19.03.2019

Гигиенические требования к дошкольным организациям. Требования к оборудованию помещений доу


К оборудованию дошкольных учреждений относятся предметы, связанные с бытом детей и педагогическим процессом в учреждении: мебель, игрушки, строительный материал, дидактические пособия, а также инвентарь для работы на участке, уборки помещений.

Оборудование должно соответствовать росту детей, способствовать их развитию и здоровью, не вызывать излишнего напряжения и тем более травм; оно должно быть безопасным в эпидемиологическом отношении, не загромождать помещений, не мешать свободному передвижению детей.

Оборудование раздевальной (приемной)

В приемной младшей и средней групп раннего возраста должны быть пеленальные столы, шкафы для верхней одежды детей, шкафы для персонала. Для хранения верхней одежды индивидуальные шкафчики высотой 120- 135 см. Шкафчики оборудованы полками для головных уборов, для обуви и крючками для верхней одежды. Для одежды персонала и родителей имеется отдельная вешалка. В раздевальной должны быть низкие диванчики или скамейки-приступки высотой 18-20 см. Предусматриваются устройства для сушки одежды и обуви, установлены стеллажи для игрушек, умывальная раковина, место для кормления грудных детей матерями.

Оборудование групповых (игровых) комнат

Мебель изготовляют из легких прочных материалов (сухой выдержанный лес, алюминий, пластмасса и др.), покрывают светлыми безвредными красками или лаком, стойкими к воде, мылу и дезинфицирующим средствам. Поверхности детской мебели должны быть гладкими, все углы столов, стульев, шкафов и др. округлыми или со смягченными гранями.

В настоящее время вся мебель, которая используется в ДОУ, должна соответствовать основным размерам столов и стульев для детей младшего и дошкольного возраста (табл. 2.2). Для ДОУ утверждены определенные виды и размеры столов и стульев: столы четырехместные - для детей 1,5-5 лет; столы двухместные с изменяющимся наклоном крышки и ящиком для учебных пособий - для детей 5-7 лет; столы двухместные трапециевидные для детей от 1,5 года до 4 лет; столы одноместные - для использования в быту. Стулья должны быть профилированными по форме бедер и ягодиц.

Рекомендуется цветовая маркировка столов и стульев, чтобы ребенок мог самостоятельно находить стол и стул, соответствующие его росту. С этой целью мебель одного размера в каждой группе помечают одинаковым цветным рисунком или символом.

Таблица 2.2

Основные размеры столов и стульев для детей ясельного

и дошкольного возраста

В каждой из групп желательно иметь «Карту рассаживания детей за столами», в которой отражают фамилию, имя ребенка, длину тела, состояние зрения и слуха, группу мебели, ряд и место, которое за ним закрепляется. При размещении детей учитывают состояние здоровья, зрения и слуха. Два раза в год медицинская сестра и воспитатель на основании данных измерения длины тела (роста) осуществляют контроль над рассаживанием детей с записью в Карту. В каждой группе нужно иметь не менее двух-трех размеров столов и стульев.

Для лучшего естественного освещения четырехместные столы желательно расставлять в два ряда узкой частью к окнам, двухместные - в три ряда. Зимой столы ставят ближе к окнам (50 см от окна), весной для предохранения глаз детей от ярких лучей солнца отодвигают вглубь помещения.

Источник света для праворуких детей должен находиться слева, для леворуких – справа.

Детей сажают за соответствующие их росту столы так, чтобы самые маленькие и с пониженным слухом находились ближе к воспитателю, с дефектами зрения - ближе к источнику света и доске. Нельзя сажать детей спиной к свету. Первый ряд столов для наилучшей видимости демонстрационного материала располагают от доски на расстоянии 2,0-2,5 м.

В игральных и групповых помещениях столы и стулья ставят по числу детей в группе, они должны быть одной промаркированной группы. Кроме столов и стульев, в игральных и групповых комнатах имеются шкафы и полки для белья, игрушек, дидактического и строительного материала, доска для занятий изобразительной деятельностью, буфет для посуды. Расстояние между рядами столов - не менее 0,5 м; расстояние 1-го ряда столов от окна - 1 м, от доски-не ближе 2,5-3,0 м; высота подвеса нижнего края настенной доски - 0,7-0,8 м, размер настенной доски 0,75-1,5 м.

Если в дошкольном учреждении есть 1-я группа раннего возраста, необходимо иметь не менее двух пеленальных столов, двухместный стол для кормления детей от 7 мес до 1 года, умывальник (для взрослых) с локтевым смесителем, а также один или два разборных манежа для бодрствующих детей в возрасте до 4-5 мес и от 4-5 до 8-9 мес.

