23.03.2019

Как сделать раздаточный материал к диплому


При обучении школьников используют различные средства - учебники, тетради на печатной основе, а также различный раздаточный материал.

Но что это такое и для чего оно используется? Далее мы разберем с вами данные вопросы, а также поговорим о том, как правильно применять его во время урока.

Что это такое

Для начала, давайте разберемся, что это такое и для чего именно используется.

Раздаточный материал - это специальные карточки, содержащие основные сведения по той или иной теме, задания и упражнения. Зачастую карточки применяют для того, чтобы разнообразить урок, сделать его более насыщенным.

Использовать раздатку можно как в начальных классах, так и в старшем звене.

С помощью раздаточного материала можно:

  • Давать одновременно несколько разнообразных заданий. Отметим, что при этом более сильные ученики получают карточки со сложным заданиями, более слабые соответственно работают с простыми.
  • Более эффективно проводить индивидуальную работу с учениками.
  • Сэкономить время на уроке, повысив плотность занятия.
  • Оценить работу каждого ученика во время урока.
  • Минимизировать работу учителя и учеников с доской.
  • Организовать работу в парах или малых группах.

Кроме того, имея под рукой заранее подготовленные карточки, педагог никогда не будет переживать о том, что в конце урока осталось слишком много свободного времени. Если ученики выполнили запланированную работу раньше, дайте им раздаточный материал. Класс будет занят выполнением заданий с карточек до конца урока.

Как работать

Как вы видите, карточки с заданиями - весьма полезная вещь, особенно если вы начинающий педагог. Такие карточки можно как изготовить самостоятельно, так и купить в специализированных магазинах или заказать через интернет. Но что, если у вас уже есть раздаточный материал, но вы до сих пор не умеете им пользоваться?

В первую очередь пересмотрите имеющиеся у вас карточки. Определите, какие из них к какой теме относятся.

Теперь предположим, что вы на уроке математики и хотите применить имеющийся у вас материал. Для этого предложите ребятам выполнить задание с карточек. Тут вы можете либо распределить раздаточный материал по математике согласно уровню знаний ваших учеников, либо же предложить им выбрать обычные или более сложные задания, заранее обозначив уровень сложности карточки и примерную оценку за правильное выполнение заданий.

После того как ребята получат карточки, попросите их прочитать задания и в случае, если у них будут вопросы, задать их. После чего учащиеся могут приниматься за работу.

Отметим, что желательно регламентировать время работы с карточками.

Также работать с одним раздаточным материалом может как один ученик, так и группа.

Выводы

Раздаточный материал - одно из средств обучения. С его помощью можно разнообразить урок, сделать его более насыщенным, занять более сильных учеников или даже потратить с пользой оставшееся до звонка время.

Раздаточный материал - это таблич­ный и графический материал, иллюстри­рующий основные положения теоретической, аналитической и проектной частей (всех трех глав) выпускной квалификационной работы, разрабатываемый студентом-выпускником для вынесения на защиту ВКР в ходе государственных аттестационных испытаний.

1-2 листа по 1-ой главе - теоретической части (это могут быть основные направления иссле­дования, классификации, этапы развития научных направлений и т.д.);

3-4 листа по 2-ой главе - аналитической части, в которых на рисунках в виде графиков, диаграмм, а также таблицами должны быть показаны основные результаты направления работы предпри­ятия и резервы улучшения его деятельно­сти, позволяющие обосновать комплекс мероприятий по решению темы выпускной квалификационной работы;

3-4 листа по 3-ей главе - проектной части и эконо­мическому обоснованию, отражающие изменения экономических показателей работы предприятия в результате внедре­ния предложенных мероприятий, а также результаты расчетов экономической эф­фективности предприятий.

При выполнении графической части необходимо соблюдать преемственность между графическими материалами анали­тической и проектной частей. Не допуска­ется приведение графического материала, не имеющего прямого отношения к теме выпускной квалификационной работы.

