13.02.2019

Как многоквартирным домам будут присваивать класс энергоэффективности и зачем это нужно? Строительство энергоэффективных домов: технологии и проекты


Оценка мероприятий по повышению энергетической эффективности многоквартирного дома: финансовые потребности и получаемый эффект. Вопрос не праздный. При проведении собраний с жителями домов необходимо умение обосновывать предлагаемые мероприятия c учетом многочисленных особенностей и обстоятельств. Об этом в статье Заместителя начальника отдела «Экономический консалтинг» ЗАО «Центр муниципальной экономики и права» М.А. Тихомировой

Конец 2009 г. в России был ознаменован выходом ряда правовых документов, которые не явились «революционными», но придали хорошее «ускорение» вялотекущим процессам в области внедрения рациональности направлении природопользования. Вместе с тем, большинство готовых решений в данной области давным-давно «придуманы» и прошли проверку во многих сферах деятельности не одно десятилетие назад.

Ранее проблеме энергосбережения также уделялось внимание, однако документы и мероприятия скорее носили не обязательный, а рекомендательный характер, несмотря на свой статус.

К началу 2010 г. «точка кипения» достигла уровня, когда данным вопросом заинтересовались «верхи». И есть причина поволноваться!

Не отходя от темы, а скорее ее углубляя, можно отметить, что основными мировыми энергетическими ресурсами являются нефть и газ (в меньшей степени уголь). И с каждым годом себестоимость их добычи постоянно растет. Так, если после Второй мировой войны эффективность добычи нефти составляла 1:50, то есть потратив килограмм нефти добывали 50 килограмм. К середине 80-х годов это соотношение упало до 1:8. К 2015 г. прогнозируется равное соотношение (1:1) (sic!). Налицо объективное снижение обеспеченности энергетическими ресурсами.

В отношении России проблема усугубляется высокими уровнями энергоемкости производства важнейших промышленных продуктов, которые выше среднемировых в 1,2–2 раза и выше лучших мировых образцов в 1,5–4 раза.

Очевидно, что настал момент, когда «скоропостижность» иссякаемости полезных ископаемых страны необходимо предотвратить и принять меры по замедлению темпов расходования первичных источников энергии (кстати, невозобновляемых), которые в настоящее время в основном используются для производства различных товаров и услуг, в том числе коммунальных ресурсов: воды, тепловой и электрической энергии, отведения стоков.

Одним из базовых документов, который стремительно (вопреки сложившимся традициям российского законотворчества последних лет) «дал право на жизнь» ряду правовых актов, посвященных рассматриваемой теме, стал Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ).

Данным законом были заданы основные направления стимулирования и осуществления срочных мер в области экономии ресурсов: правовых, экономических и организационных.

Как было ранее отмечено, так или иначе, без использования энергоресурсов невозможно представить практически ни одного процесса жизнедеятельности. С точки зрения разработки подходов к стимулированию и реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергоэффективности законодательно выделено несколько сфер: бюджетная, жилищная, регулируемые (субъекты естественных монополий и организации коммунального комплекса) и транспортная.

Жилищная сфера в нашей стране (многоквартирные и жилые дома) имеет самый большой потенциал ресурсосбережения. Это объясняется с одной стороны, достаточно высоким износом инженерных коммуникаций и конструктивных элементов, и как следствие, высоким уровнем потерь коммунальных ресурсов (тепловой энергии и воды). С другой стороны, низкой обеспеченностью приборами учета, что приводит к отсутствию у граждан стимула к ресурсосбережению. Кроме этого, нужно сказать, что у нас практически никогда не стоял вопрос ограничения ресурсопотребления, поскольку природа Родины щедро нас одарила большими запасами полезных ископаемых (конечно, есть и более внушительные соотношения запасов к численности проживающего населения, например, в Саудовской Аравии или Катаре).

Поэтому страны, которые были «обделены» щедростью природы, намного обошли нас как в разработке стандартов строительства и эксплуатации строений, так и в непосредственном расходовании ресурсов.

Таким образом, сейчас в направлении ресурсосбережения должны быть решены три вопроса: что нужно сделать (какие мероприятия выполнить), где сделать (в каких многоквартирных домах и по какому приоритету) и откуда взять деньги (источники финансирования мероприятий). На них частично даны ответы в уже утвержденных документах, в том числе регионального и муниципального уровней.
Законодатель возложил основные обязанности и, соответственно, ответственность за реализацию мероприятий на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома: управляющие организации и ТСЖ. При непосредственном управлении такое бремя должны нести собственники помещений в многоквартирных домах. Однако при существующем уровне организованности «народных масс», совместно проживающих в многоквартирном доме, в «созидательном» направлении, а также при отсутствии правовых механизмов применения мер к «коллективной безответственности», решение требуемых вопросов видится маловероятным.
Итак, согласно Федеральному закону № 261-ФЗ «лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.»

Кроме того, в отношении многоквартирных и жилых домов установлены конкретные требования энергетической эффективности в различных стадиях жизненного цикла таких зданий: проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция и капитальный ремонт. Эти требования выражены через значения нормируемых удельных расходов на отопление, вентиляцию, электропотребление, водопотребление, которые должны быть достигнуты поэтапно. Однако, для их достижения потребуется совокупное выполнение ряда высокобюджетных мероприятий, реализация которых может быть осуществлена только при поддержке бюджетных источников.

В любом случае, независимо от потребности проведения мероприятий, управляющее лицо должно определить необходимость выполнения тех или иных мероприятий, рассчитать стоимость их реализации. Кроме того, в качестве доказательной базы для принятия решений гражданам необходимо довести материалы, обосновывающие выбор того или иного мероприятия, их оценку, а главное, выгоду.

Как правило, часто не принимается во внимание, что кроме денежной экономии жители получают дополнительно комфортность проживания в своем доме, а также увеличение рыночной стоимости своих квартир. Так, что эти аргументы также нужно обязательно учитывать. В свою очередь, граждане обязаны финансировать такие мероприятия. Объем финансирования определяется многими факторами: актуальность и стоимость мероприятия, участие дома в муниципальной или региональной программе, платежеспособность, и главное, отношение жителей к своему дому.

Как выбрать мероприятия по повышению энергетической эффективности многоквартирного дома?

Внушительные размеры нашей страны определяют разнообразие климатических условий в регионах, и, соответственно, различия в потреблении энергетических ресурсов. Также, на данное потребление влияют конструктивные и технические параметры многоквартирных домов и уровни их благоустройства.

Очевидно, что 5-этажный панельный многоквартирный дом без централизованного горячего водоснабжения, лифтов, построенный в 70-х годах прошлого столетия имеет больший потенциал энергосбережения (в части тепловой энергии), чем его современный 16-этажный кирпичный «собрат». Однако, последний может «переплюнуть» первый по экономии электрической энергии.

То есть, в каждом конкретном случае требуется оценка потенциала энергосбережения для каждого дома.

Например, по оценкам специалистов, структура годовых потерь тепловой энергии в 16-этажном доме составляет: 47% - вентиляция, 25% - стены, 21% - окна, 7% - прочие конструктивные элементы (входные двери, перекрытия, крыша).

Однако, наиболее высокий потенциал в части экономии тепловой, электрической энергии, воды (горячей и холодной) имеют дома с высоким уровнем износа (в основном 5–12 этажные панельные). У этих категорий домов дополнительным каналом высоких потерь тепловой энергии является крыша.

Сейчас утвержден перечень мероприятий для многоквартирных домов, направленных на повышение эффективности использования энергетических ресурсов (приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 394). В данном документе мероприятия сгруппированы по видам внутридомовых инженерных систем, приоритетности выполнения (основные и дополнительные). Перечень носит рекомендательный характер и не является исчерпывающим. Несмотря на то, что документ рекомендован для организаций, осуществляющих снабжение энергетическими ресурсами многоквартирных домов на основании публичных договоров, он может быть взят за основу и лицами, управляющими многоквартирным домом.

