15.03.2019

Инструкция по эксплуатации комбинированной газовой пароконвекционной печи


Важно! Внимательно и полностью прочтите данное Руководство пользователю перед сборкой, пуском или обслуживанием нагревателя. Неправильное использование данного нагревателя может привести к серьезным травмам или к летальному исходу вследствие ожогов, пожара, взрыва, поражения электрическим током или отравления угарным газом.
Обязательно усвойте все предупреждения. Сохраните данное Руководство для последующего использования. Оно будет вашим пособием по правильной и безопасной эксплуатации нагревателя.

Нормы безопасной эксплуатации

Газовые нагреватели марки BEKAR представляют собой высокоэффективные и надежные в эксплуатации изделия, отвечающие требованиям российских и европейских стандартов безопасности. Тем не менее, следует соблюдать следующие нормы безопасной эксплуатации:

  • Запрещается пользоваться нагревателем там, где присутствуют пары бензина, ацетона, разбавителей для красок, спирта или других легковоспламеняющихся веществ, а также взывчатые вещества.
  • При пользовании нагревателем соблюдайте, помимо общероссийских законов, все местные законы и постановления.
  • При разграничении обогреваемого пространства на отдельные зоны с помощью перегородок, изготовленных из материалов, подобных брезенту и парусине, пропитанных огнезащитными составами, обеспечьте минимальное расстояние между этими материалами и нагревателем равным трем метрам. Все перегородки должны быть надежно закреплены.
  • Пользуйтесь нагревателем только в хорошо проветриваемых помещениях, смотрите раздел "Требования к вентиляции".
  • Пользуйтесь нагревателем только в местах, где отсутствует сильная запыленность.
  • Используйте только те напряжение и частоту, которые указаны на табличке с параметрами нагревателя, расположенной на его корпусе.
  • Пользуйтесь только заземленным шнуром питания с трехштыковой вилкой
  • Обеспечьте следующие минимальные расстояния от нагревателя до горючих материалов:
    - со стороны выхода горячего воздуха - 3,0 метра;
    - сверху - 2,0 метра;
    - сзади и с боков - 1,0 метр.
  • Для предотвращения пожара работающий или горячий нагреватель должен находиться на ровной, устойчивой поверхности.
  • Не позволяйте детям и животным приближаться к нагревателю.
  • Не оставляйте включенным в сеть работающий нагреватель.
  • Будьте осторожны: нагреватель, снабженный терморегулятором для помещения, включается и выключается автоматически в произвольные моменты времени.
  • Запрещается пользоваться нагревателем в жилых или спальных помещениях.
  • Запрещается закрывать или прикрывать входное и/или выходное отверстие нагревателя.
  • Запрещается передвигать, поднимать или обслуживать неостывший, работающий или включенный в сеть нагреватель.
  • Помещения, где установлены нагреватели, должны быть оборудованы средствами пожаротушения.
  • Запрещается присоединять какие-либо рукава к входному и/или выходному отверстию нагревателя. Это может ослабить воздушный поток, проходящий через нагреватель, и увеличить содержание угарного газа в выходящем воздухе.
  • Не нарушайте установленную последовательность отключения нагревателя.
  • Не накрывайте работающий нагреватель.
  • Не пользуйтесь нагревателем, установленным ниже уровня пола (грунта), так как пропан тяжелее воздуха и в случае утечки он просочится на самый нижний уровень.
  • Держите нагреватель вдали от сквозняков, распыляемой воды и дождя.
  • Проверяйте нагреватель на наличие повреждений после каждого применения. Не пользуйтесь поврежденным нагревателем.
  • Пользуйтесь только газом пропаном, 13 Р.
  • Не допускайте нагрева газового баллона до температуры свыше 37°С.
  • Пользуйтесь только шлангом и регулятором давления газа, которые входят в комплект поставки.
  • Держите нагреватель на расстоянии не менее двух метров от баллонов с газом. Никогда не направляйте нагреватель на газовый баллон.
  • Не вносите изменений в конструкцию нагревателя. Не пользуйтесь технически измененным нагревателем.
  • В этом нагревателе должны применяться запасные части, предусмотренные при его разборке. Некомплектные запасные части могут привести к серьезным травмам и несчастным случаям.

Отравление угарным газом - смертельно опасно!
Первые признака отравления угарным газом (моно окисью углерода) напоминают симптомы гриппа - головная боль, головокружение или тошнота. Если у вас появились такие симптомы, то, возможно, нагреватель работает неправильно.
Немедленно: 1. Отключите нагреватель.
2. Проветрите помещение.
3. Выйдите на свежий воздух.
Обратитесь в сервисный центр!

Персонал

  • За каждой единицей оборудования должен быть закреплен конкретный работник. Недопустимо, чтобы обслуживанием нагревателей занимались случайные люди.
  • Персонал, в функции которого входит обслуживание нагревателей, должен быть квалифицированным, знать требования настоящего Руководства, Правила технической эксплуатации и требования безопасности труда в газовом хозяйстве.

Описание конструкции

Изделие представляет собой дутьевой газовый нагреватель прямого действия, полностью использующий тепло сгоревшего газа путем смешения горячих продуктов сгорания с дутьевым воздухом.

Области применения

  • Для обогрева мастерских, подсобных помещений.
  • При строительстве и выполнении монтажных и отделочных работ.
  • В качестве дополнительного нагревателя для нежилых помещений.
  • Везде и всегда, когда создание отопительной сети дорого и нецелесообразно, а также при сезонной работе.

Состав изделия

Основные элементы конструкции нагревателей представлены на рисунках 1, 2 и 3.

Топливо

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОПЛИВА

  • В качестве источника тепловой энергии в газовых воздухонагревателях используется смесь сжиженных углеворододных газов, состоящая, в основном, из пропана (С 3 Н 8), бутана (С 4 Н 10) и пентана (С 5 Н 12); основной компонент этой смеси - пропан.
  • Для обеспечания безопасности при использовании сжиженных газов пользователю газового воздухонагревателя необходимо учитывать следующие их свойства:
    - сжиженные углеводородные газы в условиях окружающей среды находятся в газообразном состоянии, а при небольшом повышении давления (без понижения температуры) переходят в жидкое состояние. Указанное свойство позволяет хранить и перевозить сжиженные газы в контейнерах и баллонах с удобствами, характерными для газов;
    - давление паров сжиженных газов в баллоне зависит от температуры окружающего воздуха;
    - в газообразном состоянии углеводороды тяжелее воздуха в 1, 5 ... 2, 0 раза, благодаря чему пары сжиженного газа скапливаются в углублениях, ямах и других самых низких точках помещения, затрудняя их выветривание;
    - небольшая вязкость благоприпятствует утечкам газа;
    - низкие пределы взрываемости: при содержании в воздухе 2% сжиженного газа (нижний предел взрываемости) образовавшаяся газовоздушная смесь становиться взрывоопасной и продолжает оставаться такой до увеличения концентрации в ней сжиженного газа, равной 10% (верхний предел взрываемости); при содержании сжиженного газа в воздухе более 10% газовоздушная смесь не взрывоопасно, но горюча;
    - при повышении наружной температуры сжиженный газ в балллоне значительно расширяется, поэтому нельзя допускать нагрева газового баллона свыше определенной температуры (37°С);
    - сжиженные газы не обладают запахом. Для своевременного обнаружения утечек газа его
    одорируют, т.е. добавляют специальное вещество - одорант;
    - все углеводородные газы, замещая кислород воздуха, обладают удушающими свойствами.
    Снижение содержания кислорода до 22% - смертельно опасно;
    - попадание жидкой фазы сжиженного газа на открытые участки кожи приводит к сильному
    обморожению.
  • Пропан как сжиженный газ можно использовать при температуре до - 30°С. При более низкойтемпературе пары пропана конденсируются, и газоснабжение прекращается при температуре - 42°С. Пары технического бутана начинают конденсироваться при - 0,5°С. Это свойство не дает возможности использовать бутан в зимний период в баллонах, установленных вне помещения. Газ остается в баллоне в жидком состоянии, испарений нет, а, следовательно, отсутствует необходимое давление в баллоне, при котором регулятор давления газа может обеспечить минимально допустимый расход газа.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТОПЛИВОМ

  • Пользователь должен укомплектовать газовый нагреватель 50-ти килограммовым газовым баллоном (баллонами), заправленным пропаном. Недопустимо использовать газовые баллоны меньшей емкости.
  • Количество пропана, доступного для использования определяется двумя факторами:
    - количеством пропана в баллоне (баллонах);
    - температурой баллона (баллонов).
  • При эксплуатации нагревателя при пониженной температуре окружающей среды или максимальной тепловой мощности газовые баллоны могут охлаждаться по причине повышения скорости испарения газа, что может привести к падению давления в баллоне (баллонах) и ухудшению горения. В этом случае рекомендуется выполнить параллельное соединение баллонов, как показано на рисунке 4, при помощи специального "тройника" (приобретается за дополнительную плату).

Рис.4 Параллельное соединение газовых баллонов

  • Ниже приведено количество 50-ти килограммовых баллонов, необходимых для работы газового воздухонагревателя тепловой мощностью от 30 кВт.

ВЫПОЛНЕНИЕ СОЕДИНЕНИЙ

1. Обеспечьте наличие системы подачи пропана, смотрите раздел «Топливо. Обеспечение топливом».
2. Проверьте наличие прокладки под накидной гайкой редуктора. Соедините редуктор с газовым баллоном с помощью накидной гайки (рисунок 5), затяните гайку гаечным ключом. Важно: При расположении баллонов вне помещения, устанавливайте редуктор так, чтобы регулировочная ручка (если такая имеется) была повернута вниз, это предотвратит повреждение редуктора вследствие неблагоприятных погодных условий.

Рис.5 Соединение редуктора с газовым баллоном.

Важно: Для повышения безопасности эксплуатации газовых воздухонагревателей рекомендуется устанавливать на линии подачи газа "газовый предохранитель" , приобретается за дополнительную плату, перекрывающий подачу газа при появлении в системе газоснабжения утечки. При подключении нагревателей к системе подачи газа установите газовый предохранитель между щтуцерами редуктора и шланга подачи газа к нагревателю. При ПОДГОТОВКЕ К ВКЛЮЧЕНИЮ нажмите на головку-сторожок газового предохранителя и зафиксируйте ее в крайнем нижнем положении (эту операцию необходимо делать всякий раз, после того как давление газа понизится - например, после замены выработанного газового баллона). Если газовый предохранитель сработал, прекратил подачу газа и остановил воздухонагреватель, это означает, что в газовом шланге появилась утечка. В этом случае выполните операции, описанные в разделе УХОД. УТЕЧКА. После устранения утечки газа при ПОДГОТОВКЕ К ВКЛЮЧЕНИЮ снова приведите газовый предохранитель в рабочее положение, нажав на его головку - сторожок..
3. Подсоедините шланг к штуцеру питания нагревателя (рис.6). Зафиксируйте соединение при помощи гаечного ключа.

Рис.6 Соединение шланга с нагревателем.

4. Откройте вентиль на газовом баллоне.
5. Установите рукоятку редуктора (если редуктор регулируемый) на значение давления газа
соответствующего рабочему диапазону нагревателя (смотрите раздел ТЕХНИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ).
6. Убедитесь в отсутствии утечек газа, используя место обмыливания - нанесения жидкого
мыла или мыльного раствора на места соединений.

Предупреждение! Никогда не пользуйтесь открытым огнем для обнаружения утечки.
Используйте метод обмыливания - нанесение мыльного раствора на все места соединений.
Образующиеся пузырьки покажут места утечки газа.
Принимайте немедленные меры к устранению всех утечек.

7. Закройте вентиль газового баллона.

ЗАМЕНА ГАЗОВОГО БАЛЛОНА

Меняйте газовый баллон (баллоны) только там, где нет открытого огня. Погасите все источники
пламени, включая, дежурные. Пользуйтесь только пропаном, 13Р.
Последовательность операций при замене газового баллона:
1. Плотно закройте вентиль на заменяемом газовом баллоне (баллонах).
2. Отсоедините редуктор от баллона (баллонов).
3. Подсоедините редуктор к новому газовому баллону. Плотно заверните накидную гайку.
4. Проверьте все соединения на отсутствие утечки газа.

Комплектация изделия

В комплект поставки газовых нагревателей всех моделей входят:
- газовый воздухонагреватель;
- шланг с редуктором;
- руководство пользователю;
- упаковочный ящик, воздухонагреватели поставляются в полной заводской готовности к использованию.

Распаковка

1. Удалите все упаковочные материалы, использованные для транспортировки нагревателя.
2. Выньте все предметы из упаковочного ящика.
3. Проверьте нагреватель на отсутствие повреждений при транспортировке. При наличии повреждений не производите запуск самостоятельно - это опасно; обратитесь в сервисную службу.
Рекомендация: Сохраните упаковочный ящик и упаковочные материалы; они могут понадобиться в будущем для хранения или при транспортировке нагревателя.

Принцип работы

СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА

Регулятор давления газа (редуктор) крепится к баллону с пропаном, смотрите раздел «ТОПЛИВО. ВЫПОЛНЕНИЕ СОЕДИНЕНИЙ», или может быть смонтирован на корпусе самого нагревателя. При открытии вентиля газового баллона подача газа в форсунку камеры сгорания осуществляется после открытия газового клапана, имеющего электромагнитный принцип или открываемого вручную путем нажатия на кнопку клапана.

СИСТЕМА ПОДАЧИ ВОЗДУХА

Двигатель вращает вентилятор, под действием которого воздух движется внутри камеры сгорания, образуя газовоздушную смесь, и вокруг нее. После сгорания газа на выходе нагревателя образуется поток чистого горячего воздуха.

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Зажигание газа происходит от искрового разряда между электродами - воспламенителями, напряжение на которые подается автоматически от блока управления при включении нагревателя или от элемента зажигания при нажатии на его кнопку вручную.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЛАМЕНИ

Эта система выключает нагреватель, если пламя погасло. При этом горение газа и выработка тепла прекращается, однако, двигатель вентилятора продолжает работать, обеспечивая продувку и охлаждение камеры сгорания. Основой системы контроля является термодатчик, сигнал которого перекрывает клапаны подачи газа.

Требования к вентиляции

Перед запуском нагревателя следует обеспечить, а в последующем использовании сохранять площадь потока свежего наружного воздуха через два вентиляционных отверстия (для входа и выхода воздуха) (S окна) в соответствии с формулой:
S окна = W max × 25 (см3);
где W max - максимальная тепловая мощность нагревателя данной марки, кВт.

Минимальная суммарная площадь окон - 250 см3.

Одно вентиляционное отверстие должно находиться на уровне пола, другое - под потолком. Несоблюдение минимальных требований к вентиляции помещения может привести к ОТРАВЛЕНИЮ УГАРНЫМ ГАЗОМ. Вентиляция помещения свежим наружным воздухом должна быть обеспечена до пуска нагревателя.

