24.09.2019

Моральные отношения и нравственные ценности кратко. Моральные ценности и нравственные идеалы


Все мы живем в обществе, взаимодействуем ежедневно с множеством людей: близкими, коллегами, да и просто посторонними людьми: прохожими на улице, в общественных местах – магазинах, кафе, кинотеатрах. Чтобы это взаимодействие было максимально комфортным, обществом приняты определенные правила поведения, которые обычно называют общественной моралью. С одной стороны понятно, что если каждый индивидуум будет делать исключительно то, что хочет, невзирая на удобство окружающих, жизнь в обществе таких людей значительно усложнится и даже станет опасной. Как спокойно можно существовать, если не знаешь, чего ждать от окружающих? Поэтому моральные нормы является защитой для людей. С другой стороны, общественная мораль в некоторых вопросах зачастую является камнем преткновения, а иногда находятся и такие, которые объявляют себя свободными от всякой морали. Таких людей мы обычно называем безнравственными, общественно опасными, а иногда они заслуживают называться злодеями или тиранами.

Если мораль – это некие рамки, нормы, которыми человечество регулирует взаимоотношения внутри общества, и они, как правило, продублированы в законодательстве любой цивилизованной страны, то нравственные ценности – это то, чем руководствуется каждый человек, когда ведет себя так, а не иначе. Это маяки, на которые ориентируются люди на своем жизненном пути. Ну, или не ориентируются – тут, конечно, возможны варианты.

Как же формируются нравственные ценности каждого человека? Изначально, разумеется, они начинают оформляться в семье. Именно родственники говорят малышу, что – хорошо и правильно, а что – нельзя делать. Нравственные чувства дошкольников формируются согласно принятым моральным нормам в семье – а они могут быть разными в зависимости от социального статуса, страны проживания, исповедуемой религии и многих других аспектов. Дети в таком возрасте еще не подвергают сомнению сказанное взрослыми, ориентируются на поведение родителей и старших, поэтому определенный фундамент нравственности закладывается уже тогда.

Ребенок растет, идет в школу, начинает общаться с одноклассниками, с учителями. Приходит время, когда именно авторитет ровесников может определять поведение школьника. Как правило, случается это в подростковом возрасте, и в той или иной степени затрагивает любых, даже самых «правильных» и домашних ребят. Дело в том, что в таком переломном возрасте ребенок еще не в состоянии ориентироваться на внутреннюю свободу и собственные желания и понятия, ему важнее не отличаться от сверстников, а родители и учителя, как ему кажется, его свободу лишь ограничивают.

Влияние на формирование нравственных убеждений и правил поведения продолжается и во взрослом возрасте. Окружение в институте, на работе, и, наконец, нескончаемый поток информации с экранов телевизоров, из интернета – все это просто невозможно игнорировать.И это, несомненно, определяет рамки того, что человек считает дозволенным, а что – неподобающим. Люди среднего возраста и старше в большинстве своем считают свои нравственные установки незыблемыми, чего не скажешь о более молодых членах общества. Если наркомания, например, или жестокое обращение с детьми порицаются сейчас так же, как и десятки лет назад, то отношение к некоторым другим порокам стало более терпимым.

Нравственность основной массы общества в стране – такой параметр, важность которого не стоит недооценивать. Он определяет духовное состояние целой нации, а это тесно связано и с ее безопасностью, и с демографической ситуацией, и, в конечном счете, с уровнем благополучия народа.

Сейчас подавляющее большинство стран, считающих себя цивилизованными, ориентируются на построение гуманного общества, то есть такого, в котором наивысшей ценностью является человеческая жизнь. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности в гуманном обществе основана на той идее, что все люди имеют равные права и обладают равной степенью свободы. На этом же фундаменте стоит концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. Несмотря на то, что в нашей стране в последние десятилетия произошло существенное изменение ценностей, основные, высшие духовно-нравственные ценности остаются незыблемыми. Каким бы ни был политический строй, какие бы изменения не происходили в обществе, хочется верить, что такие ценности, как добро, справедливость, милосердие, честность, любовь, семья и верность всегда будут цениться превыше всего. Именно эти понятия наполняют человеческую душу светом, делают человека счастливым.

Как бы ни ценились в современном обществе сила, власть, богатство, в глубине души все понимают, как все это зыбко, насколько это наносное, тогда как истинные ценности остаются с человеком всегда, ведь именно они делают человека существом высшим, достойным уважения. Особенно заметно, кто чего стоит в сложных для выживания условиях. Только личность, имеющая внутренний стержень, четко понимающая, что есть для него хорошо, а что – зло, способна не потерять в такой ситуации человеческий облик.

Когда происходит нравственная деградация, человек обречен на гибель, ибо для него уже нет ориентиров, смысла и наполнения жизни. В конце концов, истинный смысл в жизни появляется только тогда, когда человек приносит пользу, когда он нужен: близким или хотя бы самому себе. К такому выводу приходили еще древние философы. Они же утверждали, что человека вернее всего удержит от дурного поступка вовсе не страх наказания, а совесть – самый суровый судья.

