23.09.2019

Чин выноса плащаницы в великую пятницу. Вынос и погребение плащаницы в страстную пятницу


Великий Пяток или Пятница Страстной седмицы является самым скорбным днем церковного года, поскольку в этот день совершается воспоминание крестной смерти и погребения Спасителя.

Царские часы
Особенностью богослужения этого дня является то, что в храмах не бывает литургии. Это связано с воспоминанием крестных страданий Спасителя. Вместо Божественной литургии служится молитвенное последование Царских часов. Это название возникло в Русской Православной Церкви: это было связано с тем, что русские цари обязательно посещали это богослужение. Во время Царских часов читаются отрывки из Ветхого Завета, в которых пророчески предсказываются страдания Христа, которые Он претерпел за весь род человеческий.
На службах Страстной пятницы священнослужители одеты в черные облачения.

Вынос плащаницы
Великая вечерня начинается в этот день раньше обычного, около пятнадцати часов, поскольку это, согласно Евангельским повествованиям, был час смерти Спасителя. После этого богослужения совершается чин выноса плащаницы.
Плащаницей называется плат с иконой, на которой изображен лежащий во гробе Спаситель. Плащаница делается из дорогой ткани, обычно из бархата, а изображение вышивается, и лишь лик и тело Христа делается живописным. По краям Плащаницы также вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи».
Этот богослужебный предмет не использовался в древней Церкви, а получил свое распространение в более позднее время. Плащаница имеет значение иконы дня, потому имеет определенную иконографию. Так, кроме гроба с телом Христа изображается Пресвятая Богородица, припадающая ко гробу. Рядом с Ней стоят Иоанн Богослов, жены-мироносицы, а также тайные ученики Христа - Никодим и Иосиф Аримафейский. На этом иконописном изображении нашел отражение евангельский рассказ о погребении Спасителя. Евангелист Матфей так повествует об этом событии: «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; Он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба» (Мф. 27, 57-61).
Чин выноса плащаницы состоит в том, что священнослужители поднимают плащаницу с престола и в сопровождении мирян выносят ее на середину церкви, где помещают священный плат на возвышенном месте, украшенном цветами. На середину плащаницы кладется Евангелие. После выноса плащаницы поется канон, посвященный распятию и плачу Богородицы над гробом. После того, как служба завершилась, верующие подходят к плащанице для поклонения и целования.

Погребение плащаницы
Вечером в пятницу совершается утреня, которая уже относится ко дню Великой субботы. Она начинается как надгробная служба, на которой поют специальные погребальные песнопения и совершают каждение. Однако на этой службе уже повествуется о приходе жен-мироносиц ко гробу Спасителя, и таким образом, начинают звучать первые слова о благой вести Воскресения Христова. Во время утрени совершается также крестный ход с плащаницей, который обходит с пением «Святый Боже» вокруг храма при погребальном звоне колоколов. После этого плащаница подносится к царским вратам, а потом возвращается на центр храма, где находится до позднего вечера Великой субботы. В это время верующие также могут подходить для поклонения плащанице.

Пост в Страстную пятницу
День Великой пятницы ознаменован особенно строгим постом. В этот день верующие люди используют в пищу только хлеб, овощи и другие продукты растительного происхождения. В прошлом некоторые благочестивые христиане ничего не вкушали в пятницу, что, конечно, трудноисполнимо в условиях современной жизни. Существовала также традиция оставлять всякую работу, чтобы полностью посвятить все внимание посещению богослужений и молитвенно сосредоточиться на событиях этого дня.

Тропарь, глас 1:
Распеншуся Тебе, Христе, погибе мучительство, / попрана бысть сила вражия: / ниже бо Ангел, ниже человек, / но Сам Господи спасл еси нас, слава Тебе.

Кондак, глас 8:
Нас ради Распятаго, приидите, вси воспоим. / Того бо виде Мария на древе, и глаголаше: / аще и распятие терпиши, / Ты еси Сын и Бог Мой.

Молитва (Тропарь):
Яко овча на заколение / веден был еси, Христе Царю, / и яко агнец незлобивый / пригвоздился еси Кресту, от беззаконных мужей, / грех ради наших, Человеколюбче.