В группах раннего возраста для развития движения у детей необходимо иметь горки, мостики, доски, а также специальное оборудование для физических упражнений. Вместо стульев в этих группах рекомендуются кресла с подножками. Для детей раннего возраста делают одноместные столы.

Для раздачи пищи и мытья посуды в каждой из групповых комнат есть буфетная. Она включает в себя следующее оборудование: шкаф-стол с мойкой, шкаф-стол кухонный, шкаф навесной, шкаф навесной для сушки посуды и стол сервировочный.

В групповой, в специально отведенном отдельном помещении, может быть предусмотрен «уголок живой природы», который должен быть оборудован в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (пункт 6.13).

Оборудование спален

Конструкция кроваток (деревянных ил и металлических) должна соответствовать росту ребенка, а упругая поверхность ложа способствовать его быстрому засыпанию.

Для оборудования спален яслей-садов используют кровати двух типов: с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3 лет (длина 120 см, ширина 60 см, высота ограждения от пола 95 см - предусматривается возможность уменьшения высоты бокового ограждения за счет его опускания не менее чем на 15 см); для детей 3-7 лет (длина 140 см, ширина 60 см и высота 30 см).

У каждой кровати ставят стул, сидя на котором, ребенок может снять и надеть свою одежду. Кровати размещают с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м.

Наиболее гигиеничными являются матрацы из волоса или морской травы, подушки - из мягкого пера, небольших размеров (30 х 30 см). Постельное белье должно быть промаркировано у ножного края. Необходимо иметь 3 комплекта белья и 2 смены наматрасников. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.

Оборудование туалетных

Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В туалетных, предназначенных для детей ясельного возраста, имеются три детских умывальника, один детский унитаз, слив, душевой поддон, шкаф-стеллаж с промаркированными гнездами для горшков, один умывальник взрослый, слив, детская ванна, хозяйственный шкаф. Туалетный стол и бак для грязного белья рекомендуется размещать близко от раковины, чтобы избежать лишних затрат времени на туалет детей.

В туалетных дошкольных групп должно быть четыре детских раковины (в старшей и подготовительной группе - пять) и одна умывальная раковина для взрослых, один детский унитаз на 5 детей, один полотенцесушитель. Детские унитазы оборудованы закрывающимися кабинами, но без запоров. Размер кабины для детского унитаза составляет 1.0 х 0.75 м. а высота ограждения кабин - 1,2 м (от пола). Высота борта унитаза над полом равна длине голени ребенка со стопой (28 см), а ширина (поперечный размер) соответствует расстоянию между большими вертелами (22 см). Унитаз оборудуется детскими сиденьями или гигиеническими накладками из безвредных для здоровья детей материалов (с возможностью дезинфицирующей обработки). Обязательно должны быть ящики для туалетной бумаги, шкафы для хранения инвентаря, предназначенного для уборки помещений.

В соответствии с новыми требованиями в старших и подготовительных к школе группах необходимо предусмотреть раздельные туалетные для мальчиков и девочек. Учитывая средний рост детей ясельного возраста, борт раковины располагают на расстоянии 0,4 м, для дошкольного возраста - 0,5 м над полом.

В умывальной должны быть вешалки с изолированными гнездами для хранения индивидуальных предметов личной гигиены ребенка. Глубокий душевой поддон для детей среднего и старшего ясельного возраста - 0,9 м; мелкий душевой поддон для детей дошкольного возраста - 0,3 м. душевые сетки должны быть с гибким шлангом.

Гигиенические требования к воздушной среде помещений

Потребность детей в чистом, свежем воздухе очень велика, так как вследствие большой частоты и малого объема дыхательных движений, обусловленных особенностями строения грудной клетки, интенсивность обмена газов между кровью и воздухом у них несколько ниже, чем у взрослых. Необходимо, чтобы химический, физический и биологический состав воздуха в помещениях, т. е. микроклимат, отвечал установленным гигиеническим нормам.

Качественный состав воздушной среды помещений слагается из химических веществ антропогенного происхождения, компонентов мигрирующих из современных полимерных и лакокрасочных материалов, детских игрушек.

Состав воздуха в ДОУ в результате длительного пребывания в них детей постепенно ухудшается: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, повышаются температура, запыленность, бактериальная загрязненность, появляются органические примеси, аммиак, сероводород и др., которые ухудшают самочувствие ребенка.

Изменения химического состава воздуха в помещениях вызываются тем, что выдыхаемый человеком воздух значительно отличается от атмосферного (табл. …….).

Таблица …..