Правила пользования

Проверьте полноту и точность выполнения требований и предписаний, изложенных в разделе «Нормы безопасной эксплуатации» настоящего Руководства. Не пользуйтесь нагревателем, если не выполнено хотя бы одно из требований.

Рис.7 Панели управления воздухонагревателей с ручной системой зажигания газа. Последовательность включения

ПОДГОТОВКА К ЗАПУСКУ

  • Установите нагреватель на устойчивой и ровной поверхности.
  • Удостоверьтесь, что нагреватель находится вне зоны действия сильных сквозняков.
  • Включите шнур питания нагревателя в однофазную сеть напряжением 220…240 вольт с хорошим заземлением.

Примечание: При необходимости пользуйтесь трехштырьковым заземленным удлинителем, отвечающим следующим требованиям:

  • При длине шнура до 30 м сечение провода должно составлять не менее 1 мм2.
  • При длине шнура до 60 м сечение провода должно составлять не менее 1,5 мм2.
  • Откройте вентиль баллона и установите регулятор давления газа в положение желаемой тепловой нагрузки.

Включение

Модели Р10М, Р20М и Р30М с ручной системой зажигания газа.
Органы управления нагревателей представлены на рисунке 1. Последовательность операций включения нагревателей:
1. Включите дутьевой вентилятор нажатием сетевого переключателя (А) (рисунок 8), установив его в положение «ON» (Включено) и убедитесь в том, что вентилятор работает.
2. Нажмите кнопку газового клапана (В) и, удерживая ее в нажатом положении, несколько раз нажмите на кнопку зажигания (С), добившись воспламенения газа.
3. Отпустите кнопку газового клапана (D). В том случае, если после этого горение сразу же прекратится, подождите одну минуту, после чего повторите вышеописанную процедуру зажигания (пункты 1 - 2), при этом удерживая кнопку газового клапана несколько дольше.

АВАРИЙНОЕ ОТКЛЮЧЕНИЕ

В случае внезапного, либо несанкционированного отключения электропитания во время работы нагревателя, влекущего за собой остановку вентилятора, прекращения подачи топлива и другим причинам, система защиты автоматически в течение нескольких секунд перекроет газовый клапан во избежание утечки газа. Электродвигатель вентилятора при этом может продолжать работать.

Повторный пуск нагревателя:
1. Отключите нагреватель от сети.
2. Выясните причину срабатывания автоматической защиты.
3. Устраните причину срабатывания автоматической защиты.
4. Выждите не менее 30 секунд после остановки нагревателя.
5. Включите нагреватель в сеть.
6. Нажмите кнопку разблокирования «RESET» (при ее наличии).
7. Повторите операции раздела «ВКЛЮЧЕНИЕ».

Хранение

ПОДГОТОВКА К ХРАНЕНИЮ

Выключите нагреватель. Смотрите «Правила пользования. Выключение».

  • Отсоедините шланг от нагревателя.
  • Отсоедините редуктор от газового баллона.

ХРАНЕНИЕ НАГРЕВАТЕЛЯ

  • Храните нагреватель в сухом месте.
  • Храните нагреватель в рабочем положении.
  • Обеспечьте отсутствие коррозионных испарений в месте хранения.
  • Для защиты нагревателя от пыли накройте его чехлом (приобретается за дополнительную плату) или поместите в упаковочный ящик.

ХРАНЕНИЕ ГАЗОВЫХ БАЛЛОНОВ

Храните газовые баллоны в вертикальном положении в специально оборудованных для этих целей помещениях в соответствии с Правилами безопасности в газовом хозяйстве и Правилами технической эксплуатации и требованиями безопасности труда в газовом хозяйстве.
Рекомендации: Для обеспечения бесперебойной работы нагревателя в течение отопительного сезона проведите перед его началом сезонное техническое обслуживание; обратитесь в сервисный центр.

Транспортировка

В случае необходимости перевозки нагревателя:

  • Выполните операции, изложенные в разделе «Хранение. Подготовка к хранению».
  • Защитите нагреватель от случайных повреждений при транспортировке, используйте для этого упаковочный ящик с упаковочными материалами, в котором был доставлен купленный вами нагреватель.
  • При транспортировке сохраняйте рабочее (горизонтальное) положение воздухонагревателя.
  • При транспортировке газового баллона соблюдайте требования, изложенные в Правилах безопасности в газовом хозяйстве и Правилах технической эксплуатации и требованиях безопасности труда в газовом хозяйстве.

Уход

СОСТАВ ОПЕРАЦИЙ

Уход, выполняемый пользователем нагревателя, включает в себя следующие операции:
1. Очистка нагревателя раз в год или по мере необходимости для удаления пыли, грязи и сора.
2. Осмотр нагревателя перед каждым сеансом работы.
3. Проверка мест соединения на отсутствие утечки газа; устранение утечек при их
обнаружении.
4. Осмотр шланга с редуктором перед каждым сеансом работы. Если шланг порезан, изношен или поврежден, замените его. Пользуйтесь только шлангом с редуктором, рекомендованным данным Руководством.

Важно! Любые операции по обслуживанию должны производиться на неработающем холодном нагревателе, отключенном от сети и от газового баллона.

Для выполнения иных операций по обслуживанию нагревателя, например, осмотра и очистки вентилятора или контроля блока управления и регулировки электрода - воспламенителя, либо в случае затруднений при выполнении перечисленных выше операций по уходу за нагревателем - обращайтесь в сервисный центр.

УТЕЧКА ГАЗА

Предупреждение! Если обнаружена утечка - немедленно перекройте подачу газа
Путем плотного закрытия вентиля газового баллона. Проветрите помещение.
Выждите еще пять минут после того, как исчезнет запах газа.
Действуйте далее по ниже приведенной схеме.

1. Установите сетевой переключатель в положение «Выключено» («OFF», «O»).
2. Выньте вилку шнура питания нагревателя из электрической розетки.
3. Нанесите мыльный раствор на шланг и на все места соединений между газовым баллоном и штуцером питания нагревателя.

Предупреждение! НИКОГДА НЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ОТКРЫТЫМ ПЛАМЕНЕМ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ МЕСТ УТЕЧКИ ГАЗА!

4. Откройте вентиль газового баллона. Образующиеся пузырьки укажут место утечки.
5. Закройте вентиль газового баллона.
6. Проветрите помещение до полного исчезновения запаха газа.
7. Устраните течь путем ремонта.
8. Выждите пять минут после исчезновения запаха пропана, прежде чем снова включать
нагреватель. Если вы сами не можете отремонтировать место течи, свяжитесь с сервисным центром.

Вентилятор не работает. Отсутствует напряжение в
сети. Обрыв сетевого провода или дефект сетевой вилки. Заклинена крыльчатка
вентилятора.
Электродвигатель неисправен.
Проверить наличие напряжения на
клеммах мотора вентилятора. Сетевой провод или вилку заменить.
Освободить крыльчатку вентилятора.
Заменить электродвигатель.
При нажатии на кнопку
зажигания нет искры.
Неправильное положение электродов.
Блок зажигания и/или электроды неисправны.
Проверить и установить электроды
правильно.
Проверить и соединить правильно или заменить.
Газ не подается в
горелку.
Закрыт вентиль газового
баллона. Газовый баллон пуст.
Засорена форсунка. Утечка в шланге подачи
газа или в местах соединения.
Открыть вентиль газового баллона.
Баллон заменить.
Форсунку вынуть и прочистить.С помощью мыльной пены найти место утечки газа и устранить
неисправность.
Воспламенение газа есть, но сразу после того, как клапан подачи газа
отпущен, пламя гаснет.
Термодатчик не успел
прогреться.
Сработал предохранительный
термостат по причине
перегрева агрегата;
возможно крыльчатка
вентилятора заклинена.
Повторить включение, удерживая
кнопку клапана подачи газа в нажатом
положении несколько дольше.
Смотри пункт «Вентилятор не
работает».
Нагреватель отключается
во время работы.
Слишком большой расход
топлива.
Перегрев агрегата по
причине неудовлетворительной
работы вентилятора.
Уменьшение подачи газа
вследствие образования на
баллоне изморози.