Для того, чтобы определиться с потребностями в проведении тех или иных мероприятий, вовсе не обязательно проводить нергоаудит многоквартирного дома. Во-первых, данный вид исследования финансово емкий (в среднем - около 100 тыс. руб.). Во-вторых, как мы уже отмечали, степень влияния тех или иных факторов на потребление и потери ресурсов в жилищном фонде уже оценены на основании многолетнего практического опыта (к сожалению, в основном зарубежного). В-третьих, данное обследование не является обязательным.

С другой стороны, на основании энергоаудита можно более точно оценить «слабые места» в конструктивных элементах и инженерном оборудовании дома, энергопотребления и каналы потерь.

В мировой практике указанные исследования проводит энергосервисные компании для оценки перспектив получения дохода от финансирования своих проектов.

Таким образом, управляющее лицо может выбрать и оценить любые мероприятия в направлении оптимизации ресурсопоребления.
Оценка должна проводиться в совокупности по ряду критериев.

1. Актуальность мероприятия - степень необходимости и срочности проведения. Например, Федеральным законом № 261-ФЗ установлена обязательность оснащения домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввода установленных приборов учета в эксплуатацию (ст.13) в срок до 01.01.2012 г., поэтому это мероприятие является приоритетным.

Актуальность того или иного мероприятия определяется соответствием уровня потребления коммунальных ресурсов в доме установленным нормативным значениям. Вышеотмеченным приказом (от 28.05.2010 г. № 262) такие значения установлены для различных категорий многоквартирных и жилых домов. Сравнивая показатели по дому, на начальном этапе можно определить направления оптимизации ресурсопотребления.

Также, в документе определен солидный перечень оборудования, которое должно быть установлено при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте (17 наименований). Данный перечень намного превышает количество работ, финансируемых за счет Фонда содействия реформированию ЖКХ, и утвержденные муниципальные и региональные программы в области энергосбережения его не охватывают.

При существующем состоянии жилищного фонда возможно только постепенное решение вопросов повышения энергоэффективности, в том числе в рамках ремонта путем замены, или точнее модернизации элементов инженерной системы, с применением современных технологий и материалов.

2. Стоимость мероприятия. Она может быть оценена следующими способами (по степени точности):

– расчетным методом с применением сметных норм и нормативов (самостоятельно или с привлечением подрядной организации);

– методом аналогов - с использованием данных о стоимости аналогичных мероприятий по домам со сходными параметрами, информации производителей, информации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

3. Эффективность реализации мероприятия. От степени точности ее оценки зависит оценка окупаемости мероприятия и, следовательно, принятие решения о приоритетности его выполнения. Данный параметр наиболее всего будет интересовать собственников помещений в многоквартирном доме при принятии ими решений о выборе соответствующих мероприятий для реализации.

Эффективность целесообразно оценивать через экономию ресурсов в натуральных и стоимостных показателях: в год и за определенный период нарастающим итогом (для оценки срока окупаемости).

При этом, размер эффекта в стоимостном выражении можно учитывать как в сопоставимых условиях, так и с учетом инфляционных изменений (роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги).

Важным является то, как производится данная оценка. Здесь возможно использовать:

– метод прямого счета - с использованием нормативно-технических документов, значений нормативных и фактических параметров и свойств элементов. Например, для определения экономии от сокращения потерь тепловой энергии при повышении сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций возможно использовать «СНИП 23-02-2003. Тепловая защита зданий» для современных зданий (в части зданий, построенных до 2000 г., целесообразнее использовать СНИП II-3-79* «Строи-тельная теплотехника»);

– нормативный метод - оценка через относительные изменения потребления энергоресурсов. При использовании данного метода нужно учитывать, что достижение того или иного эффекта обусловлено определенными требованиями к способу выполнения работ, характеристиками применяемых материалов, базовыми значениями параметров.

При расчете эффекта, также нужно учитывать соразмерность используемых и полученных значений показателей. Например, производители светодиодной продукции декларируют значительный эффект от ее внедрения, несмотря на значительную ее стоимость. В реальности «всплывают» недостатки: некомфортный световой спектр, быстрое выгорание кластеров. Кроме того, если в доме были установлены люминесцентные лампочки с низкой мощностью (20–40 Вт), которые горели с перебоями, быстрого эффекта от их замены на прогрессивные аналоги не получится.

4. Доступность реализации мероприятия для граждан.

Управляющему лицу необходимо ответить на вопрос: смогут ли граждане, проживающие в обслуживаемом ею доме, оплатить необходимые мероприятия? В какой срок?

Не секрет, что пока в нашей стране не практикуется (только в единичных случаях) применение мер ответственности за неуплату жилищно-коммунальных услуг. То есть, существующая в Жилищном кодексе РФ норма об ответственности носит скорее декларативный характер. Поэтому в данном случае управляющий должен оценить и риски неплатежей.

Оценка может проводиться по следующим направлениям:

– изменение (рост или снижение) платежей за жилищно-коммунальные услуги до и после реализации тех или иных мероприятий в области энергосбережения. Целесообразнее структурировать расчеты и выводы, что повысит наглядность представления информации об изменении платежей (например, представить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в разрезе их видов и показать изменение каждого из них);

– возможность привлечения заемных средств. Малозатратные мероприятия можно реализовать собственными силами (за счет платежей собственников и специально созданных фондов). Реализация более значимых мероприятия требуют помощи со стороны (в том числе кредитный учреждений).

В любом случае, управляющему лицу придется обсуждать и доказывать необходимость выполнения тех или иных мероприятий перед собственниками, в том числе и с помощью информации об их доступности.

5. Источники финансирования.

В большинстве муниципальных образований платежи за содержание и ремонт жилого помещения компенсируют минимум работ, направленных на содержание общего имущества. В основном размеры таких плат экономически не обоснованы. Поэтому, реализация заданных направлений в области энергосбережения за счет данных источников имеет очень низкие шансы. Как было упомянуто выше, в отдельных случаях возможна реализация быстроокупаемых мероприятий (например, установка энергосберегающих светильников с датчиками движения; утепление внутридомовых сетей горячего водоснабжения).

В качестве иных источников финансирования теоретически могут быть:

– средства, выделяемые в рамках муниципальных и региональных программ (в сфере капитального ремонта, энергосбережения);

– заемные источники;

Сразу можно оговориться, что рассчитывать на помощь ЭСКО сейчас не стоит, во всяком случае, по отношению к многоквартирным «домам-старожилам». Отличительные особенности энергосервиса заключаются в следующем:

– средства потребителей энергоресурса не являются источниками финансирования мероприятий по снижению ресурсопотребления в домах;

– часть риска берет на себя ЭСКО, которая реализует проект;

– все затраты на проект возмещаются платежами, которые производятся из полученной экономии платежей за энергоресурс.

Учитывая несовершенство правовой базы, а также отсутствие практики применения жестких мер к неплательщикам за жилищно-коммунальные услуги, вряд ли на этом рынке в ближайшее время появятся компании, готовые рискнуть собственным капиталом.
Сейчас у управляющих лиц есть шанс воспользоваться заемными средствами. Однако, больше таких возможностей у ТСЖ, поскольку с правовой точки зрения данная некоммерческая организация, объединяющая жителей дома, надежнее управляющей организации, которая является «сторонним» коммерческим лицом.

Сложившийся в нашей стране рынок услуг по предоставлению финансовой помощи управляющим организациям и ТСЖ, к сожалению, не развит. Это, опять-таки, связано с отсутствием стимулов и гарантий для его участников.

Некоторые банки готовы предоставить кредит управляющим лицам. Условия кредитования могут отличаться в зависимости от многих факторов, и конечная величина размера кредита и платежей за его использование варьируется. Однако перечислим наиболее важные условия (они могут рассматриваться в совокупности или выборочно):

– решение общего собрания ТСЖ о проведении мероприятия с указанием его стоимости, прогнозной оценки эффективности, графика погашения платежей (или иные обосновывающие материалы);

– поручительство не менее 2 членов правления ТСЖ;

– залог квартир собственников помещений (не менее двух);

– открытие счетов управляющего лица в банке-кредиторе;

– долевое начальное участие собственников помещений в финансировании мероприятий (не менее 10% от их стоимости);

– срок кредита - до 5 лет;

– размер кредита 3–4 млн. руб. (в отдельных случаях до 30 млн.).

