04.03.2019

Природные материалы на уроках технологии. Использование природного материала на уроках трудового обучения в начальных классах


Как собирать : лучше всего природные материалы собирать днем в солнечную погоду. Или, по крайней мере, не дождливую. Во-первых вы хорошо будете видеть, что берете, во –вторых вам меньше придется сушить. Каштаны, желуди и кленовые листья собираете, разумеется, в сезон. Это же относится и к веткам – они должны быть без листьев. Ветки можно брать в лесу, еловые, сосновые и любые лиственные, покрытые лишайниками или уже в парке-сквере, но когда деревья скинут свои листья. Выходя на дело, для каждого отдельного материала имейте свою тару. Так будет проще разобрать дома и будет видно, сколько чего вы собрали. Камни-шишки-ветки можно собирать в обычный пластиковый пакет (или тряпичную сумку), для цветов и семян необходимы коробочки. Для больших цветов – коробка из-под детской обуви, для маленьких – спичечные коробки. Не берите сразу много – лучше разделить сбор природных материалов на несколько этапов. Это ведь как с грибами – глаза завидущие, а ночью потом не поспишь, разбирая и очищая.

Сушка природного материала :

Итак, добытый «урожай» необходимо просушить и так, что бы он сохранил свои свойства и красоту. Ветки сушатся на подоконнике, на газетах с несколько слоев.. Из веток, особенно покрытых лишайниками, будут выползать всякие жучки-паучки, так что будьте к этому готовы. Будут они выползать и из шишек, который сушат таким же образом – на газетах. Сосновые шишки сохнут гораздо дольше еловых и при высушивании раскроются. Семена и еловых и сосновых шишек довольно летучие, поэтому если у вас есть какая-то большая коробка (например, от сапог с высоких голенищем,) – лучше застелить ее дно газетами и сушить ветки-шишки в ней. Совершенно особым образом сушатся цветы и травы – в зависимости от бутона и его высоты их сушат или вниз головками, развесив как в избушке Бабы Яги, или в манке. Для того, что бы высушить объемный цветок необходимо взять чашку, насыпать на ее дно примерно на два пальца манки, осторожно опустить цветок бутонов вниз и со всех сторон медленно и аккуратно продолжать обсыпать манкой. Сушить желательно в теплом месте. «Гербарные образцы» – которые пойдут затем на открытки, сушат между газетами под грузом, меняя газеты каждый день. Учтите, что цветы и травы не гладят утюгом! Это прерогатива листьев, и то не всех. Листья хорошо сохнут между страниц книг. Камни и песок тщательно моются, сушатся и убираются в коробку. Яблочные семечки и прочие, «домашние» природные материалы собираются в процессе готовки и сушатся в спичечных коробках.

Пока ваш «урожай» сохнет вам необходимо найти для него место. Учтите, вся эта будущая красота требует своего места и своих коробок – иначе она начнет падать вам на голову в самые неподходящие моменты и покрываться пылью в пластиковых пакетах. Проще всего завести одну большую коробку, внутри которой будет много маленьких и поставить эту коробку в кладовку. Учтите, что если вы спрячете коробку слишком хорошо – вы не захотите ее доставать J. В эту же коробку имеет смысл сложить всё то, что потребуется вам для работы с природными материалами: стопку газет, клей, пластилин, ножницы, клеенку на стол, плексигласовую доску для резки материалов (или обычную доску), канцелярский нож.