Проверить правильность работы
редуктора давления и, если редуктор неисправен, заменить его.
Смотри пункт «Вентилятор не
работает».
Проверить и, если причина в этом
заменить существующий баллон
большего размера или использовать параллельное соединение баллонов (рис. 4).

Неустойчивое горение
газа (пламя с белыми и
ярко желтыми языками).
Недостаточное
поступление воздуха в
горелку
воздухонагревателя.
Излишне большой расход газа.
Проверить входной патрубок
нагревателя - возможно доступу
воздуха мешают посторонние
предметы. Уменьшить давление газа.

Гарантия

Изготовитель гарантирует исправную работу прибора в течение гарантийного срока - 12-ти месяцев со дня продажи его магазином. Документы, подтверждающие покупку и проверку оборудования сертифицированным специалистом, обязательны при предъявлении претензий.
Изготовитель оставляет за собой право прекратить или ограничить гарантию в случае отсутствия указанных документов, так же, как и в случае очевидных внешних механических повреждений изделия.

Ваша сервисная служба

Продавец

Дата продажи:

Покупатель:

Ваша обслуживающая организация:

Осмотр изделия произвел: _______________________________________
Укажите ФИО и квалификационный номер (разряд)

«УТВЕРЖДАЮ»:

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО БЕЗОПАСНЫМ МЕТОДАМ И ПРИЕМАМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОПРОВОДОВ И ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ КОТЕЛЬНОЙ

    Общая часть

1.1. Допуск к обслуживанию и ремонту газопроводов и газового оборудования котельной имеют руководители, специалисты и рабочие, обученные технологии проведения газоопасных работ, правилам пользования средствами индивидуальной защиты (противогазами и спасательными поясами), способам оказания первой (доврачебной) помощи, аттестованные и прошедшие проверку знаний в области промышленной безопасности в объеме «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» Ростехнадзора РФ.

1.2. Перед допуском к самостоятельному выполнению газоопасных работ (после проверки знаний) каждый должен пройти стажировку в течение первых десяти рабочих смен под наблюдением опытного работника. Стажировка и допуск к самостоятельному выполнению газоопасных работ оформляются решением по предприятию.

1.3. Лица, имеющие право выдачи нарядов-допусков к выполнению газоопасных работ, назначаются приказом по предприятию, из числа руководящих работников и специалистов, аттестованных в соответствии с требованиями «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» Ростехнадзора РФ.

1.4. Все работы по обслуживанию и ремонту газопроводов и газового оборудования котельной должны проводиться в соответствии с настоящей инструкцией, "Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления" Ростехнадзора России в сроки, предусмотренные графиками, утвержденными техническим руководителем предприятия.

1.5. Предприятие должно иметь (при необходимости) договора с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и газового оборудования котельной, в которых должны быть определены объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту, регламентированы обязательства в обеспечении условий безопасной и надежной эксплуатации. Графики (планы) технического обслуживания и ремонта утверждаются техническим руководителем организации - владельца и согласовываются с организацией - исполнителем при заключении договора на обслуживание

    Эксплуатация газопроводов и газового оборудования котельной

Газопроводы и газовое оборудование котельной, принятые в эксплуатацию, должны иметь:

Технический паспорт, где представлены основные технические характеристики, а также данные о проводимых ремонтных работах. Номер сертификата и разрешения Ростехнадзора РФ также вносится в паспорт технических устройств.

При эксплуатации газопроводов и газового оборудования котельной должны выполняться следующие виды работ:

Техническое обслуживание;

Текущий ремонт;

Аварийно-восстановительные работы;

Капитальный ремонт;

Отключение недействующего оборудования.

2.1. Режим работы газифицированных агрегатов должен соответствовать картам, утвержденным техническим руководителем предприятия. Режимные карты должны быть вывешены у агрегатов и доведены до сведения обслуживающего персонала. Режимные карты необходимо корректировать один раз в три года, а также после ремонта оборудования.

Техническое обслуживание

2.2. Техническое обслуживание проводится согласно графику, утвержденному техническим руководителем предприятия. При этом проводятся следующие работы:

Осмотр технического состояния (обход) внутренних газопроводов котельной и котлов (не реже одного раза в месяц);

Проверка срабатывания предохранительных и предохранительно-запорных устройств и приборов автоматики регулирования и безопасности (проверка должна осуществляться не реже одного раза в месяц);

Проверка плотности фланцевых, резьбовых и сварных соединений газопроводов, сальниковых набивок арматуры с помощью приборов или мыльной эмульсии (не реже одного раза в полгода);

Контроль загазованности воздуха в котельной (не реже одного раза в смену), проверка работоспособности автоматических сигнализаторов загазованности в помещении котельной (не реже одного раза в месяц контрольной смесью);

Перенабивка (подтяжка) сальников арматуры, при необходимости очистка (не реже одного раза в полгода);

Продувка импульсных линий приборов средств измерений (не реже одного раза в полгода).

Техническое обслуживание должно осуществляться двумя рабочими и регистрироваться в специальном журнале с указанием времени начала и окончания работ. К проведению технического обслуживания могут привлекаться организации, имеющие лицензии на выполнение этих работ.

Текущий ремонт

2.3. Текущий ремонт газопроводов и газового оборудования котельной проводится согласно графику, утвержденному техническим руководителем предприятия. При этом выполняются следующие работы:

Устранение прогиба, замена и восстановление креплений (не реже одного раза в год);

Ремонт отключающих устройств (запорной арматуры) - не реже одного раза в год:

Очистка арматуры, разгон червяка и его смазка, набивка сальника;

Разборка запорной арматуры не обеспечивающей плотность закрытия с притиркой уплотняющих поверхностей;

Проверка затяжки (крепеж) фланцевых соединений, смена износившихся и поврежденных болтов и прокладок;

Контрольная опрессовка газового оборудования (контрольная опрессовка внутренних газопроводов котельной должна производится давлением 0,01 МПа (1000 мм. вод. ст.), падение давления не должно превышать 60 даПа (60 мм вод. ст.) за один час);

Окраска газопроводов и арматуры (не реже одного раза в пять лет);

Проверка плотности соединений и устранение дефектов, выявленных при осмотре технического состояния (не реже одного раза в год);

После окончания работ газопроводы должны быть испытаны на плотность. Испытания должны проводиться персоналом организации, выполнявшей ремонт. Результаты испытаний заносятся в паспорт газопровода. Обо всех работах, выполненных при ремонте газового оборудования, делается запись в журнале.

Аварийно-восстановительные работы

2.4. Аварийное отключение газопроводов и газового оборудования должно производится в случаях разрыва сварных стыков, коррозионных и механических повреждений газопровода и арматуры с выходом газа, а также при взрыве, пожаре, непосредственно угрожающих газопроводам и газовому оборудованию. Аварийно-восстановительные работы относятся к внеплановым. Эти работы должны проводиться немедленно. При обнаружении загазованности работы должны быть приостановлены, приняты меры по обнаружению причины и устранению утечки газа и выполнению мероприятий в соответствии с Планом локализации и ликвидации аварийных ситуаций, а при необходимости и Планом взаимодействия служб различных ведомств. Лица, не участвующие в аварийно-восстановительных работах, должны быть удалены из опасной зоны. После выполнения аварийных работ возобновляется подача газа на газоиспользующее оборудование с соблюдением правил, установленных для пуска газа с выдачей наряда-допуска на газоопасные работы.