Графический материал должен по­мочь студенту логически правильно по­строить свой доклад при защите выпускной квалификационной работы.

Комплект графического материала го­товится студентом в количестве 4-5 эк­земпляров. Один комплект подшивается в приложении к диплому. Остальные в виде раздаточного материала вручаются чле­нам государственной аттестационной комиссии при защите выпускной квалификационной работы. Раздаточный материал выполняется на листах формата А4, он должен быть скреплен, пронумерован и иметь титуль­ный лист , в соответствии с образцом представленным в Приложении 13 .

Доклад

Проделан огромный труд, работа написана и представлена на кафедру. Однако оценку за выполнение работы студент получает только после ее защиты и с учетом успешности ее защиты. Поэтому подготовке к защите работы необходимо уделить самое серьезное внимание.

Студенту следует подготовить тезисы своего доклада. Работу над тезисами целесообразно начинать сразу же после представления ВКР на кафедру и продолжать после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией.

В ходе подготовки к защите необходимо учитывать следующее:

Ориентировочное время доклада на защите не более 8-10 минут. При этом студент не просто излагает содержание своей работы, а докладывает результаты своих исследований, защищает сделанные выводы и предложения;


­ к защите следует подготовить необходимый иллюстративный или раздаточный материал. Это могут быть вложенные в файлы пронумерованные листы с названиями (не более 8-12), слайды, видеофильм;

­ иллюстрации должны, во-первых, отражать основные результаты, достигнутые в работе, и, во-вторых, быть согласованы с докладом;

­ готовясь к защите, целесообразно провести тренировочное выступление перед товарищами и принять участие в предварительной защите, которая проводится на кафедре;

­ по завершении подготовки тезисов доклада целесообразно согласовать окончательный текст выступления с научным руководителем;

­ на защиту студент выходит с папкой, в которой находится текст выступления, экземпляр раздаточного материала, необходимые для защиты справочные или статистические материалы, чистый лист бумаги, а также ручка;

­ форма одежды деловая. Для юношей - костюмы, для девушек -строгие платья или костюмы. Аккуратная прическа, умеренная косметика, чистая обувь.

Защита имеет своей целью выявление степени раскрытия студентом темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений. Защита работы проводится каждым студентом индивидуально перед членами комиссии, при непосредственном участии научного руководителя работы. На защите работы студент должен показать не только знание темы своей ВКР, но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы.

Желательно, чтобы на защите работы студент свободно излагал доклад, не читая письменного текста. Речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что сделает ее понятной и убедительной.

Доклад представляет собой краткое изложение содержания выпускной квалификационной работы (на 8-10 мин.)

Доклад начинается с приветствия членам государственной аттестационной комиссии и присутствующим в аудитории, названия темы выпускной квалификационной работы, фамилии, имени и отчества дипломника.

В ходе доклада следует использовать заранее подготовленные иллюстрации. К иллюстрациям необходимо обращаться только тогда, когда это требуется по ходу доклада, избегая бесцельного обращения к ним.

В процессе доклада желательны ссылки на конкретные листы раздаточного материала (номера видеослайдов). Например, «Обратите, пожалуйста, внимание на лист _ раздаточного материала, на котором отмечено...», (или «Обратите, пожалуйста, внимание на таблицу …(рис..) отображенную на видеослайде номер _»).

Недопустима и другая крайность, когда в докладе студент не ссылается на представленные иллюстрации или раздаточный материал.

После выступления дипломника с докладом члены комиссии, принимающие защиту выпускной квалификационной работы, могут задать вопросы по работе, уточнить полученные выводы и результаты. Вопросы могут носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы:

1. В чем научная новизна Вашей работы?

2. Каковы перспективы дальнейшего развития темы Вашего исследования?

4. Какие исследования проведены Вами лично в ходе выполнения работы?

5. Чем подтверждается обоснованность выводов и рекомендаций Вашей работы?

Ответы должны быть краткими и состоять, как правило, из двух-трех предложений. Следует отвечать уверенно и четко. При этом не следует спешить и сразу же давать ответ. Необходимо как следует осмыслить вопрос, сконцентрироваться и только тогда отвечать.

По окончании доклада и ответов на вопросы членов комиссии защита считается завершенной. После защиты всеми студентами данной группы своих работ, члены комиссии проводят совещание и затем оглашают студентам оценки по итогам защиты.

Образец титульного листа доклада представлен в Приложении 14.

Примерная структура доклада при защите выпускной квалификационной работы и распределение времени приведены в Приложении 15.

РАЗРАБОТКА ПЛАНА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

РАБОТЫ

Качество выполнения выпускной квалификационной работы, степень раскрытия темы во многом зависит от продуманности, четкости, последовательности и логичности плана работы.

Тема ВКР должна раскрываться в главах работы. В зависимости от характера темы и наличия фактического материала в плане могут преобладать теоретические или практические проблемы. Однако в любой работе должна быть изложена теория исследуемой проблемы, проанализирована практика финансово – хозяйственной деятельности исследуемого предприятия (организации), обоснованы конкретные предложения по повышению эффективности деятельности исследуемого предприятия (организации).

Количество глав в работе регламентируется. Следует учитывать, что в работе должны быть примерно равноценно представлены: во-первых, теоретические, во-вторых, практические аспекты исследуемой темы и, в-третьих, обоснованы рекомендации по повышению эффективности деятельности. Исходя из этого, работа состоит из трех глав.

При разработке плана следует обратить внимание на формулировки как названий глав так и разделов каждой главы выпускной квалификационной работы. Эти формулировки должны быть, во-первых, достаточно краткими, не содержать излишней информации, и, во-вторых, предельно точно отражать содержание излагаемого в них материала. Как правило, название главы включает одно предложение. Например, «Организация работы по формированию ассортимента». Но не следует стремиться к чрезмерной краткости, поскольку, чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. К неудачным наименованиям глав можно отнести: «Ассортимент», «Ценообразование», «Сертификация», которые еще встречаются в работах студентов. Нецелесообразно составным частям работы давать названия, совпадающие с названиями разделов, содержащихся в учебниках и учебных пособиях. Такой подход будет сковывать творческие возможности студента и создаст предпосылки для механического переписывания этих источников, что недопустимо и, несомненно, будет отмечено научным руководителем и рецензентом.

При составлении плана вкр необходимо обратить внимание на то, чтобы в разных разделах, глав работы не рассматривались одинаковые проблемы. Например, глава «Содержание ассортиментной политики» включает три раздела «Содержание ассортиментной политики в розничном торговом предприятии», «Содержание ассортиментной политики в оптовом звене» и «Совершенствование работы по формированию ассортиментной политики». Такой подход заранее предполагает наличие в работе повторов: в первом и втором разделах будет раскрываться порядок, особенности и проблемы формирования ассортиментной политики в каждом звене, а в третьем разделе придется повторять направления совершенствования работы по формированию ассортиментной политики, как в рознице, так и в опте.

Анализ практики написания ВКР показывает, что студентами достаточно часто допускаются следующие ошибки: в качестве названия главы приводятся формулировки, не соответствующие теме работы, что заранее предполагает нарушение логики. Например, в работе «Организация товародвижения в оптовом звене» в качестве одного из разделов включают «Товароснабжение розничного торгового предприятия». Таким образом, в работе рассматривается организация товародвижения не только в опте, но и в рознице, что само по себе может служить самостоятельной темой, но не частью рассматриваемой темы. Нередко для изучения выбираются проблемы, не раскрывающие тему. Например, в работе «Организация логистических схем товародвижения» студент предлагает к рассмотрению проблемы, связанные с анализом покупательского спроса. Вместе с тем изучение и оценка эффективности отдельных логистических схем товародвижения вообще не планируются к рассмотрению. Не допускать полное совпадение формулировок названия одной из глав с названием самой выпускной квалификационной работы. Нерациональна и чрезмерная детализация глав работы, когда количество разделов и подразделов достигает более 5.