Широко известное высказывание немецкого философа Гегеля: «Нравственность – это разум воли» и по сей день остается справедливым. Каждый день мы делаем выбор: поступить, так или иначе — руководствуясь именно своими внутренними установками. Морально-нравственные ценности, на которые мы при этом ориентируемся, и являются ограничением нашей свободы, согласно им мы контролируем свои действия. Что же при этом важно, что стоит над нашими желаниями? Как правило, выбирая линию поведения, нравственный человек будет взвешивать не только степень своих желаний, но и согласовывать их с тем, насколько результат его поведения отразится на свободе, самочувствии, настроении другого человека. Нравственное поведение – это поведение, скорректированное таким образом, чтобы не принести вреда ближнему, ведь личная свобода, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Иногда очень сложно бывает сделать выбор, именно потому, что трудно просчитать и взвесить возможные последствия. Да и любой поступок человеческого существа можно трактовать совершенно по-разному. Есть черное, и есть белое, а оттенков, как известно, великое множество. Легко осудить какое-то действие, показавшееся жестоким или легкомысленным, не зная всех нюансов. Стоит начать разбираться глубже – и вскрываются моменты, которые заставляют задуматься и понять, что все не так просто. Поэтому нравственный человек не только сам никогда не поступит во вред другому человеку, но и не позволит себе резкое осуждение в адрес другого. Разумеется, есть поступки, являющие абсолютное зло, с какой стороны на них не смотри. Связаны они обычно с насилием, убийствами, массовым уничтожением людей, но речь сейчас не об этом, а о тех проявлениях нравственности, которые встречаются нам повседневно.

Носителем моральных норм выступает религия, и недооценивать ее нельзя, ведь она тоже регулирует и взаимоотношения людей, и нормы повседневного поведения, а не только отношение человека к Богу и церкви. В большинстве мировых религий Бог – воплощение добра и справедливости, а основные заповеди и представляют собой самые главные жизненные ориентиры: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй. Пожалуй, в тот момент, когда происходит определенное смещение или подмена ценностей, повышается роль религии в жизни общества – она способствует объединению людей, являет собой точку опоры в нестабильном мире. Нравственность и религия, безусловно, самым тесным образом связаны между собой, но при этом, история знает немало примеров, когда под лозунгом «Богу угодно» творилось самое чудовищное зло.

Итак, нравственные и духовные ценности – это тот фундамент, без которого не выстоит никакое, даже самое высокотехнологичное общество.

Нравственные ценности was last modified: Январь 9th, 2016 by Елена Погодаева

С самых древних времен ученые умы вывели ряд качеств, характеризующих «идеального гражданина». Для него во все времена были свойственны такие нравственные ценности, как мужественность, смелость, великодушие, справедливость, доброта, милосердие. К такому светлому образу (по замыслу древних знатоков) должен стремиться каждый. Конечно, хотеть и соответствовать – это разные вещи. Но мечтать и стремиться к лучшему людям хочется всегда.

Религия

Важной движущей силой во все времена была вера. Мусульманство, христианство, ислам, буддизм – все эти религиозные течения в своей основе имеют все те же общепринятые правила поведения в обществе, которые нужно соблюдать. Они собраны в свод законов или заповедей, подкреплены мотивацией последователей той или иной религии.

Не убей, не укради, не обмани, не причиняй зла ближнему своему… Для верующего человека – это как руководство к действию. Кроме того, все заповеди хорошо перекликаются с законодательством. На их основании строятся духовно-нравственные ценности. Кроме всего прочего, для религиозного человека они означают благодать, которая в конечном счете ведет к лучшей жизни.

Воспитание

С самых ранних лет человека, пусть еще даже крохотного, окружает социум со своими правилами и нормами. Именно он с самого детства закладывает нам ту базу, на которой будет происходить формирование нравственных ценностей.

Сначала родители своим собственным примером показывают ребенку, что хорошо, что плохо, что можно и нельзя. Дальше будут влиять на его жизнь учителя, которые, кроме демонстрации собственного примера, в доступной форме доносят до сознания нормы правильного поведения в обществе, показывают границу между добром и злом, объясняют, насколько она бывает тонка.

Подростковый максимализм

В подростковом возрасте часто происходит переоценка. Родители и учителя говорят о том, как нужно делать, но друзья и сверстники считают, что это плохо, а хорошо – совсем другое. Тут и встает вопрос этического выбора: создания своего мировоззрения и определения того, что важно именно для тебя, а чего тебе делать не стоит.

Свобода выбора – одна из гласных свобод человека. Она дана нам природой по факту рождения и даже закреплена законом. Человек сам решает, как ему поступать.

Но свобода одного, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого. Именно в подростковом периоде люди чаще всего совершают какие-то ошибки, иногда нарушают законы, пробуют запретное, принимают неправильные решения. Все это так или иначе помогает в становлении личности со своей собственной системой ценностей.

Доброта

Милосердие, самопожертвование, благотворительность, помощь слабым и немощным – все эти нравственные ценности свойственны хорошему человеку. «Добро» кажется понятием простым и однозначным, но все не так просто. Его можно интерпретировать по-разному. Все зависит от нравственных ценностей человека.