Капитальный ремонт

2.5. Нормативный срок эксплуатации газового оборудования устанавливается в соответствии с паспортами заводов-изготовителей; для внутренних газопроводов этот срок составляет 30 лет. По истечении нормативного срока службы следует проводить диагностику технического состояния газопроводов и оборудования в целях определения остаточного ресурса с разработкой мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию на весь срок продления жизненного цикла, или обоснования необходимости замены.

Капитальный ремонт газопроводов и газового оборудования назначается по результатам технической диагностики. Для газопроводов, подлежащих капитальному ремонту (замене), должна быть составлена проектная документация в соответствии с требованиями, предъявляемыми к новому строительству. Капитальный ремонт внутренних газопроводов и газового оборудования следует совмещать. Сведения о капитальном ремонте должны заносится в паспорт газопровода.

2.6. До включения в работу газоиспользующих установок, в том числе сезонного действия, должна обеспечиваться:

Проверка знаний инструкций обслуживающим персоналом в соответствии с требованиями «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» Ростехнадзора РФ;

Текущий ремонт газового оборудования и систем автоматизации;

Проведение планово-предупредительного ремонта газифицированных установок и вспомогательного оборудования;

Проверка исправности промышленных вентиляционных и дымоотводящих систем;

Выполнение требований нормативных технических документов по устройству и безопасной эксплуатации котлов, утверждаемых Госгортехнадзором России.

Снятие заглушки и пуск газа разрешаются при наличии документов, подтверждающих выполнение указанных работ.

    Безопасные методы и приемы выполнения работ

3.1. Производственные помещения, в которых проложены газопроводы и установлены газоиспользующие установки и арматура, должны быть доступны для технического обслуживания и ремонта, а также соответствовать проекту.

3.2. Проверка технического состояния промышленных дымоотводящих устройств (газоходов и дымовых труб) должна производиться после их ремонта, а также до пуска в работу установок сезонного действия и при нарушении тяги.

3.3. Газопроводы к газоиспользующим установкам при пуске газа должны продуваться газом до вытеснения всего воздуха, в течение времени не менее 10 мин. Окончание продувки определяется анализом на содержание кислорода в газопроводах. При содержании кислорода более 1% по объему розжиг горелок не допускается. Газопроводы должны иметь систему продувочных газопроводов с отключающими устройствами и штуцерами для отбора проб в местах, определенных проектом. Продувать газопроводы через трубопроводы безопасности и газогорелочные устройства не допускается.

3.4. Топки и газоходы перед пуском газоиспользующих установок должны быть провентилированы.

3.5. Если при розжиге горелки или в процессе регулирования произошел отрыв, проскок или погасание пламени, подача газа на горелку и защитно-запальное устройство должна быть немедленно прекращена. К повторному розжигу разрешается приступить после устранения причины неполадок, вентиляции топки и газоходов в течение времени не менее 10 мин, а также проверки герметичности затвора отключающей арматуры перед горелкой.

3.6. Запорная арматура на газопроводах безопасности после отключения установки должна находиться в открытом положении.

3.7. Перед ремонтом газового оборудования, осмотром и ремонтом топок или газоходов, а также при выводе из работы установок сезонного действия, газовое оборудование и запальные трубопроводы должны отключаться от газопроводов с установкой заглушек после запорной арматуры. Газоходы газоиспользующих агрегатов, выведенных в ремонт, должны отключаться от общего борова с помощью шиберов или глухих перегородок. Газопроводы должны быть освобождены от газа продувкой инертным газом или сжатым воздухом

3.8. Помещения с установленным в нем газоиспользующим оборудованием должны быть оснащены системой контроля воздуха по содержанию в нем окиси углерода и метана.

3.9. При ремонтных работах в загазованной среде должны применяться инструменты из цветного металла, исключающие возможность искрообразования. Рабочая часть инструментов из черного металла должна обильно смазываться солидолом или другой смазкой. Рабочие и специалисты, выполняющие газоопасную работу должны быть в обуви без стальных подковок и гвоздей.

3.10. Не разрешается оставлять инструмент и другие металлические предметы на оборудовании во избежание его падения и образования искры.

3.11. Проверка герметичности газопроводов, арматуры огнем запрещается.

3.12. При отыскании утечек газа применение открытого огня категорически запрещается. Должны быть вывешены плакаты "Не курить", "Не разводить огня".

3.13. В случае воспламенения газа при утечке из газопровода, тушение пламени в зависимости от характера очага должно производиться одним из следующих способов.

Данная инструкция не является профессиональной инструкцией по настройке, это бытовое руководство по эксплуатации ГБО.

Вакуумный (для карбюратора) или электронный (для инжектора) двухступенчатый редуктор предназначен для работы на сжиженном нефтяном газовом топливе (пропан-бутан). Из баллона газ под давлением 16 атм. поступает в газовый клапан, где подвергается очистке от смолистых веществ и механических примесей. Далее очищенный газ проходит в первую ступень редуктора, где давление понижается до 2 атм., а затем во вторую, где оно понижается до 0,5 атм.

Под действием разрежения, создаваемого в коллекторе, работающего двигателя, газ из полости второй ступени редуктора поступает в тройник-дозатор. Из тройника-дозатора через смесительное устройство (проставка, смеситель или форсунки) в камеры карбюратора или устройство впрыска, где образовывается однородная горючая смесь, которая поступает в цилиндры двигателя. Охлаждающая жидкость из блока цилиндров двигателя через переходник поступает в нижний патрубок редуктора, подогревая газ и улучшая его испарение.

Порядок запуска ГБО в работу карбюраторного автомобиля

— Запуск холодного двигателя необходимо (при температурах ниже + 7-10 градусов) и желательно в принципе производить на бензине с последующим прогревом до температуры 40-50 градусов. 3атем коммутатор (переключатель в салоне) переводится в среднее положение, происходит выработка бензина из поплавковой камеры. Как только автомобиль начнет работать с перебоями, перевести коммутатор в положение «газ». Допускается пуск прогретого двигателя на газу.

— Частота оборотов холостого хода регулируется винтом, расположенным на корпусе редуктора. Расход газа регулируется винтами на тройнике-дозаторе. После первичной регулировки, проведенной мастером установочного центра, расходно-динамические характеристики можно улучшить следующим образом: винт 1 регулирует подачу газа в первую камеру карбюратора, что влияет на динамические характеристики машины при разгоне и частичных нагрузках. Разгоните машину до 80 км/ч, и, если «прием хороший», закрутите винт 1 на пол-оборота, процедуру повторяйте до тех пор, пока машина не начнет «тупить», после чего выкрутите винт 1 на четверть оборота назад. Винт 2 управляет второй камерой карбюратора, от степени наполнения которой зависит приемистость на полных нагрузках. Для регулировки второй камеры разгоните машину свыше 90 км/ч и повторите процедуру описанную выше. Т. к. плотность газа (кг/л) меньше плотности бензина, газа расходуется на 10-15 % больше. При парковке на ночь автомобиль следует перевести на бензин. Для этого увеличить обороты двигателя до 3000-3500 об/мин, коммутатор (переключатель) перевести в положение «бензин», минуя выработку, и подождать заполнения бензином поплавковой камеры.