Химический состав атмосферного и выдыхаемого воздуха

(в процентах от общего объема воздуха)

Органические вещества: аммиак, летучие жирные кислоты, сероводород - человек выделяет через кожу, полость рта и кишечник. В воздухе помещений их тем больше, чем хуже уход за телом и детской одеждой. Особенно много органических веществ образуется в туалетных помещениях, прачечной, кухне. При наличии в кухне газовых плит воздух может ухудшаться и за счет попадания в него продуктов неполного сгорания топлива и образования окиси углерода.

В помещениях постепенно изменяется ионный состав воздуха. Легкие ионы, оказывающие положительное влияние на человека, адсорбируются дыхательными путями детей, парами воды, пылевыми частицами, количество их постепенно уменьшается, в то время как количество тяжелых ионов, содержащихся в выдыхаемом детьми воздухе, увеличивается, ухудшая тем самым качество воздуха.

Опасность для организма представляет воздух, насыщенный пылью, в которой задерживается огромное количество микроорганизмов, выделяемых при дыхании, кашле, чиханье. Следует внимательно следить за состоянием полости рта и слизистых оболочек дыхательных путей у детей.

Групповые комнаты должны хорошо освещаться солнцем, так как под влиянием его ультрафиолетовых лучей многие болезнетворные микроорганизмы погибают, а организм ребенка становится менее восприимчивым к заболеваниям.

Химический состав и физические свойства воздуха в жилых помещениях, как правило, изменяются по мере увеличения в нем уровня углекислого газа (СО2). Количество углекислого газа в воздухе не превышает 0,1 %. При расчете необходимого объема воздуха на ребенка в 1 ч принято исходить из количества выдыхаемого им за это же время СО2 и предельно допустимой концентрации его в воздухе помещений. Выделенный СО2 должен распределиться в воздухе помещения и не превысить предельно допустимого содержания. Количество углекислого газа, выделяемого за 1 ч, зависит от возраста ребенка и характера выполняемой им работы. Дети дошкольного возраста выдыхают около 4 л СО2, младшего школьного возраста - 8- 10 л.

Чтобы в помещениях дошкольных учреждений воздух был качественным, необходимы достаточная их кубатура и правильный воздухообмен. На каждого дошкольника в групповой комнате должно приходиться 7,5-8 м3 воздуха. Такая кубатура достигается в тех случаях, когда площадь пола на одного ребенка в групповой комнате составляет 2,0-2,5 м2, а высота помещения достигает 3 м.

Естественный обмен воздуха в помещениях (через поры строительного материала, щели в окнах, дверях под действием ветра и др.) недостаточен, поэтому помещения проветривают через открытые окна, фрамуги и форточки.

В тех случаях, когда температура атмосферного воздуха не ниже -5 °С и отсутствует сильный ветер, в ДОУ проводится широкая аэрация помещений в присутствии детей. При проветривании необходимо избегать сквозняков.

В отсутствие детей в помещениях проводят сквозное или угловое проветривание (открывают фрамуги, форточки или окна). Такое проветривание особенно необходимо после сна детей, приема пищи, а также в конце дня, когда воздух помещений особенно загрязнен.

Длительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. Сквозное проветривание при очень низких температурах наружного воздуха (ниже -20 ºС) проводится не более 2-3 мин., при более теплой погоде - проветривание должно проводиться одновременно с влажной уборкой помещения и заканчиваться за 30 мин до прихода детей.

Для эффективного проветривания помещений ДОУ окна оборудуют откидными фрамугами с рычажными приборами и используют их для проветривания во все сезоны года.

Отношение площади фрамуг к площади пола составляет 1:50.

При проветривании через фрамуги увеличиваются скорость движения и объем поступающего воздуха. Воздух через фрамугу поступает в верхнюю часть помещения. Холодный воздух за счет своей относительной массы, опускаясь вниз, проникает через теплые слои комнатного воздуха, отнимает у них часть тепла и успевает нагреться. Это позволяет в осенние и ранние весенние месяцы, а частично и зимой при отсутствии ветра и не очень большой разнице в температурах наружного и комнатного воздуха держать фрамуги открытыми в присутствии детей.

В холодное время года ни в коем случае нельзя заклеивать фрамуги и форточки. В групповых комнатах рекомендуется оставлять не заклеенным и одно окно, чтобы при необходимости можно было быстро проветрить помещение (в отсутствии детей).

Все фрамуги и форточки должны иметь специальные приспособления (шнуры, палки, рычаги) для свободного их открывания и закрывания.

Для улучшения проветривания помещений в дошкольных учреждениях оборудуется центральная вытяжная вентиляция. С ее помочью из помещений удаляется загрязненный воздух. Центральная вытяжная вентиляция используется в осенне-зимний период, с начала отопительного сезона и до наступления теплой погоды. Она работает на естественной тяге за счет разности температур наружного и комнатного воздуха.