Для каждого критерии добра свои: для одних отсутствие зла – это уже добро, для других оно заключено в конкретных делах. И то, и другое имеет место, и, по сути, является добром. Также существует больше количество примеров, которые описывают не такие уж хорошие поступки, но они объясняются самыми лучшими намерениями. Порой бывает очень сложно определить тонкую границу между добром и злом.

Люди вокруг

Человек, как известно, существо социальное – одному и скучно, и грустно, и поговорить не с кем. Вокруг нас практически всегда очень много людей, самых разных. Это и наши родители, и люди старшего поколения, и те, кто младше нас. Все эти люди вокруг влияют на нас и способствуют пониманию того, что есть нравственные ценности общества, в котором мы находимся.

Индивиды имеют для нас разную ценность и степень авторитета. К кому-то мы прислушиваемся больше и даже идем за советом, на кого-то стараемся быть похожими. Какие-то люди запоминаются нам поступками, другие – сказанными словами, которые оставляют след, заставляют задуматься.

Так или иначе окружение воздействует на каждого. В ходе исторических изменений в обществе происходят и перемены, которые влияют на нравственные ценности. То, что считалось аморальным пару веков назад, сейчас считается нормой, когда-то «дикие» вещи сегодня – каждодневное явление. Есть и спорные нравственные ценности человека, например, сохранение невинности до замужества.

Безнравственность

Что включает в себя понятие «плохо»? Вроде бы все предельно просто, но в современном мире хорошее и плохое так тесно переплелось и перепуталось, что сложно отличить одно от другого. Некоторые духовно-нравственные ценности кажутся незначительными. Сегодня модно быть сильным и властным, презирать слабость и немощность. Для достижения своих целей люди нередко забывают о дружбе, любви, уважении, взаимовыручке, милосердии и многом другом, что принято считать правильным и добрым.

Конечно, каждый человек сам для себя решает, что хорошо, а что плохо, но в любом случае белое всегда остается белым, а черное – черным. И есть вещи, переступая через которые, мы совершаем безнравственные поступки. И их невозможно оправдать, ссылаясь на тонкие границы между добром и злом.

Нравственные ценности должны быть привиты каждому человеку с раннего детства. Но часто получается, что люди даже не понимают, что такое нравственные ценности и какими они должны быть.

Инструкция Нравственные ценности — это основные правила и принципы поведения человека в обществе. Каждый человек, когда он живет с другими людьми, должен придерживаться правил для поддержания стабильности и создания благоприятных условий для развития, работы, обучения. Без этого не может выжить ни одно общество. Разумеется, соблюдать подобные условия будет не каждый субъект, за что нарушителям должно назначаться наказание. Понятно и то, что в каждом обществе правила и ценности будут меняться: в древнем мире или Средневековье сложно было представить те свободы, границы и рамки для индивидуума, которые появились в современном обществе. Не нужно путать нравственные ценности с законами государства: отнюдь не все законы соответствуют этим критериям. Нравственные ценности обычно идут не от разума, а от сердца, но вместе с тем созданы для того, чтобы каждый человек мог жить комфортно и в мире с собой и другими людьми. Многие считают, что нравственные ценности пришли из Библии и именно благодаря ей современные граждане знают и принимают их. На самом деле, такие ценности в душах людей вызревали с древних времен, а благодаря Библии получили известность и распространение как истинные для нравственного существования человека. Одной из основных нравственных ценностей является любовь к другим людям. Это не та чувственная или сентиментальная любовь, которую человек испытывает к противоположному полу, но любовь, которая проявляется к человеку вне зависимости от его пола, возраста, расы или вероисповедания. Эта любовь помогает открывать сердце для нужд и потребностей другого человека, заставляет помогать даже незнакомым людям, сочувствовать им и не творить зла по отношению к другим. Благодаря этой любви человек не совершит насилия над ближним — ни физического, ни психологического. Дается такая любовь очень непросто, потому что люди привыкли конкурировать, завидовать, бороться, ненавидеть. Учиться любви к ближнему надо так же, как и любому другому искусству. Благодаря любви появляются и другие нравственные ценности, такие как доброта и щедрость. Самый важный подарок, который человек может подарить другому — это свое время. Поэтому уделять время родным, друзьям и даже незнакомым людям так важно. Подчас дарить что-то гораздо приятнее, чем получать. Доброта и щедрость тесно связаны с умением и желанием помогать другим людям, с состраданием и означает отсутствие у человека безразличия. Честность и скромность — это тоже важные нравственные ценности, о которых многие забывают. Быть честным с другими людьми и не выставлять напоказ добрые дела, которые человек делает другим — это достойно уважения. Именно эти качества превращаются в благородное поведение человека. Термины «нравственность» и «мораль» употребляются в качестве синонимов. Но это не всегда так. Некоторые ученые считают нравственность отдельной категорией этики с характерными только для нее особенностями.

Мораль и нравственность

Этика - это философская наука, которая изучает мораль. Часто термины «мораль» и «нравственность» считаются тождественными, в этом случае нравственность является не категорией этики, а предметом ее изучения.