Важной определяющей успеха для получения финансовой поддержки является общность интересов управляющего лица и жителей, и соответственно, их адекватное финансовое участие в проекте.

Пример оценки стоимости, окупаемости и эффективности мероприятий по повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.

На примере мы произведем оценку влияния реализации мероприятий, направленных на экономию ресурсов в многоквартирном доме, на изменения размера платежей собственников помещений.

Расчет произведен на 3 вида работ для 5 этажного 4-х подъездного многоквартирного дома, с общей площадью жилых помещений 3440 кв.м.

При оценке учитывались следующие условия:

– стоимость мероприятий определена укрупненно (методом аналогов) в уровне цен Московского региона в 2010 г.;

– размеры экономии, платежей за жилое помещение и коммунальные услуги определены в сопоставимых условиях (уровне цен 2010 г.);

– заемные источники привлечены на срок 3 года с платой за пользование кредитом в размере 20% годовых;

– в расчете платежей за жилое помещение и коммунальные услуги учтены данные форм федеральной службы статистического наблюдения за III квартал 2010 г. 22-ЖКХ, 1-ТАР (Московская область).

Данные об эффективности реализации мероприятий приведены в таблице 1.

Таблица 1



п/п

Наименование мероприятия

Потенциал

Экономия в год

Натуральные показатели

тыс. руб.

Повышение тепловой защиты наружных стен многоквартирного дома

Снижение потерь тепловой энергии через наружные стены здания в 3 раза

Установка светильников с датчиком движения в местах общего пользования многоквартирного дома

Снижение электропотребления на освещение мест общего пользования в 55 раз

Внедрение автоматизированных систем регулирования отопления
и горячего водоснабжения многоквартирного дома

Снижение потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, водопотребления до 15%

935,0 куб.м.


Данные приведены на 1 год, при оценке на более длительный период эффект оценивается нарастающим итогом: например за 5 лет экономия электрической энергии составит более 24 тыс. кВтч (около 56 тыс. руб. в ценах 2010 г.).

При оценке потенциала мероприятий, по возможности, должен учитываться их совокупный эффект (например, утепление здания совместно с автоматизацией систем отопления).

Таблица 2

Наименование
мероприятия

Без привлечения кредита

С привлечением кредита

Экономия

Стоимость,
тыс. руб.

Экономия в год,
тыс. руб.

Срок окупа-емости, лет

Стоимость,
тыс. руб.

Экономия в гол,
тыс. руб.

Срок окупа-емости, лет

руб./чел. в месяц

руб./кв.м. общей
площади жилых
помещений в месяц

руб./ квартира
в месяц (54 кв.м.)

Повышение тепловой защиты наружных стен многоквартирных домов

Установка светильников с датчиком движения в местах общего пользования многоквартирных домах

Внедрение автоматизированных систем регулирования отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов


Очевидно, что самым «выгодным» из рассматриваемых мероприятий является автоматизация систем регулирования отопления и горячего водоснабжения, что подтверждается невысоким сроком окупаемости (около 5 лет) и существенной экономией в платежах граждан. Совокупный срок окупаемости мероприятий составит 8,5 лет. При льготном кредитовании, а также получении финансирования в рамках муниципальных или региональных программ окупаемость составит 5,5 лет. Необходимо отметить, что приведенные периоды окупаемости сопоставимы с аналогичными показателями в ряде наших северных «соседей» (Дания, Норвегия).

Таблица 3


Наименование
статьи расхода

До реализации мероприятия (2010 г.)

Струк-тура, %

После реализации мероприятия
(в период 2011-2013 гг.)

После реализации мероприятия (с 2014 г.)

руб./чел. в месяц


поме-щений в месяц

руб./чел. в месяц

руб./кв.м. общей площади жилых
поме-щений в месяц

руб./квартира
в месяц (54 кв.м.)

руб./чел. в месяц

руб./кв.м. общей площади жилых
поме-щений в месяц

руб./ квартира в месяц (54 кв.м.)

Плата за коммунальные услуги, всего.

В том числе:

Плата за отопление

Плата за горячее
водоснабжение

Плата за холодное
водоснабжение

Плата за водоотведение

Плата за электроснабжение

Плата за газ

Итого:


В структуре платежей преобладают коммунальные, наиболее емкими из которых являются расходы, связанные с потреблением тепловой и электрической энергии.

После реализации мероприятий, в период оплаты стоимости заемных источников, почти в 2 раза возрастет плата за содержание и текущий ремонт жилого помещения. При этом, плата за коммунальные услуги в целом снизится на 14%, за счет уменьшение расходов на отопление, горячее водоснабжение и электроснабжение на 34, 16 и 2% соответственно. Платеж за жилищно-коммунальные услуги на период оплаты кредита возрастет на 21%.

После выплаты кредита жители рассматриваемого многоквартирного дома будут ежемесячно экономить на жилищно-коммунальных услугах более 11%.

Приведенный пример учитывает достаточно «жесткие» условия реализации: привлечение кредита с достаточно высокой процентной ставкой. При участии в адресных программах, льготном финансировании мероприятий экономия станет более ощутимой.

Таким образом, мы видим, что даже от выборочной реализации мероприятий наблюдается заметный эффект. С постепенным улучшением комфортности проживания, оптимизацией ресурсопотребления у жителей должно измениться и отношение к своему дому.

Однако, приоритетным условием успеха, является разъяснительная работа с населением, которую наряду с публичными источниками (средствами массовой информации), должны активно проводить лица, управляющие многоквартирными домами.

В соответствии со статьями 6 и 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 19, ст. 2291, № 31, ст. 4160, ст. 4206), пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 5, ст. 742) и на основании пункта 51 Плана мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1830-р (Собрание законодательства Российской Федерации 2009, № 50, ст. 6114; 2010, № 18, ст. 2243, № 37, ст. 4675), приказываю:

1. Утвердить Правила определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов, согласно к настоящему приказу.

2. Утвердить Требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома, согласно к настоящему приказу.

3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства (И.А. Булгакова) не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.

И.о. Министра В.А. Токарев

Регистрационный № 20810

Правила
определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов

1. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома (далее - класс энергетической эффективности) определяется по результатам:

Оценки архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, реализованных в здании;

Установления показателей, характеризующих годовые удельные величины расхода энергетических ресурсов, в том числе с использованием инструментальных или расчетных методов;

Величины отклонения расчетного (фактического) значения удельного расхода энергетических ресурсов от нормируемого уровня, устанавливаемого требованиями энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

2. Оценка архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, реализованных в здании, устанавливается на основании проектной документации, а также посредством натурного обследования.

3. Класс энергетической эффективности определяется после сопоставления полученной величины отклонения с таблицей класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

4. При определении класса энергетической эффективности с использованием проектной документации учитывается, в том числе заключение государственной экспертизы проектной документации.

5. Класс энергетической эффективности эксплуатируемых многоквартирных домов определяется исходя из фактических показателей удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, а также соответствия требованиям энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

6. Класс энергетической эффективности обозначается латинскими буквами. Обозначения и наименования классов энергетической эффективности указаны в таблице приведенной ниже.

Таблица класса энергетической эффективности многоквартирных домов

Примечание: * на стадии проектирования - только расчетного значения удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию.

Требования
к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома

1. Собственники помещений в многоквартирном доме, либо лица, ответственные за содержание многоквартирного дома, обязаны обеспечивать надлежащее состояние указателя класса энергетической эффективности многоквартирного дома (далее - класс энергетической эффективности) и при изменении класса энергетической эффективности обеспечивать замену данного указателя.

2. Указатель класса энергетической эффективности представляет собой квадратную пластину размером 300x300 мм с отверстиями по углам диаметром 5 мм для крепления крепежными элементами на поверхности фасада дома. Пример схематического изображения указателя класса энергетической эффективности приведен на рисунке (рис.1).

См. графический объект

“Рис. 1. Класс энергетической эффективности”

3. На лицевой стороне поверхности пластины у верхнего края заглавными буквами выполняется надпись "Класс энергетической эффективности". В центре пластины размещается заглавная буква латинского алфавита (А, В++, В+, В, С, D, Е) высотой 200 мм, обозначающая класс энергетической эффективности, к которому относится эксплуатируемое здание. В нижней части пластины заглавными буквами указывается наименование класса энергетической эффективности: наивысший, повышенный, высокий, нормальный, пониженный, низший. Цвет шрифта черный, цвет фона указателя белый глянцевый.

4. Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома размещается на одном из фасадов на высоте от 2 до 3 метров от уровня земли на расстоянии 30-50 см от левого угла здания. Должна быть обеспечена видимость указателя класса энергетической эффективности.

5. После реконструкции или выполненного капитального ремонта многоквартирного дома, по результатам проведенного подтверждения соответствия достигнутого класса энергетической эффективности с целью демонстрации повышения его энергетической эффективности, следует заменить устаревший указатель на новый.

Приказ Министерства регионального развития РФ от 8 апреля 2011 г. № 161 “Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома”

Регистрационный № 20810

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Обзор документа

Закреплены правила определения классов энергоэффективности многоквартирных домов.

Класс определяется по результатам оценки архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, реализованных в здании. Она проводится на основании проектной документации, а также посредством натурного обследования.

Устанавливаются показатели, характеризующие годовые удельные величины расхода энергоресурсов, размер отклонения расчетного значения данной величины от нормируемого уровня.

Класс энергоэффективности определяется после сопоставления полученной величины отклонения с таблицей.

В отношении эксплуатируемых многоквартирных домов класс определяется исходя из фактических показателей удельного годового расхода теплоэнергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, а также соответствия требованиям энергоэффективности зданий, строений, сооружений.

Класс энергоэффективности обозначается латинскими буквами.

Установлены требования к указателю класса энергоэффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде. Он представляет собой квадратную пластину. Собственники помещений или лица, ответственные за содержание дома, обеспечивают надлежащее состояние указателя.

Если класс энергоэффективности изменяется, размещается новый указатель.


К.т.н. В.И. Ливчак , член Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по энергетике

Измерение фактического теплопотребления домов с улучшенной теплоизоляцией не показало ожидаемой экономии энергии. К сожалению, у меня это не вызвало удивления: так и должно было случиться из-за пересмотра требований СНиП отопления в 1995 г. в сторону увеличения тепловой нагрузки на отопление, пренебрежения влиянием бытовых тепловыделений в квартирах при расчете теплопотерь помещениями, игнорирования этих обстоятельств при разработке режимов эксплуатации систем отопления и неэффективности приборов индивидуального авторегулирования теплоотдачи отопительных приборов. Ниже приводятся доказательства, как имеющимися средствами добиться ожидаемого энергосбережения.

В последнее время увеличилось число зданий, оборудованных теплосчетчиками, по которым измеряется количество потребленной тепловой энергии на отопление. В домах, построенных после 2000 г., с утеплением, выполненным в соответствии с требованиями федеральных норм, расход тепловой энергии на отопление должен был бы снизиться почти на 50% по сравнению со зданиями, построенными до 1995 года - года начала принятия требований повышения теплозащиты зданий. Однако по результатам измерений оказалось, что теплопотребление уменьшилось всего на 15-20% .

В таблице 1 представлены данные фактического теплопотребления многоквартирных домов типовых серий, построенных до и после 2000 г. 1 Для удобства сравнения измеренное теплопотребление на отопление приводится в величинах удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, отнесенного к м 2 площади квартир каждого дома и пересчитанного на градусо-сутки нормативного отопительного периода (для Москвы ГСОП = 4943 °C·сут.).

Из таблицы видно, что удельный годовой расход тепловой энергии на отопление в домах, построенных до 2000 г., в зависимости от серии составляет 190-150 кВт·ч/м 2 , снижаясь в домах, построенных после 2000 г. до 164-142 кВт·ч/м 2 , серии П44Т (из отчета) до 181 кВт·ч/м 2 , в то время как нормативное значение составляет 95 кВт·ч/м 2 , и экспертиза подтвердила, что проект соответствует нормативу.

В связи с таким расхождением некоторыми специалистами высказывается мнение, что теплопотребление завышается от того что:

  1. были неправильно определены базовые показатели удельного годового теплопотребления на отопление многоквартирных домов из-за принятия завышенных значений бытовых тепловыделений в квартирах;
  2. на 50% снижено фактическое сопротивление теплопередаче наружных стен по сравнению со значениями, заложенными в проекте. Данный факт якобы был выявлен при тепловизионном обследовании;
  3. у жильцов нет мотивации к энергосбережению из-за отсутствия индивидуальных приборов учета тепловой энергии на отопление, обязательных к установке по российскому законодательству до 1 июля 2012 г.

В отношении первого бездоказательного сомнения в рекомендуемой отечественными нормативными документами величине бытовых тепловыделений отсылаю к , где обосновываются заложенные еще в СНиП II-33-75 «Отопление...» и подтвержденные 40-летней практикой эксплуатации жилых домов удельные показатели, а также откорректированные на современные условия и приведенные в СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», и о совпадении их с европейскими нормами ISO 13790:2008 к .

Таблица 1. Сопоставление проектных и требуемых значений удельных расходов тепловой энергии на отопление для жилых домов типовых серий за отопительный период с фактическим теплопотреблением 149-ти домов из и 42-х из - (из отчета).

Серия дома
и годы
строительства

обслед.
зданий

К зап. =
= q от.пр. р /q от.тр. р

q от.пр. год,
кВт.ч/м 2

q от.тр. год,
кВт.ч/м 2

q от.факт. год,
кВт.ч/м 2

q от.факт. год / q от.тр. год

КОПЭ/18-22,
1988-98 гг.

КОПЭ/18-22, 1984-98 гг.
(из отчета)

КОПЭ 2000, 2002-09 г.г. (из отчета)

61 / 53 = 1,15

П-3/10-17,
1990-95 гг.

П-3М/12-17,
2001-02 гг.

54 / 43 = 1,25

П-3/16, 1976-82 г.г. (из отчета)

П-3М/14-17, 2005-09 гг. (из отчета)

54 / 43 = 1,25

II-49/9, 1970г.-пр-ва ДСК-1 до серии П44

П-44/16,
1980-81 гг.

П-44/16*,
1986-90 гг.

П-44/10-17,
1991-96 гг.

П-44Т/10-17,
2001-02 гг.

77 / 51 = 1,51

П-44/16, 1982-86 гг. (из отчета)

П-44/16*, 1987-90 гг. (из отчета)

П-44/17, 1993-95 гг. (из отчета)

П-44Т/10-17, 2001-02 гг. (из отчета)

77 / 51 = 1,51

П-46/9-14,
1988-99 гг.

П-46М/7 и 12,
2001-02 гг.

65 / 47 = 1,37

Примечания.

* - так по Московскому строительному каталогу (означает 17 этажей);

жирным выделены здания, выполненные с утеплением наружной оболочки по СНиП 23-02-2003.

Второе утверждение, высказанное ГБУ ЦЭИИС, в о реальном снижении приведенного сопротивления теплопередаче стен домов, построенных после 2000 г., в частности, жилых домов типовой серии П44 на 50-60% по сравнению с заложенными в проекте, не может быть принято во внимание, потому что:

  • во-первых, тепловизионное обследование позволяет выявить только качественную картину локальных участков повышенной теплопередачи наружных ограждений, но не может оценить с достаточной точностью количественный показатель приведенного сопротивления теплопередаче фрагмента стены , и методика, которой пользуется ГБУ ЦЭИИС, не сертифицирована Росстандартом;
  • во-вторых, проектная организация ГУП «МНИИТЭП» принимала значения сопротивления теплопередаче стен домов серии П44 по заданию ОАО «ДСК-1» на основании лабораторных испытаний фрагментов стены, неоднократно проводимых ГУП «НИИМосстрой» в более стерильных условиях, чем получается при натурных испытаниях.