былинах, пословицах и поговорках. В полевых цветах люди видели очарование юности, птицы были символом свободы и независимости, ветер являлся олицетворением силы и могущества, Днепр-Славутич - мудрости и величия , матушкой ласково называет народ великую русскую реку Волгу .
Любовь к природе приходит с колыбельной песней матери и неторопливой, поучительной сказкой бабушки.Природа учит, воспитывает . Вспомните "Триста страниц "Книги природы" В. А. Сухомлинского, его знаменитую "школу под голубым небом".
Человек - хозяин своей земли , именно хозяин, а не расточитель. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать с детства так же, как уважение к старшим, культуру поведения в обществе.
Издавна народные умельцы использовали природный материал для изготовления различных поделок, многие из которых переросли узкоутилитарное назначение и превратились в подлинные произведения искусства. Всемирную славу приобрели федоскинские и палехские шкатулки , широко известны дымковские и филимоновские глиняные игрушки, большой популярностью пользуется у нас в стране и за рубежом знаменитая матрешка.
Все природные материалы можно разделить на две большие группы : растительные и минеральные . К растительным относят листья деревьев и кустарников, кору, цветы, соломку, шишки, желуди, каштаны и т. п., к минеральным - песок, ракушки, камешки и т. д. Перечень одной и другой групп довольно обширен , поэтому, исходя из местных условий, всегда можно найти материал для любой самоделки.
При сборе природного материала трудно предусмотреть, что именно пойдет на изготовление конкретной поделки, так как создание игрушек - процесс творческий. Игрушка подчас рождается экспромтом, поэтому собирают материала намного больше, чем требуется для проведения одного-двух занятий. Под руками должен быть большой выбор всего необходимого.
Хранение природного материала не представляет трудности . Технология подготовки некоторых из них будет рассмотрена в соответствующих разделах. Не рекомендуется хранить природный материал «навалом». Его необходимо рассортировать по видам и хранить либо в папках, либо в коробках. Это облегчает поиск во время работы и способствует лучшей сохранности.
Для работы с природными материалами используют различные инструменты. Тонкие веточки обрезают маленьким перочинным ножом . Для пиления применяют пилочку с мелкими зубьями, иногда лобзик. В работе необходимы молоточек, плоскогубцы, шило, маленькая дрель или коловорот с набором небольших по диаметру сверл. Мелкие детали из природного материала трудно обрабатывать в руках, поэтому для их закрепления используют небольшие тисочки или придерживают детали пинцетом .
Обрабатывать природные материалы необходимо на специальном столе . Если такого стола нет, можно использовать для работы обыкновенную доску, на которой прибита дощечка с клиновидным выпилом для придерживания деталей. Такое приспособление используют при строгании древесины на столярном верстаке .

Творческие занятия с детьми разнообразит работа с природными материалами. Из них создают объемные игрушки, фигурки животных, аппликации и другие поделки. Важным этапом занятий становится не только создание поделок, но и сбор и обработка материалов, подготовка их к применению.

Совместные походы в парк или на природу помогут детям лучше узнать окружающий мир. Родители могут показывать различные виды растений, их ягоды плоды и семена, а также прививать детям любовь к природе. Так, например, сбор коры не должен навредить дереву, его следует производить только на уже поврежденных или спиленных деревьях. Природный материал безопасен, доступен и предоставляет широкие возможности проявить фантазию.

Что можно сделать из природных материалов?

Из различных природных материалов можно создавать игрушки, изображения зверей и человечков. Разнообразные по форме, цвету и фактуре, они прекрасно сочетаются между собой и дополняют друг друга. Из всех сделанных игрушек можно собрать целую композицию или выставку персонажей.

Мебель, транспорт, домики и другие предметы для игрушек также можно создать из природных материалов, распиленных веток, коры деревьев. В качестве основных способов соединения используют клей ПВА, или другой клей, а также проволоку, нити, веревки, заточенные спички или зубочистки. В работе с природными материалами могут понадобиться такие инструменты: ножницы, кисть, игла с ниткой, шило, пила, напильник, нож и другие.

Когда и что нужно заготавливать?

Все природные материалы можно разделить на те, которые необходимо заготавливать летом, и те, которые доступны с созреванием плодов осенью. Летом и весной доступны такие природные материалы, как цветы, листья, трава, рогоз, кукуруза, береста, и другие. Осенью собирают орехи, каштаны, желуди, семена многих растений, солому, декоративные тыквы, и другие материалы. Некоторые материалы, как мох, шишки, хвоя и ракушки, доступны в любое время года.

Цветы и листья растений выравнивают между листами бумаги и сушат, из них можно составить аппликацию или букет из сухоцветов. Из плотных листьев получаются крылья для бабочек и стрекоз или плавники для рыбок. Осенние листья окрашены в теплые цвета и считаются особенно красивыми. Зеленые летние листья по мере высыхания, теряют насыщенный зеленый цвет. Разнообразие форм и цвета листьев делает их интересным материалом для творчества. Собранные листья проглаживают утюгом через бумагу, досушивают под прессом. Хранят их также между картонными или бумажными листами.

Летом можно делать поделки из пучков травы или использовать ее для связки деталей поделки. Зеленые колосья, стебли трав или пучки травы быстро вянут, становятся ломкими после высыхания. Поделки из таких недолговечных материалов быстро портятся, однако с их помощью также можно развивать ребенка.

Природные материалы для поделок

1. Рогоз

Рогоз - летнее растение, растущее в воде на мелководье рек, озер, прудов и других водоемов. Его вытянутые коричневые соцветия состоят из мягкого пуха, легко поддающегося моделированию. Можно использовать эти соцветия, которые в народе зовут «камышом», для создания фигурок животных. Листья и стебли рогоза можно сушить, резать, сворачивать и использовать для различных деталей в поделках.

2. Кукуруза

Кукуруза - особенная летняя культура, в которой для поделок можно использовать очищенные свежие или сухие початки, длинные листья и затвердевшие зерна. Чем старше и тверже початки кукурузы, тем труднее с ними работать ребенку, ведь их необходимо разрезать или прокалывать. Занятия с детьми проводят, когда кукуруза не до конца созрела и легко поддается воздействию. Длинные и мягкие листья кукурузы позволяют разнообразить поделки, их можно складывать, сворачивать, связывать в узел, и так далее. Перед работой просушенные листья размачивают пару часов в мокрой ткани.

3. Береста

Известный с древних времен материал для народного творчества - березовая кора, или береста . Она необычна, красива, долговечна. Березовая кора, собранная весной и осенью наиболее красивая и гибкая, она легче снимается со ствола. Чтобы правильно снять кору с древесины, ее надрезают по окружности, отделяя кусок шириной до 25 см. Кору очищают, внутреннюю сторону протирают влажной тканью, внешнюю - зачищают наждачной бумагой. Чтобы кора была ровной, ее сушат, придавив доской с грузом. Если необходим скрученный лист бересты, то ее размачивают и высушивают на солнце или в тепле.

4. Ягоды и плоды

Из свежих летних ягод и плодов можно создавать фигуры и другие поделки, например, бусы. Высыхая, ягоды затвердевают и сморщиваются, либо портятся. Из плодов шиповника и рябины получаются яркие украшения и персонажи.

5. Солома

В конце лета после сбора злаковых, среди природных материалов появляется солома . Из нее можно связывать объемные игрушки, плести плоские поверхности, наклеивать гладкий рисунок. Золотой цвет проглаженной соломы нравится детям, они с удовольствием работают с этим гибким материалом. Собирают солому, сохраняя ровные стебли. Места соединений стеблей вырезают, ровные соломинки сортируют по длине и хранят в коробках. Чтобы солома стала эластичной, ее вымачивают сутки в закрытой посуде, залив кипятком. Для аппликаций нужна гладкая солома, и ее проглаживают утюгом.

6. Просушенные плоды кувшинки

В качестве природного материала используют и просушенные плоды кувшинки , напоминающие маленький сосуд с зауженным горлышком. Их интересная форма подходит для создания частей тела игрушек, для игрушечной посуды.

7. Плоды декоративной тыквы

Интересным природным материалом считают и высушенные яркие плоды декоративной тыквы . Ее разнообразные формы и цветовые оттенки предоставляют свободу детской фантазии.

8. Орехи, желуди и каштаны

Осенью созревают грецкие, лесные, кедровые и другие орехи , а также желуди и каштаны . Их форма, коричневый цвет, фактура поверхности, твердость и другие качества позволяют создавать различные части тела объемных игрушек, животных и персонажей. Шляпка, или плюска лесных орехов также может применяться в поделках. Грецкие орехи можно использовать целыми либо расколоть их на половинки. Кедровые и земляные орехи легко прокалываются и склеиваются. Хранить все виды орехов следует в разных коробках в сухом помещении. Твердые орехи следует разрезать и прокалывать самому воспитателю. Ребенок может пораниться, пытаясь проколоть твердый и круглый предмет.

Желуди , плоды дуба, собирают осенью, когда они поспели и начинают опадать. Их можно отбирать разного размера для разных поделок. Желуди могут получаться разных форм, более округлых или вытянутых, они могут расти сдвоенными, строенными. Чашечки этих плодов, или плюски, также затвердевают, отделяются от желудей и используются в изготовлении игрушек. Если сами желуди могут быть частью тела животных или человечков, то их чашечки можно использовать как посуду или головные уборы игрушек. Отбирать желуди следует целые, крепкие, без повреждений, гнили и прелых пятен. Они долго могут храниться в прохладном влажном помещении.

Плоды дерева каштан коричневого цвета, округлые и гладкие. Соединяя их проволочками или спичками, получают простые игрушки: мишек, зайчиков, мышат и других животных. Их колючая кожура может применяться для создания ежиков. Каштаны можно собирать разных размеров, они бывают круглыми и полукруглыми, половинчатыми. Они долго сохраняются в прохладном месте.

9. Семена растений и деревьев

Семена многих растений и деревьев широко применяются в изготовлении поделок из природных материалов. Как правило, семена созревают осенью. В поделках можно использовать семена ясеня, акации, тыквы, арбуза, подсолнечника, и многие другие. Их можно приклеивать клеем, прошивать или прокалывать иглой, зубочисткой или проволокой. Из них получаются части тела, глаза и носики животных.

10. Шишки и хвоя деревьев

Распространенным материалом являются шишки хвойных деревьев: кедров, сосен, елей, кипарисов и пихт. Шишки можно использовать как раскрытые, так и нераскрытые. Если шишки собирать с влажной почвы, то они медленнее высыхают и сохраняют форму. Если они быстро сохнут в тепле, то могут раскрываться, деформироваться. Шишки можно прокалывать, связывать и склеивать. Они могут быть частью объемных игрушек. Можно сортировать их по форме и размеру, как и другие материалы, хранить в отдельных коробках.

Среди природных материалов, которые можно получить и весной, и летом, и осенью, а иногда даже зимой, можно назвать и саму хвою деревьев. Длинные хвоинки можно использовать как усики бабочек, колючки ежа, лапки насекомых, и другим способом. Их можно связывать в пучок или вкалывать по отдельности. Хранить хвою можно в спичечных коробках.

11. Мох

В теплое время года можно собрать мох , который применяют для создания фона, имитации травы в игрушечных композициях. Мох может долго храниться, его легко приклеить к плоскому основанию.

12. Высушенный древесный гриб

Интересным природным материалом может послужить срезанный и высушенный твердый древесный гриб . Из него можно сделать подставку или крышу домика.

13. Кора деревьев

Аналогичным твердым материалом, служащим «строительным материалом» в создании целых кукольных композиций, может быть твердая древесная кора . Ее можно покрыть прозрачным лаком, что продлит срок «жизни» композиции. Кора разных деревьев отличается по цвету и форме. Кроме указанной березовой коры, которая является тонким и гибким материалом белого цвета, можно использовать кору сосны, дуба и других деревьев. Она может быть твердой и плотной, а может быть мягкой и гибкой, рельефной, темного коричневого или серого цвета.

14. Ветки деревьев

Ветки являются прочным природным материалом. Из тонких веток можно создавать руки, ноги или шеи кукол, скамейки для игрушек, перекрытия домиков, беседки и так далее. Более толстые ветки при распиле могут имитировать пенек для сказочных персонажей. Из разветвленных веток можно создать игрушечный сад или лес. Ветки для поделок лучше использовать не пересушенные и неповрежденные. Ветки таких растений, как сосна, сирень и кизил не ломаются при высыхании, они упруги, их удобно применять при создании фигур. Собирая ветки для поделок с группой детей, воспитатель должен научить не повреждать деревья, собирать опавший материал.

15. Корни деревьев и кустарников

Очень интересным материалом являются корни деревьев или кустарника , однако добыть их довольно затруднительно. Корни можно найти по берегам рек, где они размываются водой. Важно напоминать детям, что корни живых деревьев повреждать и срезать нельзя. Корни имеют фигурную неповторимую форму. Часто в их форме можно увидеть какого-либо персонажа, фантастическое существо или насекомое. Зачищенные и покрытые лаком корни можно украсить другими материалами. Собранные корни необходимо вымыть, просушить и хранить в обычных условиях, в сухом помещении, предохранять от излишней влажности. Занятия с этим природным материалом развивают фантазию, творческое мышление и наблюдательность у ребенка.

16. Перья птиц

Разнообразным, податливым и ярким материалом можно назвать перья птиц . Можно использовать перья домашних птиц: уток, кур, гусей и других. Перья диких птиц можно найти просто на улице и в походе. Если у детей есть домашние попугайчики, то их яркие разноцветные перья станут украшением поделки. Собранные перья необходимо обязательно вымыть и просушить. Чтобы вернуть им первоначальную естественную форму, их достаточно расчесать щеткой или разгладить пальцами. Птичьи перья можно разрезать, сшивать, склеивать, вставлять в отверстия более твердых природных материалов. При работе с перьями можно рассказать детям о различных видах птиц, о том, как они летают с помощью перьев, и так далее.

17. Ракушки и камни

Одним из самых распространенных и любимых детьми материалов являются ракушки . Их можно найти на берегах рек, а в особенности, на берегу моря. Они могут быть различной формы, от плоской овальной, сердцевидной или напоминающей гребешок, до объемной формы в виде скрученного рожка. Размеры ракушек также могут быть совершенно разными. Ракушки можно прокалывать, сверлить, надпиливать и склеивать. Из них можно собирать фигурки персонажей, составлять плоские рисунки и изображения цветов, а можно обклеивать ими целые плоскости шкатулок или картин.

Собранные ракушки необходимо тщательно промыть щеткой и высушить. Собирая ракушки, можно выбрать и другой природный материал - обточенные водой природные камни . Их можно приклеивать резиновым и строительным клеем, создавать из них части обстановки, выкладывать дорожки или строить домики игрушкам.

Работа с природными материалами значительно развивает творческую фантазию детей, а также знакомит их с миром живой природы.

Природные материалы на уроках технологии

Природа - неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства.

Можно выделить несколько факторов благотворного влияния работы с природным материалом:

развитие сенсомоторики. Развивается согласованность в работе глаз и рук, совершенствуется координация действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений;

умственное развитие ребенка. Прослеживая путь по изготовлению поделок из природного материала, можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, а затем ребенок изготавливает поделку по собственному замыслу;

развитие внимания. Повышается устойчивость внимания, формируется произвольное внимание;

удовлетворяется любознательность детей. В таком виде деятельности всегда есть новизна, творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов;

развитие личности ребенка, воспитание его характера. Игрушку сделать не так просто: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок сталкивается с трудностями, он должен попытаться самостоятельно справиться с ними.

Аппликационная работа над поделками из природного растительного материала требует от ребенка точных действий, и если вначале бывает так, что при изготовлении требуется особенно большая усидчивость, то с появлением определенных навыков развиваются и гибкость пальцев, и хватательные умения, движения мелкой моторики, фантазия. Появляется согласованность в работе зрения и действий руки, совершенствуется координация движений, гибкость и точность в выполнении нужных действий.

Все природные материалы можно разделить на две большие группы: растительные и минеральные. К растительным материалам относят листья деревьев и кустарников, кору, цветы, соломку, шишки, желуди, каштаны и т.п. К минеральным - песок, ракушки, камешки и т.д.

Растительные природные материалы используются для изготовления плоских, выпуклых и объемных композиций на уроках труда во всех классах. Еще в детском саду дошкольники делают аппликации из листьев и семян, объемные композиции из разнообразных плодов и их частей, веточек. В третьем-четвертом классах школы дети уже могут включать в аппликации- флоресты лепестки, цветы и соцветия. Особенно оригинальные работы получаются из соломы злаковых культур.

Природные материалы требуется не просто собрать, их нужно правильно обработать, заложить на хранение и систематически пополнять имеющийся фонд.

Листья, собранные детьми на уроке-экскурсии, в классе сортируют по породам деревьев и размерам, если нужно, протирают сухим лоскутком и укладывают под пресс для засушивания в специальных папках из гофрированного картона, переложив кусками газеты. Газеты меняют каждые два-три дня до полного высыхания листьев. Небольшие цветы, соцветия и лепестки срезанных цветов традиционно засушивают в книгах, которые обеспечивают сильное сжатие тонких поверхностей и быстрое их высыхание. Для удобства работы на уроках готовые материалы хранят в складных бумажных коробках. Семена яблони, груши, арбуза, дыни и др. тщательно отмывают в домашних условиях от сока, высушивают на бумаге или полотенце и хранят затем в классе в стеклянных емкостях с крышкой.

Еще раз оговоримся: семена, выращиваемые специально в пищу и продаваемые в виде крупы (рис, гречка, пшено, горох и др.) могут быть использованы исключительно фрагментарно и очень редко (глазки у объемной игрушки из каштанов или шишек). Плоды деревьев (желуди, каштаны, орехи, шишки) собирают и обеспыливают. Затем подсушивают и закладывают на хранение строго по сортам в картонные маркированные коробки. С каштанов снимают колючую кожуру, ее подсушивают, хранят отдельно от плода. Сам плод каштана (орех) должен быть использован в этом же году, поскольку он от пересыхания неизбежно сморщится (что не помешает включить его в великолепную композицию) и просверлить в нем отверстия для монтирования с другими деталями будет существенно труднее, чем в свежем. Орехи (грецкие, лещина, фисташки) редко используются целиком. Как правило, для наших композиций пригодится только их скорлупа. Ее собирают в течение года. Хранят в стеклянных емкостях с крышкой.

Шишки (еловые, сосновые, ольховые и других пород деревьев) собирают с земли осенью, обеспыливают и подсушивают. Следует помнить, что при высыхании свежие шишки меняют внешний вид - они раскрываются. И хранить их нужно именно в сухом помещении, подальше от воды, иначе они заплесневеют. Если же для реализации замысла среди зимы понадобится закрытая шишка, ее придется замочить в стеклянной емкости на несколько дней. Как только она закроется, её вынимают, вытирают, немного подсушивают и консервируют форму. Для этого шишку окунают в столярный клей и высушивают. Если же свежую шишку (закрытую) нужно быстро раскрыть, используют принудительное высушивание. Шишку кладут на горячую батарею на день-два и наблюдают за изменением формы. Еще проще раскрыть шишку, подсушив ее дома в духовке (дети должны это делать под наблюдением родителей).

Для работы в кружке могут понадобиться шишки искривленной формы. В этом случае свежую шишку варят до тех пор, пока сердцевинка не станет мягкой. Вынув из кипятка, ее остужают, сгибают руками в нужном направлении и «бинтуют», фиксируя форму. В таком виде заготовка высыхает окончательно. Затем бинт снимают и заготовку консервируют в столярном клее. Кора, как правило, служит базовой (основной) деталью, на которой собирают объемную композицию. Обломки коры собирают с пней или стволов деревьев при их весенней обрезке. Особую ценность представляет слоистая кора березы, берёста. Ее распаривают в кипятке, расслаивают, затем высушивают под прессом. Как правило, берёсту используют в кружковой работе. Тонкие веточки подбирают с земли, обеспыливают, хранят в картонных коробках. Солому злаковых культур очищают от листьев, вырезают узлы. Полученные трубочки-междоузлия варят в домашних условиях в течение 20 минут для обеззараживания, вынимают из кипятка и остужают на полотенце. Часть длинных трубочекраскалывают ножом вдоль волокон и разглаживают горячим утюгом по глянцевой поверхности, превращая в ленточку. Оставшиеся трубочки тщательно высушивают, чтобы не допустить загнивания, затем закладывают на хранение в картонные коробки, разделив по оттенкам. Соломку можно в случае необходимости окрасить (хотя у нее и так богатейшая палитра). Кипячение в содовом растворе с добавлением луковой шелухи усиливает желтый цвет соломки, с шишками ольхи или дубовой корой - придает ей коричневый цвет. Если же мы хотим получить необычные яркие цвета (красный, фиолетовый, зеленый и т.д.), соломку предварительно нужно обесцветить обычными бытовыми отбеливателями для хлопчатобумажных тканей. Затем ее тщательно прополаскивают и погружают в раствор анилиновых красителей для тканей. Получив нужный цвет, солому вынимают из раствора, вновь прополаскивают в проточной воде и высушивают. лепка изобразительный искусство скульптур

Свойства, которыми обладают подготовленные к работе природные растительные материалы . Что нужно знать, чтобы изготавливать долговечные композиции?

Листья и цветы при высыхании под прессом незначительно меняют цвет, фиксируют форму, теряют эластичность. Они становятся твердыми и хрупкими. Эти свойства диктуют технологические приемы работы с ними. При сборке аппликаций из листьев и цветов используется клей ПВА, который наносят точечно.

Из минеральных природных материалов для работы доступны камешки, ракушки, яичная скорлупа и перья.