Постоянное проветривание групповых ком ват и спален осуществляется также через приточные шкафы, которые встроены в одну из наружных стен помещения.

Гигиенические требования к тепловому режиму помещений дошкольных учреждений

Температура окружающего воздуха оказывает большое влияние на организм ребенка. Если она слишком высокая, отдача организмом тепла затрудняется и ребенок перегревается. Слишком низкая температура, наоборот, усиливает отдачу тепла организмом и ребенок переохлаждается. Это неблагоприятно сказывается на самочувствии, работоспособности детей, затрудняет любую их деятельность. Отопление в ДОУ должно создавать условия теплового равновесия без резкого напряжения терморегуляции (тепловой комфорт).

Комфортные тепловые условия ограничиваются определенными температурными пределами в соответствии с возрастом и зависят от состояния здоровья, вида деятельности и закаленности детей.

В помещениях, предназначенных для здоровых детей от рождения до 7 лет, установлены определенные нормы температуры воздуха (табл. ……).

Таблица ……

Температура и кратность обмена воздуха в основных помещениях ДОУ

Помещения Температура Кратность обмена воздуха
В I A, Б, Г климатических районах В других климатических районах
приток вытяжка приток вытяжка
Приемные, игровые

ясельных групп:

- младшей 22-24 2,5 1,5 - 1,5
- средней и старшей 22-24 2,5 1,5 - 1,5
Приемные, игровые младшей дошкольной группы 21-23 2,5 1,5 - 1,5
Групповые, раздевальные: -
- младшей, средней 21-23 2,5 1,5 - 1,5
- старшей, подготовительной 21-23 2,5 1,5 - 1,5
Спальни ясельных групп 19-20 2,5 1,5 - 1,5
Спальни дошкольных групп 19-20 2,5 1,5 - 1,5
Туалетные ясельных групп 22-24 - 1,5 - 1,5
Туалетные дошкольных групп 21-23 - 1,5 - 1,5
Залы для музыкальных и гимнастических занятий 19-20 2,5 1,5 - 1,5
Прогулочные веранды Не менее 12 по расчету, но не

менее 20 м3 на 1 ребенка

Зал с ванной бассейна Не менее 29 по расчету, но не

менее 20 м3 на 1 ребенка

Раздевалка с душевой бассейна 25-26 по расчету
Медицинские помещения 22-24 2,5 1,5 - 1,5
Отапливаемые переходы Не менее 15 по расчету, но не менее

20 м3 на 1 ребенка

В игровых и групповых, расположенных на первом этаже, температура поверхности пола в зимний период должна быть не менее 22 ºС. Относительная влажность воздуха в детских помещениях 40-60 %, скорость движения воздуха - не более 0,1 м/с; влажность воздуха в кухне и постирочной - 60-70%.

В ДОУ применяют различные системы отопления: центральное или автономное водяное, газовое и, редко, печное.

Все эти системы должны соответствовать следующим требованиям: обеспечивать достаточную и равномерную температуру и влажность воздуха, не загрязнять его продуктами неполного сгорания топлива, быть пожаробезопасными. Наиболее широко используется центральное водяное отопление низкого давления с температурой нагрева воды в котлах не выше 95 ºС. Колебание температуры в различных помещениях ДОУ в течение суток не превышает 2-3 °С. В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели. Конструкция радиаторов должна обеспечивать достаточную и равномерную отдачу тепла в окружающий воздух и возможность легкого удаления с них пыли. Для поддержания оптимальных параметров температурного режима отопительные приборы оборудуются регулируемыми кранами.

Средняя температура поверхности отопительных приборов должна быть не более 80 ºС. Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы должны быть ограждены съемными деревянными решетками. Не допускается устройство ограждений из древесно-стружечных плит.

Гигиенические требования к организации водоснабжения

Водоснабжение детского учреждения должно обеспечивать достаточное количество воды для питья, приготовления пищи, гигиенического содержания помещений, привития детям гигиенических навыков. Качество воды, которая используется в дошкольном учреждении, должна отвечать требованиям действующего стандарта.

В яслях-садах с дневным пребыванием детей расход воды составляет 75 л на одного ребенка в сутки, с круглосуточным - 100 л. Холодным и горячим водоснабжением должны быть обеспечены групповые ячейки, медицинский блок, пищеблок, туалетные, постирочные, бассейн. Температура воды, подводимой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 37 °С и не выше 60 ос.

В каждой группе ДОУ должна быть свежая питьевая вода. Ее хранят в закрытой стеклянной посуде (графин, кувшин). Для детей в старших группах на подносе, рядом с водой, должны быть опрокинутые вверх дном чистые чашки. Воду обновляют ежедневно.

