит пользователя и никак не уведомит хозяина о том, что электричество пропало, и система отопления начнет замерзать.

Нужна электрическая схема, отслеживающая напряжение электроснабжения, которая запустит генератор, выведет его на нужные обороты и переключит рубильник. Подобные устройства, осуществляющие автоматический ввод резерва (сокращенно АВР ) выпускаются промышленностью. Подробная схема подключения прилагается к устройству, но принцип подключения можно понять, изучив рисунок ниже:


Подключение системы автоматического запуска генератора

От АВР (системы автозапуска) к генератору кроме силовых проводов подключается также кабель управления. Электрогенератор должен иметь функцию автозапуска для подключения к АВР. Управление и подзарядка аккумулятора генератора осуществляется напряжением 12 В. В инструкции к генератору должно быть подробное описание процесса подключения с указанием предназначения клемм.

Самодельная система автозапуска

Решать вопрос о том, как подключить генератор в качестве бесперебойного снабжения электроэнергией должен пользователь исходя из своих финансовых возможностей – АВР и электрогенератор, поддерживающий функцию автозапуска, обойдутся намного дороже. Поэтому многие домашние мастера стараются придумать свою схему подключения, используя систему контакторов с нормально открытыми и закрытыми контактами.


Контактор, работающий как перекидной рубильник

Принцип действия подобного переключателя таков – напряжение сети электроснабжения удерживает нормально разомкнутые контакты замкнутыми. В этом случае домашняя сеть подключена к электрической линии снабжения. Как только напряжение пропадает, катушка контактора перестает втягивать якорь, и замыкаются нормально замкнутые контакты, к которым подключен генератор.

Один из примеров подобных схем представлен ниже. Трехфазный контактор переключатель используется также для коммутации напряжения 12 В, включение которого заменяет поворот ключа генератора. То есть, при исчезновении напряжения сети таймер начинает запускать стартер с некоторыми промежутками, которые можно настроить.


Пример самодельной схемы для автоматического запуска генератора

Как только двигатель генератора запустится на его выходе появится напряжение, которое заставить сработать контактор К2, и таймер перестанет запускать двигатель. Как только появится напряжение на линии, включится контактор К1, и цепь ключа генератора разомкнется и двигатель заглушится.

Данная схема приводится как идея, и требует доработки, модернизации и добавления дополнительных элементов защиты, соответственно модели генератора. Народные умельцы модернизируют обычные генераторы, переделывая под автозапуск, добавляя исполнительные устройства для управления заслонкой и топливным вентилем, как показано на видео:


Если нет желания внедряться в схему и устройство электрогенератора, то коммутацию 12В можно использовать для включения сигнализации (будильника) и для подсветки места установки электрогенератора.

Безопасность подключения генератора

Бензогенератор, работающий на легко воспламеняемом бензине, не должен сам стать источником искры или короткого замыкания, особенно в непосредственной близости к емкости с запасом топлива. Поэтому следует уделить особое внимание качественному подключению генератора к сети.

Пожарная безопасность подробно описана в инструкции, поэтому во избежание возгорания и несчастных случаев, следует подключение и установку электрогенератора произвести правильно, согласно требованиям. Категорически запрещается устанавливать работающий генератор в закрытом помещении – выхлопные газы ядовиты.


Помещение под генератор должно очень хорошо вентилироваться

Устанавливают генератор на свежем воздухе под навесом, защищающим от дождя и прямых солнечных лучей. Следует позаботиться о защите клемм подключения от коррозии при чрезмерной влажности. Также необходимо следить, чтобы аккумулятор был заряжен. Современные АВР также имеют функции оповещения о включении резервного питания: