01.03.2019

Инструкция по эксплуатации гбо. Требования к дымоходу. Порядок запуска инжекторного автомобиля


Инструкция по эксплуатации легковых, грузовых автомобилей и автобусов для работы на сжиженном нефтяном (СНГ) и компримированном природном (КПГ) газах.

1.ВВЕДЕНИЕ

Данная инструкция распространяется на легковые, грузовые автомобили и автобусы всех модификаций,отечественного и иностранного производства с "карбюраторными" и "инжекторными" двигателями, оборудованные Газобаллонной аппаратурой (далее ГБО) фирмы LOVATO, BIGAS, TOMASETTO, ZAVOLI и других производителей и устанавливает общую методику и порядок эксплуатации, и ТО.

2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

2.1 Автомобиль предназначен для эксплуатации на СНГ марок ПА или ПБА по ГОСТ 27578-87,

КПГ или бензине.

2.2 Не допускается работа двигателя при одновременной подаче газа и бензина.

2.3 Для сохранения нормальной работоспособности бензиновой системы питания и продления срока службы резинотехнических изделий газового редуктора, рекомендуется применять запуск и прогрев холодного двигателя на бензине с последующим переводом на газ.

2.4 Останавливайте двигатель выключением зажигания.при постановке автомобиля на ремонт или длительную стоянку необходимо выработать газ из системы, для чего при работающем на газе двигателе в режиме холостого хода (вне закрытого помещения) перекрыть расходный вентиль мультиклапана (если это СНГ) или вентили на всех баллонах (если это КПГ) и дождаться останова двигателя. Во избежание повреждений уплотнителей закрывайте наполнительный и расходный вентили мультиклапана (СНГ) и вентили баллонов (КПГ) только усилием руки, без применения какого либо инструмента.

2.5 Техническое обслуживание или ремонт ГБО, а также других узлов и агрегатов автомобиля производите только после выработки газа из газовой системы питания, при закрытых вентилях.

2.6 Ремонт баллона или мультиклапана производите только после слива газа (СНГ) или стравливания (КПГ) в безопасном месте, и последующей продувки воздухом или нейтральным газом.

2.7 Наполнение баллонов производите на газонаполнительных станциях АГНС и АГНКС с соблюдением соответствующих правил этих станций.

2.8 При эксплуатации автомобиля обращайте особое внимание на герметичность всех соединений газовых трубопроводов и газовой аппаратуры, соединений бензопроводов (подтекание бензина является в 90% случаев причиной возгорания автомобилей с ГБО) , состояния изоляции электропроводки относящейся к ГБО, состояние шлангов подводящих тосол к редуктору-испарителю(от уровня тосола зависит эффективность испарения и подогрева газа и при отсутствии должного уровня ОЖ в системе в редукторе-испарителе может образоваться воздушная пробка, приводящая к обмерзанию редуктора и прекращению работы автомобиля на газе.

2.9 Не допускается эксплуатация автомобиля с истекшим сроком испытания (переосвидетельствования) баллонов. Баллоны подлежат периодическому освидетельствованию в сроки определенные "ПРАВИЛАМИ", которое производится на специальных испытательных пунктах, имеющих разрешение органов Госгортехнадзора. Дата следующего испытания и клеймо наносятся на табличке баллона.

2.10 Перед проверкой электрооборудования на автомобиле убедитесь в отсутствии газа в подкапотном пространстве автомобиля и окружающем пространстве. Техническое обслуживание или ремонт электрооборудования производите только при отключенной аккумуляторной батарее. Не допускайте ненадежного крепления контактов, а также неизолированных концов проводов, находящихся под напряжением, во избежание искрения или короткого замыкания.

2.11 Не допускайте к ремонту и регулировке ГБО лиц, не имеющих достаточной квалификации в этой сфере.

2.12 В случае пожара, при возможности, закройте расходные клапаны на баллонах и, выработав газ при повышенных оборотах двигателя, выключите зажигание. Пламя тушите порошковым или углекислотным огнетушителем, песком, ветошью, одеждой.

3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АППАРАТУРЫ.

ГБО состоит из следующих узлов и деталей:

Выносного заправочного устройства (СНГ) или заправочного вентиля (КПГ)

Баллонов с моноблочной арматурой (мультиклапаном и коробкой предохранительной-СНГ) и вентилем баллона (КПГ).

Электромагнитного клапана газа (может быть сблокирован с редуктором-испарителем).

Редуктора-испарителя.

Дозатора газа (для эжекционных систем).

Смесителя газ-воздух (для эжекционных систем)

Блока управления (для систем распределенного впрыска газа)

Электромагнитного клапана бензина (для карбюраторных двигателей)

Переключателя видов топлива.

Трубопроводов и шлангов системы.

Заправка баллонов на АГЗС и АГНКС производится заправщиком - это его обязанность, при возможности всегда предоставляйте ему возможность самому производить подключение и отключение заправочного пистолета к Вашему автомобилю. Пистолет на АГНКС универсален, а

на АГЗС встречается евро-вариант и Российский стандарт (для подсоединения Российского варианта используйте переходник, который Вы можете приобрести после установки ГБО).

ГАЗОВЫЕ БАЛЛОНЫ.

Баллоны для газа подлежат периодическому освидетельствованию в организациях имеющих разрешение органов Гостехнадзора. Периодичность освидетельствования баллонов для СНГ- 2 года, для КПГ - 5лет. По результатам освидетельствования делается отметка в паспорте баллона

(при наличии такового) и пробивается срок следующего испытания на табличке баллона или непосредственно на корпусе баллона.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН ГАЗА.

Электромагнитный клапан газа (ЭМК газа) размещен в моторном отсеке а/м и предназначен для перекрытия подачи газа из баллонов в газовый редуктор. В состав газового клапана, как правило, входит фильтр очистки газа (войлочный или бумажный) - он нуждается в периодической чистке и в случае необходимости в замене. Отказ ЭМК газа приводит к невозможности подачи газа в газовый редуктор. Причиной отказа может быть выход из строя катушки клапана, полное засорение фильтра газа, а также отсутствие напряжения на контактах катушки в режиме работы а/м на газе.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН БЕНЗИНА.

Электромагнитный клапан бензина размещен в моторном отсеке а/м и предназначен для перекрытия подачи бензина в карбюратор во время работы двигателя на газе. Имеет вентиль аварийного открытия, позволяющий продолжить, в случае необходимости движение на бензине не зависимо от работоспособности самого клапана. В обслуживании не нуждается. Необходимо периодически проверять шланги подвода и отвода бензина к клапану и контролировать затяжку хомутов крепления шлангов, исключая возможные подтекания бензина могущих стать причиной пожара в моторном отсеке. Отсутствует в системах ГБО для инжекторных двигателей.

РЕДУКТОР-ИСПАРИТЕЛЬ.

Расположен в моторном отсеке А/М. Предназначен для снижения давления газа поступающего из баллона, испарения (СНГ) или подогрева (КПГ) и обеспечения потребного количества газа для двигателя на любых режимах работы.. Подсоединен к "малому кругу" системы охлаждения двигателя при помощи шлангов и хомутов. Принцип действия у редукторов разных производителей аналогичен, отличия только в конструкции. Нуждается в периодической очистке от внутренних смолистых отложений (следствие некачественного газа СНГ) сливе газового конденсата (раз в 5000 км. пробега после остановки двигателя,через отверстие для слива конденсата находящееся в нижней части редуктора), при необходимости производится замена резинотехнических изделий редуктора (в среднем раз в 60000 км пробега). Необходимо следить за надежностью крепления редуктора, состоянием шлангов подводящих к нему ОЖ, затяжкой хомутов крепления шлангов.

ДОЗАТОР ГАЗА.

Расположен на шланге между редуктором-испарителем и смесителем газ-воздух. В системах с лямбда-регулированием может быть выполнен в виде шагового электродвигателя. Бывает однопроходным и двухпроходным. Принцип действия аналогичен водопроводному крану - он перекрывает проходное сечение газового шланга, позволяя отрегулировать нужное количество газа, поступающее в двигатель.

СМЕСИТЕЛЬ ГАЗ-ВОЗДУХ.

Применяется в эжекционных системах . В карбюраторных двигателях бывает верхнего или нижнего расположения (в зависимости от места подсоединения к карбюратору). Обеспечивает оптимальную подготовку газовоздушной смеси перед поступлением в двигатель а/м. Для инжекторных двигателей выпускаются варианты совместного расположения смесителя и предохранителя ДМРВ (Предохранитель датчика массового расхода воздуха - устройство сводящее к минимуму ущерб для деталей системы впрыска а/м и воздушного фильтра при возникновении "обратных хлопков газа"). Уход за смесителем заключается в периодическом очищении от смолистых отложений и контролю за надежностью крепления друг к другу его составных частей. Отсутствует в системах распределенного впрыска газа.

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ВИДОВ ТОПЛИВА.

Находится в салоне автомобиля. Выполнен в виде трехпозиционного переключателя или сенсорной клавиши. Позволяет переключать режимы "ГАЗ" и "БЕНЗИН" с визуальным или звуковым подтверждением с места водителя.

Может содержать индикатор резерва и указатель уровня газа в баллоне.

СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕННОГО ВПРЫСКА ГАЗА.

СРВГ - технически сложная система, предполагающая квалифицированное обслуживание и ремонт. При возникновении ситуаций связанных с отказами оборудования или проблемами в работе, рекомендуем обращаться в специализированный сервис.

Инструкция по эксплуатации котла - свод правил и требований, которые прилагаются в печатном виде к каждой модели. Несмотря на многообразие газового отопительного оборудования, принципы пользования и безопасности у всех моделей одинаковы.

Газовые нагреватели могут различаться конструктивно и по техническим параметрам, но принцип создания тепла в доме один - нагрев теплоносителя (вода/антифриз) сгорающим газом (природный/сжиженный). Подача газообразного топлива в жилое помещение не самое простое и безопасное дело, но потребителей привлекает газ, его сравнительная дешевизна и универсальность.

Голубое топливо можно использовать не только для отопления, но и для нагрева бытовой воды, используя колонки или двухконтурные модели нагревателей. Современное оборудование оснащено действенными системами безопасности, предотвращающими все возможные аварийные ситуации. Тем не менее есть правила эксплуатации, которые обязательны для выполнения и являются гарантией безопасной работы.

Меры предосторожности

Несмотря на стремление производителей к безопасности газовых аппаратов, они все-таки могут стать источником опасности. МЧС регулярно напоминает владельцам любого оборудования, работающего на газе, о мерах предосторожности:

  1. Покупать приборы, работающие на газе, нужно в организациях, имеющих соответствующую лицензию на продажу.
  2. Установку должны выполнять только специалисты соответствующих служб.
  3. В комплекте должна быть инструкция по эксплуатации.
  4. Запрещается менять каким-либо образом конструкцию аппарата.
  5. Ежегодно нужно проводить техническую проверку.
  6. Запрещено уменьшать отверстия для вентиляции в окнах и стенках.
  7. При наличии герметичных окон необходимо организовать приток воздуха.
  8. Нельзя сохранять в котельной материалы, способные быстро воспламеняться.
  9. Запрещено повышать температуру теплоносителя более 90°C.

Правила размещения

  1. Площадь помещения, в котором устанавливается нагреватель - не менее 7,5 м².
  2. Потолки - от 2,2 м.
  3. Должно быть окно, обеспечивающее доступ воздуха с улицы.
  4. Дверь должна открываться в сторону движения человека, выходящего из помещения.
  5. Запрещается оборудовать в котельном помещении выключатели. Если они уже установлены, придется их вывести за пределы помещения.
  6. Необходимо оборудовать приточно-вытяжную вентиляцию. На каждый м³ расходуемого топлива - 15 м² воздуха.
  7. Расстояние от нагревателя до элементов, способных сгорать - 25 см или более. До несгораемых элементов - 5 см. От дымоотвода до сгораемых частей - 40 см, до несгораемых - 15 см.
  8. Устройство монтируют на безупречно ровной плоскости, без уклонов.

Требования к дымоходу

  1. Материал дымохода - сталь. Рекомендовано использовать нержавейку.
  2. Обязательно наличие прочистных люков и отвод конденсата. Внизу дымохода должен быть карман, в котором скапливаются отложения.
  3. Дымоход оборудуют внешней теплоизоляцией, которую защищают от воздействия влаги (конденсат, осадки).
  4. Высота дымохода - от 5 м и как минимум на 2 см выше выходного патрубка.
  5. Дымоотвод устанавливается на приемную тарелку уловителя испарений.
  6. Расширительный бак устанавливают в самой высокой точке системы.
  7. На подающем трубопроводе устанавливают группу безопасности и термометр.
  8. Аппарат нежелательно ставить в проемы, ниши и другие труднодоступные места.

Как пользоваться

В современных моделях нагревателей участие человека сведено к минимуму. Прежде чем аппарат будет запущен, его подключают к:

  • газопроводу - работники газовой службы;
  • трубам отопления;
  • водоснабжению - представители организаций, обслуживающих системы отопления.

Первый запуск осуществляется также работниками сервисных служб. Если во время подключения и обслуживания нарушаются требования инструкции, гарантийные обязательства будут аннулированы. Оборудование должно использоваться только для целей, которые предусмотрены производителем.

Во время монтажа, обслуживания и ремонта необходимо использовать оригинальные запчасти. Если обнаружена поломка или некорректная работа, пользователь должен немедленно перекрыть газ вентилем и позвонить в сервис или службу газа. Производить ремонтные работы самостоятельно запрещается категорически.

При выполнении любых работ с воздуховодом или дымоходом или возле них отключение газа обязательно. Завершив работы, проверяют функциональность дымохода и воздуховода и только тогда приступают к запуску устройства.

Как правильно отключить котел

Если аппарат не будет использоваться долгое время, выполняют такие действия:

  1. Перекрывают газовый вентиль.
  2. Если оборудование энергозависимое, нужно отключить автоматику и водяной насос от электросети.
  3. Перекрывают вентили водоснабжения и отопления.
  4. Если предполагается опускание температуры ниже нуля, придется слить воду.
  5. Вызывают специалиста, чтобы он окончательно отключил оборудование.

Нагреватель также отключают для чистки. Очищают его влажной тряпкой с мягким моющим средством и мылом. Запрещается применять агрессивные вещества.

Система безопасности

Приборы, работающие на газе, нуждаются в серьезном контроле. Его обеспечивает либо человек, либо система автоматики. Последняя способна обеспечить многоступенчатую защиту, которая предотвращает опасные ситуации и повышает безопасность оборудования. Главная задача системы защиты - вовремя отключить устройство, прекратив подачу топлива.

Рассмотрим ступени защиты на примере напольного котла « Волк KSO». Эти современные аппараты имеют многоступенчатую защиту. Одна из ступеней - датчик ионизации, который контролирует пламя. Если огонь потухнет, будет подан сигнал блоку управления, он перекроет поступление топлива и предотвратит аварию.

В камере сгорания имеется датчик температуры, который следит за нагревом теплоносителя и не допускает быстрого прогорания топки. «Волки» оснащены системой КТД - контроля тяги дымохода. Она предотвращает скопление угарных газов. Если тяги нет, начинается скапливание продуктов сгорания в дымоходе, термостат нагревается. При достижении предельного значения температуры контакты термостата размыкаются - поступление топлива прекращается.

Автоматическая защита

Современные модели нагревателей насыщены электронными контрольно-измерительными приборами, генерирующими сигналы для блока управления. Автоматика, получая сигналы от датчиков, координирует работу всех узлов. Элементами, предотвращающими разного рода неполадки и проблемы, являются предохранительные клапаны, расширительные емкости, воздушные клапаны, датчики дыма и другие устройства.

Что делать, если появились неисправности

Рассмотрим ситуации с поломками на примере итальянских котлов . Итальянские настенные и напольные нагреватели - образец качества и эффективности. Но даже при правильном пользовании могут возникать неисправности, требующие оперативного устранения.

В моделях «Бакси» могут появляться такие проблемы:

  • не зажигается горелка;
  • во время работы в топке раздаются хлопки;
  • перегрелся котел;
  • аппарат сильно шумит;
  • вышел из строя датчик.

Вероятные причины поломок связаны как с нарушениями правил эксплуатации, так и с причинами, не зависящими от пользователя:

  • внутрь устройства попала влага;
  • низкое качество теплоносителя;
  • понизилось давление в газопроводе;
  • в электросети перепад напряжения;
  • допущены ошибки при монтаже.

Нарушение хотя бы одного правила или нормы ведет к поломкам, некорректной работе и лишним расходам.

Защита от замерзания

Одно из важных правил эксплуатации систем отопления - обеспечение минимально допустимой температуры теплоносителя. Если в систему залита вода, то при низких температурах происходит замерзание, трубы и радиаторы приходят в негодность. В современных моделях эта проблема решена - пользователь избавлен от необходимости следить за теплоносителем.