В творческой работе план носит динамичный характер. Изменения, вносимые в план ВКР, требуют согласования с теми должностными лицами, которые утвердили план или тему работы. Так, изменения в наименовании разделов и глав должны быть согласованы с научным руководителем, изменения плана в целом - с заведующим кафедрой, изменения темы и объекта исследования - с ректором учебного заведения.

План выпускной квалификационной работы выступает основой для составления такого раздела работы как «Содержание». СодержаниеВКР является обязательным документом и должно состоять из введения, основной части (для специалистов – из трех глав, для бакалавров из 2-3 глав), заключения, списка использованных источников и приложений (при наличии). Содержание выпускной квалификационной работы оформляется на отдельной странице (образцы оформления содержаний ВКР – Приложения 5-9)

В последнее время широкую популярность набирают мультимедийные презентации, которые сопровождают речь по защите дипломной работы. Однако, несмотря на то, что такие презентации достаточно эффективны, не стоит также забывать про раздаточный материал к дипломной работе. Пример такого материала стоит предоставлять всем членам аттестационной комиссии вне зависимости от того, подготовили ли вы мультимедийную презентацию или нет. Более того, такой материал послужит отличной страховкой на тот случай, если по каким-либо причинам проведение презентации окажется невозможным.

Требования к раздаточному материалу

Конечно, составление этого материала остается на усмотрение студента, однако, существуют общие принципы, следование которым поможет произвести должное впечатление на комиссию, а значит и увеличит ваши шансы на успешную защиту дипломной работы. Итак, раздаточный материал к дипломной работе, пример:

  1. Для начала, необходимо правильно оформить титульный лист. Как правило, он во многом похож на титульный лист дипломной работы, только озаглавливается он как «Раздаточный материал к дипломной работе на тему…».
  2. Материал для раздачи должен содержать схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и графики, которые отражают основное направление вашей научной работы. Однако, объем всего материала не должен превышать 15 листов формата А4. В противном случае, он получится слишком объемным и неудобным для ознакомления.
  3. Оформление материала зависит от ваших предпочтений. Его можно объединить в папку или составить брошюру, главным требованием остается его удобство. Конечно, в любом случае, необходимо использовать белую бумагу, а шрифт, его размер и интервал между строк используется такой же, как и в дипломном проекте.
  4. Все материалы необходимо пронумеровать, а последовательность их размещения обязательно должна повторять порядок вашей речи. Помимо этого, обязательным правилом также является включение аннотации к дипломной работе в перечень раздаточных материалов.
  5. Если во время защиты вы используете мультимедийную презентацию, то в материал для раздачи также можно включить краткие комментарии к слайдам. Разумеется, их порядок должен точно повторять последовательность показа слайдов.
  6. И, естественно, необходимо позаботиться о достаточном количестве папок или брошюр. В этом случае лучше подготовить на несколько экземпляров больше, чем если их не хватит какому-то «случайно» зашедшему на вашу защиту преподавателю.

Зачем нужен раздаточный материал?

В первую очередь он необходим для того, чтобы продемонстрировать вашу всестороннюю подготовку к защите диплома. Помимо этого, даже самая блистательная речь не сможет наглядно показать практическую и научную стороны вашей работы. При помощи раздаточного материала, во время речи вам будет достаточно просто доказать знание предмета, а также умение разбираться не только в теоретической, но и в практической составляющей вашей дипломной работы.

Кто поможет подобрать раздаточный материал к дипломной работе?

Пример этого материала, а также его подбор должен осуществляться совместно с научным руководителем. Именно он может помочь отобрать наиболее нужную информацию и избавиться от той, которая будет лишней. Однако, современные реалии таковы, что нередко научные руководители не оказывают должной поддержки студентам. Конечно, вы можете попробовать подобрать материал для раздачи самостоятельно, однако, как показывает практика, зачастую студентам не удается отобрать самое необходимое и грамотно проиллюстрировать свою работу. Специалисты нашей компании помогут вам не только подобрать необходимый материал, но и правильно его оформить. При помощи нашего материала вы наверняка сможете произвести хорошее впечатление на всех членов аттестационной комиссии.

Образец оформления титульного листа раздаточного материала

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет экономики и управления

Кафедра экономики и финансов

Р А З ДА Т О Ч Н Ы Й М А Т Е Р И А Л

к докладу на защите

выпускной квалификационной работы

на тему: НАЗВАНИЕ

Выполнил (а) студент(ка) ____________________ ФИО

(подпись)

группа______________

Руководитель ВКР,

ученая степень, ученое звание ____________________ ФИО

(подпись)

Санкт-Петербург

Примерный состав информации, представляемой В демонстрационных МАТЕРИАЛАХ (в «раздаточном материале») на защите вКР

      Цель и задачи выполнения выпускной квалификационной работы, в том числе изображенные в виде дерева целей.

      Таблицы, диаграммы и графики, блок-схемы, характеризующие объект исследования.

      Методика исследования.

      Практические и/или научные результаты, полученные при выполнении выпускной квалификационной работы.

      Данные из справки о внедрении результатов выпускной квалификационной работы на предприятии (организации, фирме).

Примечание: общее количество демонстрационных слайдов 5-10 штук; общее количество информационных страниц, приводимых в «раздаточном материале», 8-10 страниц.

Схема доклада по защите ВКР

1. Обращение: Уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему...

2. В 2-3 предложениях дается характеристика актуальности темы.

3. Приводится краткий обзор научных работ по избранной проблеме (степень разработанности проблемы).

4. Цель выпускной квалификационной работы - указывается цель ВКР.

5. Формулируются задачи, приводятся названия глав. При этом в формулировке должны присутствовать глаголы типа - изучить, рассмотреть, раскрыть, сформулировать, проанализировать, определить и т.п.

6. Из каждой главы используются выводы или формулировки, характеризующие результаты. Здесь можно демонстрировать слайды (раздаточный материал). При демонстрации слайдов не следует читать текст, изображенный на них. Надо только описать изображение в одной-двух фразах. Если демонстрируются графики, то их надо назвать и констатировать тенденции, просматриваемые на графиках. При демонстрации диаграмм обратить внимание на обозначение сегментов, столбцов и т.п. Графический материал должен быть наглядным и понятным со стороны. Текст, сопровождающий диаграммы и гистограммы, должен отражать лишь конкретные выводы. Объем этой части доклада не должен превышать 2,5-3 стр. печатного текста.

7. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы: (формулируются основные выводы, вынесенные в заключение).

8. Опираясь на выводы, были сделаны следующие предложения: (перечисляются предложения).

Примечание:

Седьмая и восьмая части доклада не должны превышать в сумме 1 стр. печатного текста.

Весь доклад с хронометражем в 12-15 минут (с демонстрационным материалом) укладывается на 4-5 стр. печатного текста с междустрочным интервалом 1,0 и шрифтом (14 пунктов).

Этапы подготовки к выступлению на защите ВКР

1. Написание доклада

Его структура такова:

  • Цель, объект, предмет (это взять из введения) и далее
  • Задача 1 – полученный результат (показатели, цифры, тенденции,)
  • Задача 2 – полученный результат (показатели, цифры, тенденции,)
  • Задача n – полученный результат (показатели, цифры, тенденции,)
  • Предложения автора;
  • Завершение доклада — обоснование того, что цель достигнута.