Водоснабжение дошкольных учреждений обеспечивается через городские (в городах) и поселковые (в сельской местности) центральные водопроводы. Там, где нет центрального водопровода, детские ясли и сады снабжаются водой от ближайших предприятий или учреждений, имеющих водопровод. Только в крайних случаях для детских учреждений строят местный водопровод или берут воду из колодцев.

Воду из местных водоисточников подвергают тщательному химическому и бактериологическому анализу. Вода не должна содержать: органических веществ, свидетельствующих о загрязнении источника воды животными отбросами (кал, моча, сточные воды), вместе с которыми в воду проникают болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Оценивая качество воды, определяют также содержание в ней известковых и магнезиальных солей, обусловливающих жесткость воды (жесткая вода не представляет опасности для организма, однако в ней плохо развариваются некоторые продукты (мясо, овощи), плохо мылится мыло, она оставляет большую накипь на стенках котлов и кухонной посуды).

Санитарное содержание дошкольных учреждений

Уборку участка проводят ежедневно: утром за 1-2 ч до прихода детей и по мере загрязнения территории. Мусор немедленно убирают в мусоросборники. В летнее время не менее двух раз в день (перед приходом или подъемом детей и перед дневным сном) необходимо поливать участок. Вывоз мусора с участка ДОУ должен производиться ежедневно за 1-2 ч до прихода детей или после их ухода, при закрытых окнах основного здания.

При входе в детское учреждение снаружи должны быть съемные скребки и деревянные решетки для очистки грязи с обуви, в тамбуре - маты, а в вестибюле - дорожки для окончательной очистки обуви от грязи и пыли. Приходя в детское учреждение, дети должны менять обувь.

Уборка помещений проводится ежедневно 2 раза влажным способом при открытых окнах или фрамугах с применением моющих средств.

Полы следует мыть не менее 2 раз в день, при этом один раз с обязательным отодвиганием мебели; мебель, радиаторы, подоконники протирают влажной тряпкой; шкафчики для детской одежды протирают ежедневно и раз в неделю моют.

Генеральную уборку всех помещений проводят один раз в месяц: мытье полов, осветительной арматуры, окон, дверей, протирание стен моющими и дезинфицирующими средствами. В комнате для музыкальных и гимнастических занятий уборку проводят после каждого занятия. Окна снаружи и изнутри моют по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).

Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открытыми и систематически очищаться от пыли; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха. Очистку шахт вытяжной вентиляции проводят два раза в год.

Столовая и чайная посуда выделяется дня каждой группы. Она может быть изготовлена из фаянса, фарфора (тарелки, блюдца, чашки), а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) - из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с дефектами.

Пищевые отходы в группах собирают в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают.

Посуду и столовые приборы моют в двух-трех гнездных ваннах, установленных в буфетных каждого группового помещения, с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 °С, ополаскиваются горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °С (вторая ванна) и просушивают. Допускается установка посудомоечной машины

Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх.

Столы моют горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специально выделенной для этого ветошью, которую затем простирывают, просушивают и хранят в специальной промаркированной посуде с крышкой.

В ясельных группах бутылочки после молочных смесей промывают теплой проточной водой с помощью ерша и моющих средств, затем стерилизуют в автоклаве или кипятят в воде в течение 15 мин и хранят в промаркированной закрытой эмалированной посуде. Соски после употребления промывают, замачивают в 2 %-ном растворе питьевой соды в течение 15- 20 мин, потом промывают водой, кипятят З мин в воде и хранят в промаркированной емкости с закрытой крышкой.

Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов при осложненной эпидситуации кипятят в течение 15 мин в воде с добавлением кальцинированной соды или замачивают в дезинфицирующем растворе, затем простирывают в конце дня с моющим средством, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.

В помещениях пищеблока ежедневно проводят уборку: (полы, подоконники, Радиаторы), еженедельно с применением моющих средств проводят мытье стен, осветительной арматуры, очистку стекол от пыли и копоти и т. п., ежемесячно проводят генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.

В буфетных, моечных столовой и кухонной посуды, а также возле всех ванн, которые используют для обработки инвентаря, вывешивают инструкции по режиму мытья посуды и обработки инвентаря с указанием концентраций моющих и дезинфицирующих средств, используемых в данный момент, правил приготовления рабочих растворов.

Полы в туалетных, унитазы моют два раза в день горячей водой и моющими средствами. В ясельных и младших дошкольных группах полы следует мыть после каждого пользования горшками.