Так, например, в котлах южнокорейского производителя предусмотрена надежная защита от замерзания. «Навьен» дешевле европейских аналогов, но эти котлы имеют все необходимые функции защиты, что существенно упрощает использование.

При понижении температуры теплоносителя ниже 10°C автоматически запускается циркуляционный насос. Если теплоноситель остывает до 6°C, автоматически включается горелка, прогревая теплоноситель до 21°C.

Инструкция по розжигу

Нагреватели отличаются типом розжига, поэтому при запуске разных модификаций есть свои нюансы. Прежде чем включать аппарат, нужно прочитать инструкцию по розжигу, чтобы всё сделать правильно. Рассмотрим розжиг на примере итальянского котла « ». Перед включением важно проверить систему на протечки. С этой целью термостат включают на максимум, чтобы автоматически сработало переключение. Процесс розжига Ariston:

  • прибор подключен к электросети, а регулятором нагрева установлено нужное значение температуры;
  • при включении насоса слышится небольшой шум;
  • когда в трубах устранятся все воздушные пробки, шум исчезнет;
  • срабатывает электророзжиг - котел включается самостоятельно.

Самодиагностика

Процесс эксплуатации нагревателей упрощается, если в них предусмотрена функция самодиагностики. Практически все европейские производители оснастили ею свою продукцию.

Так, например, немецкие нагреватели « », отображая коды ошибок на дисплее, позволяют пользователю быстро понять причину проблемы и принять меры по ее устранению. Если на экране появится код А7, понятно, что неисправен датчик температуры горячей воды.

Если высветится А8, нарушено соединение с BUS-шиной. Такая функция существенно упрощает пользование газовым оборудованием, делает его проще и комфортнее.

Опасные ситуации

Наибольшую опасность представляет сбой, связанный с работой горелок. Если потухнет пламя, в помещении может скопиться газ, который впоследствии станет причиной взрыва. Причины потухания огня:

  • упало давление газа ниже допустимой нормы;
  • нет тяги в дымоходе;
  • пропало питающее напряжение;
  • погас запальник.

В аварийной ситуации необходимо немедленно перекрыть поступление топлива к горелкам - автоматически или вручную. Современные версии оснащены устройствами автоматики, необходимыми для оперативного отключения оборудования. Эксплуатация таких приборов не только удобна, но и безопасна.

Как предотвратить скопление газа в помещении

Современные нормы безопасности предусматривают установку в котельных газоанализаторов, они необходимы для сигнализации при появлении газа в помещении. На их сигналы реагирует специальный электронный клапан, автоматически прекращающий поступление топлива к горелкам.

Какие еще есть правила техники безопасности

  • Не разбирайте и не демонтируйте газовые устройства самостоятельно.
  • Обращайтесь со шнуром электропитания аккуратно.
  • Не кладите на прибор посторонние предметы.
  • Не вставайте на котел. Не становитесь на стулья, столы и прочие малоустойчивы предметы, чтобы почистить настенный котел.
  • Следите за теплоносителем, вовремя доливайте его в систему.
  • Будьте внимательны - в некоторых модификациях использовать антифриз запрещено.
  • При появлении запаха газа немедленно выключайте газ, открывайте окна и двери. Выйдите из котельной и позвоните в газовую службу.

Чтобы эксплуатация бытового газового котла была безопасной и бесперебойной, пользователю необходимо заранее ознакомиться с инструкцией к нему. Выбирая модели, оснащенные автоматикой, потребитель повышает комфорт пользования и безопасность. Соблюдая правила по применению газовых аппаратов в быту, по их монтажу и обслуживанию, число аварийных ситуаций можно свести к минимуму.

РД 153-34.0-35.518-2001

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОВОЙ ЗАЩИТЫ
Дата введения 2001-09-01

РАЗРАБОТАНО Открытым акционерным обществом "Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС"
ИСПОЛНИТЕЛЬ В.А.Борухман
УТВЕРЖДЕНО Департаментом научно-технической политики и развития РАО "ЕЭС России" 27.04.2001 г.
Первый заместитель начальника А.П.Ливинский
Срок первой проверки настоящего РД - 2006 г., периодичность проверки - один раз в 5 лет.
ВЗАМЕН РД 34.35.518-91

Настоящая Инструкция по эксплуатации газовой защиты (далее - Инструкция) обязательна для работников, занимающихся наладкой, техническим и оперативным обслуживанием устройств газовой защиты в энергосистемах Российской Федерации.
В Инструкции описаны принципы действия и приведены конструкции и технические данные газовых и струйных реле, применяемых в энергосистемах, а также методы технического и оперативного обслуживания защит с этими реле. Приведены сведения об отсечном клапане и реле контроля уровня масла в расширителе, так как эти элементы функционально входят в состав цепей газовой защиты. Из Инструкции исключены описание и технические данные выработавших ресурс и морально устаревших реле ПГ-22 и ПГЗ-22, которые рекомендуется заменить на реле современных конструкций. Исключено также приложение о замене герконов в реле производства Германии в связи с прекращением деятельности НТТМ "Поиск" - изготовителя элементов держателя герконов. В Инструкцию включены описание конструкции и указания по наладке и техническому обслуживанию при эксплуатации новых отечественных газовых реле РГТ80 и РГТ50 и струйного реле РСТ25.
В Инструкцию внесены изменения в соответствии с п.5.3.22 РД 34.20.501-95 и отдельными замечаниями энергосистем.
С выходом настоящей Инструкции утрачивает силу "Инструкция по эксплуатации газовой защиты: РД 34.35.518-91." (М.: СПО ОРГРЭС, 1992).

1 НАЗНАЧЕНИЕ ГАЗОВОЙ ЗАЩИТЫ
К характерным повреждениям маслонаполненного электрического аппарата - трансформатора, автотрансформатора, реактора (далее - трансформатора) относятся короткие замыкания (КЗ) между обмотками, витковые замыкания, "пожар" стали магнитопровода, утечка масла из бака, неисправности маслонаполненного контактора переключателя ответвлений устройства регулирования напряжения под нагрузкой (РПН) и др.
Практически все повреждения внутри бака маслонаполненного электрического аппарата сопровождаются выделением газа в результате разложения масла или других изоляционных материалов под действием частичных электрических разрядов, повышенного нагрева, электрической дуги. При КЗ происходит ускоренное протекание масла или его смеси с газом из бака аппарата в расширитель. В процессе эксплуатации возможно также снижение уровня масла или выделение газа по разным причинам.
Нарушение нормальной работы контактора может быть вызвано повреждением изоляции, ослаблением пружин механизма, старением керамических силовых контактов, что ведет к замедлению и нечеткости переключения. Затянувшаяся дуга сопровождается (с учетом небольшого объема масла в баке контактора) бурным разложением масла. Струя масла в смеси с газом направляется из бака контактора в расширитель.
Защита, реагирующая на указанные повреждения, получила название "газовой". Эта защита осуществляется с помощью так называемых газовых и струйных реле.
Газовые реле предназначены для защиты трансформаторов, имеющих расширитель, от повреждений внутри бака, при которых происходит выделение газа, снижение уровня масла или возникновение ускоренного потока масла из бака трансформатора в расширитель.
Струйные реле предназначены для защиты контакторов маслонаполненных переключателей ответвлений трансформаторов от повреждений, сопровождающихся возникновением ускоренного потока масла из бака контактора в расширитель.
При внутренних повреждениях в трансформаторе, даже самых незначительных, выделяются газообразные продукты разложения масла или органической изоляции, чем обеспечивается действие газовой защиты в самом начале возникновения постепенно развивающегося повреждения. В некоторых случаях опасных внутренних повреждений трансформаторов ("пожар" стали, межвитковые замыкания и т.п.) действует только газовая защита, а электрические защиты трансформатора не работают из-за недостаточной чувствительности.

2 КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ГАЗОВЫХ И СТРУЙНЫХ РЕЛЕ

2.1 Основы конструкции и принцип работы
Газовые реле имеют герметически закрытый корпус, устанавливаемый в маслопроводе между баком трансформатора и расширителем. На рисунке 1 показан упрощенный эскиз варианта конструкции такого реле. Реагирующий блок реле имеет три основных элемента: сигнальный 1 и отключающие 2, 3 (элементы 1 и 3 - поплавки, 2 - напорная пластина), каждый из которых срабатывает при определенных условиях.


Рисунок 1 - Газовое реле

В нормальных условиях работы корпус реле заполнен маслом, и элементы занимают положение, при котором управляемые ими контакты (на рисунке не показаны) разомкнуты. При незначительном газообразовании в баке трансформатора газ по маслопроводу проходит в расширитель, скапливаясь в верхней части корпуса реле, где расположен сигнальный элемент 1.
При скоплении в реле определенного количества газа уровень масла в нем снижается, поплавок сигнального элемента 1 опускается под действием силы тяжести и сигнальный контакт замыкается; аналогично срабатывает сигнальный элемент реле при снижении уровня масла в реле по другим причинам.
При дальнейшем снижении уровня масла, когда корпус реле опорожняется более чем наполовину, поплавок отключающего элемента 3 также опускается под действием силы тяжести и замыкается отключающий контакт.
При КЗ внутри бака трансформатора под действием электрической дуги происходит бурное разложение масла и поток масла или смеси масла с газом устремляется с большой скоростью из бака в расширитель (стрелка на рисунке 1). Под воздействием этого потока пластина 2, которая имеет регулируемую уставку срабатывания по скорости потока масла, отклоняется на определенный угол и отключающий контакт замыкается. В зависимости от вида и развития повреждения трансформатора возможна последовательная или одновременная работа сигнального и отключающего элементов реле.
При бурном газообразовании и резких толчках масла возможен отскок контактов после срабатывания, поэтому газовое реле должно действовать на отключение через промежуточное реле по схеме с самоудерживанием.
Струйные реле в отличие от газовых не имеют поплавков и контакты их срабатывают на отключение трансформатора при действии напорной пластины, которая аналогично газовому реле имеет регулируемую уставку по скорости потока масла. В конструкции струйного реле обычно предусматривается фиксация напорной пластины после срабатывания в конечном положении до ее ручной деблокировки, что повышает надежность работы реле в условиях менее стационарного потока смеси масла с газом по сравнению с потоком в газовом реле.
Использование не имеющих поплавков струйных реле обусловлено особенностью работы контакторов устройств РПН. В нормальной работе контактора под воздействием электрической дуги в момент переключения происходит разложение незначительного количества масла и выделение из него газа, который по трубопроводу проходит в свой расширитель или в отсек общего расширителя и далее через его дыхательные пути выходит в атмосферу. Небольшое количество горючего газа, выделяющегося из масла в процессе работы контактора, является нормальным явлением.

2.2 Общие указания по монтажу реле
Для обеспечения правильной работы газовой защиты необходимо выполнять правила установки и монтажа трансформатора и реле.
Диаметр проходного отверстия присоединительного фланца газового реле должен соответствовать внутреннему диаметру трубопровода от бака к расширителю. Струйное реле должно устанавливаться в маслопроводе с внутренним диаметром 25 мм и по возможности ближе к контактору. Несоответствие диаметров может привести к отказу срабатывания, например, к несрабатыванию нижнего поплавка при уходе масла или к изменению значения скорости потока масла срабатывания напорной пластины по сравнению с уставкой.
Газовое реле должно устанавливаться в трубопровод между баком и краном для перекрытия масла в трубопроводе. Стрелка на крышке реле должна быть направлена от бака к расширителю.
Крышка трансформатора (реактора) должна иметь подъем по направлению к расширителю и, следовательно, к газовому реле не менее 1%, а маслопровод к расширителю - не менее 2% . Для подъема крышки трансформатора со стороны расширителя применяют металлические подкладки под катки трансформатора.
Указанный подъем выполняется для того, чтобы выделяющийся из масла газ не скапливался под крышкой бака, а, оказавшись в наиболее высоком месте бака, проходил по маслопроводу в газовое реле. После заполнения верхней части корпуса реле продолжающий поступать газ проходит в расширитель и далее через дыхательную трубку в атмосферу.
Для обеспечения правильной работы струйных реле подъем маслопровода от контактора к расширителю должен составлять 2-4% к горизонтали.
При монтаже реле прокладки между фланцами маслопровода и реле и под крышкой реле не должны выступать внутрь маслопровода и корпуса реле. Все болты должны быть надежно затянуты. Под болт безопасности (один из болтов, соединяющих крышку с корпусом реле, обычно головка его окрашивается в красный цвет) должна быть проложена зубчатая шайба зубцами в сторону крышки реле. После установки газовых реле, имеющих кнопку контроля (опробования), на трубопровод необходимо удалить транспортную прокладку из-под защитного колпачка кнопки.
Для обеспечения надежной работы газовой защиты при повреждениях в трансформаторе кабели от газовых и струйных реле следует прокладывать на трансформаторе в защитном металлорукаве. В целях уменьшения мест возможного снижения сопротивления изоляции прокладывать кабели следует непосредственно от выводов реле к зажимам панели защиты трансформатора. Изоляция применяемых кабелей должна быть маслостойкой.

2.3 Особенности газового реле РГЧЗ-66
Основной особенностью конструкции газового реле РГЧЗ-66 является использование вместо поплавков металлических чашек. Как и все газовые реле, оно (рисунок 2) имеет герметически закрытый корпус, в котором расположено три реагирующих элемента: верхний - чашка 1 - сигнальный и два нижних отключающих - чашка 2 и отключающая пластина 11. Когда реле заполнено маслом, контакты, расположенные внутри чашек, остаются разомкнутыми, так как каждая чашка спиральной пружиной 5 подтянута вверх до упора. При выделении из бака трансформатора небольшого количества газа он скапливается в верхней части реле, вытесняя масло. При этом масло в чашке сигнального элемента реле остается, и под действием массы этого масла чашка поворачивается вокруг своей оси 12 вниз до замыкания контактов.



1, 2 - чашки; 3 - контакт; 4, 9, 16 - стойки; 5 - спиральная пружина; 6 - сборочное кольцо; 7, 8 - держатели;

10 - скобообразная стойка; 11 - отключающая пластина; 12, 13 - оси; 14 - прокладка; 15 - выступ; 17 - рычаг;

18 - пластина; 19, 20, 21, 22 - экраны; 23 - кран; 24 - смотровое стекло; 25 - пробка; 26 - коробка выводов
Рисунок 2 - Газовое реле РГЧЗ-66

Отключающие элементы (чашка и пластина) расположены в нижней части корпуса реле, пластина установлена против входного отверстия маслопровода со стороны трансформатора. Она является элементом, реагирующим на скорость потока масла в маслопроводе, а чашка - элементом, реагирующим на почти полное опорожнение корпуса реле от масла. Оба эти элемента действуют на один контакт, причем пластина работает независимо от чашки. При повреждении трансформатора, сопровождающемся бурным газообразованием, давление в баке повышается, и масло вытесняется из бака в расширитель. При скорости потока масла, равной или большей уставки реле, усилием, возникающим на пластине 11, последняя поворачивается вокруг оси 13 вместе со стойкой 16 и подвижными контактами до их замыкания с неподвижными контактами. При этом чашка отключающего элемента может оставаться в покое. Несколько позже может сработать и сигнальный элемент, если выделившийся газ поднимется из бака трансформатора и заполнит верхнюю часть корпуса газового реле.
При аварийном уходе масла, когда нижняя часть корпуса реле опорожнится, отключающий элемент (чашка) будет работать так же, как и чашка сигнального - с замыканием контактов. В этом случае отклоняется и пластина, так как стенка чашки при движении нажимает на выступ 15 стойки 16, к которой крепится пластина.
В верхней части корпуса реле врезаны сквозные смотровые стекла 24 с делениями (в кубических сантиметрах), позволяющими определять объем скопившегося газа.
На крышке корпуса реле установлен кран 23 для отбора пробы газа и выпуска воздуха из реле; коробка выводов 26 служит для подключения контрольного кабеля. На крышке реле нанесена стрелка, указывающая направление к расширителю. В дне коробки зажимов предусмотрено отверстие для стока собирающейся в ней влаги. В нижней части корпуса реле предусмотрена пробка 25 для спуска загрязненного масла. Реагирующий блок реле крепится к крышке корпуса с помощью стоек, на которых смонтированы все элементы реле.
Каждая чашка со стороны входа потока масла закрыта цилиндрическими полуэкранами 19, 21. Сверху над чашками установлены экраны 20 и 22 для уменьшения выпадения на дно чашек шлама из масла. В экране 22 предусмотрена прорезь для перемещения пластины 11.
Реле может иметь одну из трех фиксированных уставок по скорости масла: 0,6; 0,9; 1,2 м/с. Необходимая уставка обеспечивается установкой одной из трех калиброванных пластин 11.
Время срабатывания скоростного элемента при скорости потока масла 1,25 уставки не превышает по техническим условиям 0,2 с (практически - около 0,1 с).
Сигнальный элемент реле срабатывает при заполнении верхней части реле газом объемом примерно 400 см .
Контакты реле рассчитаны на замыкание и размыкание цепи переменного и постоянного тока до 0,2 А при напряжении 220 В.
Изоляция реле выдерживает испытательное напряжение 2000 В частоты 50 Гц в течение одной минуты.
Рабочий диапазон температуры окружающей среды - от -40 до +40 °С. Предельная температура масла +100 °С.
Масса реле около 12 кг, диаметр проходного отверстия фланца 80 мм.

Данная инструкция не является профессиональной инструкцией по настройке, это бытовое руководство по эксплуатации ГБО.

Вакуумный (для карбюратора) или электронный (для инжектора) двухступенчатый редуктор предназначен для работы на сжиженном нефтяном газовом топливе (пропан-бутан). Из баллона газ под давлением 16 атм. поступает в газовый клапан, где подвергается очистке от смолистых веществ и механических примесей. Далее очищенный газ проходит в первую ступень редуктора, где давление понижается до 2 атм., а затем во вторую, где оно понижается до 0,5 атм.

Под действием разрежения, создаваемого в коллекторе, работающего двигателя, газ из полости второй ступени редуктора поступает в тройник-дозатор. Из тройника-дозатора через смесительное устройство (проставка, смеситель или форсунки) в камеры карбюратора или устройство впрыска, где образовывается однородная горючая смесь, которая поступает в цилиндры двигателя. Охлаждающая жидкость из блока цилиндров двигателя через переходник поступает в нижний патрубок редуктора, подогревая газ и улучшая его испарение.

Порядок запуска ГБО в работу карбюраторного автомобиля

— Запуск холодного двигателя необходимо (при температурах ниже + 7-10 градусов) и желательно в принципе производить на бензине с последующим прогревом до температуры 40-50 градусов. 3атем коммутатор (переключатель в салоне) переводится в среднее положение, происходит выработка бензина из поплавковой камеры. Как только автомобиль начнет работать с перебоями, перевести коммутатор в положение «газ». Допускается пуск прогретого двигателя на газу.

— Частота оборотов холостого хода регулируется винтом, расположенным на корпусе редуктора. Расход газа регулируется винтами на тройнике-дозаторе. После первичной регулировки, проведенной мастером установочного центра, расходно-динамические характеристики можно улучшить следующим образом: винт 1 регулирует подачу газа в первую камеру карбюратора, что влияет на динамические характеристики машины при разгоне и частичных нагрузках. Разгоните машину до 80 км/ч, и, если «прием хороший», закрутите винт 1 на пол-оборота, процедуру повторяйте до тех пор, пока машина не начнет «тупить», после чего выкрутите винт 1 на четверть оборота назад. Винт 2 управляет второй камерой карбюратора, от степени наполнения которой зависит приемистость на полных нагрузках. Для регулировки второй камеры разгоните машину свыше 90 км/ч и повторите процедуру описанную выше. Т. к. плотность газа (кг/л) меньше плотности бензина, газа расходуется на 10-15 % больше. При парковке на ночь автомобиль следует перевести на бензин. Для этого увеличить обороты двигателя до 3000-3500 об/мин, коммутатор (переключатель) перевести в положение «бензин», минуя выработку, и подождать заполнения бензином поплавковой камеры.

Порядок запуска инжекторного автомобиля

Инжекторный автомобиль оснащается двухпозиционным автоматическим переключателем (коммутатором) газ-бензин. Когда переключатель находится в положении бензин, машина работает только на бензине (горит красная сигнальная лампа на знаке бензин). Для перевода автомобиля на газ необходимо следующее:

1. Переключить коммутатор в положение газ.

2. Запустить двигатель в работу и прогреть его до температуры 40-50 градусов. При этом на коммутаторе лампочка символа бензин горит красным, на символе газ мигает зеленая лампа (режим ожидания оборотов).

З. Для перехода на газ необходимо нажать на педаль акселератора и набрать 2500 оборотов и резко отпустить. Машина перешла на газ (на символе газ горит зеленая лампа, красная погасла).

Основные требования по безопасности

— В случае, когда не устраивает мощность, повышенный расход, проблемы с холостым ходом, запрещается самостоятельная регулировка автомобиля (неправильное регулирование может явиться причиной хлопка (только инжектор) и, как следствие, выхода из строя ДМРВ, корпуса воздушного фильтра, впускного коллектора). В этом случае следует обратиться на СТО.
— Инжектор: запрещается эксплуатация автомобиля до полной выработки газа из баллона (обедненная смесь может быть причиной хлопка). Рекомендуется оставлять 10%.
— Рекомендуется менять воздушный фильтр не реже каждых 5-6 тысяч км.
— Необходимо сливать конденсат (пластиковый винт-пробка на корпусе редуктора) каждые 1000 км, но не позднее 1500 км.
— Инжектор: если произойдет хлопок, необходимо перевести коммутатор в положение бензин (будет гореть только красная лампа) и приехать на консультацию в сервисный центр.
— Инжектор: запрещается эксплуатация автомобиля на газу, когда в бензобаке нет бензина. Воздушная пробка может повлечь выход из строя бензонасоса (минимальный остаток 7-10 литров).

— Бензиновый клапан при работе автомобиля на газу находится в закрытом положении (ОFF), поэтому при выходе из строя электросистемы прерывается как подача газа, так и бензина. В этом случае надо проверить предохранитель ГБО и в случае его неисправности — заменить. Если предохранитель исправен, электросистема проверяется следующим образом:
при переключении коммутатора в положение «газ» (или положение «бензин») соответствующие электроклапаны должны издать характерный щелчок. Если этого не происходит, система неисправна. В этом случае надо перевести коммутатор в среднее положение (выработка), вкрутить винт механического открытия бензоклапана и приехать в техцентр. Категорически запрещается держать клапан бензина открытым при исправной электросистеме, т. к. это ведет к одновременной подаче в двигатель газа и бензина, что недопустимо.
— для оптимальности состава топливовоздушной смеси рекомендуется менять воздушный фильтр не реже, чем через 7000 км пробега.
— Рекомендуется использовать воздушный фильтр с возможно меньшим сопротивлением воздушному потоку.
— производить замену свечей каждые 10000 км (свеча, производящая менее 3-4 импульсов не воспламеняет газо-воздушную смесь в цилиндре двигателя).
— сливать конденсат из редуктора через каждые 1500 км путем откручивания винта на корпусе редуктора.
— После каждых 500 км, пройденных автомобилем на газу, проезжать 15-20 км на бензине, что способствует оседанию окиси свинца на клапанах и седлах, предотвращая их дополнительный износ, а также уменьшает износ диафрагм и засорение карбюратора.

Общие требования по безопасности

— Проводить ежедневную проверку уровня охлаждающей жидкости (тосола).
— В случае обнаружения утечек или повреждения ГБО перекрыть магистральный вентиль мультиклапана на баллоне и приехать в сервисный центр. Запрещается подтягивать гайки и соединительные трубопроводы, находящиеся под давлением газа.
— Запрещается заводить автомобиль на газу при вынутом подсосе, это сократит срок службы основной мембраны или будет причиной разрыва.
— Запрещается оставлять полностью заправленный газом автомобиль на солнце, не израсходовав перед этим несколько литров.
— Запрещается эксплуатировать ГБО при обнаружении внешних механических повреждений.
— Запрещается продолжать движение автомобиля на газу при обнаружении запаха газа в салоне.
— При монтаже и демонтаже любых узлов ГБО своими силами, а так же при консервации автомобиля на длительный срок (больше месяца), необходимо перекрыть заправочный и магистральный вентили на мультиклапане баллона.

Удачной эксплуатации!