Методика анализа результатов натурных измерений

У тверждаю, что главным образом завышенное теплопотребление зданий связано с искусственным перегревом зданий , и авторы отчета, проводившие последние обследования, могли бы сами прийти к такому выводу, если бы при оценке теплопотребления строго следовали указаниям ГОСТ 31168-2003 «Здания жилые. Метод определения удельного потребления тепловой энергии на отопление».

Этот ГОСТ устанавливает метод определения в натурных условиях для всех построенных и эксплуатируемых жилых зданий удельного потребления тепловой энергии на отопление, включая нагрев инфильтрующегося в результате естественной вентиляции воздуха, и его сопоставление с нормируемым показателем. Для этого в соответствии с п. 9.7 результаты измерений за несколько суток или за период в месяц (для снижения влияния изменений, связанных с динамическим характером проходящих процессов теплообмена) наносят на график в прямоугольной системе координат, по оси абсцисс которого отображается разность средних за данный период температур воздуха внутри и снаружи здания, а по оси ординат - измеренный за тот же период расход тепловой энергии на отопление, отнесенный к одному часу (поделенный на число часов периода), и сравнивают с расчетной зависимостью этих же параметров, удовлетворяющей нормируемым (проектным) показателям энергоэффективности.

Расчетная зависимость строится исходя из расчетного расхода теплоты на отопление, определенного при расчетной для проектирования отопления температуре наружного воздуха без учета запаса в поверхности нагрева отопительных приборов, и с учетом увеличивающейся доли бытовых теплопоступлений в тепловом балансе дома с повышением температуры наружного воздуха согласно «Руководству по расчету теплопотерь помещений и тепловой нагрузки на систему отопления жилых и общественных зданий» Р НП «АВОК» 2.3-2012. Признавая приоритет автора и его 40-летний опыт внедрения этого решения, а также для краткости изложения, редакция журнала «АВОК» назвала такую зависимость «графиком Ливчака» (№ 1-2014 г.).

При построении этой зависимости для многоквартирных домов, запроектированных по требованиям МГСН 2.01-99 и Руководства «АВОК», нулевой расход теплоты на отопление будет при температуре наружного воздуха +12°C. Среднюю температуру воздуха внутри дома согласно п. 9.2 указанного выше ГОСТ и с учетом п. 5.1 СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» в холодный период года следует принимать в обслуживаемой зоне жилых помещений как минимальную из оптимальных температур по ГОСТ 30494 - t вн = 20°C 2 .

Для демонстрации сказанного воспользуемся результатами испытаний, осуществленных в отопительном сезоне 2009-2010 гг. по инициативе Москомэкспертизы и Мэрии Москвы при поддержке Департамента капитального ремонта жилищного фонда г. Москвы и Префектуры ЮЗАО на 8-ми жилых домах серии II-18-01/12 по адресу ул. Обручева, в которых был выполнен комплексный капитальный ремонт, включающий утепление стен до R ст. пр = 3,06 м 2 ·°С/Вт, замену окон на более герметичные с R ок. пр = 0,55 м 2 ·°С/Вт, замену системы отопления с отопительными приборами, оборудованными термостатами, и устройство автоматизированного узла управления (АУУ) подачи теплоты в систему отопления здания.

Системы отопления заменены летом 2008-2009 гг., утепление зданий выполнено: домов 47, 49, 53, 57, 59, 61 - зимой 2008-2009 гг., 51 и 63 - зимой 2009-2010 гг. На доме 57 по ул. Обручева 18.11.2009 г. была реализована подача теплоты на отопление по расчетной зависимости, описанной выше (в показано, как пришлось при этом перенастраивать контроллер), а в домах 47, 49 и 61 той же серии контроллеры АУУ были включены на поддержание проектного графика температур, в домах 51 и 63 АУУ еще не были установлены, регулирование подачи теплоты осуществлялось в ЦТП, к которому были подключены все перечисленные здания. Результаты измерений теплопотребления системы отопления искомых домов по ул. Обручева с 1 октября по 30 апреля 2010 г. при изменении среднесуточной наружной температуры от +12,8°С до -23,1°С получены обработкой замеров домовых теплосчетчиков, распечатка которых была предоставлена «МОЭК». Результаты обработки среднемесячных показателей приводятся в сводной таблице 2 (дома 53 и 59 исключены, из-за сбоев в работе АУУ, описанных в ).

Таблица 2. Результаты обработки измерений теплопотребления системами отопления домов серии II-18-01/12 в г. Москва по ул.Обручева за отопительный период 2009-2010 гг.

Обручева, 57

Обручева, 47

Обручева 49

Обручева, 61

Обручева, 51

Обручева, 63

Октябрь,
Tн = +5,8 °С

Ноябрь,
Tн = +2,2 °С

Декабрь,
Tн = -6,5 °С

Январь,
Tн = -14,5 °С

Февраль,
Tн = -8,4 °С

Март,
Tн = -1,1 °С

Апрель,
Tн = +8,3 °С

Итого за 2009-10г.г.:

При
Tн.ср = -2,0 °С

348/118***

391/133**

430/146**

415/141**

614/209**

551/188**

Примечания:

* в числителе - измеренный расход теплоты на отопление за месяц в Гкал, в знаменателе - величина фактического теплопотребления за средний час месяца в кВт;

** в итоговой строке: в числителе фактическое теплопотребление на отопление дома за отопительный период в Гкал, в знаменателе - удельный расход тепловой энергии на отопление дома в кВт.ч/м 2 , приведенный к нормативному по СНиП 23-02-2003 отопительному периоду (ГСОП = 4943 °С.сут.);

*** если определять фактическое теплопотребление д. 57 только по периодам работы контроллера без отклонений от заданного режима, то удельный расход тепловой энергии на отопление за нормативный отопительный период составил бы 99,5 кВт.ч/м 2 .

По результатам измерений построены графики (рис.1) изменения среднечасового за каждый месяц отопительного периода фактического теплопотребления систем отопления перечисленных зданий в зависимости от разности средних за месяц температур воздуха внутри и снаружи здания согласно рекомендациям ГОСТ 31168-2003. В соответствии с МГСН 2.01-99 требуемый расчетный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию дома серии II-18-01/12 составит Q от.тр. р = 175,7 кВт. Данная величина рассчитана с учетом:



Рис. 1. Результаты измерения фактического теплопотребления на отопление домов серии II-18-01/12 в Москве по ул. Обручева в отопительном сезоне 2009-10 г.г. и расчетные зависимости изменения расхода тепла на отопление Qот, кВт от разности температур внутри и снаружи здания tв - tн, °С (значками результаты измерений: средние за месяц по домам 47, 49, 61, 51, 63 и за несколько суток дома 57; линиями зависимости изменения расхода тепла на отопление: 1- расчетная требуемого расхода; 2- обобщающая результаты измерения дома 57; 3 -расчетная по проекту; 4- обобщающая измерения домов 51, 63).

Проектный расчетный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию дома такой серии с учетом 5% надбавки к расчетным теплопотерям здания-башни (из проекта) на потери тепла трубопроводами, проложенными в неотапливаемых помещениях (остальные дополнительные и добавочные теплопотери учтены при подборе площади нагрева отопительных приборов) составляет Q от.пр. р = 195,4*1,05 = 205,2 кВт.

Соответственно расчетный запас в поверхности нагрева отопительных приборов будет К зап. = Q от.пр. р / Q от.тр. р = 205,2/175,7 = 1,17.

С учетом этого запаса были пересчитаны расчетные параметры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах системы отопления для установления требуемого температурного графика, задаваемого для поддержания контроллеру АУУ 3 .