Что такое вынос Плащаницы

Термин «плащаница» появился в русских богослужебных книгах в конце XVI века. Плащаница - это икона, изображающая Спасителя, лежащего во гробе. Обычно это большой плат (кусок ткани), на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Вынос Плащаницы и Чин погребения - это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница - самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.

Вынос Плащаницы

Совершается днем в пятницу на вечерне Великой субботы, в третий час дня Страстной пятницы - в час смерти Иисуса Христа на кресте (т.е. обычно служба начинается в 14.00 ч) . Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма - во «гробе» - возвышении, украшенном цветами и умащенном благовониями в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы кладут Евангелие.

Богослужебные особенности Чина погребения

Утреня Великой Субботы с Чином погребения обычно служится в пятницу вечером . Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях имеет икона праздника.

Утреня начинается, как надгробная служба. Поют погребальные тропари, совершают каждение. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, - благая весть о Воскресении Христовом.

Во время богослужения верующие совершают крестный ход - обносят Плащаницу вокруг храма и поют «Святый Боже». Крестный ход сопровождается погребальным звоном колоколов.

По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы.

Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.

Иконография Плащаницы

Плащаница - плат, на котором изображен Спаситель, лежащий во гробе. У этой иконы (Плащаница считается именно иконой) есть традиционная иконография.

В центральной части композиции Плащаницы изображают икону «Положение во Гроб». Полностью или только тело погребенного Христа.

Икона «Положение во Гроб» описывает евангельскую сцену погребения распятого Иисуса Христа. Тело сняли с креста и обвили плащаницей, то есть погребальными пеленами, пропитанными благовониями. Затем Спасителя положили во гроб, высеченный в скале, и привалили ко входу в пещеру большой камень.

Плащаницу выполняют в разных техниках. Чаще всего за основу берется полотно бархата. Например, Плащаницы XV-XVII вв. делались в технике лицевого шитья. В XVIII-XIX вв. мастера сочетали золотное шитье или рельефную аппликацию из тканей с живописью. В технике живописи выполняли лик и тело Христа. Бывали и полностью живописные Плащаницы.

Сейчас нередко в храмах можно увидеть Плащаницы, сделанные типографским способом. Это издержки массового производства - ручная работа стоит дорого.

По периметру Плащаницы обычно вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (вариант: благоуханьми) во гробе нове покрыв, положи».

Традиции выноса Плащаницы

В некоторых храмах после крестного хода несущие Плащаницу священнослужители останавливаются у входа в храм и высоко поднимают Плащаницу. И следующие за ними верующие друг за другом проходят в храм под Плащаницей. На середину плащаницы, вместе с Евангелием, обычно кладут маленький литургический покровец. Иногда покровцом закрывают изображенный на Плащанице лик Христа - в подражание чину священнического погребения, предписывающему закрывать лицо лежащего в гробу священнослужителя воздухом (воздух - большой четырехугольный покров, который символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Христа).

|

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите.

В Великую пятницу в церкви совершается особое богослужение — Чин погребения плащаницы.

Пасха (в этом году — 28 апреля 2019 года) – это светлый праздник, которому предшествуют весьма скорбные, трагические события, связанные со смертью Спасителя на кресте. Произошло это в пятницу, которую также называют Страстной, подчеркивая страдания Христа, и великой, имея в виду важность этого дня.

О том, как проходит Чин выноса Плащаницы в Великую пятницу, подробно рассказывается далее.

Почему пятница называется Страстной

События Страстной пятницы станут понятны, если мы отмотаем время всего лишь на один день назад и окунемся в атмосферу четверга (того самого четверга, который в народе назвали Чистым).

Мысленно представим себе вечерю Господню – своеобразный прощальный вечер, который стал последним для Христа и его учеников. Конечно, ни один из 12 апостолов пока не догадывался о том, что спустя несколько часов Иисуса возьмут под стражу.


И только Иуда Искариот был в курсе происходящего, ведь предатель уже начал свою подлую игру. Договорившись с недругами Спасителя, он в буквальном смысле продал своего учителя за 30 серебрянников.

К слову сказать, в наши дни ученые произвели несложные расчеты, которые вскрыли удивительный факт. Те 30 серебрянников – это сегодняшние 6 тысяч долларов. Именно в такую сумму Иуда оценил жизнь Господа.