Санитарно-техническое оборудование подлежит обеззараживанию независимо от эпидемиологической ситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом ежедневно. Горшки моют после каждого пользования при помощи квачей и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день квачами или щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств («Лиолит», «Доместос», «Белор», «Амфолан Д», гипохлорид натрия, ПФК).

Гигиенические требования по устройству и оборудованию строящихся и реконструируемых детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов и объединенных дошкольных учреждений — яслей-садов) изложены в СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

При выборе участка для детских учебно-воспитательных учреждений необходимо руководствоваться следующими принципами:
— здания детских учреждений должны быть расположены недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей;
— расстояния от детских учебно-воспитательных зданий до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей должны соответствовать требованиям, предъявляемым к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов;
— выбранный участок должен быть достаточным по величине, с тем чтобы обеспечить наилучшие условия пребывания детей и выполнение всех основных режимных составляющих.

При проектировании и строительстве дошкольных учреждений должны соблюдаться следующие принципы:
— групповая изоляция как в здании, так и на участке (каждая. группа имеет свой набор помещений, площадок и пользуется отдельным входом);
— обеспечение условий для двигательной активности детей (достаточная площадь участка);
— создание благоприятного воздушно-теплового режима;
— обеспечение естественного освещения, инсоляции зданий и участка;
— достаточное озеленение земельного участка;
правильная организация рационального питания детей.

В СанПиН 2.4.2.2821-10 регламентируются показатели воздушно-теплового, светового и инсоляционного режимов школьных помещений. В учебных классах при одностороннем боковом естественном освещении коэффициент естественной освещенности (КЕО) должен быть не менее 1,5%, световой коэффициент (СК) — не менее 1:6. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта.

На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять в учебных помещениях и кабинетах 18—24 "С, относительная влажность — 40—60%, скорость движения воздуха — не более 0,1 м/с.

Дошкольная и школьная мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела детей и подростков.

Для детей ясельного и дошкольного возраста основные размеры столов и стульев представлены в табл. 11, для учащихся школы — в табл. 12.

Таблица 11. Основные размеры столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста


Таблица 12. Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам «Столы ученические. Типы и функциональные размеры» и «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры»



Учебные пособия должны соответствовать определенным гигиеническим стандартам. Соблюдение гигиенических требований к школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия идя работы органов зрения, и наоборот, мелкий шрифт, плохая печать влекут повышение внутриглазного давления, преждевременное утомление зрительного анализатора и служат основной причиной развития близорукости.

Не меньшее значение имеют размеры и четкость шрифта, минимальная высота которого равна 1,75 мм в учебниках для старших классов и 2,1-2,4 мм в учебниках для младших классов. Для зрительного восприятия текста важно соблюдение определенного расстояния между отдельными буквами, словами, строками.

Таким образом, условия обучения и воспитания в дошкольных и общеобразовательных учреждениях имеют большое значение для здоровья детей, поскольку от благоустройства и санитарного состояния этих подразделений зависят во многом режим дня, двигательная активность детей, организация питания, учебных занятий и отдыха, всестороннего физического воспитания и закаливания.

В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов

Планировка детских и подростковых учреждений.

Участок общеобразовательных школ:
-радиус обслуживания -0,3-0,5км пешеходной допустимости(15-30мин – транспортной допустимости)
-уровень шума не более 60дБА
-территория участка ограждается забором и полосой зеленых насаждений (не менее 5% от земельного участка)
-участок должен иметь искусственное освещение
-площадь60м.кв. на одного учащегося –на 500 учеников
33м.кв. - на 800-1000человек.
-должен иметь спортивную, учебно-опытную, хозяйственную, отдыха зоны и зону застройки.
Здание общеобразовательной школы может быть следующих вариантов: централизованное, павильонное, блочное. Гигиенически целесообразное – бочный тип(секции для начальных, средних и старших классов, площадь учебных помещений - 2,5м.кв. на одного учащегося

В настоящее время дошкольные учреждения проектируются в основном как объединенные учреждения - ясли-сады для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Объединение этих учреждений создает единую последовательную систему воспитания детей до 7 лет, улучшает их медицинское обслуживание.

Здания дошкольных учреждений должны иметь, как правило, не более 2 этажей. Основным принципом планировки детских дошкольных учреждений является групповая изоляция. Это необходимо в связи с большой восприимчивостью детей к инфекционным заболеваниям. Групповая изоляция заключается в том, что каждая группа имеет полный набор необходимых помещений, объединенных в групповую ячейку с самостоятельным входом для ясельных групп. Допускаются общий вход и одна лестница для двух ясельных групп, размещенных на втором этаже, общий вход в групповые ячейки не более чем на 4 группы детей дошкольного возраста.