По мнению некоторых ученых, эти понятия различаются. Например, по Радугину, мораль - это как должно поступать, норма поведения. А нравственность - это реальные поступки. В таком случае нравственность выступает как отдельная этическая категория.

Понятие «нравственность» неотъемлемо связано с категориями добра и зла. Добро и зло относят не к природным явлениям и процессам, а именно к поступкам людей. Они могут быть «нравственными» и «безнравственными», чего не скажешь о стихиях. Добро - это то, что способствует нравственному развитию человека, а зло противостоит нравственному идеалу. Именно в попытке ответить на вопрос, что такое добро и зло развивалась и сама мораль и появилась этика как наука.

Свойства нравственности

У нравственности есть определенные свойства. Требования морали объективны, но оценивает поступки конкретный человек. Эта оценка нравственности или безнравственности поступка субъективна. Мораль это конкретная нравственная система, в то же время она универсальна, так как охватывает все человеческое общество.

Мораль имеет практическое значение, но не всегда это полезно для данного человека. Соблюдение моральных норм часто оборачивается против самого человека, если его окружение безнравственно. Нравственность должна быть бескорыстна. Корысть же безнравственна.

Одним из главных составляющих морали является нравственное самосознание. Это осознание личностью себя, своего места в обществе, стремление к нравственному идеалу.

Нравственная культура человека делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя культура — это тот стержень, на котором держится духовный облик человека. Это нравственные идеалы и установки, принципы и нормы поведения. А уже от нее зависит внешняя культура человека, проявляющаяся в виде культуры общения.

Поведение человека зависит от его нравственной культуры. А оцениваются его поступки в зависимости от нравственных норм и идеалов данного общества. Нравственное поведение определяется принятой в обществе системой ценностей. Деятельность людей оценивается с позиций добра и зла. Благодаря морали у людей вырабатываются общие духовно-нравственные ценности. Какими должны быть нравственные ценности

Нравственность или мораль – это абсолютный критерий, с помощью которого регулируются взаимоотношения людей. Нравственные ценности являются высшими, так как они универсальны для различных обществ и социальных групп. Это те принципы, которые стоят выше всего остального, и по которым выверяют поступки в сложных или спорных ситуациях люди, руководствующиеся в повседневной жизни самыми разными шкалами мер и оценок. Основополагающий принцип морали: ”Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе”. Высшие нравственные ценности уравнивают людей в правах и становятся мерилом для всех и каждого. Нравственность – это внутренняя установка человека, побуждающая его к этичному поведению. Высшие нравственные ценности играют большую роль в жизни человека, и чтоб их лучше познать, можно посетить специальные курсы познания высших жизненных ценностей, или специальные лекционные занятия.

Высшие нравственные ценности человека

  • Добро как противопоставление злу — это бескорыстное и искреннее стремление человека к благу (помощи, спасению) по отношению к окружающим и себе. Человек просто изначально сознательно выбирает сторону добра, в дальнейшем развиваясь именно в этом направлении, координируя свои поступки с тем, что ассоциируется с добром.
  • Милосердие или сострадание предопределяет снисхождение к слабому, увечному, больному или даже просто несовершенному. Отказ от осуждения и готовность помочь, вне зависимости от степени его достоинств, – это милосердие.
  • Всеобщее счастье — это проекция собственного благополучия на человечество в целом, известное также как гуманизм. Противопоставляется человеконенавистничеству и эгоизму.
  • Спасение – это культивируемое разными религиозными и философскими учениями состояние духа, к которому человеку стоит стремиться, и ради которого имеют смысл нравственные поступки и уклад жизни.
  • Честность – еще одна из высших нравственных ценностей. Самый простой способ определить уровень моральности человека – это проследить, насколько часто он лжет. Единственное практическое оправдание лжи – ложь во спасение.

С помощью соблюдения нравственности человек может внутренне расти, совершая благородные поступки и самосовершенствуясь. Неважно, что для многих окружающих такое благородство и доброта кажутся бессмысленным и неоправданными. Для самого нравственного человека это единственный способ развиваться и подниматься на новый уровень своей духовной жизни.

Для всех, кто хочет подробно узнать, что такое высшие нравственности ценности человека, как соотносить их с основными жизненными ценностями, рекомендуется пройти курсы познания высших жизненных ценностей в Центре М.С. Норбекова

Все мы живем в обществе, взаимодействуем ежедневно с множеством людей: близкими, коллегами, да и просто посторонними людьми: прохожими на улице, в общественных местах – магазинах, кафе, кинотеатрах. Чтобы это взаимодействие было максимально комфортным, обществом приняты определенные правила поведения, которые обычно называют общественной моралью. С одной стороны понятно, что если каждый индивидуум будет делать исключительно то, что хочет, невзирая на удобство окружающих, жизнь в обществе таких людей значительно усложнится и даже станет опасной. Как спокойно можно существовать, если не знаешь, чего ждать от окружающих? Поэтому моральные нормы является защитой для людей. С другой стороны, общественная мораль в некоторых вопросах зачастую является камнем преткновения, а иногда находятся и такие, которые объявляют себя свободными от всякой морали. Таких людей мы обычно называем безнравственными, общественно опасными, а иногда они заслуживают называться злодеями или тиранами. Если мораль – это некие рамки, нормы, которыми человечество регулирует взаимоотношения внутри общества, и они, как правило, продублированы в законодательстве любой цивилизованной страны, то нравственные ценности – это то, чем руководствуется каждый человек, когда ведет себя так, а не иначе. Это маяки, на которые ориентируются люди на своем жизненном пути. Ну, или не ориентируются – тут, конечно, возможны варианты.

Этапы формирования нравственности

Как же формируются нравственные ценности каждого человека? Изначально, разумеется, они начинают оформляться в семье. Именно родственники говорят малышу, что – хорошо и правильно, а что – нельзя делать. Нравственные чувства дошкольников формируются согласно принятым моральным нормам в семье – а они могут быть разными в зависимости от социального статуса, страны проживания, исповедуемой религии и многих других аспектов. Дети в таком возрасте еще не подвергают сомнению сказанное взрослыми, ориентируются на поведение родителей и старших, поэтому определенный фундамент нравственности закладывается уже тогда. Ребенок растет, идет в школу, начинает общаться с одноклассниками, с учителями. Приходит время, когда именно авторитет ровесников может определять поведение школьника. Как правило, случается это в подростковом возрасте, и в той или иной степени затрагивает любых, даже самых «правильных» и домашних ребят. Дело в том, что в таком переломном возрасте ребенок еще не в состоянии ориентироваться на внутреннюю свободу и собственные желания и понятия, ему важнее не отличаться от сверстников, а родители и учителя, как ему кажется, его свободу лишь ограничивают. Влияние на формирование нравственных убеждений и правил поведения продолжается и во взрослом возрасте. Окружение в институте, на работе, и, наконец, нескончаемый поток информации с экранов телевизоров, из интернета – все это просто невозможно игнорировать.И это, несомненно, определяет рамки того, что человек считает дозволенным, а что – неподобающим. Люди среднего возраста и старше в большинстве своем считают свои нравственные установки незыблемыми, чего не скажешь о более молодых членах общества. Если наркомания, например, или жестокое обращение с детьми порицаются сейчас так же, как и десятки лет назад, то отношение к некоторым другим порокам стало более терпимым.

Нравственность как основная характеристика общества

Нравственность основной массы общества в стране – такой параметр, важность которого не стоит недооценивать. Он определяет духовное состояние целой нации, а это тесно связано и с ее безопасностью, и с демографической ситуацией, и, в конечном счете, с уровнем благополучия народа. Сейчас подавляющее большинство стран, считающих себя цивилизованными, ориентируются на построение гуманного общества, то есть такого, в котором наивысшей ценностью является человеческая жизнь. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности в гуманном обществе основана на той идее, что все люди имеют равные права и обладают равной степенью свободы. На этом же фундаменте стоит концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. Несмотря на то, что в нашей стране в последние десятилетия произошло существенное изменение ценностей, основные, высшие духовно-нравственные ценности остаются незыблемыми. Каким бы ни был политический строй, какие бы изменения не происходили в обществе, хочется верить, что такие ценности, как добро, справедливость, милосердие, честность, любовь, семья и верность всегда будут цениться превыше всего. Именно эти понятия наполняют человеческую душу светом, делают человека счастливым. Как бы ни ценились в современном обществе сила, власть, богатство, в глубине души все понимают, как все это зыбко, насколько это наносное, тогда как истинные ценности остаются с человеком всегда, ведь именно они делают человека существом высшим, достойным уважения. Особенно заметно, кто чего стоит в сложных для выживания условиях. Только личность, имеющая внутренний стержень, четко понимающая, что есть для него хорошо, а что – зло, способна не потерять в такой ситуации человеческий облик.

Нравственное поведение в обществе

Когда происходит нравственная деградация, человек обречен на гибель, ибо для него уже нет ориентиров, смысла и наполнения жизни. В конце концов, истинный смысл в жизни появляется только тогда, когда человек приносит пользу, когда он нужен: близким или хотя бы самому себе. К такому выводу приходили еще древние философы. Они же утверждали, что человека вернее всего удержит от дурного поступка вовсе не страх наказания, а совесть – самый суровый судья. Широко известное высказывание немецкого философа Гегеля: «Нравственность – это разум воли» и по сей день остается справедливым. Каждый день мы делаем выбор: поступить, так или иначе - руководствуясь именно своими внутренними установками. Морально-нравственные ценности, на которые мы при этом ориентируемся, и являются ограничением нашей свободы, согласно им мы контролируем свои действия. Что же при этом важно, что стоит над нашими желаниями? Как правило, выбирая линию поведения, нравственный человек будет взвешивать не только степень своих желаний, но и согласовывать их с тем, насколько результат его поведения отразится на свободе, самочувствии, настроении другого человека. Нравственное поведение – это поведение, скорректированное таким образом, чтобы не принести вреда ближнему, ведь личная свобода, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Иногда очень сложно бывает сделать выбор, именно потому, что трудно просчитать и взвесить возможные последствия. Да и любой поступок человеческого существа можно трактовать совершенно по-разному. Есть черное, и есть белое, а оттенков, как известно, великое множество. Легко осудить какое-то действие, показавшееся жестоким или легкомысленным, не зная всех нюансов. Стоит начать разбираться глубже – и вскрываются моменты, которые заставляют задуматься и понять, что все не так просто. Поэтому нравственный человек не только сам никогда не поступит во вред другому человеку, но и не позволит себе резкое осуждение в адрес другого. Разумеется, есть поступки, являющие абсолютное зло, с какой стороны на них не смотри. Связаны они обычно с насилием, убийствами, массовым уничтожением людей, но речь сейчас не об этом, а о тех проявлениях нравственности, которые встречаются нам повседневно.

Религия как источник духовных ценностей

Носителем моральных норм выступает религия, и недооценивать ее нельзя, ведь она тоже регулирует и взаимоотношения людей, и нормы повседневного поведения, а не только отношение человека к Богу и церкви. В большинстве мировых религий Бог – воплощение добра и справедливости, а основные заповеди и представляют собой самые главные жизненные ориентиры: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй. Пожалуй, в тот момент, когда происходит определенное смещение или подмена ценностей, повышается роль религии в жизни общества – она способствует объединению людей, являет собой точку опоры в нестабильном мире. Нравственность и религия, безусловно, самым тесным образом связаны между собой, но при этом, история знает немало примеров, когда под лозунгом «Богу угодно» творилось самое чудовищное зло. Итак, нравственные и духовные ценности – это тот фундамент, без которого не выстоит никакое, даже самое высокотехнологичное общество. Нравственные ценности was last modified: Январь 9th, 2016 by Елена Погодаева

На всем протяжении истории человеческой цивилизации большинство людей стремились к добру и созиданию, поскольку они интуитивно чувствовали правильность этого пути в жизни. В то же время во все времена были тираны и преступники, которые стремились к власти, тоталитаризму и войнам, в результате которых можно было захватить чужие богатства и получить еще больше власти. Однако, несмотря на все препятствия, нравственные ценности всегда воспринимались как главный фактор в определении человека и его места в обществе. Ученые и мыслители прошлого замечали, что нравственность является неотъемлемой частью каждого человека, поскольку она в нем заложена от рождения. Доказательством этого является тот факт, что не бывает плохих детей. Все дети с точки зрения психологии и высшей этики являются хорошими, поскольку в них нет еще взрослого взгляда на жизнь и стремления к наживе, богатству, власти над другими людьми. Ребенок может плохо себя вести, но это не значит, что он плохой. Каждому ребенку необходимо прививать нравственные ценности, поскольку именно они должны стать для него главным ориентиром в нашем неспокойной мире. Главной особенностью современности является абсолютизация понятия «свобода». Именно она становится главным критерием выбора пути развития для человека. Конституционные права, закрепленные законом, стали для многих людей главным фактором при совершении тех или иных деяний, и это, к сожалению, является не очень хорошим показателем. Если раньше нравственные ценности четко определяли понятие добра и зла, то сегодня такие различия практически не делаются, поскольку нет больше четкого понимания этих значений. Злом считается нарушение определенного закона и совершение противоправного действия, нарушающего свободу другого человека. Если же законом какое-либо действие не запрещено, то оно автоматически становится разрешенным и правильным. В этом и заключается самое отрицательное, в особенности для наших детей. Главным определяющим фактором, который играл значительную роль для развития и усовершенствования человеческой души и духовных ценностей, являлась религия. Сегодня же она сведена к простому обыденному ритуалу, который больше не несет никакого духовного значения. Несмотря на то, что люди продолжают крестить детей, праздновать Пасху и Рождество, они больше не вкладывают в эти священные праздники духовного смысла. Это стало обыденностью, в результате чего нравственные ценности у большей части людей значительно снизились. Свобода стала главным фактором в развитии современного человека, который сегодня в поступках и действиях руководствуется не понятиями «нравственно или безнравственно», а «законно или не законно». Все было бы хорошо, если бы наши законы принимались действительно честными и порядочными людьми, а также соответствовали нормам морали и чести.

Хорошим примером могут стать нравственные ценности в философии, поскольку для мыслителей и мудрецов превыше всего справедливость, честность и правда. Поэтому современному человеку было бы полезно окунуться в древнюю мудрость и ознакомиться, по меньшей мере, с известными изречениями мыслителей прошлого. Что же касается наших детей, то им крайне необходимо с самого раннего возраста узнавать от нас, взрослых, об основах правильного поведения и отношения к другим людям. Морально-нравственные ценности играют в этом деле главную роль, поскольку на начальном этапе развития помогают ребенку удержаться от неправильных действий и поступков, а впоследствии дают ему ориентир при выборе правильного жизненного пути. Ведь честность и порядочность в конце концов всегда побеждают, поскольку это космический закон, повлиять на который человек не в силах.

Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.

Какие бывают ценности?

  • 1. Материальные (способствуют жизни):
    • - простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления);
    • - более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства).
  • 2. Духовные - ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.