Небольшие камешки и ракушки, как правило, готовы к употреблению. Их тщательно отмывают, высушивают и хранят небольшими порциями в картонных коробках, разобрав по размерам. Целую яичную скорлупу готовят дома, под руководством родителей, но учащиеся на уроках тщательно анализируют приемы работы по учебнику. Вначале целое сырое яйцо нужно помыть под струей холодной воды, вытереть, осторожно шилом проколоскорлупу с полюсов и выдуть содержимое в чашку. Затем, закрыв одно из отверстий пальцем, через другое налить в скорлупу немного воды, несколько раз встряхнуть и выдуть остатки воды в раковину. Целые скорлупки (по три штуки на учащегося) хранятся в картонной коробке в классе и используются как полуфабрикаты для игрушек в течение года. Осколки скорлупы хранят отдельно, они понадобятся для мозаичных аппликаций на глиняных цветочных горшках. Птичьи перья используют в качестве отделки изделий с большой осторожностью. Как правило, это два-три перышка, «добытые» из подушки, или сброшенное домашним попугаем яркое перо для украшения прически индейца.

Все изделия из названных материалов можно условно разделить на плоские, выпуклые и объемные.

К плоским изделиям, собранным на клее ГТВА, относят аппликации из засушенных гербарным способом листьев, цветов и соцветий, лепестков. Используются также трубчатая и разглаженная солома и семена. Листья, цветы и соцветия закрепляют на фоновой детали капельным приклеиванием. Соломку и семена приклеивают за всю поверхность.

Технология выполнения аппликации из природного материала младшими школьниками предусматривает такие этапы работы:

подготовка материала, его выбор;

выбор рисунка для аппликации;

положение материала, создание эскиза;

выбор оборудования инструментов, вспомогательных материалов;

техника выполнения поделки различными способами.

Для выпуклых аппликаций используются высушенные детали из плоской соломы на кальке. Их изгибают на фальцовке точно так же, как любые бумажные детали. Однако следует помнить, что направление изгибания должно точно совпадать с направлением волокон соломки. Тогда деталь легко изогнется. Если же направление будет поперечным, ленточки соломинки отклеятся от кальки. Приклеивают изогнутые фрагменты из соломки к фоновой детали, также как и бумажные, в одной точке.

В первом классе для соединения объемных деталей учащиеся используют пластилиновый налеп, во втором классе детали склеивают клеем ПВА (в некоторых случаях требуется предварительная зачистка мест соединения наждачной бумагой или надфилем), в третьем и четвертом - соединяют на шпильках.

Кроме растительных природных материалов, в начальных классах используются некоторые минеральные материалы животного происхождения. Это ракушки и яичная скорлупа. Такие материалы могут сочетаться в изделиях с растительными природными, бумажными и полимерными материалами, с полуфабрикатами.

Отдельную группу среди изделий из растительных природных материалов образуют елочные подвески из расплющенной соломы . Поскольку солома обладает естественным блеском и очень нарядной окраской, ее можно сплющить утюгом, обрезав концы, выровнять длину заготовок и связать по схеме, чтобы получилась, например, восьмиконечная рождественская звезда. Особенно нарядной получится подвеска, если ее лучи переплести елочным дождиком.

Более сложные композиции получаются из целых трубочек соломы, которые нанизывают на елочный дождик, получая сквозные объемные подвески.

Кому, как не мамам, известно, что любят наши детки вспомнить в 21-22 часа вечера о том, что завтра нужно принести поделку из природных материалов, букет из сухих листьев и цветов, гербарий и так далее. И что делать? Собираемся и с фонариком идем собирать «запасы», а потом всю ночь лепим, клеим, красим, чаще всего уже без ребенка. А иногда в саду дают задание, вроде и светло еще, но на улице дождь. Как собрать нужный материал? Чтобы хотя бы частично обезопасить себя от подобного (полностью не получится, к сожалению) я начала собирать «коллекцию» природных материалов, выделив для этого небольшую коробку из-под обуви и различные коробки и коробочки поменьше, которые складываю в эту саму коробку из-под обуви. Ну и плюс различные книги помогают. Итак, что мы можем заготовить?