5.Гигиенические требования к оборудованию детских и подростковых учреждений, предметам детского обихода:

Предметы оборудования, предназначенные для детей и подростков, должны отвечать педагогическим и гигиеническим требованиям. Учебно-производственное оборудование помещений должно обеспечивать проведение воспитательной и учебной работы, развивать художественный вкус.

Гигиенические требования к детской мебели и инструментам включают соответствие их анатомофизиологическим возможностям организма с учетом роста и возраста детей и подростков. Конструкция мебели и других предметов оборудования должна быть прочной, устойчивой, достаточно легкой, доступной для поддержания ее в чистоте. Покрытие мебели должно быть водостойким, выдерживать частое мытье горячей водой с моющими средствами и обработку дезинфицирующими средствами. Строительные и отделочные материалы не должны выделять в воздух помещений вредных химических веществ.


В процессе учебных занятий организм детей испытывает статическую нагрузку вследствие необходимости поддерживать длительное время вынужденную рабочую позу. Занятия за партой, чертежным столом, работа в столярной, слесарной мастерских и др. связаны преимущественно со статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, ног. Положение тела считается правильным, если сохраняются устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов.

В мебели для детей и подростков должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, сиденья и спинки стула (скамьи). Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции сиденья и дистанции спинки.

Дифференция - это расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья. Оно равно разности высоты сиденья и высоты локтя свободно опущенной руки сидящего школьника плюс 5-6 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к искривлению позвоночника или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).

Дистанция спинки - это расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до, спинки стула. Оно не должно превышать переднезаднего диаметра туловища ребенка более чем на 5 см.

Дистанция сиденья-это расстояние (пр горизонтали) между краем крышки стола и краем сиденья; она должна быть только отрицательной (не менее 4 см и не более 8 см). –см. практика.

Гигиенические требования к школьной мебели и оборудованию классных помещений, посадке ученика за партой

Основная школьная мебель (парты, столы и стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп.

Размеры школьной мебели и ее маркировка.

Группа мебели по ГОСТам 11015-93; 11016-93

Группа роста (мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику (мм)

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья (мм)

Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку. Цветовая маркировка должна быть видна со стороны прохода между рядами. Ее наносят на обеих сторонах стола, стула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.

Для определения необходимой ученику группы мебели рекомендуется цветная мерная линейка, на которой соответственно группам мебели наносятся цветные полосы:

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния. Между рядами двухместных столов - не менее 60 см;

между рядами столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70 см;

между рядами столов и внутренней продольной стеной или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50-70 см;

от последних столов до стены противоположной классной доске - не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной - не менее 100 см;

от первой парты до учебной доски - 240- 270 см;

наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860 см; высота нижнего края учебной доски над полом - 80 -90 см.

Гигиенические требования к школьным зданиям всех типов в основном одинаковы. Они должны иметь не более трёх этажей, предусматривается разделение учащихся по возрастным группам, изоляция классов от источников шума и загрязнения воздуха. По нормативам ширина класса не должна превышать 6,3 метра, т.к. при большей величине снижается естественная освещённость. Длина классных комнат 8-8,4 метра. При большей длине напрягаются зрение и слух. Кубатура на одного школьника 3,75 куб.м. Школьные лаборатории и кабинеты для отдельных дисциплин имеют увеличенную площадь. Оптимальный тепловой режим обеспечивают с помощью водяного или панельного отопления. Рекомендуемая температура воздуха для детских комнат в яслях – 21-22 градуса, в детских садах – 18, школьных учебных классов – 16 градусов. Перепад температуры воздуха не должен превышать по горизонтали 2 градуса, по вертикали – 2,5 градуса. Относительная влажность должна быть 40-60%. Большое значение имеет ориентация здания по сторонам света. Наиболее благоприятной во всех климатических зонах является южная и юго-западная ориентация окон классных комнат. Световой коэффициент должен быть 1:5-1:6. Искусственное освещение должно быть равномерным по классу и обеспечивать не менее 150 лк.

Тема Гигиенического обучение и воспитание населения .

Изготовление оборудования для различных помещений детских учреждений производится в соответствии с педагогическими, гигиеническими и производственно техническими требованиями.

Предметы оборудования и инвентаря своим устройством должны способствовать проведению воспитательной и учебной работы, обеспечивать детям, воспитателям и учителям удобные условия для занятий. Каждому предмету придается изящный и красивый вид, что способствует воспитанию эстетического вкуса у детей.

Основные размеры различного оборудования, инвентаря и инструментария должны отвечать росту и возрасту детей и подростков. Оборудование и инструментарий, изготовленные в соответствии с этим гигиеническим требованием, обеспечивают соблюдение правильного положения тела и исключают излишнее напряжение организма во время различных занятий.