На рис.1 линией 1 показана расчетная зависимость изменения расхода теплоты на отопление и вентиляцию согласно ГОСТ 31168-2003, удовлетворяющая оптимальному теплопотреблению, построенная по двум реперным точкам со следующими координатами:

  • расходу теплоты равному Q от.тр. р = 175,7 кВт при расчетной температуре наружного воздуха t н р = -26°С (в координатах t в - t н = 20 - (-26) = 46°С);
  • нулевой расход теплоты при t н = 12°С (t в - t н = 20 - 12 = 8°С).

Линией 3 - проектная зависимость изменения расхода теплоты на отопление и вентиляцию, соответствующая расчетному расходу теплоты равному Q от.пр. р = 205,2 кВт и нулевому расходу теплоты при t н = t в = 18°С (t в - t н = 20 - 18 = 2°С), на поддержание которой в соответствии с проектом был настроен контроллер в домах 47, 49, 61. Эта линия совпала с обобщающей зависимостью линейной аппроксимации фактических измерений теплопотребления этих домов на отопление за каждый месяц отопительного периода (указано на рисунке оранжевыми значками), приведенные в табл.2 по каждому дому (в знаменателе) и отнесенные к одному часу.

Зелеными треугольниками на рис.1 показаны результаты таких же измерений за меньший период в несколько суток, по возможности с исключением переходных периодов влияния динамических процессов, дома 57, настроенного на оптимальный режим работы, в то же время обеспечивающий поддержание заданной температуры внутреннего воздуха 20°С и нормативного воздухообмена. Следует отметить, что в зоне поддержания требуемого теплопотребления менее 20% от расчетного, автоматика работала неустойчиво, сбиваясь на 2-х позиционный режим работы (закрыть-полуоткрыть), что вызывало нарекание жильцов на «холодные батареи», хотя температура внутри помещений не опускалась ниже 21°С. Стрелкой показано, как после 27.03 при t н = +6°С вручную контроллер был переведен с оптимального режима работы на проектный.

Фактический расход теплоты на отопление дома 57 аппроксимируется линией 2 , которая выше расчетной зависимости, заложенной для поддержания в контроллере, на (186-175,7)*100/ 175,7 = 6%. Как оказалось позже, это было связано с инициативой жильцов по увеличению площади нагрева отопительных приборов сверх проекта, что при использовании в качестве отопительных приборов чугунных радиаторов не вызывает затруднений, так как не требует сварочных работ. Побуждения жителей вполне объяснимы: во-первых, когда у тебя под окном устанавливают меньшее количество секций радиаторов, чем было до ремонта, это справедливо вызывает недоверие, и, во-вторых, очень одиноко смотрятся 2-3 секции радиатора шириной до 0,2 м в нише под окном на кухне, имеющем ширину 1,2-1,5 м, конечно, в этом случае надо ставить прибор с меньшей теплоплотностью.

Но, поскольку увеличение площади нагрева отопительных приборов сверх проекта было выполнено жильцами только отдельных квартир, этот запас нельзя устранить централизованно. Этот перегрев будет иметь место, пока жителей, нарушивших условия совместного проживания, не обяжут восстановить систему общего пользования всего дома, какой является система отопления с отопительными приборами, в проектное состояние.

Линия 4 обобщает показатели фактического теплопотребления домов 51 и 63, в которых еще не были закончены ремонтные работы. В расчетных условиях расчетный расход теплоты на отопление превышал проектное значение домов с выполненным капитальным ремонтом на (290-205)*100/205 = 40%.

Оценка эксперимента

Перейдем к оценке эксперимента по показателю удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, отнесенного к 1 м 2 площади квартир, символизирующего энергетическую эффективность многоквартирного дома . Как было сказано выше, нормативное значение в соответствии с требованиями МГСН 2.01-99 составляет 95 кВт·ч/м 2 , и экспертиза подтвердила, что проект соответствует нормативному требованию. По итоговой строке табл. 2 фактический удельный расход тепловой энергии на отопление дома 57, пересчитанный на нормативный по МГСН 2.01-99 и СНиП 23-02-2003 отопительный период (ГСОП = 4943 °С.сут.) составляет 118 кВт.ч/м 2 .

Если определять фактическое теплопотребление дома 57 только по периодам работы контроллера без отклонений от заданного режима длительностью в 4 месяца, то удельный расход тепловой энергии на отопление за нормативный отопительный период составил бы 99,5 кВт.ч/м 2 . А если еще учесть 6% реальное увеличение поверхности нагрева отопительных приборов по сравнению с проектом, зафиксированное соответствующими актами при обходе квартир, то фактическое теплопотребление дома было бы даже ниже норматива. Это убедительно доказывает, что нормируемое значение энергоэффективности на домах типовых серий вполне достижимо . Средний удельный годовой расход тепловой энергии на отопление по 3-м домам такой же серии, но подача теплоты в которых выполнялась на проектные параметры, составил 140 кВт.ч/м 2 или на (140-95)*100/95 = 47% больше нормативного значения. Практически такой же результат, как и приведенный в табл.1.

Любопытно, что в следующем отопительном сезоне 2010-11 гг. Москомэкспертизу отстранили от продолжения эксперимента, несмотря на то, что она передала документацию на расширение его на все 8 домов, разработала методику настройки контроллеров АУУ и циркуляционных насосов отопления, предложила в качестве расширения эксперимента с целью достижения экономии энергии на горячее водоснабжение перенести узел приготовления горячей воды из ЦТП в жилые дома. Но все тщетно -эксперимент был заброшен. В результате фактический удельный расход тепловой энергии на отопление за 2010-2011 гг. дома 57, пересчитанный на нормативный отопительный период (для корректности сравнения), составил 148 кВт.ч/м 2 , домов 47, 49, 61 - 182 кВт.ч/м 2 , домов 51, 63 - 202 кВт.ч/м 2 . Температура обратной воды в этих же домах почти везде завышена более чем на 10°C, что очень много, и свидетельствует о том, что циркуляционные насосы отопления работали на избыточной скорости. В доме 57 вообще не понятно, как работал регулятор: независимо от изменения температуры наружного воздуха от 3,8 до -11°C расход теплоты практически не менялся.

Выводы

Основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод о явном пренебрежении энергосбережением при эксплуатации жилищного фонда города. Это нельзя отнести к случайности, поскольку уже было продемонстрировано в предыдущем отопительном сезоне, как правильной настройкой контроллера АУУ можно достичь расчетной экономии теплоты на отопление .

Если мы действительно хотим сберегать энергию, необходимо оптимизировать настройку контроллеров и режима работы циркуляционного насоса отопления в смонтированных АУУ, установить их во всех жилых домах, построенных после 2000 года, и реально начать перенос узлов приготовления горячей воды из ЦТП в ИТП, что значительно снизит потери теплоты в системе ГВС и электроэнергии на перекачку горячей воды.

Это надо сделать в первую очередь в зданиях, построенных после 2000 г., потому что результаты сопоставления фактического теплопотребления жилых зданий основных типовых серий с их проектными значениями и требуемыми, рассчитанными по единой методике, приведенные в табл.1, оказались довольно неожиданными: фактическое теплопотребление зданий, запроектированных до 2000 г., ниже ожидаемого проектного значения более чем на 20%, но близко к требуемому, а после 2000 г., несмотря на наличие в системе отопления термостатов, превышает требуемое на 40-60%. Расчетная проектная теплопроизводительность системы отопления значительно превышает требуемую, исходя из обеспечения комфортного микроклимата и нормативного воздухообмена в квартирах. Это свидетельствует о необходимости пересмотра существующей методики расчета систем отопления на рекомендуемую в Р НП «АВОК» Р НП «АВОК» 2.3-2012.