Конечно, Христос знал о предстоящих мучениях, ведь он и пришел на землю для того, чтобы умереть, а затем воскреснуть. Через свою искупительную жертву Господь должен был спасти все человечество. Но знал ли он в деталях о том, что случится через несколько часов? Едва ли.

Поэтому сразу после вечери он отправился в Гефсиманский сад, чтобы уединиться и морально подготовиться к тяжелейшему испытанию. Вот как выглядит это место в день сегодняшний (Иерусалим, Израиль).


А тем временем Иуда уже находился со своими подельниками. Остальные же 11 учеников расположились неподалеку от Спасителя. Четверг оказался весьма насыщенным днем, поэтому они очень быстро уснули: чистый воздух, сладостная тишина и сентиментальный лунный свет сделали свое дело.

Но Христу было не до сна. Момент его страданий, страстей очень подробно описывается в Библии.

Спаситель устремил свои взоры к небу и просто молился Богу.

Пожалуй, все слышали выражение «страсти Христовы». Это не только название известного фильма, но и часть подлинной биографии Спасителя – события последних дней его земной жизни. Конечно, в этот момент он испытывал отнюдь не плотские, а душевные страсти.

Это то, что мы иногда называем словами «болит душа». Тягостные раздумья, ощущение неизбежности страданий и ужасной, несправедливой смерти. Надо ли говорить, что в этом душевном борении человек особенно нуждается в поддержке своих близких – хотя бы в теплом слове и добром взгляде.

Очевидно, Господь хотел получить именно это, когда подошел к своим ученикам. Но те уже крепко спали. Христос не стал будить их, не стал просить о помощи, хотя, безусловно, имел на то полное право. Просто это не входило в его миссию – Спаситель не делится страданиями, а несет свой крест до конца.

Спустя несколько часов он в буквальном смысле понесет огромный деревянный крест. Вместе с беснующейся толпой, представителями властей и небольшим количеством сочувствующих людей Господь дошел до места, называемого Голгофой… (Евангелие от Матфея, глава 27).

Вот как оно выглядит сегодня (Иерусалим, Израиль).


Кричащие недруги, смеющиеся солдаты, перешептывающиеся заговорщики – их разноголосые крики превратились в омерзительный хаос, который глухим, печальным шумом отдавался в ушах всех собравшихся. Никто и не думал о том, что случится буквально через несколько минут. В мучениях и борении Господь умирает.

В ту же секунду случилось непредвиденное. На небе стало темно так, как будто резко наступила ночь или полное солнечное затмение. Камни у подножия креста треснули, а завеса в местном храме разорвалась ровно напополам.

Толпа не на шутку перепугалась. Те, кто еще недавно с гиканьем кричали и издевались над беззащитным человеком, поспешили отправиться домой. А многие солдаты, люди неробкого десятка, ощутили не только трепетный страх, но и глубокое почтение к умершему. Они поверили в то, что Христос действительно был Сыном Бога.

Спустя еще несколько часов, когда Голгофа обезлюдела, к кресту с телом Иисуса пришел один богатый человек, которого звали Иосиф (совпадение это или нет, но точно так же звали земного отца Спасителя, мужа Марии). Он снял тело, бальзамировал его, запеленал и совершил обряд погребения (положил в каменную гробницу).

На следующий день предатели испугались уже мертвого Христа, ведь они помнили его обещание о том, что через три дня тот воскреснет. Поэтому они решили придвинуть тяжелый камень ко входу в гробницу, поставить на нем печать, а вдобавок выставить охрану, которая должна круглосуточно стоять на своем посту.


Нет, не знали те люди, что никакая охрана не сможет нарушить планы Бога, ведь миссия Христа будет выполнена только тогда, когда он воскреснет. А значит, осталось только подождать исполнения этого обещания. И это был как раз тот случай, когда обещанного ждут не три года, а три дня.

Ведь уже в воскресенье случится великое чудо, которое и сегодня помнит добрая половина человечества. Мы называем его Светлой Пасхой – праздником надежды и добрых перемен, победы жизни над смертью, весны над зимой, сил света над силами тьмы.