К числу гигиенических относятся требования портативности оборудования, доступности и легкости поддержания его в чистоте. Каркас столов, стульев, складных табуретов и парт может изготовляться из дерева, металла или пластмассы. Для крышек столов и парт, сидений и спинок стульев используют только материалы с малой теплопроводностью, обладающие высокой прочностью. Покрытие мебели должно быть водостойким, хорошо поддаваться очистке, выдерживать частое мытье горячей водой с мылом, содой и обработку дезинфицирующими средствами.

Основные производственно-технические требования включают прочность, экономичность изделий, простоту технологии их изготовления, что позволяет организовать массовое серийное производство на фабриках й в кустарных мастерских. По своим внешним габаритам изготовляемые изделия не должны занимать излишнего места в помещении.

Гигиенические требования к оборудованию школьных учреждений

Оборудование классной комнаты

Парты

Основным оборудованием классной комнаты является парта. Существует более 200 различных моделей парт, однако удачно сочетают в своем устройстве все педагогические, гигиенические и экономические требования очень немногие из них. К числу оправдавших себя на практике относится парта типа Эрисмана. Парты этого типа изготовляются одноместные и двухместные целиком из дерева или на металлическом основании. В массовой школе применяются двухместные парты. В санаторно-лесных школах, школах для слабовидящих, школах-интернатах и других специальных воспитательно-образовательных учреждениях по педагогическим и гигиеническим соображениям более приемлемы одноместные парты.

Для школ-интернатов и школ с продленным днем рекомендуются одноместные столы и стулья к ним, имеющие специальные устройства, позволяющие на время учебных занятий фиксировать стул по отношению к столу в положении отрицательной дистанции сидения. На время игр и различных занятий такая мобильная мебель позволяет изменять ее обычное размещение в классе.

Как одноместные, так и двухместные парты изготовляют 7 различных номеров. Каждый номер парты соответствует определенной группе роста детей.

Основные размеры парт установлены на основании антропометрических измерений детей и подростков и соответствуют средним величинам отдельных частей их тела.

Высота скамейки парты соответствует средней величине длины голени со стопой данной группы роста школьников с прибавкой 2 см (на толщину каблука).

Глубину скамьи (переднезадний ее размер) делают равной 2/3 длины бедра. Такая глубина скамьи обеспечивает устойчивое и удобное положение. При большей глубине край скамьи, упираясь в подколенную впадину ученика, будет сдавливать кровеносные сосуды. Сиденью придается небольшой уклон кзади. Это исключает возможные соскальзывания со скамейки.

Спинку парты делают из одного или двух брусков. Более целесообразно устройство спинок из двух брусков, обеспечивающих не только пояснично-крестцовую, но и подлопаточную опору.

Дистанция спинки - расстояние по горизонтали от заднего края крышки стола парты до спинки - представляет собой среднюю величину переднезаднего диаметра грудной клетки школьников соответственной группы роста с прибавлением 3-5 см.

Стол парты имеет наклонную плоскость в 14-15°. Такой наклон крышки создает более благоприятные условия для работы глаз при чтении и письме. Размер одного места за столом определяется не только длиной предплечий с кистью, но и объемом движений во время письма, а также правильным размещением раскрытой тетради.

Дифференция - расстояние по вертикали между задним краем стола и плоскостью сиденья. Этот размер парт определен на основании измерений высоты расположения предплечья школьников над сиденьем при правильной посадке во время письма"

Изменение дифференции даже на 2 см уже создает условия для неправильного, асимметричного положения тела и искривления позвоночника. Увеличение дифференции способствует развитию правосторонних искривлений позвоночника, так как ученик должен обязательно поднять плечо, чтобы положить предплечье на парту. Наоборот, малая дифференция, вынуждая учащихся низко склоняться над столом, способствует развитию сутулости.

Дистанция скамьи - соотношение края стола и края скамьи по горизонтали - также является важным показателем, без которого трудно обеспечить учащимся правильное положение тела во время письма. По ГОСТ на парты предусматривается отрицательная дистанция 4 см, т. е. край скамьи заходит за край крышки на 4 см. Откидная часть крышки стола парты позволяет школьникам свободно садиться, выходить или стоять за партой.

Уменьшать глубину скамьи и ширину откидной части крышки стола при ремонте и реставрации парт недопустимо. Возникновение нулевой (край крышки расположен непосредственно над краем скамьи) или положительной (между краем откидной крышки парты и краем скамьи образуется значительное расстояние) дистанции не позволяет школьникам сохранять правильную посадку во время уроков письма.