Порядок запуска инжекторного автомобиля

Инжекторный автомобиль оснащается двухпозиционным автоматическим переключателем (коммутатором) газ-бензин. Когда переключатель находится в положении бензин, машина работает только на бензине (горит красная сигнальная лампа на знаке бензин). Для перевода автомобиля на газ необходимо следующее:

1. Переключить коммутатор в положение газ.

2. Запустить двигатель в работу и прогреть его до температуры 40-50 градусов. При этом на коммутаторе лампочка символа бензин горит красным, на символе газ мигает зеленая лампа (режим ожидания оборотов).

З. Для перехода на газ необходимо нажать на педаль акселератора и набрать 2500 оборотов и резко отпустить. Машина перешла на газ (на символе газ горит зеленая лампа, красная погасла).

Основные требования по безопасности

— В случае, когда не устраивает мощность, повышенный расход, проблемы с холостым ходом, запрещается самостоятельная регулировка автомобиля (неправильное регулирование может явиться причиной хлопка (только инжектор) и, как следствие, выхода из строя ДМРВ, корпуса воздушного фильтра, впускного коллектора). В этом случае следует обратиться на СТО.
— Инжектор: запрещается эксплуатация автомобиля до полной выработки газа из баллона (обедненная смесь может быть причиной хлопка). Рекомендуется оставлять 10%.
— Рекомендуется менять воздушный фильтр не реже каждых 5-6 тысяч км.
— Необходимо сливать конденсат (пластиковый винт-пробка на корпусе редуктора) каждые 1000 км, но не позднее 1500 км.
— Инжектор: если произойдет хлопок, необходимо перевести коммутатор в положение бензин (будет гореть только красная лампа) и приехать на консультацию в сервисный центр.
— Инжектор: запрещается эксплуатация автомобиля на газу, когда в бензобаке нет бензина. Воздушная пробка может повлечь выход из строя бензонасоса (минимальный остаток 7-10 литров).

— Бензиновый клапан при работе автомобиля на газу находится в закрытом положении (ОFF), поэтому при выходе из строя электросистемы прерывается как подача газа, так и бензина. В этом случае надо проверить предохранитель ГБО и в случае его неисправности — заменить. Если предохранитель исправен, электросистема проверяется следующим образом:
при переключении коммутатора в положение «газ» (или положение «бензин») соответствующие электроклапаны должны издать характерный щелчок. Если этого не происходит, система неисправна. В этом случае надо перевести коммутатор в среднее положение (выработка), вкрутить винт механического открытия бензоклапана и приехать в техцентр. Категорически запрещается держать клапан бензина открытым при исправной электросистеме, т. к. это ведет к одновременной подаче в двигатель газа и бензина, что недопустимо.
— для оптимальности состава топливовоздушной смеси рекомендуется менять воздушный фильтр не реже, чем через 7000 км пробега.
— Рекомендуется использовать воздушный фильтр с возможно меньшим сопротивлением воздушному потоку.
— производить замену свечей каждые 10000 км (свеча, производящая менее 3-4 импульсов не воспламеняет газо-воздушную смесь в цилиндре двигателя).
— сливать конденсат из редуктора через каждые 1500 км путем откручивания винта на корпусе редуктора.
— После каждых 500 км, пройденных автомобилем на газу, проезжать 15-20 км на бензине, что способствует оседанию окиси свинца на клапанах и седлах, предотвращая их дополнительный износ, а также уменьшает износ диафрагм и засорение карбюратора.

Общие требования по безопасности

— Проводить ежедневную проверку уровня охлаждающей жидкости (тосола).
— В случае обнаружения утечек или повреждения ГБО перекрыть магистральный вентиль мультиклапана на баллоне и приехать в сервисный центр. Запрещается подтягивать гайки и соединительные трубопроводы, находящиеся под давлением газа.
— Запрещается заводить автомобиль на газу при вынутом подсосе, это сократит срок службы основной мембраны или будет причиной разрыва.
— Запрещается оставлять полностью заправленный газом автомобиль на солнце, не израсходовав перед этим несколько литров.
— Запрещается эксплуатировать ГБО при обнаружении внешних механических повреждений.
— Запрещается продолжать движение автомобиля на газу при обнаружении запаха газа в салоне.
— При монтаже и демонтаже любых узлов ГБО своими силами, а так же при консервации автомобиля на длительный срок (больше месяца), необходимо перекрыть заправочный и магистральный вентили на мультиклапане баллона.

Удачной эксплуатации!

Прокомментировать:

Читайте также:

Название: Газовое оборудование автомобилей. Легковые, грузовые. Устройство, установка, обслуживание. Практическое руководство. Автор: Афонин С. Издательство: «ПОНЧиК» Год: 2001 Кол-во страниц: 53 Формат: DJVU Размер: 3.0 Mb Язык: русский В книге рассматривается работа легковых и грузовых автомобилей на газовом топливе, а также возможность установки на автомобиль газового оборудования и его обслуживание. Описано устройство различных систем газовой аппаратуры,

Сегодня довольно популярно приобретать автомобили с газобаллонным оборудованием или устанавливать его на уже имеющиеся авто. Далее возникает необходимость заправить баллон газом. Как это правильно сделать и сколько нужно заправлять газа в баллон? Заправка Заправка газом отличается тем, что вы не можете видеть, сколько вы заправляете его в баллон. Нужно знать, что в баллоне максимально допустимый

Каждый автомобилист хочет проехать больше, а заплатить меньше. Такую уникальную возможность нам дарит ГБО 4 поколения. Кроме экономии оно еще имеет ряд положительных преимуществ. Система газобаллонного оборудования 4 поколения очень похожа на бензиновую. Обеспечивается распределенный впрыск по отдельности в каждый цилиндр двигателя. Водитель практически не замечает перехода с одного вида топлива на другое. Это означает,

Анализ особенностей газобаллонной аппаратуры позволяет утверждать, что ее конструкция проста и надежна в работе, полностью обеспечивает пожаро– и взрывобезопасность. Газовое топливо может использоваться наравне с бензиновым топливом при строгом соблюдении мер предосторожности и правил технического обслуживания. Однако, выбрав газовое оборудование для своего автомобиля, внимательно ознакомьтесь с инструкцией по его эксплуатации, усвойте ее и следуйте ее

Компания "Реал автогаз" предоставляет пользователям инструкцию по эксплуатации газобаллонного оборудования Тамона (Прибалтика)

Инструкция по эксплуатации системы TGstream

(для пользователя)

Устройство TGstream - контроллер распределенного впрыска газа.

Устанавливается на автомобили со следующими типами

топливной системы двигателя:

1) Распределенный фазированный впрыск бензина в коллектор двигателя.

2) Распределенный попарный впрыск бензина в коллектор двигателя.

3) Распределенный одновременный впрыск бензина в коллектор двигателя.

4) Моновпрыск бензина в коллектор двигателя.

TGstream состоит из: основного блока, который крепится в моторном отсеке, датчиков

давления и температуры, монтажного комплекта и пульта управления, который крепится в

салоне автомобиля в удобном для водителя месте.

TGstream запоминает последний режим работы: «Автомат» или «Бензин». Предусмотрена возможность принудительной заводки на газе. Световая и звуковая индикация текущего состояния и режимов работы системы.

Технические характеристики.

Напряжение питания +9...+16В.

Максимальный потребляемый ток по цепи питания плюса зажигания, не более 5А.

Максимальный потребляемый ток по цепи питания плюса аккумулятора, не более 15А.

Ток потребления в положении «зажигание - выключено», не более 0,1мА.

Время выключения газовых клапанов при остановке двигателя, не более 1 сек.