Прокомментировать:

Читайте также:

Название: Газовое оборудование автомобилей. Легковые, грузовые. Устройство, установка, обслуживание. Практическое руководство. Автор: Афонин С. Издательство: «ПОНЧиК» Год: 2001 Кол-во страниц: 53 Формат: DJVU Размер: 3.0 Mb Язык: русский В книге рассматривается работа легковых и грузовых автомобилей на газовом топливе, а также возможность установки на автомобиль газового оборудования и его обслуживание. Описано устройство различных систем газовой аппаратуры,

Сегодня довольно популярно приобретать автомобили с газобаллонным оборудованием или устанавливать его на уже имеющиеся авто. Далее возникает необходимость заправить баллон газом. Как это правильно сделать и сколько нужно заправлять газа в баллон? Заправка Заправка газом отличается тем, что вы не можете видеть, сколько вы заправляете его в баллон. Нужно знать, что в баллоне максимально допустимый

Каждый автомобилист хочет проехать больше, а заплатить меньше. Такую уникальную возможность нам дарит ГБО 4 поколения. Кроме экономии оно еще имеет ряд положительных преимуществ. Система газобаллонного оборудования 4 поколения очень похожа на бензиновую. Обеспечивается распределенный впрыск по отдельности в каждый цилиндр двигателя. Водитель практически не замечает перехода с одного вида топлива на другое. Это означает,

Анализ особенностей газобаллонной аппаратуры позволяет утверждать, что ее конструкция проста и надежна в работе, полностью обеспечивает пожаро– и взрывобезопасность. Газовое топливо может использоваться наравне с бензиновым топливом при строгом соблюдении мер предосторожности и правил технического обслуживания. Однако, выбрав газовое оборудование для своего автомобиля, внимательно ознакомьтесь с инструкцией по его эксплуатации, усвойте ее и следуйте ее

Важно! Внимательно и полностью прочтите данное Руководство пользователю перед сборкой, пуском или обслуживанием нагревателя. Неправильное использование данного нагревателя может привести к серьезным травмам или к летальному исходу вследствие ожогов, пожара, взрыва, поражения электрическим током или отравления угарным газом.
Обязательно усвойте все предупреждения. Сохраните данное Руководство для последующего использования. Оно будет вашим пособием по правильной и безопасной эксплуатации нагревателя.

Нормы безопасной эксплуатации

Газовые нагреватели марки BEKAR представляют собой высокоэффективные и надежные в эксплуатации изделия, отвечающие требованиям российских и европейских стандартов безопасности. Тем не менее, следует соблюдать следующие нормы безопасной эксплуатации:

  • Запрещается пользоваться нагревателем там, где присутствуют пары бензина, ацетона, разбавителей для красок, спирта или других легковоспламеняющихся веществ, а также взывчатые вещества.
  • При пользовании нагревателем соблюдайте, помимо общероссийских законов, все местные законы и постановления.
  • При разграничении обогреваемого пространства на отдельные зоны с помощью перегородок, изготовленных из материалов, подобных брезенту и парусине, пропитанных огнезащитными составами, обеспечьте минимальное расстояние между этими материалами и нагревателем равным трем метрам. Все перегородки должны быть надежно закреплены.
  • Пользуйтесь нагревателем только в хорошо проветриваемых помещениях, смотрите раздел "Требования к вентиляции".
  • Пользуйтесь нагревателем только в местах, где отсутствует сильная запыленность.
  • Используйте только те напряжение и частоту, которые указаны на табличке с параметрами нагревателя, расположенной на его корпусе.
  • Пользуйтесь только заземленным шнуром питания с трехштыковой вилкой
  • Обеспечьте следующие минимальные расстояния от нагревателя до горючих материалов:
    - со стороны выхода горячего воздуха - 3,0 метра;
    - сверху - 2,0 метра;
    - сзади и с боков - 1,0 метр.
  • Для предотвращения пожара работающий или горячий нагреватель должен находиться на ровной, устойчивой поверхности.
  • Не позволяйте детям и животным приближаться к нагревателю.
  • Не оставляйте включенным в сеть работающий нагреватель.
  • Будьте осторожны: нагреватель, снабженный терморегулятором для помещения, включается и выключается автоматически в произвольные моменты времени.
  • Запрещается пользоваться нагревателем в жилых или спальных помещениях.
  • Запрещается закрывать или прикрывать входное и/или выходное отверстие нагревателя.
  • Запрещается передвигать, поднимать или обслуживать неостывший, работающий или включенный в сеть нагреватель.
  • Помещения, где установлены нагреватели, должны быть оборудованы средствами пожаротушения.
  • Запрещается присоединять какие-либо рукава к входному и/или выходному отверстию нагревателя. Это может ослабить воздушный поток, проходящий через нагреватель, и увеличить содержание угарного газа в выходящем воздухе.
  • Не нарушайте установленную последовательность отключения нагревателя.
  • Не накрывайте работающий нагреватель.
  • Не пользуйтесь нагревателем, установленным ниже уровня пола (грунта), так как пропан тяжелее воздуха и в случае утечки он просочится на самый нижний уровень.
  • Держите нагреватель вдали от сквозняков, распыляемой воды и дождя.
  • Проверяйте нагреватель на наличие повреждений после каждого применения. Не пользуйтесь поврежденным нагревателем.
  • Пользуйтесь только газом пропаном, 13 Р.
  • Не допускайте нагрева газового баллона до температуры свыше 37°С.
  • Пользуйтесь только шлангом и регулятором давления газа, которые входят в комплект поставки.
  • Держите нагреватель на расстоянии не менее двух метров от баллонов с газом. Никогда не направляйте нагреватель на газовый баллон.
  • Не вносите изменений в конструкцию нагревателя. Не пользуйтесь технически измененным нагревателем.
  • В этом нагревателе должны применяться запасные части, предусмотренные при его разборке. Некомплектные запасные части могут привести к серьезным травмам и несчастным случаям.

Отравление угарным газом - смертельно опасно!
Первые признака отравления угарным газом (моно окисью углерода) напоминают симптомы гриппа - головная боль, головокружение или тошнота. Если у вас появились такие симптомы, то, возможно, нагреватель работает неправильно.
Немедленно: 1. Отключите нагреватель.
2. Проветрите помещение.
3. Выйдите на свежий воздух.
Обратитесь в сервисный центр!

Персонал

  • За каждой единицей оборудования должен быть закреплен конкретный работник. Недопустимо, чтобы обслуживанием нагревателей занимались случайные люди.
  • Персонал, в функции которого входит обслуживание нагревателей, должен быть квалифицированным, знать требования настоящего Руководства, Правила технической эксплуатации и требования безопасности труда в газовом хозяйстве.

Описание конструкции

Изделие представляет собой дутьевой газовый нагреватель прямого действия, полностью использующий тепло сгоревшего газа путем смешения горячих продуктов сгорания с дутьевым воздухом.

Области применения

  • Для обогрева мастерских, подсобных помещений.
  • При строительстве и выполнении монтажных и отделочных работ.
  • В качестве дополнительного нагревателя для нежилых помещений.
  • Везде и всегда, когда создание отопительной сети дорого и нецелесообразно, а также при сезонной работе.

Состав изделия

Основные элементы конструкции нагревателей представлены на рисунках 1, 2 и 3.

Топливо

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОПЛИВА

  • В качестве источника тепловой энергии в газовых воздухонагревателях используется смесь сжиженных углеворододных газов, состоящая, в основном, из пропана (С 3 Н 8), бутана (С 4 Н 10) и пентана (С 5 Н 12); основной компонент этой смеси - пропан.
  • Для обеспечания безопасности при использовании сжиженных газов пользователю газового воздухонагревателя необходимо учитывать следующие их свойства:
    - сжиженные углеводородные газы в условиях окружающей среды находятся в газообразном состоянии, а при небольшом повышении давления (без понижения температуры) переходят в жидкое состояние. Указанное свойство позволяет хранить и перевозить сжиженные газы в контейнерах и баллонах с удобствами, характерными для газов;
    - давление паров сжиженных газов в баллоне зависит от температуры окружающего воздуха;
    - в газообразном состоянии углеводороды тяжелее воздуха в 1, 5 ... 2, 0 раза, благодаря чему пары сжиженного газа скапливаются в углублениях, ямах и других самых низких точках помещения, затрудняя их выветривание;
    - небольшая вязкость благоприпятствует утечкам газа;
    - низкие пределы взрываемости: при содержании в воздухе 2% сжиженного газа (нижний предел взрываемости) образовавшаяся газовоздушная смесь становиться взрывоопасной и продолжает оставаться такой до увеличения концентрации в ней сжиженного газа, равной 10% (верхний предел взрываемости); при содержании сжиженного газа в воздухе более 10% газовоздушная смесь не взрывоопасно, но горюча;
    - при повышении наружной температуры сжиженный газ в балллоне значительно расширяется, поэтому нельзя допускать нагрева газового баллона свыше определенной температуры (37°С);
    - сжиженные газы не обладают запахом. Для своевременного обнаружения утечек газа его
    одорируют, т.е. добавляют специальное вещество - одорант;
    - все углеводородные газы, замещая кислород воздуха, обладают удушающими свойствами.
    Снижение содержания кислорода до 22% - смертельно опасно;
    - попадание жидкой фазы сжиженного газа на открытые участки кожи приводит к сильному
    обморожению.
  • Пропан как сжиженный газ можно использовать при температуре до - 30°С. При более низкойтемпературе пары пропана конденсируются, и газоснабжение прекращается при температуре - 42°С. Пары технического бутана начинают конденсироваться при - 0,5°С. Это свойство не дает возможности использовать бутан в зимний период в баллонах, установленных вне помещения. Газ остается в баллоне в жидком состоянии, испарений нет, а, следовательно, отсутствует необходимое давление в баллоне, при котором регулятор давления газа может обеспечить минимально допустимый расход газа.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТОПЛИВОМ

  • Пользователь должен укомплектовать газовый нагреватель 50-ти килограммовым газовым баллоном (баллонами), заправленным пропаном. Недопустимо использовать газовые баллоны меньшей емкости.
  • Количество пропана, доступного для использования определяется двумя факторами:
    - количеством пропана в баллоне (баллонах);
    - температурой баллона (баллонов).
  • При эксплуатации нагревателя при пониженной температуре окружающей среды или максимальной тепловой мощности газовые баллоны могут охлаждаться по причине повышения скорости испарения газа, что может привести к падению давления в баллоне (баллонах) и ухудшению горения. В этом случае рекомендуется выполнить параллельное соединение баллонов, как показано на рисунке 4, при помощи специального "тройника" (приобретается за дополнительную плату).

Рис.4 Параллельное соединение газовых баллонов

  • Ниже приведено количество 50-ти килограммовых баллонов, необходимых для работы газового воздухонагревателя тепловой мощностью от 30 кВт.

ВЫПОЛНЕНИЕ СОЕДИНЕНИЙ

1. Обеспечьте наличие системы подачи пропана, смотрите раздел «Топливо. Обеспечение топливом».
2. Проверьте наличие прокладки под накидной гайкой редуктора. Соедините редуктор с газовым баллоном с помощью накидной гайки (рисунок 5), затяните гайку гаечным ключом. Важно: При расположении баллонов вне помещения, устанавливайте редуктор так, чтобы регулировочная ручка (если такая имеется) была повернута вниз, это предотвратит повреждение редуктора вследствие неблагоприятных погодных условий.

Рис.5 Соединение редуктора с газовым баллоном.

Важно: Для повышения безопасности эксплуатации газовых воздухонагревателей рекомендуется устанавливать на линии подачи газа "газовый предохранитель" , приобретается за дополнительную плату, перекрывающий подачу газа при появлении в системе газоснабжения утечки. При подключении нагревателей к системе подачи газа установите газовый предохранитель между щтуцерами редуктора и шланга подачи газа к нагревателю. При ПОДГОТОВКЕ К ВКЛЮЧЕНИЮ нажмите на головку-сторожок газового предохранителя и зафиксируйте ее в крайнем нижнем положении (эту операцию необходимо делать всякий раз, после того как давление газа понизится - например, после замены выработанного газового баллона). Если газовый предохранитель сработал, прекратил подачу газа и остановил воздухонагреватель, это означает, что в газовом шланге появилась утечка. В этом случае выполните операции, описанные в разделе УХОД. УТЕЧКА. После устранения утечки газа при ПОДГОТОВКЕ К ВКЛЮЧЕНИЮ снова приведите газовый предохранитель в рабочее положение, нажав на его головку - сторожок..
3. Подсоедините шланг к штуцеру питания нагревателя (рис.6). Зафиксируйте соединение при помощи гаечного ключа.

Рис.6 Соединение шланга с нагревателем.

4. Откройте вентиль на газовом баллоне.
5. Установите рукоятку редуктора (если редуктор регулируемый) на значение давления газа
соответствующего рабочему диапазону нагревателя (смотрите раздел ТЕХНИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ).
6. Убедитесь в отсутствии утечек газа, используя место обмыливания - нанесения жидкого
мыла или мыльного раствора на места соединений.

Предупреждение! Никогда не пользуйтесь открытым огнем для обнаружения утечки.
Используйте метод обмыливания - нанесение мыльного раствора на все места соединений.
Образующиеся пузырьки покажут места утечки газа.
Принимайте немедленные меры к устранению всех утечек.

7. Закройте вентиль газового баллона.

ЗАМЕНА ГАЗОВОГО БАЛЛОНА

Меняйте газовый баллон (баллоны) только там, где нет открытого огня. Погасите все источники
пламени, включая, дежурные. Пользуйтесь только пропаном, 13Р.
Последовательность операций при замене газового баллона:
1. Плотно закройте вентиль на заменяемом газовом баллоне (баллонах).
2. Отсоедините редуктор от баллона (баллонов).
3. Подсоедините редуктор к новому газовому баллону. Плотно заверните накидную гайку.
4. Проверьте все соединения на отсутствие утечки газа.

Комплектация изделия

В комплект поставки газовых нагревателей всех моделей входят:
- газовый воздухонагреватель;
- шланг с редуктором;
- руководство пользователю;
- упаковочный ящик, воздухонагреватели поставляются в полной заводской готовности к использованию.

Распаковка

1. Удалите все упаковочные материалы, использованные для транспортировки нагревателя.
2. Выньте все предметы из упаковочного ящика.
3. Проверьте нагреватель на отсутствие повреждений при транспортировке. При наличии повреждений не производите запуск самостоятельно - это опасно; обратитесь в сервисную службу.
Рекомендация: Сохраните упаковочный ящик и упаковочные материалы; они могут понадобиться в будущем для хранения или при транспортировке нагревателя.

Принцип работы

СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА

Регулятор давления газа (редуктор) крепится к баллону с пропаном, смотрите раздел «ТОПЛИВО. ВЫПОЛНЕНИЕ СОЕДИНЕНИЙ», или может быть смонтирован на корпусе самого нагревателя. При открытии вентиля газового баллона подача газа в форсунку камеры сгорания осуществляется после открытия газового клапана, имеющего электромагнитный принцип или открываемого вручную путем нажатия на кнопку клапана.

СИСТЕМА ПОДАЧИ ВОЗДУХА

Двигатель вращает вентилятор, под действием которого воздух движется внутри камеры сгорания, образуя газовоздушную смесь, и вокруг нее. После сгорания газа на выходе нагревателя образуется поток чистого горячего воздуха.

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Зажигание газа происходит от искрового разряда между электродами - воспламенителями, напряжение на которые подается автоматически от блока управления при включении нагревателя или от элемента зажигания при нажатии на его кнопку вручную.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЛАМЕНИ

Эта система выключает нагреватель, если пламя погасло. При этом горение газа и выработка тепла прекращается, однако, двигатель вентилятора продолжает работать, обеспечивая продувку и охлаждение камеры сгорания. Основой системы контроля является термодатчик, сигнал которого перекрывает клапаны подачи газа.

Требования к вентиляции

Перед запуском нагревателя следует обеспечить, а в последующем использовании сохранять площадь потока свежего наружного воздуха через два вентиляционных отверстия (для входа и выхода воздуха) (S окна) в соответствии с формулой:
S окна = W max × 25 (см3);
где W max - максимальная тепловая мощность нагревателя данной марки, кВт.

Минимальная суммарная площадь окон - 250 см3.

Одно вентиляционное отверстие должно находиться на уровне пола, другое - под потолком. Несоблюдение минимальных требований к вентиляции помещения может привести к ОТРАВЛЕНИЮ УГАРНЫМ ГАЗОМ. Вентиляция помещения свежим наружным воздухом должна быть обеспечена до пуска нагревателя.

Правила пользования

Проверьте полноту и точность выполнения требований и предписаний, изложенных в разделе «Нормы безопасной эксплуатации» настоящего Руководства. Не пользуйтесь нагревателем, если не выполнено хотя бы одно из требований.

Рис.7 Панели управления воздухонагревателей с ручной системой зажигания газа. Последовательность включения

ПОДГОТОВКА К ЗАПУСКУ

  • Установите нагреватель на устойчивой и ровной поверхности.
  • Удостоверьтесь, что нагреватель находится вне зоны действия сильных сквозняков.
  • Включите шнур питания нагревателя в однофазную сеть напряжением 220…240 вольт с хорошим заземлением.