Графическим подтверждением служит рис. 2, где представлены во времени графики изменения удельного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период:

1 - проектный, построенный исходя из заданной проектом расчетной нагрузки с изменением ее в зависимости от наружной температуры в соответствии с Приложением 22 СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети», как и в графике 3 рис.1, (синяя линия). Расчетная нагрузка взята из проекта или из территориального строительного каталога плюс семипроцентная надбавка для многосекционных зданий на потери теплоты разводящими трубопроводами, проложенными в неотапливаемых помещениях, от узла ввода;

2 - требуемый, построенный исходя из достигнутой величины сопротивления теплопередаче наружных ограждений, обеспечения нормативного воздухообмена в квартирах и с учетом теплопоступлений с внутренними (бытовыми) тепловыделениям в объеме 85% от расчетной величины, но без учета теплопоступлений с солнечной радиацией, как и в графике 1 рис.1, (бордовая линия);

3 - фактического теплопотребления системой отопления из (зеленая линия), измеренного теплосчетчиком и пересчитанного на нормативное значение градусо-суток отопительного периода.



Рисунок 2. Удельный расход тепловой энергии на отопление за отопительный период в зданиях серий II-49 и П-44, кВт.ч/м 2

Из рис. 2 и табл.1 видно, что:

1. До выхода СНиП II-33-75 проектный и требуемый удельный расход тепловой энергии на отопление за отопительный период были близки (серии II-49 и II-57). Это обусловлено тем, что при расчете системы отопления до 1975-го года не учитывались бытовые теплопоступления, а теплопотери с инфильтрацией принимались всего в размере 8% от теплопотерь через наружные ограждения.

2. В последующие за 1975-м годом проектный расход за отопительный период на 25-30% превышал требуемый. Это происходило из-за учета при определении последнего увеличивающейся в тепловом балансе дома доли бытовых теплопоступлений с повышением температуры наружного воздуха выше расчетной, 3.По проектам 2000 г., в которых была резко повышена теплозащита ограждений, превышение проектного расхода теплоты на отопление за отопительный период над требуемым составило для серии П-3М - 146 / 86 = 1,7 раза, П-46М - 175 / 97 = 1,8 раза, П-44Т - 212 / 105 = 2 раза.

Сравнение выполнено по теплопотреблению за отопительный период, а не по расчетным значениям из-за того, что измерение потребленного количества энергии может проводиться только за определенный период времени. Это же подтверждается таблицей 1, где приводится сопоставление проектных и требуемых удельных расходов тепловой энергии на отопление за отопительный период жилых домов типовых серий с фактическим теплопотреблением, пересчитанным на нормативное значение градусо-суток отопительного периода из , куда включены также результаты измерения из отчета ГУП «НИИМосстрой» .

В отношении расчетного расхода тепловой энергии на отопление, определенного при расчетной для проектирования отопления температуре наружного воздуха, следует заметить, что в домах, запроектированных после 1975-го года, наблюдается запас теплопроизводительности системы отопления, составляющий 7-11%, а в домах после 2000 года, когда резко повысились требования к повышению теплозащиты зданий, запас возрос на 25% в серии П-3М, на 37% в серии П-46М и до 51% в серии П-44Т (3-я колонка табл.1). Вот этот запас и вызывает перерасход тепловой энергии на отопление, если он не учитывается при настройке контроллера автоматического регулятора подачи теплоты на отопление и выборе производительности циркуляционного насоса, а принятые величины бытовых теплопоступлений еще раз подтверждены сходимостью результатов испытаний и расчетов.

Энергоснабжение

Нужно это для экономии ресурсов и в конечном счете средств собственников жилья. И речь идет не только о том, что вы сможете потратить меньше, к примеру, электроэнергии и, соответственно, она обойдется вам дешевле.

Вдобавок к этому в перспективе и платежи будут начислять в зависимости от класса энергоэффективности. Так что и в связи с этим кто-то сможет сэкономить (с высоким классом энергоэффективности), а у кого-то траты повысятся (в доме с низким классом).

Приказ Минстроя РФ № 399, определяющий порядок присвоения, подтверждения класса энергоэффективности МКД подписан 6 августа 2016 года. Вступает в силу 21 августа 2016 года. Не стоит думать, что это слишком резкое и неожиданное изменение. Законодательная работа в этой сфере ведется уже несколько лет. В 2009 году появился федеральный закон № 261‑ФЗ4 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он и стал отправной точкой и основой для всех последующих изменений.

В 2011 году вышло два документа, посвященных энергоэфективности: постановление правительства РФ № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», а также приказ Минрегиона России № 161 «Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома». Последний приказ с введением нового 2016 года теряет свою силу. Отныне нужно будет ориентироваться на новый Приказ - 2016 года.

Затем в 2013 году было подписано постановление № 1129 «О внесении изменений в требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». А 13 июля 2015 году был отредактирован и сам базовый закон № 261‑ФЗ4 - в соответствии с веяниям времени.

На сегодняшний день не все собственники МКД, УК и ТСЖ заботятся об энергоэффективности. Не спешат внедрять современные технологии ни сами, ни через энергосервисные компании. Хотя рачительные хозяева предпринимают меры, которые позволяют сократить расходы ресурсов. В первую очередь обычно уделяют внимание окнам, которые лучше удерживают тепло, а также освещению с датчиками звука и света. Реже в МКД используют приборы, которые позволяют регулировать температуру в помещениях. Между тем, по новым правилам первые четыре уровня классификации вряд ли смогут получить дома, в которых никто не позаботился об «умном освещении» и, что сложнее, о тепловом центре управления с датчиками, учитывающими и температуру воздуха на улице и в помещениях. Центр управления по данным этих датчиков должен регулировать температуру. До подобных центров не дошло абсолютное большинство МКД, но пока определять класс можно не всем.

Пока по закону 261 класс энергетической эффективности должен присваиваться в обязательном порядке многоквартирным новостройкам. Уже существующие МКД могут это делать на добровольной основе. Впрочем, возможно, жилищным инспекциям будет рекомендовано присваивать класс в инициативном порядке - после того, как в государственной информационной системе начнут отображаться все показания приборов учета.

При подсчете класса будут определять удельное энергопотребление дома. Учитывать этаж, погоду, затраты на вентиляцию, отопление, электроснабжение и горячее водоснабжение, количество жителей и многие другие нюансы, но главным, конечно, будут показания приборов учета. И, конечно, установка счетчиков будет обязательным условием. Собственно, это уже и прописано российским законодательством.

Фактические расходы энергетических ресурсов, пересчитанный на нормативные значения, будет сравниваться с базовыми. Это и позволит определить класс энергоэффективности.

Новые классы было решено не придумывать. Они созданы на основе европейских стандартов. Самый высший уровень А++. При этом отклонение фактического удельного годового расхода энергетических ресурсов эффективности от базового уровня близко к нулевому. Затем идет высочайший уровень - А+. Очень высокий - А. Высокий - В. Повышенный - С, нормальный - D, пониженный E, низкий F и очень низкий G. Все эти обозначения россиянам уже давно знакомы хотя бы по опыту покупки бытовой техники.

Отметим, закон № 261‑ФЗ прописывает оставить неизменным показатели в домах с высоким классом в течение десяти лет. К высокому классу, поясним, относятся здания с маркировкой выше «В» («В», «А», «А+», «А++»).

Класс энергоэффективности в новых домах будет тоже присваиваиваться по показаниям приборов учета. Причем, энергопотребление придется подтверждать через пять лет. И если энергоэффективность, вдруг, снизилась, жильцы имеют право подать в суд на застройщика. Или, для начала, потребовать повысить класс до указанного при покупке жилья.

Класс энергоэффективности новому зданию присваивает Госстройнадзор. Застройщик должен будет предоставить декларацию с удельными расходами и документы для получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта.

Если дом уже введен в эксплуатацию, то управляющей организации, ТСЖ или собственнику нужно обратиться для получения класса энергоэффективности в Государственную жилищную инспекцию. При этом нужно предоставить показания приборов учета на начало и конец года.