1. Сушим различные листья. По дороге домой набираете по несколько листиков разных деревьев. Цвета тоже можно разные, какие попадутся: желтые, зеленые, красные… Главное, отбирать самые красивые, а не стремиться набрать побольше. Ведь впереди у нас еще множество погожих дней и мы успеем собрать довольно большое количество листочков. Но пусть это будут самые-самые красивые.

Дома еще раз пересматриваем «добычу», если есть порченные (случайно не досмотрели) или просто не нравящиеся вам – смело отправляем их в мусорное ведро. Остальные Промываем под проточной водой, выкладываем на застеленную бумагой или тканью (я застилаю одноразовыми тряпками из рулона) поверхность, даем высохнуть влаге и затем – в книгу, а книгу можно поставить обратно на полку. А можно разложить между листами обычной бумаги придавить чем-то тяжелым. И пусть себе сохнут, потом пригодятся.

Кстати, если вам нужно высушить листья прям очень срочно, то вложите их между двумя листами белой бумаги и несколько раз прогладьте горячим утюгом.

2. «Самолетики» или «вертушки» от клена. По дороге домой после того, как семена клены вызревают, срезаем с ребенком несколько кистей. Дома аккуратно снимаем их с веточек, оставляя парами, перебираем, удаляем испорченные. Затем промываем и высушиваем в течение нескольких дней на любой поверхности, застеленной бумагой: на столе, на подоконнике, на полу. Как только высохнут, ссыпаем в коробочку и отправляем в большую коробку или в шкафчик с материалами для поделок.

3. Каштаны и желуди. Пожалуй, самый ходовой материал для поделок. Да и не всегда они есть на деревьях, растущих рядом с домом. Поэтом лучше запастись ими заранее, много не надо, но десяток-другой не помешает. Кстати, я иногда нахожу желуди без шляпок и отдельно – шляпки. Такое тоже собираю, иногда нужны то шляпки, то желуди, а иногда целые желуди со шляпками.

После того, как собрали желуди и каштаны, я их хорошо промываю под проточной водой, затем несколько дней сушу в прохладном, хорошо проветриваемом помещении (у меня это обычно небольшой сарай). После того, как плоды подсохли, складываю их в коробку, обязательно перекладывая скомканной бумагой (можно и насыпью хранить, но с бумагой они меньше пересыхают и «скукоживаются»). Затем убираю их в коробку с остальными природными материалами.

4. Шишки. По принципу так же, как и с желудями: собираю, мою, высушиваю. За исключением некоторых нюансов. Чаще собираю еще закрытые шишки, их мыть легче. А раскрываются они потом, в процессе сушки, от тепла. Затем часть убираю в таком виде, часть отбеливаю. Идеально белые не получаются, конечно, но светлеют. Отбеливаю не в хлорке, ни в коем случае! (В интернете почему-то множество информации об отбеливании в хлорке именно, пробовала, «лепестки» шишки поменяли свою структуру, стали мягкие). Как я отбеливаю: хорошо мою, высушиваю. Затем опускаю на некоторое время в «крот» или подобные ему средства. Вытаскиваю, промываю и сушу, пока шишки не откроются (от влаги они закрываются), еще раз промываю и снова подсушиваю. Затем помещаю в специальный раствор для отбеливания древесины (покупаю в строительных магазинах), периодически просушивая, если шишка закрылась. Через несколько дней вытаскиваю, промываю, высушиваю, снова промываю и высушиваю. Вот и все. Говорят, что еще хорошо отбеливают растворы, содержащие ксилоту. Но я не пробовала, поэтому утверждать не могу.

5. Различные веточки и палочки . Совершенно «разнокалиберные»: и по длине, и по толщине, ровные и не очень. Они тоже обязательно присутствуют в моей коробке с природными материалами. Хорошо промытые и высушенные.

6. Если есть возможность достать, то обязательно в коробку кладется пакетик с сеном или соломой . Тоже может пригодиться.

Что еще в коробочке : шиповник, высушенные цветы, камышинки, немного сухоцветов, тыквенные семечки, орехи, подсолнуховые семечки. И обязательно – интересные камешки, в том числе и плоская галька. Ее так интересно раскрашивать. А вы можете добавить в коробочку все, что посчитаете интересным, чем больше запас, тем проще делать поделки!

К сожалению, пока показать свою коробочку не могу, прошлогодние запасы закончились, а в этом году только-только начали собирать запасы.