Примечание: При необходимости пользуйтесь трехштырьковым заземленным удлинителем, отвечающим следующим требованиям:

  • При длине шнура до 30 м сечение провода должно составлять не менее 1 мм2.
  • При длине шнура до 60 м сечение провода должно составлять не менее 1,5 мм2.
  • Откройте вентиль баллона и установите регулятор давления газа в положение желаемой тепловой нагрузки.

Включение

Модели Р10М, Р20М и Р30М с ручной системой зажигания газа.
Органы управления нагревателей представлены на рисунке 1. Последовательность операций включения нагревателей:
1. Включите дутьевой вентилятор нажатием сетевого переключателя (А) (рисунок 8), установив его в положение «ON» (Включено) и убедитесь в том, что вентилятор работает.
2. Нажмите кнопку газового клапана (В) и, удерживая ее в нажатом положении, несколько раз нажмите на кнопку зажигания (С), добившись воспламенения газа.
3. Отпустите кнопку газового клапана (D). В том случае, если после этого горение сразу же прекратится, подождите одну минуту, после чего повторите вышеописанную процедуру зажигания (пункты 1 - 2), при этом удерживая кнопку газового клапана несколько дольше.

АВАРИЙНОЕ ОТКЛЮЧЕНИЕ

В случае внезапного, либо несанкционированного отключения электропитания во время работы нагревателя, влекущего за собой остановку вентилятора, прекращения подачи топлива и другим причинам, система защиты автоматически в течение нескольких секунд перекроет газовый клапан во избежание утечки газа. Электродвигатель вентилятора при этом может продолжать работать.

Повторный пуск нагревателя:
1. Отключите нагреватель от сети.
2. Выясните причину срабатывания автоматической защиты.
3. Устраните причину срабатывания автоматической защиты.
4. Выждите не менее 30 секунд после остановки нагревателя.
5. Включите нагреватель в сеть.
6. Нажмите кнопку разблокирования «RESET» (при ее наличии).
7. Повторите операции раздела «ВКЛЮЧЕНИЕ».

Хранение

ПОДГОТОВКА К ХРАНЕНИЮ

Выключите нагреватель. Смотрите «Правила пользования. Выключение».

  • Отсоедините шланг от нагревателя.
  • Отсоедините редуктор от газового баллона.

ХРАНЕНИЕ НАГРЕВАТЕЛЯ

  • Храните нагреватель в сухом месте.
  • Храните нагреватель в рабочем положении.
  • Обеспечьте отсутствие коррозионных испарений в месте хранения.
  • Для защиты нагревателя от пыли накройте его чехлом (приобретается за дополнительную плату) или поместите в упаковочный ящик.

ХРАНЕНИЕ ГАЗОВЫХ БАЛЛОНОВ

Храните газовые баллоны в вертикальном положении в специально оборудованных для этих целей помещениях в соответствии с Правилами безопасности в газовом хозяйстве и Правилами технической эксплуатации и требованиями безопасности труда в газовом хозяйстве.
Рекомендации: Для обеспечения бесперебойной работы нагревателя в течение отопительного сезона проведите перед его началом сезонное техническое обслуживание; обратитесь в сервисный центр.

Транспортировка

В случае необходимости перевозки нагревателя:

  • Выполните операции, изложенные в разделе «Хранение. Подготовка к хранению».
  • Защитите нагреватель от случайных повреждений при транспортировке, используйте для этого упаковочный ящик с упаковочными материалами, в котором был доставлен купленный вами нагреватель.
  • При транспортировке сохраняйте рабочее (горизонтальное) положение воздухонагревателя.
  • При транспортировке газового баллона соблюдайте требования, изложенные в Правилах безопасности в газовом хозяйстве и Правилах технической эксплуатации и требованиях безопасности труда в газовом хозяйстве.

Уход

СОСТАВ ОПЕРАЦИЙ

Уход, выполняемый пользователем нагревателя, включает в себя следующие операции:
1. Очистка нагревателя раз в год или по мере необходимости для удаления пыли, грязи и сора.
2. Осмотр нагревателя перед каждым сеансом работы.
3. Проверка мест соединения на отсутствие утечки газа; устранение утечек при их
обнаружении.
4. Осмотр шланга с редуктором перед каждым сеансом работы. Если шланг порезан, изношен или поврежден, замените его. Пользуйтесь только шлангом с редуктором, рекомендованным данным Руководством.

Важно! Любые операции по обслуживанию должны производиться на неработающем холодном нагревателе, отключенном от сети и от газового баллона.

Для выполнения иных операций по обслуживанию нагревателя, например, осмотра и очистки вентилятора или контроля блока управления и регулировки электрода - воспламенителя, либо в случае затруднений при выполнении перечисленных выше операций по уходу за нагревателем - обращайтесь в сервисный центр.

УТЕЧКА ГАЗА

Предупреждение! Если обнаружена утечка - немедленно перекройте подачу газа
Путем плотного закрытия вентиля газового баллона. Проветрите помещение.
Выждите еще пять минут после того, как исчезнет запах газа.
Действуйте далее по ниже приведенной схеме.

1. Установите сетевой переключатель в положение «Выключено» («OFF», «O»).
2. Выньте вилку шнура питания нагревателя из электрической розетки.
3. Нанесите мыльный раствор на шланг и на все места соединений между газовым баллоном и штуцером питания нагревателя.

Предупреждение! НИКОГДА НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ОТКРЫТЫМ ПЛАМЕНЕМ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ МЕСТ УТЕЧКИ ГАЗА!

4. Откройте вентиль газового баллона. Образующиеся пузырьки укажут место утечки.
5. Закройте вентиль газового баллона.
6. Проветрите помещение до полного исчезновения запаха газа.
7. Устраните течь путем ремонта.
8. Выждите пять минут после исчезновения запаха пропана, прежде чем снова включать
нагреватель. Если вы сами не можете отремонтировать место течи, свяжитесь с сервисным центром.

Вентилятор не работает. Отсутствует напряжение в
сети. Обрыв сетевого провода или дефект сетевой вилки. Заклинена крыльчатка
вентилятора.
Электродвигатель неисправен.
Проверить наличие напряжения на
клеммах мотора вентилятора. Сетевой провод или вилку заменить.
Освободить крыльчатку вентилятора.
Заменить электродвигатель.
При нажатии на кнопку
зажигания нет искры.
Неправильное положение электродов.
Блок зажигания и/или электроды неисправны.
Проверить и установить электроды
правильно.
Проверить и соединить правильно или заменить.
Газ не подается в
горелку.
Закрыт вентиль газового
баллона. Газовый баллон пуст.
Засорена форсунка. Утечка в шланге подачи
газа или в местах соединения.
Открыть вентиль газового баллона.
Баллон заменить.
Форсунку вынуть и прочистить.С помощью мыльной пены найти место утечки газа и устранить
неисправность.
Воспламенение газа есть, но сразу после того, как клапан подачи газа
отпущен, пламя гаснет.
Термодатчик не успел
прогреться.
Сработал предохранительный
термостат по причине
перегрева агрегата;
возможно крыльчатка
вентилятора заклинена.
Повторить включение, удерживая
кнопку клапана подачи газа в нажатом
положении несколько дольше.
Смотри пункт «Вентилятор не
работает».
Нагреватель отключается
во время работы.
Слишком большой расход
топлива.
Перегрев агрегата по
причине неудовлетворительной
работы вентилятора.
Уменьшение подачи газа
вследствие образования на
баллоне изморози.

Проверить правильность работы
редуктора давления и, если редуктор неисправен, заменить его.
Смотри пункт «Вентилятор не
работает».
Проверить и, если причина в этом
заменить существующий баллон
большего размера или использовать параллельное соединение баллонов (рис. 4).

Неустойчивое горение
газа (пламя с белыми и
ярко желтыми языками).
Недостаточное
поступление воздуха в
горелку
воздухонагревателя.
Излишне большой расход газа.
Проверить входной патрубок
нагревателя - возможно доступу
воздуха мешают посторонние
предметы. Уменьшить давление газа.

Гарантия

Изготовитель гарантирует исправную работу прибора в течение гарантийного срока - 12-ти месяцев со дня продажи его магазином. Документы, подтверждающие покупку и проверку оборудования сертифицированным специалистом, обязательны при предъявлении претензий.
Изготовитель оставляет за собой право прекратить или ограничить гарантию в случае отсутствия указанных документов, так же, как и в случае очевидных внешних механических повреждений изделия.

Ваша сервисная служба

Продавец

Дата продажи:

Покупатель:

Ваша обслуживающая организация:

Осмотр изделия произвел: _______________________________________
Укажите ФИО и квалификационный номер (разряд)