Особенности доклада

  1. Формулируя полученные результаты, озвучивайте показатели, цифры, ваши рассуждения на счет причин и возможных последствий тенденций.
  2. На практике в отличие от утвержденных норм следует начинать доклад не с актуальности и с теории, а сразу с практической стороны. Для комиссии важно услышать, что было сделано вами в рамках исследования, причем мудрость написания доклада заключается в умении в лаконичной форме дать содержательную характеристику вашего исследования, и подчеркнуть значимость вашего исследования. В начале доклада не надо называть свое имя и тему. Первые слова «Уважаемый председатель и члены аттестационной комиссии предлагаю Вашему вниманию доклад в котором отражены основные полученные результаты в ходе исследования …» и далее ключевые слова из темы диплома.
  3. Время доклада — 5 – 7 минут . (этого не написано в утвержденных нормах, но на практике с уверенностью могу заявить, что затягивание доклада портит впечатление, так что лучше уложиться в пять минут). Комиссия делает выводы в первые 30 секунд о выступающем, далее просматривает материалы, мысленно формулирует вопросы и ждёт когда вы закончите (в случае, если монотонно студент свой доклад), чтобы уточнить некоторые моменты.
  4. Взаимосвязь доклада с раздаточным материалом. Включите в доклад больше фраз типа: «обратите внимание на стр. ___ раздаточного материала», «из таблицы (схемы, диаграммы) вы можете видеть …», «как показано на ….» и т.д.
  5. Ваша задача сделать доклад в точной взаимосвязи с раздаточным материалом, тогда будет интереснее слушать и сразу видеть на картинках результаты вашей работы.
  6. Вместо фраз «можно сделать выводы» лучше «сделаны выводы» . Так, вы исключите какие-либо сомнения.
  7. Завершение доклада. Закончить доклад грамотно важно для того, чтобы дать комиссии понять, что доклад закончен. Бывает до смешного доходит, когда студент читает, читает, читает да еще и как то монотонно, а потом, хоп, и умолкает. И такая немая сцена, мол всё…? Вы закончили….?, а в ответ – ага. Последнее предложение, скажите уверенно и энергично «Таким образом, на основе изложенных в докладе основных результатов исследования, задачи решены, а поставленная цель — достигнута . Спасибо за внимание» .

2. Подготовка раздаточного материала

Лучше всего оформить его в Power Point . Содержание: таблицы, схемы, рисунки, диаграммы, которые относятся к полученным результатам вашего исследования.

Изюминка раздаточного материала: укажите на каждой странице ссылку на страницу диплома, где читатель сможет увидеть более подробную информацию о том или ином показателе.

На второй странице после титульного листа вы можете оформить схему на которой отразите: цель, объект, предмет, задачи и полученные результаты. В виде одного предложения в каждом квадратике этой схемы. Так вся ваша работа как будто на ладони видна. И для вас будет легче увидеть всю работу целиком, а значит, будет проще ориентировать в ней.

3. Подготовка к выступлению

Выступление — это достаточно волнительное событие. Но есть секрет, знание которого сведет к минимуму ваше волнение. Все просто.

Чем лучше ты владеешь предметом, тем меньше волнуешься.

Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. (А.Ф. Кони судебный деятель).

Готовьтесь к выступлению

Вы будете чувствовать себя неуверенно, если не будете знать то, о чем собираетесь говорить. Прорепетируйте дома среди родных. Пусть выслушают. Проговорите доклад перед зеркалом. Отложите в сторону, перескажите его своими словами. Выучите его. Стремитесь к тому, чтобы рассказать свой доклад вообще без бумаги. Положите перед собой только его структуру, только названия мини-пунктов вашего доклада.