Собственники жилья должны владеть полной информацией. Класс энергоэффективности, фактическое и базовое потребление должно быть указаны в каждом доме, на фасаде здания, на табличке или в подъездах. Приветствуется вариант размещения и на фасадах, и в подъездах. Жильцы могут по собственной инициативе изменить класс энергоэффективности, приняв нужные для этого меры.

Отдельное внимание на класс энергоэффективности стоит обратить при проведении капитального ремонта дома - если у дома класс ниже категории «В», стоит запланировать мероприятия по повышению энергоэффективности. Кстати, с этого года вообще запрещено вводить в эксплуатацию здания, у которых класс энергоэффективности ниже B.

Класс энергоэффективности не будут устанавливать для культовых зданий, памятников истории и культуры, временных построек, отдельно стоящих жилых домов не выше трех этажей, а также для дачных и садовых домов. Не надо присваивать класс энергоэффективности строениям вспомогательного использования и отдельно стоящим зданиям, площадь которых менее пятидесяти квадратных метров. Регулируется это пунктов 5 ст. 11 ФЗ 261. Правительство РФ может внести в список и иные здания, строения, сооружения.

Он ввёл новые правила по определению класса энергетической эффективности МКД.

Как изменилась процедура выявления класса энергоэффективности и нужен ли теперь энергоаудит - давайте разберёмся.

Класс энергоэффективности

Класс энергоэффективности - свидетельство о том, есть ли у МКД проблемы с утечкой тепловой энергии. В особо сложных случаях - это сигнал для вас, что пора провести энергоаудит здания и узнать, откуда уходит тепло.

Согласно приказу , чтобы определить класс энергоэффективности МКД, нужно сравнить фактические (они же расчётные) и базовые значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в МКД.

Сравнить - значит определить, насколько фактические показатели удельного расхода энергетических ресурсов в МКД превышают базовые. Фактические значения определяются по показаниям общедомовых ПУ энергоресурсов.

Кто устанавливает класс энергоэффективности

  • только построен,
  • реконструирован,
  • прошёл капитальный ремонт,
  • вводится в эксплуатацию или подлежит государственному строительному надзору,
  • то класс энергоэффективности ему присваивает орган государственного строительного надзора субъекта РФ.

Этот же класс дому, находящемуся в эксплуатации, устанавливает и подтверждает ГЖИ. На основании декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов ГЖИ выдаёт акт проверки, в котором указывает:

  • соответствует ли МКД требованиям энергоэффективности;
  • указанием класса энергоэффективности на дату составления этого акта.

Декларация отдаётся собственниками помещений МКД - при непосредственном управлении, или УО, ТСЖ, ЖК или ЖСК.

Требований к декларации нет, она оформляется в произвольной форме, но в ней обязательно указываются:

  • даты начала и окончания (календарные) периода, за который представляется декларация;
  • если раньше уже был установлен класс энергоэффективности дома, то указывается он и дата его присвоения;
  • показания общедомовых ПУ или ПУ, учитывающих расход энергоресурсов, необходимых для содержания общего имущества в МКД , в начале и конце отчётного периода для каждого вида ресурса;
  • марка, номер, сроки поверки ПУ;
  • объём потреблённых ресурсов по каждому виду энергетического ресурса (с указанием единиц изменения и с переводом единиц измерения);
  • значение годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов и расчёт приведения полученных значений к расчётным условиям;
  • фактические условия для приведения к расчётным: климатические условия, средняя температура внутреннего воздуха в помещениях, плотность заселения, качество КУ;
  • наличие или отсутствие индивидуального теплового пункта с функцией автоматического регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха и светодиодного освещения мест общего пользования.

Подтверждение класса

Удельный годовой расход энергетических ресурсов подтверждается:

  • не позднее, чем за 3 месяца до истечения 5 лет со дня ввода МКД в эксплуатацию - для построенных или введённых в эксплуатацию домов;
  • дополнительно не позднее, чем за 3 месяца до истечения 10 лет со дня ввода МКД в эксплуатацию - для МКД наивысших классов энергоэффективности.

Что касается класса энергетической эффективности, то для МКД, находящегося в эксплуатации, он указывается не позднее, чем за 3 месяца до истечения 5 лет со дня выдачи акта о классе энергоэффективности.

Класс подтверждает решение собственников помещений МКД или инициативное лицо, управляющее МКД. Класс энергетической эффективности МКД подтверждается не чаще одного раза в год.

Если класс не подтверждён, то указывать его в техдокументации, на фасаде МКД или на информационных стендах нельзя.

Как действует ГЖИ

Чтобы дому был присвоен класс энергоэффективности, собственник жилого помещения МКД или лицо, управляющее МКД, подаёт в ГЖИ соответствующее заявление и заверенные им документы:

  • декларацию;
  • договор управления, (если домом управляет УО), или протокол ОСС в МКД , на котором принято решение об управлении МКД ТСЖ, ЖК или ЖСК, или протокол ОСС, подтверждающий полномочия собственника;
  • подтверждающий полномочия представителя заявителя документ.

ГЖИ рассмотрит заявление и перечисленные выше документы в течение 30 дней с даты их получения. Итогом станет одно из следующих решений:

  • вернуть заявление и приложенные к нему документы, так они не соответствуют требованиям п. 5 и п. 11 Правил ;
  • выдать акт о классе энергоэффективности МКД;
  • отказать в выдаче такого акта.

ГЖИ может отказать в выдаче акта, если:

  • вы не предоставили документы, подтверждающие значения годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов;
  • значения годовых удельных величин расхода энергоресурсов не совпадают с указанными в декларации;
  • вы предоставили документы с истёкшим сроком действия.

Решения ГЖИ составляются в письменном виде в 2-х экземплярах. Один экземпляр хранится в ГЖИ, второй - направляется заявителю в течение 5 дней после его составления.

Если акт не был получен с первого раза, повторно подать документы можно только после устранения ошибок.

Требования к маркировке класса энергоэффективности

Согласно таблице 2 Правил вводятся следующие классы энергетической эффективности для МКД.

На фасаде МКД , подтвердившего класс энергоэффективности, размещается указатель класса энергетической эффективности. Он представляет собой квадратную пластину размером 300 х 300 мм.

В верхней части указателя заглавными буквами с выравниваем по центру делается надпись «Класс энергетической эффективности». В центре ставится заглавная буква латинского алфавита (А, В, С, D, E, F, G). Её высота - 200 мм, высота знака «+» - 100 мм. В нижней части указателя отмечается наименование класса: близкий к нулевому, высочайший, очень высокий, высокий, повышенный, нормальный, пониженный, низкий, очень низкий.

Требований к цвету шрифта и фону указателя нет, но он не должен отличаться от указателей, уже размещённых на фасаде МКД. Также это может быть стандартное цветовой решение - белый глянцевый фон и чёрный цвет шрифта.

Указатель на фасаде устанавливает застройщик или лицо, управляющее МКД на высоте выше 2 м от уровня земли, расстояние от левого угла здания - 30 - 50 см.

В подъезде на информационном стенде лицо, управляющее МКД размещает этикетку для собственников помещений со следующими данными:

  • адрес МКД ;
  • номер и дата акта о классе энергоэффективности МКД;
  • класс энергетической эффективности МКД: латинская буква (А, В, С, D, E, F, G), (высота - от 50 мм), знак «+» (высота - от 25 мм) и наименование класса;
  • значения расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и электроэнергии на общедомовые нужды, и расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию отдельно;
  • таблица минимальных и максимальных значений показателя базового уровня удельного годового расхода энергетических ресурсов по каждому классу энергоэффективности;
  • класс энергетической эффективности МКД согласно проектной документации (при наличии).

Если класс энергоэффективности не подтверждается, то лицо, управляющее домом демонтирует указатель с фасада МКД и убирает этикетку с информационно стенда в подъезде.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ № 209 (). Мы всегда рады вам помочь!

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы помогаем УО, ТСЖ и ЖСК соответствовать ФЗ №209 о ГИС ЖКХ (). . А также помогаем . Будем рады помочь и вам!