А вот другого героя этой истории ждала самая настоящая смерть, без перспективы воскресения. Иуда Искариот так и не успел насладиться своими 6 тысячами долларов. После смерти Христа он страшно испугался за свой проступок, поняв, что совершил нечто ужасное.

Взяв кошелек с 30 злополучными серебрянниками, предатель направился к заговорщикам, чтобы вернуть им деньги. Вот только жизнь невинно убитого было не вернуть. Да и злоумышленникам не было никакого дела до этих кровавых монет.

Иуда пришел в смятение и бросил деньги прямо в храме. Серебряники покатились по полу, тревожно звеня и подпрыгивая. Этот зловещий звук как будто предвещал скорую трагедию. Искариот побежал из города и повесился на первом попавшемся дереве.

Предание гласит, что сначала он хотел удавиться на березе, но та испугалась и побелела от страха. Тогда предатель совершил самоубийство на осине. С тех пор осиновый куст больше других дрожит на ветру – видимо, он так и не пришел в себя от случившегося…

Из этого короткого рассказа становится понятным, что такое событие – это настоящая драматичная история, и Страстная пятница называется так неслучайно. К слову сказать, все дни последней недели перед Пасхой называются страстными (как и сама неделя), например: Страстной четверг (он же чистый), Страстная пятница, Страстная суббота и т.п.

А еще дни принято называть великими, ведь они являются наиболее значимыми и почитаемыми в христианстве. Таким образом, страстная пятница – это без преувеличения великий, драматичный день, который и сегодня требует от нас особого настроя и уважения.

Богослужение Страстную в пятницу

Богослужение в Великую пятницу на Страстной седмице имеет несколько отличий от традиционных церковных служб.

Прежде всего, в этот день не совершается Литургия, поскольку именно в этот день распяли Христа, который сам стал жертвой во спасение всех грешников. К тому же основная служба уделяет внимание только страданиям и смерти Господа, который пролежал в гробнице два полных дня, а воскрес на третий (на Пасху).

Главная икона службы – плащаница. Она представляет собой ткань, на которой вышито изображение тела умершего Христа.


Как правило, плащаница представляет собой довольно плотную материю темного (черного) или темно-красного цвета (священники также облачаются в одежду траурных оттенков). Вокруг изображения вышиваются буквы с фразой о том, как Иосиф снял тело Господа с креста и похоронил его в гробнице.

Вся служба является благоговейным бдением перед гробом Христа, который и олицетворяет плащаница. По сути, это выражение скорби по умершему – своеобразная панихида в память о Спасителе, павшем жертвой несправедливого земного суда.

Ход службы следующий:

  1. Бдение начинается в обеденные часы; сначала поются погребальные тропари, затем псалом 118. В этом чтении заключен свой священный смысл: почтение Господа, сопричастность с его страданиями, а также прославление Святой Троицы.
  2. Затем происходит освящение храма, после чего провозглашается новость о женщинах, которые пришли к гробу.
  3. После этого, примерно в 15 часов по местному времени, осуществляется чин выноса плащаницы. Ведь именно в это время великой пятницы Христос умер, произнеся последние слова: «Отче, в руки твои предаю мой дух».
  4. Священнослужители берут плащаницу, подходя к ней с каждой стороны по три человека, после чего икона в торжественном крестном ходе обносится вокруг храма. За священниками следуют верующие. Они поют песнопение «Святый Боже».
  5. Плащаница вносится в храм, устанавливается посередине храма на небольшом возвышении, украшенном цветами. Таким образом, икона напоминает гроб, в котором лежит умерший Спаситель. Так она пробудет вплоть до вечера следующего дня.
  6. Теперь каждый верующий может подойти и поклониться иконе, а также поцеловать пронзенные места – руки и ноги. Так совершается чин погребения плащаницы в пятницу перед Пасхой (текст богослужения единый, читается на старославянском языке).
  7. На следующий день, в субботу вечером плащаницу уносят на алтарь, где она пробудет до самой Пасхи, т.е. до следующего дня.

Чин выноса и погребения Плащаницы в церкви: видео

Чин выноса и погребения плащаницы в Великую пятницу – это поистине особое богослужение, которое совершается только раз в году, и не похоже ни на какие другие службы. Увидеть это своими глазами стоит каждому верующему человеку.