Сопротивление газовых форсунок, не менее 1 Ом.

Сопротивление газовых клапанов, не менее 3 Ом.

Амплитудное значение импульсов оборотов, не более 25 0В.

Амплитудное значение импульсов бензиновых форсунок,не более 100В.

Диапазон рабочих температур -30...+85 град С.

Пульт управления

Пульт управления предназначен для работы в системе TGstream. На лицевой

части пульта управления расположены 7 светодиодов (жёлтый, красный и 5

зелёных) и 2 кнопки управления. На задней панели рсположен разъем для

подключения основного блока.

Кнопки управления

Petrol. Переводит систему TGstream в режим «Бензин».

Gas. Переводит систему TGstream в режим «Автомат» с последующим

автоматическим переключением на газ.

Световая индикация

5 зеленых светодиодов и красный служат индикаторами уровня газа в баллоне (красный - минимальный уровень) и режимов работы «Автомат» и «Газ», а желтый - режима «Бензин».

Звуковая индикация

Встроенный зуммер предупреждает водителя двумя короткими сигналами о минимальном

уровне газа в баллоне (включен красный светодиод) и прерывистым сигналом об

аварийном переходе на бензин (включен желтый светодиод) при отсутствии газа. Прервать сигнал зуммера можно, переключив режим работы системы TGstream нажатием кнопки на пульте управления.

Примечание!

Если при полном газовом баллоне включается красный светодиод и звучит двукратный сигнал зуммера, то либо не подключен датчик уровня газа в баллоне, либо неправильно установлена конфигурация датчика в программе TamonaGAS на закладке «Конфигурация (F2) - Устройства (F12)» пункт 1. Необходимо обратиться в автосервис для настройки или отключения в конфигурации датчика уровня газа, если он не подключен физически.

Режимы работы TGstream

Переключать режимы работы можно в любой момент эксплуатации автомобиля.

«Автомат»

Автомобиль заводится и работает на бензине (включен желтый светодиод и моргает зеленый светодиод, находящийся в левом углу пульта управления). После выполнения всех условий переключения на газ (температура редуктора газа, давление, обороты двигателя),параметры которых устанавливаются в автосервисе в момент настройки автомобиля, происходит переход на газ (включены все зеленые светодиоды и выключен желтый). В случае минимального уровня газа в баллоне в момент перехода на газ водитель предупреждается об этом двумя короткими звуковыми сигналами.

Автомобиль работает на газе (только после автоматического переключения из режима «Автомат» или используя принудительную заводку на газе, описанную ниже). Осуществляется полная индикация уровня газа в баллоне. Если в течение работы автомобиля в этом режиме уровень газа в баллоне опустится ниже минимального, то водитель будет предупрежден об этом двумя короткими звуковыми сигналами (см. примечание), а в случае аварийного перехода на бензин (газ закончился) постоянно-прерывистым сигналом, который можно выключить, нажав на любую кнопку пульта управления.

«Бензин»

Автомобиль заводится и работает на бензине (включен желтый светодиод).

Принудительная заводка на газе

Возможность принудительной заводки на газе позволяет переключить автомобиль на газ,

обходя условия, перечисленные в описании режима «Автомат». Необходимо при

выключенном зажигании нажать на кнопку «G» и, не отпуская, включить зажигание, но

не заводить автомобиль. Звучит постоянный однотонный сигнал зуммера и включены все

зеленые светодиоды, свидетельствующие о входе в режим принудительной заводки на

газе. Отпустив кнопку «G» , можно заводить автомобиль.

Каждодневная эксплуатация

Первый раз после включения зажигания включить режим «Автомат». Система TGstream

запомнит этот режим и автоматически будет переключаться на газ. (см. описание режима

«Автомат»). В дальнейшем не требуется никакого управления. Не нужно нажимать на

кнопки пульта. Достаточно завести автомобиль и двинуться. Система TGstream сама

незаметно перейдет на газ. О необходимости заправиться в ближайшее время система

сообщит звуковым сигналом (при наличии датчика уровня газа в баллоне, см. описание

режима «Газ»).

Показания уровня газа в баллоне при помощи программного датчика SOFTWARE

«SOFTWARE» датчик программным способом определяет сколько газа израсходовано во

время эксплуатации и показывает какое количество осталось в баллоне.

К преимуществам использования этого датчика можно отнести:

Не нужен дополнительный датчик уровня топлива;

Стабильные показания остатка газа;

Показания правильные и не зависят от положения автомобиля (автомобиль

двигается в гору или спускается с горы, наклонен в

одну или другую сторону);

Не зависит от поломок механического датчика или инсталяции.

К недостатком следует отнести то, что для правильной работы датчика необходимо

заправлять газом баллон всегда полностью (сколько позволяет защитный клапан)

и после заправки нажимать две кнопки одновременно на панели пульта управления.

Используя этот датчик в центре установки газового оборудования мастер, настраивающий

Ваш автомобиль, должен включить эту возможность.

Важно знать, что первый раз заправив полностью газом баллон надо нажать одновременно две кнопки на пульте управления и удерживать до звукового

сигнала. После первой заправки баллона датчик работает в режиме

«ЭТАЛОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ» и на пульт не выводится информация об

уровне газа в баллоне, а на пульте управления включены все зеленые и

красный светодиоды. После первой заправки необходимо использовать весь газ до конца,

пока система автоматически не переведет автомобиль на бензин, т.е.. когда на пульте управления включится желтый светодиод и будет звучать постоянный звуковой сигнал, который можно выключить нажатием кнопки «Р» на пульте управления.

Каждый следующий раз, для правильной работы датчика, необходимо заправлять газом

баллон полностью и одновременно нажимать две кнопки до звукового сигнала.

Использовать весь газ до конца необязательно. Только после второй заправки

активизируется «РАБОЧИЙ» режим датчика уровня и на пульт управления выводятся

показания остатка газа.

Инструкция по эксплуатации легковых, грузовых автомобилей и автобусов для работы на сжиженном нефтяном (СНГ) и компримированном природном (КПГ) газах.

1.ВВЕДЕНИЕ

Данная инструкция распространяется на легковые, грузовые автомобили и автобусы всех модификаций,отечественного и иностранного производства с "карбюраторными" и "инжекторными" двигателями, оборудованные Газобаллонной аппаратурой (далее ГБО) фирмы LOVATO, BIGAS, TOMASETTO, ZAVOLI и других производителей и устанавливает общую методику и порядок эксплуатации, и ТО.

2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

2.1 Автомобиль предназначен для эксплуатации на СНГ марок ПА или ПБА по ГОСТ 27578-87,

КПГ или бензине.

2.2 Не допускается работа двигателя при одновременной подаче газа и бензина.

2.3 Для сохранения нормальной работоспособности бензиновой системы питания и продления срока службы резинотехнических изделий газового редуктора, рекомендуется применять запуск и прогрев холодного двигателя на бензине с последующим переводом на газ.

2.4 Останавливайте двигатель выключением зажигания.при постановке автомобиля на ремонт или длительную стоянку необходимо выработать газ из системы, для чего при работающем на газе двигателе в режиме холостого хода (вне закрытого помещения) перекрыть расходный вентиль мультиклапана (если это СНГ) или вентили на всех баллонах (если это КПГ) и дождаться останова двигателя. Во избежание повреждений уплотнителей закрывайте наполнительный и расходный вентили мультиклапана (СНГ) и вентили баллонов (КПГ) только усилием руки, без применения какого либо инструмента.

2.5 Техническое обслуживание или ремонт ГБО, а также других узлов и агрегатов автомобиля производите только после выработки газа из газовой системы питания, при закрытых вентилях.