И материальные, и духовные ценности - результат человеческой деятельности. Духовные ценности особые.

Что это и какое воздействие они оказывают?

Книги, картины, скульптуры - не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической - они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом.

Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы - без овладения ими не может быть человека духовного.

Итак, важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек - это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших достижений, отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. И, безусловно, каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а осознанно, как бы аккумулирует то, что лично ему кажется наиболее необходимым.

Какого человека мы называем нравственным?

Такого, кто требования общества к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности.

Его сознание и поведение едины, и основываются они (на чем?) на общечеловеческих ценностях и нормах. В полной мере сформировать свою нравственность, стать нравственно зрелой личностью человек может лишь в результате самовоспитания. Кто, как не сам человек, может развить у себя сознание того, что свое поведение надо согласовывать с интересами других людей, общества?

Нравственное самовоспитание - это воспитание всех вышеперечисленных чувств и качеств, и они могут быть сформированы у каждого человека при условии (каком?), что человек сам заинтересован в этом и к этому стремится.

Нравственное самовоспитание открывает единственно верный путь в жизни - утверждения добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего (гражданского) отношения к своему делу, дает человеку волю и способность никогда не сворачивать с этого пути.

«Вся нравственность человека заключается в его намерениях» (Ж.Ж. Руссо).

«Хорошо и нравственно - это одно и то же» (Л. Фейербах).

«Нравственность - наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки - счастье наибольшего числа людей» (К. Гельвеций).

Следовательно, ничто ни в мыслях, ни в поступках, ни в деяниях человека не должно быть во вред другому. Так?

«Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другому - в этом суть нравственности» (Шамфер).

Что определяет норму человеческой жизни?

Те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек.

Что должно быть определяющим в человеческой жизни - материальное или духовное? Почему?

Если главенствует материальное, оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична.

Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа «все дозволено!». Ни преград, ни запретов - беспредел.

Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Тогда все совершаемое человеком не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон.

Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли заповеди в жизни человека, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняющие ее и человека как высшую ценность.

Два мира есть у человека:

Один - который нас творил,

Другой - который мы от века,

Творим по мере наших сил (Н. Заболоцкий).

Вот несколько простых правил для человека, стремящегося идти по духовному пути. Эти правила основаны на взглядах на духовные ценности:

  • 1. Ежедневно, ежечасно, ежесекундно учись любви - всеобъемлющей, самоотрекающейся, искренней, мудрой. Учись любить все живое: себя, окружающих людей, природу, свою планету, не требуя ничего взамен;
  • 2. Всегда помни, что рядом другие люди и любое твое действие или бездействие затронет их и изменит: как минимум - настроение, как максимум - жизнь. Никогда не делай другим того, чего не пожелаешь себе, и не используй человека как средство;
  • 3. Совершай любое свое действие осознанно. Ищи радость и смысл даже в простых будничных делах: ходьбе, разговоре, работе. Это подарит тебе ощущение настоящей жизни;
  • 4. Умей принимать на себя ответственность начиная от последствий мелких поступков и заканчивая своей жизнью. Судьба человека - во многом следствие его собственных действий;
  • 5. Изо дня в день трудись, чтобы изменить себя. Стремись стать чище, добрее, милосерднее. Учись жертвовать своими желаниями и амбициями ради других. Ищи возможности развивать свой ум, сердце и тело;
  • 6. Во всем ищи гармонию. Истина, как правило, находится посередине между крайностями;
  • 7. Воплощай свои мысли о духовном в поступки: помогай конкретным людям конкретными делами.

Важной составляющей каждой личности являются нравственные ценности. Именно они определяют, каким будет общество, безопасно ли и приятно будет в нем жить. Проблемы в обществе начинаются тогда, когда нравственные ценности исчезают в сознании людей с первого места и замещаются материальными ценностями.

Здоровым можно назвать лишь то общество, которое уделяет достаточное нравственным ценностям человека и прививает их подрастающему поколению.

Иногда можно встретить людей, которые считают моральные и нравственные ценности – пережитком прошлого. Существует даже мнение, что ради достижения цели все средства хороши. Однако в жизни людей с такими взглядами наступает момент инсайта, прозрения, когда становится ясно, что именно нравственные ценности могут принести душе умиротворение и счастье. Богачи и политики, звезды сцены и влиятельные люди однажды приходят к пониманию того, что власть и деньги не могут заменить мира в душе, родственных душ и здоровья.

Высшие нравственные ценности

Нравственные ценности являются исторически и социально обусловленными. Каждая эпоха и имела свои ценности. Древние греки называли нравственные ценности «этическими добродетелями». В число добродетелей входили такие:

  • благоразумие;
  • доброжелательность;
  • справедливость;
  • мужество.

Иудаизм, христианство и ислам говорят о таких высших нравственных ценностях, как вера в Бога, послушание и почитание.

Наиболее распространенными нравственными ценностями являются такие:

  • честность;
  • верность;
  • альтруизм;
  • трудолюбие;
  • уважение к старшим.