Совершение чина выноса и погребения плащаницы в Великую пятницу имеет не только символическое, но и духовное значение.

Именно так священнослужители и верующие вспоминают о страданиях, страстях Христа, которые ему довелось пережить в последние дни своей жизни на земле. Плащаница в этом смысле выступает материальным образом, с помощью которого можно хорошо прочувствовать атмосферу того трагического дня.

День Страстной пятницы является, пожалуй, самым насыщенным временем, в которое за сутки отправляются несколько различных богослужений. Богослужебный день начинается утром в восемь или девять часов утра чтением Царских часов, на которых псаломщик вычитывает определенные псалмы, а также отрывки из Ветхого Завета (паримии), повествующие о пророчествах, касающихся страданий Мессии. Священник на Царских часах читает отрывки Евангелий, повествующие о страданиях Господа Иисуса Христа.


Днем в пятницу (обычно в период с 12-ти до 2-х часов дня) совершается богослужение вечерни, к которому добавляется малое повечерие с чтением канона, именующегося плачем Пресвятой Богородицы. Перед чтением канона в центр храма выносится плащаница Спасителя, на которой изображено положение во гроб Господа Иисуса Христа. Сам канон повествует о тех страданиях, которые перенесла Божия Матерь, видящи распятие своего сына и Бога.


В пятницу вечером совершается утреня Великой субботы, на которой осуществляется чин Иисуса Христа. Именно это богослужение является исторической памятью Церкви о погребении Спасителя. В некоторых приходах это богослужение совершается в ночь на субботу.


Богослужение утрени Великой субботы уникально. Такая служба отправляется только раз в год. Одной из главных особенностей богослужения является чтение стихов семнадцатой поочередно с особыми тропарями, напоминающими человеку о смерти и погребении Спасителя.


В конце богослужения утрени Великой субботы совершается чин погребения плащаницы Иисуса Христа. Священник поднимает над своей главой плащаницу и начинается крестный ход вокруг храма. Впереди идет духовенство с плащаницей, далее хор и все верующие. Во время крестного хода осуществляется заупокойный колокольный звон. Это шествие является символичным воспоминанием погребения Спасителя. Как известно, после смерти Иисуса Христа Иосиф Аримафейский и Никодим сняли тело Спасителя с креста, приготовили его к погребению и погребли в пещере, располагающейся недалеко от Голгофы.


После крестного хода плащаница вновь полагается в центр храма. Заносится в алтарь святыня уже ночью перед Пасхой в конце чтения на полунощнице канона Великой субботы.


Страстная пятница является самым строгим постным днем для православных верующих людей. Устав Церкви предполагает в этот день воздержание от пищи до обеда (до момента выноса святой плащаницы за дневным богослужением).

Видео по теме

Совет 2: Как совершается чин Погребения Божией Матери в православных храмах

Праздник Успения Пресвятой Богородицы является одним из двенадцати великих православных торжеств, именуемых двунадесятыми. Кроме богослужения, посвященного непосредственно успению Божией Матери, во многих православных храмах совершается еще и особый чин Погребения Пресвятой Богородицы.

Чин Погребения Пресвятой Богородицы - особое богослужение, отправляемое обычно накануне третьего дня (вечером на второй день) после праздника Успения Божией Матери. Во время этого богослужения православная Церковь воспоминает погребение Девы Марии.

Богослужение Погребения Богородицы представляет собой особую службу, состоящую из вечерни, утрени и первого часа (всенощное бдение). На богослужении под сводами храмов звучат особые песнопения, возводящие ум человека к событию погребения Девы Марии, состоявшемся в Иерусалиме.

На богослужении вечерни особое внимание уделяется специальным успенским стихирам, в которых людям возвещается надежда на то, что Божия Матерь и после своей смерти не оставляет верующих людей. Также на вечерне читаются определенные отрывки из Священного Писания Ветхого Завета, именуемые паримиями.

Богослужение утрени в чине Погребения Богородицы уникально. В начале утрени при пении особых тропарей духовенство выносит на середину храма плащаницу Богородицы (иногда плащаница выносится заранее на предыдущих богослужениях). Плащаница представляет собой полотно с образом положения во гроб Девы Марии. Совершается каждение вокруг плащаницы. Далее следует пение стихов "заупокойной" 17-й кафисмы с чтением тропарей, посвященных успению Богородицы. Тропари предлагают человеку вникнуть в тайну успения Божией Матери и всем сердцем воспринять воспоминаемое событие.