2.6 Ремонт баллона или мультиклапана производите только после слива газа (СНГ) или стравливания (КПГ) в безопасном месте, и последующей продувки воздухом или нейтральным газом.

2.7 Наполнение баллонов производите на газонаполнительных станциях АГНС и АГНКС с соблюдением соответствующих правил этих станций.

2.8 При эксплуатации автомобиля обращайте особое внимание на герметичность всех соединений газовых трубопроводов и газовой аппаратуры, соединений бензопроводов (подтекание бензина является в 90% случаев причиной возгорания автомобилей с ГБО) , состояния изоляции электропроводки относящейся к ГБО, состояние шлангов подводящих тосол к редуктору-испарителю(от уровня тосола зависит эффективность испарения и подогрева газа и при отсутствии должного уровня ОЖ в системе в редукторе-испарителе может образоваться воздушная пробка, приводящая к обмерзанию редуктора и прекращению работы автомобиля на газе.

2.9 Не допускается эксплуатация автомобиля с истекшим сроком испытания (переосвидетельствования) баллонов. Баллоны подлежат периодическому освидетельствованию в сроки определенные "ПРАВИЛАМИ", которое производится на специальных испытательных пунктах, имеющих разрешение органов Госгортехнадзора. Дата следующего испытания и клеймо наносятся на табличке баллона.

2.10 Перед проверкой электрооборудования на автомобиле убедитесь в отсутствии газа в подкапотном пространстве автомобиля и окружающем пространстве. Техническое обслуживание или ремонт электрооборудования производите только при отключенной аккумуляторной батарее. Не допускайте ненадежного крепления контактов, а также неизолированных концов проводов, находящихся под напряжением, во избежание искрения или короткого замыкания.

2.11 Не допускайте к ремонту и регулировке ГБО лиц, не имеющих достаточной квалификации в этой сфере.

2.12 В случае пожара, при возможности, закройте расходные клапаны на баллонах и, выработав газ при повышенных оборотах двигателя, выключите зажигание. Пламя тушите порошковым или углекислотным огнетушителем, песком, ветошью, одеждой.

3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АППАРАТУРЫ.

ГБО состоит из следующих узлов и деталей:

Выносного заправочного устройства (СНГ) или заправочного вентиля (КПГ)

Баллонов с моноблочной арматурой (мультиклапаном и коробкой предохранительной-СНГ) и вентилем баллона (КПГ).

Электромагнитного клапана газа (может быть сблокирован с редуктором-испарителем).

Редуктора-испарителя.

Дозатора газа (для эжекционных систем).

Смесителя газ-воздух (для эжекционных систем)

Блока управления (для систем распределенного впрыска газа)

Электромагнитного клапана бензина (для карбюраторных двигателей)

Переключателя видов топлива.

Трубопроводов и шлангов системы.

Заправка баллонов на АГЗС и АГНКС производится заправщиком - это его обязанность, при возможности всегда предоставляйте ему возможность самому производить подключение и отключение заправочного пистолета к Вашему автомобилю. Пистолет на АГНКС универсален, а

на АГЗС встречается евро-вариант и Российский стандарт (для подсоединения Российского варианта используйте переходник, который Вы можете приобрести после установки ГБО).

ГАЗОВЫЕ БАЛЛОНЫ.

Баллоны для газа подлежат периодическому освидетельствованию в организациях имеющих разрешение органов Гостехнадзора. Периодичность освидетельствования баллонов для СНГ- 2 года, для КПГ - 5лет. По результатам освидетельствования делается отметка в паспорте баллона

(при наличии такового) и пробивается срок следующего испытания на табличке баллона или непосредственно на корпусе баллона.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН ГАЗА.

Электромагнитный клапан газа (ЭМК газа) размещен в моторном отсеке а/м и предназначен для перекрытия подачи газа из баллонов в газовый редуктор. В состав газового клапана, как правило, входит фильтр очистки газа (войлочный или бумажный) - он нуждается в периодической чистке и в случае необходимости в замене. Отказ ЭМК газа приводит к невозможности подачи газа в газовый редуктор. Причиной отказа может быть выход из строя катушки клапана, полное засорение фильтра газа, а также отсутствие напряжения на контактах катушки в режиме работы а/м на газе.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН БЕНЗИНА.

Электромагнитный клапан бензина размещен в моторном отсеке а/м и предназначен для перекрытия подачи бензина в карбюратор во время работы двигателя на газе. Имеет вентиль аварийного открытия, позволяющий продолжить, в случае необходимости движение на бензине не зависимо от работоспособности самого клапана. В обслуживании не нуждается. Необходимо периодически проверять шланги подвода и отвода бензина к клапану и контролировать затяжку хомутов крепления шлангов, исключая возможные подтекания бензина могущих стать причиной пожара в моторном отсеке. Отсутствует в системах ГБО для инжекторных двигателей.

РЕДУКТОР-ИСПАРИТЕЛЬ.

Расположен в моторном отсеке А/М. Предназначен для снижения давления газа поступающего из баллона, испарения (СНГ) или подогрева (КПГ) и обеспечения потребного количества газа для двигателя на любых режимах работы.. Подсоединен к "малому кругу" системы охлаждения двигателя при помощи шлангов и хомутов. Принцип действия у редукторов разных производителей аналогичен, отличия только в конструкции. Нуждается в периодической очистке от внутренних смолистых отложений (следствие некачественного газа СНГ) сливе газового конденсата (раз в 5000 км. пробега после остановки двигателя,через отверстие для слива конденсата находящееся в нижней части редуктора), при необходимости производится замена резинотехнических изделий редуктора (в среднем раз в 60000 км пробега). Необходимо следить за надежностью крепления редуктора, состоянием шлангов подводящих к нему ОЖ, затяжкой хомутов крепления шлангов.

ДОЗАТОР ГАЗА.

Расположен на шланге между редуктором-испарителем и смесителем газ-воздух. В системах с лямбда-регулированием может быть выполнен в виде шагового электродвигателя. Бывает однопроходным и двухпроходным. Принцип действия аналогичен водопроводному крану - он перекрывает проходное сечение газового шланга, позволяя отрегулировать нужное количество газа, поступающее в двигатель.

СМЕСИТЕЛЬ ГАЗ-ВОЗДУХ.

Применяется в эжекционных системах . В карбюраторных двигателях бывает верхнего или нижнего расположения (в зависимости от места подсоединения к карбюратору). Обеспечивает оптимальную подготовку газовоздушной смеси перед поступлением в двигатель а/м. Для инжекторных двигателей выпускаются варианты совместного расположения смесителя и предохранителя ДМРВ (Предохранитель датчика массового расхода воздуха - устройство сводящее к минимуму ущерб для деталей системы впрыска а/м и воздушного фильтра при возникновении "обратных хлопков газа"). Уход за смесителем заключается в периодическом очищении от смолистых отложений и контролю за надежностью крепления друг к другу его составных частей. Отсутствует в системах распределенного впрыска газа.

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ВИДОВ ТОПЛИВА.

Находится в салоне автомобиля. Выполнен в виде трехпозиционного переключателя или сенсорной клавиши. Позволяет переключать режимы "ГАЗ" и "БЕНЗИН" с визуальным или звуковым подтверждением с места водителя.

Может содержать индикатор резерва и указатель уровня газа в баллоне.

СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕННОГО ВПРЫСКА ГАЗА.

СРВГ - технически сложная система, предполагающая квалифицированное обслуживание и ремонт. При возникновении ситуаций связанных с отказами оборудования или проблемами в работе, рекомендуем обращаться в специализированный сервис.