Внешний вид

То, как вас примут, в значительной степени зависит от вашей внешности. Необходимо помнить и о своем внешнем виде. Аккуратная, соответствующая обстановке одежда сыграет только в Вашу пользу. Приятный, ухоженный вид вызывает доверие к оратору. В связи с этим, Вас будет приятно не только слушать, но и приятно на Вас смотреть. Ваша одежда должна подтверждать, что вы профессиональный и авторитетный в своей области человек. Костюм: выбирайте качественные ткани и профессиональные цвета. Рубашка – светлая. Наденьте деловые туфли. Аксессуары. Ошибка если на вас будет навешено золота как на новогодней елке. Единый стиль украшений. Скромно, со вкусом, минимум.

4. Выступление

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией. Да и еще важный момент. Правда жизни такова, что члены комиссии не всегда достаточно сдержаны по отношению к студентам. Ваш настрой и поведение ни коем образом не должны быть связаны с настроем и поведением комиссии.

Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Раздайте раздаточный материал комиссии.

Разложите бумаги перед собой. Сделайте паузу, настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Будьте уверенны.

Вот признаки уверенности:

  • осанка правильная;
  • взгляд прямой;
  • жесты свободные, синхронно со словами;
  • отсутствие лишних мышечных зажимов;
  • голос достаточно громкий, ровный;
  • тон голоса уверенный (от спокойного до любой эмоциональной окраски);
  • речь грамоная, четкие слова (без глотания окончаний)
  • без частых запинок, заиканий, ненужных пауз.

Проявляйте признаки уверенности и вы почувствуете себя уверенно.

Излучайте энергию и энтузиазм! Вы взволнованы и очень рады здесь находиться. И, кстати, это должно быть по идеи правдой. Ведь это ВАШ ДЕНЬ, когда, спустя несколько лет учебы, кучи потраченных денег, вы наконец стоите перед комиссией и пользуетесь возможностью проявить себя с позиции специалиста, возможно будущего топ-менеджера, директора, бизнесмена…

Поддержка контакта с аудиторией

С аудиторией необходимо постоянно поддерживать контакт. Для этого можно переводить взгляд от одного слушателя к другому. Волей-неволей, комиссия будет невербальными способами показывать свою реакцию на происходящее: прислушиваться, мимикой выражать согласие или несогласие с услышанным.

Помните:

Визуальное восприятие – 55%

Вербальное восприятие – 38%

5. Ответы на вопросы

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Бывает, в своих ответах на вопросы часто употребляют фразы типа «хороший вопрос» или «О, отличный вопрос». Однажды один из слушавших сказал: «а я и не знал, что тут оценивают меня». Так, что можете начать с «спасибо за вопрос», а затем давать авторитетный ответ. Вполне понятно, что после озвучивания вопроса вам нужно время обдумать ответ. Важно сначала думать, а потом только говорить!. Чтобы выиграть время на обдумывание, вы можете повторить вопрос, перефразируя его. Если вопрос не совсем понятен, попросите пояснить. Еще как показывает опыт после озвучивания вопроса волнение проходит, особенно если вам есть что ответить. Настройтесь так: звучит вопрос и вы вместо того, чтобы дрожать как под осиновый лист просто «услышьте суть вопроса «.

Часто на защите задают вопросы-замечания. Не тушуйтесь. Тут важно защитить то, что у вас есть, защитить свое творение, а это значит, отстоять свою позицию, сохраняя при этом почтение, уважение и доброжелательность к комиссии. Если замечание очевидное, то со смирением стоит согласиться. Но, не оправдывайтесь и не извиняйтесь. С достоинством продолжайте защиту.

Завершая защиту, необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, типа спасибо, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс:))

Удачного Вам выступления!


P\S эти строки я пишу уже спустя некоторое время после публикации статьи. Только что вернулась с защиты ВКР. И пришла в голову еще вот какое..наставление…что ли.

После защиты позвоните своему руководителю и сообщите оценку, поделитесь впечатлением и просто скажите ему спасибо .

Это будет означать что вы цените тот труд и то внимание, которое в течение нескольких месяцев проявлял к вам руководитель.