После завершения статий (17-й кафисмы с тропарями) хор поет особые песнопения, посвященные Богородице, именуемые "благословеннами" (припев к тропарям: "Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего"). По своему стилю эти песнопения напоминают воскресные праздничные тропаря, поемые за каждым воскресным богослужением.

Далее в храме звучит особый канон, посвященный успению Богородицы. В конце богослужения утрени (после пения великого славословия) духовенство и все верующие совершают погребальный крестный ход вокруг храма с плащаницей Божией Матери. Во время крестного хода с колокольни доносится перезвон. В благочестивой практике дорогу вокруг храма украшают живыми цветами, а перед самой плащаницей несут так называемую "райскую ветвь", символизирующую ту ветвь, которую передал архангел Гавриил Деве Марии за три дня до ее успения. По окончании крестного хода звучит трезвон, а плащаница вновь полагается на середину храма для поклонения верующих. Далее совершается помазывание прихожан освященным елеем (маслом). Вскоре богослужение заканчивается.

Богослужение Погребения Пресвятой Богородицы одновременно праздничная и грустная служба, ведь в этот день верующие вспоминают успение (смерть) и погребение Божией Матери, но, кроме этого, в сознании верующего человека остается обетование Богородицы о покровительстве ею людей до скончания веков.

Видео по теме

Великая пятница, которая в 2019 году приходится на 26 апреля, – день страданий и скорби. Богослужение, которое совершается в православных храмах, всецело посвящено воспоминанию о трагических событиях, произошедших около двух тысяч лет назад.

Чтобы подчеркнуть особенность этого дня, в храмах не служат литургию: считается, что она уже совершена Христом на Кресте. Вместо нее исполняются Царские Часы – в храме перед Крестом читаются псалмы и Евангелия о страстях Христовых.

В церквях трижды – на утрене, на Великих часах и на Великой вечерне – читается повествование о жизни и смерти Иисуса. На службах Страстной пятницы священнослужители одеты в черные облачения.

Вынос плащаницы в Великую пятницу Страстной недели

На вечерне, которая начинается в этот день раньше обычного, поют канон «О распятии Господа», затем на Страстную пятницу следует вынос плащаницы через Царские врата. Прежде чем поднять плащаницу с престола, священнослужитель трижды делает поклон до земли. Этот обряд совершается в третий час дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте.

Плащаница представляет собой плат (кусок ткани), на котором изображен в полный рост Иисус Христос, лежащий во гробе.

Также изображается Пресвятая Богородица, припадающая ко гробу, стоящие рядом с Ней Иоанн Богослов, жены-мироносицы и тайные ученики Христа – Никодим и Иосиф Аримафейский.

По краям плащаницы вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи».

Плащаницу размещают на специальном возвышении в центре храма. «Гроб» украшают цветами в знак скорби об Иисусе Христе и умащают это место благовониями. В центре плащаницы возлагают Евангелие.

Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях выполняет икона праздника. Вынос плащаницы в Страстную пятницу завершает цикл богослужений этого дня.

Вечером в пятницу совершается утреня, которая относится уже ко дню Великой субботы. На церковной службе поют погребальные тропари, совершают каждение.

Затем вокруг храма совершается крестный ход с плащаницей, которую несут священнослужители или старшие прихожане за четыре угла. Верующие поют «Святый Боже».

Вынос плащаницы сопровождается погребальным перезвоном колоколов. По окончании чина погребения ее подносят к Царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма.

В день Страстной пятницы до выноса плащаницы верующие соблюдают строгий пост, полностью отказываясь от пищи. После этого разрешено употребление воды и хлеба в небольших количествах.

После совершения обряда выноса плащаницы, по окончании Великой вечерни проводится малое повечерие. Затем к плащанице могут приложиться верующие.

Эта святыня считается чудотворной: бытует поверье, что если приложиться к ней, можно излечиться от многих заболеваний. Она остается лежать в центре храма три неполных дня (до Пасхи). Потом ее снова заносят в алтарь.