Хотя в жизни людей эти качества не всегда проявляются, но они всегда высоко ценятся, а людей, которые ими обладают, уважают. Ценности в их безупречном и совершенном выражении называют этическими идеалами. К примеру, этическим идеалом христианства является Иисус Христос.

Нравственные ценности поддерживаются нравственными регулятивами - правилами поведения, которые исходят из нравственных ценностей и отличаются в зависимости от культуры общества и царящих в ней ценностей.

Каждая более-менее стабильная культура обладает определенной системой общепризнанных нравственных регулятивов, или норм морали. Эти правила считаются обязательными в данном обществе. В христианском обществе такими нормами являются 10 заповедей, описанные в Ветхом Завете.

Духовно нравственные ценности человека тесно пересекаются с поиском смысла жизни, когда человек пытается найти более важный смысл своего существования, нежели просто прожить эту жизнь и вырастить потомство. Нравственные ценности направляют человека в этом направлении, подсказывая, что жизнь дана для того, чтобы люди помогали друг другу, что помогает совершенствовать характер.

Формирование нравственных ценностей

Нравственные ценности формируются у человека почти с его рождения. Малыш впитывает нормы морали той семьи, в которой он живет, а со временем учится воплощать их в жизнь. Иногда ребенок сталкивается с внутренним конфликтом, вызванным различиями в ценностях в обществе и в своей семье. В это время ребенок учится делать выбор в пользу каких-то конкретных ценностей. К примеру, малыша с детства учили не лгать. Но, пойдя в школу, он сталкивается с ситуацией, когда одноклассники вынуждают его сказать неправду. Этот момент нравственного выбора всегда тяжел. Однако важно при этом оставаться честным перед самим собой. Если же человек поступает вопреки своим представлениям о нравственности, то его ожидают терзания совести.

Конечно, взрослый ребенок может переоценить ценности, которые воспитывали в нем его родители и выбрать другие. Однако нередко именно те ценности, которые прививались в детстве, остаются в человеке на всю жизнь.

На всем протяжении истории человеческой цивилизации большинство людей стремились к добру и созиданию, поскольку они интуитивно чувствовали правильность этого пути в жизни. В то же время во все времена были тираны и преступники, которые стремились к власти, тоталитаризму и войнам, в результате которых можно было захватить чужие богатства и получить еще больше власти. Однако, несмотря на все препятствия, нравственные ценности всегда воспринимались как главный фактор в определении человека и его места в обществе.

Ученые и мыслители прошлого замечали, что нравственность является неотъемлемой частью каждого человека, поскольку она в нем заложена от рождения. Доказательством этого является тот факт, что не бывает плохих детей. Все дети с точки зрения психологии и высшей этики являются хорошими, поскольку в них нет еще взрослого взгляда на жизнь и стремления к наживе, богатству, власти над другими людьми. Ребенок может плохо себя вести, но это не значит, что он плохой. Каждому ребенку необходимо прививать нравственные ценности, поскольку именно они должны стать для него главным ориентиром в нашем неспокойной мире.

Главной особенностью современности является абсолютизация понятия "свобода". Именно она становится главным критерием выбора пути развития для человека. Конституционные права, закрепленные законом, стали для многих людей главным фактором при совершении тех или иных деяний, и это, к сожалению, является не очень хорошим показателем. Если раньше нравственные ценности четко определяли понятие добра и зла, то сегодня такие различия практически не делаются, поскольку нет больше четкого понимания этих значений. Злом считается нарушение определенного закона и совершение противоправного действия, нарушающего свободу другого человека. Если же законом какое-либо действие не запрещено, то оно автоматически становится разрешенным и правильным. В этом и заключается самое отрицательное, в особенности для наших детей.

Главным определяющим фактором, который играл значительную роль для развития и усовершенствования человеческой души и являлась религия. Сегодня же она сведена к простому обыденному ритуалу, который больше не несет никакого духовного значения. Несмотря на то, что люди продолжают праздновать Пасху и Рождество, они больше не вкладывают в эти священные праздники духовного смысла. Это стало обыденностью, в результате чего нравственные ценности у большей части людей значительно снизились.

Свобода стала главным фактором в развитии который сегодня в поступках и действиях руководствуется не понятиями "нравственно или безнравственно", а "законно или не законно". Все было бы хорошо, если бы наши законы принимались действительно честными и порядочными людьми, а также соответствовали и чести.

Хорошим примером могут стать нравственные ценности в философии, поскольку для мыслителей и мудрецов превыше всего справедливость, честность и правда. Поэтому было бы полезно окунуться в древнюю мудрость и ознакомиться, по меньшей мере, с известными изречениями мыслителей прошлого. Что же касается наших детей, то им крайне необходимо с самого раннего возраста узнавать от нас, взрослых, об основах правильного поведения и отношения к другим людям. играют в этом деле главную роль, поскольку на начальном этапе развития помогают ребенку удержаться от неправильных действий и поступков, а впоследствии дают ему ориентир при выборе правильного жизненного пути. Ведь честность и порядочность в конце концов всегда побеждают, поскольку это космический закон, повлиять на который человек не в силах.